Елена Попугина
Эссе воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности, в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты.
В. Бехтерев.
В социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних дети поступают испуганные, недоверчивые, а зачастую - озлобленные. Поэтому важнейшая задача воспитателя - помочь ребенку жить в социуме , научить правильно общаться, чтобы он знал куда и к кому он может обратиться за помощью, научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Работа нашего социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних направлена на то , чтобы помочь детям научиться адаптироваться в социальной среде с реальными жизненными ситуациями. Привить основы качеств, которые будут необходимы им в дальнейшей самостоятельной жизни. Научить их приспособлению к окружающей среде, жить по общепринятым законам. Подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни является основополагающим фактором в развитии личности ребенка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних . Своим воспитанникам я стараюсь привить основы знаний и навыков, которые считаю очень важными и необходимыми в их дальнейшей самостоятельной жизни.
1 Формирование навыков правильного поведения.
2 Знакомство с правилами этикета.
3 Формирование понятий о гостеприимстве и домашнем уюте.
4 Мои друзья-вода и мыло.
5Развитие познавательной сферы.
6 Борьба с вредными привычками.
7 Формирование патриотических чувств.
Знакомство детей с нормами поведения начинается с первых дней пребывания в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних . Это долговременный непрерывный процесс, который осуществляется путем индивидуальных занятий. Аналитический разбор различных жизненных ситуаций вместе с детьми дает ощутимый результат, как наглядный пример урока культуры поведения. Ребенок должен понять и усвоить, что умение правильно себя вести в той или иной ситуации может оградить его от недружелюбного отношения, что, безусловно, важно для любого человека. К концу реабилитационного срока поведение у детей заметно улучшается.
Хорошие манеры- основы поведения воспитанного человека в обществе . Есть несколько основных правил этикета, которых стоит придерживаться. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, употребляемые в речи выражения, тон, интонацию, походку, жестикуляцию и мимику – именно на этих качествах и базируются хорошие манеры.
Умение одеваться правильно и со вкусом- это еще один важный фактор в воспитании . По привитию таких навыков с детьми проводятся постановочные представления, в процессе которых они учатся искусству макияжа, красиво причесываться и умению правильно подобрать одежду к данной ситуации.
Умение красиво и уютно оформить помещение и правильно сервировать стол- это очень важное качество, которое будет сопутствовать моим воспитанникам всю жизнь . Научить правильно вести себя за столом, пользоваться салфеткой и столовыми приборами, вести светскую беседу; научить правильно выражать благодарность. Основы этих навыков прививаются детям во время различных праздников, импровизированных чаепитий. Во время проведения ролевых игр : «У нас гости» , «Дружная семья» , «Добрые соседи» - дети охотно включаются в правила игры, что является очень важной чертой поведения. Главная задача таких игр, это чтобы ребенок играл по правилам и тогда в дальнейшей взрослой жизни он тоже будет жить по правилам т. е. по – закону. Так же во время таких игр у детей формируются чувства ответственности, дружелюбия, сострадания, взаимовыручки, взаимопомощи- что так же является важным человеческим качеством.
Существует общее мнение о некоторых манерах и привычках, которые принято считать вредными т. е. дурными. К таким манерам относится привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях; развязность в жестикуляции и поведении; неряшливость в одежде; грубость; откровенная недоброжелательность к окружающим; оскорбление достоинства других людей; бестактность; сквернословие; всегда прикрывайте рот, когда кашляете или зеваете; не ковыряйтесь вносу и не шмыгайте носом; не чешитесь и не выковыривайте из-под ногтей-подобные действия производят отталкивающее впечатление. С помощью литературы и наглядных примеров я стараюсь объяснить своим воспитанникам , что не следует делать ничего, что неприятно людям, которые вынуждены на это смотреть.
Основная масса детей, поступающая в наш центр , не имеют элементарных представлений о гигиене и санитарном состоянии. Моя задача состоит в том, чтобы привить эти качества и они стали для детей жизненной нормой. Санитарно-гигиенические навыки формируются у воспитанников нашего центра во время ежедневных гигиенических процедур как в индивидуальном так и в групповом порядке. Тематические игры «Мойдодыр» , «Федорино горе» позволяют укрепить знания о санитарных нормах.
Очень важно, чтобы дети и в дальнейшем развивались и совершенствовались. Для этого им необходимо привить познавательный интерес и любознательность. Эти качества поспособствуют ребятам освоиться в дальнейшей самостоятельной жизни, помогут найти выход из любых ситуаций Формирование этих социальных качеств происходит во время различных познавательных игр, таких как «Не должность красит человека» , «Все профессии нужны, все профессии важны» . При поступлении в реабилитационный центр у некоторых детей наблюдается недоразвитие речи. Минимальный словарный запас. С такими детьми я работаю индивидуально. Познавательные навыки и речь развиваю с помощью чтения, пересказа прочитанного, дети учатся давать характеристику героям рассказов и сказок. На занятиях по самоподготовке, во время выполнения домашних занятий, так же развивается речь и познавательные навыки. Коррекционно-реабилитационная работа по развитию необходимых социальных навыков направлена на развитие творческих способностей, пробуждению чувств собственного достоинства, стремлению правильного выбора жизненной позиции.
Возрождение тимуровского движения помогает организовать разумный и созидательный досуг детей, что способствует воспитанию в их духе морально-нравственных ценностей : патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи. Подростки осознают собственную полезность обществу. Появляется стремление к духовному росту и потребности быть добрым, мудрым, честным. Тимуровский отряд – это массовое патриотическое движение подростков содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Во время трудовых десантов тимуровцы оказывают посильную помощь Ветеранам войны и труда. Работы производятся в зависимости от времени года. Главная ценность этих десантов – это общение детей и ветеранов. Приятно видеть, каким живительным блеском загораются глаза у ребят когда слушают воспоминания защитников отечества. Моя задача,как воспитателя , укрепить эти зарождающиеся чувства : любви к своей родине; гордости за свой народ и осознание собственного «Я» -как патриота.
Воспитателем надо родиться ,
Чтоб детей непременно любить.
И терпенье иметь, не сердиться,
И заботой уметь окружить!
Педагогическое эссе «Я и моя профессия – воспитатель»
Профессия воспитатель - это не только профессия – это призвание. Воспитатель – это первый человек после мамы, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели – это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят в свой мир.
«Все мы родом из детства». Эта фраза необычайно верна, потому что именно в детстве закладываются особенности нашей личности, именно из детства мы выносим как наши достоинства, так и недостатки, именно в детстве берёт начало наша судьба.
Я часто вспоминаю своё детство. Вспоминаю, как хотела быть похожа на самых родных, близких, любимых людей: маму, папу, воспитательницу, первую учительницу. Родилась я в городе Краснодаре в учительской семье, в любви и заботе обо мне. И когда исполнилось мне полтора годика, отвели меня родители в детский садик. Помню, как взяла меня на руки воспитательница, прижала к своей груди и крепко- крепко обняла. Я взглянула в её добрые глаза, увидела милую улыбку и совсем перехотелось плакать, а только крепче прижалась к ней. А что нужно для ребёнка, кроме чуткого и нежного отношения к нему.
Шли годы….. И как в сказке случилось чудо, что я оказалась в том же садике, в той же группе, только не маленькой девочкой, а в должности воспитателя, потому что ещё с ранних лет я впитала такие близкие мне понятия, как дети – это цветы, дети – наше будущее, всё лучшее детям, дети – наша надежда и опора. Смотря в их детские глаза, хочется сделать мир для них ярче и добрее. Поэтому, не задумываясь, я решила стать педагогом. Быть всегда рядом с этими маленькими человечками, от которых веет теплом, добротой, радостью. Слышать их звонкие голосочки, видеть их притягивающие васильковые глазки, гладить их чубастые головёнки. Ведь только с ними я чувствую себя такой счастливой и поистине молодой.
По воле судьбы, уехав на родину мамы в город Богучар, вот уже 19 лет работаю воспитателем в МКДОУ «Солнышко», название которого соответствует нашим маленьким маячкам, которые, надеюсь, ярко будут светить в жизни своей добротой, лаской, теплотой. Я считаю, что каждый ребёнок неповторим, как звезда во Вселенной, но и от меня зависит, будет ли она холодной и тусклой, как лёд, либо яркой и горячей как Солнце. Поэтому я с такой любовью, нежностью, волнением и трепетом всегда рядом со своими маленькими воспитанниками. И особо осознаю значимость своей профессии, когда вижу распахнутые навстречу глаза детей, жадно ловящие каждое моё слово, взгляд, жест и понимаю, какая ответственность лежит на мне за их судьбу. Поэтому я не могу, не имею права, делать что-то не подумав, совершая грубую ошибку. Ведь эти маленькие человечки всецело доверяют мне. Общение с детьми для меня - каждый раз своего рода экзамен. Дети, как маленькие мудрые учителя, они как будто проверяют тебя на прочность, но одновременно любят тебя.
Работая в детском саду уже много лет, я не перестаю удивляться насколько дети разные: интересные, забавные, умеющие своими поступками поставить задачу передо мной. Я уверена, что каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор, который чутко реагирует на ложь и несправедливость.
Мне нравится наблюдать за поведением детей, как по - разному они относятся друг к другу, животным и игрушкам. Но всё больше убеждаюсь в том, что светлые добрые чувства нужно воспитывать в детях постоянно. Важно сделать так, чтобы в детских сердцах утвердилась доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому. Часто читаю детям книги о животных, о природе, о Родине, а затем вместе с детьми делаю выводы о прочитанном. Книги позволяют воспитывать у детей любовь и уважение. Дети учатся добру, осуждают зло, оценивают поступки людей. На занятиях, прогулках, во время экскурсий, я часто рассказываю детям о памятных местах, о почётных людях нашего города, провожу тематические занятия, читаю стихи, воспитываю патриотизм.
У меня прекрасная миссия - дарить свою любовь детям.
Как говорил Л.Н. Толстой: "Любить - это значит жить жизнью того, кого любишь" В этих словах и заключается смысл того, зачем ты ежедневно ходишь в детский садик к детям. Я - счастливый человек! Я люблю детей! Я думаю о детях, забочусь о них - это самое прекрасное чувство. "Уча других, учусь сама" Верю в талант и творческие силы каждого ребёнка!
Быть воспитателем – это значит по – матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более 20 малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть – «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить - «мои дети». И рядом с этими детьми постоянно забываешь о своём возрасте, кажется, ты только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная. И так будет всегда…. Я часто задаю себе вопрос: «Каким быть должен воспитатель?» И теперь ответ я знаю точный.
Конечно, добрым должен быть,
Любить детей, любить ученье,
Свою профессию любить.
Ещё он щедрым должен быть,
Всего себя без сожаленья
Он должен детям подарить.
Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить "Божью искру", которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.
Педагог - это созидатель, творец, ему открыт главный ларец - ларец с детскими сердцами, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Если всем сердцем любишь детский смех, детскую речь, непосредственность, если чувствуешь в себе море потенциала, не надо отказывать в удовольствии быть педагогом.
Я - воспитатель и этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на свете учусь!
Да, я - актриса несчетных ролей,
Но главная роль – заменять матерей.
Работа с родителями у меня так же на первом плане. Совместная работа позволяет дать хороший результат в воспитании.
Много на свете хороших профессий, но я знаю, моей не найти интересней. Эта мысль присутствует на протяжении моей деятельности. Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым днём всё больше убеждаюсь, как нелегко воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности, а ты должен всему соответствовать, стараться быть на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. И я думаю, что призвание воспитателя нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить. Дети – самая большая ценность на Земле - это то - во имя кого мы живём, работаем. Благодаря ребятам мне некогда скучать, потому что в моей жизни всегда масса чего- то нового и интересного. Я стараюсь учить детей объективно оценивать ситуацию, свои возможности, учу находить пути выхода из проблемных ситуаций, добывать знания, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. Главное верить надо ребёнку, ведь у каждого есть свой талант.
В наше непростое время остались работать с детьми только истинные педагоги, понимающие детскую душу, и которые сами остались в душе детьми. Свет своего душевного тепла я дарю тем, кто не умеет лукавить и притворяться, чьи мысли чисты и неприхотливы, им, моим воспитанникам.
Я горжусь своей профессией. Горжусь доверием детей, достижениями каждого ребёнка, возможностью воспитания нового поколения.
Время летит быстро. За плечами уже пятый выпуск детей в школу. Малыши подрастают и уходят в новую жизнь. А я вспоминаю их снова и снова. Так дороги сердцу дни, проведенные вместе, прожитые тревоги и радости, подъемы и падения, их слезы и улыбки, встречи и расставания.
Но я убеждена, что вновь увижу их счастливые, радостные улыбки, с которыми они придут в детский сад ко мне. Расскажут о своих успехах и достижениях. Я вижу, какие они отзывчивые, добрые, научились сочувствовать, сопереживать, оказывать посильную помощь ближнему, не быть равнодушными и видеть красоту во всем.
Я уверенна, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми, потому что я отдаю им самое ценное, что у меня есть – свои знания, умения, навыки и свою душу. А это значит, что мои старания и труд не прошли зря.
В.А. Сухомлинский писал: «От того, как пройдёт детство, кто будет вести ребёнка за руку в детские годы, что вложат в его разум и сердце - от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Воспитательная программа в начальной школе
Срок реализации - 4 года
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Вместе с учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.
Цель : создание условий для развития личности ученика
- - свободной, то есть способной к самореализации;
- - гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
- - духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
- - творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях;
- - практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др).
- · создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
- · способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- · развивать познавательную активность.
Следуя вышесказанному в воспитательной работе, определяется несколько направлений.
Цель: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, свобода личная и национальная.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
- · содействовать формированию гражданственной позиции школьников;
- · воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
- · воспитывать любовь и уважение к родной семье;
- · воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
- · умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
- · воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
- · приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
- · организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
- · организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
- · участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям), посещение больных.
- · классные часы
Цель: нравственный выбор; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- · воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
- · воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
- · воспитание чувства любви к родной Российской земле;
- · участие в патриотических праздниках.
Практическая деятельность.
- · подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
- · проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
- · встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
- · празднование «Дня Защитника Отечества», Дня Победы», «Дня космонавтики».
- · изучение государственной символики;
- · беседы об истории Страны, показ видеофильмов;
- · изучение биографии великих людей.
Цель: развитие творческих способностей и художественного вкуса детей, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Практическая деятельность
- · конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
- · экскурсии в Дом детского творчества, Школу искусств, цирк, музеи и выставочные комплексы
- · организация и проведение утренников и праздников «Новогодняя сказка», «В гостях у сказки», «Осенины», «Лето. Приглашение на День рождения», «Прощание с начальной школой» и т.д., с изготовлением открыток, сувениров;
- · участие в школьных, окружных, региональных выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
- · участие в конкурсах чтецов;
- · помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.
Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Мероприятия:
- · цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
- · Дни здоровья;
- · участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, «Веселых стартах»; занятия в спортивных кружках;
- · ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
- · игры на свежем воздухе;
- · весенние и осенние экскурсии в лес;
- · часы общения: «Мой режим дня», «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях», «Ребенок и улица», «Осторожно - гололед»;
- · классные часы: «Пожарная безопасность», «Азбука дорожных знаков» (с приглашением работников МЧС и работников ГИБДД);
- · спортивные праздники с участием родителей «Папа, мама, я - спортивная семья».
Цель: уважение к труду; творчество и созидание; трудолюбие
Задачи: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда.
Виды деятельности:
- · дежурство по классу:
- · уборка школьной территории;
- · озеленение школьного двора;
- · помощь в озеленении двора по месту жительства;
- · экскурсии на предприятия;
- · часы общения «Кем быть», «Профессия моих родителей».
Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство в классе - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Практическая деятельность.
- · тематические родительские собрания;
- · анкетирование;
- · организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
- · индивидуальные консультации, беседы.
- · Помощь на пришкольном участке
Цель: помочь ребёнку познать природу мира, родная земля; экологическое сознание
- 1. Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
- 2. открыть себя в этом мире и найти своё место в нём.
- 3. развитие логического мышления в процессе ознакомления с природой.
Мероприятия:
- · участие в акции «Кормушки», «Скворечник»
- · День птиц
- · День земли
- · Экскурсии на природу
- · Участие во всероссийских акциях «Под небом единым»
Практическая деятельность:
- · Уход за комнатными растениями
- · Озеленение двора
- · Экологический десант
Ожидаемые результаты.
Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества :
У выпускника будут сформированы:
- · внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- · широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- · учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- · ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- · способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- · основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- · ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- · знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
- · развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- · установка на здоровый образ жизни;
- · основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
- · чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
- · принимать и сохранять учебную задачу;
- · учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- · планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- · учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- · оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- · адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- · различать способ и результат действия;
- · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
- · Выпускник научится:
- · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- · сообщения в устной и письменной форме;
- · ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- · осуществлять синтез как составление целого из частей;
- · проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- · устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- · строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- · осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
- · адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- · допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- · формулировать собственное мнение и позицию;
- · договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- · строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- · задавать вопросы.
Направление |
Мероприятие |
Сентябрь |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
«Птицам нужна помощь» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
1. «Путешествие в Мульти-Пультию» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Подготовка к празднику «День народного единства». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Трудовые десанты «Чистота спасет мир: Чистая улица. Чистый двор» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Операция «Чистюлька» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образа жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Кл.час «Встречают по одёжке, провожают по уму». |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Игра «Тропинка безопасности» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
2 класс «Учись дружить»
Сентябрь |
|
Направление |
Мероприятие |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Беседа «Я - гражданин России» Беседа «Знай свои права». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
«Кто работы не боится, у того она и спорится» 1. Образ лицеистаи «Мои поручения в классе и дома» |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Участие в ярмарке «Дары осени 2014» |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Беседа «Россия - родина моя». |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой и Л. Толстого о поступках детей. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Как лучше поступить?» (творческие игры) |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Экологические тропинки, мы усвоим без запинки» |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл. час «Символика родного края». |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Викторина «Путешествие в мир животных». |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. «О бабушках и дедушках» (устный журнал) |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл. час «Весенние обряды и обычаи». |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
1. Беседа «Спешите делать добро». |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Ветеран живёт рядом. Изготовление открыток для ветеранов. |
Тематическое планирование воспитательной работы
3 класс «Азбука коллективной жизни»
Сентябрь |
||
Направление |
Мероприятие |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «История символов государства, края, района». |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Кл.час-представление «Я и мои таланты». |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «Я чувствую себя счастливым, когда…» |
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Всероссийский урок в рамках Международного года света и светской технологии. |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
1. Кл.час «День Конституции РФ». |
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Мои поручения в классе и дома» |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Беседа «Рождественские встречи» |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
1. «Кто работы не боится, у того она и спорится» |
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях |
1. Путешествие в страну неразгаданных тайн. |
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
|
|
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
1. Беседа - диспут «За что уважают человека в семье и обществе». |
|
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
|
|
|