Родительское отношение приемного родителя. Тема: Родительское отношение приемного родителя

Отношение приемной семьи к кровным родственникам приемного ребенка

и их взаимодействие

Для всех приемных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьей ребенка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным . Волнует он и сотрудников учреждений, в которых находится ребенок.
Это происходит потому, что приемные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребенка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребенок после таких встреч. Кроме того, после усыновления , оформления опеки многие считают ребенка своим и не хотят впускать в новую жизнь прошлое ребенка, чтобы не травмировать его.
Социальные работники, специалисты органов опеки и попечительства, прежде чем передавать ребенка в новую семью, предпринимают все возможные меры для сохранения родной. Почему? Причин тому несколько. И первая, самая главная – это отношение ребенка к своим родителям.
Известно, что как бы хорошо не жилось ребенку в учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он стремится домой. Ему хочется либо вернуться в свою собственную семью, либо он мечтает о том, что его найдут новые мама с папой. Английские ученые обращают внимание на неоправданность веры в то, что ребенок забудет свой дом и начнет жить сначала, если его переместить в новые, хорошие условия. Поддержание контактов с родственниками имеют благотворное влияние на ребенка. Повышается его самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребенка к обучению, уменьшается риск неприятия ребенком нового дома, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми; встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации; ребенку гарантируется семья на всю жизнь (братья, сестры и другие близкие люди).
Следующая причина – большинство детей после нахождения в детском учреждении, приемной семье, детских домах семейного типа возвращаются по месту закрепления жилья, т. е. к родителям, лишенным родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребенка из семьи, что наносит огромную травму, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют путь своих непутевых родителей.
В связи с тем, что в России активно развивается институт приемной семьи, создаются семейные воспитательные группы, нужно обратить внимание на выстраивание отношений замещающих семей с кровными родителями. Оказывается, что новые родители совершенно не подготовлены к тому, что им придется лицом к лицу столкнуться с кровной семьей ребенка. Это показывает и зарубежный, и наш российский опыт. Замещающие родители не подготовлены к реакции детей на такие встречи и болезненно переживают изменения в поведении ребенка после таких встреч. Они не желают признавать важность регулярных контактов детей со своими родителями. Если замещающие родители начинают понимать необходимость связи ребенка с кровными родителями, то им легче принять существование родной семьи ребёнка и как-то приспособиться к ней, чем избегать разговоров с ребенком на эту тему.
Есть притча, она очень точно отражает смысл того, как выстраивать отношения и говорить с ребенком о его кровных родителях и тех, кто его принял в новую семью.
Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали. Одну ты не помнишь, другую называешь мамой. Две разные женщины, создавшие твою жизнь. Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем. Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как ее прожить. Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь. Одна дала тебе национальность, другая дала тебе имя. Одна подарила тебе талант, другая дала тебе цель. Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи. Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слезы. Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребенке, и Бог услышал ее. И сейчас ты задаешь мне сквозь слезы вопрос, на который еще никто не нашел ответ: наследственность или окружение – чей я плод? Ничей, дорогой мой, ничей! Просто две разные любви.
Психологи убеждены, что если ребенок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приемные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Преимущественно это относится к детям, которые сохраняют положительные воспоминания о родителях. Ни в коем случае нельзя корректировать эти отношения или неодобрительно отзываться о кровных родителях, пытаться вытеснить или изменить чувства ребенка. Следует радоваться тому, что чувства ребенка не притупились, и бережно сохранять и развивать их.
Если же между взрослыми, окружающими его в данный момент, и ребенком складываются конфликтные отношения, то часто в его сознании возникает мысль: «Раз мои родители плохие, то и я такой же (или обо мне также думают)». Психологии категорически утверждают, что высказываться о кровных родителях нужно либо положительно (попали в сложную жизненную ситуацию и пока не могут выбраться из нее) либо вообще никак.
Момент, когда говорить, у каждого индивидуальный.
Очень важный аспект этого вопроса – это организация контактов и встреч ребенка с родными.
Часто задаваемый вопрос: имеет ли право опекун воспрепятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?
Да, имеет, если для этого имеются веские основания. Пункт 3, статьи 150 Семейного кодекса РФ говорит: «опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка». Если родители лишены родительских прав они вообще не имеют права общаться с ребенком, по закону они являются для него посторонними людьми. Если родственники ребенка приходят на встречу в пьяном или другом непотребном виде или ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на ребенка, то опекун может встречи отклонить. Кроме того опекун самостоятельно устанавливает порядок, место и время общения родственников с ребенком. Если возникает конфликт с родственниками, то он решается с участием органов опеки, а если договориться не удалось, то через суд.
Статья 75 Семейного кодекса РФ гласит: «Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок».
Приемных родителей часто волнует вопрос, говорить или нет ребенку о его родителях правду, ведь она не очень приятная: родители его погибли в пьяной драке, а до этого решался вопрос о лишении их родительских прав?
По нашим наблюдениям Россияне чаше всего или умалчивают, или избегают разговоров на эту тему, отвлекая внимание детей, или придумывают красивую историю о бывших родителях. Естественно, что выбор линии поведения, зависит от многих обстоятельств. Мне хотелось бы рассказать о том, как по исследованиям психологов дети относятся к своим биологическим родителям.
Если дети до двух лет почти не помнят своего прошлого, то у детей 2-6 лет какие-то воспоминания сохраняются на всю жизнь. От этого зависит поведение детей в новой семье. Негативные впечатления вызывают недоверие ко всем взрослым, дети принимают оборонительную позицию, некоторые ведут себя агрессивно и вызывающе, обманывают, присваивают вещи. Дети непроизвольно воспроизводят то поведение, которое наблюдали в семье. Но, довольно часто, встречаются и те, кто с грустью вспоминает родителей, особенно мать.
Дети старше 6 лет помнят свое прошлое, которое уже наложило отпечаток на их развитие и формирование личности. Такой ребенок недоверчив к новым людям. Освоившись в новой обстановке, он демонстрирует многое из виденного в семье. Такое поведение вызывает тревогу приемных родителей, они теряются и не могут определить линию поведения. Специалисты и те родители, которые уже имеют опыт воспитания приемных детей, советуют: ничего не следует утаивать от ребенка, а тем более говорить неправду. Есть и народная мудрость, применимая к этому случаю: «Шила в мешке не утаишь».
Дети приходят в этот мир любить родителей безоговорочно, такими, какие они есть. Известна масса случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедиям, а информированность - уберегает, вселяет веру в его новую семью, вызывает благодарность к родителям, принявшим и полюбившим его.

«Воспитание приемных детей - это не выставка достижений»
Один из страхов приемных родителей - «наследственность». Почему даже не знающий своих кровных родителей ребенок вдруг пускается «во все тяжкие», будто бы не было никаких титанических усилий приемных родителей? Наследственность всемогуща или ее все-таки можно победить? Об этом, а также о том, стоит ли сразу ждать от себя любви к приемному ребенку и говорить с ним о его прошлом.
Один из самых распространенных страхов приемных родителей - «вылезет» наследственность, и повзрослевший ребенок вдруг пустится во все тяжкие. И ведь так бывает. Тогда что же, все усилия приемных родителей напрасны?
Такие ситуации могут возникать, когда у ребенка не проработана ситуация с его прошлым, когда он начинает делать то, что делали его кровные родители, даже если он их не помнит - он таким образом как бы пытается оправдать их для себя. Это вещи социально-духовного плана, руками их не пощупаешь, но тем не менее они существуют. И это объяснимо. Ведь человеку, чтоб расти нормально, нужно опираться на реальные вещи. Кровное родство - это реальность, его никто отменить не в состоянии. Когда есть какой-то грех у кровных родителей, есть что-то, с чем-то они не справились, не решили какую-то духовную задачу, на ребенка это ложится дополнительной тяжестью. Не потому, что он виноват в грехах родителей, но, когда они не справились, ему с той же самой жизненной задачей справиться еще труднее. Потому что если нет запаса сил, нет духовного опыта, который они могли бы своему ребенку передать, то и сил у ребенка меньше. Почему так трудно приемным родителям? Потому что на них обрушивается всей тяжестью эта плита.
Приемные родители, которые не говорят с ребенком о его прошлом, просто оставляют его с ним один на один: разбираться, додумывать, относиться как к чему-то запретному. Без помощи взрослых дети все равно пытаются найти ответы на трудные вопросы, но могут приходить к таким, например, выводам: мои родители - уроды, о которых даже говорить нельзя, меня покинули, потому что я чудовище - других же не бросают.

Тема прошлого ребенка - как минное поле, которое надо обезвреживать. Это необязательно должны психологи делать, могут и родители, но надо это делать с подготовкой.

Когда есть открытое обсуждение прошлого, ребенок понимает, что была за семья у него, почему с ней произошло то, что произошло, в чем смысл его «второго рождения» - обретения приемной семьи и как он может, не отторгая свою кровную семью, в хорошем быть на нее похожим, а плохое пытаться преодолеть. И про это «плохое» в прошлом ребенка важно говорить не в терминах осуждения, а как о проблеме: алкоголизм, наркомания, воровство - эти напасти приражаются ко всем людям, и им надо давать отпор, чтобы они твоей жизнью не завладели. У некоторых людей получается бороться, а у некоторых - нет. И тогда пропадает их жизнь и жизнь их детей. Твои родители не справились, у них сил не хватило, поэтому тебе бороться будет вдвойне труднее. Но мы будем тебе помогать. Можно сказать, что «это твоя битва, и тебе надо ее выдержать, это имеет смысл не только для тебя, но и для твоих кровных родителей, через тебя, возможно, и они оправдаются». И конечно, эту битву надо вести с открытыми глазами. Тогда для ребенка это встает как жизненная задача на сознательном уровне.

Еще очень важно, чтобы ребенок понимал, что он существует не в безвоздушном пространстве. Что род, от которого он произошел, включает не только родителей, что там были еще какие-то предки, и наверняка среди них были прекрасные люди. Тема хорошего в кровной семье очень важна. Люди любят говорить о дурной наследственности, при этом все, кто имел дело с приемными детьми, знают, что у них, кроме проблем, есть и таланты, и черты характера, достойные уважения, - и, справедливости ради, не стоит забывать, что многое из этого они тоже получили из кровной семьи.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРИЁМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ

Туговикова А.В.

Лесосибирский педагогический институт – филиал СФУ

г. Лесосибирск

Для ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.

При воспитании приемных детей, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования приемной семьи в целом.

Определение «приемная семья» звучит следующим образом - это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства .

Рассмотрим дисфункциональные мотивы усыновления детей, могущие привести к определенным сложностям при воспитании приемных детей, а иногда и трагедиям.

Отношения родителей с приемными детьми в зависимости от дисфункциональных мотивов усыновления выглядят следующим образом:

    мотив первый - в истории семьи была смерть родного ребенка, и родители хотят найти ему замену. В этом случае детско-родительские отношения характеризуются симбиотическим взаимодействием, ребенок «нагружается» определенными ожиданиями со стороны родителей, не учитывающих его индивидуальные психологические особенности. Для ребенка характерно негативное самоотношение, низкая самооценка, он страдает от недостатка эмоциональных контактов с родителями. Такая семья имеет жесткие внешние границы и размытые внутренние. Для членов семьи характерна ригидность в выборе ролей, негибкость. В семье присутствует множество правил, регулирующих коммуникацию, вероятны скрытые конфликты между супругами.

    мотив второй - семья не может иметь детей по медицинским причинам, поэтому решает взять ребёнка в семью. Здесь детско-родительские отношения характеризуются гиперопекой, большим количеством ожиданий у родителей по поводу ребёнка, для семей характерны проблемы в супружеских отношениях. Сплоченность семьи высокая, причем мать с ребенком объединены, а отец находится на периферии. Особенностью этого мотива является большое количество ожиданий от ребенка и фантазий о нем на момент усыновления и в ходе воспитания приемных детей.

    мотив третий - семья хочет «сделать доброе дело», взять в семью ребёнка, заботясь о детях вообще и желая делом помочь им. При этом детско-родительские отношения характеризуются симбиотической привязанностью, необходимостью для родителей постоянного выражения благодарности за их поступок. Для приемных родителей характерна особая необходимость в любви, ее нехватка, что связано с недостатком любви в супружеской подсистеме.

    мотив четвертый - семья берёт приёмного ребёнка для реализации педагогических способностей, желая с помощью успешного воспитания сделать из «трудного» ребёнка достойного и успешного. Для приёмных родителей этого типа характерно постоянно тревожное ожидание «проявления неблагоприятного генофонда», недоверие к себе как к родителю, идеализация семейной ситуации, страх оказаться плохим родителем, стремление постоянно показывать и доказывать свою любовь и заботу к ребенку. В связи с этим приемные родители могут обращаться за помощью к врачам и психологам, нередко их дети находятся в больницах на лечении, а другие ставят воспитание на центральное место, они активно изучают литературу, посещают и организуют различные сообщества, в которых обсуждаются темы, связанные с воспитанием приемных детей.

    мотив пятый - одинокая женщина, не имея собственной семьи, решает создать её путем усыновления ребёнка в неполную семью. На ребенка возлагается обязанность сделать счастливой приемную мать, ведь для этого его и взяли. Ребенок функционально и психологически выполняет роль супруга, границы между детской и родительской подсистемой размыты. Велика также связь между индивидуальными особенностями ребенка, характером его отношений с приемными родителями и наличием в семье тайны усыновления .

Перечисленные нами дисфункциональные мотивы усыновления детей могут приводить к дисгармоничным отношениям в приемной семье. Под дисгармоничным отношениям в семье мы понимаем, в согласии с исследователем Э.Г. Эйдемиллер, которая занималась вопросами психологии семьи, семейных взаимоотношений, это как некий авторитаризм, отсутствие взаимной поддержки и понимания, повышенная конфликтность, агрессия и насилие. Дисгармония семейных отношений дает подростку образцы непостоянства, враждебности и асоциального поведения . Следуя основной мысли в трудах Н.А. Аккерман в области семейной психотерапии, то дисгармоничные семьи характеризуются низким уровнем сплочённости родителей, разногласием в семье в вопросах воспитания детей, повышенной конфликтностью в повседневном общении с ребёнком и недостаточным уровнем эмоционального принятия ребёнка, а также нарушениями протекции в отношении ребенка .

В связи с этим, мы провели обследование приемной семьи с целью выявить причины дисгармоничных взаимоотношений между ребенком и приемными родителями и помочь установить благоприятные отношения в приемной семье.

Следовательно, задачами нашей работы выступили:

    провести в приемной семье обследование по предложенным нами методикам;

    выявить причины дисгармоничных взаимоотношений в замещающей семье.

Для решения поставленных задач мы подготовили и провели методику для выявления личностных особенностей ребенка (подросток, 15 лет): личностный опросник «Большая пятерка» (авт. Р. МакКрае, П. Коста), изучили отношение родителей к ребенку с помощью опросника PARi (авт. Е.С. Шефер, Р.К. Белл).

Анализируя результаты, полученные по первой методике - личностный опросник «Большая пятерка» (авт. Р. МакКрае, П. Коста), мы выявили, что испытуемый набрал высокие баллы по таким факторам, как:

    Экстраверсия/интроверсия – 58 б.

    Самоконтроль/импульсивность – 67 б.

    Экспрессивность/практичность – 52 б.

Данный факт свидетельствует о направленности психики испытуемого на экстраверсию. Типичные экстраверты отличаются эмоциональностью, общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми, с которыми можно поговорить и приятно провести время, не любят себя утруждать работой или учебой, тяготеют к острым, возбуждающим впечатлениям, часто рискуют, действуют импульсивно, необдуманно, по первому побуждению. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они склонны к вспыльчивости и агрессивности. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. К жизни он относится как к игре, совершая поступки, за которыми окружающие видят проявление легкомыслия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Такой человек часто не отличает вымысел от реальностей жизни. Он чаще доверяет своим чувствам и интуиции, чем здравому смыслу, мало обращает внимания на текущие повседневные дела и обязанности, избегает рутинной работы.

Средние показатели испытуемый набрал по факторам:

Привязанность/Обособленность – 40 б.

Эмоциональная устойчивость / Эмоцион. неустойчивость - 43 б.

Это свидетельствует о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений. Терпимо относятся к недостаткам других людей. Редко понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Свои интересы они ставят выше интересов других людей и всегда готовы их отстаивать в конкурентной борьбе. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей. Средние значения по фактору «Эмоциональная устойчивость / Эмоциональная неустойчивость» характеризуют лиц, неспособных полностью контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это проявляется как уклонение от реальности, капризность. Их поведение во многом обусловлено ситуацией. Они с тревогой ожидают неприятностей, в случае неудачи легко впадают в отчаяние и депрессию. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях, в которых испытывают психологическое напряжение. Он чаще пребывает в хорошем расположении духа, чем в плохом.

Интерпретируя полученные результаты по опроснику PARi (авт. Е.С. Шефер, Р.К. Белл), мы обнаружили, что по первому показателю «Отношение к семейной роли», описываемый с помощью 8 признаками, высокие баллы из них имеются у таких признаков:

    Зависимость от семьи: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;

    Несамостоятельность и зависимость матери (отсутствует доминирование матери).

Если говорить о низких показателях, то можно выделить такие признаки: «семейные конфликты», по мнению родителей, они не присутствуют в семье и по признаку «безучастность мужа» также низкие значения – это, наоборот, означает его включенность в дела семьи.

Показатель второй «Отношение родителей к ребенку», включает в себя описание еще трех показателей:

1) По показателю «оптимальный эмоциональный контакт», состоящий из 4 признаков (побуждение словесных проявлений(вербализация); партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком), мы выявили, что по всем признакам средние значения. Делаем вывод, что, по мнению родителей, в их семье присутствует хороший эмоциональный контакт;

2) Смотря на цифровые данные по показателю «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком», который состоит из 3 признаков, мы обнаружили, что по признакам «раздражительность, вспыльчивость» и «суровость, излишняя строгость» высокие баллы. Это свидетельствует о присутствии этих признаков у родителей по отношению к ребенку;

3) По показателю «излишняя концентрация на ребенке» (описывается 8 признаками) высокие оценки у таких признаков:

    чрезмерная забота, установление отношений зависимости

    создание безопасности, опасение обидеть

    исключение внесемейных влияний

    чрезмерное вмешательство в мир ребенка.

Таким образом, мы обнаружили проблему дисгармоничных отношений в приемной семье: испытуемого гиперопекают приемные родители и устанавливают отношения зависимости, но ребенка, в связи с его индивидуальными психологическими особенностями, раздражает данная ситуация и выводит на агрессию в их сторону. На этой почве и возникают дисгармоничные отношения и конфликты в семье.

В связи с полученным результатом, рекомендуем приемным родителям снизить меру опеки над ребенком, ведь чрезмерная забота и установление у родителей отношений зависимости не дает парню стать независимым и самостоятельным, как ему этого хочется. Желательно провести тренинг с семьей на снижение раздражительности и вспыльчивости. Также предлагаем проведение совместного досуга:

Семейные чтения или веселое общение. Время, проведенное за настольными играми (игра в монополию поможет сплотить, а твистер поднимет настроение и повеселит); весьма интересным и оригинальным будет совместное собирание пазлов, изготовленных на заказ, так можно заказать совместную семейную фотографию или фотографию питомца семьи.

Совместное посещение кинотеатра или театрального представления, выезд в в цирк или в парк аттракционов;

Предлагаем заняться спортом всей семьей, семейный досуг могут разнообразить поездки на природу, в лес или на озеро, что поможет укрепить состояние здоровья каждого члена семьи;

Помимо всего прочего, можно посетить познавательные учреждения и вынести из посещения музея или выставки новую полезную информацию;

Все это сплотит семью, окажет благотворное влияние на атмосферу внутри семьи. Не забывайте и о том, что ребенку нужно давать время и для индивидуального времяпрепровождения, не нужно чрезмерно вмешиваться в его мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аккерман Н.А. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.

2. Бабурин С.Н. Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ. - М., 2004.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., 1991.

4. Басалаева Н.В., Колокольникова З.У., Митросенко С.В. Технологии работы с замещающими семьями. - Лесосибирск, 2013.

5. Красницкая Г.С., Прихожан А.М. Вы решили усыновить ребенка. - М., 2001.

6. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. - М., 2002.

7. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и семейной психотерапии. - М. - СПб.: Фолиум, 1996.

Приемным детям гораздо чаще, нежели родным, свойственно потребительское отношение. На то есть : неспособность чувствовать благодарность и неумение воспринимать устанавливаемые родителями границы. Чувства и эмоции для этих детей часто измеряются сильными проявлениями, а границы – жесткими запретами.

Для того, чтобы уметь быть благодарным, надо понимать и уметь переживать такие человеческие чувства как любовь, дружба. Их не научили любить. Этому может научить только постоянно находящийся рядом близкий любящий взрослый. Никакие сменяющиеся воспитатели с этим не справятся.

Для детей-сирот становятся материальные вещи, представляющие определенную для ребенка ценность – в каждом возрасте свою. Сначала это еда, позже – игрушки и так далее. Научиться испытывать чувство благодарности за предметы, выданные без естественных проявлений чувств, невозможно. А труд, не конвертируемый в то, что можно съесть или потрогать, вообще уплывает из поля зрения сирот, поэтому им не придет в голову испытывать благодарность за услуги по обеспечению им санитарных условий или образованию.

Что можно сделать, чтобы не вырастить потребителя

Распространенная ошибка приемных родителей – ожидать от сироты благодарности. Она подтачивает фундамент еще не сложившихся отношений между ребенком и его новыми родителями. Никакой благодарности поначалу ожидать не стоит. Лучше всего, если родители будут просто делать свое дело, учитывая особенности сирот, а попутно разговаривать с ребенком, показывая ему, что делается для него с любовью.

Чтобы ребенок начал проявлять позитивные чувства к близким, родителям необходимо самим быть внимательными и доброжелательными к ребенку, потому что этому он учится у родителей. Например, не стоит внушать приемному ребенку безмерную благодарность за то, что его вообще взяли из приюта. Лучше постепенно показывать, что делается для него по мелочам и учить спокойно и вежливо говорить спасибо. Позже можно предоставить ребенку возможность делать для родителей что-нибудь хорошее в ответ и также благодарить его за это.

Вместе с тем важно сразу устанавливать для ребенка правила жизни в семье. Если границы дозволенного и возможного в семье для ребенка будут размыты, он не будет знать, в какой момент нужно сдерживать свои желания и учитывать желания близких. Именно это зачастую становится почвой для развития у ребенка неадекватно растущих потребностей.

Злостных потребителей делают родители

Не все проблемы приемных детей имеют корни в их трудном прошлом. К сожалению, многие неприятности закладываются уже в новой семье, и особенная нагрузка в этом смысле ложится всё на тот же период адаптации.

Очень хочется радовать долгожданного малыша, подарить сиротке совершенно другую жизнь, чтобы дальше идти вместе в спокойное счастье… Однако в этом благодатном порыве, если родителям не приходит в голову вовремя остановиться в своих благих намерениях, закладываются будущие неприятности.

Конечно, праздник должен состояться. Особенно если принят ребенок – понимающий, что он попал к новым маме и папе. Но если не отрегулировать продолжительность и пышность этого праздника, если слишком долго покупать ребенку всё, что он попросит, если бояться ограничить его растущие потребности, то аппетиты ребенка очень скоро станут безграничными, а методы воздействия на родителей для получения желаемого – жесткими и бескомпромиссными.

Распущенный ребенок может кричать, биться головой об стены, ломать свои и чужие вещи, сквернословить и драться до тех пор, пока не получит требуемого. При этом в сознании такого ребенка его собственные требования кажутся ему естественными, а попытки родителей сдержать, объяснить, ограничить – вопиющей несправедливостью к нему.

Впоследствии, если это не исправить, из такого ребенка может вырасти патологический эгоист, не умеющий построить нормальные здоровые отношения ни на работе, ни в дружбе, ни в любви. Такой человек пожизненно будет чувствовать себя глубоко несчастным и несправедливо обделенным всеми. Родителям, желающим подольше нежить приемного ребенка, следует помнить о тяжести подобного будущего и ограничивать прежде всего себя в своих родительских желаниях.

Когда родители – сами потребители

Как ни парадоксально, но бывают и такие случаи, когда ребенок, в общем-то, ведет себя вполне адекватно, но в глазах приемных родителей оказывается злостным потребителем.

Базовые мотивы всех вертятся вокруг пресловутого «счастья в доме». Им хочется полной семьи, детского смеха, милых совместных эпизодов и многого такого, чего одинаково хочется всем. Однако реализовывать свои желания все пытаются по-разному, как умеют, как сами были научены в детстве.

Бывают родители, для которых это самое «счастье в дом» «должен» принести приемный ребенок. Сами того не понимая, они возлагают на него огромную ответственность. Именно появившийся в семье ребенок должен привнести с собой нечто такое, от чего всем сразу и навсегда станет хорошо. Такая инфантильность свойственна родителям, которые сами в детстве недополучили безусловной родительской любви и сами весьма эгоистичны. Им сложно будет разглядеть в приемном ребенке ростки даже той благодарности и любви, на которую он окажется способен.

Эгоистичные родители могут расценивать как потребительство не только нормальные проявления приемного ребенка в период адаптации, но и самые обычные его потребности.

Например, на этапе адаптации довольно часто у детей наблюдается доходящее до обжорства желание постоянно есть всё без разбору или стремление складывать в укромном месте тайком взятые у новой мамы безделушки. Если мама посчитает такое поведение проявлением потребительского отношения к себе, то прогноз для такой семьи можно сделать неутешительный.

Другой печальный пример, встречающийся гораздо чаще, – отношение подростков к своим новым родителям. Для детей этого возраста характерно стремление больше общаться со сверстниками, утрачивая зависимость от родителей и вообще от значимых взрослых.

Подростки, прошедшие сиротское учреждение, – особый случай. Они действительно ведут себя как законченные эгоисты: требуют от родителей покупки дорогих телефонов, уходят к друзьям и пропадают до вечера, не желая учиться и получать профессию. Какое уж тут «счастье», когда от родителей только требуют, ничего не отдавая взамен?!

Да, с приемными подростками нужен особый такт, особое умение выстраивать границы и, главное, умение разглядеть, зацепить и взрастить те росточки привязанности и благодарности, которые такой ребенок способен проявить.

Важно отдавать себе отчет в том, что главная задача приемной семьи – это реабилитация, компенсация и воспитание полноценного человека, способного самостоятельно идти по жизни. Поэтому в начале пути советую ответить себе на вопрос: «Что именно я хочу получить от этого ребенка, и что из того, что я хочу, он способен мне дать?»

Елена Турлина

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей . Когда родители умирают или их лишают родительских прав, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату. Эта статья адресована таким взрослым – воспитателям детских домов и интернатов, приемным и патронатным родителям, опекунам – и всем тем, кому небезразличны проблемы детей-«социальных сирот».

Утрата семьи

Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей . Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось.

Еще одно заблуждение – считать, что ребенок не может любить родителей, которые так плохо с ним обращаются. А если любит – значит, «сам - ненормальный». Однако сохранение привязанности к родителям как раз является одним из признаков «нормальности» ребенка. Потребность любить и быть любимым естественна для всякого душевно здорового человека. Просто эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое.

Детям трудно адекватно оценить причины изъятия их из семьи, и они могут воспринимать это как насилие, а представителей органов опеки – как агрессоров. Но даже тогда, когда перемещение было ожидаемым, дети испытывают страх и неуверенность, чувствуют себя зависимыми от внешних обстоятельств и незнакомых им людей. В соответствии с особенностями характера и поведения, отобранный из семьи ребенок может быть подавлен, безучастен к происходящему или агрессивен. Но каковы бы ни были его реакции, взрослым нужно помнить : расставание с семьей – самое значительное событие из всех, что происходили до сих пор в жизни ребенка.

Достаточно спросить себя: «А хотели бы мы оказаться в такой ситуации? Что бы мы чувствовали, лишившись привычного окружения, всего того, что мы называем «своим»?» Сразу становится ясно, что такое событие не может расцениваться кем-либо как «хорошее», потому что «правильно» и «хорошо» - разные понятия.

Все дети из неблагополучных семей хотят, чтобы их родные родители были нормальными, заботливыми и любящими. Разлука с семьей по сути является признанием того, что для данного ребенка быть любимым своими родителями невозможно.

И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, - серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев.


Привязанность и семья в жизни ребенка

«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - к этим убеждениям приходит большинство детей, покинутых своими родителями. Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается развитие.

Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим людям, и одновременно - уверенности в себе. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому дезориентирует ребенка, заставляет чувствовать свою малоценность и уязвимость.

Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность. Вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и поиск эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым развивает мышление и речь ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаток общения со взрослыми приводят к отставанию в интеллектуальном развитии детей.

Именно родительская депривация (изоляция) и последствия жестокого обращения являются основной причиной диспропорционального развития детей-«социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.

Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на трех источниках: удовлетворение потребностей ребенка, позитивное взаимодействие и признание. (приводится по В.Фалберг «А Child’s Journey through Placement», 1990)

1) Цикл "возбуждение-успокоение":

Возникновение потребности????? Напряжение, недовольство

Доверие.

Безопасность.

Привязанность.

Состояние покоя <---------- Удовлетворение потребности

Систематическая и правильная забота взрослого об удовлетворении потребностей приводит к стабилизации нервной системы младенца и уравновешиванию процессов возбуждения-торможения. Кроме того, благодаря правильному уходу, по реакциям взрослых дети учатся распознавать свои потребности и запоминают, что нужно делать, чтобы их удовлетворить - так формируются навыки самообслуживания. Соответственно, дети из неблагополучных семей, где нуждами детей пренебрегают, значительно отстают в навыках самообслуживания от сверстников, о которых хорошо заботились.

В младенчестве и раннем детстве (до трех лет) привязанность легко возникает к тому, кто постоянно ухаживает за ребенком. Однако укрепление или разрушение привязанности будет зависеть от того, как эмоционально окрашена эта забота.

2) "Круг позитивного взаимодействия":

Родитель инициирует положительное взаимодействие с ребенком ->

< - Ребенок реагирует положительно < -

Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен, или испытывает раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде.

Результатом заботы о ребенке и эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру, формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру и большие трудности в поддержании близких отношений.

3) Признание - принятие ребенка как "своего", как "одного из нас", "похожего на нас" дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. Удовлетворенность родителей своим браком, их желание иметь ребенка, семейная ситуация в момент рождения, сходство с одним из родителей, даже пол новорожденного - все это оказывает влияние на чувства взрослых. При этом ребенок не может критически отнестись к факту признания. Нежеланные, отторгнутые своей семьей дети чувствуют себя неполноценными и одинокими, винят себя за какой-то неведомый изъян, послуживший причиной отторжения.

Основные характеристики привязанности (по Д.Боулби):

*конкретность - привязанность всегда обращена к какому-то конкретному человеку;

*эмоциональная насыщенность - значимость и сила чувств, связанных с привязанностью, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль;

*напряжение - появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). Возможность ухватиться за мать ослабляет и дискомфорт (защита), и саму потребность в близости (удовлетворение). Отвергающее поведение родителей усиливает проявления привязанности ребенка ("цепляние");

*продолжительность - чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;

*врожденная потребность в привязанности;

*ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям, если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта постоянных близких отношений со взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз.

Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.

Типы нарушенной привязанности:

1) Негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно "цепляется" за родителей, ищет "негативного" внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

2) Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: "привязанность-отвержение", то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка - делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

3) Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - "никому нельзя доверять". Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок "застрял" в нем; либо если разрыв воспринимается как "предательство", а взрослые - как "злоупотребляющие" детским доверием и своей силой.

4) «Размытая» - часто встречающаяся особенность поведения у детей из детских домов: ко всем прыгают на руки, с легкостью называют взрослых «мама» и «папа», - и так же легко отпускают. То, что внешне выглядит как неразборчивость в контактах и эмоциональная прилипчивость, по сути является попыткой добрать качество за счет количества. Дети стараются хоть как-нибудь, от разных людей, в сумме получить тепло и внимание, которое им должны были дать близкие.

5) Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и никогда не имевших опыта привязанности.

Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 - прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.

Вопросы для рассмотрения:

1.Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: ориентация Граждан в микро- и макросоциальном пространстве жизнедеятельности замещающей семьи.

Задачи:

Рассмотреть замещающую семью с точки зрения ее основных функций в отношении защиты прав и законных интересов приемных детей;

Информировать о деятельности служб сопровождения семьи и ребенка;

Сформировать у Граждан мотивацию к сотрудничеству со специалистами, занимающимися сопровождением замещающих семей;

Совместно с Гражданами рассмотреть различные возможности взаимодействия замещающей семьи и кровных родственников принятого в нее ребенка;

Способствовать организации единого пространства для обмена опытом и взаимной поддержки Граждан.

Вопросы для рассмотрения:

2. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

3. Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

4. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - замещающая семья).

5. Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Ход занятия:

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, планшеты, шариковые ручки, фломастеры.

Вводная часть

Упражнение «Как мы похожи!»

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Основная часть

1. Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну беспризорности. Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти – в социальной защите. По последним данным, более 600 тысяч российских детей – сироты. Из них 90% – социальные сироты, т. е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. В Конвенции ООН о правах ребенка говориться, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у помещенного в интернатное учреждение.

Семейный кодекс РФ определяет следующие формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения: опека / попечительство, усыновление / удочерение и помещение ребенка в приемную семью. В настоящее время идет активная работа по развитию моделей организации замещающей семейной заботы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: таких как патронатная семья и семейная воспитательная группа (патронат). Но именно эти новые формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения, ни коим образом не указаны в Семейном кодексе РФ. Хотя сейчас актуальным является развитие системы патронатного воспитания, как промежуточной формы между кровной семьей ребенка и приемной семьей.

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье».

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Патронатное воспитание – осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Директор детского дома является законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав, т. е организуется комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести семью.

СВГ организуются при социальных приютах, социально-реабилитационных центрах и центрах помощи детям. СВГ рассматриваются как одно из подразделений выше перечисленных учреждений. Время пребывания ребенка в СВГ ограничено временем пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Необходимое условие организации СВГ – создание службы их сопровождения.

Профессиональная замещающая семья обеспечивает ребенку возможность воспитываться в семье, способствует решению проблемы безнадзорности в городе, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка, создает дополнительные рабочие места.

Развитие профессиональной замещающей семьи как социального института идет медленно. Сложность заключается в подготовке педагогов-воспитателей профессиональных замещающих семей. Пока этим занимаются Уполномоченные службы по своим программам, т. к. отсутствуют государственные образовательные программы для данной целевой группы. Концептуально не разработаны модели комплексного сопровождения детей в условиях замещающей семейной заботы. Но не только это тормозит развитие профессиональной замещающей семьи. В уже создавшейся семье возникают проблемы, которые и создают барьеры для дальнейшего ее развития. Уже на этапе интеграции ребенка-сироты в профессиональную замещающую семью, в частности в патронатную семью, возникает множество проблем, таких как недостаточная педагогическая грамотность патронатных воспитателей, возрастные особенности детей-сирот, психологическая неготовность воспитателей к приему детей-сирот и т. д. Но это еще не все беды. Как уже говорилось выше, патронатная семья является промежуточным звеном между кровной семьей или детским домом и приемной семьей. То есть патронатная семья в конечном итоге должна преобразоваться в приемную семью. Но патронатные семьи, исходя из социально-педагогической практики, совсем не стремятся к преобразованию.

Существует две основные функции в деятельности замещающего воспитателя: родительская и профессиональная. Именно они обеспечивают общий результат работы замещающего воспитателя. При воспитании детей-сирот разных возрастов должна превалировать та или иная профессиональная функция. Родительская функция, как правило, выполняется на 100%. А профессиональную функцию деятельности патронатного воспитателя фактически выполняют специалисты уполномоченной службы сопровождения, действующей на базе учреждения для детей-сирот. В службу сопровождения входят, как правило, руководитель, социальный педагог, психолог. Социальный педагог, взаимодействуя с психологом, сопровождает патронатные семьи. Под сопровождением понимается комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных и правовых мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, переданных на патронатное воспитание, а также на обеспечение их успешной адаптации и социализации. Воспитатели не готовы преобразовываться в приемную семью, т. к. не хотят создавать для себя дополнительные сложности в воспитании детей-сирот, потому что все сложности в патронатной семье решают специалисты службы сопровождения. Таким образом, для перевода замещающей семьи с патронатной модели в приемную необходимо поэтапно минимизировать объем предоставляемых учреждением услуг или решить эту проблему другим путем, но каким?

Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что профессиональная замещающая семья на современном этапе развивается, но очень медленно и с большими трудностями. Эти трудности необходимо пытаться решать государственными мерами не только на региональном уровне, но и на федеральном. Необходимо искать пути их преодоления совместными усилиями специалистов всех заинтересованных в этом служб.

2.Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей со службой сопровождения замещающих семей.

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими
другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства)
отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует формированию у него
автономности, инициативности, половой идентичности. Без этих новообразований
ребёнок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в
зрелую личность. Совершенно очевидно, что сегодня встаёт проблема реализации
сопровождения замещающих семей, закреплённая главой 21 СК РФ. Поэтому важно
выстроить систему качественной, социальной, психологической, педагогической
помощи и поддержки детей - сирот и замещающих родителей.

Служба сопровождения замещающей семьи создается как организационная структура региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.
Служба оказывает содействие созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье, организации и осуществлению эффективной замещающей семейной заботы. Служба несет ответственность за благополучие детей, воспитывающихся в замещающих семьях. К важнейшим направлениям деятельности службы можно отнести:
привлечение населения к замещающей семейной заботе;
создание и реализацию системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка;
включение кандидатов в замещающие родители и состоявшиеся замещающие семьи в систему сопровождения замещающей семьи;
включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения;
создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи;

Организацию помощи биологическим семьям, в которых родители желают и имеют возможность восстановить свои родительские права;

Патронаж выпускников замещающей семьи;

Подготовку и профессиональную поддержку специалистов службы;

Обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.

3. Отношение замещающей семьи к кровной семье и их взаимодействие.

Право на общение с родителями. Если ребёнок проживает в государственном учреждении или в приёмной семье, он имеет право на общение с кровными родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Приёмные дети, которые раньше долгое время жили у других приёмных родителей, имеют также право на общение с ними.

Мы перечислили лишь некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, права ребёнка в приёмной семье. Особо хотелось бы остановиться на реализации права ребёнка на общение с кровными родителями. Как выяснилось из общения со многими приёмными родителями, для многих из них проблема взаимоотношений ребёнка с кровной семьёй, особенно с матерью, является наиболее острой и болезненной. Этот вопрос волнует также и сотрудников детских домов, в которых находятся дети.

Приёмные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребёнка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребёнок после таких встреч. Кроме того, после принятия ребёнка в свою семью, многие считают его своим и не хотят посредством актуализации негативного опыта прошлого вновь травмировать его. Однако специалисты органов опеки должны чётко знать, что прежде чем передавать ребёнка в новую семью, необходимо предпринять все возможные меры для сохранения родной. Причин тому может быть несколько.

Первая причина заключается в том, что ребёнку всегда хочется вернуться в свою собственную семью, как бы хорошо ему не жилось в государственном учреждении или приёмной семье. В подростковом возрасте для ребёнка важно попытаться восстановить связь с кровными родственниками. Если приёмный родитель не препятствует этим попыткам (при условии безопасности для жизни и здоровья ребёнка), это положительно сказывается и на их взаимоотношениях, и на его развитии. Он получает дополнительную информацию о себе и своих родственниках, становится более спокойным, открытым, ответственным при планировании собственного будущего, уменьшается риск неприятия ребёнком нового дома и семьи, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми. Встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации, кроме того, ребёнку гарантируется семья на всю жизнь.

Следующая причина: большинство детей после нахождения в детском учреждении или приёмной семье возвращаются по месту закрепления жилья, то есть к родителям, лишённым родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребёнка из семьи, что наносит огромную травму и ему, и людям, причастным к данному событию, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют путь своих кровных родителей.

Какими же видятся пути и способы оказания помощи кровной семье, чтобы она смогла преодолеть кризис? Помощь семье должна быть направлена на решение проблем, которые делают невозможным проживание ребёнка в кровной семье. Для этого нужно выстроить систему многоплановой поддержки семьи, находящейся в кризисной ситуации. Это и консультационная работа с родителями, и оказание семье помощи в обучении детей, и лечение членов семьи, если они в этом нуждаются, наконец, финансовая помощь и поддержка. А если всё же возникает нужда в передаче ребёнка под опеку или в приёмную семью, то параллельно с этим необходимо предпринимать все необходимые меры, чтобы в будущем он смог благополучно вернуться в родную семью.

Поскольку в России активно развивается институт замещающей семьи, становится необходимой специальная разъяснительная работа по выстраиванию отношений приёмных родителей и детей с кровными. К сожалению, новые родители часто оказываются совершенно не подготовленными к этому. Они не всегда могут предвидеть реакции детей на встречи с кровными родителями и болезненно переживают изменения в поведении ребёнка после таких встреч. Они недопонимают важности регулярных контактов детей со своими родственниками. Задача приёмных родителей – осознать необходимость связи ребёнка с кровными родителями, способствовать принятию факта существования родной семьи ребёнка.

Психологи убеждены, что если ребёнок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приёмные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Психологии предостерегают также о том, что ни при каких обстоятельствах не следует высказываться о кровной семье ребёнка пренебрежительно.

Осознав необходимость поддержки взаимоотношений приёмного ребёнка с кровными родителями, встаёт задача организации контактов и встреч ребёнка с родственниками. Согласно статья 75 Семейного кодекса РФ, «родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приёмных родителей ребёнка или администрации учреждения, в котором находится ребёнок».

Если существует возможность возвращения ребёнка в семью, сотрудничать с родителями или другими родными становится необходимо. Для решения этой задачи Г.С. Красницкая предлагает использовать опыт приютов Великобритании – внедрить в практику наших учреждений составление соглашения о контактах ребёнка с кровными родителями. Оно составляется на одной из первых встреч с участием социального работника, воспитателя, родителей и ребёнка, если возраст позволяет ему выразить своё мнение. Соглашение заключается в письменном виде, каждая из сторон получает его копию.

В соглашении о контактах должна содержаться следующая информация :

Стороны, заключающие соглашение;

План для ребёнка (усыновление, постоянное пребывание в детском доме, возвращение в семью);

Цель контактов (собрать информацию о ребёнке для создания истории жизни, помочь родителям развить навыки общения с ребёнком и др.);

Частота контактов (когда и как часто они будут иметь место), место (у опекуна, в детском учреждении, в центре семьи и ребёнка и т.п.) и форма (личная встреча, телефон, письма открытки, подарки, фотографии, видео);

С кем проводятся встречи (родителями, отчимом или мачехой, бабушкой или дедушкой, братьями, сестрами или другими членами семьи);

Организация контакта (дополнительные средства, в чьем присутствии, уровень наблюдения);

Обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родитель причиняет ребёнку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии);

Иные условия и подписи сторон.

Сотрудники учреждения (социальные работники, педагоги, воспитатели), присутствующие при контактах, должны вести наблюдение за поведением взрослого и ребёнка во время этих визитов. Во время наблюдения следует обращать внимание на взаимодействие ребёнка и родственников. Если они проявляют выпады по отношению к ребёнку (критикуют, одёргивают, негативно отзываются о людях), их нужно пресечь и посоветовать применить по отношению к нему другой стиль поведения. Если взрослый ведёт себя угрожающе, агрессивно, такую встречу следует прервать и поставить вопрос об изменении соглашения. Даже если взрослый ведёт себя спокойно, стоит обратить внимание на характер его взаимодействия с ребёнком.

Показатели негативной привязанности могут быть следующие:

Посетитель говорит за ребёнка вместо того, чтобы говорить с ребёнком;

Не проявляет должного внимания к нуждам и потребностям ребёнка;

Не способен управлять поведением ребёнка;

Постоянное одёргивание ребёнка;

Неожиданные смены настроения и неспособность справиться со своим поведением;

Очевидная злость при вербальном контакте между посетителем и ребёнком;

Ребёнок имеет склонность к изменению эмоционального фона, настроения в присутствии данного человека;

Неспособность ребёнка адекватно реагировать на потребности взрослого, что проявляется в грубости, демонстрации эмоций и т.п.

Позитивные взаимодействия, выражаются в том, что:

Посетитель проявляет интерес ко всему, что делает ребёнок;

Поощряет его;

Применяет дружеские невербальные жесты;

Играет с ребёнком, повторяет его жесты и слова и т.д.

Впечатления от встреч, наблюдения необходимо фиксировать. Кроме того, после каждого контакта следует пообщаться с ребёнком или понаблюдать за ним и его эмоциональным состоянием: истощён ли он, расстроен ли после и во время визита, или он спокоен и умиротворён. Информация, собранная во время посещений, может быть использована для принятия правильных решений в отношении ребёнка и кровных родителей.

Таким образом, ребёнок, проживающий в государственном учреждении или в приёмной семье, имеет как общие наряду со всеми детьми права, так и ряд особых прав, связанных с условиями его проживания. Одним из важных прав, обуславливающих его полноценное развитие, является право на общение с кровными родственниками. Задача специалистов органов опеки и попечительства – способствовать осознанию приёмными родителями важности и необходимости регулярных контактов детей со своими родными, пониманию и принятию привязанность ребёнка к кровной семье.

4. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (кровная семья-организация-замещающая семья).

V этап

Заключительный

Создание патронатной, опекунской, приёмной семьи.

Консультативная помощь семье, принявшей ребёнка

IV этап

Практический

Личное знакомство ребёнка и потенциальной семьи

(пребывание в семье в каникулы и выходные дни)

III этап

Деятельный

Сбор информации о семье, Первоначальное знакомство

Оформление необходимых документов ребёнка с отдельным (и) членами семьи

В детском доме

II этап

Первоначальный (проектный)

Личное знакомство специалистов детского Работа с ребёнком, направленная на снятие

Дома с потенциальными родителями, беседа, чувства тревоги при смене окружения

Психологическая диагностика и условий проживания

I этап

Подготовительный (поисковый)

Выяснение желания Информирование населения через печать

Воспитанников жить в семье о работе детского дома

По устройству детей в семьи

I этап – подготовительный (или поисковый).

Подразумевает сбор информации о возможных путях и способах решения проблемы.

Состоит из двух основных компонентов: выявления желания детей жить в семье. В этом ведущая роль принадлежит воспитателям группы, в которой воспитывается ребёнок и педагогу-психологу. Они в результате наблюдения за ребёнком, групповых и индивидуальных бесед с детьми, психодиагностики выявляют представления детей об идеальной семье, определяют предпочитаемую форму и состав семьи, а также выясняют роль, которую отводит себе ребёнок в предполагаемой семье и особенности возможных родителей.

Второй компонент данного этапа – информирование населения через печать о работе детского дома по устройству детей в семьи - осуществляет социальный педагог совместно с администрацией учреждения через установление контакта с органом печать; приглашение в детский дом корреспондента с целью написания и помещения в газету статьи ознакомительного характера о конкретном ребёнке, который желает обрести семью.

После выхода информации в газете, как правило, находятся семьи, которые изъявляют желание познакомиться с ребёнком и взять его в свою семью хотя бы на непродолжительное время.

II этап – первоначальный (или проектный).

Заключается в определении путей дальнейшего взаимодействия участников процесса, разработки специалистами стратегии работы с конкретным ребёнком и возможными родителями.

Включает в себя два компонента: приглашение потенциальных родителей в детский дом, личное знакомство и беседа с ними администрации, социального педагога. В том случае, если потенциальные родители действительно могут претендовать на роль временной (патронатной, опекунской) семьи, с ними встречается психолог, который в индивидуальной беседе и с помощью психодиагностических методов выясняет основные мотивы желаемого устройства ребёнка в свою семью, особенности родительских установок на воспитание ребёнка и индивидуально-психологических особенностей личности родителей. В качестве диагностического инструментария могут использоваться: методика «Измерение родительских установок и реакций (PARY) Е. Шефера, методика диагностики родительских отношений А. Варги, В. Столина и др.

Второй компонент этапа предполагает работу воспитателей, социального педагога, психолога с ребёнком, нацеленную на снятие возможного состояния тревоги, обусловленной перспективой устройства в семью, возможной сменой условий проживания. Данная деятельность осуществляется посредством индивидуальной психопрофилактической работы и использования проектного метода.

III этап – деятельный.

Начинает осуществляться с установления социальным педагогом связи с отделом социальной защиты, детей районного управления образования и получением необходимой и наиболее полной информации о семье, а так же сбора первоначальной документации, необходимой для временного определения ребёнка в семью (акты обследования социально-бытовых условий, справки о составе семьи, характеристики с места работы, медицинские справки).

В случае получения положительного результата на возможность временного (постоянного) устройства ребёнка в семью осуществляется знакомство воспитанника с отдельным(и) членами семьи, которое происходит в детском доме. На данном этапе может осуществляется заочное знакомство с остальными членами семьи (рассказ о каждом из них, показ фотографий и т.д.). Встреч знакомств ребёнка с потенциальными родителями может быть несколько.

В процессе определения предпочтений учитываются в первую очередь интересы ребёнка и пожелания потенциальных воспитателей. После некоторого промежутка времени (обычно не более 3-4-х недель) ребёнок принимает окончательное решение о своём пребывании в данной семье. Если ребёнок даёт согласие, то происходит переход к следующему этапу.

IV этап – практический.

Заключается в апробации совместного проживания, нахождения ребёнка в семье. Наиболее целесообразно начинать с короткого пребывания ребёнка в семье (выходные дни, каникулы). На практике мы убедились в том, что лучше приурочивать начало проживания в семье к началу школьных каникул, поскольку это позволяет не отрывать ребёнка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации.

При реализации практического этапа мы руководствуемся следующими правилами:

Ребёнок передаётся на срок, удобный и ему самому, и родителям;

Необходимо чётко разграничивать права и обязанности сторон по защите прав ребёнка между семьёй, берущей ребёнка и учреждением (на основании договора);

В случае необходимости семье всегда должна быть оказана консультационная помощь специалистами учреждения (психологом, социальным педагогом, воспитателями), а также администрацией детского дома.

Все эти условия оговариваются в договоре, заключаемом между учреждением и родителями.

В результате временного совместного проживания обе стороны – ребёнок и родители – имеют возможность ближе познакомиться и узнать друг друга, приобрести опыт проживания различных бытовых ситуаций, решения некоторых трудностей и проблем. Это в дальнейшем позволяет принять решение о возможности последующих пребываний ребёнка в семье, а в последствии – постоянного проживания.

По возвращению ребёнка из семьи с ним проводят беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, в ходе которой выясняется мнение ребёнка о пребывании в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований, предъявляемых ребёнку, характер психо - эмоционального самочувствия, желание о повторном посещении данной семьи и др.

V этап – заключительный.

Позволяет осмыслить результаты деятельности, направленной на определение ребёнка в семью. Родителям предоставляется возможность выбрать форму устройства ребёнка в семью (патронатная, опекунская, приёмная семья), оформить все необходимые документы. На основании опыта определения детей в семьи граждан считаем, что наиболее оптимально подготавливать детей и будущих родителей к совместному проживанию в условиях приемной семьи.

Упражнение “Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Заключительный этап

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Школа по подготовке и сопровождению приёмных родителей «Светлячок» Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также взаимодействие с биологической семьей приемного ребенка.

«Как мы похожи!»

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье».

Патронатное воспитание – осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести семью.

Функции патронатного воспитателя Родительская Профессиональная П рофессиональная замещающая семья на современном этапе развивается, но очень медленно и с большими трудностями. Развивается на 100%

К важнейшим направлениям деятельности службы можно отнести: привлечение населения к замещающей семейной заботе; создание и реализацию системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка; включение кандидатов в замещающие родители и состоявшиеся замещающие семьи в систему сопровождения замещающей семьи; включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения; создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи; организацию помощи биологическим семьям, в которых родители желают и имеют возможность восстановить свои родительские права; патронаж выпускников замещающей семьи; подготовку и профессиональную поддержку специалистов службы; обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.

Если ребёнок проживает в государственном учреждении или в приёмной семье, он имеет право на общение с кровными родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Приёмные дети, которые раньше долгое время жили у других приёмных родителей, имеют также право на общение с ними.

С татья 75 Семейного кодекса РФ: «родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приёмных родителей ребёнка или администрации учреждения, в котором находится ребёнок»

В соглашении о контактах должна содержаться следующая информация: - стороны, заключающие соглашение; - план для ребёнка (усыновление, постоянное пребывание в детском доме, возвращение в семью); - цель контактов (собрать информацию о ребёнке для создания истории жизни, помочь родителям развить навыки общения с ребёнком и др.); - частота контактов (когда и как часто они будут иметь место), место (у опекуна, в детском учреждении, в центре семьи и ребёнка и т.п.) и форма (личная встреча, телефон, письма открытки, подарки, фотографии, видео); - с кем проводятся встречи (родителями, отчимом или мачехой, бабушкой или дедушкой, братьями, сестрами или другими членами семьи); - организация контакта (дополнительные средства, в чьем присутствии, уровень наблюдения); обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родитель причиняет ребёнку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии); - иные условия и подписи сторон.

Обратите внимание на: Показатели негативной привязанности могут быть следующие: - посетитель говорит за ребёнка вместо того, чтобы говорить с ребёнком; - не проявляет должного внимания к нуждам и потребностям ребёнка; - не способен управлять поведением ребёнка; - постоянное одёргивание ребёнка; - неожиданные смены настроения и неспособность справиться со своим поведением; - очевидная злость при вербальном контакте между посетителем и ребёнком; - ребёнок имеет склонность к изменению эмоционального фона, настроения в присутствии данного человека; - неспособность ребёнка адекватно реагировать на потребности взрослого, что проявляется в грубости, демонстрации эмоций и т.п. Позитивные взаимодействия, выражаются в том, что: - посетитель проявляет интерес ко всему, что делает ребёнок; - поощряет его; - применяет дружеские невербальные жесты; - играет с ребёнком, повторяет его жесты и слова и т.д.

Впечатления от встреч, наблюдения необходимо фиксировать. Кроме того, после каждого контакта следует пообщаться с ребёнком или понаблюдать за ним и его эмоциональным состоянием: истощён ли он, расстроен ли после и во время визита, или он спокоен и умиротворён. Информация, собранная во время посещений, может быть использована для принятия правильных решений в отношении ребёнка и кровных родителей.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (кровная семья - организация-замещающая семья). I этап Подготовительный (поисковый) Выяснение желания воспитанников жить в семье Информирование населения через печать о работе детского дома по устройству детей в семьи II этап Первоначальный (проектный) Личное знакомство специалистов детского дома с потенциальными родителями, беседа, психологическая диагностика Работа с ребёнком, направленная на снятие чувства тревоги при смене окружения и условий проживания III этап Деятельный Сбор информации о семье, оформление необходимых документов Первоначальное знакомство ребёнка с отдельным (и) членами семьи в детском доме IV этап Практический Личное знакомство ребёнка и потенциальной семьи (пребывание в семье в каникулы и выходные дни) V этап Заключительный Создание патронатной, опекунской, приёмной семьи. Консультативная помощь семье, принявшей ребёнка

Спасибо за внимание!!!




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: