Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

1. Введение……………………………………………………………………2

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников………….4

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства

и представлений детей………………………………………………………...4

2.2 Задачи и методы эстетического воспитания…………………………….5

3. Развитие художественно-творческих способностей детей………………7

4. Формирование основ эстетического вкуса………………………………..9

5. Условия и средства эстетического воспитания…………………………..10

6. Формы организации эстетического воспитания………………………….14

7. Заключение………………………………………………………………….17

8. Литература…………………………………………………………………..19

1. Введение

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.

Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.

В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.

2. Значение и задачи эстетического воспитания дошкольников

2.1 Развитие эстетического восприятия, чувства и представлений детей

Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчётного отклика на всё яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры.

Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на неё к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребёнка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Межмуниципальный семинар

«Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества с учетом современных требований к образованию детей дошкольного возраста»

«ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

– воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающеговида №16 г. Апатиты

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России, одним из приоритетных направлений совершенствования общества, является духовное возрождение народных традиций. Культуру России невозможно представить без народного искусства. В любое время наш народ стремиться к красоте и творчеству, поэтому приобщение дошкольников к народным традициям, обрядам, обычаям – является важнейшей целью моей педагогической деятельности.

Используя в работе с детьми образовательную область« Художественное творчество», считаю реализовать главные задачи:

1. Знакомство детей с широтой и многообразием поля художественно – изобразительной деятельности, с использованием русских народных традиций.

2. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Для детей старшего дошкольного возраста разработала перспективное планирование, включив в каждый месяц года работу с народным календарём, фольклорные занятия или развлечения и самостоятельную художественную деятельность детей

Вначале и в конце года провожу планируемую диагностику

по разделам: народные праздники, обычаи, русский фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство.

В процессе всех видов детской деятельности: продуктивной, познавательной, игровой, веду работу по накоплению знаний у детей об особенностях быта и жизни русского народа. Мною проведены занятия, посвящённые истории русской кухни. Дети узнали о том, откуда появилась каша, каким почётом и уважением пользуется хлеб, как замешивается тесто на пироги, какая похлёбка считается в народе самой вкусной, узнали о русском самоваре и приготовлении целебного чая. На таких занятиях, детьми сделаны самостоятельные выводы о том, что еда в жизни наших предков занимала далеко не последние место. В связи с этим, познакомила и объяснила детям значение и смысл следующих пословиц и поговорок:

«Будет хлеб – будет и обед»

«Хороша кашка, да мала чашка»

«Если щи хороши, другой пищи не ищи»

Многие из них и сейчас использую в режимных моментах.

Сильнейшим источником познания народной жизни являются народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями, играми. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории которые можно при желании увидеть.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника – Рождественские Святки. Подготовку к ним, как и было в народе, начинаем заранее – ещё в декабре. На занятиях знакомила с русской духовной поэзией, разучивала рождественские колядки, готовила с детьми рождественские подарки, проводила предварительную беседу о том, что святки - это радостное время, когда можно проявить щедрость и любовь,

помочь слабым и самое главное вручить друзьям, родителям и сотрудникам д/с подарки-самоделки.

Широко отмечаем и такие традиционные народные праздники как, «Масленица», «Пасха», «Осенины».

Продолжая знакомить детей с народным календарём, совершенствую знания у детей о малоизвестных народных праздниках. Так, например, дети узнали, что 1 октября , по народному календарю – «Аринин день», и что это день отлёта последних перелётных птиц. На прогулках с детьми я обращала внимание на небо. В этом году, нам посчастливилось наблюдать отлёт аистов, выкрикивая им в след: «Колесом дорога!». Дети знают, что данный выклик помогает птицам благополучно долететь до новых мест.

Знакомя детей с земледельческими народными праздниками такими как, например 29 апреля «Арина – рассадница» - высаживали с детьми рассаду (укропа, моркови, петрушки). 13 сентября «Куприян день» - копали картофель на участке д/сада.

Ряд проведённых мною занятий о земледелии, помог узнать детям о том, каким орудием труда пользовался народ, почему природа заставляла земледельца быть более наблюдательным. Дети узнали и научились объяснять значение народных примет, например: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь».

Некоторые пословицы и поговорки проверялись детьми в ходе наблюдений и опытнической работы. Так, например, объясняя значение поговорки «По семенам всходы», провела два опыта. Первый – позволил детям убедиться в том, что из разных семян, вырастают разные растения по форме и величине. А второй опыт показал, что всходы зависят и от качества семян.

Чтобы понять детям прямой смысл пословицы: «Снег холодный, но от холода греет», провела познавательную беседу о том, почему деревья и кустарники специально иногда засыпают

снегом и для чего некоторые животные и птицы зарываются в снег. Одновременно мною был проведён опыт, поместив одну бутылку с теплой водой на поверхность сугроба, вторую - дети зарыли в его глубину. Сделанные самостоятельно выводы и результаты заносили в дневник наблюдений.

На познавательном занятии «Весенние радости», дети узнали много нового о русской берёзе. О том, что именно она передает свой рост весенним посевам в садах, огородах, её украшают цветными лентами на седьмую неделю после праздника «Пасхи» и нашёптывают ей свои желания молодые девушки и парни. Детям рассказала о второй жизни дерева. Рассматривая деревянные игрушки и посуду, они самостоятельно делали выводы о качестве и свойствах дерева, учились расписывать деревянные ложки и доски элементами хохломской и городецкой росписи.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей реализую путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, через рассматривание слайдов и иллюстраций.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мерил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе бог, а в правде», до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это и великие полководцы – , . Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Используя фонд детской библиотеки, провела цикл занятий на тему: «Богатыри русской живописи», по картинам известного художника В. Васнецова, а также беседу на тему: «Во славу русского оружия». Знакомя детей с народными былинами, провела

занятие для педагогов на тему: «Богатыри – защитники земли русской».

Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык , поэтому во всех видах деятельности с детьми уделяю большое внимание русскому языку. Моя задача – раскрыть духовно – нравственный и художественный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождение и историческую значимость. Это помогает моим детям сочинять и придумывать свои художественные произведения с использованием народного фольклора.

Для соприкосновения детей с народным искусством провела цикл занятий на тему: «Золотая роспись России». На этих занятиях дети учились создавать декоративные композиции, используя элементы хохломской, гжельской росписей на бумажных сарафанах, кокошниках, посуде из папье – маше, деревянных ложках. Знакомя детей с тем или иным промыслом, старалась доступно рассказать о том, где он зародился, в чём суть приёмов, используемых мастерами. Так, например, подробно познакомив детей с особенностями изготовления дымковской игрушки, предложила детям применить свои знания, используя глину и солёное тесто, создав макет «Скотный двор в селе Дымково». К дню 8 марта детьми были подарены мамам и бабушкам серьги и браслеты сделанные из натуральной шерсти, одним из приёмов мокрого валяния. К выпускному дню, дети приготовили подарки своим родителям в виде расписных ложек под хохлому. В группе часто устраиваю выставки детских работ – обрядовых кукол, картин, посуды, одежды и различных предметов быта, изготовленных из папье-маше, тканей, ниток, соломки, глины, пластмассы, натуральной шерсти и других материалов. В прошлом году, совместно с детьми открыли мини – музей «Волшебная шерсть. Выставка детских картин и поделок из сухого и мокрого валяния шерсти раскрыла богатый художественный потенциал детей, их творческие способности. Макет, сделанный совместно с детьми подготовительной группы из папье-маше и пластмассы на тему: «Храмовый комплекс», занял лидирующее первое место на семинаре « Народная педагогика» в МБДОУ № 67 в прошлом году и был выставлен для прихожан, в музее церкви «Новомученников и исповедников». Первое место на данном семинаре получила и за разработанный проект «Славьтесь традиции русские, славься и русский народ»

Чтобы народное декоративно-прикладное искусство прочно вошло в быт детей, они должны чаще видеть эту красоту.

Возможности нашего города, отдалённого от крупных центров с множеством музеев и выставочных залов, очень малы, поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники посещали с родителями выставки детских рисунков или народного прикладного искусства, организованные местным музеем, художественной школой, библиотекой. Так, при посещении арт-салона «Салма», дети познакомились с интересными ремёслами народных мастеров северных районов нашей страны: они впервые увидели драночную птицу – изделие из дерева Архангельских мастеров; узнали, что называют её так потому, что хвост и крылья у неё расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. Народная молва приписывает ей чудодейственную силу, и называют её святым духом, хранительницей детей, семейного счастья. С помощью родителей мы смогли приобрести «Птицу Счастья». Подвесив её к потолку, она как будто ожила: закружилась, крылья её задвигались, теперь она хранительница моих воспитанников в группе.

Знакомя детей с русской песней, неоднократно приглашала руководителя городского фольклорного ансамбля «Долинушка» - Карташову Татьяну Александровну.

Всю свою работу веду в тесном контакте с родителями. Они готовят атрибуты к праздникам, разучивают и читают детям произведения устного народного творчества, участвуют в проведениях экскурсий в музей и местную художественную школу, приглашают мастеров художественного творчества. Приобрели на свои средства предметы народного искусства (хохломскую посуду, картину-оберег «Домовой», иллюстрации к различным видам росписей, дидактические игры, деревянные ложки и доски для росписей). Совместно с детьми занимаюсь изготовлением тряпичных кукол, и кукол-самоделок из других материалов. Провела мастер – класс для родителей наших воспитанников по изготовлению обрядовой куклы – козы. Участники мастер – класса ознакомились с технологией изготовления обрядовой куклы на основе традиций наших далёких предков – соломоплетение на деревянной крестовине. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлечёнными и радеющими за сохранение народных традиций. В нашей группе существует мини-музей таких кукол.

Мой опыт работы показывает, что под влиянием великих народных традиций, создаются все условия для новых творческих открытий ребёнка. Но не следует забывать, со слов русского психолога, « Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в том, что создают, творят, и упражняются дети в творческом воображении и его воплощении».

Высказывания и мысли великих людей о воспитании!


От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние души. Он дарит детям тепло своего сердца. Работа воспитателя - не просто труд. Это, прежде всего, способность к отречению, умение отдать всего себя, без остатка, видеть в этом свет.

Я люблю читать умные, полезные высказывания. Воспитание детей - наука более древняя, чем может показаться на первый взгляд. Прививанию добродетелей уделялось особое внимание ещё в древние времена. О воспитании говорили античные философы, создавая афоризмы, которые в ту пору и являлись «педагогическим» пособием и передавались из уст в уста.

В мире есть две сложные вещи - воспитывать и управлять.

Иммануил Кант

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог.

Лев Толстой

Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.


...Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.

Януш Корчак


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.


Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский


Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...

Антон Павлович Чехов


Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.


Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.


Януш Корчак


Педагог без любви к ребенку - все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

Т.Гончаров


Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов


Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель


Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон


Обучая учусь.

Сенека Старший


Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк


Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.

Леонардо да Винчи


Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег


Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский


Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко


Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

А.С.Макаренко


Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко


Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.

А.С. Макаренко


Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.

М. Монтень


Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем.

Д.И. Писарев


Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.

Ж.Ж. Руссо


Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

К.Д. Ушинский


Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.

К.Д. Ушинский


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Э. Хаббард


Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят.

Г. Торо


Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

Сократ


Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле - и одно из самых эффективных.

Дейл Карнеги


Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого

Эрнест Хемингуэй


В возрасте 12-16 лет я ознакомился с элементами математики, включая основы дифференциального и интегрального исчислений. При этом на моё счастье, мне попались книги, в которых обращалось не слишком много внимания на логическую строгость, зато хорошо была выделена везде главная мысль. Все это занятие было поистине увлекательно; в нём были взлёты, по силе впечатления не уступавшие «чуду»...

Альберт Эйнштейн


Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы.

Бисмарк


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.

Антуан де Сент-Экзюпери


Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи


Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человеку.

Д.И. Писарев


Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию.

Я.А. Коменский


Письмо к учителю сына.

Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество.

Авраам Линкольн


Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо


Быть человеком - значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас.

Георг Лихтенберг


Чем старее школа, тем она ценнее. Ибо школа есть совокупность накопленных веками творческих приемов, традиций, устных преданий об отошедших ученых или ныне живущих, их манере работать, их взглядах на предмет исследований. Эти устные предания, накапливающиеся столетиями и не подлежащие печати или сообщению тем, кого считают неподходящим для этого - эти устные предания суть сокровища, действенность которых трудно даже представить себе и оценить. Если искать какие-либо параллели или сравнения, то возраст школы, накопление ею традиций и устных преданий есть не что иное, как энергия школы, в неявной форме.

Н.Н. Лузин


Послушайте - и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете.

Конфуций


Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.

Конфуций


Исследователи (Хейес, Блум) показали, что для приобретения экспертных знаний в любой широкой области человеческой деятельности, включая шахматную игру, сочинение музыки, рисование, игру на фортепьяно, плавание, теннис, а также проведение исследований по нейропсихологии и топологии, требуется приблизительно десять лет.

Причем создается впечатление, что в действительности этот срок невозможно сократить: даже Моцарту, который проявил выдающиеся музыкальные способности в возрасте 4 года, потребовалось еще 13 лет для того, чтобы он начал сочинять музыку мирового класса.

Сэмюэль Джонсон считает, что фактически требуется больше десяти лет: «Превосходства в любой области можно достичь только упорным трудом в течение всей жизни; его нельзя купить по меньшей цене».

И даже Чосер жаловался: «Жизнь так коротка, что не хватает времени на овладение мастерством»

Питер Норвиг, «Научитесь программировать за десять лет»


Школа наша давно плохо учит и дурно воспитывает. И недопустимо, чтобы должность классного воспитателя была почти не оплаченным добавочным бременем: она должна быть возмещена уменьшением требуемой с него учебной нагрузки. Нынешние программы и учебники по гуманитарным наукам все обречены если не на выброс, то на полнейшую переработку. И атеистическое вдалбливание должно быть прекращено немедленно. А начинать-то надо еще и не с детей - а с учителей, ведь мы их-то всех забросили за край прозябания, в нищету; из мужчин, кто мог, ушли с учительства на лучшие заработки. А ведь школьные учителя должны быть отборной частью нации, призванные к тому: им вручается все наше будущее.

А.И. Солженицын


Мы во многом ответственны за развитие задатка, вложенного в нас.

А.И. Солженицын


Над школой, как над колыбелью духа народного, необходимо бодрствовать с трагическим вниманием и не жалеть усилий, чтобы отстоять ее задачи.

Меньшиков


К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Д.И. Менделеев


В педагогике, возведенной в степень искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалить их в одну форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти действия были совершенно произвольны, неправильны и диаметрально противоположны.

Н.И. Пирогов


Сократ заставлял сначала говорить учеников, а затем уже говорил сам.

Монтень


Учитель должен не только обладать знаниями, но и вести правильный образ жизни. Второе даже более важно.

Тиру-Валлювар


Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.

Януш Корчак


Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.

Ш. Амонашвили


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский


Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?

Ш. Амонашвили


Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль.

В.А. Сухомлинский


Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры.

В.А. Сухомлинский


Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.

А. Дистервег


Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

A. Барбюс


У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка.

В.А. Сухомлинский


Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые.

Петр Капица


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам.

М. Булгаков


О достоинствах учителя нельзя судить по размерам толпы, следующей за ним.

Р. Бах


Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни.

К.Д. Ушинский


Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства.

В. А. Сухомлинский


Педагог не тот, кто учит, педагог тот, кто чувствует, как ученик учится.

В. Ф. Шаталов


Талант - искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.

В.О.Ключевский


В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.

Cократ


Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей - еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.

К.Д. Ушинский


Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский


Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций


Отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Бисмарк


Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому, как никто не может за него, то есть с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретёт и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь. Эти положения ясны, как солнечный день, но всё-таки тысячи людей поступают так, будто этих правил совсем не существует.

Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:

Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Задача семьи - воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других - к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.

Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.

В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры - включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.

Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера - это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.

Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом - новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Воспитательное занятие «Афоризмы и цитаты о прекрасном»

Цель: расширение кругозора воспитанников.

Задачи: создать условия для воспитания у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, друг к другу, соблюдение этикета.

Оборудование: цитаты с высказываниями известных людей, карточки с ситуациями.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Воспитанники делятся на группы, настраиваются на беседу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Проблема человека была всегда главной проблемой

философии. Сегодня поговорим о человеке и мы. Тема нашего занятия называется «Афоризмы и цитаты о прекрасном». Существует мнение, что в человеке должно быть всё прекрасно. Скажите, как вы это понимаете? (Ответы воспитанников).

Я хочу сказать вам, ребята, что каждый из вас неповторим, т.е. личность, но мы с вами также живём в обществе других людей, с которыми мы постоянно общаемся. Поэтому вы должны заниматься самовоспитанием, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Это значит, что вы должны научиться сложной науке - жить среди людей. Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Поведение людей в самых различных ситуациях закрепляется в своде правил, который называется этикетом. Этикет - это своего рода соглашение между людьми о том, как принято вести себя и как не принято. Имеется в виду главным образом поведение людей в повседневной жизни. Многие правила этикета возникли в глубокой древности, но человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

А какие правила этикета вы знаете? (Обсуждают в группах. Затем отвечают).

А теперь я предлагаю остановиться на некоторых важных правилах этикета, и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта. Вот наша «чаша мудрости». Прочитав и осмыслив написанное, попытайтесь обосновать своё мнение. (Работа в группах.)

Ситуации.

1. В Дагестане о человеке судили так: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не можешь ценить дружбы, если на тебя не производит
никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то
тебя надо лечить.

2. Несколько правил, закреплённых в пословицах на Руси:
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.

В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым. -Желанный гость зова не ждёт.

    Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

    Вам подарили вещь, которая у вас есть, или не нравится, или не нужна. Что вы скажете тому, кто её подарил?

    Что надо помнить, сидя за столом, чтобы по усам не текло, а в рот попало?


(Выступление групп).

Недаром говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. В человеке всё должно быть прекрасно. Мы должны в других людях искать и находить что-то хорошее, потому-то в любом человеке есть своя индивидуальность. Вот и мы сегодня может быть узнаем о своих одноклассниках то, что может быть до сих пор не знали.

    игра» Волшебный стул».

Посмотрите, посредине холла стоит стул. Он волшебный. О том, кто садится на него, мы можем говорить только хорошее.

Занятие наше можно закончить словами: «Человек-это звучит гордо».

    Рефлексия.

Прекрасное трудно.
Бенедикт Спиноза

Красота есть единство в разнообразии.
Перефразированная мысль Эриугены

Красота – это бесконечность, выраженная в законченной форме.
Фридрих Шеллинг

В сущности, мир существует лишь для того, чтобы могла появиться одна прекрасная книга.
Стефан Малларме

Эстетика – мать этики.
Иосиф Бродский

Эстетика для художника то же самое, что орнитология для птиц.
Барнетт Ньюмен

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.
Василий Ключевский

Искусство принадлежит искусствоведам.
Аркадий Давидович

Прекрасное - манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.
Иоганн В. Гёте

Прекрасное в природе часто разрознено, и дело человеческого духа - открыть связи и благодаря им создать произведение искусства.
Иоганн В. Г ёте

Прекрасное недолговечно.
Гомер

Прекрасное дается нелегко.
Солон

Даже прекраснейшая из обезьян безобразна
Гераклит Эфесский

Есть ли в мире что-нибудь прекраснее красивой женщины?!
Пьер Брантом де Бурдей

Все прекрасное так же трудно, как и редко.
Бенедикт Спиноза

Когда мы прекрасны, мы прекраснее всего без нарядов.
Готхольд Эфраим Лессинг

Прекрасное не есть право. В мире нет ни абсолютно прекрасного, ни абсолютной красоты, все зависит от того, как смотришь на предмет. Все зависит от мерила.
Микаэл Лазаревич Налбандян

Прекрасное - это та часть ужасного, которое мы можем вместить.
Райнер Рильке

Прекрасное - это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.
Иммануил Кант

Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
Николай Гаврилович Чернышевский

Хотя господь бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения.
Чабуа Ираклиевич Амирэджиби

Прекрасное - это законченное выражение Добра. Добро же - законченное выражение Прекрасного.
Рабиндранат Тагор

То, что мило, не может быть прекрасным.
Людвиг Витгенштейн

Прекрасному неизменно сопутствует или тьма человеческой судьбы, или блеск человеческой крови.
Иво Андрич

На прекрасную картину нельзя насмотреться, а прекрасной музыкой нельзя наслушаться.
Александр Федорович Лосев

Без вмешательства необыкновенного таланта всё прекрасное остаётся непризнанным.
Жозеф Жубер

Не надо ничего вымучивать из себя: прекрасное рождается легко.
Анатоль Франс

Прекрасное есть соединение красоты и душевного волнения.
Александр Володин

Прекрасное, как и полезное, имеет своё разумное основание.
Жан Анри Фабр



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: