Как наладить отношения с ребенком в 7 лет. Как наладить отношения с ребенком: практические советы

Многие родители утверждают, что для того чтобы наладить отношения с ребенком,необходимо применить различные способы воспитания или иметь педагогическое дарование. Ни о какой методике не может идти речь, если упустить самое важное с детьми – отношения.

У всех бывали случаи, когда ребенок не слушался, капризничал и плакал. Родители начинали использовать некоторые меры наказания, применяли к ним жесткость и строгость. Но разве так поступают? Отнюдь, нет, поскольку угрозами и воздействиями на него силой ничего хорошего не добьешься.Так давайте, посмотрим, как поступить в таких случаях?

Предрасположенность и вера деток

Неадекватное поведение ребенка говорит о том, что его важные требования вами не удовлетворяются.

Ребятам в любом возрасте необходимы:

  • требование во внимании, любви, принятии;
  • требование в независимости и воле;
  • требование в участии к чему-то.

Ощущение свободы нужны всем детям, независимо от их возраста: и крохе 4- х лет, и подростку. Если ребенку не хватает свободы, у них появляется желание идти наперекор, отстаивать свои «права и полномочия». Что же делать? Дайте ребенку ощутить себя немножко взрослым. Но для этого найдите безобидные способы. Итак, какой план действий предпринять?

  1. Со своим ребенком разговаривайте очень уважительно. И не важно, ему 2 годика или 15 лет? Общайтесь с ним, как со своим другом.
  2. С ребенком постарайтесь обсудить ваши планы и заранее говорите ему, что на выходных пойдете в гости, к вам на ужин придет ваша подружка, а в субботу состоится интересная встреча с друзьями.
  3. Постучите, когда заходите в его комнату.
  4. Послушайте мнение детки по различным вопросам, например, что он хочет кушать на завтрак или кого из друзей пригласит на день рождения.
  5. В зависимости от того сколько лет детям, прислушайтесь к их советам. Какое пальто вам подойдет или какой кинофильм лучше посмотреть. Может быть, ребенок с вами пойдет в магазин для выбора модного пальто или начнет изучать афиши кинофильмов.
  6. Доверяйте им больше. Если он достаточно большой, не контролируйте ребенка, например, собирается в школу или идет обедать.
  7. Личное пространство необходимо всем. И школьнику тоже. Если ребенок находится дома, не расспрашивайте, чем он занимался.
  8. Ребенок всегда должен обращаться за помощью. У него не должно быть чувство боязни при обращении к родителям.
  9. Договаривайтесь с ребенком. Когда карапузу отказали в своих желаниях, и он начинает плакать и капризничать, найдите ему другое более интересное занятие, которое поможет забыть о первоначальном интересе.
  10. Применение физической силы показывает бессилие взрослого. Оно рождает в детях обиду, злобу. Поэтому лучше всего поговорить с ним, выслушать и постараться понять его.

Практические советы как наладить отношения

Все дети, и дошкольники также, хотят поскорее стать взрослыми. Но дошколята не могут быть пока самостоятельными, поскольку они зависимы от вас. Мы должны помочь им почувствовать независимость. Поэтому предлагаем позволить детям – дошкольникам сделать нижеследующие действия. Возможно, конечно, что только этот способ не решит все проблемы, но отношения с детками можно улучшить. Со старшими детьми не так быстро добьетесь результата. Но нужно попробовать.

  • Разрешите четырехлетней дочурке принять участие в одевании годовалого братишки.
  • Позвольте купить булочку в магазине, протягивая деньги продавцу.
  • Разрешите мыть тарелки, убрать свою одежду.
  • Предложите выбрать прогулочный маршрут.
  • Попросите показать дорогу домой.
  • Сделайте с ней тесто и вылепите печенья.
  • Попросите посоветовать выбрать те или иные продукты.
  • Доверяйте поддержать ключи, пока одеваете младшего сына.
  • Предложите вытереть полки.
  • Спрашивайте о том, в какой комнате больше всего необходима уборка.
  • Играйте с ней в «школу»
  • Спрашивайте ее мнение о том, какой подарок выбрать папе.

Если все-таки возникла какая – то трещина, как построить доверительные отношения с ребенком?

Как построить доверительные отношения с ребенком

Ангельская материнская любовь

Любовь матери является всепрощающей, безграничной. В каких бы ситуациях не был ребенок, все равно она любит его. Если он сделал нехороший, неправильный поступок, дайте ему понять, что необдуманные, плохие поступки наказываются. Но не бейте их за это и не унижайте его перед другими ребятами. Вы же все равно любите его. Родители не должны быть черствыми. Они должны быть правдивыми и вынуждены объяснять своему ребенку как вести себя в той или иной ситуации.

Коллективное действие

Взрослые должны вспомнить свое детство: были ли вы трудолюбивыми в свои детские годы? Одни скажут нет, другие –не очень. Если же ваш кроха или подросток не хочет помогать вам, уважаемые родители, значит, с самого начала между вами не было никакого контакта.

Представим такую ситуацию: мама работает, а папа ей помогает. Детка видит, что папа помогает, начинает и он подключаться к работе. Коллективные действия содействуют душевному сплочению семьи. Не важным является тот факт, что может сделать и сколько времени может уделить четырехлетний карапуз или пятнадцатилетняя девочка. Главное, вместе проведенное время за работой вас сплотит. Отношения между вами укрепит и ваша беседа, особенно если они испортились. Свою любовь вы можете показать ребенку, задушевно заговорив с ним.

Разговоры с мамой

Многие детки страдают от одиночества, поскольку не видят заметного участия в его жизни. Чтобы ребенок понял, что его любят, не обязательно держать кроху весь день за руку. Достаточна беседа перед сном. Необходимо с ним говорить как равный с равным. Будьте всегда честными и никогда не лгите детям.

Осознание своих упущений

Признавать свои промахи должны уметь все родители. Они должны также просить извинения, если что-нибудь сделали не подобающим образом. Ваш пример будет для ребенка образцом, и он начнет признавать свою вину. И научится прощать. Это главная и значимая черта характера.

Итак, совсем нетрудно наладить отношения с детьми. Беседуйте с ними, говорите с ними по-доброму, безо всяких подзатыльников, тычков. Возможно, некоторая часть характера передается с генами, но не забывайте, что доброе, позитивное, ласковое воспитание творит чудо. Отмечайте каждый радостный праздник в жизни детей. Они будут вам очень благодарны и поймут, что они важны для вас и очень любимы.

Всякие отношения формируются на любви и доверии. Их можно очень легко потерять и весьма трудно вернуть. Потеряв доверие к своим родителям, детки станут неуверенными в себе, замкнутыми и одинокими людьми. Такие детки будут неприспособленны жить самостоятельно. Поэтому, дорогие родители, ваша чуткость, любовь, внимание, общение помогут нашим малюткам вырасти добрым, сильным и позитивным человеком, который будет уважать всех окружающих.

Как наладить отношения с ребенком? Такой вопрос чаще всего возникает у родителей, чье чадо начинает проявлять характер и показывать самостоятельность. Те мамы и папы, которые продолжают давить на малыша своим авторитетом, рискуют и вовсе потерять с ним контакт. Ведь в таких случаях дети, как правило, замыкаются в себе, начинают думать, что их никто не понимает, и чувствуют себя одинокими.

Особенно важно родителям знать, как наладить отношения с ребенком 5 лет. Ведь этот возраст считается самым важным для установления дружеских контактов. А если родители упустили этот момент и отношения уже испорчены? В таком случае понадобится применение экстренной тактики действий, которая рекомендована профессиональными психологами.

Важность проблемы

Взаимоотношения между родителями и детьми портятся в том случае, если взрослые не обладают тактом, необходимой чуткостью, и не берегут секреты своих дочерей и сыновей. Происходит это и если они не поспевают за динамикой их развития. Отношения родителей и детей как психологическая проблема начинают развиваться и в тех ситуациях, когда взрослые фальшивят в своем разговоре, не способны войти в мир ребенка без навязывания своих взглядов, нажима и критических замечаний, без нервозности и предубеждения.

Неделя доверия

Как наладить отношения с ребенком? Психологи рекомендуют выделить для этого так называемую неделю доверия. При ее проведении не стоит ругать ребенка за то, что он сказал или сделал. В этот период родители должны наблюдать за своим чадом и отмечать все то хорошее, что он пытается сделать самостоятельно.

Взрослым стоит понять, что им пора начать доверять ребенку. Ведь у него уже достаточно развита самооценка и независимость, позволяющие принимать малышу те или иные решения. Разумеется, в этом случае вне зависимости от возраста чадо для родителей все еще остается ребенком, но уже повзрослевшим. Такая неделя доверия станет своеобразным обучением и воспитанием подрастающего человека.

Пример для подражания

Как наладить отношения с ребенком? Для этого ему нужно прививать положительные качества. А смогут ли дети стать независимыми, рассудительными и самостоятельными, если им не с кого будет брать пример? Тому, как поступать подрастающему человеку в тех или иных жизненных ситуациях, научить сложно. Ребенку все нужно показывать на своем примере. Только в этом случае родители смогут достичь основной воспитательной цели. Причем она должна состоять вовсе не в выдаче указаний и советов, а в выражении одобрения и поддержки на жизненном пути.

Игнорирование неправильного поведения

Нередко родители сами становятся причиной того, что их ребенок ведет себя плохо. Все дело в том внимании, которое уделяют такому поведению взрослые. Реагировать на поступки ребенка взрослые могут положительно, хваля его, или отрицательно, подвергая критике. Однако, по мнению психологов, решить проблему плохого поведения и наладить хорошие отношения можно полным отсутствием внимания. Техника игнорирования является довольно эффективным методом. Родителям при этом придется соблюдать лишь некоторые условия:

  • Не обращать внимания означает не кричать и не корить свое чадо. Занимаясь своими делами, нужно просто следить за ребенком.
  • Игнорировать малыша полностью можно только до того момента, когда он перестает плохо себя вести. Длиться это может и 5 минут, и 30. Так что родителям понадобится набраться терпения.
  • Игнорировать ребенка должны и все остальные члены семьи, которые находятся в одной с ним комнате.
  • После того как малыш станет себя вести хорошо, его следует похвалить. Родители должны сказать, например, что они очень рады тому, что малыш перестал кричать, ведь от громких звуков у них болели уши.

Таким образом, соблюдение техники игнорирования потребует терпения. Но самое главное - взрослые должны помнить о том, что не обращать внимания они должны вовсе не на ребенка, а на его плохое поведение.

Отвлекающие маневры

Как наладить отношения с ребенком? Избежать конфликтных ситуаций позволят отвлекающие маневры. Наиболее эффективен подобный способ в тех случаях, когда ребенок уже успел раскапризничаться так, что достучаться до него становится невозможно. Отвлечь малыша совсем просто, дав ему игрушку или другую желанную для него вещь. Для уже подросших детей родителям понадобится проявить творческий подход. Им необходимо знать, о чем мечтают дети, и сосредоточить их внимание на том, что вовсе не является предметом конфликта. Например, ребенок может настырно тянуться за жевательной резинкой. Не стоит ему при этом предлагать фрукты. Это еще больше разозлит сына или дочку. в этой ситуации? Родителям стоит немедленно подобрать для него интересное занятие. Например, начать с ним игру или показать фокус. В такой момент любая еда, предлагаемая как замена жвачке, будет напоминать малышу о том, что желаемое он так и не получил.

Именно резкая перемена действий уводит детей от их требований. Кроме того, она позволит новому предложению сыграть на любопытстве малыша. Родителям стоит знать, о чем мечтают дети, и как можно быстрее вмешиваться в ситуацию. Чем оригинальнее будет их новое предложение, тем с большей вероятностью можно будет добиться успеха.

Смена обстановки

Если возраст детей находится в пределах от 2 до 5 лет, то родители физически должны отстранить ребенка от возникшего конфликта. Именно смена обстановки позволит взрослым и малышам перестать испытывать чувство безысходности. Подобная миссия лучше всего будет исполнена родителем, у которого в данный момент наблюдается больше жизнерадостности и гибкости в возникших обстоятельствах.

Поход с детьми в лес, в зоопарк, в кино, в парк и другие интересные места явится прекрасной сменой обстановки.

Использовать замену

Как наладить отношения с ребенком, если он делает вовсе не то, что нужно? В таком случае родители должны занять его тем, что требуется. Взрослым необходимо учить детей, как себя вести правильно в тех или иных обстоятельствах. Просто сказать «Так делать нельзя!» будет недостаточно для процесса налаживания контакта. Своему чаду понадобится показать альтернативу, то есть доходчиво объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Например:

  • ребенку, рисующему карандашом на обоях, следует дать книжку-раскраску;
  • девочке, берущей мамину косметику, нужно купить детскую, которая будет легко смываться;
  • с ребенком, кидающимся камнями, нужно поиграть в мяч.

Если ребенок берет в руки какую-либо хрупкую или опасную вещь, взамен ему надо дать игрушку. Ведь дети очень легко увлекаются и быстро находят выход физической и творческой энергии. Умение родителей быстро найти хорошую замену нежелательному поведению их чада позволит уберечь его от многих проблем.

Крепкие объятия

Родители не должны разрешать детям драться ни с ними, ни с кем-либо еще, даже если ребенок будет делать это не больно. Порой матери терпят, когда малыши стараются стукнуть их. Отцы этого своему чаду, как правило, не позволяют. Мамам не стоит терпеть такое поведение ребенка. Ведь драчливые дети ведут себя подобным образом не только дома. Они позволяют себе драки и в других местах, и даже с посторонними людьми. Помимо этого, реагировать на что-либо физическим насилием - привычка плохая. Причем в будущем подрастающему человеку избавиться от нее будет довольно сложно. Родители не должны позволить того, чтобы их ребенок, вырастая, считал, что мама (равносильно понятию женщины) станет терпеть от него все, в том числе и физическое насилие.

Как же отучить малыша от драк? Для этого взрослый должен крепко обнять его, не позволяя распускать руки. При этом нужно твердо сказать: «Я не позволяю тебе драться». Нужно быть готовым к тому, что ребенок начнет громко кричать и визжать. Но после, почувствовав твердость взрослого, его силу и убежденность, он поймет, что нужно успокоиться.

Находим плюсы

Отношения детей с родителями не должны строиться на критике. Ведь это всегда очень неприятно. Ребенок, которого критикуют, начинает обижаться и раздражаться. Это и приводит к тому, что он перестает идти на контакт. Разумеется, критически высказываться о неправильном поведении своего чада родители все же должны.

Однако при этом им необходимо прилагать все усилия для того, чтобы избежать конфликта. Как добиться подобного результата? Да просто смягчить свою критику. В таком случае ребенку будет значительно легче воспринимать ее. Например, взрослый может сказать, что у малыша замечательный голос, но петь во время обеда все же нельзя.

Предложение выбора

Дети порой довольно активно сопротивляются любым указаниям родителей. Отчего так происходит? Да потому, что это для них является единственным способом отстоять свою независимость. Как же в этом случае избежать конфликта? Для этого ребенку стоит предложить выбор. Например, спросив у него, что он будет есть на завтрак - кашу или яичницу, или же в какой рубашке пойдет в школу, в желтой или в голубой.

Родителям важно давать ребенку право выбора. Это заставит его думать самостоятельно. При получении возможности принимать решения у детей развивается здоровое ощущение собственной значимости и повышается самооценка. Подобный ход позволяет родителям с одной стороны удовлетворить потребности своего отпрыска в независимости, а с другой - сохранить контроль над его поведением.

Совместное решение проблемы

Подобный прием особенно эффективен для детей от 6 до 11 лет. Ведь именно в этом возрасте у младших школьников имеется огромное желание принять на себя ответственность. Как правильно говорить с ребенком, чтобы добиться нужного результата? Например, мама может сказать сыну о том, что из-за того, что он очень долго одевается по утрам, она, отводя его в школу, постоянно опаздывает на работу. При этом нужно поинтересоваться у ребенка, есть ли у него решение, которое позволило бы исправить ситуацию? Именно такой прямой вопрос заставит школьника почувствовать, что его считают ответственным человеком. Дети прекрасно понимают, что у родителей не всегда и не на все есть свои ответы. Именно поэтому они нередко стремятся внести личный вклад, иногда просто фонтанируя различными предложениями.

Гипотетические ситуации

Подобный прием психологи рекомендуют применять также в возрасте от 6 до 11 лет. Для того чтобы наладить отношения, родителям понадобится использовать гипотетические ситуации, приводя в пример своему чаду другого ребенка. Так, они могут спросить, что делать маме и папе его лучшего друга, который никак не хочет делиться игрушками.

В этом случае у взрослых появляется прекрасная возможность без всяких конфликтов и совершенно спокойно обсудить со своим отпрыском правила поведения. Однако стоит иметь в виду, что разговор должен быть проведен в спокойной обстановке при отсутствии накала страстей. Прекрасным предлогом для начала обсуждения жизненных проблем являются также фильмы, ТВ программы и книги.

Стоит иметь в виду, что прибегая к воображаемым примерам, родителям не стоит заканчивать разговор вопросом, который возвращает ребенка к реальности. Например, уточнить у него, знает ли он того, кто так же, как и его друг, не делится игрушками. Подобный вопрос тут же уничтожит добрые чувства и то ценное послание, которое родители старались донести до своего чада.

Игры

Мальчишкам и девчонкам интересно многое. Когда мы играем с детьми дома, мы позволяем им увидеть в нас ребенка. Это сближает и позволяет наладить контакт.

Использовать при этом можно все что угодно - мячи и куклы, изготовление поделок и пение. Главное, чтобы игра была интересна и ребенку и взрослому.

Большая семья

Если родители воспитывают двух и более детей, психологи советуют постоянно выражать каждому из них свою любовь. Для этого малышам нужно говорить как можно больше теплых слов. Помимо этого, родителям необходимо чаще обнимать своих детей. По мнению психологов, в большой семье делать это нужно как минимум 4 раза в день.

Что же делать родителям, если времени на детей из-за большой занятости просто не хватает? Создать миролюбивую атмосферу в семье можно различными способами. Например, один из родителей может усадить детей на колени и одновременно обнять их. Если малышей больше двух, и такой способ не подойдет, то мамам и папам предлагается устраивать всеобщее целование. Например, сразу дети целуют одного из родителей, затем другого. После этого мамы и папы целуют в любой последовательности детей.

На чтение 10 мин.

Если вы являетесь родителем пятилетнего ребенка, то спросите себя, а как складываются ваши отношения с ним? Всегда ли вы понимаете его, интересуетесь тем, что беспокоит малыша? Ведь нередко взрослые оказывают почтение и внимание другим людям, а построить доверительные отношения со своим ребенком не могут. Чтобы понять, как найти правильный подход к человечку пяти лет, для начала нужно вникнуть в психологические особенности развития детей в этот период.

Дети в возрасте 5-ти лет очень любопытны

Психология ребенка в пятилетнем возрасте

Этот этап в жизни малыша принято характеризовать, как переходный: из раннего детства в статус дошкольника. Отмечается активное развитие, познание окружающего мира. Дети в пять лет преодолевают некий перелом, происходит осознание себя, как личности в общественной среде, своих качеств и возможностей. Они более чутко воспринимают отношение к себе со стороны. Все это говорит о том, что у маленького человека формируется собственная самооценка. То, какой она будет, зависит от многих факторов, но в первую очередь от того, что он получает от окружающего мира. Особенно от общения со взрослыми.


Общение с родителями -важны фактор психологического развития

Совет: стоит обратить внимание на свое поведение, как родителя, ведь ребенок очень активно копирует его. Влияют в этом плане и примеры близких родственников (братьев, сестер).


Психологические тесты для 5-ти лет

По своей природе любой малыш желает быть хорошим, чтобы его оценили и похвалили. Поэтому крайне важно поддерживать это стремление как родителям, так и другим взрослым (бабушкам, дедушкам, воспитателям). Если ребенок совершает положительный поступок, это непременно стоит отметить. Но тут главное указать, за что именно вы его хвалите. Ребенок должен понимать, что так делать хорошо и в дальнейшем повторять свои действия.

Эмоциональная и познавательная стороны развития

В возрасте пяти лет продолжает устойчиво развиваться и созревать эмоциональная сфера. Вы можете заметить, что чувства малыша становятся более глубокими. Если прежде он испытывал скорее просто радость от общения, то теперь это выражается в более сложной форме: симпатии и привязанности. А отсюда берут свои корни такие нравственные понятия, как дружба, чуткость, доброта, а со временем и чувство долга.

Ребенок также проявляет способности к размышлению. При этом он может не всегда приходить к правильным выводам.


Эмоциональное развитие детей 5-ти лет

Последуйте тогда такому совету: родители должны с уважением относиться к первым умозаключениям малыша и в ненавязчивой форме корректировать их, если это нужно.


Возраст почемучек – 5-6 лет

Коммуникабельность детей пяти лет

У ребенка проявляется все больший интерес к детям примерно такого же возраста. И от привычного общения только в семье он все чаще переходит на более широкие отношения с окружающим миром.

Нередко дошкольник в этом периоде делит детей на «хороших» и «плохих».

Но так он оценивает их на основании мнения взрослых. Малыши могут дружить, ссориться, обижаться, идти на примирение, даже ревновать, но и помогают друг другу. Все большая потребность возникает у ребенка в признании себя, как личности, уважении в среде остальных сверстников.


Общение со сверстниками – важный компонент развития

Ввиду того что у детей пяти лет в общении со взрослыми преобладает познавательный интерес, то неизбежны масса вопросов, которые они задают. Чаще в характере «почему». Так происходит, потому что именно взрослый является непререкаемым авторитетом, источником знаний.

Полезный совет: важно выслушивать ребенка, ведь, кто как ни родители смогут доступно разъяснить малышу все, что его волнует и пополнить запас его познаний.

Развиваются волевые качества, целенаправленность. С их помощью дети могут преодолевать определенные трудности, которые возникают в этом возрасте. Но наряду с активной самостоятельностью в духе «я сам», ребят нередко настигают и неудачи, при этом обескураживая их. А если промахов немало, то это может привести впоследствии к появлению чувства неуверенности.


Родители должны уделять внимание физическому развитию детей

Как наладить доверительные отношения с ребенком

На самом деле никаких особых знаний и действий в этом вопросе не требуется. Главное – всегда ставить себя на место своего ребенка, стремиться представить мир так, как он его видит. И тогда будет гораздо легче понять, что же хочет ваш малыш, и как именно вы можете ему помочь. Ясное дело, что взрослые не очень помнят, какими они были в пять лет, но что-то в памяти остается. Хорошо бы иногда вспоминать и задавать себе вопросы: «А как я себя вел в этом возрасте? что мне нравилось и т. п.». Проще говоря, посмотрите на мир детскими глазами.


Любознательность в 5 лет – основа интеллектуального развития

Отношения между родителями и детьми – это, так сказать, целое поле для развития таких умений, как забота, помощь, уважение. Ребенок пяти лет восприимчив не только к запоминанию стишков, цифр, букв. С ним действительно можно разговаривать, даже о любви. Просто попробуйте, иногда можно услышать удивительную правду, которую взрослые боятся сказать сами себе. Но чаще в обществе понимается так: да что там может знать ребенок в пять лет.


Сравнение с другими детьми недопустимо

Чтобы понять, как наладить отношения с ребенком, доверять друг другу, нужно помнить некоторые вещи и придерживаться в повседневном общении простых правил.

Принципы правильного подхода к малышу в пятилетнем возрасте

Согласитесь, что даже взрослому будет приятно, когда к нему после тяжелого рабочего дня подойдут, спросят «как дела?», обнимут, согреют добрым словом. Так и с детьми. Поговорите с ними просто по-дружески, спросите, как прошел их день, что было нового в саду, а может, задайте и более глубокие вопросы о том, что их волнует.

Важный совет: если делать это искренне, с любовью, то ребенок обязательно раскроется и ответит вам.

  • Следите за тоном, в котором говорите с сыном или дочкой. Речь должна быть доброжелательной, ободряющей. Даже если малыш чем-то огорчил вас, то прояснить ситуацию можно в спокойном тоне, без криков. Детям в пять лет легче отвечать, когда на них не давят, а стараются понять, почему они так поступили. Если вы что-то объясняете ребенку, делайте это как можно проще, на понятном для него языке. Доступно, четко и однозначно.
  • Всегда выслушивайте ваше чадо. Делайте это внимательно, не вздумайте перебивать, даже если он говорит что-то не совсем логично. Аккуратно поправить сказанное можно после того, как ребенок закончил говорить. И тогда он обязательно примет это к сведению.
  • Установите четкие границы в поведении ребенка, но согласно его возрастным особенностям. Важно, чтоб он понимал: если определенные вещи делать нельзя, то это правило не меняется.

Совет: здесь важно не дать слабину самому взрослому. Если вы сказали, что конфет на сегодня хватит, а потом выдаете еще, то у ребенка не будет устойчивого понятия, а когда же действительно нельзя, разовьется чувство вседозволенности. Дети, на самом деле, любят границы и правила.

  • В отношениях с пятилетним малышом проявляйте максимум терпения. Ведь часто дети сами не знают, чего хотят, и почему так происходит с ними. Они все еще постигают это умение – понимать себя. И нормально, что ребенок может дольше одеваться, убирать, идти, чем вы этого хотите. Кому же понравится, что его постоянно одергивают и торопят?
  • Хорошо, когда родители поощряют любознательность детей. Естественно, что ребенок в 5 лет задает множество вопросов. Здесь есть один нюанс. Малышу обязательно хочется получить ответ. А то, откуда он его узнает, напрямую зависит от взрослого. Постарайтесь стать для него в этом возрасте основным источником правильной информации. Для этого не нужно обладать особой эрудицией. Совет родителям: если вы не знаете, что ответить малышу, предложите вместе поискать это в книжке или хотя бы в Интернете. Но обязательно найдите ответ, иначе он может отыскать его в другом месте. И нет гарантий, что эта информация будет верной.
  • Обращайте внимание на то, чем интересуется ребенок. Старайтесь уловить, к чему он тянется, и развивать эти способности. Можно, конечно, попробовать разные сферы увлечений, а потом постепенно определить, что малышу больше по душе: петь или рисовать, английский язык или коньки. В ребенке должна сохраняться самобытность. Родители не должны навязывать ему интересы.

Развитие способностей и обучение – подготовка к школе
  • Будьте положительным примером для своего малыша. Ведь недаром говорят, что дети – это зеркало родителей. В этом возрасте они все схватывают моментально, и хорошее, и плохое. Так что следите за своими словами, эмоциями, поступками. Но если вы и допустили оплошность в присутствии ребенка, то нужно пояснить, что взрослые тоже могут ошибаться.
  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с другими. Этот фактор очень влияет на его самооценку. Не следует также постоянно критиковать и ругать ребенка, особенно при других людях. Лучше в спокойном состоянии проговорить ситуацию. Смотреть при этом следует прямо в глаза малышу, но с понимающим взглядом.
  • Не требуйте и не ждите от ребенка того, что он не способен выполнить в своем возрасте. Все должно быть в меру, в том числе, количество правил и ограничений. Когда их слишком много, то он может перестать их замечать.

Развивающие игры – очень важный момент в развити

И последний пункт выделен отдельно. Это игры

С малышами следует играть в добрые, познавательные игры. И строить отношения с ребенком пяти лет лучше всего в такой форме. Это значит, что малыша нужно увлекать тем или иным занятием: уборку превращать в веселое соревнование, кто быстрее сложит кубики; готовку тоже можно превратить в игру, сшить ребенку фартучек, и малыш станет вашим помощником на кухне.


Совместные игры помогут родителям лучше понимать детей

Участвовать нужно и в самих детских играх. Только делать это от души, с любовью, проникнуться этим процессом. Тогда ребенку действительно будет интересно со своими родителями. А это тоже залог добрых отношений с собственным малышом. Помните, что вы и ваш ребенок должны получать радость от общения. Если так и есть, значит, вы на верном пути!

31.03.2016

В этой статье хочу затронуть тему отношений детей и родителей. Поговорить о том, как наладить отношения с детьми, которые уже выросли.

На эту тему у меня целый цикл статей. Про то, . Про то, .

В этой же статье я хотел бы показать родителям, как видят их собственные дети, которые уже сами взрослые или стали родителями.

Начну с того, что практически каждый взрослый ребенок хочет наладить отношения с родителями – это очень важный момент: такое желание практически всегда есть. В этой статье я немного буду жестить, так как придется говорить правду, но главное помнить об этом важном моменте: дети очень хотят иметь хорошие отношения с родителями, чтобы они были в любви и гармонии, они не хотят потерять связь с ними.

Я каждый день работаю с людьми, чтобы решать их психологические и жизненные вопросы. В закрытых группах мы работаем так близко, что я знаю о самых сложных проблемах многих участников и вижу последствия того, как родители общаются со своим взрослыми детьми, или последствия того, как они их воспитывали в детстве.

Давайте разберем конкретные проблемы, с которыми приходят взрослые люди на тренинги или к психологу.

Список не самый приятный. Родителю, может даже показаться обидным, но помните о том, что говорилось выше. Каждый ребенок любит своего родителя и хочет с ним иметь нормальные отношения. Сейчас мы рассматриваем конкретные проблемы, поэтому следует отнестись к этой информации здраво.

Кстати, я пройду не только по плохим примерам, будут и хорошие.

И еще важный момент. Я на данный момент отец двоих детей (уже двоих), поэтому меня это тоже касается, ведь мои дети вырастут и будут на меня смотреть с какой-либо позиции, которая будет озвучена ниже.

Поехали…

Есть такие слова у «Земфиры» в композиции «Небо, море, облака»: «Мои мама и папа превратились давно в телевизоры». Проблема, думаю, понятна. Интересы родителей не распространяются дальше просмотра телевизионных передач, ТВ работает круглыми сутками, нет никакого развития. В итоге формируется определенное мировоззрение, в итоге – разговоры только о том, что все плохо, какие новости, где произошел взрыв, а где война. Если ребенок тянется к светлому, доброму, читает книги, развивает интеллект, пытается сформировать вокруг себя позитивное информационное пространство, заботится о здоровье, развивает душу, то как он будет общаться с родителями? На каком уровне?

Это не значит, что ребенок не будет любить свою маму и своего папу, но насколько ему будет тяжело поддерживать разговор о том, что он не принимает, насколько ему будет радостно находиться в этом информационном поле?…. Вы можете сами подумать на эту тему, но я Вам скажу, что думают об этом Ваши дети. Им грустно…. Им просто очень грустно видеть такое положение вещей. Им хочется разговаривать с родителями о созидании, о будущем, о душе… Им просто очень грустно. Грустно до боли в сердце от того, как на их глазах разрушается жизнь близких людей, ведь можно еще жить! Творить, узнавать, созидать…. Но жизнь проходит у телевизионных экранов и больше похожа на существование, а не на жизнь… Кто-то скажет, что всему виной финансовый вопрос, что у родителей нет средств на развитие, но подождите. Во-первых, книги стоят не так дорого, есть интернет, да и ребенок с радостью купит родителю книгу под названием: «Жизнь в 50 только начинается», если у родителя нет такой возможности.

Конечно, если у ребенка тоже любимое занятие смотреть телевизор, то этой проблемы не будет… Ну, а если ребенок развивается, а именно такие люди приходят ко мне тренинги, то тут есть 4 варианта развития событий.

4 варианта развития событий.

1. Ребенок сочувствует, жалеет родителя. Со слезами на глазах смотрит на то, как тяжело родителю жить c таким мировоззрением.

2. Видит в родителе не совсем адекватную личность. Ментального самоубийцу. Самый неприятный вариант развития событий. Главной опасностью является потеря связи и уважения. Просто катастрофа!

3. Принимает его образ жизни, понимает проблему, но безразлично смотрит на происходящее. Типа, у него своя жизнь, и поэтому пусть делает, что хочет. Полное безразличие. Сердце закрывается, так как ребенок видит в этом единственный выход.

4. Ребенок не придает особого значения сложившейся ситуации и это никак не влияет на их отношения. Бывает и такое, но далеко не всегда. У меня Отец – простой человек в этом плане. Не ходит на тренинги, смотрит ТВ… Я его очень люблю, у нас с ним прекрасные отношения. Можно сказать, что его мышление и образ жизни не особо влияет на нашу связь, он всегда интересуется моими делами, а я его. Но было бы здорово, если бы наш список тем расширился бы созидательными разговорами о здоровье, реализации своих талантов в этом возрасте и так далее. Это было бы реально здорово!

Что же касается меня, то я, например, не хотел бы, чтобы мои дети ко мне испытывали жалость, не хотел бы, чтобы во мне видели неадеквата, человека, который уничтожает свою личность, да и безразличие как-то не прельщает… Я хотел бы, чтобы у нас с ребенком были отношения, нас соединяла нить дружбы, были эмоциональные связи.

Я ведь знаю, что дети изо всех сил стараются сохранить эту нить… Нить настоящих отношений, но это возможно, только если имеется искреннее общение между людьми… А когда появляется искренность? Когда нет страха осуждения, когда нет криков, ругани, давления, когда есть общение на равных, желание слушать друг друга, учиться друг у друга….

Есть множество типов связей между людьми, если сильно все упростить, то вот 4 пункта:

1. Формальное общение.
2. Поддержание контакта.
3. Искренние отношения.
4. Душевные отношения.

Если отношения держатся только на уважении и родственной связи, это будет пунктом 1 и 2. Возникает вопрос: «Каких отношений хотите Вы?»….

Давление на детей со стороны родителей

Следующая проблема, с которой сталкиваются дети, – давление на грани рабства. Родители давят на своих взрослых детей, хотят, чтобы ребенок ел то, что они считают правильным, учился там, где считают нужным, воспитывал детей, как они считают правильным. У детей складывается ощущение, что их хотят задавить. Пройтись по ним катком. Нарушается самое главное – принцип свободы личности. По сути, применяется отношение формата раб-хозяин, на основании родственной связи.

Что делают дети. Тут много вариантов.

1. Страдают и терпят. Жалуются подругам, друзьям, внутри семьи. Страдают, терпят. Не могут прожить СВОЮ жизнь, не могут прожить и жизнь родителей, так как у них своя природа и своя индивидуальная судьба… Внутри создается колоссальное давление и стресс. Какие последствия?.. Физические и психические заболевания, разрушение семьи, тотальная депрессия, беспокойство и прочее.

2. Уходят от давления. Чаще всего неосознанно. Как уйти от давления? Правильно! Ограничить общение, перевести отношения в формальность или в контролируемое поддержание контакта, лишний раз не будить зверя…. Отношения рассыпаются, угасают, эмоциональная связь теряется… Это уже не отношения.

Еще есть родители-жертвы. Ситуация классическая. Родитель каждый день убивает свое здоровье образом жизни, убивает желание жить своим нежеланием развиваться. В итоге приходит в упадок здоровье, приходит в упадок настроение, теряется вкус к жизни… Родитель неосознанно выбирает роль жертвы и началось… Жалобы, нытье, негатив.. Потом все идет по очень логичной и вполне предсказуемой схеме – и родитель теряет здоровье, возможность обеспечивать себя, и дети берут это все на себя…

Понятно, что так устроено наше тело, что оно со временем дряхлеет, но мы всегда может помочь нашему телу быть здоровым или можем помочь ему скорее прийти в упадок. Одно дело – продолжать есть все подряд, не тренировать свое тело, не заботиться о нем, другое дело – следить за тем, что ешь, заниматься физикой тела, ведь есть куча вариантов: йога, различные оздоровительные практики и так далее… Не таблетки пить и в санаторий ездить, а реально заниматься своим здоровьем.

В итоге ребенок вынужден поддерживать физическую и моральную деградацию не только тем, что выслушивает все это, но еще и финансово. Конечно, это вызывает у ребенка не самые положительные эмоции, ведь одно дело – помогать родителю ЖИТЬ, а другое дело – спонсировать его РАЗРУШЕНИЕ и постоянный негативный звуковой ряд…

Есть родители, которые забыли….

Что их дети выросли, что у них есть свои проблемы, заботы, интересы, а самое главное – своя семья, которая не является полигоном для испытаний нервов других людей, не является помойной ямой, куда можно лить негативные эмоции, сливать накопившуюся депрессию, которая не является собственностью, которая досталась родителю, как приданное. У детей может быть своя семья, отдельная ячейка общества, где есть свои правила, свои законы, куда родитель приходит с уважением.

Что происходит, если родитель не чувствует границу, которую нельзя переходить? Опять: или терпеть, причем терпеть приходиться всей семье, а не только одному ребенку, что разрушает в итоге семью, или по-разному избегать, закрываться…

Многие взрослые дети, скажу я по секрету, просто в шоке от того, как родители общаются с внуками. Пичкают их сникерсами, чупа-чупсами как бы по доброте душевной. Вы читали состав того, что Вы даете своим внукам?.. У внуков есть прямые родители – они их родили, воспитывают, одевают и имеют полное право на то, чтобы их взгляды на воспитание уважали. Спросите у своих детей, как Вам вести себя с внуками, если хотите, чтобы Вам их доверяли, в противном случае будет снова или терпёж сквозь зубы, или уход от проблемы, то есть от Вас… Повторюсь, что это мои мысли, это реальность.

Пока хватит проблем))) Давайте поговорим о хорошем.

Когда ребенок говорит на тренинге или на личной консультации, что у него все хорошо с родителями?

1. Когда родитель не лезет в жизнь ребенка против его воли. Не говорит ему, как есть, где работать, с кем жить…. Уважает его индивидуальную судьбу, выбор, личностные качества и природу. Например, уважает то, какой тип воспитания и питания выбран в их семье, не кормит втихаря колбасой ребенка, если родители вегетарианцы…. Это вообще классика жанра)))

Многие родители искренне не понимают своих детей, но не видят корень этого. Корень не в том, что дети глупые, неправильные, не любят, не уважают, корень в том, что на яблоньке выросли плоды вишни. Не пытайтесь понять ребенка через себя, его можно понять, только через его индивидуальную природу.

2. Спрашивает, как у него дела. Есть такой анекдот: Если мама звонит и спрашивает, как у меня дела, то значит я узнаю все о том, какие программы шли по телевизору на этой неделе… Выглядит это так:

Для вежливости: «Привет! Как твои дела?»;
Дальше: «Хорошо? Отлично, а знаешь….». Дальше 40 минут монолога…

Простите, но это не отношения. Это не диалог. Довольные дети с родителями разговаривают, а не только слушают. Почитайте Дейла Карнеги или возьмите диктофон и запишите свой разговор с детьми – и Вы сразу все поймете. Можно быть разными людьми по природе и сути, но при этом общаться в формате диалога.

3. Не вменяют им, что так как мы тебя родили, ты теперь должен… Дальше список долгов, за подарок в виде жизни, бессонных ночей, стирания пеленок и так далее.. Не будем спорить, насколько это правильная или неправильная позиция. Сейчас речь о том, какие последствия будут от такой позиции для Вас и для Ваших с ним отношений.

Сразу скажу, что ничего хорошего из этого не выйдет. Будет внутреннее сопротивление, чувство несправедливости, депрессия. С одной стороны ребенок будет действительно подтверждать факт долга, так как звучит очень логично: «Я тебе подарил жизнь, что может быть ценнее?». На уровне логики ребенок соглашается, что должен, но внутри начинается конфликт.

В чем конфликт. Представьте себе, Вы взрослый человек и к Вам подходят и сообщают, что когда-то, когда Вы были в несознательном состоянии или даже не помните это, Вам оказали какую-то услугу, и теперь взамен Вы должны… Любой психолог и маркетолог знает, насколько большое отторжение испытывает человек от слова «должен». Это очень серьезный раздражитель. Ты должен, значит ты не свободен.

На основе принуждения нормальных отношений не построить. Отношения можно строить только на любви.

На самом деле тут множество точек зрения. С одной стороны – долг, с другой стороны – нет никакого долга. Вот пример. Для кого родитель рожал ребенка? Прежде всего, для себя. Чтобы удовлетворить свою естественную потребность в продолжении рода, чтобы исполнить свое предназначение мамы или отца, чтобы получить неописуемое количество любви, которое будет направлено на тебя, чтобы ощутить свою значимость и нужность в этом мире… И так далее..

По сути, получается, что ситуация Win-Win. Каждый получает от появления ребенка на свет что-то свое, что невозможно измерить, вернуть или взвесить. Учитывая, что родитель, как и любой человек, не идеален, и в процессе воспитания (очень часто на самом деле) он мог нанести своему ребенку множество психологических травм… За это кто должен отвечать?

Есть также мнение, что долг рождения нельзя вернуть родителю, его можно вернуть только через своих детей. Тебе дали жизнь родители, ты дал жизнь своим детям… Но это в линейной логике, а если смотреть на человека не как на тело, а также как на душу. Кто дает жизнь душе? Прямо-таки родитель? Или родитель просто выполняет свой долг перед Всевышним. А истинный источник жизни нам неведом… Если смотреть на этот вопрос в Божественном смысле, то даже Бог, который дает нам жизнь как душе, при этом дает нам полную свободу как жить, не требуя никакого возвращения долга..

4. Это пункт, к сожалению, не так часто выполняется, и он не обязателен для того, чтобы ребенок любил родителя, уважал своего отца и свою мать, но он крайне желателен.

Родитель – счастливый человек или пытается им стать. Родитель –позитивный человек или пытается им стать. Родитель – здоровый человек или активно пытается сохранить свое здоровье.

Вернусь к тому, что данная статья – реальный опыт разбора проблем у взрослых людей. Вы как родитель имеете право сделать свои выводы. Можете сказать, что дети слишком оборзели и не правы, раз так относятся к этим ситуациям, но это не изменит ничего. Взрослые дети снова и снова будут искать выход: тренинги, психологические консультации… Выход, чтобы ЖИТЬ, чтобы избавиться от проблем, которые приносят в его жизнь родители, которые ведут себя некорректным образом…

У взрослого человека и так много проблем: наследие воспитания, настраивание отношений внутри своей семьи, работы, поиск своей реализации и много чего еще… Вы можете добавить проблем своему ребенку, а можете стать для него источником самого светлого и доброго…

В родителе заложен огромный потенциал СЧАСТЬЯ для своего ребенка.

Куда идет ребенок, когда ему некуда идти или плохо? Кого он вспоминает?… У ребенка в природе заложено ЛЮБИТЬ своих родителей, дайте им эту возможность, подарите им не головную боль, а возможность ЛЮБИТЬ. Тогда не надо будет требовать заботиться, уделять внимание и прочее, так как в ЛЮБВИ это происходит естественным образом.

Создавайте отношения на основе любви, живите так, чтобы САМИМ быть источником счастья для себя прежде всего и дарить это счастье, в том числе и своим детям. Слушайте своих детей. Вы можете сделать источником своего счастья самого себя или тянуть соки из ребенка.

Конечно, не все так просто, разные родители, разные дети, но, в общем, проблемы, с которыми я сталкиваюсь у сотен людей, я описал выше. Скоро будет статья: «Детям посвящается», и там мы посмотрим на эту проблему с другой стороны, ведь в отношениях всегда есть несколько сторон, и отсутствие отношений между родителями и детьми – вина не только родителей.

Что в сухом остатке:

1. Заботьтесь о своем физическом здоровье. Питание, физическая нагрузка, свежий воздух. Пить таблетки, посещать санатории и прочее – не совсем то, что требуется, нужны меры, которые относятся к тому, каким образом жизни Вы живете.

2. Заботьтесь о своем ментальном здоровье. Меньше ТВ (не смотрите его совсем), меньше негатива, осуждений. Работайте с обидами, с закрытым сердцем и с другими ментальными проблемами, если они у Вас есть. Если хотите, чтобы дети больше уделяли Вам внимания и звонили, то перестаньте негативить, ныть, постоянно рассказывать детям о том, как все плохо в стране, в мире, в городе и так далее. Есть и другие темы для разговоров.

3. Стремитесь к светлому, доброму и будьте счастливыми сами по себе. Не должно быть ситуации, в которой ребенок становится единственным спасением от депрессии, одиночества и несчастья.

4. Общайтесь со своими детьми на разные темы, говорите не только о погоде.

5. Развивайтесь. В информационный век нет нужды даже искать какую-либо информацию. Откройте интернет или зайдите в книжный магазин. Книги о здоровье, предназначении, успехе, реализации… Читайте!

6. Не переходите черту. Ребенок вырос и ему нужна свобода. Не пытайтесь его заставить быть на привязи или исполнять Вашу волю. Дайте ему прожить свою жизнь самому. Уважайте его выбор и его решения по жизни.

7. Не одевайте маску жертвы и берите на себя ответственность за свою жизнь.

8. Не используйте душу ребенка в виде помойного ведра, куда можно слить злость, раздражение, недовольство и прочие эмоции. Начните работать над собой, чтобы внутри Вас был свет, а не тьма.

9. Будьте искренними. Любите своих детей. Станьте для них источником хороших новостей, радости, счастья.

10. Раскрывайте свое сердце. Сердце родителя любит. Пусть эта любовь будет настоящей, искренней, приносящей радость. Это не так просто. Много лет сердце спало. Проблемы, кризисы, сложности, непонимание, отсутствие поддержки, тотальная несправедливость, очень сложная судьба…. но стоит попытаться. Это возможно…..

Комментарии:

Евгений 05.04.2016

Галина 05.04.2016

    Admin 05.04.2016

    Нина Ивановна 05.04.2016

      Admin 05.04.2016

      Любовь 06.04.2016

      Какая тема злободневная, Михаил.
      Прочтя вашу статью, задумалась и поняла, сколько же несчастных детей и родителей вокруг! Мама и папа — телевизоры, сплошь и рядом …

      В моей семье было мама и папа — работа, родители далеко и мы с мужем оба студенты…
      Слава богу, дети выросли самостоятельными и сами делают свою действительность!
      Отношения с детьми хорошие, чего и всем желаю

      Ответить

      Евгений 06.04.2016

      Спасибо за статью!
      У меня трое детей правда пока еще маленькие, но уже сейчас я задумываюсь о отношениях в будущем. Так как со своими родителями у меня отношения очень напряженное. Многое почерпнул из вашей статьи.
      Огромное вам спасибо.

      Ответить

      Юлия 06.04.2016

      Тема очень тонкая. С возрастом у ребенка появляется понимание: «ПОЧЕМУ его родители, так себя проявляли…». Это понимание причинно-следственной связи мыслей и поступков, заставляет серьезно задуматься над своим собственным мышлением и поведением, а также выразить своему родителю понимание и поддержку, НЕ СМОТРЯ НИ НА ЧТО))) Спасибо Михаилу за статью)))

      Ответить

      Лиля 06.04.2016

        Admin 06.04.2016

        Понимаю….. В данном случае я бы рекомендовал Вам работать со своей оценкой происходящего, чтобы как можно меньше испытывать негативных эмоций от данного события. Если они приходят к Вам в гости, то есть простое решение: уберите телевизор из дома или попробуйте договориться с родителями, чтобы они его не смотрели. Не хотелось бы, чтобы общение с родителями было омрачено…

        Ответить

        Natalja 06.04.2016

        Михаил, прочитала вашу статью ранним утром и хожу почти весь день под впечатлением. Вроде бы не сказали ничего нового, но сказали просто, по-доброму, как-то по-товарищески. Задело, наводит на мысли и это здорово. Спасибо. Статья замечательная.

        Ответить

          Admin 07.04.2016

          Михаил 06.04.2016

          Алексей 07.04.2016

          Владимир 07.04.2016

            Admin 07.04.2016

            Ирина Владимировна 07.04.2016

            Благодарю, Михаил! Вы умничка, замечательно написано. Учусь общению с детьми, вернее с дочкой как-то легче, а с сыном — как с мужем, доверительного общения не получается. Это моя проблема, сложно, однако буду стараться быть для них «источником счастья».

            Ответить

            Татьяна 08.04.2016

            Благодарю, Михаил, за статью! Она цельная. Всё по полочкам. Причинно-следственные связи.
            Согласилась с Юлией (см.выше): «С возрастом у ребенка появляется понимание: «ПОЧЕМУ его родители, так себя проявляли…».» Сама «повернулась» к родителям, услышала их, «обратила внимание» только лет после 30-ти Поняла их поступки, действия в различных жизненных ситуациях. Не оправдывая, но и не осуждая. Сделала выводы для себя. Люблю и принимаю их такими, какими они есть. И благодарю Бога, что у меня ЕСТЬ родители и они ЖИВЫ и ЗДОРОВЫ!!! (относительно) Стараюсь дать им любви и внимания. И они сами учатся этому, т.к. их не учили любить в открытую.

Отношения между не могут сложиться сами по себе, как развивающая игрушка-пирамидка, которая была, пожалуй, в детстве у каждого взрослого. Чтобы построить пирамидку из колечек, нужно нанизать их в определенной последовательности – от самого большого – к маленькому.

Так и с отношениями. Над ними, как правило, нужно работать. С этим утверждением согласятся большинство мам и пап.

Психолог и педагог Татьяна Коростышевская предлагает представить отношения ребенка и взрослого как особую психологическую пирамидку, каждое кольцо которой символизирует определенный аспект во взаимоотношениях родителя и его чада.

Стержнем этой пирамиды будет процесс взаимодействия между ребенком и взрослым в любом его виде. Совместная игра, или лепка, подготовка школьного домашнего задания, наведение чистоты в квартире, обычная прогулка – это может быть абсолютно любое действие, выполняемое с ребенком вместе.

Для того, чтобы построить пирамидку, необходимо нанизать на стержень колечки, от самого большого к маленькому. Только тогда мы получим «эффект пирамидки».

Давайте разберемся, что именно и как нужно делать, чтобы центральная ось вашего взаимодействия с ребенком превратилась в полноценную пирамиду.

В представлении Татьяны Коростышевской кольца пирамиды выглядят так: от большего – к меньшему:

  1. Осознание себя
  2. Осознание собственных чувств
  3. Понимание ребенка
  4. Понимание чувств ребенка
  5. Совместное проживание эмоций
  6. Удовлетворение от общения

Давайте разберем каждое «колечко» в отдельности.

1. Осознание себя

Базисом пирамидки, или основанием налаживания отношений является понимание своего собственного «Я». Осознайте свою роль. Поймите, что вы – не только родитель, вы – личность, а еще – в вас живет «внутренний ребенок».

Для встречи со своим «Я-ребенком» достаточно вспомнить свое . Что вас радовало, а что разочаровывало, когда вы были ребенком? Чем вам было интересно заниматься, а что вызывало скуку? Какие страхи вы испытывали?

Осознание себя – базис, на котором строятся добрые отношения с ребенком

Для того чтобы встретиться лицом к лицу со своим Я-ребенком, вспомните все установки во взаимоотношениях между родителями и детьми, которые были и есть в вашей семье. Чему учили вас родители? А какие установки вы сейчас стремитесь передать своим детям?

Осознайте свою личность. Задумайтесь:

  • что представляет собой ваше мировоззрение?
  • какие у вас отношения с людьми, с окружающим миром?
  • какие вы ставите перед собой цели?
  • что мешает вам в достижении этих целей?
  • что вас вдохновляет? Где вы берете силы?
  • что бы вы хотели сделать для других?

Понимание собственного «Я» имеет огромное значение, ведь все эти аспекты непосредственно влияют на процесс общения между нами и ребенком, и формируют определенную направленность ваших действий.

2. Осознание собственных чувств

Осознание собственных чувств не только поможет вам лучше понять себя и проанализировать свое отношение к собственному ребенку, но и научит контролировать эти чувства, переживать их, справляться с ними. Причем это касается не только вас, но и ребенка. Если вы в любой жизненной ситуации способны признаться себе в своих чувствах, ребенок, смотря на вас, научится делать то же самое.

Если вы считаете, что осознаете свои чувства и умеете их контролировать, считайте, что второе кольцо пирамидки успешно нанизано на стержень.

3. Понимание ребенка

Под этим «кольцом» имеется в виду все то, что связано с социальными и возрастными особенностями , его потребностями, желаниями, интересами, способностями. Задайте себе вопросы и постарайтесь найти ответы на них:

  • что умеет делать ваш ребенок?
  • что не умеет, и по какой причине?
  • как он делает то, что умеет?
  • что удается ему легко, а что с трудом?
  • как он реагирует на успех и неудачи?
  • что он любит, а что терпеть не может?

Если вы смогли ответить на все вопросы, то и это колечко оказалось на оси, и мы можем двигаться дальше.

4. Понимание чувств ребенка

Понимание чувств своего ребенка – важное условие для налаживания взаимоотношений с ним. Ведь контролировать его деятельность и стараться направлять ее в нужное русло можно, лишь полностью понимая, что чувствует ваше дитя в тот или иной момент.

Идеальных людей не бывает, и вас тоже, скорее всего, не назвать совершенством

Для того, чтобы нанизать на пирамиду четвертое колечко, научите ребенка , выражать их, проживать их в полной мере и направлять их энергию в необходимое русло для того, чтобы достигнуть поставленных целей, не причиняя при этом вреда себе.

Надеть на стержень пирамиды взаимоотношений пятое кольцо очень легко и одновременно сложно. Родителям необходимо принять своего ребенка таким, какой он есть, вместе со всеми его достоинствами и – что сложнее – его недостатками. Всегда помните о том, что идеальных людей не бывает, и вас тоже, скорее всего, нельзя назвать совершенством.

6. Совместное проживание эмоций

Шестое колечко – одно из самых важных. Чтобы с ним справиться, осознайте, что в основе любой нашей деятельности всегда лежат эмоции. Именно под их влиянием мы совершаем те или иные поступки. Но самое важное – это возможность разделить свои эмоции с близким человеком, ведь только тогда, когда рядом есть тот, кто способен нас понять, выслушать, искренне порадоваться за наше счастье или, наоборот, посочувствовать, мы можем справиться с абсолютно любой ситуацией.

Не будьте равнодушными к ребенку – и тогда он научится сопереживанию

Проживайте вместе со своим ребенком все его эмоции, разделяйте его радости и переживания, и тогда он не только научится справляться со всеми своими чувствами, но и осознает, какое большое значение имеет , как важна чуткость и понимание между близкими людьми, какую безопасность дарит ощущение того, что ты не одинок и у тебя есть, с кем разделить все счастливые и грустные моменты жизни. Этот бесценный опыт запомнится ему навсегда.

7. Удовлетворение от общения

Самое верхнее колечко пирамиды – это и есть то, к чему мы стремились, постепенно создавая ее, смысл самой задумки, тот результат, который мы хотели получить. Мотивация у нас есть лишь тогда, когда мы видим, к чему стремимся. Мозг запоминает моменты, приносящие нам удовольствия, и при появлении похожего стимула, позитивно реагирует. Поэтому если вы общаетесь с ребенком открыто и радостно, стараясь получить от этого общения удовольствие, ваши взаимоотношения будут приносить настоящее счастье и вам, и вашим детям. А это имеет важнейшее значение для формирования здоровой личности у ваших детей.

Виктория Котлярова



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: