Базовые эмоции: гнев и радость. Радость - это одна из основных положительных эмоций человека

Учитель, здравствуй. Рада тебя видеть. Могу я задать вопросы, которые у нас назрели?

Ответ: Да, слушаю вас.

Вопрос: У нас возник вопрос о радости? Что это такое? Мы говорим, что радость - это эмоция, согласно классификации психологов. Гнев-Страх-Грусть-Радость. Эмоция - это внутреннее возбуждение, связанное с обвинением из-за страха за себя, и тогда непонятно почему радость также считается эмоцией. Когда учитель говорит о радости, что он имеет в виду? Как отличить радость от других состояний - веселья, например. Возможно, радость сродни страсти, которую можно назвать внутренним огнем, мощной энергией, внутренним топливом? Восторгом, стремлением, страстным желанием?

Ответ: Да, хороший вопрос.

Мир состоит из энергий, математически выверенных. Каждому чувству, эмоции свое место в этом мире.

Радость в этом понимании - это эмоция. Но что такое эмоция? Это отклик эмоционального тела на внешние события или внутренние. Необязательно негативный отклик. То есть Радость - это эмоция, когда внутри все откликается на то желание или намерение, которые соответствуют твоей душе. Если происходит сложение твоего желания и того, что произошло, возникает Радость. Например, рождение ребёнка, успех на работе, интересная и долгожданная встреча и так далее.

Эта эмоция возникает и держится недолго, так как мир суров и обязательно подкинет что-нибудь в противовес негативное. Но воспоминание об этом событии также вызывает радость.

Таким образом, договорились - это эмоция. Но это только одно определение радости. Такую радость знают все без исключения люди. Но есть и другое понятие радости.

Когда человек растёт духовно, мир для него открывается многими красками. Страдания и гнев уходят, а радость остаётся.

Вопрос: Почему остаётся? Технологии не пойму .

Ответ: Может вам кажется, что человек в 4 измерении не испытывает эмоций? Это не так. Только этому измерению соответствуют высокие вибрации, а радость - это как раз эмоция высоких вибраций. Но как и любовь она может проникать и на уровни низких вибраций. Иначе как бы человек мог увидеть свет в конце тоннеля, если бы он всегда был в гуще страданий.

Вопрос: Получается, что Радость - это эмоция в ответ на то, что совпадают желания души с происходящими событиями?

Ответ: Да, и чем больше они совпадают, тем больше радости в жизни. И если человек нашёл свой путь (путь своей души) - радость становится постоянной. Поэтому и называют Радость путеводной звездой твоих событий в жизни. Если дело, событие приносит радость, делай его. Это твой путь.

Вопрос: В одном из ченнелингов нам дали описание, что можно достичь постоянного состояния радости в жизни?

Ответ: Да, конечно, постоянно повышая вибрации.

Вопрос: В одном из комментариев на этот ченнелинг написали, что радость - это удовольствие, и нельзя ориентировать людей на удовольствие. Как ты это понимаешь?

Ответ: Определение Радости мы дали. А что такое удовольствие? Удовольствие - это ощущение удовлетворения для своего тела и его органов чувств. Например, вкусная еда - для тела, для желудка, хорошая музыка - для слуха, красота - для глаз, массаж- для кожи, мышц, тела и так далее. Не эмоциональное чувство, а на физическом уровне. Поэтому Радость - это, конечно, удовольствие, так как все органы, а особенно нервные клетки находятся в нирване. Поэтому тут не о чем спорить. Радость - это эмоция, а удовольствие - это ощущение тела и его клеток.

Вопрос: Объясни, пожалуйста, тогда веселье, восторг - что это?

Ответ: Всё это проявления радости в мире. В виде веселья - когда все смеются. Восторг - это высшее проявление радости, но здесь ещё примешиваются чувства красоты, благодарности и так далее. В чувстве радости замешиваются различные оттенки восприятия мира в зависимости от ситуации и человека. Как слух может быть музыкальным и немузыкальным. Так и здесь - только тысячи оттенков.

Вопрос: А тогда про Любовь расскажи. Это что такое?

Ответ: Смотря что вы называете любовью? Давайте сейчас поговорим о духовном смысле этого слова.

Любовью в духовном плане называют ту энергию, в которой мы все живём. Это энергия жизни. Чем больше этой энергии, тем больше любви в человеке. Любовь есть на разных вибрациях, и у любви есть разные проявления: через человека, через природу. Из этой энергии мы строим свою жизнь. Она пропитывает каждую клеточку тела. Можете её назвать энергией Бога, Абсолюта, Духа. Любовь создала мир. Чем выше ты поднимаешься по уровням этой энергии, тем больше ты любишь себя, весь мир и сама можешь его творить. Зная законы этой энергии, ты сможешь творить свою жизнь.

Спасибо, Учитель. Всё очень понятно. Заканчиваю канал.

Пояснение: .Вопросы психологического характера задаёт моя подруга, лайф коуч. Ответы даёт Учитель из Учительской системы.

Дорогие друзья! Мы переехали в Телеграм.

Радость — одна из основных положительных эмоций и одна из главных ценностей для ребенка. Дети, в отличие от взрослых, проявляют свои чувства и эмоции более открыто: если они радуются — то от всей души, если у них горе — то оно самое настоящее. Дети не умеют лукавить, не умеют скрывать свои чувства. И казалось бы с радостью все понятно: радость – это хорошо. Но… Как много времени в жизни наших детей выделено на радость? И разрешены ли на самом деле бурные проявления этой радости?

Что такое радость для ребенка?

Это когда он любим и желанен, когда мама с папой всегда могут найти время, чтобы поиграть с ним, а не ставить свои домашние дела выше общения с ребенком. Ведь, согласитесь, дела можно отложить на 15-20 минут и поиграть с ребенком, почитать с ним — уделить ему свое время . Радость — это когда мама и папа всегда готовы прийти на помощь , когда его понимают. Радость — увидеть радугу на небе после дождя, побегать по лужам … Я думаю это список Вы сами можете продолжить.

А что мы, родители?

Ребенок с его неуемной энергией способен радоваться весь день. А мы устаем, нам хочется посидеть отдохнуть чуток, поскорее доделать какие-то домашние дела. Мы так изматываемся, что нас начинает раздражать эта неугомонность, громкие детские голоса. И в конце концов нам просто может быть скучно то, что вызывает у ребенка радость.

Детский мир здорового ребенка сплошь состоит из радости: дети всегда способны найти себе увлекательное занятие. И если у них не будет под рукой крутой пожарной машины или игрушечного градусника, в них может превратиться любая палочка, камешек, листочек. Все, что найдется под рукой. Игра все равно состоится, потому что для этого нужно всего лишь немного , желания и радости.

Радость ребенка – это его энергия , это его неудовлетворенное любопытство , это его развитие . Если Вы «тушите» энергию малыша, Вы тушите в нем радость. Вялые дети – печальны, депрессивны, послушны и пассивны. Физически хуже развиты, медлительны и боязливы, часто скучают и не знают, чем себя занять.

Если в жизни вашего ребенка не остается места радости, игре, шуму, возне, крикам, гулянью, то это означает, что детства у него не было. Это означает, что Вы останетесь должны своему ребенку детство. И через несколько лет станет совсем поздно – этот долг Вам будет уже никогда не отдать.

Проявление радости у детей, как и других чувств, происходит по-разному. Кто-то бурно ее проявляет: визгом, смехом. Например , при получении в подарок той игрушки, вещи, которую ребенок так хотел. Он от такой радости будет прыгать и хлопать в ладоши, прыгнет на шею и расцелует. А другой ребенок в такой же ситуации просто улыбнется и скажет спасибо. И не надо требовать от такого ребенка бурных проявлений чувства, критиковать его за это. Просто ребенок такой, в силу своей индивидуальности, характера, темперамента.

Но немаловажную роль здесь играет и атмосфера в семье . Как правило, правильно выражать свои положительные чувства и эмоции могут дети из благополучных семей, а также дети, которые видят пример проявления чувства. Если малыш растет в семье, где отношения между родителями оставляют желать лучшего, где подарки не являются традицией, где принимают их без особых эмоций (например , когда папа дарит маме что-то в знак примирения после ссоры, а та готова этот подарок ему по лицу размазать) — тут уже не приходится ждать от ребенка правильного выражения радости.

Поэтому, дорогие родители, детей нужно «учить» проявлять радость, впрочем, как и другие эмоции и чувства. А учить их нужно через пример, ведь ребенок — это наше зеркало.

Позвольте Вашему малышу оставаться самим собой. Позвольте ему быть ребенком — непосредственным, жизнерадостным, любознательным, неугомонным.

Статья содержит информацию из открытых источников

Чем старше мы становимся, тем реже переживаем радость. Мы разучились испытывать это чувство из-за спешки и суеты, проблем взрослого мира, гонки за успехом и неправильных выводов. Но поводов для радости гораздо больше, чем мы думаем.

Иногда во взрослом мире радость должна стать решением. Долгие и короткие путешествия, смены пор года, хэппи-энды в интересных фильмах, неожиданные встречи, красивые фото, любимое дело, предстоящие выходные… Я радуюсь, когда понимаю, что принесла пользу, когда узнаю что-то новое и неожиданно интересное, когда есть мысли о приятных счастливых событиях и о планах на будущее.

Психологический профиль радости

  • Радость - активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия.
  • Формируется в детстве, когда ребенок видит знакомые лица, позже — когда удается чего-то добиться (дотянуться до игрушки, построить башню из кубиков, впервые проехать на велосипеде).
  • Телесные реакции - улыбка, смех, прилив энергии во всем теле, хочется прыгать и делать энергичные движения.
  • Подпитывается , позитивным взглядом на жизнь.
  • Близкие понятия - , удовольствие, удовлетворенность.
  • Противоположные чувства - грусть, горе, печаль.
  • Психосоматические заболевания от дефицита радости - возможно, анемия, алкоголизм, проблемы с артериями, венами, лимфатическими узлами, катаракта.

Радость и счастье

Между счастьем и радостью мы часто ставим знак равно, но радость – это скорее положительная эмоция, а счастье – душевное состояние.

Трудно описать, потому что у каждого человека свое понятие и свое эмоциональное состояние, которое с ним ассоциируется. Исследования психологов показали, что деньги, престижное образование и большой дом не особо влияют на уровень счастья. Выигравшие в лотерею не стали счастливее тех, кому с этим не повезло. Если мы не применяем никакие приемы, чтобы стать счастливее (медитация, ), мы будем постоянно возвращаться к своему уровню счастья, который, ко всему прочему, зависит от наследственности.

Счастье — это отправная точка внутри нас. Испытывать его — значит чувствовать связь с другими людьми, с природой, с искусством, принимать жизнь и мир вокруг такими, какие они есть.

Радость может испытать как счастливый так и несчастный человек. Счастливого она сделает ещё счастливее, а несчастного — сначала взбодрит, а потом снова сделает несчастным. Мы не можем испытывать это чувство всегда. Постоянная радость утомляет и притупляет остроту положительных эмоций. Можно испытывать сильную радость как от успеха, так и от материальных вещей. Когда мы испытываем ее, происходят процессы, которые исключают негативные чувства в любой ситуации.

10 случайных фактов о радости

  1. Ангедония - расстройство, при котором человек не может испытывать радость. Ученые считают, что ангедония возникает, когда психическая система самооценки человека блокируется. Это может быть следствием посттравматического синдрома. Например, участники войны становятся менее чувствительны к получению удовольствия. Их психика, защищая от негативных эмоций, блокирует и позитивные. К посттравматическому стрессу приводят не только такие ужасные события, как война, но и , развод, травля в школе.
  2. Человека со стабильным радостным фоном называют оптимистом . Такие люди активно берутся за новое, обычно вокруг них много друзей.
  3. Чем больше радости мы дарим другим — тем больше получаем в ответ.
  4. Эмоция радости меньше, чем счастье, но больше, чем просто ощущение удовольствия.
  5. Родители не могут научить ребенка радости, но могут стимулировать переживание радости детьми, демонстрируя эту эмоцию.
  6. У маленького ребенка вызвать эмоцию радости гораздо проще, чем у взрослого человека.
  7. Первая радость, переживаемая в младенчестве, связана с другими людьми, поэтому наиболее надежным источником этого чувства для нас являются отношения с окружающими .
  8. Радость переживается ярче, если перед ней были неудачи. Преодоление реальных и воображаемых препятствий приносит большую радость.
  9. Злорадство — комбинация радости и презрения.
  10. Радость часто определяют как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного. Чем неожиданнее и долгожданнее успех — тем больше радость.

8 причин испытывать больше радости

Основными источниками радости для нас становятся приятное взаимодействие с людьми, достижение цели, или преодоление трудностей. Эта эмоция тесно связана с самоуважением и уверенностью в себе. Испытывая радость, мы с удовольствием делимся ей с окружающими.

  1. Расслабляющее действие радости защищает нас от воздействия стресса , связанного с постоянным стремлением к успеху.
  2. Радость делает нас смелее . Мы ощущаем способность преодолеть трудности и наслаждаться жизнью.
  3. Испытывая радость, мы чувствуем себя любимыми и нужными .
  4. Радость помогает восхищаться и наслаждаться жизнью . Пропадает желание анализировать и критически осмыслять. Мы воспринимаем все таким, какое оно есть, не стремясь улучшить или изменить .
  5. Одна из важнейших функций радости — формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Если общение с кем-то доставляет радость, мы наверняка будем доверять этому человеку и полагаться на него.
  6. Когда мы испытываем это чувство, все системы организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот покой позволяет восстановить энергию .
  7. Положительные переживания ускоряют выздоровление и укрепляют здоровье .
  8. Радость имеет свойство расти. Чем больше мы наслаждаемся жизнью, тем больше поводов для радости получаем.

Слишком много — не значит хорошо

Раньше я думала, что положительные эмоции приносят чистую пользу и мы должны стремиться к ним всеми силами. Но когда я и стала больше узнавать , то поняла, что иногда — чувствовать себя слишком хорошо — это плохо.

  1. Избыточная радость может сделать нас менее творческими. Согласно исследованию Марка Алана Дэвиса, когда мы испытываем сильную, всепоглощающую радость, наши творческие способности снижаются.
  2. Мы склонны больше рисковать. Когда мы пребываем в состоянии сверх-радости, мы более склонны идти на неоправданный риск, потому что эта эмоция дает нам чувство полной защищенности и комфорта.
  3. Не всякая радость полезна. Мы привыкли называть радостью многие положительные состояния, но она бывает разной. Иногда это чувство дает нам энергию, иногда — замедляет, иногда сближает с другими людьми или делает благороднее. Иногда — радость от победы над кем-то заставляет чрезмерно гордиться или унижает того, кто проиграл. Гордость заставляет фокусироваться на себе, причиняя дискомфорт другим и отдаляя нас от людей.
  4. Чрезмерные позитивные эмоции делают нас черствее. Когда мы на подъеме, нам сложнее выразить сочувствие тому, у кого проблемы. Мы больше склонны подбадривать, уверять, что мир прекрасен и все будет хорошо. Но это не поможет человеку пережить ситуацию.

Негативные эмоции тоже важны, радость лучше переживать в умеренном количестве — не слишком мало, но и не слишком много.

Как вернуть радость к жизни

Наша радость — это наша ответственность, она не придет просто потому, что мы ждем и расстраиваемся, когда ее теряем.

В последний раз я испытала радость от того, что отменилось занятие. Не потому, что мне лень работать или я не люблю то, что делаю, а потому что накопилось много нерешенных вопросов и освободившееся время подарило мне шанс сделать все в спокойном режиме.

В следующий раз проанализируем злость .

Есть знаменитая фраза “Всегда радуйтесь!” Но многих новоначальных смущает, что в храме не часто можно увидеть улыбки верующих, их лица скорее строгие, а то и хмурые. Словно верующие решили: раз я хожу в храм, то должен быть очень серьезным. Получается странное несоответствие, которое очень смущает неофитов.

О радости мнимой и настоящей и как ее достичь, мы решили поговорить со священником храма иконы Казанской Божией Матери на Красной площади Игорем ФОМИНЫМ.

Двое у окна

Свой ответ я бы хотел начать с примера. Два человека ночью смотрят в окно и видят на улице путника. Один говорит: “Наверняка это страшный разбойник. Грабил, убивал, пил, блудил и теперь еле тащит ноги”. Другой отвечает: “Нет, что ты! Это замечательный человек. Он наверняка весь день трудился на работе, вечером пошел в храм на службу. Потом кому-то еще помог, и теперь идет домой”. Так давайте будем изначально оправдывать людей, а не осуждать, договорились?

Если отвечать на вопрос, что такое радость, думаю – это внешнее проявление любви. Когда ты в любых обстоятельствах, с любыми людьми можешь так пообщаться, так заглянуть им в глаза, что и у них на душе станет светлее, чище. С радостным человеком приятно находиться рядом.

Мне вспоминается моя первая встреча со знаменитым старцем Кириллом (Павловым) из Троице-Сергиевой Лавры. Я тогда был еще студентом семинарии и шел к отцу Кириллу из-за эгоистических чувств: все ходят – и мне тоже надо приобщиться к духовности. …После долгого ожидания подошел мой черед. Отец Кирилл пригласил меня в келью, усадил на стульчик, пошутил, подарил иконку. А я был словно не в себе, ошеломленно наблюдал за ним. И ушел от него с необычайным чувством радости. Это ощущение похоже на то, как входишь с мороза в натопленную комнату: тебя сразу обнимает тепло. А здесь – любовь. Я тогда не ожидал такого и запомнил эту первую встречу на всю жизнь.

Золото тонет, мусор всплывает…

О неулыбчивых верующих могу сказать… Знаете, золото всегда тонет, а мусор всплывает и бросается в глаза. Если немного успокоить свое раздражение на других и приглядеться, обязательно увидишь эти сокровенные золотинки. Признак того, что человек на правильном пути в деле спасения своей души – это как раз радость и любовь. Господь дал четкое определение, кто Его ученики: их можно будет узнать по тому, что они будут любить друг друга. Тем не менее, наличие в храме людей со знаком “минус” не означает, что нет никого со знаком “плюс”. Если хочешь найти хорошее, обязательно найдешь.

Чтобы рутина не заслонила Христа

Узнать, настоящая твоя радость или нет, можно по плодам. Например, люди собрались на пикник за город, пожарили шашлычки, весело поговорили, выпили, разошлись за полночь. Вроде все хорошо. А с утра у одного с похмелья голова раскалывается, другой подсчитывает, сколько его посуды побили и потеряли, третий вообще с больной ногой: вчера полез купаться и поранился. Важны последствия.

Духовная же радость совсем другая. Каждый из вас наверняка испытывал такое. Приходите на концерт классической или народной музыки, не имеющий отношения к Православию. Например, в Москву каждый год приезжает Кубанский хор, я всегда хожу его слушать. И знаете, они начинают петь – и ты просто плачешь. Это показатель того, что радость духовна. И утром просыпаешься с легким сердцем, голова не болит и не сожалеешь о проведенном вечере. Сам Cпаситель, апостолы, пророки говорят, что радость – это один из основополагающих моментов бытия Божия. И очень важно, чтобы верующий человек, который образован духовно, исполняет внешние правила – не терял этой радости, не ходил с угрюмым, напыщенным лицом, как сегодня некоторые делают, считая, что это важный показатель их веры.

Бывает и так. Человеку легко, радостно в храме. Выходишь, как на крыльях: “Я готов обнять весь мир!”. Заходишь в метро – а тебе там наступили на ножку. Как у нас часто бывает, наступили немножко, а получили множко – и понеслось-поехало: “Ах, ты корова, смотри, куда лезешь!”. И благодать от тебя отлетела, а вместо нее пустота. Потом начинаются думы о земном: “Сейчас приду домой. Надо столько дел переделать…Обед приготовить, дать по уху старшему сыну – наверняка уроки не сделал, прибить полку…”. Как будто человек и не был в храме. То есть очень важно уметь сохранять эту хрупкую радость.

У английского писателя и богослова Клайва Льюиса есть рассказ “Расторжение брака”, который подходит к нашей теме. Сюжет его вкратце таков. Есть день, когда из ада приезжает поезд в рай, умершие грешники могут посмотреть, чего они лишились. И вот в раю встречаются двое. В земной жизни они вместе учились в университете на богословском факультете. Один стал епископом – и после смерти попал в ад. А другой стал богословом и попал в рай. Он говорит епископу: “Слушай, тебе надо успеть взойти на эту гору до рассвета. Тебя там встретит Христос – и тогда ты останешься здесь навсегда. Пойдем быстрее. Я тебе помогу”. А епископ отвечает: “Понимаешь, у нас там, в преисподней, на завтра назначен богословский кружок. Мне надо будет выступить с докладом как раз по теме Христа: какой бы Он был, если б дожил до 50-летнего возраста. Я бы с удовольствием поднялся, но не могу” – “Какой кружок! Вот гора, брось все и пойдем!” – “Скоро отправление поезда, я могу опоздать. И мой доклад…” И уезжает, так и не поднявшись на гору. А совсем рядышком был Христос. Надо было сбросить с себя всю эту рутину и просто пойти Ему навстречу. Эта напыщенность заслоняет от человека радость, заслоняет самого Господа. Это не значит, что надо перестать мыть посуду, пылесосить – нет, есть необходимые вещи – я говорю об отношении к ним.

“Радость моя”

Есть еще один момент, связанный с радостью. Это защитное средство от любых скандалов. Если ты все переводишь, скажем так, в смешную, улыбчивую плоскость, очень часто с тобой просто связываться не будут – все равно не разозлишься.

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: “Здравствуй, радость моя!” Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему. Мне кажется слова “радость моя”, сказанные с любовью – это то, что может обезоружить грубияна в семье. Я специально ограничиваюсь семейными проблемами, потому что мы читаем: надо возлюбить ближнего. Но насколько же легче любить на расстоянии! Говорят, что любовь к ближнему измеряется километрами: чем дальше, тем крепче. Когда человек, живущий рядом с тобой, храпит, ругается, пьет… Возлюбить его, лежащего пластом на диване в нетрезвом состоянии или валяющегося около входной двери очень сложно. Позвать в нашу жизнь радость – это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: “Я вас люблю!”. И здесь Господь дает нам очень четкий ответ. В 15 главе Евангелия от Иоанна есть прямая речь Христа к нам. Он сравнивает Себя с лозой, нас с ветвями, а наши дела – с виноградной гроздью. И там есть слова о том, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды – добрые дела. Виноградная лоза получает двойное питание: из земли соки, воду и из воздуха – солнечный свет. То есть должна быть гармония нашего общения с миром небесным, духовным и с земным. И наш плод должен рождаться таким, чтобы с нами рядом легко жилось нашим ближним.

Бывает, близкий человек радуется, как тебе кажется, какой-то ерунде. У него выиграла любимая футбольная команда. Не надо портить ему настроение: “Ну что, закончился твой дурацкий футбол? Сходи, наконец, за молоком, козел!” Извините за грубость, внешне все может звучать гораздо мягче, но в душе-то мы ворчим, возмущаемся. А у человека убито хорошее настроение. Обрати ты его в мирное русло, порадуйся вместе с ним, посидите рядом. Может, он увидит, что ты его понимаешь – и перестанет пить или не замечать тебя, наоборот, вы по-новому сблизитесь.

И самое главное: радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам это понять. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: “Не смотри ты воплощением мирового горя. Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают? ” – толку не будет. Также, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Тот человек может над тобой смеяться. издеваться. А потом останется один и подумает: “Какой все-таки он хороший, ничего плохого мне не сделал. После него легко на душе”.

Безусловно, в поисках радости очень поможет Священное Писание. В нем столько мест, которые открывают человеку совершенно потрясающий мир, мир духовной радости. Мы каждое утро встаем и заглядываем в зеркало, чистим зубы, причесываемся, прихорашиваемся. Наводим марафет, чтобы выйти к людям в приличном виде. А Священное Писание – это зеркало нашей души. Заглянешь туда и скажешь себе: “О! Как тебя перекосило, дружок. Надо что-то менять, надо подтянуться”. Мы даже не представляем, что Господь нам подарил. Эту небольшую книжечку – Евангелие – человек может читать на протяжении всей жизни и каждый раз находить что-то новое, жить этим.

Господь дал нам прекрасный стартовый капитал: ум, сердце, душу. Нам нельзя все это расточить, как младший сын из знаменитой Притчи о блудном сыне. Но нельзя и, как старший сын, требовать от отца награду. Лучший путь – царский, посередине: покаяние и смирение от младшего сына и трудолюбие старшего. И получится замечательный, радостный человек.

Записала Елена Меркулова

Почему же, до сих пор, столько вопросов по поводу того, как именно называется та, или иная эмоция. Почему даже простая улыбка, так, по разному выглядит у представителей разных культур, даже не смотря на то, что в основе лежит все та же структура эмоции Радость.

Все дело в том, что эмоциям люди обучаются. Эмоции частично наследуются, но в остальном, человек всю жизнь обучается и переобучается эмоциям. И обучение той или иной эмоции происходит по разному в разных культурах. Наша культура - не исключение. Даже в одной, отдельно взятой культуре, обучение эмоциям зависят от того, в какой субкультурной среде растёт ребёнок. Ребёнок, который в процессе взросления, будет обучен только определённому спектру эмоций, необходимых для выживания в этой субкультуре. Так формируются индивидуальные различия в эмоциях, характеризующиеся появлением устойчивых взаимосвязей Радости с другими эмоциями. Так у эмоций появляются дополнительные эмоции-комментарии, регулирующие их выражение, отображение и дальнейшие предпринимаемые действия.


Например, у русских, эмоция Радость, устойчиво проявляется во взаимосвязи с эмоцией Печаль и\или Страх. Что легко можно обнаружить подобное отношение к Радости в пословицах, хранящих вековую мудрость: «Смеётся тот, кто смеётся последним», «Боярин шуту рад, да с ним не ходит в ряд», «В чем живёт смех, в том и грех», «Встарь люди бывали умней, а ныне веселей», «Кто смешлив, тот и слезлив», «Смех без причины - признак дурачины», «Сильный смех приводит к несчастью», и т.д. Что касается других культур - у них, вполне может быть, что Радость входит в устойчивые взаимосвязи с другими эмоциями, что вполне закономерно, так как культуры и образ жизни отличается разительно.

Социальная функция Радости

Эмоция радости имеет важное социальное значение. Родители, ежедневно общаясь с ребенком, видят его радость и сами проявляют ее, и это постоянное встречное выражение радости повышает вероятность формирования взаимной эмоциональной привязанности. В младенчестве и раннем детстве чувство эмоциональной привязанности имеет необыкновенно важное значение для нормального развития ребенка, так как обеспечивает ему чувство безопасности. Если ребенок знает, что мать всегда рядом, что она в любой момент придет ему на помощь, он обретает чувство уверенности, которое так необходимо для развития познавательно-исследовательской активности.

Эмоция радости имеет позитивное значение не только для формирования взаимной привязанности между родителями и младенцем, но и влияет на развитие социальных отношений взрослого человека. Если общение с каким-то человеком доставляет вам радость, то вы наверняка будете доверять этому человеку, полагаться на него. Формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми является чрезвычайно важной функцией эмоции радости.

Радость и здоровье

Некоторые эмоции, при определенных условиях, способны привести к серьезным заболеваниям. Например Печаль - к депрессии, Отвращение к шизофрении и т.д. Радость, в отличии от остальных, не приводит к заболеваниям. Наоборот, часто именно Радость способствует ускорению процесса выздоровления. Ни одно из серьезных психических расстройств не вызывается непосредственно эмоцией Радости. Наверное, все мы совершали в детстве глупости, дурачились, заливались смехом на уроке. Такой смех, конечно, мешает учебному процессу, но вряд ли может служить поводом для особого беспокойства.

Радостные переживания полезны и благотворны для человеческого организма. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма функционируют легко и свободно, разум и тело находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный физиологический покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. По свидетельствам многих людей, перенесших то или иное заболевание, радостные переживания ускоряют процесс выздоровления. Клинические исследования показывают, что отсутствие положительной социальной стимуляции, служащей источником позитивных эмоций интереса и радости, может вызывать у человека серьезные психические и физические нарушения.

Бытует мнение, что мазохисты испытывают удовольствие от боли, что ощущение боли доставляет им радость, это не так . Мазохизм, несомненно, связан с нарушениями отдельных эмоций, но Радость не является одной из них. Возможно, мазохист причиняет себе боль, удовлетворяя потребность в самонаказании, порожденную эмоцией Вины. <Удовольствие>, получаемое мазохистом от ощущения боли, может быть не чем иным, как чувством облегчения, которое вызывается ослаблением чувства вины. Вполне вероятно, что именно эмоция Вины порождает у мазохиста потребность испытать боль при половом акте или искать иные способы навредить себе.

Целенаправленное обучение эмоции Радость

Как это ни удивительно, но эмоция Радость НЕ МОЖЕТ быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности. Т.е. Радость не может быть вызвана намеренно или запланированно. Радость возникает спонтанно, когда человек достигает какой-то цели, добивается какого-то важного для себя результата. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но он может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему радость. Упорство и настойчивость в освоении каких-то навыков, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Но мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу, освоить новые навыки, повысить свое мастерство, завершить начатое дело. Мы работаем потому, что нам интересно работать, а радость выступает как побочный продукт достигнутого успеха.

Почему так происходит?
Если у взрослого человека эмоция радости не поддается планированию, то у младенца и у маленького ребенка она может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Любопытно, что первая улыбка новорожденного ребенка - это всегда социальная улыбка, она вызвана присутствием другого человека.

Процесс развития эмоции Радость, протекает у ребёнка несколько иначе, чем процесс развития других эмоций. Родители не могут непосредственно «обучить» ребёнка эмоции Радость, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущего его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребёнка, вовлекая его в игры, способствующие пробуждению у него эмоции Радость, одновременно показывая её собой, своим поведением, своей мимикой. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребёнка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. В дальнейшем, эти переживания радости и будут определять способность «противостоять» страхам и депрессиям и будут определять способность и желание обучаться.

Препятствия стоящие на пути к переживанию радости

Считается, что способность к эмоции Радость предопределена генетически. На эту тему существуют и противоположные мнения. Мы считаем, что обучение Радости возможно на любом периоде, в независимости от мнения некоторых учёных. Однако, заметим, что болезни, недомогания и плохая физическая форма являются значительным препятствием на пути к обучению эмоции Радость. Ну какая может быть Радость, если ты себя плохо чувствуешь или что-нибудь болит?!

Нужно признать, что различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания Радости. Экономические, социальные и культурные условия, порождающие у людей скуку, усталость и недовольство, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют не ресурсным эмоциональным переживаниям препятствующим развитию эмоции радость, и возникновению у неё устойчивой взаимосвязи с эмоциями, ведущими к НЕ ресурсу: сужению возможности дальнейшего выбора.

Перечислим препятствия на пути самореализации, подстерегающие человека буквально на каждом шагу, преграждающие путь к Радости:


  1. Одна из самых распространенных преград порождена способом организации социальных институтов. Многочисленные правила и инструкции, чрезмерный контроль подавляют творческую активность человека, поощряют посредственность и серость.

  2. Поверхностные, безличные, чрезмерно иерархизированные отношения между людьми.

  3. Догматичный подход к воспитанию детей, к вопросам секса и религии затрудняют процесс самопознания, мешают развитию самодоверия.

  4. Размытость представлений о мужественности и женственности, неопределенность половых ролей также препятствует самопознанию и самореализации.

  5. Помимо вышеперечисленных препятствий, относящихся к сфере личностного и социального функционирования, препятствием на пути самореализации и радости может стать плохое физическое состояние человека. Физически неполноценный человек ограничен в возможностях самореализации и в связанных с нею переживаниях.

  6. Недостаток сна или нарушение цикла бодрствования и сна. За чередование режимов бодрствования и сна отвечает эпифиз, или шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Так, при свете дня она вырабатывает серотонин — вещество, называемое гормоном удовольствия, или гормоном счастья. Если серотонина достаточно — у нас хорошее настроение и жизнь нам в радость. А если недостаточно — возникает апатия, угнетенность и подавленность, депрессия или, наоборот, повышенная агрессивность, раздражительность, тревожность и беспокойство. А вот когда за окном темнеет, эпифиз начинает вырабатывать другой гормон — мелатонин, который и отвечает за здоровый полноценный сон. Темнота (желательно полная) и ночь — вот два важнейших условия для нормального сна. Вырабатываясь лишь в темное время суток, мелатонин не только обладает снотворным действием, но еще способствует восстановлению организма: приводит в норму нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему. А еще он обладает омолаживающим действием и помогает продлить нашу жизнь.

Но если радость не может быть запланирована и гарантирована, то что в таком случае можно предпринять, чтобы наши дети почаще испытывали радостные переживания? Главное, что каждый из вас может и должен сделать для своего ребенка - это помочь ему обрести чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности и привязанности к родителям не только создает благоприятную почву для развития исследовательской активности, но и служит прямым или косвенным источником радостных переживаний. Радостные улыбки родителей всегда находят отклик у ребенка, вызывают у него ответную улыбку. Чувствуя себя в безопасности, ребенок активно исследует мир, ежеминутно совершает открытия, осваивает новые навыки, и эти достижения вызывают у него радость.

Обучение (социализация) Радости

Как и в случае с другими эмоциями, переживание радости по своей сути одинаково у детей и у взрослых. Если нам удастся представить, как переживает радость младенец, то мы, вероятно, сможем лучше понять суть истинно радостного переживания взрослого человека. Переживание радости младенца можно охарактеризовать как чувство удовольствия, хотя это удовольствие отлично от сенсорного удовольствия. Чувство радости не зависит от стимуляции эрогенных зон или раздражения вкусовых рецепторов. Оно не вызывается приятными для слуха звуками или радующими взор красками. Все эти раздражители могут лишь способствовать возникновению радостного переживания, но не вызывают его непосредственно. Тем не менее радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия. При радостном переживании душа и тело пребывают в состоянии релаксации или игры. Ребенок не испытывает ни психологического, ни физического стресса, он беззаботен, он чувствует себя легко и свободно. Даже движения его становятся легче и уже сами по себе приносят ему радость.

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели то и обучение эмоции Радость выступает как неожиданный бонус к социальному развитию ребёнка. Ребёнок легко усваивает, чего бояться, что вызывает Гнев, Отвращение, Презрение, однако Радости так не возможно обучиться. Как же происходит обучение Радости?

Радость и Интерес

Часто, родители, развивают эмоцию Радость через развитие эмоции, сходной со структурой Радости - эмоции Интереса - показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя его с новыми людьми, привлекая его внимание к новым свойствам знакомых предметам, помогая по-новому увидеть их. Но этого бывает недостаточно для возникновения эмоции радость.

Так, например, часто родители берут детей в цирк, в надежде, что дрессированные звери, воздушные гимнасты и клоуны обрадуют ребёнка и когда такого не происходит, очень удивляются тому, что детям часто жалко зверей, над которыми издеваются на потеху толпе, а клоуны вообще способы напугать на всю жизнь, особенно, если люди, играющие по гримом сами не имеют доступа к эмоции Радость.

Но иногда, когда удаётся получить бонусом Радость, проявляя интерес, тогда образуется взаимосвязь «Радость - Интерес», при котором структура эмоции Интерес складывается со структурой эмоции Радость по правилам Математики Эмоций.

В любом случае, для того что бы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз её испытать, должен узнать, какой триггер лежит в основе этой эмоции. Если родители сами способны к переживанию Радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг триггеров Радости достаточно широк и разнообразен, то ребёнок легко и самостоятельно смоделирует способность радоваться и сформирует радостное мировосприятие.

Обучение Радости через Улыбку

Считается, что реакция улыбки является врождённой и универсальной. Наблюдения за младенцами, показали, что даже новорождённые спонтанно и рефлекторно способны изображать на лице сокращения мышц, морфологически напоминающие улыбку. Высокий женский голос вызывает у З-недельного младенца улыбку радости. Примерно на 4-5-й неделе жизни ребенок начинает отвечать радостной улыбкой на любое человеческое лицо, если лицо этого человека находится на расстоянии до полуметра от его лица и если этот человек кивает ему. К пятой неделе, сам по себе звук высокого тона перестаёт вызывать такую реакцию, но к тому времени малыш уже способен реагировать на него звуковым ответом и к этому возрасту, в качестве триггеров, способных вызвать ответную реакцию улыбки начинают выступать различные визуальные стимулы, в том числе, вид человеческие лица.

На ряду, с появлением на лице улыбки, можно наблюдать увеличение активности у ребёнка: появлением генерализованных движений с попеременным сгибанием, разгибанием конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями и учащением моргания.
Подводя итоги:


  • взрослый может вызвать ресурсную реакцию у ребёнка, просто обеспечивая его визуальными и аудиальными стимулами и тем самым развивая у него способность к визуальной концентрации;

  • своевременное и полное удовлетворение первичных потребностей младенца создает условия для ресурсного эмоционального развития;

  • ресурсные поддерживающие младенца эмоции способствуют развитию длительной и устойчивой визуальной концентрации

Смех и Радость

Ребёнок начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. По крайней мере, большинство взрослых, расценивают голосовые реакции 5-недельных младенцев, записанные на магнитофон, как смех. Смех, как правило, связан с радостным переживанием, которое отлично от простого чувственного удовольствия так как удовольствие от сосания, само по себе не вызывает у ребёнка смеха. Для того, что бы вызвать смех у ребёнка, использовались различные стимулы, которые можно разбить на 4 категории:

  1. звуковые (например, высокий пронзительный голос)

  2. тактильные (например, целование ребёнка в животик)

  3. социальные (например, игра с ребёнком в прятки)

  4. визуальные (например, ползающая по полу мать)

Неоднократно наблюдалось, что младенец, когда плачет, откидывается назад и отворачивается от стимула, а когда смеётся - сохраняет ориентацию на стимул, тянется к нему, желая продления смешной ситуации и тогда, мать или воспитатель скорее склонны повторить ситуацию, тем самым давая ребёнку возможность исследовать ситуацию. Игры, вызывающие у ребёнка смех, выполняют две функции, способствуя развитию у него, общей системы ожидания и приобретению ребёнком опыта того, что человек, своими действиями, иногда экспрессивным поведением, влияет на действия других.

Плачущий ребёнок побуждает мать проявить заботу о нем, успокоить его точно так же как в прошлый раз, в то время, когда попытки матери рассмешить ребёнка, вовлечь его в игру, остаются безуспешными, ребёнок своей безучастностью прекращает игру, побуждая мать искать новые стимулы для возбуждения. Таким образом, именно ребёнок своим плачем или смехом инициирует поведение, связанное со взаимодействием матери и ребёнка, что является отличным способом обучения ребёнка эмоции Радости и прочно связывает с ней смех.

Юмор и Радость

Юмор, в лучших его проявлениях, связан с эмоцией Радость, но в тех случаях, когда его острие направленно в адрес других людей, он может сопровождаться Гневом, или Презрением, как при насмешке, или Отвращением, если направлен на другую культуру или субкультуру, так же возможно его сопровождение чувством вины.

Пробуждающие смех игры в младенческом возрасте создают предпосылки для развития чувства юмора; в конечном итоге способность к пониманию чувства юмора зависит от того, насколько гармоничным было ранее развитие человека, насколько свободно он мог выражать те внезапные вспышки радости, которыми сопровождаются некоторые когнитивно-аффективные процессы. Интересный факт, что следовое возбуждение как от положительных (в частности, сексуальных), так и от отрицательных (вызывающих страдание, страх) стимулов улучшает последующее понимание карикатур и шуток.

Мужчины и женщины по разному воспринимают юмор и то, над чем смеются люди. Женщины, при виде смеющихся людей становятся более экспрессивными и гораздо выше оценивают предложенные им карикатуры. У мужчин, же наблюдения за смеющимися людьми приводит к более чёткой дифференциации хороших и плохих карикатур.
Т.е. женщины более восприимчивы к экспрессивным реакциям, к «смеху людей на вечеринке» как к таковым, а мужчины - к содержанию и «больше смеются над шутками, сопровождающими учебный процесс».

Радость и когнитивные процессы

Любое ощущение покажется вам гораздо более приятным в радости, нежели чем в Печали или при переживании любой другой не ресурсной эмоции. В Радости розы - краснее, фиалки - голубее, солнце - ярче, даже дождь, который при других обстоятельствах стал бы помехой, бодрит или наоборот, успокаивает Вас. Именно в Радости, мы воспринимает мир «сквозь розовые очки»
Эти изменения в восприятии, вызванные эмоцией Радости, повышают порог возникновения не ресурсных состояний, делает человека уверенным, терпимым и великодушным. Тогда и любые проблемы отступают и становятся разрешимыми.

Однако, эмоция Радость во взаимосвязи с когнитивными процессами, вполне может привести к снижению продуктивности мышления. Если решение стоящей перед человеком задачи требует усилий и упорного труда, то в Радости человек вполне может её просто забыть, так и оставив ее неразрешимой. Такой парадоксальный характер взаимосвязи «Радость - когнитивный процесс» проявляется в некоторых ситуациях, снижением мотивации и сказываясь на скорости достижения.

Радость и формирование зависимости

Взаимосвязь «Радость - когнитивный процесс» вполне может стать дезадаптивной сформировав зависимость получения ресурсных эмоций с каким-либо объектом, вызывающим сенсорное удовольствии, при условии, что этот объект становится единственным или основным источником получения ресурсных эмоций.
Зависимость сходна с привычкой, которая выражается в привязанности человека к хорошо знакомым предметам окружения; человек может привыкнуть к любимому креслу, к джинсам, к теннисной ракетке и т.д. Однако, зависимость, в отличии от привычки, представляет собой гипертрофированную и сложно-обратимую привязанность. Кстати, этим ползьзуются в БНЛП при вербовке и формировании созависимостей.
Формирование психологической зависимости происходит при непосредственном участии эмоций Радость и Интереса.

Можно выделить два условия формирования зависимости:


  • Физическое или воображаемое присутствие объекта должно вызывать у человека сильную Радость или Возбуждение;

  • Отсутствие объекта или возможное отсутствие объекта в будущем, должно вызывать у человека сильную не ресурсную эмоцию.

Кроме не ресурсных зависимостей, приводящих к нежелательным изменениям или к асоциальному поведению, существуют социально одобряемые зависимости; такие как, привычка постоянно учиться, путешествовать, заниматься саморазвитием, заниматься спортом, постоянным творчеством и т.д.

В следующей статье, я расскажу о "Логике эмоции Радость"
Т.е. о том, как думает, как принимает решения, как видит окружающий мир, как действует человек, испытывающий эмоцию Радость.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: