Формы воздействия на личность. Учебная литература по юридической психологии

Процесс человеческого общения предполагает наличие воздействия людей друг на друга теми или другими способами. Психологическое воздействие , или влияние на личность, понимается как изменение психологического состояния человека, его поведения, личностно-смысловых образований (установок, мнений, целей и т.п.) другим человеком или группой людей. Воздействие (или влияние) может осуществляться преднамеренно или непреднамеренно. Преднамеренное влияние, как пишет Е.В. Сидоренко (1998), совершается зачем-то, для чего-то , а непреднамеренное – почему-то, т.е. имеет только причину, например неосознанную потребность.

В психологическом воздействии Г.А. Ковалев (1995) выделяет субъект и объект воздействия (личность и группа), механизмы воздействия (заражение, внушение, подражание, убеждение), методы и средства воздействия (политические, административные, педагогические, психологические). Все эти компоненты тесно связаны друг с другом. В чем специфика разных механизмов психологического воздействия?

Заражение относится к древнейшим механизмам психологического воздействия и представляет собой неосознаваемую подверженность определенным психологическим состояниям.
Б.Д. Парыгин (1971) определяет заражение как сопереживание людьми общего психического состояния. В ходе заражения передача эмоций от человека к человеку происходит путем многократного взаимного усиления эмоций общающихся людей по принципу цепной реакции. Поэтому величина группы, в которой возникает эмоция, определяет выраженность заражения.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. В ходе внушения происходит передача эмоций, мыслей и форм поведения, при этом человек принимает их некритично, в готовом виде. Внушение, как и заражение, в первую очередь связано с влиянием на эмоциональную, бессознательную сферу психики. Внушение имеет значение в сфере пропаганды и рекламы, может рассматриваться также как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия на личность.

Подражание как способ психологического воздействия представляет собой воспроизведение индивидом черт и способов демонстрируемого поведения. По Б.Д. Парыгину (1971), подражание направлено на творческое воспроизведение внешних признаков и образцов поведения, действий, поступков, которое сопровождается определенной эмоциональной и рациональной направленностью. В детстве подражание выступает как ранний вид обучения, служит для установления контакта с окружающими.

Убеждение как процесс – это способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне. По Ю.А. Шерковину (1975), убеждение – логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения. Данный способ воздействия на личность апеллирует к логическому мышлению, в нем присутствует аргументация, логическое обоснование. Личность, на которую воздействуют, должна сознательно принять передаваемые идеи, поэтому убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Если соотносить перечисленные механизмы со степенью их воздействия на аффективную или интеллектуальную сферы, то будет видно, что при движении от заражения к убеждению снижается роль эмоций и возрастает значение интеллектуально-мыслительных процессов.

Формы воздействия могут быть неимперативными и императивными, прямыми и косвенными. К неимперативным прямым воздействиям относятся: просьба, предложение, убеждение, поддержка, похвала и утешение. Кимперативным прямым – приказы, требования, запрещения и принуждение. Среди мер воздействия можно выделить дисциплинарные меры в виде предупреждения, выговора, наказания. Отдельными специфическими видами воздействия считаются слухи, сплетни.

В сфере педагогического общения к различным формам воздействия учителя на ученика можно отнести просьбы, требования и принуждения, убеждения, шутки, внушения, оценки и отметки. Все виды воздействия учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства учителя. У преподавателя высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей с более низким уровнем – дисциплинирующего (А.А. Реан, 1999, Е.П. Ильин, 2009).

Особым видом воздействия на партнера по общению является манипуляция, которой пользуются профессионалы влияния: продавцы, работники сферы обслуживания, руководители, таксисты, официанты, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники. Манипуляция используется педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями и детьми по отношению друг к другу.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей(Ильин, 2009). При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Иначе говоря, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия, например, в воспитании или обучении.

Существует понятие макиавеллического (или манипулятивного) типа личности.Макиавеллизм – циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Название связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где он излагал свои принципы управления, манипулирования людьми. Макиавеллический тип личности – это смягченный вариант авторитарного типа, при котором окружающие люди воспринимаются как злые, враждующие, не достойные доверия. Однако манипуляция – это не всегда плохо. Ряд педагогических и профессиональных задач подразумевают именно манипулятивное общение.

Психологическое воздействие на личность
План
Введение 3
1. Типология психологических воздействий 5
2. Правомерное и неправомерное воздействие 8
3. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности 10
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Введение
Актуальность контрольной работы определило то, что проблема психологического воздействия имеет важное и специфическое значение в правоохранительной деятельности. Много написано о воздействиях оперативного работника или следователя на граждан, процессуально зависящих от него: подозреваемых, подследствен-3 -ных, свидетелей и потерпевших. С развитием в нашей стране демократических принципов общественного устройства стали появляться публикации, касающиеся защиты прав личности при возникновении правоотношений с органами правопорядка и их сотрудниками, носящие преимущественно публицистический характер.
Понятия «психического воздействия» и «психологического воздействия», имея свои семантические оттенки, в литературе и практике иногда используются часто как взаимозаменяемые. В частности, так поступают авторы Комментария к Уголовного кодексу РФ.
Строго говоря, любое нефизическое воздействие одной личности на другую, признаки процесса или конечный результат которого возможно обнаружить, является психическим. Психологическое воздействие - преднамеренное, целенаправленное вмешательство в процессы психического отражения действительности другого человека в отличие от психического, которое может происходить и без выраженного желания воздействующего субъекта и даже в его отсутствие («его слова запали мне в душу, хотя он даже не догадывается о моем существовании »). Оно произвольное, волевое, как правило, методически подготовленное, часто - инструментально оснащенное. Результаты его ожидаются и прогнозируются. Именно таким и должно быть психологические воздействие сотрудника правоохранительного органа.
Объект работы - общественно-правовые отношения в сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя, предмет - формы и методы сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя.
Цель работы - изучить формы и методы сфере осуществления психологического воздействия в деятельности следователя.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
. Рассмотреть типологию психологических воздействий;
. Исследовать правомерное и неправомерное воздействие;
. Проанализировать систему методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности.
1. Типология психологических воздействий
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое связано с реализацией детального плана последовательных действий, реализуемых за один сеанс общения: беседу, опрос, допрос, консультацию, экспертизу и пр. Как правило, простое воздействие обусловлено достижением всего одн ой или нескольких тактических целей. Сложное состоит из ряда простых, оно является средством или способом достижения стратегической цели. Например, для сотрудника - это решение профессиональной задачи: убеждение в необходимости сотрудничества, даче показаний, выдаче улик и пр.
По направленности воздействия оно может быть индивидуальным или социально-психологическим. Индивидуальное направлено на конкретного человека, социальное - на группу людей.
Форма осуществления психологического воздействия может быть открытой, закрытой (неочевидной) и комбинированной. Открытая форма подразумевает обращение непосредственно к уровню сознания. Закрытая связана с использованием приемов, воздействующих на сферу подсознания (косвенное внушение, «косвенный допрос», НЛП и др.) Комбинированная форма сочетает в себе обе предыдущие. Комбинированная форма требует высокой психологической подготовленности сотрудника, тщательной методической проработки либо привлечения специалиста из психологической службы.
По технической оснащенности различают субъектные воздействия и инструментальные. Субъектные - воздействия личности, слов, приемов, применяемых сотрудником, инструментальные - воздействия с помощью материальных объектов и условий (предъявление вещественного доказательства), выбора места (квартира, храм, место происшествия и пр.).
Существуют также методы психологического воздействия, основными из которых являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др., и приемы - конкретные техники управления психическим состоянием партнера по общению.
Принципы воздействия. Они обычно связываются с допустимостью использования психологического воздействия в уголовном процессе, а число их, выделяемых разными авторами, колеблется от 10 до четырех. Фактически есть три основных принципа: законности, научности, целесообразности.
Принцип законности требует, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, международным правовым актам и документам. Сотрудник, оказывающий воздействие, должен осознавать, что он несет полную ответственность за его результаты.
Принцип научности предполагает, что все применяемые в правоохранительной деятельности методы, приемы воздействия на личность научно обоснованы и прошли необходимую апробацию. Сотрудник, применяющий их, получил необходимую подготовку, контролирует процесс их использования, отслеживает обратную связь.
Принцип целесообразности указывает, что воздействие должно отвечать намеченной цели, быть адекватным состоянию человека, подвергающегося воздействию, не быть недостаточным или чрезмерным, не превращаться в психическое давление, принуждение, насилие.
Подводя итог, можно сказать, что разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:


2. Правомерное и неправомерное воздействие
Одной из важнейших характеристик психологического воздействия является его разделение на правомерное (допускаемое законом) и неправомерное (противозаконное). По сути это центральная проблема в большинстве дискуссий о нем. Какое воздействие может использоваться в процессе оперативной разработки, дознания, предварительного следствия? Где его правовые и моральные границы? Может ли власть в лице своих законных представителей в интересах государственной и общественной безопасности избирать любые методы воздействия на личность?
Законодательство регламентирует формы воздействия, которые допустимы при производстве действий, хотя в самом Уголовном кодексе нет терминов «психическое» либо «психологическое» воздействие. Понятия «психическое воздействие», «психическое насилие», «давление на психику» и некоторые другие возникают только в Комментарии к УК. В то же время согласно УПК РФ, законодатель запрещает домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Разъясняется, что на подозреваемом и обвиняемом не лежит процессуальной обязанности давать показания, они лишь вправе их давать.
Другие средства принуждения процессуальных участников содействовать раскрытию преступления в случае их отказа добровольно сделать это - задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных, угроза уголовной ответственности за дачу ложных показаний потерпевшим и свидетелями, принудительное освидетельствование, обыск и т.д. Теоретически каждое из них может вызвать нарушения физического и психического здоровья, но эти меры допускаются законом.
К неправомерным способам получения доказательств относятся такие виды психологического воздействия, как насилие, угроза, шантаж. Обнаружение фактов их применения однозначно вынудит поставить вопрос об уголовной ответственности самого сотрудника органов правопорядка. Таким образом, психологическое принуждение рассматривается законодательством в двух планах: с одной стороны, это связано с осуществлением правомерного воздействия на препятствующих правосудию, а с другой - на тех, кто пытается его осуществить противоправными способами.
Еще одним аспектом оценки психологического воздействия как правомерного или неправомерного является обращение к новым, нетрадиционным для России методам получения доказательств по делу. Уже описаны процессуально допустимые возможности использования полиграфа и гипноза, есть свидетельства об иных программных, аппаратных, медикаментозных и прочих разработках.
Вопросы, которые мы только начинаем ставить перед собой, уже имеют длительную историю дискуссий за рубежом. Начало их открытого обсуждения положила знаменитая книга Джона Маркса «В поисках кандидата из Манчжурии», где впервые на подлинном архивном материале было рассказано об опытах ЦРУ по контролю над человеческой психикой и поведением, включая гипноз, наркотики, психопрограммирование и пр.
Итогом этих обсуждений стало усиление общественного контроля за деятельностью спецслужб. Напоминание же о том, что помимо профессионального долга, а точнее, раньше него, стоит долг общечеловеческий, нравственный, никогда не бывает лишним. Хотя большинство исследователей и считает репертуар допустимых методов психологического воздействия ограниченным, мнение, реализуемое чаще осторожно, но иногда и более открыто, что «суть дела не в провозглашении каких-либо положений, а в реальных обстоятельствах» никогда и никуда не исчезало.
3. Система методов психологического воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности
Основными методами психологического воздействия являются - метод передачи информации, убеждение, принуждение, внушение, постанова и варьирования мыслительных задач.
Метод передачи информации. Под данным методом понимают целенаправленную передачу сообщений о фактах, событиях, знаниях. Цель передачи информации - обогащение другого человека знаниями, удовлетворение его любознательности. В процессе общения всегда происходит воздействие информацией, обмен ею. Сущность метода заключается в том, что заранее собранная и в определенном порядке, условиях, способах передаваемая информация включает лицо, на которое оказывают воздействие, в интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы, перерабатывается им и приводит к достижению запланированной цели воздействия. Данный метод применяется для разнообразных целей: оказать помощь при воспоминании забытого, изменить направленность мыслительных процессов лица, дающего ложные показания, изменить установку, взгляды, мировоззрение, возбудить определенное эмоциональное состояние. Во всех случаях передача информации повышает психическую активность личности, на которую воздействуют, позволяет более четко направлять, регулировать ее мыслительную деятельность.
Метод передачи информации тесно связан с методом убеждения. Необходимость взаимодополнения этих методов всегда возникает в том случае, когда после передачи дополнительной информации у лица, на которое воздействовали, наступает состояние сомнения, неуверенности. Дополнительное применение метода убеждения помогает принятию необходимого решения.
Убеждение - это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность и с целью формирования у нее одних качеств и избавление от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности. Данный метод широко применяется в оперативно-розыскной деятельности. Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.
В побуждении человека к деятельности важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит и можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, то есть живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.
Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основные элементы: 1) изложение определенных доводов; 2) передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов; 3) выслушивание сомнений и возражений убеждаемого; 4) изложение новых доводов с учетом возражений; 5) повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.
Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому и этическому решению, предложенному в ходе убеждения. Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.
Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.
Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям: 1) отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности; 2) быть последовательным, логическим и доказательным; 3) возбуждать психическую активность убеждаемого; 4) содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты и примеры; 5) содержать анализ обоюдоизвестных фактов; 6) убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает; 7) учитывать возможности личности и ее характера.
Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что «голое» принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.
Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться. Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах: а) запрещение импульсивных действий; б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения. Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.
Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник имеет большой авторитет у объекта1. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.
Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для объекта последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника.
Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.
Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.
Метод внушения - одного из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сам человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.
Таким образом, деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.
Заключение
Сотруднику при целеустремленном осуществлении психологического воздействия надо представлять, какие изменения в сознании человека должны произойти (конечный результат), как вызвать необходимые изменения, каковы возможности применяемых им воздействий, как они соотносятся с его правами и правами гражданина. Чтобы так поступать, сотруднику нужна незаурядная профессионально-психологическая подготовленность. Без этого психологическое воздействие может оказаться не просто неэффективным, но противоправным, привести далеко не к тем результатам, на которые сотрудник рассчитывал, возможно, тяжелейшим и для него и для того человека, на которого он воздействовал.
Разработка методов психологического воздействия производится с целью обеспечения:
1) полного установлена истины в процессе оперативно-розыскной деятельности, дознания, а затем и расследования фактов совершенного преступления;
2) изменения отношения подозреваемого к своему поведению, определенным фактам, лицам;
3) воспитания и возможного перевоспитания лиц, у которых выявляются отрицательные привычки, навыки, наклонности, могущие явиться причиной совершения ими преступлений;
4) активизация действий всех лиц, принимающих участие в дознании и следствии.
Деятельность сотрудников правоохранительных органов тесно связана с воздействием на психологию людей. При осуществлении дознания и следствия находят применение самые разнообразные методы и средства воздействия. Одна из целей дознания и следствия -воздействие на лиц, совершивших преступление, на неустойчивых лиц, которые могут совершить преступление, - достигается различными методами, в том числе и методами психологического воздействия. Сущность их заключается в побуждении объекта принимать навязываемую ему идею или организовывать свое поведение в нужном для правоохранительных органов направлении.
Список использованной литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1990 - 265 с.
2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1988 - 420 с.
3. Общая психология/Состав. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995 - 360 с.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998 - 540 с.
5. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону, 1996 - 506 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 488 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Изд-во Питер, 2000 - 680 с.
8. Чуфаровский Ю. В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. - М. : Изд-во Проспект, ТК Велби, 2006. -208 с.
9. Юридическая психология. 5-е издание дополненное и переработанное. - Питер, 2005 - 655 с.

Глава 4. Методы психологического воздействия на личность в процессе профессионального общения сотрудников оперативных аппаратов

§ 2. Методы психологического воздействия на личность, используемые сотрудниками в профессиональном общении

Основными методами психологического воздействия являются убеждение, принуждение, внушение, постановки и варьирования мыслительных задач.

Убеждение - это главный метод воздействия. Под ним понимается, с одной стороны, разностороннее влияние на личность с целью формирования у нее одних качеств и избавления от других, а с другой - побуждение к определенной деятельности Основными компонентами убеждения являются информирование (рассказ), разъяснение, доказательство и опровержение, а также беседа.

Для того чтобы побудить человека к деятельности, важное место занимает информирование, которое необходимо потому, что человек, прежде чем что-то сделать, должен быть убежден, что это стоит делать и что это можно сделать. Информирование представляет собой рассказ, т. е. живое и образное изложение информации с целью сообщения объекту фактов и выводов, необходимых для побуждения его к деятельности. Будучи по форме свободным от каких бы то ни было канонов, рассказ позволяет сотруднику правоохранительных органов в полную меру использовать все свои умения убеждать и переубеждать собеседника.

Рассказывая что-то изучаемому лицу, можно избрать индуктивный путь, т. е. рассматривать последовательно факты явления, события и потом делать обобщение; можно избрать дедуктивный путь, т. е. сначала высказать общие положения и потом приводить факты в их подтверждение. Что же лучше? Категорического ответа, безусловно, дать здесь нельзя.

В первом случае интересующему нас лицу придется ждать, когда сотрудник правоохранительных органов в своих рассуждениях дойдет до главного. Во втором случае все наоборот: сразу видна главная мысль.

Анализируя разъяснение как один из компонентов убеждения, можно выделить наиболее типичные его виды: схематическое, повествующее, рассуждающее, проблемное.

Схематическое разъяснение уместно при инструктировании, когда объект должен усвоить, вернее запомнить, сообщаемые сведения. Такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами. Повествующее разъяснение представляет собой изложение фактов в виде живого рассказа, который с логической последовательностью приводит к соответствующим выводам.

Для сотрудника правоохранительных органов, имеющего дело с лицами, воспитанными на совершенно иных идейных и психологических основах, большое значение приобретают приемы рассуждающего и проблемного разъяснения.

Рассуждающее разъяснение состоит в том, что мы ставим перед собеседником вопросы, заставляя его задуматься над ними, и сами же путем ряда логических рассуждений приводим его к нужному выводу. Проблемное разъяснение отличается от предыдущих тем, что сам сотрудник правоохранительных органов ответа на поставленные вопросы не дает. К ответам приходит само заинтересованное лицо, но материал для разъяснения подается ему таким образом, что наталкивает его на вывод, который нам нужен.

Здесь следует учитывать и элементы доказательства, которые строятся по законам логики и которые свидетельствуют о том, что доказательство будет весьма эффективным, если оно опирается на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются объектом как правильные. Логика доказательства связана со спецификой отношений между тезисом и аргументом: тезис - это положение, истинность или логичность которого должна быть выяснена; аргумент - это положение, из которого следует истинность доказываемого тезиса.

Доказательство будет тем убедительнее, чем тщательнее мы подберем аргументы. К ним относятся: достоверные факты; определения основных понятий конкретной области знания: положения, истинность которых была доказана ранее. Наиболее важными для практической деятельности сотрудников правоохранительных органов являются факты. Люди привыкли опираться на факты. Факты создают у них соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку.

Следует отметить, что с точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая объекту одну идею, работник тем самым опровергает другую. В психологическом же плане здесь имеется определенная разница. Она связана с тем, что опровержение имеет дело с критикой устоявшихся взглядов интересующего лица, с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно наряду с логическими приемами использовать и психологические. Успешность опровержения во многом связана с тактикой собеседования. От того, как строится беседа, как она проводится, зависит, по сути дела, весь процесс убеждения.

Во всех случаях применение метода убеждения только тогда может быть эффективным, когда оно одновременно воздействует на все сферы психики человека: эмоциональную, интеллектуальную, волевую.

Процесс убеждения всегда должен помогать человеку разобраться в сложившихся запутанных, противоречивых обстоятельствах, помогать принять правильное решение, выявить допущенные ошибки, осознать свою вину. Убеждение должно помогать формировать цели, линию поведения на будущее.

Для того чтобы метод убеждения дал необходимые результаты, надо возбудить мыслительную деятельность убеждаемого, направить ее так, чтобы она привела убеждаемого к тем самым выводам, в которых его хотят убедить. Необходимо также прогнозировать ход его мыслей, менять доводы, направленность убеждения в связи с выявленными его сомнениями, возражениями.

Для активизации и направленности мыслительной деятельности убеждаемого могут быть использованы различные средства, Так, может проводиться целенаправленный разбор определенного события, даваться оценка его поведения в прошлом и в настоящее время, оценка значимости побудительных причин для совершения преступных действий и т. д. Немаловажное значение для этого имеет передача информации о том, как могут отнестись, как отнеслись к его поступкам люди, которых он любит, уважает, с которыми часто встречается.

Убеждение предполагает и использование стимулирования в процессе убеждения. Это может выражаться в словесном одобрении, поддержке хода мыслей убеждаемого, его действий.

Убеждение во всех случаях есть процесс, включающий всегда следующие основное элементы:

  1. изложение определенных доводов;
  2. передачу информации, подтверждающей правильность приведенных доводов;
  3. выслушивание сомнений, возражений убеждаемого;
  4. изложение новых доводов с учетом возражений;
  5. повторение отдельных доводов и элементов передаваемой информации с целью более полного воздействия на ход мыслительных процессов убеждаемого.

Последнее предполагает знание того, по каким путям идет мыслительная деятельность убеждаемого (с учетом сообщенных доводов и информации). Это обеспечивается восприятием опровержений со стороны убеждаемого, его мимикой, жестами, изложением ему возможных путей анализа и синтеза сообщенной информации, логических и этических выводов, которые можно сделать из сообщенных доводов и информации, разбором всех возражений, которые бы мог выдвинуть сам убеждаемый в противовес логическому, этическому решению, предложенному в ходе убеждения Важно при этом уделить внимание тщательному разбору всех препятствий, которые могут возникнуть у убеждаемого в процессе принятия определенного решения.

При осуществлении убеждения следует учитывать все положительные черты, свойства убеждаемой личности, соответствующим образом акцентировать на них внимание, используя также и противопоставление их свойствам, установкам других объектов. Очень важно выявить пункты колебаний, сомнений убеждаемого. В связи с этим в процессе применения метода убеждения следует продолжать внимательно изучать личность, наблюдать за ее реакциями, изменениями в поведении, мимике, жестах и т. д.

Безусловно, процесс убеждения предполагает обязательное выяснение доводов и возражений со стороны убеждаемого. Он может соглашаться с доводами, сомневаться в них или высказывать отрицательное к ним отношение. Если имеются сомнения или высказывается отрицание в процессе убеждения, необходимо выяснить причину и с учетом ее возобновить процесс убеждения новыми доводами, дополнительной информацией, повторением доводов в ином плане, что может способствовать изменению отношения к ним убеждаемого.

Разновидностью метода убеждения является полное словесное воспроизведение имевших место событий (основанных на отдельных фактах и воображении) с целью убеждения в том, что известна вся совокупность фактов. Лицо, занимающееся оперативно-розыскной деятельностью, в некоторых случаях может развить через подозреваемых представляемый им ход событий, с тем чтобы во время опроса или допроса проверить свои предположения. Подобный прием допустим только в том случае, если " имеется достаточная возможность правдиво воссоздать определенное событие. Это достигается тщательным сбором, изучением отдельных фактов, исключительно тщательным продумыванием, логическим осмыслением всей совокупности фактов и отношений. Этот прием имеет целью:

  1. возбуждать ассоциативные связи у лица, на которое воздействуют;
  2. убеждать его в наличии всей совокупности фактов, в их полной доказанности;
  3. возбуждать определенное эмоциональное состояние, облегчающее процесс восприятия доводов;
  4. вызывать реплики (даже опровержения отдельных фактов), подтверждающие правильность общей воспроизведенной картины события.

Достижение целей убеждения возможно только при наличии со стороны убеждаемого желания воспринимать доводы убеждающего. Обязательным условием применения методов убеждения является установление психологического контакта, который, как правило, характеризуется положительным отношением к убеждающему, желанием воспринимать его доводы, наличием действительно полного восприятия и понимания передаваемой им информации.

Следует отметить, что убеждение обязательно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. отвечать уровню развития убеждаемого; строиться с учетом возрастных, образовательных, профессиональных и иных индивидуальных психических особенностей данной личности;
  2. быть последовательным, логическим, доказательным;
  3. возбуждать психическую активность убеждаемого;
  4. содержать как обобщение положения, выводы, так и конкретные факты, примеры;
  5. содержать анализ обоюдно известных фактов;
  6. убеждающий сам должен искренне верить в то, в чем он убеждает;
  7. учитывать возможности и особенности самого убеждающего.

В процессе оперативно-розыскной деятельности применение метода убеждения зависит также от ликвидации предупреждения лица, на которое предполагается воздействовать; от способности этого лица воспринимать доводы. Для того чтобы убеждение достигло цели, надо, чтобы человек не только понял доводы, но и согласился с ними. В практической деятельности степень убеждения может быть разной. Как правило, эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий: во-первых, от силы самого воздействия; во-вторых, от характера, особенностей психического склада лица, на которое воздействуют, и их учета при построении убеждения; в-третьих, от интеллектуально-эмоционального состояния убеждающего в момент их взаимоотношений. В каждом случае по разному, сугубо индивидуально, необходимо использовать метод убеждения при воздействии на конкретного человека.

Метод принуждения. Известно, что не всегда можно достичь успеха, воздействуя на человека убеждением. Нередко приходится прибегать и к принуждению. Следует, однако, отметить, что голое принуждение, изолированное от убеждения, во многих случаях приносит вред. Важно, чтобы объект воздействия в какой-то степени осознал неизбежность принятых к нему принудительных мер. А это достигается, как правило, в том случае, когда принуждению предшествует убеждение. Данное методологическое положение должно стать основой выбора принуждения как метода воздействия на личность в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Отметим, что по своей природе принуждение подразделяется на физическое и психологическое. Физическое принуждение основано на применении силы (нами оно не рассматривается). Психологическое принуждение выступает как побуждение интересующего лица к определенной деятельности вопреки его желаниям. Сам факт принуждения присутствует и при убеждении. Однако здесь объект интереса после проведения с ним разъяснительной работы сознательно без эмоционального нажима со стороны сотрудника правоохранительных органов, выполняет предписанное. В процессе психологического принуждения объект исполняет предписание в состоянии сильного внутреннего протеста. И лишь только внешние обстоятельства заставляют его повиноваться.

Поэтому важнейшим условием применения метода принуждения является внешняя предпосылка. Если такой предпосылки нет, принуждение становится бессмысленным. В условиях оперативно-розыскной деятельности такой предпосылкой для принуждения выступает чувство страха, который в его примитивной форме связан с безусловным оборонительным рефлексом и наиболее элементарно проявляется в механизмах инстинкта самосохранения. Социальная природа страха очень сложна и в достаточной степени еще не изучена. Однако давно известно, что страх вызывается и усиливается, когда человек сознает, а иногда и остро переживает свою слабость. Сотрудник правоохранительных органов должен знать эту закономерность и ясно представлять, что на сильного человека страх мало влияет. Для человека неустойчивого страх выступает сильнейшим побуждающим фактором. А это значит, что принуждение связано не только с внешними факторами, но и, безусловно, с внутренними, психологическими.

Как правило, страх возникает главным образом в результате словесного воздействия, Отсюда следует, что чувство страха тесно связано с сознанием человека. Отечественные психологи говорят и о заметном обратном влиянии. Наблюдения, которые велись им за поведением военнослужащих в опасных ситуациях, позволили сделать вывод о том, что чувство страха возникает у человека в результате восприятия вещей и ситуаций, суждения о них со следующей точки зрения: представляют ли они опасность. Люди эмоционально реагируют на обстановку в соответствии с их пониманием и суждением о ней.

Поэтому отметим, что оценивая возможность применения принуждения к тому или иному лицу, нужно мысленно встать на его точку зрения и сделать выводы о том, возникает ли у данного лица, скажем, после предъявления ему компрометирующих материалов чувство страха. Если интересующее правоохранительные органы лицо, осмыслив обстановку, оценит ее для себя как опасную, то будет в той или иной мере охвачено страхом. Применение принуждения здесь оправданно и, можно сказать, даже подготовлено. Если же объект не усмотрит в этой обстановке ясности и страх не возникает, то применение принуждения будет бессмысленным.

Следует отметить, что возникновение чувства страха указывает на то, что человек принимает непосредственное участие в переживании ситуации. Но поскольку люди переживают по-разному, то, конечно, по-разному они будут относиться к одним и тем же предъявленным материалам. Безусловно, сверхэмоциональные, застенчивые натуры, как правило, переоценивают серьезность внезапно возникших у них неприятностей. Целенаправленным энергичным давлением можно усилить возникшее у них волнение и довести его до уровня страха. Менее чувствительные натуры, наоборот, недооценивают эту серьезность, и поэтому требуется методичная «обработка», чтобы чувство страха у них возникло.

Таким образом, для возникновения у интересующего нас лица чувства страха надо, чтобы ситуация осознавалась и оценивалась им как опасная. Тогда он будет искать выход из этой ситуации, и только тогда принуждение сработает в нужном для сотрудника правоохранительных органов направлении.

Основными приемами психологического принуждения являются запрещение, категорическое требование, предупреждение и угроза.

Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Оно выступает в двух видах:

а) запрещение импульсивных действий;

б) запрещение недозволенного поведения, которое стоит на грани принуждения и убеждения.

Применение запрещения во многих случаях не влияет на взаимоотношения сотрудника с объектом воздействия.

Категорическое требование заключается в силе приказа и может быть эффективным только в том случае, когда сотрудник правоохранительных органов имеет большой авторитет у объекта. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным, а иногда даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично запрещению, однако среди приемов принуждения оно является более весомым, чем запрещение.

Предупреждение, как правило, знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях сотрудника правоохранительных органов с объектом воздействия. Если до предупреждения эти взаимоотношения характеризуются взаимным доверием, то с его применением они приобретают окраску доминирования со стороны сотрудника правоохранительных органов. Смысл предупреждения состоит в том, что сотрудник вызывает у объекта тревогу, соответственно, на ее основе - желание предотвратить негативные для себя (объекта) последствия. В предупреждении, кроме содержания, большое значение имеет тон. Он должен быть внушительным, с элементом угрозы. Все это оказывает явное давление на объекта и вызывает у него главным образом отрицательные чувства, появляется преобладание чувства тревоги и опасения за последствия своего поведения. Именно это и побуждает объекта сделать над собой определенные усилия и подчиниться предписаниям сотрудника правоохранительных органов.

Угроза венчает иерархию психологического принуждения, подводя объекта к состоянию сильнейшего переживания, порождающего чувство страха. Для того чтобы применить угрозу, нужно, чтобы она породила у объекта чувство страха.

Психологические исследования, особенно в последнее время, показывают, что есть очень устойчивые к чувству страха люди. Поэтому к ним довольно трудно применить принуждение. В целях оказания на таких лиц психологического воздействия применяется метод внушения.

Метод внушения. Отметим, что внушение - это одно из средств взаимного влияния людей в процессе их общения. Особенность внушения проявляется в том, что оно оказывает влияние на поведение объекта воздействия незаметно для него. Бесконтрольно проникнув в психику, внушенная идея реализуется в виде поступков. Вместе с тем сем человек оценивает свои действия как сами собой разумеющиеся.

Оперативно-розыскная деятельность, насыщенная различными элементами общения, представляет собой обширную сферу для внушения. Отсюда понятно, что овладение хотя бы в части приемами внушения очень важно дня сотрудника правоохранительных органов.

Слово «внушение» имеет ряд значений. Мы будем рассматривать внушение как специфическое воздействие на человека в состоянии бодрствования Оперативный сотрудник в своей практике имеет дело именно с этим видом внушения. Для такого внушения, как правило, характерно не бесконтрольное, а лишь притупленное сознание и снижение критичности у интересующего правоохранительные органы лица.

Следует отметить, что внушение как метод влияния на личность - это психологическое воздействие, воспринимаемое объектом без должного контроля сознания Внушающее воздействие основано на специфическом качестве человеческой психики - внушаемости, т. е. способности воспринимать внушение. Для того чтобы пользоваться приемами внушения, надо уметь выявлять внушаемых людей и определять состояние их максимальной внушаемости.

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник правоохранительных органов, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве и т. д. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительных органов, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется. В пользу этого предложения свидетельствует и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки.

Следует, однако, отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Исходя из учения И.П. Павлова, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков головного мозга. Исходя из этого учения, сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость».

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается:

  1. приемами постановки задачи (вопроса);
  2. направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса);
  3. оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Сознание конфликтности в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются:

  1. различные вопросительные частицы;
  2. виды речевой интонации;
  3. сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы: «Неужели Ехунов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

1 Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии / В сб. «Вопросы психологии личности и общественной психологии» - Л., - 1964.-С. 12.

2 Левитов НД О психических состояниях человека. -М.,- 1964.- С. 128.

3 Коробейников Н.П. Поведение воина в опасной ситуации.- М,- 1965. - С. 29.

4 Платонов К.И.Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 245.

5 Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,- 1962.- С. 38-39.

6 Платонов К.И,Слово как физиологический и лечебный фактор.- М.,-1962.- С. 48.

7 Там же. С. 37.

8 Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе.- Пермь, 1976. - С. 112.

9 Руководство по психиатрии.- М.,- 1974.- С. 87.

Управленческое воздействие

Управленческое воздействие предполагает воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.

Управленческое воздействие выступает частью, функциональной формой психологического воздействия. Особенностью этого вида воздействия является ограниченность сферы применения. Управленческое воздействие используется преимущественно в системе, где доминируют статусные роли (в первую очередь такие, как «руководитель», «подчиненный» и др.).

По своему внутреннему существу управленческое воздействие представляет три взаимосвязанных между собой и последовательно переходящих друг в друга этапа. Операционный этап , заключающийся в воздействии руководителя на подчиненного; процессуальный этап , заключающийся в принятии или отвержении подчиненным оказываемого на него воздействия; результативный этап , представляющий ответные реакции подчиненного на воздействие руководителя.

Структура управленческого воздействия включает следующие компоненты:

- субъект (отдельные личности, группа лиц, различные организации, которые совершают действие над объектом);

- объект (разнообразные социально-психологические явления и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность);

- способы воздействия (традиционно выделяют основные: убеждение, внушение, принуждение, поощрение и наказание).

Методы воздействия на личность

Общим для любых методов воздействия является необходимость тщательной подготовки управляющего воздействия: определяется цель диалога, изучаются психологические особенности оппонента, его интеллектуальный, культурный и морально-волевой облик, продумывается тактика поведения, особенности имеющейся информации и другие важные и второстепенные факторы, которые могут повлиять на планируемый контакт.

1. Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному восприятию. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки, соответствующие поставленной цели.

Убежденность - это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях :

- Если объект способен согласиться с навязываемым ему мнением.

- Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации . Убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.

- Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близки особенностям мышления объекта .

- Если есть время убеждать . Для того чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требует многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также «растягивает» процесс.

Убеждающее воздействие обычно включает :

1)Воздействие источника информации . Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.

2)Воздействие содержания информации . Воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала.

Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики.

Различают:

1) Прямые призывы . Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов.

2) Косвенные призывы . Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний.

3) Неопределенные призывы . Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.

Основными принципами осуществления убеждающего воздействия должны быть:

1. Принцип повторения . Многократное повторение сообщения дает такой эффект, который невозможно получить при однократном воздействии.

2. Принцип достижения первичности воздействия . Если объект получил какое - то важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию доследующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

3. Принцип обеспечения доверия к источнику информации .

2. Внушение не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей, основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

Основные характеристики внушения

1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам и тем условиям, в которых они проводятся.

2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных военнослужащих, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей.

4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков военнослужащих.

Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

1. По способу воздействия внушение бывает открытым или закрытым. Открытое(прямое) внушение - это внушение с конкретной, четко обозначенной целью. Закрытое (косвенное) внушение характеризуется замаскированностью цели, либо оно не имеет прямой направленности на того, кто является истинным объектом воздействия.

2. По средствам воздействия внушение может быть контактным или дистантным.

Контактное воздействие осуществляется в условиях непосредственного общения с объектом, главным образом во время проведения мероприятий информационно-воспитательной работы. Контактное воздействие наиболее эффективно, поскольку имеет место обратная связь с аудиторией. Дистантное воздействие осуществляется с помощью средств устной и печатной пропаганды, радио и телевидения. В этом случае обратная связь между субъектом и объектом внушающего воздействия исключена.

3. По длительности внушающее воздействие может быть кратковременным и длительным. Кратковременное внушение характеризуется небольшим периодом эффективности воздействия. Длительное внушение характеризуется сохранением воздействия в течение достаточно продолжительного временного промежутка.

4. По содержанию внушающее воздействие может быть специфическим и неспецифическим. Специфическое - это внушение объекту определенных, весьма конкретных идей, установок, мотивов определенной поведенческой реакции. Под неспецифическим внушением понимается провоцирование у объекта определенных психических состояний. Например используют такой метод неспецифического внушения как устрашение (т.е. доведение до военнослужащих наказания за конкретные проступки). В результате личный состав усваивает требования командиров, и знает о возможном наказании в случаях невыполнения требования.

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом восприятии информации.

3. Принуждение - насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям.

Психическое принуждение представляет собой информационное воздействие на сознание человека, которое, как правило, представляет собой угрозу применения физического насилия к самому принуждаемому лицу или его близким. Спорным является вопрос о возможности признания психическим принуждением иных способов информационного воздействия на сознание, в частности, гипноза.

Непреодолимый характер принуждения означает, что воля лица была полностью подавлена, что лицо, причиняя общественно опасные последствия, не имело другого выбора, кроме как совершение общественно опасного деяния.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: