А что такое любить по настоящему. Что значит любить человека

Должен ли детский театр отличаться от взрослого. Он считает, что дети круче взрослых. Они больше чувствуют и понимают. «Для нашей культуры детский театр — это отстойник для невостребованных людей. В то время как на Западе самые талантливые и популярные люди идут туда работать. И чувствуют гражданскую ответственность и драйв».

Для самых маленьких детей мы выбрали латвийский теневой спектакль «Сотворение мира», который показывали в театре «Практика».

Спектакль рассказывает библейскую историю сотворения мира. На экране возникают и исчезают солнце, луна и звезды, капли воды, трава, деревья и животные. Дело доходит и до людей, которым положено «плодиться и размножаться». назвал это «доступным пособием по репродукции».

У Лизы Смысловой во время спектакля возникло два вопроса: когда все эти звери и люди выйдут из-за перегородки и откуда берутся дети? Но пока говорить в камеру она стесняется — обещала в следующий раз дать интервью.


А в это время дети постарше смотрели в театре Моссовета спектакль Сергея Женовача «Выпускной». В нем разыгрывается история непростых отношений подростков: первые сексуальные эксперименты, первая пьянка, соблазнение девушек, соблазнение мальчиков. На протяжении всего действа актеры танцуют, падают, летают, хохочут, плачут, но не произносят ни слова. Некоторая неловкость возникала у взрослых, когда они видели поцелуи девушек на сцене или щедрые пощечины парней пьяной девушке. Дети реагировали гораздо спокойнее.

– Могло бы быть лучше, чем есть, но ничего, и на том спасибо, – сказала мама о нашем будущем и добавила: – У нас есть два билета, мы с тобой пойдем в театр.

Мне уже исполнилось восемь лет, но в театре я еще никогда не была. Я ходила в школу, кроме литовского знала русский и польский и только один раз видела во сне мертвого дедушку. Не открывая глаз, он сказал мне какое-то очень важное слово, но я его забыла, как только проснулась.

После школы мы с мамой по снегу пошли к реке. Это было подготовкой к театру. Пока мы дошли до симпатичного деревянного домика на берегу, ноги у меня совсем промокли. Здесь была баня. Мама сказала, что когда-то давно здесь бывал русский царь Петр Великий. Теперь посреди комнаты стоял деревянный стол, на нем блюдо с колбасой и огурцами, сыр и бутылка «Жубрувки». Мама выпила две стопки водки, заела кусочком сыра и сказала:

Потом разделась и в чем мать родила прошла в баню. Я сидела возле окна и смотрела на замерзшую реку. «Жубрувку» я не пью, она воняет, а сыр был какой-то противный.

Вдруг я увидела, что из второй двери, ведущей из бани прямо к реке, повалил пар. Окутанные этим паром голые мужчины и женщины побежали к деревянной лесенке, ведущей в воду. Я с трудом узнала маму. Она безуспешно пыталась прикрыть свою наготу деревянной скамеечкой, которой потом разбила лед, и бухнулась в эту прорубь. Поднялось облачко пара. Довольно быстро после этого она вернулась в комнату с деревянным столом, где я ждала ее. Она была в халате, раскрасневшаяся, теперь, одетую, я узнала ее сразу. Подойдя к столу, она, не садясь, опрокинула еще две стопки водки. Потом мы собрались и пошли домой.

Дома было тепло, и мама заснула. Спала она долго. В конце концов пришла тетка и, так как было ясно, что от мамы сегодня толку не будет, одела меня и повела в театр. Я смотрела во все глаза. На всех своих трех языках.

Мы вошли в просторное помещение, где стояли скамейки, вроде как у меня в школе, только красивые. По центру был оставлен широкий проход. Я еле успевала вертеть головой по сторонам.

– Сегодня показывают спектакль о жизни в деревне, – сказала тетка, и мы уселись.

Тут поднялся занавес, и я увидела деревянный стол, на котором стояла миска с огурцами, сыр и колбаса, а посредине бутылка «Жубрувки». Правда, я не могла разобрать, как она пахла, потому что то, куда мы смотрели (тетка сказала, что это называется «сцена» и что смотреть надо именно туда), было покрыто чем-то вроде дощатого пола, его недавно вымыли, и поэтому пахло мокрыми еловыми досками. По сторонам зала были очень красивые колонны. Оглядевшись вокруг, я увидела балкон. Когда-то он был позолоченным. Но все вместе никак не соответствовало друг другу и выглядело как корова под седлом.

– Это что, церковь? – спросила я тетку тихо.

– Раньше была церковь, теперь театр.

Тут на сцену вышли крестьянки и крестьяне, наряженные, как на ярмарку; к ним в гости из города приехали гости, трое, все в черном. Одна женщина и один молодой человек. Третий гость был неопределенного возраста и пола.

Только они появились, как тетка прошептала:

– Сейчас что-то будет!

– Где? – спросила я, но тут со скамьи у нас за спиной кто-то протянул нам две свечи и коробок спичек.

– Как – где? – продолжила тетка, беря свечи. – Видишь, на наших скамейках сидят только женщины, а там, за проходом, справа, одни мужчины. Как в церкви. Женская и мужская половина.

– И что? – спросила я.

Я заметила только, что у некоторых женщин лица были старее их задниц, а у других, наоборот, задницы выглядели старее, чем лица. Но я ничего не сказала, чтобы не получить подзатыльник.

Тут вдруг на сцену вышла девушка, похоже, что она была главным действующим лицом. Ей было около двадцати лет, на ней были очень красивая узкая синяя юбка, белая блузка с открытым воротом, у нее были сильно загорелые, почти красные, руки и шея. К тому же щеки ее были здорово нарумянены, а на голове длиннющая желтая коса и кудряшки надо лбом. Она была похожа на мою куклу Клару. Всех, кто ходил по влажным доскам, она просто очаровала, особенно молодого человека в черном костюме, который приехал из города. Она что-то спросила у него, люди вокруг нас начали зажигать свечи. Сначала в женской половине, потом и в мужской. Мы с теткой тоже зажгли.

Вся церковь – или театр, не знаю, что это было, – от этого озарилась. Те, что были на досках, продолжали свою историю, мы молчали, и тут к ним на доски поднялся ксендз. Он был в черном, только вокруг шеи белел воротничок. Поднял руки, потом перекрестился, перекрестил нас, сидевших на скамейках, и начал проповедь: сказал, что те, кто приходит в церковь, как мы сейчас, получат в награду Царство Небесное…

Пока он проповедовал, актеры на сцене, рядом с ним, продолжали разыгрывать свою хорошо отрепетированную историю (так сказала тетка), притворяясь, что не замечают ксендза, так же, впрочем, как и он делал вид, что театра в церкви нет. В этот момент сидевшая рядом с нами женщина (тоже с зажженной свечой) обратилась к тетке:

– Вы слышите, кто-то свистит?

– Господи, и это в театре!

– В каком театре?! В церкви! Коммунисты превратили церковь в театр! – отрезала женщина. Потом добавила: – Это же ваша девочка свистит!

Тетка, убедившись, что посвистываю действительно я, достала конфету и сунула мне в рот. Хочешь не хочешь, пришлось перестать свистеть. Я сосала конфету и смотрела на сцену. Румяная молодка протянула молодому человеку из города бумажный цветок, ксендз продолжал проповедь, а остальные – деревенские и городские вместе – ели колбасу и пили водку…

Что было дальше, не знаю. Я заснула. Ни те, что в церкви, ни те, что на сцене, и думать не думали о том, что ребенку нужно поспать. Тетка потом рассказывала, что вынесла меня на руках. Она несла меня домой по снегу, а я спала с конфетой во рту. Это было чем-то вроде обещания лучшей жизни. Которое быстро таяло.

Экология познания. Психология: Мне известны многие стороны личности другого человека: не только достоинства, но и недостатки, пороки и противоречивость его натуры. Я осведомлен о его мыслях и чувствах. Мне известно, что происходит в его душе.

Любить - значит знать любимого человека

Мне известны многие стороны личности другого человека: не только достоинства, но и недостатки, пороки и противоречивость его натуры. Я осведомлен о его мыслях и чувствах. Мне известно, что происходит в его душе. Я знаю, что скрывается за социальной и ролевой маской, и мне известно, каков этот человек на самом деле.

Любить - значит заботиться о благополучии того, кого любишь

Моя забота продиктована искренней любовью. Она не давит на любимого человека, и я не превращаю его в свою собственность. Напротив, моя забота - источник свободы для нас обоих. Если ты мне небезразличен, я забочусь и о том, чтобы ты развивался как личность. Я надеюсь, что ты сможешь полностью реализовать все свои возможности. Это значит, что я не мешаю тебе делать то, что ты делаешь, хотя временами я испытываю некоторый дискомфорт.

Любить - значит уважать достоинство человека, которого я люблю

Если я тебя люблю, я вижу в тебе самостоятельного, не зависящего от меня человека. Я уважаю твои нравственные ценности, мысли и чувства. Я не настаиваю на том, чтобы ты отказался от своей индивидуальности ради соответствия моим представлениям о тебе. Я могу позволить тебе сохранить свою самобытность, я даже буду содействовать этому. Я не стану обращаться с тобой как с вещью, и не буду использовать тебя для удовлетворения своих потребностей.



Любить - значит брать на себя ответственность за любимого человека

Если я тебя люблю, я чутко воспринимаю большинство твоих личностных потребностей. Подобная ответственность не означает, что я стану делать для тебя то, что ты в состоянии сделать сам. Яме стану проживать за тебя твою жизнь. Ответственность - это понимание того, что моя личность и мои поступки влияют на тебя. Но во многом именно от меня зависит, счастлив ты или нет. Любящий способен и обидеть того, кого любит, и пренебречь им. В этом смысле для меня любить - значит брать на себя ответственность за то, как скажутся на тебе мое поведение и мои поступки.

Любовь - это совершенствование обоих: и любящего, и любимого

Я люблю тебя, и эта любовь делает меня лучше. Для меня ты - стимул, и мне хочется полностью реализовать свои возможности. Моя любовь - такой же стимул для тебя. Заботясь о другом и ощущая его заботу, каждый из нас совершенствуется. Мы делимся друг с другом жизненным опытом, что не умаляет значения каждого из нас как личности.

Любить - значит быть преданным тому, кого любишь

Любовь - это преданность тому, кого любишь. Преданность вовсе не означает полного отказа от себя во имя другого или перманентных отношений. Но она означает безусловную готовность быть рядом с любимым человеком, когда ему тяжело, когда его мучают сомнения, когда он страдает и преодолевает трудности. Это также и готовность делить с ним спокойные и радостные минуты.

Любить - значит быть уязвимым

Я доверился тебе и открылся. Ты можешь причинить мне боль, отвергнуть меня, и я вообще могу тебя потерять. Но, несмотря на боязнь потерять тебя, я должен позволить тебе стать значимым для меня человеком, - вот что такое любовь. Поскольку ты - не совершенство, ты вполне можешь заставить меня страдать. В любви не может быть никаких гарантий, и никто не может обещать тебе, что она будет длиться вечно. Любить - значит участвовать в жизни другого человека и делить с ним тот опыт, который он приобретает. Я люблю тебя, а потому хочу проводить с тобой время и делить с тобой значимые стороны твоей жизни. Но одновременно я хочу делить с тобой важные события своей жизни.

Любить - значит доверять тому, кого любишь

Я люблю тебя, а потому верю, что ты примешь мою заботу и мою любовь. Я верю, что сознательно ты не заставишь меня страдать. Я верю, что для тебя я - человек, которого можно любить. Я верю, что ты не бросишь меня. Я верю, что наша любовь взаимна. Если мы доверяем друг другу, нам нечего скрывать друг от друга, незачем носить маски и притворяться. Мы можем продемонстрировать друг другу свою истинную сущность.

Любить - значит доверять самому себе

Огромную роль в любых отношениях играет доверие к любимому человеку. Но не меньшее значение имеет и возможность доверять самому себе. Если вы не решаетесь положиться на себя, вы вряд ли сумеете поверить человеку, желающему разделить с вами любовь.


Любить - значит быть способным принимать недостатки

В отношениях, основанных на любви, бывают минуты опустошенности, когда мы почти готовы махнуть на все рукой. Бывают минуты напряжения и минуты, когда мы чувствуем, что порвать отношения невозможно. Истинная любовь - не безоблачное счастье. Однако мы способны пережить и тяжелые времена, потому что помним наше прошлое и можем представить себе наше будущее, если разберемся в наших проблемах и покончим с ними.

Любовь - это свобода

Любовь дается по доброй воле. Моя любовь к тебе не зависит от того, оправдаешь ты мои ожидания или нет. Человек, испытывающий настоящую любовь, не говорит: «Я полюблю тебя тогда, когда ты превратишься в совершенство или когда станешь таким, каким я хочу тебя видеть». Настоящая любовь - это дар, который тебе вручают, не требуя ничего взамен. Она не ограничена никакими предварительными условиями.

Любовь к человеку означает потребность в нем

Если без тебя я ничего собой не представляю, значит, мою любовь к тебе нельзя назвать истинно свободной. Если ты покинешь меня, мне будет грустно и одиноко, но я смогу выжить. Если же без тебя я не смогу выжить, значит, я не свободен и не могу подвергать сомнению наши отношения или критиковать твои действия. Боясь потерять тебя, я удовлетворюсь меньшим, чем мне нужно, а это приведет к обиде.

Любить - значит отождествлять себя с любимым человеком

Если я люблю тебя, я могу проникнуться твоими чувствами и смотреть на мир твоими глазами. Это возможно потому, что в тебе я вижу себя, а ты видишь во мне себя. Подобная близость вовсе не означает, что мы неразлучны. Разлука и расстояние иногда очень важны для отношений любящих друг друга людей. Расстояние может не только придать новый импульс отношениям, но и способно помочь любящим открыть в себе новые черты. Благодаря этому они, встретившись, увидят друг друга в новом свете. Парадокс любви в том, что два существа, становясь единым целым, остаются индивидуальностями.

Истинная любовь невозможна без адекватной самооценки

Любить - значит освободиться от иллюзии полного контроля

Чем энергичнее я стремлюсь к полному контролю, тем хуже мне это удается. Любовь предполагает отказ от попыток контролировать все и вся. Она предполагает открытость событиям, которые происходят вокруг нас. Такая открытость означает, что человек способен удивляться. Чем больше в любви неожиданного, тем дольше она живет. Предсказуемость убивает любовь. Удивление и изумление - вот сущность любви. Превратить любовь в узницу повседневности - значит лишить ее страсти и навсегда утратить ее. опубликовано

Любовь - главное чувство на Земле. С него начинается все живое во Вселенной и продолжает существовать благодаря этому чувству. Так было всегда. И в то же время человек всегда искал точное определение тому, что значит любить? Кто такой любящий человек и как он должен себя вести? Какие доказательства любви существуют? Как понять, что ты любим? На эти вопросы мы и постараемся дать хотя бы приблизительный ответ.

Что значит любить человека?

Во все времена человеку требовалось постоянное доказательство того, что его любят и он кому-то нужен. В итоге на свет появилось множество примет и непреложных истин, наличие которых говорит о том, что человек любит или любим. Многие из этих истин остаются неизменными на протяжении многих веков. Приведем пример лишь некоторых из них:

  1. Любить – значит прощать. Любой человек имеет право на ошибку. И никто не способен найти столько оправданий провинившемуся, как тот, кто его любит. В этом и заключается одна из великих добродетелей – любовь не видит зла.
  2. Любить – значит перестать сравнивать. Настоящее чувство может быть только к одному человеку. Если же в отношениях один из партнеров сравнивает другого с теми, кто был у него раньше, то в искренности его чувств придется усомниться.
  3. Влюбиться – не значит любить. Речь здесь идет о чувстве влюбленности - недолгом, страстном и слепом. Это чувство не является настоящей любовью. Если первая платоническая привязанность переходит в долговременные серьезные отношения, то лишь в этом случае можно говорить о настоящей любви.
  4. Любить – значит верить. Одна из наиболее актуальных истин для многих современных пар. Она означает наличие доверия между влюбленной парой. То же самое что любить, значит - доверять. Только на взаимном доверии друг другу строятся настоящие крепкие отношения. Вера в партнера это стержень, на котором держатся семьи многие века.
  5. Изменяет – значит не любит. Расхожее, и чаще всего ошибочное мнение. Во многих семьях измены происходят не по причине отсутствия любви. Чаще всего супруги решаются на измену ради новых ощущений и удовлетворения потребности быть нужным, казаться молодым и т.п. Большинство из тех, кто решился изменить своей второй половине, утверждают что секс и любовь это разные вещи. Что характерно - это большинство составляют мужчины.
  6. Любовь вопреки. Что значит любить вопреки, многие знают не понаслышке. Каждый человек имеет определенный набор достоинств и едва ли не в два раза больше недостатков. Настоящая любовь не обращает внимания не негативные стороны личности. Обычно принято говорить, что человека любят не за какие-то его добродетели, а вопреки его недостаткам. Т.е. любят таким, какой он есть, без приукрашиваний и иллюзий.

Для каждого человека, с его индивидуальным взглядом на мир, воспитанием и характером существует свое представление о том, что значит любить по-настоящему и что значит уметь любить. Один из американских ученых составил список из нескольких шагов, которые, по его мнению, должны привести к истинной и чистой любви в отношениях:

В любых отношениях стоит помнить, что любовь - это, прежде всего добровольная жертва. И каждый сам решает ради чего он ее делает, и стоит ли тот человек который находится рядом того времени и сил, которые уходят на возрождение истинных чувств.

Что же действительно означает столь распространенное слово «любить»? И чем отличается современная любовь от любви предыдущих поколений?

Они жили долго и счастливо и умерли в один день. Возможен ли такой романтический сценарий в наши дни? Или сегодня мы любим иначе, а от отношений ждем чего-то совсем другого? На наши вопросы отвечает семейный психотерапевт.

Как и когда мы учимся любить?

Психотерапевт: Этому нас учат в детстве родители . Если они действительно любят нас, принимают, удовлетворяют наши потребности, но при этом позволяют расти самостоятельными и независимыми (а не подобием и продолжением себя), тогда у нас формируется стержень, ядро личности – self, «Я». А значит, мы оказываемся способны на открытый контакт с другим человеком, можем принять его таким, какой он есть, заинтересоваться им во всем его многообразии . Не просто оказаться в ловушке биологического механизма – желания, страсти, но и проявить интерес к самому человеку, его внутреннему миру. Если при этом мы наткнемся на острый угол – инакость партнера, мы не воспримем это как оскорбление и не начнем тут же его переделывать. В зрелых парах такие отношения взаимны : оба партнера остаются самими собой, но при этом каждому из них интересен другой.

Многие принимают за любовь бурную страсть. И как только она проходит, им кажется, что все закончилось…

Психотерапевт: С физиологической страсти начинается большинство любовных отношений. Другое дело, что во время этих бурных переживаний мы оказываемся настолько поглощены своими чувствами, что не отдаем себе отчет в том, что за человек находится рядом. Мы просто упиваемся собой и своими переживаниями . Через пару лет концентрация гормонов уменьшается, и партнеры либо начинают изучать друг друга, либо как к наркотику тянутся к новым ярким эмоциям.

На самом деле позволить себе открыться перед другим человеком, заинтересоваться его миром, но и не раствориться в нем , не потерять свое «Я» – очень сложно . Человеку, страдающему от недостатка самого себя, нужны страсти, которые его заполнят. Если их нет – он чувствует колоссальное одиночество. И пытается вновь и вновь заполнить пустоту яркими переживаниями. Вот почему только будучи самодостаточным, независимым, свободным , можно по-настоящему полюбить другого человека.

Что происходит, когда заканчиваются бурные чувства?

Психотерапевт: В крови резко уменьшается концентрация гормонов, и мы начинаем видеть человека со всеми его недостатками. Поэтому очень часто года через два после знакомства люди либо расходятся, либо женятся. Когда партнеры начинают жить вместе, они настолько сближаются друг с другом , что им сразу все становится понятно. Если женщина, к примеру, идеализировала партнера, а теперь вместо принца, на бесконечное счастье с которым она рассчитывала, видит рядом с собой обычного человека со своими слабостями, она вынуждена пересмотреть свое видение пары . Партнеры изучают друг друга, приспосабливаются друг к другу , у них создается свой мир. Или оказывается, что он (или она) не в состоянии вынести того, что он (она) оказался… просто человеком. Столкнувшись с реальностью, нужно что-то сделать – преодолеть свое разочарование (вернее, просто расстаться с иллюзиями ) и разрешить себе быть счастливыми или скорее разбежаться в разные стороны. Главное, понимать, что если мы рассчитываем, что будем жить вместе и у нас не будет ни одного конфликта, ни одного напряженного разговора, ни одной ссоры, – это утопия.

Как это выглядит – «они по-настоящему любят друг друга»?

Психотерапевт: Есть «он», есть «она», а есть «мы». Два состоявшихся человека. У каждого есть что-то свое , при этом им нравится быть вместе , у них есть общие дела, увлечения, они любят разговаривать друг с другом, им не скучно, они умеют договариваться по важным вопросам (но это не означает, что они во всем согласны друг с другом). Людям, которым хорошо порознь, хорошо и вместе .

Если же один партнер не принимает другого, он вынужден отстаивать различные общественные дискурсы, а их много: «муж должен…», «жена должна…». В результате он все время пытается наложить на реального человека некую кальку , а если не получается, – испытывает сильное разочарование. Разочарование он испытывает и в том случае, если стремился во что бы то ни стало переделать другого «под себя», все сделал – а счастья нет. Но его нет не потому что другой плохой, а потому что у самого внутри – пустота .

Как дорого мы готовы заплатить за то, что ищем в любви?

Психотерапевт: У каждого человека есть базовые жизненные ценности . То, чем он никогда не пожертвует, потому что иначе перестанет быть собой. А есть некий набор установок, правил, от которых он может легко отказаться . Например, как «правильно» резать хлеб… Если вы постоянно бьетесь над тем, чтобы другой перестал ТАК резать, попробуйте задать себе вопрос: «И все же почему я так убиваюсь из-за мелочей? Я хочу быть счастливым или правым?» Такая борьба больше похожа на стремление построить все по своим правилам , объявить себя главным. Но почему вам так важно контролировать пространство вокруг себя? Откуда это идет? Если из детства, скорее всего, сегодняшние брачные отношения – это некое продолжение отношений с родителями . Но ведь уже можно расслабиться! И жить по своим правилам, не видя в партнере «строгого родителя».

Чего требует настоящая любовь?

Психотерапевт: Быть собой, быть честным с собой, открытым с другим человеком, готовым его принять. Важна реалистичность : любовные отношения – это процесс, над которым нужно трудиться, это не что-то, что сваливается на нас просто так, в отличие от влюбленности, которую легко и приятно ощущать. Любовь – это увлекательное путешествие в мир другого человека . Любовь, как и жизнь, это работа над собой, а не над другим человеком. Любовь требует душевного труда , а еще – смелости и отваги : не у всех хватает смелости сделать шаг от страсти к любви.

Ревность и любовь – это синонимы?

Психотерапевт: Ревность – это отношение не с партнером, а с тем, к кому мы ревнуем . Такой треугольник. Если муж ревнует жену к мужчинам, то это его отношения с другими мужчинами. Его неуверенность в себе . Или зеркальная ситуация. «Я ревную его ко всем женщинам. Даже когда его нет рядом, я иду по улице и думаю – вот эта женщина лучше сложена, значит, он мог бы на нее обратить внимание». Это же разговор не про него, его даже рядом нет, это история про нее, про то, что она сравнивает себя с другими женщинами .

Интернет помогает нам относиться к любви потребительски?

Психотерапевт: Он упрощает схему знакомства . Все остальное – как обычно. Все зависит от того, о чем нам удалось договориться . А для этого – надо говорить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: