Конспект занятия по познавательно практической деятельности. Конспект занятия в ДОУ по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы

Конспект занятия в старшей группе «Волшебница вода»

Подготовила и провела: воспитатель Нетужилкина И. В.

Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Познание:

Совершенствовать представления детей о разнообразных формах, видах и свойствах воды, научить находить воду в окружающем мире, проводить несложные опыты с водой. Закрепить свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать любознательность. Формировать потребность, желание экономить воду, сохранять её.

Коммуникация:

Расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь.

Здоровье:

Дать понятие значимости воды в жизни человека.

Социализация:

Формировать партнерские взаимоотношения у детей в процессе исследовательской деятельности, умение работать сообща.

Художественное творчество:

Развивать внимание, воображение, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы:

Развивать способность слушать литературные произведения, воспитывать интерес, любовь к художественной литературе, учить понимать красоту и силу русского языка.

Музыка:

Развивать музыкальный слух, способность воспринимать музыкальность, соотносить двигательную активность с элементами музыки, развивать интерес к музыке.

Безопасность : воспитывать аккуратность при работе; прививать навыки безопасного обращения с водой.

Форма обучения: исследовательская и познавательная деятельность детей старшей группы.

Количество детей: подгруппа

Ход занятия:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в садик я зашла,

Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

И сказала я в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!»

Ребята, а если мы воду бережём, проверьте, у нас все краны закрыты? (Да)

Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),

И у нас в саду осталась.

А чтобы Капельке не было скучно с нами давайте расскажем ей, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь. (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.) В процессе рассказывания воспитатель задаёт вопросы: - А как надо руки мыть? (Аккуратно) А почему? (Вода может попасть на плитку и можно упасть) А зачем надо мыть руки? (Если есть грязными руками можно заболеть) -А когда купаетесь в воде как надо себя вести? (Осторожно) -А почему? (Можно утонуть, наглотаться воды и захлебнуться) –А как надо пить воду? (не торопиться) –А почему? (Можно поперхнуться водой).

Ребята, скажите, откуда мы берём воду? (Из крана) А как вода попадает в кран? Откуда? (Ответы) Вода попадает в кран по трубам из специальных водохранилищ – мест, которые человек создал специально, чтобы там хранилась вода. Эти водохранилища похожи на большую реку. А представьте, что вы забыли закрыть кран. Что может случится? (Ответы) Из-за такого пустяка может «исчезнуть» целая река или водохранилище. А хотите послушать, о чём говорят капли, когда вы неплотно закрываете кран? Повторяйте за мной последние слова:

Ручей засох, родник иссяк, а я из крана кап-кап-кап !

Мельчают реки и моря, не тратьте воду зря-зря-зря !

А то пройдёт немного лет, и нет водицы нет-нет-нет !

Поэтому можно ли оставлять кран открытым? (Нужно беречь воду, не оставлять открытым кран)

А что может случится, если не будет воды? (Мы не сможем приготовить еду, мы не сможем умыться и помыть руки и все зарастут грязью, мы не сможем попить)

Да, ребятки всё это может случится если не будет воды, потому что вода нужна нам для очень многих целей. Воспитатель кратко подводит итог сказанному (много воды используется человеком для питья, для купания, для поливки различных растений, много воды идёт в производство, много воды используется для умывания и приготовления пищи (здесь необходима только очищенная вода). А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил, и поэтому воду надо беречь, плотно закрывать кран)

Ребята, Капелька приглашает вас сегодня в гости. а куда вы узнаете, когда послушаете загадку: закрывайте глазки и слушайте - прослушивание аудиозаписи « Журчание воды».

Что вы услышали? (Вода льётся)

Да, мы отправимся в гости к волшебнице воде.

(Чтение стихотворения о ВОДЕ)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Ребята, Капелька у меня спрашивает, живут ли у нас в группе её сестрички – другие капельки? Как вы думаете? Давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать в нашей группе. Кто найдёт, где у нас в группе живут сестрички Капельки приклеивает на это место вот такую капельку, только на одно и тоже место можно приклеить только одну капельку.

Путешествие – поиск капелек воды по группе.

(дети ходят по группе, и на каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов).

В уголке природы: лейка с водой

Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.

В туалетной комнате:

Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки.

Около мойки:

Мыть посуду.

На столе кувшин с водой:

Для питья.

В аквариуме:

Вода нужна рыбам, они живут в воде.

Ребята, скажите, а почему у нас в группе тепло? (Потому что у нас есть батареи) – А как же батареи нас греют? Вы знаете что течёт в батареях? (Вода) –Правильно, даже в батареях есть вода, но только она там какая? (Горячая) –А можно трогать горячие батареи? (Нет) А почему? (Можно обжечься) Правильно, поэтому давайте на батарею приклею капельку я, очень аккуратно.

Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать. Ребята, где можно повстречать воду на улице? (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)

Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Ребята, посмотрите, а это что такое? (Картина, где течёт ручей)

Ребята, а когда все ручьи сливаются в один большой ручей, как это называется? (Река)

А хотите поиграть? Хорошо, давайте покажем капельке, как мы умеем превращаться в воду. А точнее, во что вы сейчас превратитесь? (В ручейки)

Здорово, как много ручейков появилось у нас в группе. (Включается фонограмма)

Описание игры:

Ручейки танцуют с ленточками под музыку. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют неразрывную линию «ручейки сливаются в одну реку». Воспитатель делает попытку разъединить, расцепить руки детей: но дети крепко держатся за руки, руки напряжены, жёсткие. Необходимо обратить внимание детей на то, что вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Молодцы, ребятки, хорошо поиграли, кладите ручейки на место. Капелька мне сказала, что у воды много разных свойств и чтобы их узнать она приглашает вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Занимайте ваши места. Посмотрите на лабораторные столы, они полностью готовы к работе. До того как приступить к нашему исследованию давайте вспомним правила работы с водой. Как надо обращаться с водой? (Аккуратно, не разлить, не брызгать) Для чего нужны тряпочки? (Чтобы вытереть стол, если пролили)

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Какой формы вода?

Капелька хочет у вас спросить имеет ли вода форму? Какую? Как это проверить? Для этого возьмем бутылочку с водой и посмотрим. Скажите какая у воды в нём форма? Теперь возьмите первый пустой стаканчик и налейте в него воду. Какая у воды форма? Теперь налейте в блюдце. Какая форма? А у меня есть вот такая колба (круглая). И теперь я налью в неё воду. Какая форма у воды? А ещё у меня есть вот такая колба (треугольная), я в неё тоже налью воды. Какая форма у воды? Так вот, ребятки мы с Капелькой хотим открыть вам секрет6 вода не имеет своей формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Вывод: - Вода имеет форму? Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Это наше открытие мы обозначим вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчик, блюдце на каждого ребёнка, у воспитателя бутылочка с водой, колбы (круглая и треугольная).

Опыт 2. Какого цвета вода?

Капелька хочет у вас спросить: а какого цвета вода? (Можно спрашивать у детей конкретно) А как это узнать? (Посмотреть)

Опустите в воду соломинку. Что вы видите? Почему соломинку хорошо видно? Значит, вода какая? (Прозрачная) Если вода прозрачная, значит она не имеет цвета, а если она без цвета, то как можно её назвать? Какая вода? (Бесцветная). Хорошо, а посмотрите, что у меня есть (достать зелёную бутылку), как вы думаете здесь какая вода? Давайте посмотрим (вылить воду в прозрачный стакан) Какая вода? (Прозрачная)

А прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Оля, у тебя какого цвета стала вода? А у тебя, Ирина? Значит, вода приобрела цвет когда? (Когда мы добавили в неё краску)

Вывод: - Вода имеет цвет? Вода не имеет своего цвета, она прозрачная, бесцветная. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: стаканчик с водой (можно из опыта №1), трубочка, кисточка, гуашь на каждого ребёнка, у воспитателя зелёная бутылка с водой, стаканчик.

Опыт 3. Вода – растворитель.

Капелька хочет у вас спросить следующее: а как вы думаете, у воды есть вкус? Она какая солёная? Сладкая? Кислая? Как можно определить вкус воды? (Попробовать) Возьмите стаканчик под номером 2 и попробуйте. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Есть вкус у воды? (Нет) Если вода без вкуса, значит она какая? (Безвкусная) Хорошо, а сейчас я предлагаю вам поиграть. По нескольким капелькам отгадать, что у меня за жидкость. Дети открывают рот, воспитатель пипеткой капает им в рот чай, молоко, воду, сок.

Вывод: - Есть вкус у воды?Своего вкуса у воды нет, но вкус есть у других жидкостей. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчик с кипячёной водой, у воспитателя на подносе в стаканчиках пипетки с жидкостями.

Опыт 4. Фильтрование воды

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Что случилось с Иванушкой? Почему нельзя было пить эту воду? (она грязная). А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой.

Существуют разные способы очистки воды. Сейчас мы будем очищать воду.

Возьмите стакан под номером 3 и посмотрите, какая там вода? (Грязная)

Как вы думаете можно ли очистить такую воду? Давайте попробуем. У меня есть вот такая воронка, я вставлю в неё салфетку, а воронку вставлю в стакан. У меня получился вот такой фильтр. Давайте выльем вашу грязную воду в этот фильтр и посмотрим, что получится.

Осторожно, потихоньку будем лить мутную воду в стакан с фильтром. Посмотрите какая стала вода? (Вода стала чистой)

Куда делась грязь? (Грязь осталась на салфетке)

Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить воду очищенную специальными фильтрами, только такая вода полезна для здоровья. Это открытие мы обозначим с вами вот такой схемой в виде капельки.

Оборудование: стаканчики с растворённым активированным углём, у воспитателя – воронка, большой стакан, салфетка (фильтр).

Опыт 5. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах.

Капелька снова хочет задать вам вопрос: вода имеет запах? Как это можно определить? (Понюхать) Нюхать нужно как? (осторожно направляя запах от стакана ладошкой) Почему? (Потому что вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.) Понюхайте. Чем пахнет вода? Имеет ли вода запах?

Капелька снова хочет с вами поиграть. Капелька капнет вам вот из этой пипетки, а вы определите, что это за запах. (ароматические капли, апельсин)

У воды появился запах? - Что придаёт ей запах? (растворённое в воде вещество).

Вывод: -Вода имеет запах? Чистая вода не имеет запаха. Запах ей придают растворённые в ней вещества. Это открытие мы обозначим вот такой схемой.

Оборудование: бутылочка с водой, стаканчики, у воспитателя – ароматические капли в пипетке.

Мы очень много узнали сегодня о воде. Давайте покинем нашу лабораторию, вернёмся в группу и ещё раз вспомним чудесные свойства воды. Но прежде чем нам покинуть лабораторию, что нам нужно сделать? (Убрать своё рабочее место, вытираем все капли со стола).

Подходим к мольберту.

Ребята, вы сегодня много узнали о воде и я предлагаю, чтобы нашей гостье Капельке не было у нас одиноко, подарить ваши «капельки знаний», но не просто так, а сделаем мы это красиво и подарим капельке цветочек. Владик, что ты узнал сегодня о воде? Найди свою «капельку знаний», приклеивай на цветочек. Яна что узнала? Какая бывает вода?... Каждый ребёнок берёт свою капельку и приклеивает на цветочек.

– Ребята, а что самое главное мы сегодня узнали о воде? Что надо делать, чтобы вода была всегда (никогда не закончилась)? (Закрывать кран) Приклеиваем последний знак в серединку (шестой ребёнок). Знак заранее не должен висеть на доске.

Куда мы поместим Капельку и её подарок? (В познавательный уголок)

Теперь Капелька будет жить в нашей группе.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Волшебная сила воды»

Цели:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  • Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  • Рассматривание глобуса, карты мира
  • Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты, капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, салфетки, заготовка панно «Речка».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть

I Игровой практикум: «Мама тучка»

Воспитатель: Давайте представим, что я – мама- Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

— Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама -Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)

Воспитатель: Где встречается капелька воды?

Дети: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе, какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

1 уголок природы — возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

2 игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

3 мойка в столовой

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

4 туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

5 У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование: «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, послушайте правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
  • Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.
  • Слушать воспитателя
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах емкости, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете, очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Грязная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол — есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол — опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

-прозрачность

-нет запаха

-без вкуса

— растворитель.

Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку — правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воду вы в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

В: Ну вот, ребята, и подошло наше занятие к концу.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Как отличить сахар от соли, не пробуя их на вкус».

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость) .

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

2. Дидактическая игра «Свойства предметов», «Приключения маленьких человечков»

3. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемы: Наглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.

1Ход образовательной деятельности:

Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:

Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Вчера вечером мне на электронную почту пришло удивительное письмо, оно адресовано вам: ребятам старшей группы детского сада «Акварель». Сейчас я его прочитаю:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам профессор Любознайкин. Мне стало известно, что в вашем детском саду умные и любознательные дети, которые любят совершать разные открытия. Поэтому я приглашаю вас принять участие в научной конференции. Нам, ученым, необходима ваша помощь! Помогите найти ответ на очень важный вопрос: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?». Результаты ваших наблюдений и исследований срочно присылайте нам в Научно-Исследовательский Институт. Профессор Любознайкин». Вот такое письмо, ребята. Готовы принять участие в конференции? По какому научному вопросу вам нужно провести исследование? (...)

Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)

Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.

Все верно, и я хочу вручить вам шапочку магистра и дневник лаборанта, в который вы будете заносить результаты опытов и записывать выводы. Проходите в нашу научную лабораторию. (проходим из группы в класс).

Начнем наше исследование с наблюдения. Вы конечно же увидели, что у каждого из вас на столе лежит Кольцо наблюдений, лупа, черная бархатная бумага и два стаканчика/блюдца, в одном из которых находится соль, а в другом - сахар.

Первый помощник нашей умной умной головы - это рука. Что мы сейчас будем делать? (Потрогаем вещество и скажем, какое оно на ощупь).

Что почувствовали ваши руки, какое на ощупь 1-е вещество, 2-е? (твердые, немного колючие/гладкие)

Откройте журнал лаборанта, запишите схематично какой вывод вы сделали.

Глаза:

Соль и сахар - очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет? (Лупа, потому что она увеличивает предметы в несколько раз)

Чем отличаются вещества по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Форме? Размере?

(По цвету: 1-е вещество белое, 2-е с желтым, кремовым оттенком

по форме:

Мы с вами можем сделать вывод, что сахар и соль разные по форме.

Нос:

Дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?

Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар? Карамелью, ванилью)

Чем пахнет белое вещество (соль? Ничем.

Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Одно вещество пахнет карамелью и ванилью, а другое не имеет запаха.

Вывод: сахар и соль разные по запаху.

Ухо:

Попробуйте потереть вещества между пальчиков, какой звук слышите?

Вывод: оба вещества издают хрустящий, шуршащий звук.

Однажды, Тимур спросил у меня: из чего делают сахар? А вам, ребята, интересно узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился?

(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)

Показ презентации.

Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.

Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.

Свеклу выращивают на полях, во всех областях нашей страны. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.

Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)

Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!

Скажите, а как попадает соль на наши столы, кто знает откуда она берется, м.б. Ее тоже получают из овощей? (….) Показ презентации про соль.

Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.

Соль добывается в соляных шахтах, в источниках, соляных озерах и из моря.

В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх.

Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны - соляные прессы.

По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне.

Ребята, скажите, а можем ли мы ОПЫТНЫМ путем определить, где находится соль и сахар?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, с помощью какого вещества сахар и соль становятся невидимыми? (это вещество - ВОДА). Для проведения следующего опыта с солью и сахаром нам понадобится еще и вода.

Опыт №1. «Всплывет или утонет»

Опыт № 2 «Добавим огня».

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Скажите, нам удалось ответить на вопрос профессора Любознайкина: «Как отличить сахар от соли, не пробуя вещество на вкус?»

Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя свои записи)

Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу.

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет

«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.

Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире

Возрастные особенности старших дошкольников

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.
  • Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
  • Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами.
  • Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:

  • Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
  • Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
  • Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
  • Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
  • Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе

Методы и приёмы

Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Во время проведения опытов должны соблюдаться необходимые меры предосторожности. Воспитатель знакомит детей с техникой выполнения исследования, проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Деятельность по экспериментированию не должна превышать 25 минут согласно нормам СанПиН. Занятия исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, во время прогулок и экскурсий за пределами детского сада).
  • Во время исследовательской деятельности каждый воспитанник должен получить заряд положительных эмоций, почувствовать значимость выполняемых действий и полученного результата.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.

Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции

Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:

  • Познавательные и эвристические беседы. Во время обсуждения бытовых ситуаций или прослушанного литературного произведения воспитатель строит общение с детьми на выявлении их личного опыта по конкретной тематике. Помогает активизировать обсуждение использование наглядных материалов (плакатов, схем, иллюстраций, макетов, слайдов презентации).

    Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы (например, «Зачем мокрые варежки кладут на батарею? Где быстрее высохнут варежки - на подоконнике или в сушилке? Почему?»).

    В ходе беседы дошкольники учатся задавать вопросы и развивают умение логически мыслить

  • Наблюдения. Это активная практика исследовательской деятельности в детском саду. Воспитатель организует наблюдения во время занятий, самостоятельной деятельности ребят, в уголках природы и юного исследователя, на прогулках. Для старших дошкольников задания понаблюдать за каким-либо явлением или процессов можно давать на выходные, так как дети способны к осознанному запоминанию.

    Опыты с водой всегда вызывают у дошкольников неподдельное удивление

  • Коллекционирование. Поиск предметов и составление их в коллекцию развивает у детей умение классифицировать. В старшей группе предлагается коллекционировать зёрна и фруктовые косточки, камушки и ракушки, ореховые скорлупки, фантики от конфет, возможно, по конкретной тематике. Детские коллекции оформляются в гербарии, альбомы, ящики с ячейками, выставкой на полке.

    Дети с удовольствием знакомятся с готовыми коллекциями материалов, трогают и рассматривают их

  • Опыты и эксперименты. Ребята экспериментировали в игровой форме в младшей и средней группе, а в возрасте 5–6 лет у них появляется интерес к собственно опытной деятельности. Их увлекают исследования особенностей различных веществ (растворимость соли и сахара, притягивание металлических предметов магнитом и т. д.), использование специальных инструментов и оборудования (линз, фильтров, микроскопа, телескопа).

    Старшие дошкольники интересуются непосредственно опытной деятельностью

  • Проектная деятельность. Старших дошкольников следует активно привлекать к созданию проектов. Для изучения берутся темы экологического и научного характера: «Строение земли», «Вулкан», «Солнечная система», «Очистка воды», «Каким воздухом мы дышим». Ребята работают над созданием макетов, информационных стендов и плакатов. Организуется презентация итоговой работы, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Итогом проведения исследовательского проекта может стать тематическая выставка рисунков или поделок воспитанников

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в старшей группе
Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему днём не видно звёзды?», «Кто шумит в трубе?», «Как получаются снежинки?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).
Познавательно-практическая Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение исследований на занятиях НОД по окружающему миру, наблюдения в уголке природы.
Научно-исследовательская Проведение опытов и экспериментов в уголке исследований, мини-лабораториях.
Эколого-исследовательская
  • Изучение объектов живой природы, их роли в жизни человека.
  • Исследование влияния человека на экологическую обстановку на планете, способов снизить пагубные последствия.

Эколого-исследовательский проект развивает познавательные способности дошкольников и учит заботиться об окружающем мире

Виды занятий исследовательской направленности

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Несмотря на то что старшие дошкольники способны воспринимать словесное описание предметов и явлений, находящихся вне чувственного опыта детей (рассказы о Северном полюсе, о запуске космической ракеты, о динозаврах) и произвольно запоминать информацию, результативнее будет исследовательская деятельность, которая вызовет у воспитанников неподдельный интерес к экспериментированию. С этой целью педагог организует занятия с применением различных форм деятельности на этапе мотивирующего начала и проведением дидактических и подвижных игр.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Цветик-семицветик» раскрытие образовательных областей реализуется в музыкальной разминке и рисовании в нетрадиционных техниках («Художественно-эстетическое»), решении проблемных ситуаций и дидактических играх («Познание»), проведении физкультминутки с элементами хоровода и народного танца («Физическое»), обсуждении шаржей и комических ситуаций («Речевое» и «Коммуникативное»).

  • Нетрадиционные занятия: квест, театрализованное занятие, концерт, КВН, путешествие, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «Брейн-ринг», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, воспитанники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.

Проведение викторины в старшей группе способствует обобщению знаний ребят

Использование наглядного материала в организации детского экспериментирования

Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников во многом осуществляется через восприятие зрительных образов. Ведущим видом памяти у детей 5–6 лет остаётся зрительно-образная память. Стимулирует интерес к экспериментированию привлечение в работу наглядных материалов. Это могут быть:

  • тематические плакаты;
  • иллюстрированные энциклопедии;
  • мнемокарты - процессы и явления природы, изображённые в последовательности картинок;
  • слайды проектора и презентации;
  • видеоролики и мультфильмы.

Мнемокарты помогают дошкольникам запомнить важные моменты исследования

Подготовка и проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ

Экспериментирование является действенной формой познания мира, что соответствует развитию наглядно-образного мышления дошкольников и сочетается с игровой деятельностью. Воспитанники старшей группы исследуют предметы осознанно, педагог преобразует возникший у ребёнка вопрос в коллективную беседу и поиск решения проблемной ситуации.

В старшей группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. На занятиях исследовательской направленности со старшими дошкольниками возрастает роль таких заданий, как:

  • Прогнозирование. Ребята строят предположения о результатах собственного экспериментирования, а также предлагают варианты поведения/изменения объекта исследования. Примеры заданий на прогнозирование: «Что произойдёт с катком, когда температура воздуха начнёт повышаться?», «Нарисуйте, какими вы видите ветки деревьев с почками через 2 недели», «Каким станет белый цветок, если его оставить на ночь в воде с синим красителем?».
  • Фиксирование результатов. Ребята делают графические пометки в дневниках и журналах наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта. Натуральные объекты исследования фиксируются способами объёмного засушивания, составления выставки-коллекции, гербаризации.
  • Построение длинных логических цепочек. Старшие дошкольники могут устанавливать причинно-следственные связи, состоящие из 2–3 и более этапов.

    Например, на вопрос «Почему семена гороха проросли у нас так быстро?» ответ может быть таким: «Летом мы собрали и засушили зрелые горошины, хранили их завёрнутыми в тряпочку в сухом месте, весной мы их замочили и, когда горошины проросли, высадили в почву, поливали и рыхлили грядку. Нами были созданы идеальные условия для роста гороха» (логическая цепочка построена из 6 звеньев).

Старшие дошкольники самостоятельны в исследованиях и активны в высказывании предположений

Детское исследование имеет чёткую структуру, которая учитывается при построении плана занятия/мероприятия.

Таблица: пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе»

Этап исследования Пример хода детского исследования на занятии «Круговорот воды в природе» в старшей группе
Постановка вопроса, проблемы Мотивирующее начало занятия (письмо от Незнайки, который не понимает, куда исчезают лужи и почему с неба льётся дождь) помогает детям сформулировать вопросы исследования: «Как испаряется вода с поверхности земли?», «Почему выпадают осадки?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят к выводу, что за переходом воды из жидкого состояния в газообразное и обратно можно понаблюдать в мини-лаборатории.
Выдвижение гипотезы Ребята размышляют, каким образом можно сделать процесс испарения воды и образования водяных капель видимым (понаблюдать за испарением над чашкой с кипятком, за скоплением капель на крышке банки с горячей водой).
Проверка гипотезы Экспериментирование с водой в открытом и закрытом сосудах.
Анализ полученного результата Дети увидели, что при высоких температурах вода переходит в газообразное состояние, стремится вверх; когда пар скапливается и остывает, происходит переход к жидкому состоянию воды, тяжёлые капли падают.
Формулирование выводов В природе вода путешествует по кругу: с поверхности под воздействием тепла и солнечных лучей вода испаряется, в атмосфере пар превращается в облака, остывает и возвращается на землю в виде осадков - дождя, снега, града.

Мотивирующее начало занятия

В старшем дошкольном возрасте дети активно совершенствуют навык коммуникативного взаимодействия. Мотивирующее начало занятия чаще посвящается решению проблемных ситуаций, проведению бесед. Наглядность остаётся основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности, детям предлагается обсудить иллюстрации, слайды презентации, изучить тематическую выставку. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат в решении поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Интересное начало занятия повышает мотивацию воспитанников на дальнейшую работу

Таблица: примеры мотивирующего начала занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Расширение и уточнение представлений о свойствах магнита (занятие НОД «Волшебный камень - магнит») Сюрпризный момент.
В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа: он рассказывает ребятам, что прочитал увлекательную книгу (показывает обложку книги «Опыты и эксперименты»), задаёт вопросы («Знаете ли вы, кто такие исследователи?», «Приходилось вам проводить опыты? Какие?») и сообщает, что отправил юным учёным подарок. Дети открывают коробку с сюрпризом, в ней - наборы с магнитами и металлическими предметами для экспериментирования.
Изучение свойств сахара (исследование «Самодельная масса для жевательных конфет»)
  • Проведение эвристической беседы.
    Ребятам предлагается вспомнить сюжет повести «Приключения жёлтого чемоданчика» или одноимённого фильма-сказки (доктор лечил от страха леденцами, а ещё у него были конфеты от коварства, глупости, болтовни, злости) и ответить на вопрос: «Существуют на самом деле такие конфеты и можно ли их сделать самому?».
  • Познавательная беседа и изучение наглядного материала.
    Воспитанники рассматривают мини-выставку конфет (карамель, леденцы, драже, шоколадные и мармеладные конфеты, батончики), называют их особенности. Воспитатель кратко озвучивает план изготовления конфет из желе и задаёт детям вопросы:
    • «В чём отличие шоколадных конфет от леденцов?»,
    • «Для чего в приготовлении конфет нужен сахар?»,
    • «Какой бывает сахар?»,
    • «В каких ещё продуктах и блюдах присутствует сахар?»,
    • «Может ли человек обойтись без сахара?».
Формирование представлений о свойствах зеркал (занятие НОД «Путешествие в страну Зеркал») Создание проблемной ситуации с элементами игровой деятельности.
Воспитатель демонстрирует детям при помощи проектора отрывок из фильма-сказки «Королевство кривых зеркал». Если ребята не знакомы с содержанием сказки, стоит кратко обозначить ситуацию, в которую попала героиня Оля. Воспитатель спрашивает, хотелось бы ребятам попасть в чудесную страну Зеркал. Звучит положительный ответ, воспитанники закрывают глаза, и, пока звучат волшебные слова, воспитатель выставляет дверь с замком (макет или закреплённый плакат), которую предстоит открыть детям.

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема занятия Задачи исследования
«Мы исследователи», «Маленькие исследователи» Совершенствование исследовательских навыков: поиск информации в разных источниках, самостоятельный выбор методов экспериментирования.
«Молочные реки», «Молоко»
  • Расширение представлений о молоке и молочных продуктах, их значимости для организма человека.
  • Формирование положительной мотивации к здоровому питанию.
«Юный исследователь», «Я исследователь» Знакомство с выполнением индивидуального проекта исследовательской направленности.
«Песок и камни»
  • Развитие аналитических способностей дошкольников.
  • Совершенствование в формулировании выводов, систематизации знаний.
«Фрукты» Расширение представлений о фруктах: исследование процесса формирования плода, роста и созревания.
«Овощи» Расширение представлений об овощах: исследование процесса роста - от появления всходов до созревания, коллекционирование семян.
«Движение воздуха» Расширение знаний о свойствах воздуха и способах его изучения.
«Состояния почвы» Формирование представлений об особенностях почвы при разных температурах и степени увлажнённости.
«Жидкое, твёрдое, газообразное состояние воды» Расширение представлений о состояниях воды и условиях перехода от одной формы к другой.
«Снежинка» Формирование представлений о разнообразии строения снежинок.
«Сахар» Формирование представлений об особенностях сахара, его получении и использовании.
«Измерение изображений с помощью линз» Знакомство с увеличительными стёклами и их использованием в быту и научной деятельности.
«Кораблики», «Плавучесть предметов» Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования.
«Звуковое исследование»
  • Развитие звукового восприятия.
  • Формирование представлений о звучании различных предметов и способах извлечения звука.
«Тени на стене», «Театр теней» Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных), способности предметов отбрасывать тень.
«Вулкан»
  • Знакомство с устройством вулкана, процессом извержения лавы.
  • Развитие умения создавать макеты исследуемых объектов.
«Удивительные свойства магнита» Расширение представлений о способности магнита притягивать предметы и использовании магнитов человеком.
«Космическое путешествие» Формирование представления о космосах, познания человеком Вселенной.

Создание макетов старшими дошкольниками знакомит их с устройством конкретного объекта исследования

Временной план занятия в старшей группе

Занятия по познавательно-исследовательской деятельности проводятся еженедельно в первой половине дня и длятся не более 25 минут в старшей группе (продолжительность наблюдений на прогулке составляет 7–15 минут). Конспект НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов.

Физкультминутки или подвижные игры обязательно проводятся в середине занятия, чтобы избежать переутомления воспитанников.

Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования, проговаривание этапов опыта - 2–3 минуты.
  • Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) - 3 минуты.
  • Практическая часть работы - 10–13 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов - 1–2 минуты.

Подвижные игры на занятии позволяют дошкольникам немного отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Построение плана исследования Физическая активность Продуктивное экспериментирование Формулирование выводов
«Необычное в обычном» (расширение представлений о свойствах соли) 1 минута. Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка, он не справился с домашним заданием и боится идти на урок. А было задано изучить свойства соли, чтобы затем решить задачу. Ребята соглашаются помочь Незнайке.
3 минуты.
2 минуты. Кинезиологический массаж «Ручки растираем и разогреваем».
3 минуты.
Проведение опытов с солью.
13 минут.
2 минуты.
«В гостях у Снежной королевы» (расширение представлений о воде в твёрдом состоянии) 1 минута. Игровая ситуация. Звучит аудиозапись «Метель», в помещении гаснет свет. Когда лампа зажигается, воспитатель сообщает, что ребята попали в царство вечной зимы, где правит Снежная королева (просмотр презентации).
4 минуты.
2 минуты. Подвижная игра «Пингвины на льдине».
3 минуты.
Экспериментирование со льдом.
13 минут.
1 минута.
«Космос глазами детей» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (книги, иллюстрации, макеты Солнца, Луны и Солнечной системы) и видеоролика об этапах освоения космоса.
  • Проведение познавательной беседы.
2 минуты. Физкультминутка «Подготовка космонавтов».
3 минуты.
Изготовление макетов по теме исследования.
12–13 минут.
1 минута.

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

Автор Орлова Г. М., воспитатель ГБОУ СОШ №1355, дошкольное отделение, г. Москва.
Название «Лаборатория воды»
Цель Расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.
Задачи
  • Образовательные:
    • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания о свойствах воды.
    • Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми, вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
    • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря - вводить в словарь детей существительные (лаборатория, опыты, оборудование), помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды (течёт, смачивает, впитывается, растворяет).
  • Развивающие:
    • Способствовать развитию любознательности.
    • Развивать внимание детей.
    • Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
  • Воспитательные:
    • Продолжать воспитывать культуру поведения.
    • Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде.
    • Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Оборудование и материалы
  • Карточки-капельки с загадками,
  • схемы «Свойства воды»,
  • иллюстрации по теме «Вода»,
  • Раздаточный материал на каждого ребёнка:
    • лоток для раздаточного материала,
    • одноразовые прозрачные стаканчики с водой,
    • салфетки,
    • апельсиновый сок,
    • молоко,
    • соломинки для коктейля,
    • ведёрко.
Предварительная работа
  • Занятия по блоку «Вода»,
  • беседа с детьми о значении и свойствах воды,
  • просмотр фильма «Урок чистой воды»,
  • чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»,
  • чтение стихотворений по теме,
  • отгадывание загадок,
  • рисование на тему «Море и его обитатели»,
  • проведение отдельных опытов с водой,
  • чтение «Сказка о рыбаке и рыбке»,
  • просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку».
Методические приёмы
  • Беседа,
  • вопросы,
  • совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность),
  • загадки,
  • сюрпризный момент,
  • игра.
Ход занятия Первая часть (информационно-познавательная).
  • Доброе утро! Я вам говорю.
    Доброе утро! Я вас всех люблю!
    Желаю вам хорошо заниматься!
    Слушать внимательно, ума набираться.

Приветствие гостей.
Воспитатель предлагает детям собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.
В.: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в учёных, исследователей. Скажите, чем занимаются учёные? (Ответы детей).
Учёные занимаются наукой. Наука - это познание. Учёные проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.
Где работают учёные? (В научной лаборатории). Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину).
Но чтобы попасть в лабораторию нам, ребята, надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами. Отгадайте, что это?
Загадка:

  • На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (Глобус).

В.: А что такое глобус? (Это модель Земли). Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нём? (Синий, жёлтый, зелёный, коричневый). А как вы думаете, что изображено на глобусе зелёным цветом? Жёлтым? Коричневым? Синим? (Леса, горы, пустыни, моря и реки).
А какого цвета на глобусе больше? (Синего). Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше). Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем воды, и мы с вами в этом убедились.
В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки. Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки - отгадки вывешиваются на мольберт).

  • Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь это … (Дождь).
  • С неба падают зимою
    И кружатся над землёю
    Лёгкие пушинки,
    Белые … (Снежинки).
  • Сверху одеяло
    На землю упало,
    Самой лучшей ваты
    Мягче и белей.
    Травкам и козявкам,
    Всем зверушкам малым
    Спать под одеялом
    До весенних дней. (Снег).
  • У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдёт -
    Гвоздь упадёт. (Сосулька). …>

<… Что объединяет все наши отгадки? (Это вода). Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (Ответы детей). Правильно, она может быть жидкой, твёрдой и газообразной…>
<… Вторая часть - практическая (опытно-экспериментальная).
В.: сейчас мы с вами, как настоящие учёные, будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. (Дети рассаживаются по 2 человека за один стол). Приступим к нашему исследованию.

  1. Опыт №1. «Вода - жидкость».
    В.: Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течёт, льётся и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку? (Ответы детей). Совершенно верно. Если бы вода была нежидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.
    Вывод: вода - жидкость.
  2. Опыт № 2. «Вода бесцветная».
    В.: А сейчас возьмите стаканчики с водой и с молоком. Какого цвета молоко? (Белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
    Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
    Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили?
    Вывод: вода - прозрачная жидкость.
  3. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха».
    В.: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет? (У воды нет запаха).
    Понюхайте стакан с соком, чем он пахнет? (Апельсином).
    Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т. к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной.
    Вывод: вода не имеет запаха.
  4. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса».
    В.: Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у неё вкус? (Нет).
    А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да).
    Вывод: вода не имеет вкуса.
    Делать научные открытия - дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке).
    Физкультминутка «Пластический этюд».
    В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель», муз. С. Соснина). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан. (Дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
    Отдохнули, ребята? (Да).
  5. Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
    В.: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой). Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
    А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.). Значит, вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое).
    Вывод: спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Итог занятия.
В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с ней. Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
Спасибо вам, ребята.

Работа кружка по исследовательской деятельности в старшей группе детского сада

Необходимость приобретения новых знаний и стремление к экспериментированию - естественные потребности старших дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, причины явлений, взаимодействие объектов.

Значимость детского экспериментирования в становлении личности будущего первоклассника, мотивации к успешному обучению рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов.

Для функционирования кружка познавательно-исследовательской направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей старших дошкольников, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки опытов и экспериментов;
  • оформление уголка исследовательской деятельности в помещении группы или отдельной опытной лаборатории;
  • подготовка материальной базы кружка.

Руководитель кружка должен поощрять воспитанников задавать вопросы и учиться формулировать выводы

Обязательно ознакомление детей с техникой безопасности во время проведения опытов, основные правила должны проговариваться совместно с воспитанниками. Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Ребята всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. Оснащённость исследовательского уголка или лаборатории складывается из:

  • природных материалов (песок, камни, ракушки, глина, грунт, образцы древесины, ореховая скорлупа, листья, семена);
  • приборов (линейки, магниты, линзы, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы);
  • сосудов и ёмкостей (баночки, мензурки, колбы, стаканы, миски);
  • медицинских материалов (резиновые перчатки, пинцет, шприц, вата, бинт, марля, пипетки);
  • сыпучих веществ (сахар, соль, перманганат калия, пищевые красители, мука);
  • специальной одежды (халаты, фартуки, защитные очки, шапочки);
  • карточек и журналов для фиксирования результатов исследований.

Фотогалерея: примеры оформления кружковой деятельности исследовательской направленности

Доступность - один из принципов функционирования материальной базы кружка В исследовательском уголке может располагаться аквариум для проведения наблюдений за рыбками Уголок юного учёного привлекает дошкольников разнообразием материалов Материалы для проведения опытов удобно хранить в прозрачных контейнерах Яркое оборудование не оставит равнодушным ни одного воспитанника Для хранения исследовательских материалов подойдёт небольшой стеллаж Воспитанники должны соблюдать аккуратность и поддерживать порядок в исследовательском уголке При работе со стеклянными пробирками воспитанники должны строго соблюдать требования техники безопасности В центре познания и экспериментировая ребята проводят наблюдения и учатся заботиться о растениях

Примеры организации экспериментирования в старшей группе ДОУ

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 5–6 лет.

Видео: занятие по исследовательской деятельности «Волшебница вода»

https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q Video can’t be loaded: ВОЛШЕБНАЯ ВОДА - Занятие по исследовательской деятельности (https://youtube.com/watch?v=Gz-zAx4Wo1Q) https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8 Video can’t be loaded: Опытно -экспериментальная деятельность. «Вулкан» (https://youtube.com/watch?v=c8oVR8-xuK8)

Видео: презентация «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA Video can’t be loaded: Опытно - экспериментальная деятельность в детском саду, старший возраст (https://youtube.com/watch?v=7ydTbumDZfA)

Во время проведения опытов удовлетворяется потребность ребёнка в активном познании природы и ближайшего окружения. В старшем дошкольном возрасте детская любознательность расширяется, возникает интерес к событиям прошлого, дальним странам, устройству Вселенной. Много открытий предстоит совершить юным исследователям, и занятия экспериментированием в детском саду развивают мыслительные и творческие способности, умение самостоятельно искать и находить нужную информацию.

Поделитесь с друзьями!

Цель:

- познакомить детей со свойствами льда : скользкий, хрупкий, легкий, имеет форму емкости, в которой замерзла вода, быстро тает в горячей воде.

- учить устанавливать взаимосвязь между явлениями природы на примере несложных опытов.

- способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и стимулировать детскую интеллектуальную деятельность.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь; бережное отношение к своему здоровью и жизни.

Оборудование: одноразовая посуда: мелкие тарелки, глубокие тарелки, ложки, стаканы, белые халаты, салфетки.

Материал: теплая вода, холодная вода, кубики льда.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вступительная часть

Приветствие.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Воспитатель. - Малыши, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)

Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)

Дети, сегодня утром почтальон принес нам письмо, но оно без адреса. (воспитатель достает из конверта изображение Снежной королевы)

Как вы думаете, от кого это письмо? (ответ детей)

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие дети, приглашаю вас в свое королевство, ледяную лабораторию. Вас ждут интересные открытия. Посылаю вам свое фото».

Как вы думаете, где живет Снежная королева? (ответы детей)

Давайте вспомним, что такое лаборатория. (помещение, в котором проводятся исследования)

Дети, а вы хотите попасть в лабораторию?

А чтобы попасть туда, вам нужно закрыть глаза, а я произнесу волшебные слова:

«В руки палочку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В лабораторию нас унесет».

Вот мы и на месте. Посмотрите, здесь все изо льда, поэтому будьте осторожны. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. (Воспитатель показывает сигнальные карточки)

Нельзя громко разговаривать.

Почему? (ответы детей)

Нельзя бегать, толкаться.

Почему?

Быть аккуратными и внимательно слушать.

Почему?

Хорошо, молодцы. Теперь, я думаю, мы можем занять свои места. (Дети надевают халаты и садятся за столы)

Основная часть

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Малыши, в этом письме королева написала нам задачи, которые мы должны выполнить.

Опыт № 1

Проверить: лед - скользкий?

Дети берут кубик льда, кладут на тарелочку и проводят пальцем по кубику. Пальчик скользит.

Так какой лед? (скользкий)

Если лед скользкий, когда это может быть опасно?

Какое удовольствие доставляет нам лед? (рассмотрение иллюстраций. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 2

Проверить: лед хрупкий или нет?

Дети ломают кусочек льда руками.

Малыши, что мы с вами только что проверили? (ответы детей)

А где вы могли это видеть? (ответы детей, рассматривание иллюстраций)

Можно ли ходить по льду? (предположение детей)

Почему? (ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Опыт № 3

Детки, а давайте сделаем королеве ледяной подарок? Вот есть формы. На что они похожи? (клубника, виноград, яблоко) Нальём в эти формы цветную воду и поставим на некоторое время в холодильник. А потом посмотрим, что мы получим.

Физкультминутка

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, (Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить (в форме шара, тучи)

Туча по небу плыла.

Вдруг из тучи над землей (Поднять руки вверх, пальцы развести в стороны)

Полетел снежинок рой. (Поворачивать кисти рук, медленно опуская руки)

Ветер дунул, загудел - (Подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть)

Рой снежинок вверх взлетел. (Встряхнуть кисти рук, вращая и поднимая их вверх).

Ветер с ними кружится, (Вращать кистями рук, кружась на месте, вокруг себя).

Может быть, подружится.

Опыт № 4

Давайте проверим, тонет лед, или нет? Возьмите глубокие тарелочки с водой и осторожно положите кубик льда в тарелочку. Что происходит? (Лед в воде не тонет)

А что это значит? (Лед легкий)

А если бы было наоборот? (лед бы утонул в воде)

А кто живет в реках? (ответы детей)

И что произошло бы с жителями рек? (вода замерзла бы и рыбки погибли)

Итак, лед легкий и не тонет в воде и жители рек чувствуют себя хорошо и зимой.

Выставляется карта с результатом опыта.

Опыт № 5

Нам нужно проверить, где быстрее растает лед: в теплой воде, холодной или в пустом стакане. (Перед детьми стаканы с холодной и теплой водой, а также пустой стакан. Дети опускают кубик льда в каждый из стаканов. Наблюдают, что происходит. Ответы детей. Выставляется карточка с результатом опыта)

Где вы могли такое видеть в вашем домашнем быту? (ответы детей)

А теперь, пожалуй, можно принести наши ледовые сладости.

Похожи леденцы на эти формы? (Похожи)

А что это значит? (когда воду налить в какую-нибудь форму и поставить в холодное место, то вода превратится в лед и будет такой же формы)

А малышам можно есть так холодные леденцы? (нет, нельзя)

Почему? (так как можно заболеть)

Так, малыши, правильно. Детям это есть нельзя.

Воспитатель. - Дети, мы с вами выполнили все задания Снежной королевы и можем возвращаться в садик. Закрываем глаза и я произнесу волшебные слова:

«Крибле, Крабле, покрутись,

И в саду окажись.»

Заключительная часть

Малыши, не зря все результаты наших задач мы изображали на вот таких очаровательных кристалликах. А чтобы еще лучше нам запомнить о свойствах льда, мы эти кристаллики должны сложить в большой кристалл.

Итог. Рефлексия

Дети составляют «кристаллики-пазлы» в один и объясняют, что означает каждое изображение.

Так какую опасность несет в себе лед? (ответы детей)

Какую радость приносит нам лед? (ответы детей).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: