Что такое «духовное акушерство»? Пережить роды как духовный опыт. Всеобъемлющая любовь

Нач-нём с вне-се-ния яс-но-сти в тер-ми-но-ло-гию.

По-ня-тие «ду-хов-ное» в на-шем слу-чае, как и во мно-гих дру-гих, но-сит чи-сто услов-ный ха-рак-тер. Здесь име-ет-ся в ви-ду, что сам прин-цип под-хо-да к изу-ча-е-мой про-бле-ме за-клю-чён в ис-сле-до-ва-нии так на-зы-ва-е-мой не-ма-те-ри-аль-ной сто-ро-ны про-цес-са, или, точ-нее, тон-ко-ма-те-ри-аль-ной.

Сло-во «аку-шер-ство», в на-шем по-ни-ма-нии, то-же име-ет бо-лее ши-ро-кое, чем это при-ня-то, зна-че-ние. А имен-но: со-про-вож-де-ние жи-во-го объ-ек-та во вре-мя про-ис-хо-дя-щей с ним био-энер-го-ин-фор-ма-ци-он-ной транс-фор-ма-ции. При по-доб-ном под-хо-де про-цесс ро-дов яв-ля-ет-ся лишь част-ным слу-ча-ем в ря-ду со-бы-тий опре-де-лён-но-го свой-ства, про-ис-хо-дя-щих не толь-ко с че-ло-ве-ком, но и с це-лы-ми груп-па-ми лю-дей, а так-же жи-вот-ны-ми, пред-при-я-ти-я-ми, раз-лич-ны-ми био-ло-ги-че-ски-ми и не-био-ло-ги-че-ски-ми си-сте-ма-ми.

Что та-кое ду-хов-ное аку-шер-ство

Этим тер-ми-ном я пред-ла-гаю впредь име-но-вать ком-плекс дей-ствий, со-вер-ша-е-мых спе-ци-а-ли-стом в об-ла-сти энер-го-ин-фор-ма-ци-он-ных вза-и-мо-дей-ствий, на-прав-лен-ных на под-го-тов-ку че-ло-ве-ка к лич-ност-но-му об-нов-ле-нию, «транс-фор-ма-ции», со-про-вож-де-ние его во вре-мя это-го про-цес-са, и по-сле-ду-ю-щую со-ци-аль-но-пси-хо-ло-ги-че-скую и фи-зио-ло-ги-че-скую адап-та-цию.

Что же ка-са-ет-ся че-ло-ве-ка, как наи-бо-лее ин-те-рес-но-го для нас объ-ек-та изу-че-ния, то для на-ча-ла мож-но вы-де-лить не-сколь-ко клю-че-вых мо-мен-тов в его жиз-ни, ко-гда он ста-но-вит-ся объ-ек-том для бо-лее при-сталь-но-го вни-ма-ния ду-хов-ных аку-ше-ров:

  • мо-мент за-ча-тия;
  • ро-ды;
  • от-рыв от ма-те-рин-ской гру-ди;
  • пер-вые по-се-ще-ния дет-ских учеб-ных учре-жде-ний;
  • окон-ча-ние шко-лы; ин-сти-ту-та;
  • свадь-ба;
  • на-ча-ло бе-ре-мен-но-сти;
  • рож-де-ние пер-во-го ре-бен-ка;
  • раз-во-ды, осо-бен-но пер-вый;
  • смерть ро-ди-те-лей;
  • вы-ход на пен-сию;
  • уход из жиз-ни.

Есте-ствен-ный во-прос — «ка-ко-ва же во всём этом роль ду-хов-но-го аку-ше-ра?». Дей-стви-тель-но, со-бы-тия, сто-я-щие в этом ря-ду, от-но-сят-ся к раз-лич-ным об-ла-стям де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка, раз-лич-ным воз-раст-ным груп-пам, изу-ча-ют-ся спе-ци-а-ли-ста-ми из раз-лич-ных от-рас-лей зна-ния о че-ло-ве-ке: ме-ди-ка-ми, пси-хо-ло-га-ми, пе-да-го-га-ми, фи-ло-со-фа-ми.

От-ве-ча-ем — «По-сколь-ку все эти со-бы-тия объ-еди-ня-ет мо-мент транс-фор-ма-ции, то есть пе-ре-рож-де-ния, в то вре-мя, ко-гда они про-ис-хо-дят, транс-фор-ми-ру-е-мо-му объ-ек-ту мо-жет по-на-до-бить-ся ква-ли-фи-ци-ро-ван-ная по-мощь».

Рас-смот-рим про-ис-хо-дя-щее на при-ме-ре обыч-ных ро-дов. С точ-ки зре-ния ду-хов-но-го аку-ше-ра, здесь мож-но вы-де-лить че-ты-ре клю-че-вых мо-мен-та:

  • смерть пло-да;
  • рож-де-ние мла-ден-ца;
  • смерть бе-ре-мен-ной жен-щи-ны;
  • рож-де-ние кор-мя-щей ма-те-ри.

Сло-ва «смерть» и «рож-де-ние» здесь не слу-чай-ны. Глу-би-на пре-тер-пе-ва-е-мых в этот мо-мент из-ме-не-ний мо-жет быть от-ра-же-на толь-ко та-ки-ми силь-ны-ми по-ня-ти-я-ми. Раз-ли-чия в стро-е-нии те-ла, об-ме-не ве-ществ, стро-е-нии пси-хи-ки, по-ве-де-нии, об-ра-зе жиз-ни, и во мно-гом дру-гом, поз-во-ля-ют го-во-рить о том, что су-ще-ство до транс-фор-ма-ции и су-ще-ство по-сле неё — это два раз-лич-ных су-ще-ства, хо-тя и не со-всем чу-жие друг дру-гу.

За-гля-ды-вая глуб-же, мож-но ска-зать, что про-цесс этот не об-хо-дит сто-ро-ной и от-ца ре-бён-ка, да и во-об-ще вся струк-ту-ра ро-да пре-тер-пе-ва-ет огром-ные из-ме-не-ния. Пол-но-стью пе-ре-стра-и-ва-ет-ся си-сте-ма от-но-ше-нии меж-ду муж-чи-ной и жен-щи-ной, меж-ду се-мьёй и дру-ги-ми се-мья-ми, от-но-ше-ния с «внеш-ним ми-ром» на-чи-на-ют вы-стра-и-вать-ся за-но-во на дру-гой ос-но-ве.

Не бу-дем силь-но сгу-щать крас-ки, хо-тя ска-жем чест-но — опи-сан-ные про-бле-мы лишь вер-хуш-ка огром-но-го айс-бер-га, с ко-то-рым стал-ки-ва-ют-ся лю-ди, риск-нув-шие про-из-ве-сти потом-ство.

Не про-ще об-сто-ят де-ла и с дру-ги-ми пе-ре-ход-ны-ми мо-мен-та-ми в жиз-ни че-ло-ве-ка.

Про-цесс пе-ре-рож-де-ния, или, ес-ли хо-ти-те му-та-ции, — про-цесс бо-лез-нен-ный и слож-ный. В эти мо-мен-ты всплы-ва-ют за-ста-ре-лые ком-плек-сы, под-со-зна-тель-ные штам-пы, дру-гие пси-хи-че-ские, пси-хо-фи-зио-ло-ги-че-ские, энер-го-ин-фор-ма-ци-он-ные фак-то-ры. За-да-ча «аку-ше-ра» по-мочь че-ло-ве-ку «прой-ти» че-рез них с ми-ни-маль-ны-ми по-те-ря-ми. От успеш-но-сти про-хож-де-ния за-ви-сит, на сколь-ко смо-жет «но-во-рож-дён-ный» ис-поль-зо-вать свои но-вые воз-мож-но-сти. На-при-мер, мла-де-нец, рож-дён-ный в ро-диль-ном до-ме по су-ще-ству-ю-щим пра-ви-лам, пер-вые две не-де-ли сво-ей жиз-ни вы-гля-дит пол-но-стью оглу-шён-ным. Он не ре-а-ги-ру-ет на про-ис-хо-дя-щее, не сле-дит за дви-жу-щи-ми-ся пред-ме-та-ми, не про-яв-ля-ет эмо-ций, и т. д. В от-ли-чие от не-го, ди-тя, при-ня-тое с по-мо-щью ду-хов-но-го аку-ше-ра, с пер-вых мо-мен-тов жиз-ни ве-дёт се-бя как пол-но-цен-ный че-ло-век, толь-ко что не хо-дит и не раз-го-ва-ри-ва-ет. Эта раз-ни-ца ни-ко-гда не ис-чез-нет, пер-вые мо-мен-ты жиз-ни опре-де-ля-ют все по-сле-ду-ю-щие го-ды. Пер-во-му ре-бен-ку при-дёт-ся всю жизнь про-ры-вать-ся че-рез то, о чём вто-рой да-же и не за-по-до-зрит.

При-мер из дру-гой об-ла-сти. Раз-вод. Си-ту-а-ция, в ко-то-рой пси-хи-че-ской трав-мы из-бе-жать уда-ёт-ся край-не ред-ко. Стра-да-ют ни в чём не по-вин-ные де-ти. По-сле раз-во-да у обо-их быв-ших су-пру-гов на-блю-да-ет-ся со-сто-я-ние, очень по-хо-жее на со-сто-я-ние но-во-рож-ден-но-го: эмо-ци-о-наль-ная ту-пость, или огра-ни-чен-ность, за-тор-мо-жен-ность мыш-ле-ния, по-дав-лен-ность, ча-стич-ная или пол-ная по-те-ря ори-ен-та-ции в жиз-ни. Кто раз-во-дил-ся, под-твер-дит, что это свой-ствен-но да-же тем, кто счи-тал, что раз-вод при-не-сёт ра-дость и об-лег-че-ние. В этом со-сто-я-нии, ко-то-рое, по-рой длит-ся го-да-ми, че-ло-век не мо-жет сде-лать пра-виль-ный вы-бор, и, ча-ще все-го си-ту-а-ция раз-ре-ша-ет-ся сле-ду-ю-щим бра-ком, ко-то-рый очень ско-ро ока-зы-ва-ет-ся ни-чуть не луч-ше преды-ду-ще-го. Ду-хов-ный аку-шер мо-жет мак-си-маль-но об-лег-чить про-це-ду-ру раз-во-да и, тем са-мым, силь-но со-кра-тить по вре-ме-ни пе-ри-од «по-сле-раз-вод-но-го пси-хо-за», что, в свою оче-редь, обес-пе-чит по-сле-ду-ю-щее пси-хи-че-ское бла-го-по-лу-чие кли-ен-та на дол-гие го-ды. Бо-лее то-го, в слу-ча-ях, ко-гда раз-вод про-ис-хо-дит без силь-ных ду-шев-ных тер-за-ний со сто-ро-ны рас-хо-дя-щих-ся ро-ди-те-лей, де-ти прак-ти-че-ски не стра-да-ют. На-обо-рот, при-об-ре-тен-ный опыт при-го-дит-ся им во взрос-лой жиз-ни и сде-ла-ет её лег-че и ра-дост-нее.

О ре-аль-ном по-ло-же-нии вещей

В на-сто-я-щее вре-мя Ду-хов-но-го аку-шер-ства как ви-да про-фес-си-о-наль-ной де-я-тель-но-сти не су-ще-ству-ет. За-ни-ма-ют-ся им не-мно-гие эн-ту-зи-а-сты, одер-жи-мые иде-ей рож-де-ния из-на-чаль-но здо-ро-вых де-тей, ко-то-рые бла-го-да-ря осо-бым ме-то-дам рож-де-ния, кро-ме бо-лее устой-чи-вой нерв-ной си-сте-мы и ве-ли-ко-леп-но-го им-му-ни-те-та, при-об-ре-та-ют свой-ство не утра-чи-вать с го-да-ми спо-соб-но-стей к сверх-чув-ствен-но-му вос-при-я-тию. В ос-нов-ной сво-ей мас-се это це-ли-те-ли и прак-ти-ки на-род-ной ме-ди-ци-ны, пси-хо-ло-ги, сто-рон-ни-ки здо-ро-во-го об-ра-за жиз-ни. Ста-ра-ния их за-слу-жи-ва-ют вся-че-ско-го ува-же-ния. Во-круг этих лю-дей сфор-ми-ро-ва-лось да-же что-то вро-де дви-же-ния «За со-зна-тель-ное ро-ди-тель-ство». Дви-же-ние в ос-нов-ном со-сто-ит из ро-ди-те-лей де-тей, рож-дён-ных с по-мо-щью ду-хов-но-го аку-ше-ра, а так-же пар, со-би-ра-ю-щих-ся стать та-ки-ми ро-ди-те-ля-ми. По са-мым скром-ным под-счё-там, за про-шед-шие пят-на-дцать лет не-сколь-ко ты-сяч де-тей ро-ди-лись с по-мо-щью ду-хов-ных аку-ше-ров. Бо-лее то-го, под дав-ле-ни-ем это-го дви-же-ния ме-то-ды при-ё-ма ро-дов в ро-диль-ных до-мах бы-ли из-ме-не-ны. Вве-де-но в обыч-ную прак-ти-ку ран-нее, сра-зу по-сле ро-дов, при-кла-ды-ва-ние мла-ден-ца к гру-ди, пре-бы-ва-ние ма-те-ри и но-во-рож-ден-но-го в од-ной па-ла-те, при-сут-ствие на ро-дах близ-ких род-ствен-ни-ков (в ос-нов-ном от-ца ре-бен-ка). Об-ще-при-ня-той ста-ла прак-ти-ка при-ви-ва-ния де-тей лишь с со-гла-сия ро-ди-те-лей, в об-ще-ствен-ном со-зна-нии проч-но укре-пи-лась мысль о том, что че-ло-век сам мо-жет ре-шать, поль-зо-вать-ся ему услу-га-ми здра-во-охра-не-ния или нет. На-коп-лен ко-лос-саль-ный ма-те-ри-ал по де-тям, рож-дён-ным вне боль-нич-ных стен. Раз-ра-бо-та-ны и про-ве-ре-ны на об-шир-ной прак-ти-ке уни-каль-ные ме-то-ды по-сле-ро-до-во-го па-т-ро-на-жа мла-ден-цев, фи-зи-че-ско-го вос-пи-та-ния с пер-вых дней жиз-ни, со-хра-не-ния из-на-чаль-но вы-со-ко-го уров-ня им-му-ни-те-та, и мно-гие дру-гие.

К со-жа-ле-нию, у ду-хов-но-го аку-шер-ства есть не толь-ко успе-хи. Дав-ле-ние со сто-ро-ны офи-ци-аль-ных ме-ди-цин-ских ин-стан-ций со-хра-ня-ет-ся, не-смот-ря на все ре-во-лю-ци-он-ные из-ме-не-ния об-ще-ствен-но-го со-зна-ния по-след-них лет. Не об-ра-щая вни-ма-ния на объ-ек-тив-ную поль-зу для здо-ро-вья на-ции, до-сти-же-ния, о ко-то-рых го-во-ри-лось вы-ше, иг-но-ри-ру-ют-ся на-уч-ной и прак-ти-че-ской ме-ди-ци-ной, не го-во-ря уже о под-держ-ке го-су-дар-ства, ко-то-рое пред-по-чи-та-ет про-сто не за-ме-чать это об-ще-ствен-ное яв-ле-ние. Остав-ля-ет же-лать мно-го луч-ше-го и про-фес-си-о-наль-ный уро-вень са-мих Ду-хов-ных аку-ше-ров. Как пра-ви-ло, в это на-прав-ле-ние при-хо-дят лю-ди, быв-шие спе-ци-а-ли-ста-ми в сво-их об-ла-стях (пси-хо-ло-ги, ре-бё-фе-ры, пси-хо-те-ра-пев-ты, аку-ше-ры и ги-не-ко-ло-ги, а так-же фи-зи-ки, эко-но-ми-сты и иже с ни-ми). Всё это за-ме-ча-тель-ные лю-ди, вдох-нов-лён-ные пре-крас-ной иде-ей, но нель-зя же при-ме-нять ста-рые ме-то-ды на аб-со-лют-но но-вой поч-ве! Я имею не-ма-лый опыт обу-че-ния спе-ци-а-ли-стов для цен-тров под-го-тов-ки к есте-ствен-ным ро-дам (ав-тор-ская про-грам-ма, и ме-тод то-же мой), и мо-гу сме-ло утвер-ждать, что да-же са-мо-го ло-яль-но на-стро-ен-но-го вра-ча или пси-хо-ло-га не-об-хо-ди-мо дол-го и упор-но (ме-ся-цев хо-тя бы шесть) пе-ре-учи-вать, осво-бож-дая от за-гру-жен-ных в них во вре-мя обу-че-ния мен-таль-ных мат-риц, ко-ди-ро-вок и про-чей дря-ни, о ко-то-рой они по-рой и не по-до-зре-ва-ют, но ко-то-рые очень силь-но вли-я-ют на те-че-ние и ис-ход со-про-вож-да-е-мых ими родов.

Каждому возрасту - свои уроки. И попытаться осмыслить свое прошлое, найти в нем нерешенные уроки, чтобы разобраться с ними пусть и спустя время, особенно важно для тех, кто собирается или уже стал родителем. Ведь прежде чем приниматься за воспитание маленького человечка, нужно самому исцелиться от некогда полученных душевных травм. Все мы хотим, чтобы наши дети были счастливы, но научить их этому могут только гармоничные, счастливые родители.

За свою жизнь человек проходит несколько стадий развития: внутриутробный период, младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, мудрость. И если в какой-то из этих периодов случился негативный опыт, то он оставляет отпечаток на всю жизнь, ведь в каждом взрослом до последнего дня его пребывания на этой земле живет ребенок, и от того, насколько он счастлив, зависит очень многое. Внутренний ребенок - это самая творческая наша часть, которую мы несем из далекого детства, когда мы еще не умели фальшивить, весь мир представлялся нам большим океаном возможностей, и мы смотрели на все глазами любви. Не зря говорится в Библии, стань как ребенок и узреешь Царствие Бога.

Однако, будучи родителями, мы очень редко спрашиваем своего ребенка о том, что он чувствует в различных жизненных ситуациях. Это немудрено, нас и самих об этом практически никогда не спрашивали. Мы не интересуемся, как на малыша влияет то или иное происшествие, в лучшем случае стараемся его успокоить, но всерьез его страхи, переживания и опасения не воспринимаем. Мы сами определяем, что хорошо, а что плохо, не вдаваясь в подробности, потому что взрослым виднее. Мы ориентируем ребенка в основном на внешний мир (что скажут соседи, бабушка с дедушкой, дядя с тетей, как отреагируют учителя?), но совсем не интересуемся внутренними переживаниями его самого.

Часто ли вы можете со стопроцентной вероятностью ответить, почему ваша дочь или сын поступили так, а не иначе, что явилось толчком?

Ответы на такие вопросы лежат не на поверхности, чтобы их получить, нужно пойти вглубь переживаний, что возможно только в дружеской атмосфере. Подумайте, способны ли вы сами быть искренними, когда на вас кричат, давят, когда вы охвачены чувством страха и ожиданием наказания? Думается, что нет. А ведь ваш ребенок немногим отличается от вас. Путь вглубь себя очень важен для осознания и понимания себя самого, для того, чтобы научиться делать правильные выводы и извлекать уроки из жизненных трудностей. И задавать подобные вопросы другому, равно как с сопереживанием выслушивать ответы, способен лишь тот, кто умеет спрашивать и слушать, прежде всего, себя самого. Если же глубокого личностного контакта с самим собой, со своим ребенком, нет, то непонимание год от года будет расти.

В результате того, что внутренний мир ребенка никого не интересует, происходит постепенное расщепление личности, человек теряет цельность. Какую-то часть эмоций, мыслей он хотел бы скрыть от себя и окружающих, как неполноценные, ненужные и неправильные. Другие же переживания и мысли, наоборот, выставляет напоказ, создавая некий психологический парадный фасад. На самом деле, это серьезная проблема: такой человек становится глубоко одиноким и несчастным, потому как не понимает и не принимает самого себя и страдает от неприятия другими.

Кроме того, подобная личность не принимает других людей и строит отношения с ними по типу "жертва-агрессор".

Чтобы исцелиться, то есть стать цельной, принимающей себя личностью, человеку нужно войти в соприкосновение со своим глубинным внутренним миром, со всеми своими переживаниями и неотработанными ситуациями, которые с детства, отрочества, юности он несет в своем эмоциональном багаже. Отворачиваясь от части себя, мы становимся ментально больными, так как удерживаемый в подсознании непереваренный опыт никуда не исчезнет, он остается болезненным участком нашего внутреннего «Я», который периодически вспыхивает в виде неуправляемых эмоций, спонтанных и неразумных поступков. И надо отметить, что поиск глубинных причин психологических проблем человека начался не с фрейдовского психоанализа, в развитых древних цивилизациях были знакомы с такой наукой, как атма-гьяна (наука осамопознании).



В сфере эмоций нет неисправимого


Прошлое, настоящее и будущее существуют всегда. Знакомая мелодия может перенести нас в прошлое, и мы вспомним пережитое, увидим все до мельчайших деталей и даже почувствуем запахи, связанные с этим. Если мы пережили травматические ситуации в младенчестве, детстве, отрочестве и т.д., то можем мысленно обратиться в этот период, чтобы послать в прошлое положительную энергию и исцелиться. В сфере эмоций нет неисправимого. Как только мы осмысливаем, меняем отношение к прошлому, понимаем и прощаем, изменяется огромный пласт нашей жизни. Осознавая и переживая глубоко скрытые эмоции и мысли по-новому, мы даем своему прошлому энергию исцеления. При этом высвобождается огромное количество энергии, которая прежде уходила на контроль, подавление переживания, а вы, как следствие, ощущаете прилив жизненных сил, бодрости, творческого вдохновения и любви.

Наш жизненный опыт начинается, а правильнее сказать, продолжается, уже с периода внутриутробной жизни. Многие будущие родители недооценивают важность этого периода. Ребенок по своему субъективному ощущению живет в утробе матери сто лет, хотя по нашему исчислению со дня зачатия до рождения проходит всего девять месяцев. И чаше всего мы совсем не понимаем, что не рожденный еще ребенок уже живет своей жизнью.

От того, как проходит беременность, во многом зависит будет ли здоров и счастлив человек в дальнейшем.

По мнению психологов, внутриутробные травмы самые тяжелые. Если в течение месяца мать решала, родить ей или сделать аборт, то это весьма негативным образом отражается на ребенке - для него за это время прошло целых десять лет жизни. И все эти годы он жил под страхом смертной казни, которая могла свершиться в любой момент. Родившийся с такой программой человек обязательно будет испытывать эмоции страха, опасности и ненужности. В ответ он вырабатывает разные стратегии поведения, одна из них - нужно все время защищаться, прятаться. Желание убить ребенка в утробе может сформировать в его подсознании также и неуемное желание наслаждаться всеми доступными способами: бери от жизни все, ибо тебя могут убить в любой момент.

Поэтому так важно, чем живет будущая мама, что она читает, изучает, ест и слушает: все это передается малышу.

В период беременности важно все - и витамины, которые нам дарит природа, и витамины любви, которые мы получаем через общение. Будущим папам и мамам также не нужно увлекаться диагностикой УЗИ - излишнее любопытство, желание узнать пол ребенка, обходится маленькому человечку облучением.



Две стратегии жизни


Очень важен сам момент родов, для ребенка он является первым знакомством с этим миром. К сожалению, наша медицина до сих пор рассматривает беременность, как некую проблему. Как только женщина заявляет в консультации, что беременна, ее тут же начинают атаковать вопросами: «А вы встали на учет?», «Как вы решились забеременеть в столь позднем возрасте?», «Как вы собираетесь рожать, у вас очень плохие анализы?». Будущей маме с первого дня внушают чувство тревоги, страха и вины. Конечно, все это делается из лучших побуждений, однако такой настрой для беременной, да еще и исходящий от врача, сам по себе является проблемой. А, напугав, врачи начинают будущую маму успокаивать, что лишь усугубляет ситуацию. Ведь, если начинают утешать, значит, дела плохи? Разбуженный страх уже не дает возможности адекватно оценивать услышанное.

Страх - это спазмы, напряжение, сжатие. Он сковывает и парализует, причем не только на уровне грубого физического тела, но и тонкого тела, т. е. ума. И в этом проявляется самое тяжелое, самое разрушительное воздействие страха на психику.

Есть две стратегии жизни: путь страха и путь любви.
Страх рождает отчаяние, из любви приходит счастье. Поэтому мы должны перестать пугать ребенка и начать его вдохновлять. Но сначала нужно самим перестать бояться.

Мы именно потому пугаем других, что боимся сами. В подсознательном страхе, который становится фоном всей нашей жизни, живут не только женщины, но и мужчины, скрывающие свои фобии за невозмутимыми каменными лицами героев.

К сожалению, энергия страха у большинства женщин сопровождает весь период беременности и сами роды - перепуганная молодая мать в панике пересчитывает у ребенка ручки, ножки, пальчики, ушки. Испуганная акушерка начинает его хлопать, чтобы он закричал. Ребенка встречает не любовь, а страх. У нас у всех есть такой опыт, редко кого встречали с улыбкой, с молитвой, радуясь нашему появлению на свет. Старшее поколение, которое родилось в СССР, знает, что малышей вообще уносили от матери, туго пеленали и клали столбиками в ряды. Считалось, что если туго пеленать ребенка, то ноги у него будут прямыми. Вот и выросло несколько поколений прямоногих, но живущих в постоянном страхе и беспокойстве людей.

Такое отношение к новорожденным возникает из ложной уверенности, что ребенок, раз он не говорит, пока что как бы и не живет. Вот заговорит, скажет «мама», «папа», тогда и заживет…

На приеме у Марины Таргаковой

Вместе с мамой на прием пришла очень толстая девочка. Живущий внутри ребенка страх мешает освободиться от излишнего веса. Оказалось, что она не хочет быть девочкой, очень агрессивно относится не только к себе, но и к миру. До и во время беременности мама встречалась с женатым мужчиной, который, как это бывает, рисовал ей прекрасное будущее. Когда в 37 лет женщина забеременела, любовник исчез. Спустя 4 месяца появился, чтобы сказать, что у него уже есть две дочки, и он оставит семью только, если родится мальчик. Родилась девочка. Женщина приспособилась к новой жизни, сама воспитывает дочь. Однако девочка не забыла обещания этого мужчины и всю свою сознательную жизнь старается стать хорошим мальчиком. Ведь тогда папа вернется, а мама будет счастлива. Глубокое чувство вины за то, что она не мальчик, вызывает в девочке постоянное недовольство собой, которое она возмещает неумеренной едой. Когда психолог попросила девочку нарисовать семью, то на бумаге та нашла место и для папы. При этом мама запрещает ей мечтать о папе и рвет такие рисунки. И это худшее, что сейчас мать может сделать для своей дочки, она не понимает, что многое, в том числе и отсутствие родителей, эмоционально восполняется в мечтах и мыслях.

Словосочетание «духовная акушерка» пришло к нам из США. Американка Айна Мэй Гаскин в 1977 году написала книгу «Духовное акушерство». Кратко суть книги можно передать так: рождение является духовным опытом и не должно присваиваться медицинскими учреждениями. Роды должна принимать хорошо подготовленная акушерка, при этом могут присутствовать члены семьи роженицы. Айна Гаскин считает, что духовный подход к родам - это прежде всего уважение к беременной и её ребёнку.

Хочу подчеркнуть, что Айна Мэй Гаскин - сертифицированная профессиональная акушерка. Она прочитала множество книг по акушерству, училась у врачей, принимающих роды. Была президентом Альянса акушерок Северной Америки с 1996 по 2002 год. Основала родильный центр, который славится низким уровнем медицинских вмешательств.

Однако в постсоветских странах понятие «духовного акушерства» ассоциируется с естественными домашними родами (см. « « ). А так называемые духовные акушерки - это в большинстве своём аферистки, не имеющие медицинского образования. Как такой человек может принимать роды?

И тем не менее в интернете можно найти кучу объявлений об услугах так называемых духовных акушерок, которые предлагают роды дома, роды в воде. Открываются целые центры, которые имеют своей целью не помощь в родах, а банальное обогащение. Причем на чужом горе. Ведь, к сожалению, случаи смерти детей при домашних родах не редкость.

Конечно, звучит заманчиво, рожать в привычной обстановке, в комфортных условиях. Но это неприемлемо в 21 веке! К сожалению, роды часто сопровождаются определёнными осложнениями. Предсказать такое осложнение заранее невозможно.

Ни один врач не согласится принимать роды дома, так как знает, что это связано с огромным риском. В роддомах существуют специальные условия для помощи как роженицам, так и их малышам. Будьте уверены, что даже если что-то пойдёт не так, вам всегда вовремя помогут, спасут жизнь вам и малышу.

Если что-то серьёзное произойдёт дома, то до роддома могут просто не довезти. Подумайте, стоит ли ради сомнительного комфорта рисковать жизнью и здоровьем малыша и вашим тоже. Все медики категорически против домашних родов!

В США движение за домашние роды и духовное акушерство возникло в те времена, когда в роддомах были очень жёсткие условия. Часто применялись щипцы и эпизиотомия, рожениц привязывали к кровати, запрещалось присутствие на родах близких людей. Неудивительно, что женщины захотели рожать дома.

Однако в современных роддомах к роженице относятся достаточно лояльно. Женщина вправе выбрать взять с собой на роды близкого человека, в первом периоде родов разрешается принимать различные позы, отменены такие обязательные процедуры, как бритьё и клизма (по желанию). В роддоме у вас есть возможность иметь и медицинскую - со стороны врачей и психологическую - со стороны партнёра поддержку в родах.

А духовные акушерки - это мошенники, которые агитируют женщин рожать дома и рисковать здоровьем своим и малыша. Уважаемые беременные, не будьте наивными! Доверьтесь профессионалам, а духовных акушерок гоните прочь!

Последующее обсуждение духовной энергии основывается на наблюдениях более 750 родов. Мы нашли, что имеются законы настолько же постоянные, как и законы физики, электричества и астрономии, влияние которых на процесс родов не может быть игнорировано.

Акушер или врач, присутствующий при родах, должен иметь достаточно гибкое мышление, чтобы определить, как работают эти законы научиться работать с ними. Беременные и роженицы являются элементарными силами в том же понимании, что и гравитация, гром, землетрясение и ураган. Для понимания законов потока их энергии вы должны любить и уважать их за их величие, в то же время изучать их с точностью честного учёного.

Акушер должен понимать, как течёт энергия деторождения, не знать этого, всё равно, что быть физиком и не понимать гравитации.

Каждое рождение священно. Я думаю, что акушерка должна быть религиозной, так как энергия, с которой она имеет дело, - святая. Она должна знать, что энергия других людей священна.

Духовное акушерство признаёт, что каждое рождение - это рождение дитя-Христа. Работа акушерки заключается в том, чтобы сделать всё возможное, чтобы мать и дитя прошли свой путь здоровыми и невредимыми и наблюдать, чтобы сохранялась святость рождения.

Клятва акушерки заключается в том, что она отдаст все 100% своей энергии матери и ребёнку, а потом уж для себя и своей семьи, если перед ней встаёт такой выбор.

Духовная акушерка обязана отдавать всю свою любовь всем детям, о которых она заботится, независимо от размера, формы, цвета или происхождения. Мы все - едины. Ребёнок перед вами - это то же самое, что и ваш ребёнок. Мы все - едины.

Согласно религии, я думаю, сострадание должно быть её главной чертой. Ей религия должна стать силой в её практике, в пути, которому она следует день ото дня, в каждомоментной деятельности. Это не может быть только теорией. Честное служение людям не может быть временным делом.

Во время родов могут быть фантастические физические изменения, которые вы не сможете назвать иначе, как чудом. Это ежедневное знакомство с чудесами, не в том смысле, что они обесцениваются из-за их частой повторяемости, но в этом распознаётся их священное происхождение, этот тесный контакт с чудесами должен быть орудием в акушерском труде. Большие изменения могут произойти посредством произнесения нескольких слов между людьми (присутствующими) и аку-

шерами, осматривающими женщину или ребёнка в то время, когда происходят огромные физические изменения.

Для того, чтобы вести энергии правильно, акушерка должна держать себя в благонравии. Она должна дать духовные обеты точно так же, как йог, монах или монахиня дают внутренние обеты, которые касаются поведения во всех аспектах жизни. Акушерка должна это сделать, чтобы иметь какие-либо возможности. Человек, который живет по программе, согласованной с жизнью, с состраданием и правдой, действительно открывается для действий в согласии с процессами деторождения, формирующимися миллионы лет.

Если акушерка находит в себе привычки поступать не всегда так, как если мы все едины, она должна изменить эти привычки, заменив их на лучшие. Акушерка должна постоянно стремиться стать сострадательной, открытой и чистой в своих взглядах, так как любовь, сострадание и духовное видение - наиболее важные инструменты её труда. Она должна знать, что она имеет свободную волю и может измениться, если это потребуется. Это - духовная дисциплина, которой она придерживается для того, чтобы соответствовать своей работе, точно так же, как атлет Олимпа должен поддерживать свою физическую и умственную дисциплину, чтобы быть в хорошей форме.

Тому, кто понимает значение шакти, или женского принципа, понятно, что она очень хорошо сконструирована Богом, будучи способной к саморегуляции. Мы - совершенные цветы вечного эксперимента, каждый живущий имеет совершенно непрерывную линию предков, которые были способны рожать естественно своих детей несколько миллионов лет назад. Поэтому духовная акушерка не представляет ничего без реальных орудий своего труда, она использует тысячелетней давности данные Богом внутренний взгляд и интуицию как свои инструменты, в дополнение, а часто и вместо больничной техники, лекарств и оборудования.

Наиболее ценным инструментом акушерки является сокровенное знание о тонкой психологии человека, что является областью йоги. Духовная акушерка вызывает такое состояние сознания женщины, которое осуществляет трансформацию физической энергии большой мощности, великую красоту и большую пользу.

Хотя вполне возможно одинокой женщине, не имеющей детей, стать хорошей акушеркой, акушерские возможности значительно возрастают, если она замужем и естественно родила ребёнка. Её работа по своей природе требует, чтобы она была хорошим семейным советником.

Она должна, порой, быть способной рисковать при родах. Она подбадривает и поддерживает, когда все хорошо и должна понимать, ко-

гда паре необходимо переговорить. Она должна уметь научить пару давать друг другу энергию, если они нуждаются в помощи. Чтобы делать все это, она должна действительно знать и любить своего мужа, быть его лучшим другом и заботиться о н ём. Если у неё прочные отношения с мужем на основе любви, она знает из своего опыта, что делает брак счастливым, и её слова звучат правдой. Если она естественно родила ребёнка, она лучше знает, что ответить женщине во время схваток. «Я знаю, что вы можете сделать это. Я чувствую это, как вы чувствуете сейчас».

Акушерка должна жадно изучать психологию и медицину. Ей нужно читать и постоянно искать никогда не кончающуюся информацию. Она никогда не должна предполагать, что знает уже всё. Новая информация, усвоенная вчера, может быть существенна и жизнеспасительна сегодня.

Акушерка должна чувствовать глубокую любовь к другим женщинам. Она знает, что все женщины, включая и её саму, иногда стихийны, как погода, приливы и отливы, и что они нуждаются во взаимопомощи и понимании. Действительное родство всех женщин для неё - не просто абстрактная идея.

Духовная акушерка пытается найти путь, при котором она не берёт денег, так как это облегчает для неё сохранять духовность родов. Её муж и близкие могут поддерживать её. Если она помогает женщинам бесплатно, она имеет мощную моральную позицию.

В Дзэн-буддизме говорят о «первоначальном лице» человека. Учитель Дзэна может попросить ученика: «Покажи мне своё первоначальное лицо». Акушерка - наиболее привилегированная персона, так как она может видеть первоначальное лицо каждого ребёнка, которому она помогает родиться. Красота и чистота энергетического поля, которое излучает каждый ребёнок, принимаемая с должным уважением, сильна и незабываема.

Жаркин Н.А.
Кафедра акушерства и гинекологии
Волгоградской медицинской академии.

Духовное акушерство, как альтернатива научному акушерству дает свои первые ростки в России. Начало этого явления было заложено И.Б. Чарковским, в свое время попавшего в разряд дисидентов. В настоящее время в различных регионах России работают как его последователи, так и самостоятельные группы духовных акушерок и врачей. Однако признания официальных органов здравоохранения эти группы не имеют. В крупных городах России деятельность духовных акушерок довольно активна. Так в Москве ежегодно происходит около 1000 домашних родов, в Санкт-Петербурге более 300. Среди лиц, занимающихся духовным акушерством, не все имеют медицинское образование. В связи с этим нередки случаи тяжелых акушерских осложнений, приводящих к серьезным последствиям для женщин. Тем не менее казеннная обстановка, конвеерная система родоразрешения в родильных домах заставляют женщин обращаться за помощью к духовным акушеркам, обеспечивающих индивидуальный подход. Лишь в последние годы в связи с тенденцией к гуманизации родов, положение в официальных клиниках несколько изменилось. Все шире внедряется совместное пребывание матери и ребенка после родов, осуществляется программа поддержки грудного вскармливания, на роды допускаются родственники и т.д. Однако это далеко не духовная работа. Это можно назвать исправлением тех больших ошибок в организации службы, которые были допущены в советское время.

Что касается работы духовных акушерок, то также зачастую они осуществляют лишь индивидуальную подготовку будущих родителей к родам преимущественно в физическом плане, заменяя духовную практику физическим и теоретическим тренингом. Духовную работу в полном смысле слова проводят не многие. Эту работу можно назвать лишь началом творчества, поиском путей, средств и методов духовной работы. Очень важно, чтобы в начале творческого пути определить правильное направление работы. К сожалению, духовные поиски новоявленных акушерок зачастую приводят к серьезным ошибкам и потерям.

Приведу один клинический пример. Повторнорожающая женщина, православная, по рекомендации своей акушерки стала посещать группу, практикующую трансцедентальную медитацию с целью гармоничной подготовки к родам. Ей была определена мантра, произнося которую она медитировала. Акушерский анамнез женщины был без особенностей, первые роды прошли гладко, без осложнений. Течение настоящей беременности также было благоприятным. Лишь в последний месяц перед родами пациентка отмечала нарастающую общую слабость. Начало родов задерживалось, наметилась тенденция к перенашиванию беременности, в связи с чем пациентка была помещена в нашу клинику с целью ускоренной подготовки к родам. Медикаментозная терапия и акупунктура, которые обычно давали в комплексе хороший результат, ни к чему не привели. В сроки беременности 42 недели при отсутствии симптомов готовности организма к родам встал вопрос об операции кесарева сечения. Во время дополнительного разговора выяснились обстоятельства духовной практики, о которой пациентка до этого не рассказывала. Учитывая православное вероисповедание, к пациентке, с ее согласия был приглашен священник, которому она исповедалась и открыла мантру. Священник посоветовал усердно молиться Пресвятой Богородице, что пациентка и выполнила. На следующий день самостоятельно начались роды, которые завершились рождением здорового ребенка.

Данный пример показывает, что во время духовной работы с беременными требуется учитывать многие обстоятельства, связанные с православными традициями в России. Россия была и остается оплотом Православия, несмотря на 70 лет запрета свободы совести. Веками сложившиеся традиции, укоренившиеся в подсознании людей оказалось невозможно уничтожить страхом смерти и заглушить победными коммунистическими гимнами. Попытки на этом фоне внедрится другим духовным школам, особенно восточным, нередко приводят к подобным, а иногда и более серьезным последствиям, которые врачи склонны объяснять наличием различной патологии. Наш опыт показывает, что восстановление традиций Русской Православной Церкви в отношении деторождения может обеспечить не только мягкие, но зачастую даже сладостные роды (partus felix), оставляющие неизгладимый позитивный след в сердцах матери, ребенка, отца и всех, кто видел это событие. Эти традиции включают много особенностей, но главные из них — любовь и вера в Бога, молитва ко Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, это осознание того, что нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, что он имеет душу, способную испытывать все переживания человеческие (радость, горе, страх и др.). Это восприятие родов как Чуда рождения Спасителя, Спасителя ее Материнства, повторяющееся через каждую мать. И когда в родах происходит слияние души матери и души ребенка и они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, трудно себе представить возможность возникновения каких-либо медицинских проблем.

Данное мнение вовсе не означает, что другие духовные школы и направления не хороши. Однако внедрение их в русский этнос, русскую культуру как правило сопровождается диспропорцией, нарушением внутренней и внешней гармонии, так необходимой в наиболее ответственный и напряженный момент каждой женщины-матери.

В Русской Православной традиции принято иметь обилие воды во время родов. Человек рождается из вод, в воде происходит первое его омовение, крещение. Рождение в воду обеспечивает мягкость родов (мягкие роды). Это немаловажно для формирования 3-й и 4-й перинатальных матриц по С.Грофу. Поэтому не удивительно, что после снятия запретов водные роды получили довольно широкое распространение в России. Об особенностях водных родов я излагал в своем первом докладе. В истории русского акушерства много ученых — истинно верующих. Выдающийся русский профессор-акушер Н.Феноменов, например, начинал курс лекций для студентов с чтения Библии («Бытие» — упоминание родов Фамари, присутствие повивальной бабки).

С учетом вышеизложенного в нашей клинике (Волгоградская медицинская академия) уже третий год выполняется программа подготовки к родам. Она расчитана на 3 месяца по 3 занятия в неделю, включающие теоретическую беседу, гимнастику с элементами массажа и занятие в бассейне с выполнением специальных дыхательных упражнений. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы организуются концерты духовной музыки, посещение церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем.

За 2 года работы родоразрешено более 30 женщин. Большинство женщин имели серьезную генитальную или экстрагенитальную патологию, многие первоначально имели сильный страх перед родами. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у четверых, мягкие — у 25 женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей при этом после адаптации к свету (примерно через 5-7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 3-и стуки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3-х секунд). Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов.

Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности (дистоция шейки), кровотечения в последовом периоде было у 2-х. Кесарево сечение произведено одной роженице. Осложненные роды у этих 3-х пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов, неприятия веры, легкомысленного отношения к духовной работе над собой.

Таким образом, несмотря на сложное экономическое положение, в России наступает возрождение духовности, одним из свидетельств которого наряду с открытием храмов является распространение духовного акушерства. Очень важно, чтобы этот процесс был созвучен Русским духовным традициям и сочетался с профессионализмом акушерок и врачей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: