Условия использования методов наказания. " Наказание как метод педагогического воздействия с целью предупреждения или торможения негативных поступков

2.2 Основные требования к применению наказаний

Методом наказания надо пользоваться очень осторожно. С одной стороны, незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его действовать назло воспитателю. С другой - отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию, снижению авторитета воспитателя, а злоупотребление ими - к конфликтам и ожесточению отдельных воспитанников или отдельных групп. А.С. Макаренко считал, что смысл наказания в том, чтобы погасить, уничтожить конфликт, а не разжечь его снова.

Наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика, оно должно быть справедливым, тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в этом случае исправить значительно труднее, чем в любом другом, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Надо следовать правилу: за один проступок - одно наказание, а не серия, как часто встречается в педагогической практике. Метод наказания очень индивидуален: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Например, ребенок - драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, поскольку в таком, коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя эта делать в состоянии гнева, раздражения, аффекта: «Не позволяй душе обиженной сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных - доброта». (1, С. 160-170)

Надо категорически исключить из воспитательной работы такие наказания, как оскорбление детей и физическое воздействие на них. Именно они, прежде всего, нарушают нормальные отношения между воспитанниками и педагогами и приносят наибольший вред в благородном Деле воспитания детей. Наказания должны применяться по возможности редко, когда без них обойтись нельзя никак. При наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку. Наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других; людей и общества. Нельзя наказывать ребенка за то, что он случайно уронил пенал или даже портфель во время урока.

Опытные педагоги гибко пользуются целой системой наказаний, избегая применять сразу же самые сильные из них. Лучше вначале применять более слабые, а при повторных случаях переходить к более чувствительным. Можно представить себе некоторую градацию наказаний - от самых слабых к более сильным. Они могли бы расположиться следующим образом:

♦ неудовольствие педагога, выраженное мимикой, взглядом, пластикой;

♦ его косвенное отрицательное высказывание о проступке ученика;

♦ словесное замечание, содержащее отрицательную оценку;

♦ предупреждение нарушителю;

♦ обсуждение проступка в группе;

♦ официальный выговор;

♦ исключение из группы (класса, отряда, секции или команды) временное или постоянное. Впрочем, это наказание должно применяться только в крайнем случае, чрезвычайно редко.

Опытные педагоги при выборе мер наказания учитывают и индивидуальные особенности ученика. На одного, например, хорошо влияет простое замечание, а по отношению к другому за тот же поступок иногда приходится применять более строгие меры. Это зависит от особенностей характера ученика.

Нельзя дать общих рецептов в вопросе о наказании. Каждый поступок является всегда индивидуальным. В некоторых случаях наиболее правильным является устное замечание даже за очень серьезный проступок, в других случаях - за незначительный проступок нужно наложить строгое наказание. Даже медицина лечит от одной и той же болезни разных людей по-разному. Тем более индивидуальный подход необходим в воспитании, и особенно в применении наказаний. Любая мера воздействия применяется с учетом индивидуальных особенностей, условий, в которых совершен проступок, степени вины ученика и его желания исправиться. Так, если ученик хорошо осознал свою вину, извинился перед учителем, его не обязательно наказывать. Формализм в применении наказаний особенно вреден и недопустим. Важно разнообразить взыскания в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Опытные воспитатели разъясняют учащимся, почему и за что они наказаны, указывают на недопустимость нарушения дисциплины и порядка. Если это разъяснение убедительно, оно положительно влияет на поведение, и учителю приходится реже прибегать к наказаниям. Сфера воспитательного воздействия учителя при этом условии расширяется. На учащихся влияет не только принуждение, но и убеждение.

Применение мер воздействия связано также и с приучением к дисциплинированному и организованному поведению. Например, замечание, обсуждение поведения на педагогическом совете и другие приемы наказания приучают школьников к самоконтролю, к дисциплинированности и организованности.

Наказание, как правило, следует сразу же за проступком. Иначе оно не рассматривается школьником как органическое и неизбежное следствие нарушения требований педагогического и детского коллективов. Но иногда педагог, прежде чем наказать ученика, предлагает ему подумать о своем поведении, оценить свой поступок и после этого прийти для объяснения, для беседы. Оно позволяет воспитаннику в спокойной обстановке осмыслить и оценить свой поступок, сделать из него необходимые выводы.

В школе применяются различные виды и формы педагогических мер воздействия. Они достигают своей цели, прежде всего при условии органического сочетания с другими методами воспитания. Они выполняют вспомогательную роль и способствуют в основном исправлению поведения учащихся. Особенно большое значение имеют сочетание требовательности с уважением, соблюдение педагогического такта, опора на ученический коллектив и учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьников.


Заключение

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Психологическая структура наказания, как и педагогического воздействия в целом, охватывает все основные психические процессы формирующейся личности. Поэтому достижение планируемых воспитательных результатов использования наказания возможно лишь при условии, что педагогами будут учитываться и потребности развития личности, и формирование установки, и мотивационная сфера, и эмоции, и сознание, и деятельность, и отношения, возникающие в ее процессе.

Использование наказаний целесообразно лишь в условиях специфических психолого-педагогических ситуаций. Успешность реализации наказания зависит от умения педагогов анализировать эти ситуации, характеризовать их особенности, рассматривать их в тесном взаимодействии с индивидуально-личностными и возрастными данными своих воспитанников.

Эффективность использования наказаний зависит от логики их одновременного действия как средств педагогической коррекции; решающим моментом здесь является регулирование разнонаправленных по эмоциональному признаку отношений воспитанника в ситуации наказания. Характеристика ситуаций наказания по эмоциональной направленности отношений представляет собой психологическую основу анализа педагогических ошибок, совершаемых при использовании этих воспитательных средств.


Список использованной литературы

1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

3. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

6. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2006 - № 9. – С. 7-11.

7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

8. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. -1988.

9. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 272 с.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч.2. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

Группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы: 1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов. С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны. Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова...

Изучали Добсон и Кэмпбелл.

1. Физические наказания представляют собой вариант физической агрессии - намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, низведение и унижение личности ребенка. Физические наказания представляют реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и являются абсолютно недопустимыми, будь то реальное действие или угроза физического наказания. Физические наказания становятся причиной значительного роста агрессивности, склонности к насилию и жестокости в отношении к другим людям.

2. Вербальная агрессия представляет собой достаточно распространенный вид наказания, проявляющийся в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие - нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти. Частое проявление вербальной агрессии, негативная оценка ребенка, «навешивание ярлыков» приводят к переживанию им чувства отверженности и нелюбви со стороны родителей.

3. Аффективное воздействие (гнев, ярость, крик). Неконтролируемые аффективные вспышки родителя ведут к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Теряется авторитет родителя. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам.

4. Лишение родительской любви. Родитель в случае нарушения ребенком его требований демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Поведенческая форма этого вида наказаний представляет собой избегание контактов с ребенком (физического, деятельностного), стремление уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок, демонстративную от него изоляцию. Вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Вместе с тем иногда подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной.

5. Ограничение активности ребенка предполагает действия родителя, ограничивающие возможности деятельности и занятий ребенка: поставить в «угол», запереть в комнате, в темном помещении, посадить дошкольника на стульчик и не разрешить вставать, лишить прогулки, запретить играть и т.п. Вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций, страхи, фобии. В случае систематического использования такой вид наказания негативно отразится на развитии ребенка в целом.

6. Лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, интересной поездке). Этот вид наказаний включает введение временного запрета на права, которыми уже обладал ребенок. Например, подростку запрещается приходить домой позже 20 часов, хотя ранее он обладал привилегией возвращаться в 21 час.

7. Инициирование чувства вины . Выступает в форме внушения ребенку представления о том, что он совершил недостойный в моральном отношении поступок, с целью вызвать у него переживание чувства вины и стыда. Переживание вины не должно быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное - не превратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудностей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Наказание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка.

8. Принуждение к действию . Родитель любыми способами заставляет ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его совершения. Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявление насилия и произвола со стороны родителя.

9. Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами своих поступков. В случае причинения какого- либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил - убрал, получил двойку - исправил, разорвал что-то - сам зашил). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, поскольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером.

10. Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоционального состояния он неспособен контролировать ситуацию.

11. Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих людей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирование выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие.

12. Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориентировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей. Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей.

Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка.

Наказание не должно быть отложенным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, депрессию.

Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности, обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что коммуницирует веру родителя в ребенка и случайность им содеянного.

Среди древнейших методов воспитания наказание - наиболее известный.

Наказание - метод пед воздействия, который предупреждает нежелательные действия, тормозит их. При наказании нужно опираться на общественное мнение. Проступок должен осуждать не только учитель, но и окружающие. Если решение принято, ученик должен быть наказан! Но нельзя оскорблять воспитанника, наказание требует пед. такта, хорошего знания психологии.

Известны следующие виды наказания , связанные с:

1) наложением дополнительных обязанностей;

2) лишением или ограничением определенных прав;

3) выражением морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний : неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие. Требования:

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения метода наказания - конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.

8. Наказание - сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

ВОПРОС 25

Прямое, параллельное, косвенное воздействия. Приёмы. Позиция педагога

Требование это метод, с помощью которого нормы поведения выражаются в личностном отношении, стимулирует или тормозит определённую деятельность воспитанника и формирует определённые качества.

По форме воздействия методы воспитания делятся на прямые, параллельные и косвенные.

Прямые воздействия

При прямом воздействии требованию характерны определённость, конкретность, точность.

Требования предъявляются решительным тоном с интонацией, мимикой.

Приёмы прямого воздействия:

1) инструкция,

2) поручение,

3) беседа,

4) анализ поступка,

5) оценка деятельности,

6) контроль на этапах деятельности,

7) характеристика, данная педагогом.

Прямое воздействие применяется, когда предъявляются общие обязательные требования, общечеловеческие требования. Когда личность считает педагога авторитетным. Когда личность отвечает на требования педагога.

Параллельные воздействия

Педагог => актив класса => коллектив.

Воспитывающая позиция педагога на личность частично скрыта, то есть дети не осознают, что через актив педагог действует на них.

Назначение наказания как средств педагогической коррекции, осуществляемой в системе воздействия, заключается в том, что бы поддержать развитие учебно-воспитательного процесса в соответствии заданным направлением. Специфика самого явления педагогической коррекции состоит в следующем. Благодаря воздействиям, осуществляемым в различных формах педагогического требования, складывается определенный стереотип взаимоотношений. Стереотипность привычность этих взаимоотношений обладают большой устойчивостью. Именно поэтому в ситуациях, диктующих необходимость внесения определенных быстрых изменений в характер этих взаимоотношений, действий в формах педагогического требования оказывается недостаточно, и используются соответствующие наказания.

Воздействия, осуществляемые в различных формах перспективы, формируют определенные отношения воспитанников к различным видам деятельности, организуемой педагогами. Стереотипы этих отношений характеризуются определенными правами и обязанностями детей и подростков в тех видах или иных видах деятельности. И опять-таки, для того чтобы внести заметные изменения в эти отношения, бывает необходимо использовать соответствующие наказания.

Наконец, важнейшим регулятором, определяющим устойчивое отношение того или иного школьника к самому себе, его психическое состояние, является воздействие общественным мнением коллектива. Это большая нравственная сила, которая при правильном руководстве способна творить настоящие чудеса. И здесь также бывают ситуации, в которых надо добиться резкого изменения отношения учащегося к своему поведению, а, следовательно, изменения общественного мнения коллектива. Условием этих изменений также являются отвечающие их особенностям наказания.

Говоря в целом, наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены .

Несмотря на кажущуюся простоту методы наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов. То есть существует определенная технология применения наказаний. Легко установить, что означает слово "технология", образованное от латинских слов "техне" - искусство, мастерство, ремесло и "логос" - наука. До последнего момента "интеллектуальные производства", в числе которых и воспитание человека, обходились без понятия технологии. Современная педагогическая теория, "созревшая" для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм.

Перед тем как перейти непосредственно к технологии применения поощрения и наказания рассмотрим общие правила, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о целесообразности наказания :

  • 1. анализ конкретной ситуации должен подсказывать педагогу необходимость внесения таких корректив во взаимоотношения с данным воспитанником, в его права и обязанности, которые могут быть достигнуты лишь с помощью наказания.
  • 2. планируемым воспитательным результатом использования наказания должно быть известное движение школьника в целом нравственном отношении. Помочь ребенку, подростку выбрать правильную линию поведения в сложной ситуации - вот основное назначение наказания как средств педагогического стимулирования.
  • 3. по своему содержанию и характеру наказание должны отвечать содержанию и характеру тех педагогических требований, которые являются наиболее существенными для работы с данной возрастной категорией воспитанников, с данными конкретными детьми.

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессе воспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

  • 1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.
  • 2. Наказание, справедливо налагаемое любимымавторитетным учителем , производит обычно весьма положительное действие на ребенка . Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.
  • 3. Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.
  • 4. Не рекомендуется применять групповые наказания . В хорошо организованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.
  • 5. Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: "опоздал с наказанием - не наказывай".
  • 6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.
  • 7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.
  • 8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.
  • 9. Наказание - сильно действующий метод . Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.
  • 10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.
  • 11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.
  • 12. Наказание требует педагогического такта , хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как осуждение.

Осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.

Так же, необходимо сказать, что этическое содержание наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.

Введение

1.1 Наказание

1.2 Виды и формы наказания

2.1 Особенности воспитания младших школьников

2.2 Основные требования к применению наказаний

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Наказание - это торможение и коррекция неправильного поведения воспитанников с помощью отрицательной оценки их действий. В воспитании школьников применяются такие виды наказаний, как порицание, замечание, выговор, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, приказание встать у парты, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Наказание может выражаться и в форме приказания устранить последствия проступка (форма естественных последствий).

О возможности и даже необходимости воспитания без наказания высказывали мнение многие педагоги (К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, В.А. Сухомлинский). Даже Б. Скиннер, один из основоположников теории воспитания как формирования поведения с помощью положительных и отрицательных подкреплений, выдвигает некоторые альтернативы наказанию в воспитании: вседозволенность, когда ответственность за поведение целиком перекладывается на самого воспитанника. А.С. Макаренко в этой многовековой дискуссии о правомерности использования наказаний вполне определенно сказал: наказание столь же обычный метод воспитания, как и все остальные. Без него воспитание невозможно. Нужно только обеспечить педагогически оправданное его применение в разумном сочетании с другими методами.

Цель исследования: изучение наказания как метода педагогического процесса.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования.

2. Изучить роль наказания в воспитании младших школьников.

Структура: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Глава I. Наказание как метод педагогического процесса

1.1 Наказание

Тема "методы педагогического процесса" в педагогической науке всегда была объектом исследования, до сих пор она остается неразработанной проблемой. В нахождении правильных ответов о методах педагогического процесса исследователям мешают некоторые ошибочные подходы, которыми они руководствуются.

Большинство ученых почему-то разделяет мнение, согласно которому методом считается способ совместной работы учителя и учащихся. Некоторыми учеными методы педагогического процесса отождествляются с педагогическим процессом. "... На практике метод самостоятельной работы учащихся весьма мало распространен", - пишет доктор педагогических наук Калашников А.Г. В этой цитате автор самостоятельную работу ошибочно называет методом. А самостоятельная работа является синонимом понятия "педагогический процесс".

Некоторые ученые в объяснении методов руководствуются ошибочным принципом "сколько средств, столько и методов". Например, они выделяют такие, методы, как демонстрация кинофильмов, демонстрация плакатов, демонстрация схем...; выполнение упражнений, выполнение трудовых заданий в мастерских, написание сочинений...; работа с книгой, работа с журналом, работа с газетой и т.д.

В педагогической науке наблюдается необоснованная "специализация" методов. Группа ученых выделяют методы преподавания: а) физики; б) математики; в) истории; г) языка; д) литературы; е) музыки; ж) рисования и т.д. Ученые, изучающие теорию и историю педагогики, выдвигают методы: а) интернационального; б) патриотического; в) нравственного; г) умственного; д) трудового; е) эстетического воспитания и т.д.

На самом деле во всех случаях одинаково успешно могут применяться все объективно существующие в жизни методы. Специальных методов, присущих только какой-то области воспитания или к отдельному учебному предмету, нет.

Ошибочным является стремление ученых классифицировать методы педагогического процесса. Существует множество классификаций, которые, как правило, делаются в рамках таких крупных групп методов, как "методы обучения" и "методы воспитания".

По методам обучения, например, известны следующие классификации:

Первый вариант: словесные, наглядные, практические методы.

Второй вариант: методы приобретения знаний; методы формирования умений и навыков; методы применения знаний; методы творческой деятельности; методы закрепления; методы проверки знаний, умений, навыков;

Третий вариант: объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный); репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод (или эвристический); исследовательский метод;

Четвертый вариант: методы сообщения новых знаний; методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков; методы работы с техническими средствами обучения; самостоятельная работа; методы программированного обучения; методы проблемного обучения.

По методам воспитания учеными делаются следующие классификации:

Первый вариант: методы убеждения (фронтальная беседа с учащимися, лекция, дискуссия, требование); методы организации деятельности учащихся (упражнения, поручение, приучение); методы стимулирования поведения учащихся (соревнование, поощрение, наказание).

Второй вариант: методы формирования сознания личности (беседы, лекции, диспуты, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание).

Вышеперечисленные свидетельствуют об отсутствии в педагогике научной концепции методов педагогического процесса. В науке и в обиходе встречаются понятия "методы обучения", "методы воспитания", "методы познания", "методы преподавания", "методы учения", "методы исследования", "методы педагогического процесса". Наиболее удачным и правильным считается последнее из них.

"Методы педагогического процесса" включают в себя все названные понятия. Методы - это способы передачи и усвоения содержания педагогического процесса.

К методам педагогического процесса относятся: объяснение, рассказ, беседа, слуховое восприятие, зрительное восприятие, обоняние, осязание, наблюдение, индукция, дедукция, анализ, Синтез, абстракция, конкретизация, сравнение, контраст, дискуссия, обсуждение, эксперимент, повторение, корректировка, устранение, воображение, подражание, репродукция, интервью, опрос, анкетирование, тестирование, компромисс, регламентирование, разрешение, запрет, "подкуп", "захват в плен", рикошет, бумеранг, требование, надзор, агитация, диагностирование, внушение, доверие, подозрение, шантаж, "вхождение в роль", "слепота", акцентирование, направление внимания, рекомендация, задавание вопросов, специальная ошибка, саморазоблачение, создание препятствий, юмор, ирония, успокоение, сожаление, устыжение, обвинение, осуждение, поощрение, защита, критика, наказание, игнорирование, преследование, прощение, наступление, унижение и оскорбление, устрашение, отпор, обман, торможение и т.д. (9, С.90-97).

Выбор того или иного метода зависит от конкретной обстановки, которая, как правило, обусловливается уровнем развития ученика, содержанием педагогического процесса, подготовленностью учителя к применению того или иного метода и т.д.

Одним из методов педагогического процесса является наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. Если после наказания воспитанник испытывает обиду на воспитателя - наказание применено несправедливо или технологично неправильно.

П.Ф. Лесгафт писал, что сила мягкого, спокойного слова так велика, что с ним не может сравниться никакое наказание.

Детский психотерапевт В.Л. Леви относительно этого метода воспитания давал следующие рекомендации:

ü наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому;

ü если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте;

ü за один раз - одно наказание; наказание - не за счет награды;

ü срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало;

ü ребенок не должен бояться наказания (его должно удерживать) от проступков огорчение, которое его поведение вызовет у близких, учителей, значимых других);

ü нельзя унижать;

ü наказан - прощен: не мешайте начинать жизнь сначала ни ему ни себе. (7, С.77-85)

Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.

Надо отметить, что любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.

Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где ив чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания, ни физического, ни морального. В наказании не может быть подавленности, только переживание отчужденности, но временное и не сильное.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива.

Рассмотрим условия, при которых возможно использование наказаний в воспитании школьников.

Сочетание требовательности с уважением к ученику. В основу применения наказаний в школе положено требовательное, но вместе с тем чуткое и внимательное отношение к личности. При применении наказаний педагоги руководствуются принципом: как можно больше требовательности и как можно больше уважения к ученикам. Они стремятся объективно разобраться в совершенном поступке и справедливо, заслуженно наказать виновного. Какой бы поступок ни совершил тот или другой ученик, не следует, оскорблять его, унижать человеческое достоинство. Целесообразно умело и тактично указать на недопустимость недостойного поведения.

В основе воспитания в школе лежат любовь и уважение к детям. Но любить и уважать детей - это не значит баловать их, постоянно доставлять удовольствия. Любовь к детям важно сочетать с высокой требовательностью. Требовательность предполагает применение в необходимых случаях различных мер наказания.

Наказание, разумеется, не может сопровождаться оскорблением. Оскорбленный ученик считает, что его незаслуженно, обидели, он озлобляется. Окрики и нотаций на-учащихся не действуют. Они нередко приводят к конфликтам между учителем и учащимся. Конечно, учитель - живой человек, он имеет право на гнев, но не на злобу и оскорбление достоинства ученика. Наказание имеет смысл только в том случае, если учащийся переживает свою вину.

Если ученики знают, за что и почему они наказаны, они яснее представляют пути устранения недостатков. Поэтому, прежде чем наложить взыскание, следует поговорить с учеником, потребовать от него объяснения по поводу совершенного проступка, выяснить мотивы, побудившие его совершить проступок, и обстоятельства, при которых он был совершен. Плохо, когда некоторые педагоги подходят к выбору мер наказания бездумно, механически.

Справедливое и осознанное наказание рассматривается школьником как необходимое средство поддержания дисциплины и порядка в школе. Поэтому опытные педагоги стремятся к тому, чтобы ученик испытывал чувство стыда за совершенный поступок и сознательно старался исправить свое поведение, преодолеть недостатки.

Наказания, как правило, применяются индивидуально по отношению к действительным виновникам. Опыт показывает, что наказание всего классного коллектива или группы учащихся за нарушение порядка не достигает цели. Учащиеся в таких случаях покрывают нарушителей. У них развивается чувство круговой поруки и неприязни к педагогам, которые наказывают не только нарушителей дисциплины и порядка, но иногда и неповинных в этом учеников.

Чтобы наказания были справедливыми, необходимо наказывать лишь непосредственных виновников, совершивших тот или иной проступок. Иногда в старших классах, в хорошо организованном коллективе возможно применение наказаний по отношению к ученикам-активистам, которые отвечают за организацию какой-либо работы. Так, за плохую организацию дежурства по школе можно наказать не самих дежурных, а старосту класса,

Эффективность наказания в значительной мере зависит от авторитета воспитателя. Если учитель не пользуется авторитетом и доверием, то его замечания и порицания не дают нужных результатов.

Соблюдение педагогического такта. Воспитательный эффект наказания в значительной мере зависит от такта учителя, от его подхода к каждому ученику. Опытные учителя, наказывая ученика, не допускают резкости и грубости, унижающей человеческое достоинство. Они умело ориентируются в обстановке, сложившейся в связи с нарушением норм и правил поведения, и разумно применяют необходимые меры наказания.

Не оскорбляя личного достоинства ученика, следует вместе с тем в категорической форме осудить недостойное поведение и потребовать изменить его. В отдельных случаях замечание приобретает характер коллективного воздействия. Его объявляют на собрании класса, на пионерском сборе или на собрании комсомольцев. При этом условии воспитательная роль замечания повышается.

Иногда во время урока, на экскурсии или прогулке ученики проявляют неорганизованность, нарушают дисциплину и порядок. Может ли учитель или классный руководитель не замечать это? Конечно, нет. Можно сделать замечание всему классу. Правда, опытные воспитатели не злоупотребляют этим. Ведь в классе есть ученики, не виновные в нарушении дисциплины и порядка. Поэтому замечание обычно адресуется не ко всем ученикам, а лишь к провинившимся. Конечно, иногда нелегко их выявить. Но если класс представляет собой дружный коллектив, учащиеся сами назовут нарушителей дисциплины и вместе с учителем осудят их недостойное поведение. Такое коллективное замечание будет более эффективным.

При осуждении отрицательных поступков следует осуждать конкретный поступок, а не личность в целом. При разрешении конфликтов между учащимися и учителями не следует во всех случаях исходить из того, что «учитель всегда прав». Иногда учителя проявляют бестактность по отношению к учащимся, несправедливо наказывают их.

Иногда ученики допускают неоднократные нарушения дисциплины и не проявляют необходимых усилий к своему исправлению. Их можно вызвать на педагогический совет для внушения. Там они объясняют свое поведение, выслушивают советы учителей, директора школы, представителей родительской общественности. Эта мера оказывает большое воспитательное воздействие. Даже те ученики, которые не поддаются воздействию со стороны учителя или классного руководителя, после вызова на педагогический совет ведут себя лучше.

Нередко учащихся вызывают на заседание педагогического совета лишь для того, чтобы добиться от них признания вины и обещания исправиться. Конечно, это имеет некоторое значение. Но нельзя ограничиваться лишь этим. Важно внушить, что ученик нарушает свой долг, что его поведение подрывает честь школы. Не менее важно показать провинившемуся пути исправления поведения.

Опора на ученический коллектив. Опытные педагоги, применяя наказания, опираются на помощь и поддержку ученического коллектива. Хороший коллектив обычно осуждает неправильные действия своего товарища. Это осуждение весьма эффективно. Педагогу в этом случае нет надобности применять серьезные наказания. Он может ограничиться простым замечанием. Встречаются ученики, которые и после этого не обнаруживают желания исправиться, продолжают нарушать дисциплину. По отношению к. ним применяются более серьезные меры наказания (выговор, вызов на педагогический совет).

Если наказание поддерживают все учащиеся, оно оказывает сильное воздействие на провинившегося ученика, конечно, при условии, если он дорожит мнением коллектива. Отдельные случаи нарушения дисциплины нередко передаются на рассмотрение органов ученического коллектива. Как бы ни был запущен в воспитательном отношении ученик, он не может не считаться с мнением товарищей.


1.2 Виды и формы наказания

Наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать классификацию видов и форм наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку можно выделить следующие виды наказания:

1. наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп наказаний большое разнообразие форм их использования, однако их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) наказания, осуществляемые по логике «естественных

последствий»;

б) традиционные наказания;

в) наказания в форме экспромта.

Эта классификация, как и любая другая, в значительной мере условна.

Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций наказания, позволяет воспитателям в каждом конкретном случае выбрать такие виды и формы наказаний, их сочетания, которые наилучшим образом корректируют поведение детей и подростков. (1, С.150-153)

Регулирование прав и обязанностей детей и подростков может с успехом использоваться в качестве наказания. При этом, в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей. Наказания с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер воздействия.

Коля совершил нехороший поступок: соврал, ударил товарища, насорил в классе и т. п. Мальчика пристыдили, он поплакал, попросил прощения - и все довольны. Потом все это повторяется в разных вариациях энное количество раз, и, наконец, Коля - уже почти Николай Иванович, ростом за метр восемьдесят, - лениво басит перед классом, подмигивая приятелям: «Простите, я больше не буду...»

А педагоги с растущим беспокойством замечают, что столь милое раньше их слуху «простите» теперь рвет душу нестерпимой фальшью и откровенным цинизмом. Здесь-то обычно и приходят к осознанию большой беды, имя которой безнаказанность. Но тогда нередко бывает уже поздно применять обычные меры педагогического воздействия.

Если сравнивать наказания, осуществляемые с помощью моральных санкций, с наказаниями, осуществляемыми путем регулирования нрав и обязанностей детей, то нетрудно заметить, что первые в большей мере рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. Поэтому применение таких наказаний целесообразно главным образом в развитом коллективе, обладающем определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким воспитанникам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на наказание такого рода.

Наказания, связанные с регулированием прав и обязанностей воспитанников, с использованием моральных санкций, сопровождаются определенными изменениями во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, с одной стороны, и внутри детского коллектива - с другой.

При определенных условиях приносят пользу и наказания по логике «естественных последствий». Наказать, к примеру, детей, разбивших в классе стекло, тем, что заставить их заниматься в этом помещении, невзирая на минусовую температуру, было бы, возможно, и «логично», но, по меньшей мере, дико.

Применяя наказания, выражающиеся в том или ином ограничении, лишении по логике «естественных последствий», следует иметь в виду, во-первых, что нельзя лишать детей минимально необходимого для их нормального развития: еды, свежего воздуха, постельного белья и т. п.

Во-вторых, оставление без кино и прочих удовольствий - это форма наказания, применимая большей частью к младшим школьникам и на начальном этапе работы с детьми. И здесь едва ли оправдано лишать уже обещанного удовольствия, как это рекомендуют некоторые педагоги.

Особенность традиционных мер наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике «естественных последствий», становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как выговор, - все это традиционные наказания.

Если логика «естественных последствий» диктует необходимость применения наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ребенка, то при использовании традиционных наказаний педагоги и детский коллектив выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего воспитательного эффекта. Таким образом, в целом эти наказания, будучи более сложными, могут приносить более заметный воспитательный результат.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании наказаний по логике «естественных последствий», и при применении традиционных мер наказание в форме экспромта всегда неповторим, строго индивидуален. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Практика не знает случаев, когда однажды удавшийся прием использования наказания в форме экспромта был бы успешно повторен.

С.А. Калабалин, большой мастер экспромтного воздействия, рассказывал о том, как его попытки буквально повторить те или иные приемы, использовавшиеся в свое время А. С. Макаренко, приводили к неудачам. Думая однажды, как наказать воспитанника, укравшего буханку хлеба, Калабалин вспомнил, что давным-давно аналогичный случай имел место в колонии имени А.М. Горького. Тогда Антон Семенович заставил колониста, укравшего курицу, съесть ее перед строем голодных товарищей. С.А. Калабалин решил повторить этот прием и приказал провинившемуся есть перед строем украденную буханку хлеба. Однако желаемого эффекта это наказание не принесло. Парень тупо, равнодушно жевал, ребята, глядя на него, посмеивались и тихонько спорили между собой, съест или не съест... Зрелище было отвратительным, не было в нем ничего трагического, что в свое время произвело переворот в сознании колониста, наказанного Макаренко, и его товарищей. (1, С.167)

Использование наказаний в форме экспромтов диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтобы зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющем, тем не менее, принципиальное значение.

Обратимся к характеристике наиболее употребительных и оправданных мер наказания в школе и семье. В числе их следует, прежде всего, назвать официально действующие в школе меры наказания учащихся.

Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя. Замечание должно быть обращено к конкретному нарушителю требований педагога, форма замечания может быть и несколько иной, менее официальной, особенно в младших классах. Однако безлично-негативные замечания, которые порой делают некоторые учителя, повышая в раздражении голос и приходя в состояние крайней нервозности, приносят обычно больше вреда, чем пользы.

Замечание может носить характер общественного воздействия, объявляться собранием класса, пионерским сбором, комсомольской группой. Запись о таком замечании, сделанная в дневнике ученика, осуждение товарищей - все это превращает данную меру наказания в чувствительное корректирующее средство.

В отдельных случаях педагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встать у парты. Такое наказание целесообразно в младших классах, по отношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь под пристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученик невольно сосредоточивается, приобретает собранность.

Для ребенка длительное стояние попросту вредно, утомляет его, наказание, превращаясь в своеобразное унижение, вызывает естественный протест. Улучая минутку, когда учитель не смотрит на него, возле парты стоящий ученик начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычно дело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот, чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительными усмешками товарищей.

Неслучайно поэтому удаление из класса - одна из мер наказания, целесообразность использования которой вызывает среди учителей и родителей горячие споры. Однако и в том случае, когда удаление из класса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с тем твердо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, что наказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости от конкретной ситуации, так или иначе завершить наказание уже после урока. Иногда педагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого сакраментальной фразой: «Больше на мои уроки не приходи!..». Трудно сказать, какой из следующих «педагогических» маневров хуже: тот ли, когда учитель преспокойно ведет дальнейшие уроки, не обращая внимания на то, что наказанный действительно перестал посещать класс, или тот, когда он из урока в урок неумолимо показывает несчастному провинившемуся на дверь.

Весьма серьезная мера наказания - выговор. Смысл выговора - в моральном осуждении поступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзя сводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневнике (хотя это и необходимо) или в приказе по школе. Обсуждение отрицательного поступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишь объявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи в дневник.

Следует помнить, что наказания, связанные с теми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

В школьной практике наказания, к сожалению, не всегда достигают цели. Объясняется это серьезными ошибками в их применении. Иногда воспитатели применяют наказания наспех, необдуманно, без достаточных оснований. Не всегда они учитывают возрастные и индивидуальные особенности учеников, и не во всех случаях преследуют определенные воспитательные цели, соблюдают педагогический такт. Далеко не все воспитатели при решении вопросов, связанных с применением наказаний, опираются на общественное мнение ученического коллектива.

В каждом случае полезно разобраться в причинах совершенного проступка, учесть особенности ученика, его положение в коллективе, его возраст. Например, такая мера наказания, как выговор, применяется в первую очередь по отношению к ученикам среднего и старшего возраста, так как младшие школьники не в состоянии оценить и осознать всю серьезность этой меры наказания. На педагогический совет для внушения вызывают, как правило, учеников старших классов. В этих классах при выборе мер наказания особенно важно опираться на общественное мнение коллектива.


Глава II. Особенности применения методов наказания в воспитании младших школьников


Действенная стимуляция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первый взгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося "выкладываться". Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности школьников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулирования деятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время. Поощрение - ...

Группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели на этом этапе исследования заключаются в том, чтобы: 1. Выявить реальное состояние применения поощрения и наказания в образовательном процессе. 2. Определить условия, необходимые для обоснованного применения данных методов. С целью выявления методов поощрения и наказания на эмоциональное состояние учащихся был...

На общую пользу. Но это качество не может быть сформировано само по себе, оно складывается в процессе трудового воспитания. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ТРУДОВОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНОНГО ПРОИЗВОДСТВА» 9 КЛАСС) 2.1 Характеристика раздела « Технология швейного производства» Раздел «Технология швейного производства» в...

Он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны. Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: