Формы и мктоды индивидуальной работы с родителями. Индивидуальная работа с родителями в доу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Индивидуальная беседа.

Цели и задачи: а) обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье;

б) воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку;

в) устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения.

Подготовка к беседе:

Наметить тему и план беседы;

Подготовить вопросы и продумать ход беседы;

Продумать место и время беседы;

Подготовить при необходимости литературу;

Заранее оповестить родителей о предстоящей беседе.

Ход беседы.

Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации.

В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог.

В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте.

В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду.

Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой.

Требования к проведению беседы.

*Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости.

*Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию.

*Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке.

*В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход.

*Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку.

*Нельзя беседовать в присутствии ребёнка.

*Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

Подготовка к консультации:

Наметить тему, план;

Подготовить содержание, наглядность;

Продумать место и время;

Заранее пригласить родителя;

Требования к проведению консультации.

*Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка.

*Консультация проводится без спешки и доброжелательно.

*Важно расположить к себе родителя.

*Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.
ПОРУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЯМ

Цели и задачи: знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников.

Подготовка воспитателя: продумывать, кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи.

Организация поручения.

Обратиться к родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском собрании.

Требования к организации поручений.

1Соблюдать принцип постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ.

2Поручения распределять на всех родителей, а не только на активных.
ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ РЕБЁНКА

Цели и задачи. Изучение семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу, желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть и отметить положительное в организации жизни семьи. Выяснить, всё ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания. Общаться со всеми членами семьи.

Подготовка к посещению:

Заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения;

Определить цель визита;

Изучить сведения о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное положение, особенности семьи, здоровье ребёнка;

Продумать, какие сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители.

Организация и содержание посещения.

В зависимости от цели визита, воспитатель знакомится:

*с местом для игр и занятий, с его освещением и удобством;

*с порядком содержания игрушек, книг;

*с домашними трудовыми обязанностями, их характером (постоянные, эпизодические);

*каким образом происходит формирование культурно-гигиенических навыков;

*как осуществляется физическое развитие;

*как ребёнка готовят к школе;

*с общением членов семьи, атмосферой в доме;

*с характером поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый и т.д.).

Затем воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду (положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой.

После посещения воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план работы с данной семьёй.

Каждую семью посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и коллективно – с заведующей, попечительским советом.

Требования к посещению семьи.

1Прийти к ребёнку домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать тактично, ненавязчиво.

2Обязательно прийти в намеченный день, не опаздывать.

3Не вести никаких записей во время посещения.

4Посещения должны быть регулярными, систематическими и с разными целями.

5В процессе посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка.


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА

Цель: увлечь родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания.

Организация работы.

1Вступительное слово воспитателя: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей.

2Практический показ:

Просмотр родителями занятия воспитателя с детьми или его фрагмента;

Проведение занятия воспитателем непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей);

Проведение занятия воспитателем с детьми и родителями вместе;

Просмотр видеоролика.

3Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями.

4По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания.

Организация практикума.

* Практикум проводится 2-3раза в год, в зависимости от уровня сформированных у детей навыков и умений по тому или иному разделу программы.

* В содержание практикума включается рассказ и показ способов и приёмов обучения. Например, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат, как учить стихотворение и др.

* Через3-4месяца целесообразно провести беседу по обмену опытом о проведении игр, занятий, упражнений дома.

Устный журнал.

Цель: а) расширять и углублять знания родителей по определённой теме воспитания и обучения дошкольников;

б) разнообразить содержание работы с родителями.

Подготовка.

Воспитатель определяет актуальную тему и планирует раскрыть её с помощью комплекса приёмов.

Проведение.

Воспитатель объявляет название устного журнала. Например, «У порога школы».

1страница. Сообщение заведующего «Всесторонняя подготовка к школе».

3страница. Показ упражнений, подготавливающих руку к письму.

4страница. Сообщение родительницы из прошлогоднего выпуска на тему: «Как наша семья осуществляла физическую подготовку ребёнка к школе».

5страница. Литературная. Воспитатель с дошкольником показывает методику заучивания стихотворения.

6страница. Заключительная. Просмотр фильма «В школу».

Проведение конкурсов.

Цель: узнать об увлечениях родителей, которые имеют положительное воспитательное значение и влияние на ребёнка; распространять положительный семейный опыт воспитания детей.

Подготовка и организация конкурсов.

Конкурсы можно приурочить к родительским собраниям, конференциям, но можно проводить отдельно. Определяется тема, разрабатывается педагогами и родителями положение. Выбирают жюри. Определяют критерии, по которым будет оцениваться конкурс. Всех родителей знакомят с положением за месяц до конкурса . В индивидуальных беседах воспитатель уточняет, кто и как готовится к конкурсу. В конкурсе могут принимать участие только родители или родители с детьми. Продумать призы, награды. Примерные темы конкурсов:

Лучший игровой уголок;

Поделки из природного материала;

Народная игрушка;

Игрушки-самоделки;

Куклы – персонажи сказок;

Карнавальный костюм;

Папа, мама, я – спортивная семья;

Мамины, папины помощники и последователи.

Конкурсы освещаются в печати, делают стенд с фотографиями, фотоальбом.

Педагогическое просвещение родителей.

Формы работы:

Лектории, кинолектории;

Университет педагогических знаний родителей, киноуниверситет;

Школа молодой семьи;

Школа для родителей;

Заочная педагогическая школа;

Семинары;

Мастерская добрых дел.

Цели и задачи. Распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания. Просвещать родителей, повышать уровень педагогических знаний, умений для осуществления полноценного воспитания детей. Систематически повышать интерес родителей к воспитанию детей. Развивать родителей как педагогов. Давать знания по вопросам воспитания и обучения, об особенностях детей дошкольного возраста, о целях и задачах воспитания. Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию; умение объективно оценивать свои педагогические результаты.
Педагогический лекторий.

Лекторий – (лектор, лекция) – это комплекс мероприятий для распространения педагогических знаний среди родителей и повышения их педагогической культуры.

Лекторий планируется сроком на 1-2 года внутри детского сада или за его пределами, на уровне города. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Лектории могут быть эпизодическими, либо проводятся циклами лекций, рассчитанных на несколько месяцев. Посещение свободное, то есть каждый раз может быть разный состав слушателей. Можно объявить единый день лектория в течении года. Это дисциплинирует всех, обеспечивает целенаправленность в работе. Назначается ответственный по организации лектория. К проведению лектория подключают различных специалистов, а в организации его участвуют родители. Программу лектория продумывает заведующий совместно с педагогами. На уровне города программу составляет отдел образования совместно с заведующими. Лекторий проводится в форме лекций, семинаров, диспутов, практикумов, просмотра кинофильмов, докладов по обмену педагогического опыта.

Университет педагогических знаний.

Университет педагогических знаний (УПЗ) – это своеобразное учебное заведение. Здесь должно быть налицо:

Организующее ядро – ректорат;

Постоянный состав слушателей;

Определённая учебная программа;

Учебный процесс, сочетающий разные формы, методы и средства обучения;

Преподавательский и лекторский состав, обеспечивающий выполнение программы;

Организация самостоятельной работы слушателей, закрепление даваемых знаний.

Цели и задачи: повышать педагогическую культуру родителей, распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания; способствовать полезному проведению семейного досуга.

Организация УПЗ.

Организуют университет на уровне района, города. Определяют учредителей, спонсоров. Находят удобное помещение (библиотека, дом культуры, кинотеатр, школа, детский сад). Избирают ректора, проректора секретаря. Составляют программу на 1-2 года. Занятия проводят 1 раз в месяц в определённое время. При составлении тем, учитывают педагогический уровень родителей, их интересы, состав семьи. Программу утверждает Министерство образования и выделяет лекторам деньги. На занятия родители приходят с детьми. Воспитатели в отдельном помещении занимаются с ними.

Лекторы должны улавливать пульс жизни, учитывать культурный уровень родителей, их запросы, давать точные и исчерпывающие ответы на вопросы; должны знать психологию, педагогику, семейную практику воспитания. Приглашают специалистов в области медицины, социологии, демографии, литературы и искусства, преподавателей и студентов педагогических учреждений. В университете занимаются родители, например, всех ДОУ города, родители микрорайона. Акцент делается на разностороннее воспитание ребёнка. Родители получают книжки-абонименты на весь срок обучения, где указана тематика занятий. На первом занятии обсуждается учебная программа, определяется время проведения занятий, условия, требования. Проводится анкетирование. Помимо лекций предусматривается организация практических занятий. Например: решение педагогических задач и ситуаций воспитания, практикумов, консультаций, конкурсов, посещение родителями занятий в ДОУ, устраиваются выставки. Родителям дают домашние задания. Например, записывать высказывания детей о просмотренных спектаклях, фильмах на протяжении определённого времени и отследить динамику развития речи ребёнка.

Примерный план лектория.

Первый год обучения. Тема: «Физическое воспитание дошкольников».

Октябрь. Роль семьи в физическом развитии дошкольника. Лекция.

Ноябрь. Чтобы ребёнок был здоров. Встреча с врачом детской поликлиники.

Декабрь. Организация закаливания. Практикум.

Январь. Роль культурно-гигиенических навыков в здоровье детей, практикум.

Февраль. Микростадион дома. Обмен опытом семейного воспитания.

Март. Традиционные и нетрадиционные подходы к здоровью детей, диспут.

Апрель. Организация питания детей. Встреча с диетологом и поваром ДОУ.

Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Просмотр фильма.


Второй год обучения. Тема: «Психическое здоровье дошкольника».

Октябрь. Роль режима дня в укреплении нервной системы ребёнка. Лекция.

Ноябрь. Природа как фактор в укреплении психического здоровья детей. Встреча с тренером по туризму.

Декабрь. Роль положительных эмоций в укреплении нервной системы малыша. Встреча с психологом.

Январь. Как преодолеть детские страхи. Практикум.

Февраль. Развиваем в детях чувство юмора. Практикум.

Март. Борьба с упрямством. Консультация психолога.

Апрель. Когда ребёнок берёт чужое. Советы психолога.

Май. Мама, купи! Вечер вопросов и ответов.

Июнь. Наказание и поощрение в воспитании детей. Консультация методиста.

Рассматриваются и такие вопросы:

Прослушивание детских высказываний и последующий их анализ;

Организация. Кружки проводят работники детского сада, родители-специалисты. Кружки родители могут посещать вместе с детьми. Это могут быть: кружок кройки и шитья, кружок вязания, кружок вкусной и здоровой пищи, кружок изготовления игрушек и пособий-самоделок, кружок натуралистов, кружок практических методов и приёмов обучения и воспитания детей – как читать детям, как разучивать стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения и другие.

Школа молодой семьи.

Цели и задачи:

Дать знания родителям по вопросам воспитания детей;

Дать родителям знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, целях и задачах воспитания;

Осуществлять педагогическое просвещение родителей;

Формировать у родителей критическое отношение к себе как воспитателю, научить объективно оценивать свои педагогические результаты;

Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию.

Подготовка и организация.

1Выяснить интересы родителей.

2Разработать программу.

3Подготовить тематические выставки, литературу, ответы на вопросы родителей.

4Обеденить 2-3 ДОУ по организации школы, может быть и заочная школа молодой семьи.

Формы занятий:

Семинар;

Дискуссия;

Индивидуальная или групповая беседа;

Консультации для отдельных групп родителей;

Анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач;

Предложить родителям вести дневниковые записи интересных высказываний детей, их поступков, собирать рисунки.

2занятие. Написать сочинение «Наш ребёнок».

3занятие. (Примерное) Тема: «Современная молодая семья и её роль в воспитании детей». Характеристика современной семьи. Социальные функции. Конституция об ответственности родителей. Семейный кодекс. Особенности молодой семьи. Помощь молодой семье со стороны государства, заботы о матери и ребёнке. Льготы матерям. О ведущих задачах воспитания детей, стоящих перед семьёй. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Необходимость педагогического самообразования родителей.

4занятие. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?».

5занятие. Тема: «Учиться понимать ребёнка».

6занятие. Тема: «Методы педагогического воздействия».

7занятие. Тема: «Семейный микроклимат и воспитание детей».

8занятие. Тема: «Почему ребёнок капризничает».

9занятие. Тема: «Чем занять ребёнка дома».


НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
День открытых дверей.

День открытых дверей – наглядное средство в распространении педагогических знаний среди родителей, где их знакомят с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ; способствует преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли ДОУ в жизни дошкольников; родителям оказывают практическую помощь.

Цели и задачи. Повышать уровень педагогической культуры родителей. Удовлетворять потребность родителей в педагогических знаниях. Дать родителям возможность познакомиться с работой ДОУ , его традициями, правилами, особенностями и организацией воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Более глубже знакомить с организацией жизни детей в детском саду. Своевременно разъяснять актуальные задачи и требования к воспитанию детей. Дать конкретное представление о содержании и методах воспитательной работы. Дать возможность понаблюдать за поведением и общением своего ребёнка в детском саду, сравнить его поведение, умения с поведением и умениями других детей, познакомиться с методами работы педагогов- профессионалов. Устанавливать с родителями деловые контакты, направленные на улучшение воспитания детей. Разнообразить пути педагогического воздействия на родителей.

Подготовка к проведению.

1Определить цели, задачи, время, составить план проведения мероприятий, ответственных. Составить и утвердить конспекты открытых занятий, режимных моментов.

2Продумать, кто встретит родителей, проводит по группам.

3Провести предварительные беседы с родителями о правилах поведения при наблюдениях: нельзя задавать вопросы в процессе занятия, делать замечания, подавать реплики и т. п.

4Подготовить вступительное слово, вопросы родителям для анализа просмотренных занятий и режимных моментов, резюме.

Организация мероприятия.

День открытых дверей проводится 3-4раза в год. Можно организовать как предварительную работу к педагогической конференции. Заранее оповещают родителей. Начинают день с экскурсии по ДОУ, по группе. Рассказывают о предстоящих наблюдениях, раздают вопросы для анализа увиденного. Напоминают о правилах поведения во время наблюдений. Затем проводится показ фрагментов работы ДОУ (занятие, коллективный труд, режимные моменты и др.). После просмотра проводится беседа и обмен мнениями об увиденном. Заведующий, методист дают советы, рекомендации, предлагают родителям записать свои впечатления в книгу отзывов и предложений. Подводится итог в форме резюме. Записи, сделанные родителями, педагоги анализируют на педсовете. В дальнейшем родители становятся активными участниками мероприятий (походы, прогулки, экскурсии). Затем родители посещают ДОУ индивидуально. Можно составить график посещений.


Родительский уголок.

Цель: знакомить родителей с вопросами воспитания детей; давать родителям конкретную информацию (групповую и общую); показать родителям воспитательно-образовательный процесс в группе и в ДОУ; доступно, убедительно и экономно давать родителям нужную педагогическую информацию.

Требования к оформлению уголка:

Разнообразие материала, но не обилие;

Красочность (для привлечения внимания);

Соответствие возрастным особенностям;

Сезонность тематики;

Отражение местных особенностей;

Удобство расположения для ознакомления с информацией;

Отсутствие стандарта;

Систематическая смена материала (1раз в 2месяца);

Не помещать большие тексты, они должны быть краткими, ясными по мысли и изложению.

Организация:

* наличие текстового материала;

*наличие иллюстративного материала;

*наличие места для детских работ (стенды, полки);

*наличие витрин для педагогической и детской художественной литературы;

*наличие книги добрых дел родителей;

*оборудование места для родителей, чтобы была возможность сесть почитать информацию, посмотреть работу ребёнка.

1 раздел. Отражается повседневная жизнь группы: меню, режим, объявления, сведения о занятиях, правила для родителей, справочный материал о времени работы администрации ДОУ и врача, № телефонов, адрес ДОУ.

2 раздел. Здесь помещается текущая работа по воспитанию детей в детском саду и дома: выписки из календарных планов, краткие записи выполнения программы воспитания и обучения в детском саду, работы детей, рекомендации по вопросам обучения и воспитания, отчёты попечительского совета о проделанной работе, краткие отчёты о динамике достижений. Также помещается опыт семейного воспитания, выписки из программ радио и телевидения с рекомендациями, что целесообразно посмотреть и послушать с ребёнком в течении недели, аннотации к педагогическим статьям и литературе.

Информация для родителей помещается в общих уголках (коридоры, фойе, вестибюли) и в групповых помещениях.
Тематические выставки.

(Групповые и общие).

Цель: знакомить родителей с актуальными вопросами теории и практики воспитания детей; распространять лучший опыт семейного воспитания в доступной наглядной форме; наглядно показать работу ДОУ; способствовать глубокому восприятию материала, темы, проблемы.

Педагогические требования:

Иллюстративный материал тщательно отбирается и продумывается, сочетается с текстовым;

Материал сопровождается теоретическими положениями, комментариями, цитатами, рекомендациями, советами;


Памятки для родителей.

Цель: дать ответы родителям на интересующие их вопросы.

Организация. Памятки могут быть помещены в родительском уголке на видном и удобном для чтения месте, розданы на родительском собрании каждому родителю. Текст памятки пишется так, чтобы его нетрудно было читать.

Пример памятки.

Уважаемые родители!

Перед тем, как вести своего ребёнка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. В правильно подобранной одежде ребёнок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений ребёнка. Особое внимание обратите на обувь. Она должна быть лёгкой, тёплой, с нескользкой подошвой и точно соответствовала размеру ноги. Проверьте застёжки и завязки. Они должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно ими пользоваться.

Ребёнку необходим как в помещении, так и на прогулке, носовой платок. На одежде для его хранения предусмотрите карман.

Книги-эстафеты.

Цель: изучать своих воспитанников, помогать родителям в воспитании детей, объединять усилия сотрудников ДОУ и родителей на создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребёнка.

Организация. В родительском уголке помещается тетрадь (альбом, книга). В ней имеются разделы: учим трудиться, приучаем к добру, красота спасёт мир, развиваем речь ребёнка, физическое развитие ребёнка. На страницах такой эстафеты родители делятся опытом воспитания своего ребёнка.

Ежемесячный педагогический журнал (газета).

Цель: дать родителям возможность дома в спокойной обстановке ознакомиться с содержанием предложенного материала и повысить свою педагогическую компетентность.

Организация и содержание.

Один раз в месяц каждой семье раздают педагогический минижурнал (газету). Издание состоит из нескольких страниц. Например:

1страница – поздравление с праздником.

2страница – объявления, просьбы, информация.

3страница – сообщение, чем будут заниматься дети в данном месяце.

В издании может быть информация о времени передач на педагогические темы, о вышедших из печати книгах-новинках с педагогическим содержанием, статьях, журналах и газетах; об открывающихся выставках, на которые полезно сводить детей; о фильмах для взрослых, где поднимаются вопросы воспитания и культуры внутрисемейных отношений и другое. Текст представляется в компьютерном исполнении. Помощь в очередном издании могут оказать родители. Обложку делают дети с воспитателем на занятиях по изобразительной деятельности.

Папка выпускника.

Папка выпускника относится к индивидуальной форме работы с родителями. Она служит распространению идей дошкольного воспитания. Работа по оформлению таких папок начинается с того момента, когда ребёнок начинает посещать детский сад. В папку отбирают самое яркое, характерное для данного ребёнка: его интересные рисунки, высказывания, фотографии, запись рассказов и тому подобное. На празднике «Прощай детский сад» папка торжественно вручается выпускнику детского сада.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Организационные:

  • составление и утверждение планов работы;
  • избрание родительского комитета;
  • распределение общественных поручений;
  • разработка мероприятий с участием родителей.

2.Собрания по плану группового всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  • повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и колледже;
  • содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность группы;
  • выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию учащихся, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности;
  • пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
  • подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени.

ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

  1. Родительское собрание является необходимым атрибутом жизни учащихся. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
  2. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
  3. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
  4. Особое внимание обратите на размещение родителей в аудитории. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
  5. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
  6. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
  7. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
  8. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
  9. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
  10. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета колледжа.
  11. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у колледжа и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других преподавателей колледжа.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным "жанром", чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители, для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

I этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний.

Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно.

В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как общеизвестно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Настрой родителей меняется в лучшую сторону, когда их встречает приветливый педагог в чисто убранном классе.

II этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно включать в себя пять обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
    В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. (С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи). Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.
  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата класса.
    Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "грехов школьников из кондуита" классного руководителя.
  • Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания
    необязательно выделять в отдельный пункт собрания: он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.
  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах; финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.
  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

III этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов родительского собрания начинается на самом родительском собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать: персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

5 – 6 классы.
1.Новое в системе национального воспитания.
2.Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.
3.Содержание морально-эстетического воспитания подростков в семье.
4.Организация летнего труда и отдыха детей в семье.
5.Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.
6.Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся
7.Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.
8.Вред алкоголя и курения.

7 – 9 классы.
1.Пример родителей в воспитании детей.
2.Особенности воспитания подростков в семье.
3.Половое развитие и методы полового воспитания.
4.Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.
5.Активные формы отдыха в вашей семье.
6.Методы профессиональной ориентации школьников в семье.
7.Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.
8.Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.
9.Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.
10.Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.
11.Изучения корней семейного рода.
12.Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

10 – 11 классы.
1.Основные направления воспитания в семье.
2.Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.
3.Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

Планирование работы с родителями.

Примерная таблица

Родительские собрания

Тематические консультации

Индивидуальные консультации

Совместные

дела с классом

Сентябрь

Особенности обучения учащихся

Поход в театр совместно с родителями

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в учебе, со школьным психологом

Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей)

Экскурсия в ботанический сад

(встреча со школьным врачом)

Праздничная встреча Нового года

Консультация социального педагога для родителей трудных учащихся

Консультация психолога (по запросам родителей)

Заседание родительского комитета (по плану)

Волевые качества ребенка: как их развивать

Праздник

Дни открытых дверей в классе

Как организовать отдых ребенка в каникулы

Консультации учителей предметников

Работа с родителями.

1. Формы работы:

Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого школой.

Педагогическое просвещение родителей.

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (общешкольный родительский комитет, Управляющий Совет Школы, психолог, социальный педагог, инспектор ПДН, Совет профилактики, медработник).

Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.

2.Правила индивидуальной работы с родителями:

Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.

Найди удобное место и определи время разговора с родителями.

Наберись терпения выслушать.

Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.

Закончи беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а контрольными рекомендациями и советами.

Закончи беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.

3.Формы работы с родителями:

День открытого телефона;- День открытых дверей; - философский стол;- публичная лекция; - референдум; - конференция;- беседа;- лекторий;- гостиная, круглый стол;- диспут; - тематические консультации;- вечер вопросов и ответов;- открытые уроки;- открытый классный час;- клуб молодой семьи;- педагогические практикумы;- переписка с родителями; - деловые игры с родителями; - анкетирование.- тестирование. - обмен опытом,- обзор педагогической литературы, -встреча в музее.

4. Форма плана работы с родителями .

План работы с родителями

Месяц

Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий)

Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)

Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)

Работа с общественностью и специалистами (психолог, инспектор ПДН, врач, библиотекарь, общественные организации и т.п.)

Сентябрь

Паспорт неблагополучной семьи

1.Ученик ____________________________ класса ГБОУ СОШ № 1161

2.Дата рождения ___________ , место рождения _________________________

3.Сведения о родителях:

Сведения

Дата рождения

Образование (какое учебное заведение окончил)

Место работы

Занимаемая должность

Продолжительность рабочего дня

Наличие судимостей

Наличие психических отклонений

Наличие физических отклонений

Нуждается ли в принудительном или амбулаторном лечении

Употребляет ли алкоголь?

Употребляет ли наркотики? ПАВ?

Уклоняются от воспитания?

Истязает детей (избивает)?

Вовлекает детей в занятия проституцией, преступную деятельность, пьянство?

Необходимы ли меры административного, общественного воздействия?

Необходимо ли лишение родительских прав?

Необходимо ли отобрание детей без лишения родительских прав?

Как часто бывает в школе? Посещает родительские собрания? Интересуется школьными делами и друзьями ребенка?

4.Сведения о других, проживающих совместно, членах семьи (братья, сестры, бабушка, дедушка) :

Дата рождения

Родственные отношения

Где учится или работает

5.Жилищные условия:

6.Характер взаимоотношений:

а) между членами семьи _____________________________________________

б) интересы детей в семье ____________________________________________

б) с соседями ______________________________________________________

г) какое влияние на поведение ребенка оказывают окружающие (члены семьи, родственники, друзья и т.д.? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Что мешает родителям в воспитании детей(недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых требований в воспитании, собственное асоциальное поведение, другие причины?) _______

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какая помощь уже оказывалась семье образовательным учреждением, каковы её результаты? ______________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись классного руководителя ________________ _______________

Доминирующие факторы дисфункции семьи

Семья в состоянии развода

Психические травмы, неврастения, снижение успеваемости, бродяжничество, уход из семьи, конфликты с родителями.

Неполная семья (чаще одна мать)

Психологический дискомфорт, самоутверждение, конфликтность с ровесниками, снижение успеваемости. Ранняя половая жизнь.

Отчужденность родителей из-за занятости

Безнадзорность, ложь, общение со случайными компаниями, мелкое хулиганство, употребление алкоголя, наркотиков, участие в групповых кражах.

Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

Эгоизм, низкая успеваемость в школе, агрессивность со сверстниками, конфликты с учителями, мелкое хулиганство. Безнаказанность.

Жестокое и холодное обращение родителей с детьми

Бродяжничество, уход из дома, жестокость по отношению к животным, агрессивность со сверстниками, непосещение школы, психологический дискомфорт.

Оба родителя алкоголики, полная семья

Безнадзорность, уклонение от учебы, кражи, побеги из дома, бродяжничество, вымогательство, попрошайничество, употребление алкоголя, наркотиков.

Один из родителей алкоголик, полная семья

Низкая успеваемость, уклонение от учебы, неврастения, агрессивность, мелкое хулиганство, бродяжничество, ранняя алкоголизация и половая жизнь.

Родитель-алкоголик в неполной семье

Участие в групповых преступлениях, уклонение от учебы, безнадзорность, хулиганство, кражи, вымогательство, употребление алкоголя, наркотиков.

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

Уклонение от учебы, бродяжничество, вымогательство, асоциальное поведение, хулиганство, кражи, педагогическая запущенность.

Семья с опекунами (престарелые, педагогически неграмотны или употребляют алкоголь)

Безнадзорность, бродяжничество, уклонение от учебы, агрессивность, хулиганство, употребление алкоголя, наркотиков, конфликты с опекунами.

Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся.

1.Общая характеристика семьи.

1.1. По составу: полная, неполная, формально полная.

1.2. По семейному микроклимату: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).

1.3. По типу семейного воспитания (выбрать соответствующее):

Гиперпротекция (немотивированное удовлетворение запросов ребенка);

Повышенная моральная ответственность (требования «совершенства», без учета возможностей ребенка);

Эмоциональное отвержение (не соответствие стереотипов восприятия родителей с образом ребенка);

Гипипротекция (ребенок предоставлен сам себе);

- «фобия утраты» (страх потерять ребенка вследствие болезни (возникает, если имели место родовые травмы, а также серьёзные заболевания в более раннем возрасте у ребенка);

Педагогическая неуверенность (резкая немотивированная смена стилей воспитания – от обожания до отвержения).

1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

1.5. По отношению к школе родители: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, контакты носят случайный характер, не контактируют, противодействуют воспитанию.

2. Особенности семейного воспитания:

2.1. Родители создают условия для правильного развития ребенка:

Нормальные жилищно-бытовые условия;

Организация места для занятий;

Создание домашней библиотеки, видеотеки и т.п.;

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.2. Родители развивают познавательные интересы ребенка:

Вместе с детьми просматривают познавательные передачи и программы;

Обсуждают, беседуют по различным проблемам;

Совместно проводят досуг;

Ориентируют на необходимость получения профессионального образования

Поощряют занятия ребенка в кружках, секциях, дополнительные занятия с репетитором.

2.3. Родители оказывают помощь в учении, организации домашнего труда.

2.4. Дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье (присутствует фактор экономического воспитания).

2.6. Родители видят недостатки в воспитании своих детей и принимают помощь педагогов.

2.7. Семья помогает педагогу в организации учебно-воспитательной работы.

2.8. Родители справляются с воспитанием ребенка.

3. Недостатки семейного воспитания (перечислить).

3.1. Причины этих недостатков:

Неблагополучие семьи (микроклимат, здоровье);

Отсутствие единых требований;

Незнание психологических особенностей своего ребенка;

Низкий образовательный и культурный уровень;

Отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний;

Отсутствие контроля, безнадзорность, попустительство;

Использование антипедагогических мер воздействия;

Неправильная оценка ребенка, его идеализация;

Неверие в возможности ребенка и в свои силы;

Делегирование воспитательной функции близким родственникам, своим родителям и т.п.

Подпись классного

руководителя дата

Протокол

родительского собрания № _____

от «___» _____________ 2_____г.

Тема родительского собрания:

Присутствовали: _____ человек

Приглашены:

Отсутствовали:

По теме собрания выступили:

Решение собрание

Классный

Председатель

руководитель

родительского комитета

Листок учета посещений родительских собраний

ФИО родителей

Даты проведения родительских собраний

Деловая игра

«Планирование воспитательной работы в классе»

Цели:

1) выявить запросы и ожидания родителей обучающихся по отношению к организации воспитательного процесса в классе;

2) способствовать более активному участию родителей в жизнедеятельности класса и воспитательной работе с учащимися.

Участники: родители учащихся младшего или среднего школьного возраста, классный руководитель обучающихся.

Подготовительная работа

1. Классный руководитель разрабатывает сначала замысел, а затем – сценарный план проведения деловой игры.

2. Педагог приглашает родителей для участия в родительском собрании.

3. Группа детей изготавливает жетоны шести цветов в количестве 30-36 штук (в зависимости от численности обучающихся и количества родителей, регулярно участвующих в родительских собраниях) и 6 табличек для игровых групп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) 30-36 жетонов желтого, красного, зеленого, голубого, белого и синего цвета;

б) таблички с названиями игровых групп: «Родители», «Дети», «Учителя», «Администрация школы», «Воспитатели ГПД», «Бабушки-дедушки»;

в) в центре классной доски – название темы родительского собрания;

г) оборудованные рабочие места для ведущего игры, в качестве которого выступает классный руководитель, и для шести родительских групп (стол с прикрепленным к нему листом цветной бумаги и табличкой с названием группы, стулья, бумага, ручки, карандаши);

д) 6 карточек с опорными словами, раскрывающими содержание основных направлений развития детей:

- эстетическое развитие : художественный вкус, воображение, ориентировка в искусстве, чувство прекрасного;

- духовно-нравственное развитие : доброта, честность, чуткость, внимание к окружающим, уважение, милосердие;

- физическое развитие : сила, ловкость, быстрота, гибкость, выносливость, здоровый образ жизни;

- коммуникативное развитие : культура общения, речь, взаимопонимание, дружба, коллектив;

- интеллектуальное развитие : мышление, память, внимание, восприятие, воображение, познавательные потребности и мотивы, интерес к учебе;

- развитие самопроцессов : самоанализ, самоопределение, самопроектирование, саморазвитие, самореализация, самоутверждение, самопознание, самооценка.

Ход деловой игры

При входе в учебный кабинет класса каждый родитель вытаскивает из непрозрачного мешочка жетон и занимает рабочее место за столом, к которому прикреплен лист бумаги, схожей по цвету с жетоном.

Классный руководитель называет тему и цель деловой игры, разъясняет правила участия в ней.

В каждой игровой группе выбираются «делегат» (представляет мнение группы остальным участникам игры) и «секретарь» (записывает идеи (мнения) членов группы).

Разминка. В ходе разминки родителям необходимо в течение трех-пяти минут в соответствии со своей игровой ролью продолжить фразу: «Воспитательная работа в классе – это …».

После группового обсуждения «делегаты» зачитывают продолжения незаконченной фразы.

Первый этап. Педагог кратко напоминает родителям об основных направлениях развития детей, раздает карточки с опорными словами, раскрывающими содержание направлений развития, а затем предлагает группам в соответствии со своими игровыми ролями выбрать наиболее значимое направление личностного развития детей. В течение 3-5 минут группы выполняют это задание, и «делегаты» информируют участников игры о результатах группового обсуждения.

Второй этап. Представитель каждой группы вытаскивает из мешочка карточку с названием одного из направлений личностного развития школьников, в соответствии с которым в группе будет осуществляться планирование воспитательной работы в классе на новый учебный год. Ведущий предлагает игровым группам разработать пакет из трех идей:

1) тактической (адресуется директору школы);

2) стратегической (в адрес начальника городского управления образования);

3) фантастической (адресуется министру образования и науки Российской Федерации).

После группового обсуждения «делегаты» представляют разработанные в группах пакеты идей.

Третий этап. Игровым группам предлагается составить перечень наиболее важных совместных дел по своим направлениям, которые можно включить в план работы классного коллектива на новый учебный год. В ходе обмена мнениями участники вносят предложения в план работы и выделяют главные из них. «Делегаты» информируют о наиболее важных предложениях своих групп.

Рефлексия. Каждый из родителей, уже не в соответствии со своей ролью, продолжает фразу: «Участвуя в игре, я понял(а), что …».

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в деловой игре и выражает надежду на посильный вклад родителей в подготовку и проведение намеченных совместных воспитательных дел.

1. Цель должна быть четко сформулирована («Если ты не знаешь, куда плыть, то никакой ветер не будет попутным». Сенека) .

2. Желательно пригласить специалиста: психолога, социального педагога, врача-нарколога.

3. Следует познакомиться с литературой по теме собрания.

4. Нужно продумать подготовительный этап (до собрания предложить вопросы для обсуждения, анкету, провести классный час, родительское собрание и т. п.).

5. Формы работы должны быть активными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах, деловые игры и т. п.

6. Продумать организацию рефлексии (сформулировать вопросы, фразы, которые нужно закончить).

7. Помещение должно быть проветрено, подумайте, как удобнее разместить участников собрания, как оформить доску; приготовьте карандаши, бумагу.

8. Помните, что на таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, создайте доверительную, а не обвинительную атмосферу.

9. Помните, что родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

10. Не забудьте поблагодарить всех участников собрания.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника».

Проблемы компьютерной зависимости

Компьютер-мясорубка для информации.
Компьютер-это резонатор того интеллекта,
с которым человек к нему обращается.

В.Г.Кротов

Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы – игромания и компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.

Игра – это взаимодействие. И не важно с кем: с людьми, компьютером или же с самим собой.

Критерии, определяющие

начало компьютерной зависимости:

беспричинные частые и резкие перепады настроения от подавленного до эйфорически - приподнятого;

болезненная и неадекватная реакция на критику;

нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

ухудшение памяти, внимания;

снижение успеваемости, прогулы занятий;

уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка,

появляющаяся изворотливость, лживость;

неопрятность, неряшливость нехарактерные ранее;

приступы депрессии, страха, тревоги.

Памятка для родителей

по использованию компьютера ребенком

Для того чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.

Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.

Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.

Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5 - 2 часов в сутки.

Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается.

Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.

Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.

Контролируйте, какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.

Памятка для родителей

«Правила семейного воспитания»

Уважаемые папы и мамы!

Вряд ли простой бумажный лист с памяткой сможет заставить вас по-иному взглянуть на общение с вашим ребенком. Но если вы - человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старает­ся заглянуть в будущее - эта памятка поможет вам сохранить тепло взаимоотношений с вашим ребенком. Повесьте ее в своем офисе, над сво­им рабочим столом и иногда анализируйте, насколько вы соответствуете требованиям и правилам этой памятки. А еще - не заменяйте живое общение с ним на ваши фотографии на его письменном столе!

1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок - это самая большая цен­ность вашей жизни!

2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляй­те её в списке своих «больших и важных » дел на «потом».

3. Внятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуж­дены работать с утра до ночи.

4. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами.

5. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.

6. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонст­рируйте ему свою успешность.

7. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.

8. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собствен­ным ребенком.

9. Старайтесь сделать вашу беседу с ребенком эмоциональной в по­ложительном плане.

10.Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатления от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.

11.Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, что­бы познакомиться и пообщаться с его друзьями и товарищами.

12.Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, уборки и стирки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!

13.Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вов­ремя, бойтесь опоздать!

14.Не откупайтесь от своего ребенка подарками, например, за позднее возвращение домой или невыполненные обещания: пройдет немного времени, и он будет ждать не вас, а подарок.

15.Учите вашего ребенка традициям ожидания близких людей дома. Пусть это будет вашим красивым, теплым добрым ритуалом: краси­вая салфетка на столе, ароматный чай, уютный свет, приятная музы­ка и родители, которые входят в дом. Пройдет совсем немного вре­мени и родители, заложившие такую традицию, сами будут также ожидать своих повзрослевших детей, чтобы пообщаться с ними...

16.Не обрывайте своего ребенка на полуслове, не спешите, дайте ему выговориться, постарайтесь внимательно выслу­шать его.

17.Не отталкивайте и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущение счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте ребенка этого ощущения!

18.Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ними в старости!

Помните - бумерангу свойственно возвращаться!

Памятка для родителей

по предупреждению детской агрессивности

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний,

не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку

в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость

от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок - это воплощенная возможность!

Восполь­зуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Анкета для родителей,

направленная на выявление интересов учащихся.

Цель: выявить интересы и увлечения первоклассников, возможности и условия их реализации

Ход проведения. На родительском собрании или во время индивидуальных встреч учитель предлагает родителям заполнить анкету

Анкета

Уважаемые родители! Важное значение в формировании личности ребенка играют его потребности, интересы и увлечения. Необходимо помочь детям найти интересное и полезное дело, выбрать занятие по душе. Для этого надо объединить усилия семьи и школы. Предлагаем Вам сделать первый шаг в совместной работе – искренне ответить на следующие вопросы:

1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? Подчеркните не более пяти ответов из предлагаемых:

Смотреть телевизор;

Ходить в кино;

Работать на компьютере;

Посещать театры, концерты;

Посещать музеи, выставки;

Слушать музыку;

Играть на музыкальных инструментах;

Помогать родителям дома, на приусадебном участке (даче), в огороде и т.д.;

Мастерить, ремонтировать;

Заниматься в кружках технического творчества;

Заниматься рукоделием (шить, вязать);

Заниматься кулинарией;

Рисовать;

Заниматься фотографией;

Заниматься в кружке художественной самодеятельности (петь, танцевать и т.д.);

Играть в различные подвижные игры;

Заниматься физкультурой и спортом;

Проводить время в компании с друзьями;

Ничего не делать;

Что еще (допишите) ________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Посещает ли Ваш ребенок кружок, клуб, секцию, студию. Подчеркните один из двух ответов:

Если Вами выбран ответ «да», то напишите название кружка, клуба, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия _____________________________________

__________________________________________________________________

3. Как Вы относитесь к интересам и увлечениям Вашего ребенка? Выберите и подчеркните один из предлагаемых ответов:

Положительно;

Трудно сказать;

Отрицательно.

4. Чем увлекаются члены Вашей семьи _____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какое направление дополнительного образования детей Вы хотите рекомендовать своему ребенку? Подчеркните не более двух из перечисленных:

Художественно-эстетическое;

Научно-познавательное;

Физкультурно-спортивное;

Научно-техническое (техническое творчество);

Туристско-краеведческое;

Военно-патриотическое;

Эколого-биологическое.

6. Назовите, пожалуйста, фамилию и имя своего ребенка-первоклассника ________________

__________________________________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный анализ результатов анкетирования позволяет выявить наиболее популярные и редкие интересы и увлечения детей. Можно на основе полученных данных составить карту интересов и увлечений учащихся. Особое внимание следует уделить ответам родителей на пятый вопрос, которые в своей совокупности можно рассматривать в качестве социального заказа родителей учебному заведению. Их необходимо учитывать при проектировании системы внеурочной деятельности младших школьников.

Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе,расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные - дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

· повышать уровень педагогических знаний родителей;

· направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

· помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

· укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

· расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей .

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи . Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет.Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.

Нельзя забывать и о такой форме работы (раньше активно использующейся), как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценок педагога - наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

Наталья Тамбаева
Индивидуальная работа с родителями в ДОУ

Индивидуальная работа с родителями в ДОУ .

Воспитатель : Тамбаева Наталья Петровна.

Успешная работа с семьями воспитанников обязательно предполагает личные контакты родителей и воспитателя , большую индивидуальную работу педагога с семьями . Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании , но о многом можно поговорить в беседе с глаза на глаз. Между воспитателем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения.

Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в воспитателе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

Индивидуальные беседы воспитателя с родителями , консультации, рекомендации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи, добиться большего взаимопонимания в поиске совместного влияния на ребенка.

Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании дошкольника. Хорошо, если кто-то из членов семьи регулярно поддерживают связь с ДОУ, и не только ради простой информации, а для выработки плана совместных воспитательных действий. Это особенно необходимо, когда родители в силу каких-либо причин не всегда успешно справляются со своими родительскими обязанностями . Бывает и так, что нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в детский сад, чтобы просто поговорить о своих заботах. Эти встречи воспитателя с родителями происходят по инициативе родителей , потому что родители знают , что воспитатель их встретит с уважением, доброжелательно, постарается помочь. Но в жизни детского сада нередки случаи, когда инициатором бесед выступает воспитатель. И чтобы такие беседы достигали цели, а его слово воспринималось бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать , как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведение, предусмотреть для беседы время и место.

Практика показывает, что беседовать с родителями надо не торопясь . Разговор лучше начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации , послужившей для индивидуальной беседы , попросить родителей посоветовать , что, по их мнению должен сделать воспитатель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям . В такой беседе естественно возникнет вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры снова наметить пути дальнейшей работы . Так, постепенно, действуя все время вместе с родителями , следует снимать отрицательные моменты в поведении ребенка.

Одним из необходимых условий правильных взаимоотношений между воспитателем и родителями является педагогический такт, т. е. умение найти правильный путь к чувству и сознанию родителей , выбрать наиболее эффективные методы воздействия на личность с учетом ее индивидуальных особенностей . Воспитатель обязан помочь родителям раскрыть возможности их ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом воспитатель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно и обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивание внимания на его недостатки- этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей , а значит и отдалить выполнение желаемой цели.

Таким образом, индивидуальная работа с родителями , оказывает положительное влияние на родителей , способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Ведь только помогая друг другу и во всем поддерживая друг друга, воспитатель и родители смогут выполнить главную задачу- воспитать всесторонне развитого человека, духовно богатого, творца-созидателя нашего будущего.

Желаю всем дальнейших успехов!

Публикации по теме:

«Аква-гимнастика - индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей» «Аква-гимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё.

В нашей группе в рамках краткосрочного проекта "Красавица осень" проводятся различные мероприятия: тематические беседы, составление рассказов.

Данную работу я провела с ребенком индивидуально. Для выявления способностей ребенка, которые были в дальнейшем отражены в диагностике.

Индивидуальная работа - ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние,.

Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Индивидуальная работа с родителями. Эффективные методы ее организации.

Среди многочисленных условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание ребенка, по праву ведущим считается семья. Она является той единственной средой жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

Следующим по силе воздействия на ребенка фактором после семьи выступает учебное заведение.

Работа с семьей – важное направление деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения, обеспечивающее рост качества воспитательно-образовательной деятельности.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются:

    способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей,

    созданию комфортных условий для ребенка в семье,

    а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

Формы и методы работы учителя с родителями разнообразны:

индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;

групповые: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом;

коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т.д.

Среди разнообразных форм работы учителя с семьей выделяются индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе и т.д. Индивидуальная работа с родителями охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

посещение семьи школьника;

переписка с родителями;

анкетирование или тестирование;

консультации, в процессе которых родители получают ответы на интересующие их вопросы;

индивидуальные приглашения родителей для выступлений на родительских собраниях, для проведения бесед и т.д.;

привлечение родителей к выполнению разовых поручений;

привлечение семей к планированию и проведению учебно-воспитательного процесса;

обсуждение с родителями обучающихся состояния дел;

индивидуальная работа с родителями обучающихся, имеющих проблемы в учебе, пропуски занятий по уважительным или неуважительным причинам;

выражение благодарности родителям за воспитание детей, успешно обучающихся и активно участвовавших в жизни школы;

родительские тренинги;

индивидуальная коррекционная работа с одаренными детьми и др.

Рассмотрим их подробнее.

Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. Эта форма очень хорошо известна учителям и родителям, но необходимо остановиться на двух моментах посещения.

При посещении семьи происходит зна­комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите­лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре­бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада­ний и т.д.

Переписка с родителями письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.

Анкетирование и тестирование проводится с целью выяснения:

состава семьи, семейных традиций, характера работы каждого члена семьи, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка;

наличия рабочего уголка учащегося, его интересов, склонностей и увлечений;

отношений с братьями и сестрами, общего культурного уровня семьи, стиля отношений в ней, степени участия родителей в воспитании детей;

поиска путей сотрудничества семьи и школы, конкретной помощи школы.

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо и для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Одна из форм установления контактов с родителями – педагогические поручения.

В. А. Сластенин выделяет несколько видов педагогических поручений:

Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), - руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т.д.

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы .

Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. Можно обратиться к родителям с вопросом, чем бы они хотели заняться, предложить им заполнить анкету.

Заключение.

Индивидуальная работа с родителями призвана наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: