Количество брошенных детей в году. Сравнительная статистика сирот в сша и россии

Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь.

Комментируя эти цифры, можно помянуть недобрым словом "нехорошие гены" и покивать на издержки казенного дома, где дети растут без родительской любви и заботы. Можно, вздохнув, развести руками: и ничего, дескать, со всеми этими факторами риска не поделаешь - судьба у этих детей такая. Но так ли уж запрограммированы на беду сиротские судьбы? И нет ли других причин, почему мы теряем этих ребят?

Участники "круглого стола" - ведущие эксперты, представители министерств и ведомств, Совета Федерации, Госдумы и Генеральной прокуратуры, которых собрал Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, собрались именно за этим: обсудить одну из таких причин.

Как сделать так, чтобы выпускники сиротских учреждений не пополняли армию отечественных бомжей, - как соблюдаются, а, вернее, не соблюдаются права детей-сирот на жилье?

Открывая дискуссию, Владимир Лукин отметил, что тема эта не нова и по-прежнему одна из острейших. И хотя за последнее время и сами детдомовцы, и органы прокуратуры, и правозащитные организации стали все активнее отстаивать через суд право этих молодых людей иметь собственное жилище, и хотя уже есть положительные судебные решения, но... "Эти вопросы, - считает омбудсмен, - должны решаться не ценой долгих, изматывающих тяжб, а автоматически. Как нам добиться такого автоматизма?"

Как показала дискуссия, причин, рождающих проблему, целый клубок. Одна из "системообразующих", и с этим были согласны все ее участники, - недоработки в законодательстве и недостаточность нормативно-правового регулирования. Проще говоря, слабость механизмов для реализации этих законов. Особые надежды эксперты и практики возлагают на новый проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Он уже принят Госдумой в первом чтении, принимать его предстоит Думе уже в новом составе. И еще есть время, чтобы внести в него необходимые, по мнению участников "круглого стола", поправки и дополнения. В частности, они убеждены, что новый закон должен снять возрастное ограничение для воспитанников сиротских госучреждений при их постановке на учет для получения жилья. Сегодня они должны быть поставлены на учет до достижения ими 23 лет. Это рождает множество казусов. Вот пример: директор ПТУ, где учились и воспитывались сироты, не удосужился это сделать. В результате один из ребят, попросту оказавшихся на улице без всякой надежды получить квартиру, признался, что намеренно совершал правонарушения, чтобы найти приют в исправительной колонии.

Сиротство в России

Над темой номера работали

Светлана БИРЮКОВА

Мария ВАРЛАМОВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Динамика сиротства с 2000 года

В настоящее время различные министерства, ведомства и органы государственной статистики собирают значительный объем статистической и аналитической информации, касающейся сиротства и семейного неблагополучия. Однако многие из этих данных не являются открытыми, что осложняет их анализ и публичное обсуждение. Тем не менее, даже на основе доступных статистических данных можно дать оценку сложившейся к настоящему моменту ситуации в сфере сиротства, а также проследить направление динамики происходящих процессов.

В России, начиная с 1990-х годов и вплоть до середины прошлого десятилетия, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и число ежегодно выявляемых детей-сирот, возрастало (рис. 2). Это объясняется, с одной стороны, произошедшим в результате экономических кризисов 1990-х годов значительным ухудшением уровня жизни, приведшим к маргинализации отдельных слоев населения. А с другой - развитием системы выявления семей и детей, находящихся в неблагополучных условиях, в тот же период. Тем не менее, как видно из рис. 2, начиная с середины 2000-х годов, указанные показатели в абсолютном измерении постепенно сокращаются. Так, если в 2004 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 726,9 тысячи, то в 2005-2006 годах оно сократилось до 726,6 тысячи, к 2010 году - до 682,9, к 2011 году - до 664,5, а к 2012 году - до 649,6 тысячи.

Рисунок 2. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные сборников «Российский статистический ежегодник», формы 103-РИК

Наблюдаемое с 2005-2007 годов сокращение абсолютных показателей числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, связано не с позитивными эффектами реализуемой в области сиротства политики, а с происходившим сокращением общей численности детского населения России в целом. Об этом свидетельствует динамика доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения России в возрасте от 0 до 17 лет. Как видно из рис. 2, этот показатель возрастал вплоть до 2009 года, когда он достиг 2,8%, и только после этого начал постепенно снижаться.

При расчете общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Росстат включает в рассмотрение детей, отданных на усыновление, а также переданных на все виды семейных форм устройства. Такой подход является не совсем верным. При передаче на усыновление дети утрачивают статус сироты, юридически полностью приравниваются к родным детям и теряют всякую связь с системой институционального устройства и государственной поддержки детей-сирот. Положение детей, устроенных на различные формы опеки и попечительства, в приемные семьи или детские дома семейного типа, также отличается от статуса проживающих в институциональных учреждениях - в первую очередь, с точки зрения условий проживания, психологического и эмоционального комфорта, возможностей социализации и адаптации к самостоятельной жизни.

Динамика числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за вычетом отданных на усыновление и переданных на семейные формы устройства, в сопоставлении с общим числом детей-сирот, приведена на рис. 3. Видно, что абсолютное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в институциональных учреждениях, постепенно сокращается, начиная с 2004 года, в то время как два других показателя демонстрируют понижающий тренд только с 2007 года. Вероятно, такое соотношение показателей можно рассматривать как свидетельство происходящих на протяжении последних лет постепенных институциональных изменений в системе устройства детей-сирот, направленных, в первую очередь, на распространение семейных форм устройства.

Рисунок 3. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом различных форм устройства

Источник : Российский статистический ежегодник за разные годы.

Отличительной чертой российского сиротства является его «социальное лицо». Доля биологических сирот в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени сохраняется на уровне ниже 20% (рис. 4). С середины 2000-х и до 2009 года доля биологических сирот в общем числе выявленных детей-сирот сокращалась, и одновременно с этим снижалось их абсолютное число. Начиная с 2009 года, на фоне сохраняющейся тенденции динамики абсолютного числа биологических сирот, отмечается рост их доли в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация объясняется отмеченным выше падением общего числа детей-сирот. Наблюдаемое в последние годы сочетание динамики абсолютных и относительных показателей в целом может свидетельствовать о наличии позитивных сдвигов в системе выявления кризисных семей, о постепенном появлении первичной профилактической работы с семьями и предотвращении отобрания детей.

Рисунок 4. Доля биологических сирот и детей младших возрастов в общем числе ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные формы 103-РИК.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: