Семинар практикум по здоровьесбережению в доу. Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитательно — образовательном процессе в ДОУ

Юлия Боброва
Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА

Семинар-практикум для педагогов

Тема : «Виды здоровьесберегающих технологий и использование их в работе педагогов ДОУ »

Цель семинара :

Конкретизация в представлении педагогов понятий : “технология”, “здоровьесберегающие технологии” ;

Классификация форм воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы в области здоровьесберегающих технологий по доминирующим целям и решаемым задачам.

План семинара :

Теоретическая часть

1. Вступительное слово старшего воспитателя (актуальность проблемы)

2. Определение понятий :

технология;

здоровьесберегающие технологии .

3. Виды , применяемых в ДОУ :

Медико-профилактические технологии.

Физкультурно-оздоровительные технологии .

Социально-психологические технологии

Образовательные технологии

Валеологическое просвещение родителей

Методика В. Базарного;

Методика Аветисова

Дыхательная гимнастика Стрельниковой;

Точечный массаж (муз. руководитель)

Практическая часть

Педагоги разбиваются на 3 команды, придумывают название, девиз и эмблему

1 задание «Разминка – перевертыши»

2 задание «Знатоки»

3 задание «Физкультминутка»

4 задание «Коллаж»

Подведение итогов

Рефлексия

Ход семинара:

1. Вступление

Ведущий сообщает тему и цель семинара .

Ведущий. Британский биолог Джон Лебок утверждал, что здоровье человека зависит не сколько от врачей, сколько от привычек и ведения здорового образа жизни . Неоспоримо, что здоровье наших воспитанников – самая большая ценность, и мы с вами имеем возможность влиять на формирование их привычек и правильный взгляд на здоровый образ жизни .

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является воспитание здорового дошкольника , так как с каждым годом количество детей абсолютно здоровых заметно уменьшилось . Дети уже при поступлении в детский сад имеют отклонения от норм физического развития, имеют хронические заболевания, агрессивны, страдают дефицитом движения. Поэтому систематическая работа в направлении здоровьесбережения воспитанников наша первоочередная задача.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. По данной причине возникла востребованность педагогов образовательного учреждения в применении здоровьесберегающих технологий .

Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии” появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими воспитателями как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Одни определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. Другие включают в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику заболеваемости. Существуют различные мнения по данному вопросу.

Для нас наиболее приемлемым определением является следующее :

Здоровьесберегающие технологии это позитивное воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий , которые грамотно “встроены” в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Какова основная цель здоровьесберегающих технологий ?

Цель : Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей

Какие виды здоровьесберегающих технологий используются в дошкольном образовательном учреждении?

Ответы педагогов .

Закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.

Выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня

- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе

- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей .

Вы верно перечисляете формы работы, которые проводятся в детском саду. Но это еще не технология. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей ! (т. е. работа по здоровьесохранению ребенка должна быть систематической, непрерывной, спланированной в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду и иметь четко обозначенную цель)

Необходимо классифицировать различные виды здоровьесберегающих технологий .

2. Классификация здоровьесберегающих технологий .

Виды здоровьесберегающих технологий

1. Медико-профилактические технологии – направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Мониторинг здоровья

Организация профилактических мероприятий

Рациональное питание

Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка

Двигательный режим

Динамические паузы

Закаливание

Гимнастика

Подвижные и спортивные игры

Дни здоровья

Спортивные развлечения, праздники

3. Социально-психологические технологии обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подхода в процессе воспитания для сохранения психологического здоровья ребенка .

Тренинги

Релаксация

Музыкотерапия

Психогимнастика

Сказкотерапия

4. Образовательные технологии

Образовательная деятельность по физическому развитию

Формирование понятия «здоровый образ жизни »

Формирование понятия «безопасность»

5. Валеологическое просвещение родителей

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ :

Дни открытых дверей

Выступления на родительских собраниях

Консультации

Информация для стендов

Памятки

Презентации

Буклеты

Образовательный сайт МДОУ

1. Методика русский учёного, врача и педагога-новатора В . Базарного (метод смены динамических поз)

Предусматривает режим моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение» , осуществляется посредством конторок. Их особенность состоит в том, что рабочая поверхность находится под наклоном. Угол наклона от 14 до 18 градусов. Изменение динамических поз на начальном этапе адаптации детей к ним происходит через каждые 10 минут, позже – через 15 минут.

Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно работать стоя за конторкой и сидя за столом в течение занятия. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Для работы с наглядностью используется динамическая подвеска. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться где угодно : на подвеске, на занавеске, за цветком и т. д. Поэтому дети не прикованы к столам и стульям, постоянно находятся в движении.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера.

Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движением головы. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, красочной, привлекающей внимание.

СЛАЙД 13 Эдуард Сергеевич Аветисов, учёный

Метка на стекле (по Аветисову) Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить,

сколько на рисунке точек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой

Пример упражнения :

1. Упражнение «Бабочка»

Сидя за столом, положить перед собой бабочку. Дети дуют на бабочку, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

2. Упражнение «Ворона»

Ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки.

Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].

Показ презентации «Лечебные звуки» Рукавишникова Н. В.

Практическая часть

1. Задание – разбиться на 3 команды, придумать название в соответствии с темой семинара , эмблему и девиз команды.

(листы бумаги, карандаши, фломастеры)

2. Задание «Перевертыши» (разминка)

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина - мужское безобразие. (Коса - девичья краса)

От смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груз-дем - полезай в кузов)

Курица кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ)

Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)

Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Мало счастья - много вопросов. (Семь бед - один ответ)

Это плохо, если плохо начинается. (Все хорошо, что хорошо кончается)

Безделью часы - слезам год. (Делу время - потехе час)

Собак не страшиться - по городу гулять. (Волков бояться - в лес не ходить)

«Знатоки»

3. Вопросы САН ПИН

Сколько раз в неделю проводятся физкультурные занятия в группе раннего возраста и младшей группе. Сколько по времени оно длится?

При каких условиях прогулка сокращается (ниже минус 15, скорость ветра более 7 м/с)

Время проведения НОД в возрастных группах

Правила расстановки столов при проведении НОД в группе

Временной перерыв между НОД

Максимальное количество НОД в день в младшей и средней группе

Время проведения утренней гимнастики в группе раннего возраста, в подготовительной группе.

Время дневного сна для детей раннего возраста, детей подготовительной группы

Как реализуется медико-профилактическая технология в доу (перечислите)

Как реализуется валеологическая технология в доу

Как реализуется физкультурно оздоровительная технология в доу

«Физкультминутка»

4 Двигательные упражнения :

Проведите 2 физкультминутки для детей (организуйте педсостав)

Проведите 2 пальчиковых гимнастики для детей (организуйте педсостав)

Проведите гимнастику для глаз (3-4 упражнения) организуйте педсостав

5 Коллаж (клей, карандаши, вырезки, листы бумаги, ножницы)

«Здоровый образ жизни – выбор нашей семьи»

«Это разрушит твое здоровье »

«Важные слагаемые здоровья ребенка »

«Мы выбираем спорт!»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся

Создать коллаж, презентовать его. Вывести основную идею во главу листа.

(задание : каждой группе изучить любую форму работы из авторских методик по сохранению здоровья для дошкольников , ввести методику в работу группы (подготовить материалы и картотеку упражнений) и на следующем педсовете представить и рассказать о ходе вашей деятельности)

В заключение нашего занятия, хочу рассказать Вам притчу. А вы подумайте – какой в ней смысл.

"Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне Счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. "

Смысл ясен – все в наших руках, и наше здоровье тоже . Берегите себя и будьте здоровы .

3 Рефлексия

Методика «Неоконченное предложение» .

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было…

Я оцениваю семинар …

Подведение итогов

Цель семинар (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи: занятия:

  • Дать определение понятию здоровья.
  • Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам развивающей среды по физическому воспитанию.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей

Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами хотели бы провести семинар (мастер-класс) по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Начать нашу встречу нам хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ, Марина – миролюбивая и т.д.

(знакомство-приветствие).

Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу нашего семинара.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи “Я здоровье берегу - сам себе я помогу!” (включается музыка).

2. Начало программы

Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “машина”, “золото” и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.

Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Сегодня мы поделимся опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду. Сейчас я предлагаю посмотреть комплекс гимнастики после сна во второй младшей группе, воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна. Первую часть вы увидите на экране. Это подъем детей. Продолжение этой гимнастики вы увидите здесь, в музыкальном зале.

(показ видеоролика подъема детей после сна во второй младшей группе и практический показ с детьми).

Часть 1.“Наши технологии”:

Об использовании здоровьесберегающих технологий расскажет старший воспитатель Владимирова Л.И.

Какое нетрадиционное оборудование для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ можно сделать из различного материала расскажет воспитатель Яковлева Н.С. Приложение 1.

О влиянии музыки на организм человека расскажет музыкальный руководитель Хасанова С.В. Приложение 2.

Часть 2. “Практика”

Практическое занятие с педагогами – комплекс гимнастики после сна с использованием нестандартного оборудования проведет воспитатель Яковлева Наталья Сергеевна и музыкальный руководитель Хасанова Синария Вагизовна.

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас мы вам предлагаем несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Гора грязной посуды быстро исчезнет, если уронить на нее гирю.

Каша с маслом будет вкуснее, если добавить в нее еще немного масла.

Стакан будет более блестящий, если помыть его еще и снаружи!

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Если вы не уверены в свежести вашего дыхания – не дышите.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если хочешь похудеть, ешь голый у зеркала.

Свежекупленный сыр будет храниться гораздо дольше, если не съесть его в первый же день.

Ваше платье прослужит вам долгие годы, если ваш муж получает маленькую зарплату.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе.

Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Одна минута смеха может заменить пятнадцати минутам езды на велосипеде, а посмеявшись десять - пятнадцать минут вы можете сжечь калории, которые содержатся в плитке шоколада.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное “побочное действие” - хорошее настроение.

И в заключение нашего семинара мы переходим к рубрике “Релаксация”.

Ритм жизни человечества в наше время вызывает огромное физическое и психологическое напряжение. Сколько ненужных, бесполезных движений мы делаем и подвергаем нервную систему излишней нагрузке. Физическая и умственная нагрузка, всплеск эмоции истощают организм и одного ночного отдыха ему недостаточно. Усталость тела мы чувствуем сразу, а вот на усталость мозга не всегда обращаем внимание. Если вы не можете сконцентрировать внимание на том, что делаете, это значит, ваш мозг устал и эффективно помочь ему может - релаксация.

(видеоролик “Когда тебе грустно”).

Наша передача “Я здоровье берегу, сам себе я помогу подошла к концу.

Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Протокол семинара(мастер-класс). Приложение 3.

Используемая литература

Кривцова Анастасия Сергеевна
Семинар-практикум для родителей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Семинар практикум для родителей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Участники семинара : воспитатели и родители .

Цель семинара : раскрыть смысл необходимости внедрения .

Задачи семинара :

1. Познакомить участников семинара -практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ ;

2. Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

3. Установить тесную связь воспитателей и родителей в формировании навыков ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

1. Повышена педагогическая грамотность родителей в вопросах здоровьесбережения ;

2. Сформировано ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей ;

3. Родители овладели конкретными приёмами оздоровления .

4. Актуализированы детско-родительские отношения посредством проведения оздоровительных мероприятий в условиях семейного воспитания.

Ход семинара:

1. Даём родителям описание видов , их актуальности, а также, как их можно внедрять в образовательный и воспитательный процесс в ДОУ.

2. Проводим анкетирование.

3. Рассказываем какие закаливающие мероприятия мы проводим в группе.

4. Проводим с родителями физминутки , дыхательные гимнастики, зарядки.

6. Отвечаем на вопросы родителей .

7. Раздаем буклеты «В здоровом теле – здоровый дух » .

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические упражнения непременно должны войти в образ жизни каждого человека, который думает о том, что нужно сохранять на всю жизнь работоспособность, здоровье и полноценную жизнь .

Дошкольный возраст - это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей . Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников , все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Это все делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.

Главная задача воспитателей детского сада - подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников , к его заметному ухудшению? Одним из ответов и выступает востребованность среди педагогов здоровьесберегающих технологий .

Здоровьесберегающие технологии - это :

Организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей ;

Качественная характеристика педтехнологий по критерию их действия на здоровье участников педпроцесса;

технологическая база здоровьесберегающей педагогики .

Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья , дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни , заложив в нем культуру здоровья .

Эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности. Воспитатели учат детей культуре здоровья , как следует ухаживать за своим телом, т. е. разумному отношению к личному здоровью , безопасному поведению.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

1. Объединить усилия родителей и педагогического коллектива для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы , профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

2. Обучить воспитанников безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в городе и в природных условиях;

3. Осуществить преемственность между ДОУ и школой посредством физкультурно-оздоровительной работы .

Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы :

I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников .

Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);

Спортивные и подвижные игры;

Тренажеры, контрастная дорожка.

II. Технологии обучения ЗОЖ .

Физкультурные занятия;

Гимнастика после сна;

Точечный массаж;

Бассейн;

Спортивные праздники, развлечения;

СМИ (ситуативные малые игры - подражательная ролевая имитационная игра) ;

День здоровья .

III. Технологии музыкального воздействия.

Музыкотерапия;

Сказкотерапия.

IV. Технология коррекции поведения .

Педагог, ощущающий себя стражем здоровья детей , который воспитывает культуру здоровья детей и их родителей , сам должен быть здоровым , иметь валеологические знания, не переутомлен работой, уметь оценивать объективно свои недостатки и достоинства, связанные с профессией. Он должен составить план по самокоррекции и начать его осуществлять.

Чтобы реализовать обогащенное физическое развитие и оздоровление детей в ДОУ применяются нетрадиционные приемы.

В каждой группе должен быть оборудован "Уголок здоровья ". В нем должны находиться традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь, а также нестандартное оборудование, изготовленное своими руками :

"Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику делает массаж стоп ног.

Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.

Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.

Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.

Оздоровительную гимнастику нужно проводить ежедневно после сна, босиком под музыку.

В оздоровительные режимы группы должны входить спектры медико-восстановительных методик :

Гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение) ;

Мимические разминки;

Пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);

Дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку) ;

Точечный массаж;

Упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Здоровьесберегающая деятельность формирует в результате у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни , полноценное развитие.

Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает :

Организацию деятельности детей в игровой форме;

Организацию культуротворчества дошкольников;

Построение педагогического процесса в образе модели культуры;

Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми, пособиями.

Эта вся работа должна проводиться комплексно, на протяжении всего дня. В этой работе должны участвовать и педагогические, и медицинские работники : педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Родители - главные воспитатели ребенка. От того, как организован режим дня ребенка, сколько внимания родители уделяют здоровью ребенка , зависит его настроение, психологический комфорт. Здоровый образ жизни ребенка , к которому его приучают в детском саду, может или поддерживать ежедневно дома, и закрепляться, либо не находить поддержку, тогда информация, полученная ребенком, будет для него тягостной и лишней.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека. Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить, но люди о нем не заботятся так, как это необходимо. Важно понимать, что забота о детском здоровье сегодня - это полноценный трудовой потенциал всей нашей страны в ближайшем будущем.

Педагоги, врачи, родители , все хотят, чтобы наши дети учились хорошо, становились с каждым годом сильнее, вырастали и выходили в большую жизнь людьми не просто знающими, но и здоровыми . Ведь здоровье - бесценный дар !

2. Анкета :

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

а) совсем не болеет

б) редко болеет

в) часто болеет

2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за

правильным развитием Вашего ребёнка?

в) частично

3. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

а) соблюдение режима

б) полноценный сон

в) достаточное пребывание на свежем воздухе

г) здоровая гигиеническая среда

д) благоприятная психологическая атмосфера

е) физические занятия

ж) закаливающие мероприятия.

4. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

а) облегчённая форма одежды на прогулке

б) облегчённая одежда в группе

в) обливание ног водой контрастной температуры

г) хождение босиком

д) прогулка в любую погоду

е) полоскание горла водой комнатной температуры

5. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка ?

б) частично

6. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?

а) постоянно

в) очень редко

г) не занимается

7. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада рациональным?

б) отчасти

г) затрудняюсь ответить

8. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка?

а) на море

в) в санатории

г) в деревне

д) другое ___

9. Как Ваши дети проводят досуг?

а) у бабушки

б) гуляют во дворе

в) смотрят телевизор

г) с друзьями

10. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни ?

а) из специальных книг

б) из средств информации

в) из беседы с ___

г) в детском саду

11. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям?

б) затрудняюсь ответить

12. Если прививаете, то каким образом?

а) с помощью бесед

б) личным примером

в) совместно

13. Нужна ли Вам помощь детского сада?

б) частично

3. В нашей группе мы проводим с детьми следующие закаливающие мероприятия :

Проветривание в группе, приемной и в спальне;

Ежедневная утренняя зарядка;

Дыхательная гимнастика во всех видах деятельности, физминутки, пальчиковые игры;

Физкультурные занятия 3 раза в неделю;

Дневной сон без маек;

Умывание лица и рук под краном (1 мин) ;

Ежедневные прогулки (днем и вечером) ;

Босохождение после дневного сна по ребристой доске и массажным дорожкам.

Гимнастика после сна.

4. Упражнения для родителей , которые мы проводим с деться :

Утренняя гимнастика :

«Как у нашей кошки»

Педагог предлагает детям стать не просто детками, а котятами.

Как у нашей кошки

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

(Дети изображают действия котят)

Хвостиком играют.

(горбят спинки и шипят)

А у них на лапках

(стоят на коленях, вытягивают руки вперед)

Острые царапки,

(шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки)

Длинные усищи,

Зеленые глазища.

Очень любят умываться,

(Имитируют умывание)

Лапкой ушки почесать

(чешут за ушками)

И животик полизать.

(«лижут» животик)

Улеглись на бочок

(прогибают спинки)

И свернулись в клубок, А потом прогнули спинки Убежали из корзинки.

(разбегаются (бег в течение 30 секунд)

Пальчиковая гимнастика :

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

(Руки над головой «домиком» ).

Чтоб окошко было в нём,

(Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко» ).

Чтоб у дома дверь была,

(Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями) .

Рядом чтоб сосна росла

(Пальцы растопырены. Руки тянем вверх) .

Чтоб вокруг забор стоял,

(Руки перед собой кольцом, пальцы соединены) .

Пёс ворота охранял.

(Одна рука «пёс» , мизинец отсоединить от других пальцев).

Солнце было,

(Скрестить кисти рук, пальцы растопырены) .

Дождик шёл,

(«Стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл

(Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх) .

Физминутка :

«Зайка»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Движения по тексту стихотворения.

Дыхательная гимнастика :

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки : о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Гимнастика для глаз :

Са-са-са – прилетела к нам оса.

(Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать движение пальца вправо-влево. Голова неподвижна)

Су-су-су – мы увидели осу.

(Проследить движение пальца вверх-вниз)

Сы-сы-сы – испугались мы осы.

(Описать в воздухе круг и проследить взглядом)

Са-са-са – улетай скорей оса.

(Проследить движение по кругу в другую сторону)

Ай-ай-ай – ты нас больше не кусай.

(Спрятать руки за спину и покачать головой.)

Ой-ой-ой – побежали мы домой. (Мигать глазами.)

Семья, где есть постоянно болеющий малыш, нуждается в особом образе жизни. И речь ни в коем случае не идет о снятии физической нагрузки или уменьшении контактов. В большинстве случаев активная социальная жизнь не только не мешает малышу адаптироваться, но, наоборот, помогает. Даже если все проблемы идут, на первый взгляд, из социума. Посудите сами, чего можно добиться, заперев кроху в четырех стенах? В лучшем случае - потери интереса к общению и неумению выстраивать отношения с людьми в будущем. А в худшем случае можно спровоцировать устойчивые фобии по поводу общения с людьми и ухудшение исходного, и без того непростого, состояния.

В борьбе со статусом ЧБД нет ничего непосильного. Главная трудность заключается в том, чтобы поверить в собственные силы, запастить терпением и начать серьезно и честно использовать советы и рекомендации, о которых речь пойдет дальше.

Рациональный режим дня

В идеале - необходимо придерживаться одному и тому же распорядку дня. Он лежит в основе здорового образа жизни , и каждый врач с удовольствием подпишется под этой рекомендацией. Для детей соблюдение режима дня еще более важно : ведь их психика более тонкая, чувствительная и легкоранимая. Сбалансированный распорядок дня оказывается для нее хорошей палочкой-выручалочкой.

Не придерживаться следующих правил :

Увеличить ночной сон на 1 - 1,5 часа, укладывая ребенка пораньше в постель;

Обязательно ввести дневной сон или отдых в постели (даже если ребенок уже не спит днем, ему нужно выделить час на «лежание» без музыки, мультиков и игрушек);

Увеличить время прогулки на свежем воздухе на 1 час или добавить прогулку перед самым сном, которая, естественно, не должна отличаться шумностью и слишком большой активностью;

Ограничить поездки в общественном транспорте;

Полностью исключить телевизор со «взрослыми» программами и ограничить мультики (до 1-2 в день) ;

Свести к минимуму время, проводимое ребенком за компьютером, игровой приставкой и т. п.

Подобные меры очень хорошо восстанавливают нервную систему.

Также деткам со статусом ЧБД полезны выезды на отдых, однако лучше исключить длительные перелеты и смену климата. В межсезонье и в холодное время года можно совершать кратковременные поездки в загородные пансионаты на выходные. Отдых на природе, свежий воздух пойдут на пользу не только нервной системе малыша и его физическому здоровью , но и здоровью родителей .

Рациональный режим питания

«Мы - то, что мы едим» .

Следите за тем, чтобы ребенок ел ежедневно крупы, молочные и кисломолочные продукты, фрукты и овощи. А вот сладостями можно пожертвовать, заменив их сухофруктами и цукатами.

Не секрет, что ребенка сложно заставить есть полезную пищу, поэтому придумывайте «обманки» , например, можно добавлять измельченные фрукты в творог и каши, а из отварных овощей делать забавные фигурки. Детская еда должна быть не только полезной, но и выглядеть привлекательно. Пожалуй, только так можно заставить ребёнка съесть то, что ему необходимо.

Родителям , чьи дети страдают пищевой аллергией, надо не только придерживаться рекомендованной диеты, но и следить, чтобы стол крохи был по возможности разнообразен. Безусловно, это требует определенных усилий и изобретательности. Однако не жалко никаких стараний, когда видишь, как драгоценное чадо уплетает за обе щеки обед.

Также необходимо с пониманием относиться к рекомендациям врачей. Порой кажется, что они перестраховываются и запрещают слишком многие продукты. Такое щепетильное отношение продиктовано серьезными последствиями употребления не подходящей ребенку еды, которая может сильно ослабить организм и спровоцировать очередное заболевание.

Общеоздоровительные мероприятия - ключ к избавлению от частых болезней

Одной из причин частых заболеваний у малышей является так называемая плохая тренированность систем терморегуляции. В результате чуть меняется погода - ребёнок реагирует на это кашлем.

Мы говорим сейчас о системе закаливания. Процесс закаливания действует сразу на нескольких уровнях, оздоравливая весь организм в целом.

Прежде всего, это контрастный душ. Достаточно легкого, но ощутимого чередования. Начинайте с перепада всего в 1-3 °С. Если ребёнок купается при температуре воды 36-37 °С, то сначала температуру можно понизить до 33 °С. Затем доведите постепенно эту разницу до 8-10 °С. Если у ребенка не возникает негативной реакции, попробуйте достичь разницы в 12 °С. Однако если ваше чадо боится, сжимается, нервничает, остановитесь на комфортной температуре.

Контрастный душ стоит применять в холодное время года днем или вечером, раз в день, в теплое - дважды в день.

Обливание - это тоже водное закаливание. С той лишь разницей, что обливание подразумевает единовременный выплеск большого количества воды.

Вы, наверное, удивитесь, если узнаете, что обливаться, по сути, можно любой водой. Не обязательно ледяной, как все мы привыкли думать. Специалисты по закаливанию утверждают, что смысл обливания в единовременной «встряске» центральной и вегетативной нервной системы.

Обливание обязательно происходит с головы и желательно неожиданно. При этом выливается всегда большой объем воды. Ну, как минимум, большой таз.

В момент резкого выплеска воды человек вольно или невольно восклицает : «Ух!» Это «ух!» и считается целительным. А от температуры воды оно особо не зависит. Мобилизовать и «пробудить» детский организм можно как водой температуры 36 °С, так и 23-26 °С. Ниже температуру воды опускать не стоит.

Массаж - еще один способ активизировать и закалить организм. Если говорить о профессиональном массаже, то его очень полезно проходить курсами всем деткам со статусом ЧБД несколько раз в год. Детям, у которых острые респираторные заболевания часто осложняются бронхитом, врач может назначить специальный массаж грудной клетки.

Что же касается массажа в домашних условиях, то он тоже очень эффективно укрепляет здоровье ребенка , который часто болеет. Например, легкие поглаживания, постукивания и растирания спины и груди (1-2 раза в неделю) обеспечивают постоянный дренаж дыхательных путей.

Сказка на ночь с хорошим концом

Рассказанная ребенку перед сном сказка - это очень мощное средство психологического воздействия, в результате которого малыш усваивает новую информацию. Психологическая работа происходит щадящим образом и не отвлекает кроху от дел, например от засыпания.

Оптимальная манера чтения (или рассказывания) - чуть нараспев, тихим голосом со спокойными интонациями. А вот содержание - особая статья. Оно-то и должно отрабатывать главные проблемы.

Спасибо за внимание!

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Вступительное слово:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы к нам на семинар,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Руководитель творческой группы записывает их на доске. Если слова повторяются, то руководитель творческой группы ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д.

Актуальность проблемы:

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно. Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, в России резко ухудшился такой существенный показатель как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. На 1,5%-возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Зачитывается справка о здоровье воспитанников в детском саду.

По результатам углублённого медицинского осмотра за 2014-2015 учебный год у детей наблюдаются проблемы со здоровьем:

Нарушение опорно-двигательного аппарата;

Нарушение зрения;

Заболевания органов дыхания;

Заболевания органов пищеварения;

Кожные заболевания;

Нарушение речи (ФНР, ОНР, задержка речевого развития);

Нарушения психического развития (ЗПР, умственная отсталость, аутизм).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. (Всемирная организация здравоохранения) Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья воспитанников. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений.

Рефлексивно-ролевая игра.

Мы предлагаем вам поработать в мини группах. Постарайтесь ответить на вопрос: «Что мешает ребёнку быть здоровым?». Найдите причины, которые оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье ребёнка дошкольного возраста.

Не затрагивая глобальные причины: наследственная предрасположенность, экология… найдите те причины, на последствия которых мы можем повлиять.

Участникам каждой группы необходимо определить те причины, которые, с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему детский сад, быть здоровым.

Каким образом мы можем на это повлиять? (работа в группах. Презентация ответов-один представитель от группы).

На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

Возрастные и индивидуальные особенности детей;

Использовать разные формы работы по формированию здорового образа жизни дошкольников;

Систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Невозможно решить проблему здоровья, применяя только традиционные педагогические технологии. Вот почему мы сегодня и поговорим о здоровьесберегающих технологиях.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его бучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время обще название «здоровьесберегающие технологии»

«Здоровьесберегающие технологии» - это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, которые осуществляются в процессе взаимодействия («ребёнка и педагога», «ребёнка и родителей», «педагога и родителей»).

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии-регулярная экспресс-диагностика состояния детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало и конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья.

Основные задачи:

- создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, эстетического развития личности;

- охрана и укрепление психофизического здоровья детей;

- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами здоровьесберегающих технологий;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре;

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профилактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Технологии просвещения родителей;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ:

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Мониторинг здоровья

Организация профилактических

Мероприятий

Рациональное питание

Рациональный режим дня

Здоровьесберегающая среда

Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.

· Двигательный режим

· Динамические паузы

· Закаливание

· Гимнастика

· Подвижные и спортивные игры

· Дни здоровья

· Спортивные развлечения, праздники

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка:

Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии, получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие.

Тренинги

Релаксация

Музыкотерапия

Психогимнастика

Сказкотерапия

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ: Семинары-тренинги, Консультации для педагогов, Практикум для педагогов ДОУ, Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, где работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств;

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

· Динамические паузы;

· Подвижные и спортивные игры;

· Релаксация;

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Семинар практикум для воспитателей

«Новые здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Составила воспитатель

I категории Калинина В. В.

Согласовано со старш. воспитателем

Е. Г. Шитовой /_________/

Оханск, 2015

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья детей.

Метод «Дерево ожиданий »

Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от семинара, узнают об ожиданиях других участников, на протяжении всего семинара видят свое продвижение вперед.

Материал: готовое дерево, шаблоны зеленых яблок.

Ход: на заранее приготовленные шаблоны – яблоки участники пишут свои ожидания от семинара и помещают их на дерево.

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д. (в зависимости от выбора необходимо своими словами подвести к значимости здоровья в жизни людей)

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов ДОУ. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива нашего учреждения на длительный срок.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровьесбережение – это активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность и единство всех уровней жизнедеятельности человека.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Таким образом, «Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

ЗСПТ применяются в различных видах деятельности. Выделяются три группы здоровьесберегающих технологий: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии

«Дождь здоровья»

Уважаемые педагоги, перед вами набор различных слов. Нужно весь этот беспорядок превратить в три группы здоровьесберегающих технологий. Из каждой тучки идет целительный дождик здоровья. У каждой тучки свое название – вид технологий. Вам нужно распределить технологии по группам.

Проверим . 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая, минутки вхождения в день и минутки шалости, кинезиологические упражнения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые ситуации (игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

«Встреча в галстуках». Предлагаю вам надеть галстуки (зеленые, черные, желтые). Зеленые галстуки принадлежат новаторам, которые показывают технологии. Черный галстук – пессимистам, которые выделяют отрицательные моменты технологий. В желтых галстуках оптимисты, выделяющие все положительное.

Наталья Анатольевна познакомит вас с технологией арттерапия направление изотерапия

Педагогическая арттерапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и удивительные звуки музыки, а так же богатство образов и красок произведений великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями, помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я".

Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.

Рисование клубком

Цели: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие

креативности. Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой

работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки. Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, каким образом

создавать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый

ребенок и, разматывая его, создает композицию. Отрывая нить, передает клубок

следующему. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что

получилось.

Коррекционные технологии Арттерапия. лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, красочная живопись с помощью ног, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.), отпечатки рук на прохладном, теплом песке. . Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях. Положительно влияет на развитие творческих способностей, на оздоровление музыка Моцарта, его современников, музыка барокко с ритмическим размером 60 – 64 такта в минуту. Сказкотерапия . Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства. . Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Технологии коррекции поведения. Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме Психогимнастика. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот "контроль" и как он "работает" в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие напряжения, создание игровой ситуации. Снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения, коррекция настроения и отдельных черт характера, обучение ауторелаксации. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Фонетическая ритмика. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе Здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Екатерина Александровна познакомит с технологией под названием самомассаж. Наиболее простым, доступным пониманию и исполнению ребенка является массаж и самомассаж. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно.

Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, Физминутка, прогулках. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты.

Самомассаж с прищепками. Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

Кусается сильно котенок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Начинать следует с согревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Приступим к обсуждению.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы. Мною разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.

Самомассаж . Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Галина Геннадьевна «Минутка шалости» «Минутки шалости» будят двигательное воображение – основу творческой осмысленной моторики, что обеспечивает одушевление детских движений. Имитируя различные движения, ребенок естественно «преображается»

Минутки шалости относятся к технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности.

Приступим к обсуждению.

Что еще относится к технологии стимулирования и сохранения здоровья.

Стретчинг

Стретчинг (от лат. stretch) – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья

Проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебно-профилактическую.

Релаксация

Релаксация - (от лат. relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Пальчиковая гимнастика

Способствует овладению навыками мелкой моторики. Помогает развивать речь. Повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.

Дыхательная гимнастика

Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.

Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.

В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. К сожалению, некоторые дети дышат через рот. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.

Гимнастика для глаз

Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.

Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть.

Гимнастика для глаз может проводиться с предметами (например, работа с расположенными на стенах карточками). Дети выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие.

Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.

Кинезиологические упражнения

Комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.

Стретчинг со сказкотерапией.

«Жадный император»

Сегодня я расскажу вам сказку о жадном императоре (начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее):

Давным-давно за морем-океаном жил император. Был он очень жадным и больше всего на свете любил золото. По всей стране измученные и голодные люди добывали золото и везли его императору на слонах (ходьба обычная, руки на поясе. Затем на внешней стороне ступни), на верблюдах (на пятках), несли в мешках (полу присев) и складывали в высокие амбары (на носках, руки вверх).

Золото набралось так много, что император приказал построить себе роскошный дворец из чистого золота. Все комнаты во дворце были украшены золотом. Золотыми были: пол, потолок (руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Наклон вниз, поднять голову вверх), стены (потянуться правой рукой направо, затем левой – налево. Смотреть на пальцы рук), зеркала (подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном). Золотые колокольчики звенели от порывов ветра (Подняться на носки. Руки через стороны вверх. Потрясти кистями, опустить руки с легким поклоном).

Носил император парчовый расшитый золотом халат (правая рука на левом плече, повернуться на лево. Левая рука на правом плече, повернуться направо). Золотую шапку (круговые вращения головой вправо, затем влево). Даже подошвы его туфель были отлиты из золота (Руки на поясе. Ноги на ширине плеч. Правую ногу поставить на пятку, на носок. То же с левой ногой). Посуда, из которой ел император, была золотая. Слуги на золотых подносах разносили сласти (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Руки перед собой ладонями вверх. Прыжки вокруг себя).

До того дошла жадность императора, что он приказал вырвать у себя четыре здоровых зуба и вместо них вставить золотые (сесть по-турецки и отдохнуть после прыжков). Но и этого было мало императору. Он увидел, что на постройку дворца пошло много золота и несколько амбаров опустело (Встать. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, не отрывая пяток от пола). Кликнул он клич по всей стране: “Кто умеет превращать в золото разные вещи, пусть явится во дворец”. И вот явился старичок с длинной белой бородой. Взял императора за руки, стукнул по каждому его пальцу маленькой черной палочкой и пропал.

Вскочил император со своего трона (Ноги вместе, руки на поясе. Присесть, руки вперед, встать) и побежал в сад проверять силу волшебства. Бежит и притрагивается своими руками то здесь, то там (Присесть, руки в стороны, встать). И вот … нежные ароматные цветы и свежая зелень листьев превратились в мертвое золото.

Император считал себя самым счастливым человеком на земле. Он подбежал к бассейну с рыбками (Лечь на живот, руки вдоль туловища, ноги вместе. Прогнуться назад, руки вперед – в стороны. Ноги по очереди вверх-вниз). И только протянул он руку, как журчащая прозрачная вода превратилась в золото и рыбки тоже стали золотыми. Поймал император бабочку, и стала она золотой брошкой (Сесть по-турецки, ноги стопа к стопе. Пальцами рук обхватить стопы. Движения коленями вверх-вниз). А вот стрекозы успели улететь от императора и остались живыми (Встать на колени, руки вдоль туловища, ноги вместе. Поднять руки на уровень плеч и взмахивать вверх-вниз).

Наконец он захотел, есть и вернулся во дворец (Сидя на полу, развести прямые ноги, руки на поясе. Наклон к правой ноге, руками достать носок, выпрямиться. То же к левой ноге). Но стоило ему только поднести молоко к губам, как оно превращалось в золото. Протянул император руку за пирогом. Но пирог тотчас же стал золотым, твердым, как камень (Лежа на животе, подпереть руками голову. Ноги поочередно сгибать и разгибать в колене). Отчаявшись утолить голод, император отправился спать. Но как только он лег на постель, перина и подушка превратились в золото и стали твердыми. Он накрылся одеялом, но и оно стало холодным. Как лед. Так был наказан за жадность император.

Вам понравилась сказка? Кокой был император? Жадность – это плохо или хорошо? А среди вас есть жадины?

Рефлексия. Продолжим работу с нашим деревом. Если вам понравился сегодняшний семинар, и вы взяли что-то из него для себя, повесьте на дерево красное яблоко, если вам все это было уже знакомо, вам это не пригодится, повесьте желтое яблоко. На этом наша встреча в галстуках окончена. Спасибо за внимание.

Здоровьесберегающие технологии

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше, чем через30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий,

2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Занятия из серии «Здоровье»

Самомассаж

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

2. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. Возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

3. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые ситуации (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: