Племя где девушкам надевают на шею кольца. Каждый человек по-своему прекрасен

Туристы и падаунги:)

С момента написания статьи о женщинах с кольцами на шее из народности Падаунго в (Длинные шеи, длинные уши) прошло уже пять лет. С тех пор мне не раз приходилось бывать в деревнях падаунгов (вынужденно — сопровождая других путешественников). Кое-что можно уже и дополнить.

Женщины с кольцами на шее.

Начну с распространенных заблуждений о женщинах с кольцами на шее.

1-е заблуждение о длинношеих женщинах.

«У Каренов кольца для туристов».

Цитирую фразу из одного интернет-обсуждения этой темы: «Есть поселения каренов много где, в районе Пая и Чиангмая, но кольца они не носят, кольца для туристов».

Красные карены.

Разберемся. Поселений каренов вокруг Пая, Чианг Мая и Чианг Рая (туристические места Северного Таиланда) действительно много. Но карены каренам рознь. В состав этого народа входит множество народностей. Женщины с кольцами на шее относятся только к одной из этих народностей — к Падаунгам . Более того, далеко не все женщины-падаунги носят кольца на шеях. Это характерно только для нескольких из пятнадцати кланов.

А потому в деревнях вокруг Пая и Чианг Мая карены кольца не носят по той простой причине, что они не относятся к кланам падаунгов , для которых это характерно.

В тех же местах, в которых мы можем увидеть женщин с кольцами на шее — они их носят по причине следования традиции. А не потому, что это «для туристов». Другое дело, что они используют данное обстоятельство для зарабатывания денег, но, что в этом удивительного?

Женщина из народа Каренов (падаунги).

Отмечу также, что в «выставочных деревнях», где туристы смотрят на длинношеих женщин, их проживает всего несколько сотен. Остальные несколько тысяч живут в Бирме (Мьянма), никаких туристов не видят и при этом продолжают носить кольца.

2-е заблуждение о длинношеих женщинах.

У женщин-падаунгов длинные шеи.

Женщин с кольцами на шее принято называть длинношеими. Это не совсем корректно. Шеи их от ношения колец не увеличиваются, это только видимость. Изменения происходят в других местах. Как показали рентгеновские исследования «длинношеих женщин», атрофируется вся плечевая зона и плечевой пояс опускается под тяжестью колец, грудная клетка сдвигается вниз, опускаются ключицы и ребра.

3-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Снять кольца невозможно — шея сломается.

Дети падаунги.

Якобы именно так наказывали провинившихся женщин-падаунгов за измену их мужья (кстати, среди горных народов у падаунгов разводов меньше всего). На самом деле все не так печально. В обыденной жизни кольца нередко снимаются в связи с той или иной необходимостью (например, при болезни или для замены на новые) и вновь надеваются. При полном отказе от ношения колец тело приходит в надлежащее состояние за период от года до трех. Существуют социальные программы при поддержке благотворительных организаций, направленные на оказание помощи, женщинам-падаунгам, желающим отказаться от ношения колец. Среди молодежи таких все больше и больше.

Опасным снятие колец может быть тогда, когда они были слишком высокие для женщины и ее голова все время находилась в приподнятом положении, что приводит к атрофированию мышц шеи. В этом случае помогают специальные упражнения и физиотерапия.

4-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Из-за этих колец женщины-паадунги живут недолго.

Существенного влияния на продолжительность жизни ношение колец не оказывает. Женщины с кольцами на шее из народа Падаунг живут не меньше, а по некоторым данным даже больше (благодаря знанию лечебных трав), чем женщины других горных народов.

5-е заблуждение о длинношеих женщинах.

Деревни падаунгов следует бойкотировать.

В одной из деревень падаунгов.

Те, кто призывают к бойкоту деревень, где проживают женщины с кольцами на шее, считают, что «человеческие зоопарки не должны существовать». Однако всё не столь однозначно.

Во-первых, все падаунги на территории Таиланда - беженцы из Бирмы, живущие в резервациях и не имеющие каких-либо прав, в том числе и права на работу. «Выставочные деревни» — не самый удачный, но все-таки метод выживания. Из тех денег, что туристы платят за вход, самим падаунгам достаются крохи, но туристы периодически что-то у них покупают - а это уже их личные деньги.

Во-вторых, многое зависит от самих туристов. Если они бегают по деревне и возгласами «гы-гы» фотографируются с длинношеими женщинами, то, скорее, сами представляют зоопарк на выезде. Если же им интересна культура, традиции и обычаи падаунгов и ведут они себя тактично, то в этом нет ничего плохого.

В деревне горного народа Акха — Бан Лорча

Идеальным был бы вариант, как, например, сделано в деревне народа Акха — Бан Лорча, когда вы платите за вход, но для вас проводят тематическую экскурсию, знакомя с бытом и традициями народа . Тогда ощущения зоопарка не возникает.

Зачем они носят кольца?

В вышеупомянутой моей статье приводились три возможные причины. Приведу их и здесь и дополню этот список.

1. Женщин привязывали за шею ревнивые мужья и это перешло в обычай (верится с трудом, учитывая, что у Падаунгов - одна из форм матриархата).

2. Защита от тигра. Тигры нападают сзади и перекусывают шейные позвонки. Кольца защищают от них.

Длинноухая женщина.

3. Память о предках. Падаунги ведут свое происхождение от Ветра и Драконихи. Кольца - символ танца Ветра, узнавшего, что его любимая забеременела.

4. Женщины Падаунгов - очень красивые. Чтобы их не воровали мужчины из других народов их защищали кольцами.

5. Это красиво. Так считают сами Падаунги.

6. Этот вариант перекликается с четвертым.

Падаунги — отличные ткачи. Жили они на территории бирманского штата Кайя. Чтобы красивых женщин-ткачих не забирали к бирманскому двору в наложницы, их специально таким образом увечили.

А если пофантазировать, то обычай этот мог возникнуть следующим образом. Когда-то очень давно одна из женщин этого народа надела на шею кольцо. Это понравилось и ей и ее подругам. Кто-то из подруг - надел два кольца. Следующая - три. И, понеслось. В массовом сознании этого народа укрепилось представление о том, что это красиво.

6. Обновление от 10.01.2016. Изучая работы этнографов о падаунгах, которых они, скорее относят к кая, чем к каренам, обнаружил еще одну версию. Итак, «обычай носить такие украшения возник в связи с тем, что куски латунной проволоки служили обменной единицей, а спираль - показателем богатства». Вот и вся красота 🙂

Где в Таиланде посмотреть деревни женщин с кольцами на шее.

Некоторые «предприниматели» устраивают показ женщин-падаунгов в туристических местах, таких, как Паттайя и Аютайя. Я в таких местах не был и бывать не хочу. Это уж точно — «человеческий зоопарк». Если уж смотреть женщин с кольцами на шее, то на Севере Таиланда в местах, где они вынуждено обитают.

Процесс торговли.

Таких мест здесь несколько.

1. Бан Най Сой (около двадцати километров от Мэ Хонг Сона). Здесь находится большой лагерь беженцев каренов, известный, кстати, тем, что именно его как-то посетила Ангелина Джоли. Его составная часть - селение Падаунгов . Это самая большая деревня длинношеих женщин на территории Таиланда. Вход 250 батов.

2. Деревня Падаунгов километрах в десяти от Тхатона (ехать по направлению к Мэ Салонгу - по правой стороне). Средних размеров деревенька. Вход 350 батов (если не ошибаюсь).

Выставочная деревня в Тачилеке.

3. «Выставочная деревня» горных народов в 12 км от Чианг Рая (в сторону Мэ Сая по правой стороне). Кроме женщин с кольцами на шее из народности Падаунгов здесь еще можно ознакомиться с такими народами: Акха, Лаху , Палонг (длинноухие), Яо. Вход - 500 батов.

4. «Выставочные деревни» возле Чианг Мая (Мэ Рим) и Чианг Дао. Сам не был. Подробностей не знаю. Вход — 500 бат.

5. В 2016 году подобную деревню открыли в Пае. Несколько домиков и торговые ряды. Вход — 100 батов — пожалуй, самый недорогой вариант по всему Северному Таиланду.

6. «Выставочная деревня» горных народов в Тачилеке (Бирма). Ее можно посетить, если вы по визовым соображением переходите границу с Бирмой. Можно сразу назад в Таиланд, а можно - сделать небольшой тур по Тачилеку с посещением этой деревни. Но, скажу откровенно, — это худшая из подобных деревень, в которых я бывал.

Падаунг (падонг, падаун, каян) - народ группы каренов, проживающий в Мьянмe, на северо-западе штата Кая, на севере штата Карен и на юго-западе штата Шан, а также Таиланде. Говорят на языке каян (падаунг) каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. Численность свыше 50 тыс.чел.

Падаунги обычно живут в высокогорных деревнях. Дома, в отличие от других бирманских племён, строят не на сваях, а на земле. Выращивают рис. Мужчины практикуют также работу погонщиков и содержателей слонов. Падаунг - анимисты, регулярно приносят жертвы духам, в частности верховному женскому духу племени.

Падаунги, 1900 г.

В 1990-е годы по причине затяжного конфликта с военной хунтой Бирмы и политикой принудительного переселения народов в государстве Кайя многие падаунги бежали в соседний Таиланд, где проживают в прилегающих к границе деревнях на полулегальном основании.

По причине необычного национального обычая - «вытягивания шеи» женщинам с помощью металлических обручей, районы проживания падаунг популярны среди туристов.

Падаунги, 1913 г.

Женщины падаунг, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами. У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет. В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте. Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускается под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Видео National Geographic, с процедурой снятия-установки спиралей:

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес по привлечению туристов.

Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

Похожие обычаи имеются также у племени ндебеле в Южной Африке, женщины носят индивидуальные кольца от 12 лет до замужества.

Вот что пишет путешественница annataliya , которая лично посетила деревню падаунгов:

«Эта народность живет в горах штата Каяк. В Мьянме их осталось всего 400 человек. И лишь одно семейство спускается в каждый туристических сезон на озеро Инле, дабы людей посмотреть, да себя показать. А показать им есть что. Если мужчины-падаунги выглядят вполне обычно, то женщинам с детства удлинняют шеи, надевая на них золотые кольца. Если честно, то это даже не кольца вовсе, а спирали с определенным количеством оборотов. Когда приходит время, то старую спираль снимают и надевают новую, с еще большим числом оборотов.

Максимально колец-оборотов может быть 25. В том семействе, где мы были, жили четыре женщины — 14, 18, 56 и 67 лет. И только у 67-летней бабули колец было именно, что 25, у всех остальных меньше. Снимать спирали самостоятельно женщинам-жирафам нельзя — шея сломается. Моются они тоже с ними. Но, в принципе, если нужно гланды вырезать или со щитовидкой проблемы, то в лежачем положении спирали снимают и делают, что нужно. В зрелом возрасте женщина-падаунг носит на себе до семи килограммов украшений. Дело в том, что, кроме шей, они вешают себе браслеты на руки и на ноги. А весит все это не мало. Мне дали подержать шейное украшение, причем не с самым большим числом колец — весило оно килограмма с два!

Впрочем, сейчас далеко не все девушки хотят удлинять себе шеи. Многие, вообще, уезжают из деревень в город, а в Янгоне да и в других городах, сами понимаете, с кольцами на шеях ходить не фонтан!

Падаунги с Инле изобразили мне несколько своих национальных танцев и спели парочку песен. Танцы у них, прямо скажем, представляют собой «два притопа, три прихлопа», песни же более мелодичные, но тоже из серии: что вижу, о том и пою. За концерт и угощение в виде чая, коим падаунги меня тоже напоили, я решила их отблагодарить. Но мои доллары они категорически брать отказались. «Мы держим семейный магазин, — сказали они мне. — Вы можете что-нибудь у нас купить!». Вот такой гордый народ!»

Фактрум хочет познакомить вас с этими удивительными женщинами и рассказать побольше о мире, в котором они живут.

Хтет, 19 лет

Большинство женщин-жирафов занимаются торговлей, рассчитанной на туристов, которые раза два в неделю посещают деревни падаунгов. Хтет продает ткани. Покупателей у нее гораздо больше, чем у женщин с открытыми шеями. Но в жару тяжелый металлический ошейник - непростое испытание. Поэтому супруг Хтет поставил в лавке вентилятор.

Фотографии: © Сергей Строителев / Вокруг Света

Муква, 32 года

Когда двадцать с лишним лет назад Муква с родителями и другими соплеменниками, бежавшими от бирманской хунты, поселилась в тайской деревне Хуай-Пу-Кенг, ее ожерелье было совсем узким. Постепенно к нему добавлялись все новые витки латунной спирали. Теперь их два десятка. Иногда ожерелье можно ненадолго снимать, давая плечам отдых, но Муква с ним не расстается. Раскручивать их, а потом снова накручивать без посторонней помощи затруднительно. Кроме того, только с кольцами женщина ощущает свою красоту и принадлежность к племени. Никто не знает, откуда пошла эта традиция у падаунг. Но Муква считает, что кольца призваны подчеркнуть женское очарование и стройность.

Миа, 18 лет

Пару лет назад, после того как в деревне Бан-Най-Сой появились ноутбуки и DVD-фильмы тайского производства, девушка начала коллекционировать изображения любимых актрис и певиц. Одна из стен в доме Миа полностью обклеена постерами десятка ее кумиров. Девушка считает тайских женщин красивыми, но без изюминки - у них нет колец на шее. Ожерелье не вызывает у Миа особенных неудобств - она, как и другие женщины падаунг, и спит в нем, и моется: кольца не сдавливают шею и не ограничивают движений, утверждает девушка.

Со, 57 лет

Со живет в деревне Хуай-Сыа-Тхау, первом в Северном Таиланде поселении бирманских падаунгов, основанном в 1995 году. Она играет на самодельной гитаре, которую выпилил муж, и поет бирманские песни. На родине Со музицировала для удовольствия, а в Таиланде экзотичная певица с «золотой» шеей научилась извлекать из этого выгоду и бесплатно больше не выступает.

Хла, 21 год

В Таиланд девушка переехала в годовалом возрасте, с матерью. Хла рассказывает, что ее мать прежде даже не видела зеркал. Сейчас у каждой падаунгской красавицы в доме есть зеркало, и можно прихорашиваться, подбирая к платку цвет подворотничка - кусочка ткани, который многие женщины-жирафы подкладывают под верхние кольца, чтобы они не натирали кожу.

Тун, 8 лет

Большинство маленьких падаунгов уже отказываются от ношения колец. Но Тун чтит традицию и ради красивой шеи готова терпеть неудобства. Девочка любит легенду, рассказанную бабушкой, - о ветре, который был мужем драконихи и, узнав, что жена беременна, от счастья закружился вокруг нее. С тех пор все женщины падаунг носят на шее символы этого кружения. Пока ожерелье Тун невелико, но со временем вес украшения может достигнуть 4–5 килограммов.

Муту, 60 лет

Одна из самых авторитетных женщин в Хуай-Пу-Кенг, обладательница очень длинной шеи, показывает приезжим достопримечательности деревни. Главная из них - телефонная будка. Надобность в ней уже давно отпала: жители деревни располагают более компактными средствами связи. Но будку считают слишком красивой, чтобы от нее отказываться.

Манай, 63 года

Быть главой деревни Хуай-Пу-Кенг - дело ответственное. Манай отвечает на телефонные звонки из администрации города Мэхонгсон и ведет учет посетителей деревни. Но не должность красит женщину, считает Манай, главное - ее кольца. Манай носит их с пяти лет, как мать и бабушка, и не собирается снимать. Она все знает про кольца, может помочь другим закрутить или раскрутить спирали, а иногда и массаж плеч сделает.

Маджай, 45 лет

Обладательница самой длинной шеи в Северном Таиланде считает, что достигла совершенства. Теперь ей остается беречь достигнутое: если снять кольца, шея может не выдержать тяжести головы. Маджай говорит, что когда-то кольца помогли ей привлечь мужа, а теперь привлекают покупателей сувениров. В изголовье кровати Маджай лежит плюшевый медведь, которого ей подарил турист. Игрушка служит подушкой, хотя многие женщины падаунг спят без них, не испытывая проблем.

Новое украшение готово. Ожерелье из латунных колец достанется той пятилетней малышке, которая изъявит желание его носить. Витки спирали будут добавляться по мере взросления, если девочка не захочет сменить символ национальной идентичности на бижутерию с городского рынка.

Фотографии. Фотографии странных, с длинными шеями женщин, украшенных металлическими кольцами и спиралями смотрели на меня со страниц книг и журналов о путешествиях и дальних странах. Они сидели на фоне красочных полосок и сосредоточенно ткали. Головы их, поддерживаемые шеями в латунных кольцах, казалось, висели в пустоте. Со своими невероятно длинными, словно у жирафа, шеями эти женщины казались не более реальными, чем жители какой-нибудь сказочной Нарнии или Средиземья, а может быть, даже меньше. Я, конечно, никогда не думала, что в один прекрасный день столкнусь с ними лицом к лицу.

Связь племен

Государство Мьянма занимает большую территорию в Юго-Восточной Азии и проживает в нем много разных народов и народностей, являющихся источником культурного богатства и огромных политических проблем. Беспокойная народность карен почти 60 лет вела войну с правительством. Только 12 января 2012 года представители правительства Бирмы и Национального союза Карен пожали друг другу руки во время мирных переговоров. Возможно теперь, после внесения изменений в действующую Конституцию, они получат столь желанную автономию и внутри страны воцарится спокойствие.

Численность этой народности составляет около 7% от всего населения Мьянмы, то есть примерно 4 миллиона.

Живут карен в южной и юго-восточной части страны. Это не однородная группа, сообщество пяти близкородственных племен, названия которых происходят от цвета национальной одежды: черные, белые, красные карен… Вот красные карен нас и интересуют. Они, в свою очередь, состоят из нескольких подгрупп Kayan, одна из которых – Kayan Lahwi. Уф, еле добрались до нужной. Это племя имеет кроме этого, еще несколько названий: “падаунг”, “длинная шея Карен”, “женщины жирафы”, “племя длинношеих женщин”, “длинная шея у женщин”, но сами они называют себя Kayan.


Но что есть красота?

Что только не делают женщины во имя красоты! Носят туфли на высоченных каблуках, делают весьма опасные операции по увеличению груди или болезненные пирсинг и татуировки… Но все это меркнет перед идеалом красоты с почти 30-сантиметровой шеей и латунными кольцами на ней, от ключицы до подбородка, весящими килограммов десять… Украшают не только шейки, но и на руки надевают тяжелые браслеты, а на ногах, ниже колен тоже носят металлические спирали.

Племя Kayan Lahwi или племя длинношеих женщин (“Long Neck”) и есть придумщики той самой невероятной и экзотичной красоты, что для меня находилась, где между пигмеями и людоедами. Численность в Бирме этой народности совсем мизерная, да и из них что-то около 400-500 человек переселились в Таиланд и живут там в трех деревнях. Но что интересно, у этого племени есть близкородственная группа, называемая “Длинные уши” (“Long Ears”), для которых вся женская красота заключается уже не в длинных шеях у женщин, но в удлиненных ушах. Дамы этого племени вставляют в проколотые ушки кусочки резного слоновьего бивня. Сначала кусочки маленькие, потом побольше и еще больше. А как результат, растет дырка в мочке уха, и может достигать 18-20 сантиметров. Неслабо, да?

Женщины племени одеты в яркие костюмы, материал для которых они сами же и ткут. Если на женщине надета белая блуза с бусинами – то это незамужняя девушка, а красно-синий наряд полагается замужней даме. Фиолетовые с зеленым головные уборы дополняют эту непривычную нам красоту.


Как удлиняется шея

А шея-то совсем и не удлиняется. Это невозможно. Удлинение шеи является оптической иллюзией за счет деформация ключицы под тяжестью носимых колец. Поэтому название женщин “длинные шеи” не совсем корректно: ведь традиционные латунные катушки не меняют размеров шейных позвонков, но вес и жесткость этих “украшений” заставляют ключицы и лопатки смещаться вниз и в сторону грудной клетки, делая верхнюю часть груди ниже и более плоской. На сделанных рентгеновских снимках это было хорошо видно.

Малышки с пяти лет начинают носить на своих тоненьких шейках сначала одно кольцо, а потом, каждый год на шейке прибавляется дополнительно еще по одному. Вес меди толкает ключицы вниз и сжимает грудную клетку. И так прибавляют штук до 20-25. Больно ли им? Им не больно, но дискомфорт все же есть – не от веса колец, но от трения их о кожу, поэтому они прокладывают салфеточку.

Женщины с длинной шеей, так же, как и все прочие, выходят замуж, имеют детей, выполняют домашнюю работу, ткут и шьют. Девушки играют в волейбол. Правда, пить им приходится через соломинку.

Несмотря на то, что фактически удлинение шеи отсутствует, все же именно этот обычай и породил название “женщины жирафы” для леди со столь непривычной внешностью.


Происхождение традиции

Истоки ее происхождения скрыты в глуби тысячелетий. Существуют только более или менее вероятные предположения о происхождения этой традиции:

  • Культурная идентичность
  • Длинные и стройные шеи делают их более красивыми и привлекательными в глазах мужчин, это признак благополучия
  • Уродливость, с точки зрения представителей других племен, охраняет их от похищения и рабства
  • Это защита от злых духов
  • Намек на сходство с драконом, который является важной фигурой в Kayan фольклоре
  • Защита от тигров, хватающих, как известно, свою добычу за загривок
  • Своеобразный семейный банк драгоценных металлов.

Выбирайте на свой вкус. Я придерживаюсь первой, как мне кажется, наиболее правдоподобной версии.

Что будет, если снять кольца с шеи?

Говорят, что длинная шея у женщин сломается под тяжестью головы. Что бедняжка из племени длинношеих женщин непременно погибнет, если снимет кольца. Легенды сообщают о подобных случаях трагической гибели женщин, медленного и мучительного умиравших от удушья после удаления с шеи колец. Мол, так беспощадно и сурово наказывается в племени супружеская неверность.


Настоящее и будущее этой традиции

Очень сложно прогнозировать будущее этого обычая. С одной стороны, женщинам с длинной шеей неприятно неуважение к их частной жизни, их культуре и традициям, Досаждает им также неугомонное и бесцеремонное любопытство туристов. С другой стороны – это уже не столько образ жизни, сколько бизнес, приносящий им весьма неплохой доход, от которого им не хочется отказываться. Как в мультфильме: Крокодил Гена в костюме и шляпе приходит в зоопарк, где он работает крокодилом. Он аккуратно снимает с себя атрибуты цивилизации, аккуратно определяет их на вешалку и, в неглиже, идет на свое рабочее место изображать крокодила.

О своих впечатлениях от встречи с женщинами жирафами, я уже рассказывала в . Перед поездкой, читая отчеты туристов, рассматривая фотографии этих женщин, я все удивлялась, до чего же все эти женщины похожи друг на друга. Неразличимы, ну, словно японцы или китайцы. Оказалось, ларчик открывался просто. Это была одна и та же бабушка на множестве фотографий разных людей! Шитая белыми нитками экспозиция для туристов, так сказать представительская деревня. Дежурные улыбки, позирование для фото, демонстративная работа на ткацких станках под взглядами туристов, предложения купить сувениры… Но все такое – не настоящее.

Молодые женщины этого племени стали стремиться получить образование, поэтому в большинстве перестают следовать традиции носить кольца и уезжают. Остаются немногочисленные немолодые женщины и девочки.

С другой стороны, а нужно ли сохранять такую традицию, которая вредит здоровью женщин и девушек? Сразу напрашивается аналогия с ушедшим в прошлое китайским обычаем бинтования ног. В бирманском обществе мнения по этому поводу очень неоднозначны.


В заключение

В начале 20-го века, некто по имени Бертрам Миллс, разъезжал по Европе со своим цирком, в котором среди человеческих диковин и аномалий демонстрировались женщины племени Карен. Прекрасно, что те времена канули в Лету. Но женщины жирафы, безусловно, так и остаются самым известным брендом азиатского региона. Для многих туристов именно эти женщины с длинной шеей являются единственной причиной для поездки в Мьянму. Но не забывайте, что, даже имея спирали медных колец вокруг своих длинных шей, это не инопланетяне, а люди. Обычные люди, такие же, как и все мы! И прекрасной стране Бирме, стране с доброжелательными людьми, с экзотической культурой, богатой природой и невероятными достопримечательностями есть что показать и кроме этого!

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

На высокогорьях у границ Бирмы и Таиланда проживает экзотическое племя падаунгов. Когда-то все они жили в Бирме. Но отношения с правящей там долгие годы военной хунтой у племени не сложились, и примерно половина его перебралась в соседний Таиланд, где и живет на «птичьих правах».

Как и все местные народы, падаунги сажают рис. Мужчины славятся, как погонщики и содержатели слонов. Дома членов племени заметно отличается от домов остальных бирманцев тем, что стоят на земле. У большей части местного населения жилища устанавливаются на сваях для защиты от наводнений и змей. Но не эти особенности сделали племя одним из известнейших в мире. Необычны у падаунгов женщины. Их даже называют женщины – жирафы из-за чрезмерно удлиненной шеи. Согласно местным поверьям, первый падаунг родился от сексуальных игрищ ветра и самки дракона. Однако, когда возлюбленная сообщила ветру о зачатии, тот отнюдь не попытался скрыться. Напротив, он был так рад, что обвивал ее шею до самого рождения. Наконец, самка дракона принесла огромный кокон, из которого и появился первый падаунг. Потом появился второй и третья. В память о влюбленном ветре, обвивавшем шею своей возлюбленной, девочкам народа падаунг с детства надевают на шею кольца. Точнее, спирали из медной проволоки толщиной примерно в сантиметр. Первое кольцо одевается в возрасте пяти лет. В дальнейшем количество витков увеличивается, и так до самого замужества. После этого новые витки не добавляются, но замена старых колец на новые допускается. Зарегистрированный книгой Гиннеса рекорд длины шеи у женщины народа падаунг составил 40 сантиметров.
Долгое время считалось, что надеваемые кольца вызывают удлинение шейных суставов. Однако рентгеновское исследование показало, что удлиняется не шея, а опускается плечевой пояс. Ничего странного в этом нет. К моменту замужества женщина падаунг носит на своей шее около пяти килограммов меди, которая и давит на плечевой пояс, прикрепленный к костяку всего одним суставом. Долгое время считалось, что взрослая женщина народа жить без колец на шее не в состоянии. Утверждалось, что мышцы шеи от ношения браслетов атрофируются, и в случае их снятия шея сложится, А женщина задохнется. Среди туристов до сих пор циркулируют слухи, что именно таким способом падаунги избавлялись от неверных жен. Однако последние исследования такую версию не подтвердили. Да, у некоторых женщин медная спираль настолько плотно упирается в плечи и подбородок, что они крайне ограничены в движениях головой. Но если снять медную спираль, то женщина не только не задохнется, но наоборот, получит большое облегчение. Более того, в течение примерно трех лет ее фигура восстановится. И она лишится своей жирафьей шеи.
Однако женщины племени расставаться со своей национальной особенностью не спешат, хотя военная хунта Бирмы активно пыталась этого добиться. Вот и живет теперь половина женщин – жирафов в соседнем Таиланде. Дело в том, что, во-первых, шейные браслеты резко отличают падаунгов от других племен и служат им для национальной самоидентификации. Во-вторых, длинная шея, с килограммами надетой на нее меди - свидетельство высокого социального статуса ее носительницы. Именно по этим кольцам и судят о состоятельности семьи. Ну и главное, эти браслеты как магнитом притягивают туристов. Все приехавшие на отдых в Таиланд стремятся посетить деревни падаунгов, в которых кроме как смотреть на длинные шеи местных женщин, в общем-то, и делать нечего. Самая большая деревня падаунгов, Най – Сой принимает ежегодно более тысячи двухсот туристов.
Основная прибыль от экскурсий, правда, достается владельцам туристических агентств. Но женщины научились умело продавать ротозеям, глазеющим на их шеи, различные кустарные изделия. Да и сфотографироваться с женщиной – жирафом стоит доллар. А если учесть, что неподалеку всегда их мужья с предложением прогулки на слонах… Длинные шеи женщин народа падаунг и есть сейчас основа экономики племени. Вот так вот довольно новый, набирающий миллиардные обороты, туристический бизнес и древние традиции народа падаунг, не только не мешают друг другу, но и способствуют общему дальнейшему развитию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: