Пары рукотворные и природные окружающий мир. Конспект урока на тему «Природа и рукотворный мир»"

Учебник является основным учебным пособием в составе УМК «Окружающий мир». Естественно к учебнику предъявляются особые требования в части содержания и формы подачи материала. По отзывам преподавателей начальных классов, именно учебник Плешакова отвечает этим требованиям и также нравится учащимся и их родителям. Учебник содержит богатый иллюстративный материал и прост в восприятии детей. Учащиеся, которые уже знакомы с пособиями Плешакова по первому классу, без труда освоят учебную программу и за 2 класс, которая нашла свое отражение в данном учебнике.

ПРИРОДА И РУКОТВОРНЫЙ МИР.
Посмотри вокруг себя. Как ты думаешь, что из окружающего тебя относится к природе? А что к природе не относится?
Рассмотрите фотографии. То, что относится к природе, накройте зелёными фишками, а то, что создано человеком, - жёлтыми.

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. То, что создано людьми, принято называть рукотворным миром. Солнце, воздух, вода, растения, животные - всё это объекты природы. Разнообразные вещи, автомобили, дома - это предметы рукотворного мира.
Приведи свои примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

Содержание
О братьях наших меньших
Бурёнушка. Народная песня
Птичка. В. Жуковский
Кот Васька. К. Ушинский
Считалка
Загадки
Голоса леса. Е. Благинина
Старый гриб. М. Пришвин
Оленёнок. П. Комаров
Лиса Патрикеевна. К. Ушинский
Еж-спаситель. В. Бианки
Скороговорки
Тары-бары М. Дудин
Плутишка кот. К. Ушинский
Журавль и цапля. Русская сказка
Зимовье зверей. Русская сказка в обработке Л. Толстого
Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Д. Мамин-Сибиряк
Белые пёрышки. Русская сказка
Книжная полка
Лис Миккель и другие
Колосок. Украинская сказка в обработке С. Могилевской
Как Джек ходил счастья искать. Английская сказка в переводе Н. Шерешевской
Лис Миккель и медведь Бамсе. Норвежская сказка в переводе и обработке Ф. Золотаревской
Бременские музыканты. Братья Гримм. Перевод А. Введенского
Сказка про трёх поросят. Английская сказка в переводе Н. Шерешевской
Книжная полка
Проверь себя
Семья и я
Лучше всех. Быль. Л. Толстой
Пословицы
Колыбельная. Народная песня
«Спи, младенец мой прекрасный». М. Лермонтов
Случай с кошельком. Е. Пермяк
Моя сестра. С. Аксаков
Сыновья. В. Осеева
Пословица
Колыбельная песня. А. Майков
Пословица
Отец и сыновья. Л. Толстой
Дедушка. А. Плещеев
Катин подарок. Л. Воронкова
Март. Ю. Коринец
Песня матери. А. Плещеев
«Перед весной бывают дни такие». А. Ахматова
Три сестры. Татарская сказка
Книжная полка
Деревья. В. Солоухин
Быль для детей. С. Михалков
Салют. С. Баруздин
Проверь себя!
Весна, весна красная
Весна, весна красная!
Народная песня
Весной. А. Чехов!.
«Гонимы вешними лучами». А. Пушкин
Весна-художник. Г. Скребицкий
Снег и Ветер. Н. Сладкое
Весенняя песенка. С. Маршак
Чем пахнет весна. Э. Шим
«Весна, весна! Как воздух чист! ».
Е. Боратынский
«Зима недаром злится». Ф. Тютчев
Скворцы. А. Куприн
Скворец-молодец. Н. Сладкое
Апрельские шутки. Н. Сладкое
Апрель. А. Барто
Жаворонок. Г. Скребицкий
Закличка
Загадки
Жаворонок. В. Жуковский
Одуванчик. О. Высотская
Золотой луг. М. Пришвин
Почему хорошо на свете. Я. Дудочкин
Весенний гам. Н. Сладкое
Воробей. А. Барто
Ребята и утята. М. Пришвин
Птичья школа. Б. Заходер
Утренние лучи. К. Ушинский
«Весна, весна на улице ». А. Барто
Проверь себя
Там чудеса
Хаврошечка. Русская сказка
Сказка о рыбаке и рыбке. А. Пушкин
Кот в сапогах. Шарль Перро. Перевод Т. Габбе и А. Любарской
Книжная полка
Проверь себя.

Природа и рукотворный мир

Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):

Предметные результаты:

знать, что такое природа (давать определение);

различать объекты природы и предметы рукотворного мира ;

приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к миру.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

классифицировать объекты окружающего мира;

использовать знаково-символические средства (цветные фишки) при работе с учебником;

заполнять таблицу в рабочей тетради;

взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

следовать правилу в дидактической игре;

осуществлять контроль и коррекцию ;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;

осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Оборудование. У учителя - демонстрационные фишки (зелёные и жёлтые); книга «Великан на поляне». У учащихся - цветные фишки (зелёные и жёлтые).

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока обсуждаются результаты выполнения задания № 3 в рабочей тетради . Дети демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Пусть учащиеся сами выскажут оценочные суждения о своей работе, скажут, была ли она интересной для них и для взрослых.

Учитель: «Замечательные дома, о которых вы рассказали, - часть окружающего мира. А что ещё мы видим вокруг себя? (Дети отвечают.) Всё, что вы назвали, можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, какие? (Звучат предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос заключён в названии темы сегодняшнего урока». Дети открывают учебник на с. 14, читают название темы и по тексту рубрики «Что узнаем, чему научимся» знакомятся с целевыми установками урока.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает учащимся выполнить первое задание учебника (с. 14): посмотреть вокруг себя и сказать, что, по их мнению, относится к природе, а что к природе не относится. Возможно, при ответах будут допущены ошибки. Не исправляя их, учитель говорит, что с некоторыми ответами он не согласен. Так возникает проблемная ситуация, для выхода из которой требуется новое знание. Учитель напоминает детям подобные ситуации в 1 классе, например на уроках «Кто такие насекомые?», «Кто такие птицы?», и подводит к выводу: нужно знать, что такое природа.

Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «Итак, что же такое природа? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника на с. 15. (Дети работают с текстом, затем дают определение.) Что ещё вы узнали из текста? (Ответы детей.) А теперь скажите, кто из ребят ошибся, когда мы называли предметы вокруг себя».

Полученные знания применяются при выполнении задания с фотографиями в учебнике (с. 14-15). Сначала дети работают индивидуально, затем в парах проверяют друг друга и исправляют ошибки, перемещая фишки . Окончательная проверка задания проводится коллективно с применением демонстрационных фишек, аналогично тому, как это делалось на прошлом уроке.

После этого выполняются задания № 1, 2 в рабочей тетради . Задание № 1 дети выполняют самостоятельно, после чего проводится коллективная проверка. Задание № 2 лучше сначала выполнить устно, выслушав обоснование детей (как составить пары, чем различаются объекты в каждой паре). Особое внимание следует обратить на дополнительное задание со знаком восклицания. Пусть каждый ученик самостоятельно придумает и нарисует свою пару. Если у кого-то не получится, можно предложить дома ещё подумать и выполнить рисунок.

Закрепить умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира можно с помощью дидактической игры . Поскольку дети видели на рисунке в учебнике Попугая с фотоаппаратом, учитель, взяв в руки игрушку, говорит от имени Попугая: «Я тоже прекрасно фотографирую! Я сделал много фотографий, но забыл их дома. Сейчас я расскажу, что сфотографировал. Если я буду называть то, что относится к природе, вы хлопайте один раз; если назову созданное человеком, хлопайте два раза». (Далее произвольно называются объекты.) Эту игру можно совместить с физкультминуткой; по усмотрению учителя действия детей могут быть иными: присесть или подпрыгнуть, наклониться вправо или влево и т. д.

Далее выполняется задание на с. 15 учебника, внизу, с применением рабочей тетради (задания № 3, 4). Задание № 3 дети выполняют индивидуально, задание № 4 - в парах.

К сведению учителя. В заполненном виде таблица в рабочей тетради может, к примеру, выглядеть так:

Что или кто

По заданию № 5 рабочей тетради в группах проводится игра-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Важно, что в процессе игры развивается умение детей следовать правилу, оговорённому в условиях игры.

Следующая часть урока - «Наше отношение к миру» - имеет особое значение, так как прямо направлена на решение воспитательных задач курса. Работа ведётся с разворотом учебника (с. 16-17). Материал здесь представлен в проблемно-поисковом ключе: дети, выполняя в группах задания № 1-3 учебника, учатся оценивать отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. При этом важно ввести в оборот слова, несущие этический смысл (с. 16). Как и при любом обращении к этическим вопросам, учителю необходимо соблюдать определённый такт: дать детям возможность высказаться, не боясь ошибиться, обосновать свою точку зрения и т. д. На одном из рисунков изображены Надя и пёс Рыжик. Пусть дети предложат объяснение этому рисунку, например: Рыжик, пробегая по лесу, поранил лапу о консервную банку, которую там бросили, ему больно и теперь его нужно лечить.

После того как дети ответят на вопрос: «Какому отношению к природе учит наука экология?», учитель обращается к книге «Великан на поляне» . Учитель: «Эта книга как раз и рассказывает об отношении человека к природе. Подумайте, почему она называется «Великан на поляне». Дети высказываются, после чего учитель зачитывает первый абзац на с. 3, где объясняется название книги. Затем учитель просит детей привести свои примеры различного отношения человека к природе, а после ответов учащихся читает вслух последний абзац текста на с. 4.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока дети говорят, что нового они узнали и чему научились. Делается краткий вывод по уроку, который сопоставляется с выводом в учебнике (с. 17).

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с. 17 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать информационный текст на с. 15. В рабочей тетради: закончить задание № 2 (если не выполнено в классе).

Тема «Природа и рукотворный мир»

Предметные результаты:

знать, что такое природа (давать определение);

различать объекты природы и предметы рукотворного мира ;

приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира;

использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к миру.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять целевые установки урока;

классифицировать объекты окружающего мира;

использовать знаково-символические средства (цветные фишки) при работе с учебником;

заполнять таблицу в рабочей тетради;

взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;

следовать правилу в дидактической игре;

осуществлять контроль и коррекцию ;

формулировать выводы из изученного материала;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;

осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Оборудование. У учителя - демонстрационные фишки (зелёные и жёлтые); книга «Великан на поляне». У учащихся - цветные фишки (зелёные и жёлтые).

Ход урока

Мотивация и целеполагание. В начале урока обсуждаются результаты выполнения задания № 3 в рабочей тетради . Дети демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Пусть учащиеся сами выскажут оценочные суждения о своей работе, скажут, была ли она интересной для них и для взрослых.

Учитель: «Замечательные дома, о которых вы рассказали, - часть окружающего мира. А что ещё мы видим вокруг себя? (Дети отвечают.) Всё, что вы назвали, можно разделить на две большие группы. Как вы думаете, какие? (Звучат предположения учащихся.) Ответ на этот вопрос заключён в названии темы сегодняшнего урока». Дети открывают учебник на с. 14, читают название темы и по тексту рубрики «Что узнаем, чему научимся» знакомятся с целевыми установками урока.

Актуализация знаний и умений. Учитель предлагает учащимся выполнить первое задание учебника (с. 14): посмотреть вокруг себя и сказать, что, по их мнению, относится к природе, а что к природе не относится. Возможно, при ответах будут допущены ошибки. Не исправляя их, учитель говорит, что с некоторыми ответами он не согласен. Так возникает проблемная ситуация, для выхода из которой требуется новое знание. Учитель напоминает детям подобные ситуации в 1 классе, например на уроках «Кто такие насекомые?», «Кто такие птицы?», и подводит к выводу: нужно знать, что такое природа.

Освоение нового содержания и его применение. Учитель: «Итак, что же такое природа? Найдите ответ на этот вопрос в тексте учебника на с. 15. (Дети работают с текстом, затем дают определение.) Что ещё вы узнали из текста? (Ответы детей.) А теперь скажите, кто из ребят ошибся, когда мы называли предметы вокруг себя».

Полученные знания применяются при выполнении задания с фотографиями в учебнике (с. 14-15). Сначала дети работают индивидуально, затем в парах проверяют друг друга и исправляют ошибки, перемещая фишки . Окончательная проверка задания проводится коллективно с применением демонстрационных фишек, аналогично тому, как это делалось на прошлом уроке.

После этого выполняются задания № 1, 2 в рабочей тетради . Задание № 1 дети выполняют самостоятельно, после чего проводится коллективная проверка. Задание № 2 лучше сначала выполнить устно, выслушав обоснование детей (как составить пары, чем различаются объекты в каждой паре). Особое внимание следует обратить на дополнительное задание со знаком восклицания. Пусть каждый ученик самостоятельно придумает и нарисует свою пару. Если у кого-то не получится, можно предложить дома ещё подумать и выполнить рисунок.

Закрепить умение различать объекты природы и предметы рукотворного мира можно с помощью дидактической игры . Поскольку дети видели на рисунке в учебнике Попугая с фотоаппаратом, учитель, взяв в руки игрушку, говорит от имени Попугая: «Я тоже прекрасно фотографирую! Я сделал много фотографий, но забыл их дома. Сейчас я расскажу, что сфотографировал. Если я буду называть то, что относится к природе, вы хлопайте один раз; если назову созданное человеком, хлопайте два раза». (Далее произвольно называются объекты.) Эту игру можно совместить с физкультминуткой; по усмотрению учителя действия детей могут быть иными: присесть или подпрыгнуть, наклониться вправо или влево и т. д.

Далее выполняется задание на с. 15 учебника, внизу, с применением рабочей тетради (задания № 3, 4). Задание № 3 дети выполняют индивидуально, задание № 4 - в парах.

К сведению учителя. В заполненном виде таблица в рабочей тетради может, к примеру, выглядеть так:

Что или кто

Относится к природе

Создано человеком

Светит

Солнце, светлячок

Лампочка

Гремит

Гром

Погремушка

Блестит

Лёд

Стекло

Плавает

Рыба, утка

Лодка, яхта

Летает

Птица, бабочка

Самолёт, ракета

По заданию № 5 рабочей тетради в группах проводится игра-соревнование: кто назовёт больше объектов природы. Важно, что в процессе игры развивается умение детей следовать правилу, оговорённому в условиях игры.

Следующая часть урока - «Наше отношение к миру» - имеет особое значение, так как прямо направлена на решение воспитательных задач курса. Работа ведётся с разворотом учебника (с. 16-17). Материал здесь представлен в проблемно-поисковом ключе: дети, выполняя в группах задания № 1-3 учебника, учатся оценивать отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. При этом важно ввести в оборот слова, несущие этический смысл (с. 16). Как и при любом обращении к этическим вопросам, учителю необходимо соблюдать определённый такт: дать детям возможность высказаться, не боясь ошибиться, обосновать свою точку зрения и т. д. На одном из рисунков изображены Надя и пёс Рыжик. Пусть дети предложат объяснение этому рисунку, например: Рыжик, пробегая по лесу, поранил лапу о консервную банку, которую там бросили, ему больно и теперь его нужно лечить.

После того как дети ответят на вопрос: «Какому отношению к природе учит наука экология?», учитель обращается к книге «Великан на поляне» . Учитель: «Эта книга как раз и рассказывает об отношении человека к природе. Подумайте, почему она называется «Великан на поляне». Дети высказываются, после чего учитель зачитывает первый абзац на с. 3, где объясняется название книги. Затем учитель просит детей привести свои примеры различного отношения человека к природе, а после ответов учащихся читает вслух последний абзац текста на с. 4.

Выводы и обобщения. При подведении итогов урока дети говорят, что нового они узнали и чему научились. Делается краткий вывод по уроку, который сопоставляется с выводом в учебнике (с. 17).

Контроль и оценка достижений. Проводятся с помощью блока вопросов на с. 17 учебника.

Домашнее задание. В учебнике: повторить вывод по уроку, перечитать информационный текст на с. 15. В рабочей тетради: закончить задание № 2 (если не выполнено в классе).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: