Дурные привычки ребенка 7 лет. Вредные привычки у детей


Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец... Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция... Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук...

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно - это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать , приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все - в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна - на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается - это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка - сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка - но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда - и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома... Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком - значит, заняться собой.

Он просто у меня ненормальный какой-то, - уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. - Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла... Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый - и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку - плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку - плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы - к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» - это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма - все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой - своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет - дело? Воевать с дурными привычками - то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем - вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом - заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался . Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка "Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!", нет, напротив успокойте: "Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!"

Если сосет пальцы - забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами - можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: "Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания - начали!", но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона , где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе - и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти - нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла - и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной . Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: "Делаем Солнышко! Улыбочка!". Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Вот так. Все потихоньку - получится!

Чаще всего дети прибегают к таким постоянно повторяющимся действиям во время напряжения, безделья утомления или скуки. Многие привычки начинают проявляться еще в дошкольном возрасте и сохраняются по мере того, как ребенок достигает школьного возраста, либо же они повторяются вновь через некоторое время. Очень часто дети не осознают своего поведения, поэтому явно не используют эти привычки для того, чтобы проявить непослушание.
Причины проявления таких привычек до сих пор неизвестны. Природа их возникновения наводит на мысль о том, что такие привычки служат успокаивающим процессом для головного мозга. Интересен тот факт, что даже во взрослом возрасте многие люди прибегают к некоторым из таких успокаивающих способов во время стрессовых ситуаций: они грызут кончик карандаша или ногти, оттягивают мочку уха, накручивают волосы на палец.

Появление привычек у детей

Некоторые успокаивающие привычки - например сосание большого пальца и покачивания тела -начинают проявляться в младенческом возрасте и к среднему подростковому возрасту постепенно исчезают. В среднем подростковом возрасте многие дети с привычкой сосать большой палец ограничиваются ею только у себя дома перед сном, во время просмотра телевизора или в периоды сильного расстройства. Зачастую такое поведение сопровождается и другими привычками ранних лет, например сворачиваться калачиком под одеялом.

По мере взросления ребенка, развития его самообладания и понимания самого себя привычка сосать большой палец, как правило, исчезает - чаще всего это происходит к 6-8 годам. Помимо этого при увеличении давления со стороны сверстников дети стараются усилить контроль за своим поведением.
Таким же образом для небольшого числа детей среднего подросткового возраста нормальным поведением является укачивание себя перед сном. Они могут сворачиваться калачиком и раскачиваться с такой силой, что кровать начинает шататься из стороны в сторону и даже стукаться о стены - до тех пор, пока ребенок не заснет. Некоторые дети качают головой вперед и назад, время от времени ударяясь о стену.

Распространенные детские привычки

Вот некоторые наиболее распространенные успокаивающие привычки, проявляющиеся в среднем подростковом возрасте, которые вызывают беспокойство родителей:

  • сосать большой палец;
  • раскачиваться;
  • биться головой;
  • грызть ногти;
  • отрывать кутикулу;
  • накручивать на палец волосы;
  • мастурбировать.

Другие дети раскачиваются, сидя на стуле. У родителей такие странные привычки вызывают сильное беспокойство, но дети могут проявлять их каждый вечер перед тем как спокойно отойти ко сну. Ритмичные движения необходимы им для того, чтобы успокоить центральную нервную систему в период перехода от бодрствования ко сну.
Детские привычки грызть ногти, отрывать кутикулу, накручивать на палец волосы и ковырять в носу также встречаются довольно часто (и действуют не менее раздражающе), появляясь в возрасте от 3 до 6 лет. Такое поведение может сохраняться и в среднем подростковое возрасте, а возможно, и позже. Как и другие успокаивающие привычки, такие проявления являются редуцирующими агентами, «бесполезной тратой времени», и неподвластны осознанию или пониманию ребенком происходящего.
Периодичность проявления этих привычек может ослабевать и вновь набирать силу, и часто это происходит без очевидной причины и вне зависимости от вмешательства родителей. Некоторые наблюдатели отметили, что ребенок, который грызет ногти Или отрывает кутикулы, зачастую делает- это до появления крови или проявления сильной боли; возможно, это естественное следствие и служит основной причиной окончательного исчезновения привычки. В любом случае такие привычки чаще всего со временем проходят.

Как избавиться от навязчивых привычек подростков

Первый шаг к умению справляться с успокаивающе-навязчивыми привычками вашего ребенка - простое игнорирование их. Чаще всего они сами проходят со временем. Если вы привлекаете к ним внимание используя резкие слова, осмеивая или применяя наказания, внутреннее напряжение и осознание того, что привычка должна исчезнуть, увеличиваются, а проявление привычки при этом усиливается. Наказание не является эффективным способом искоренения таких привычек.
Но и игнорирование их для большинства родителей может представлять трудность. Кроме того, если у матери или отца привычка ребенка вызывает раздражение или огорчение, игнорирование не способствует исчезновению этих чувств. Старайтесь сдерживать свои негативные комментарии и дождаться, пока привычка не пройдет сама собой.
Если ваш ребенок сосет большой палец или грызет ногти, он может сам захотеть избавиться от привычки и поэтому поддерживать ваши желания собственными стараниями. Попробуйте использовать следующие методики.

  • Если вы заметите, что у ребенка не проявляются признаки успокаивающей привычки на протяжении длительного времени, вознаградите его заранее оговоренным способом.
  • Применяйте средства, находящиеся в свободном доступе, такие как составы с горьким вкусом, которые можно наносить на пальцы рук или кутикулы, чтобы они служили напоминанием для ребенка, когда он начнет грызть или сосать большой палец. У такого подхода относительно низкий уровень успеха, но он достаточно простой и при совместных с ребенком стараниях может оказаться эффективным методом. Узнайте про такие средства у фармацевта.
  • Положительное подкрепление является наиболее эффективным способом изменения поведения. Подчеркивайте и вознаграждайте новое поведение, которое вам хотелось бы видеть. Помощь могут оказать схемы со звездочками и система ежедневных вознаграждений.

Изменить привычки можно за неделю
Почти любую привычку можно изменить за одну неделю, если только все взрослые будут последовательны и не забудут подбадривать и хвалить ребенка. Вы хотите, чтобы малыш перестал кусаться или научился спать всю ночь в отдельной кровати? Скорее всего недели на это окажется достаточно - при условии, что вы проявите настойчивость.

  • Будьте последовательны. Все взрослые в доме должны придерживаться одних и тех же правил.
  • Расскажите сказку или прочитайте книжку о том, как герой преодолел вредную привычку.
  • Используйте награды и поощрения - хвалите ребенка, когда он поступает правильно, обнимайте и целуйте его, вручайте специальные наклейки или значки.
  • Вовремя предотвращайте конфликты: если предчувствуете спор или ссору, измените планы.
  • Немедленная реакция. Тот или иной поступок ребенка должен иметь соответствующие последствия (хорошие или плохие).
  • Не обращайте внимания - не стоит тратить силы и нервы из-за незначительных или случайных проступков.
  • Не все сразу. Сосредоточьтесь на одной привычке, которую хотите изменить.
  • Подавайте пример. Ребенок смотрит на вас и берет ваши поступки за образец. Станьте примером достойного поведения, уважения и любви к окружающим.

Привычка - это поведение, образ действий, склонность, ставшие для ребенка в жизни обычными и постоянными. Однако с привычками не рождаются. Они очень быстро формируются у детей под влиянием воспитания и условий жизни. Это относится и к полезным, и к вредным привычкам. Вредные возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное, систематическое воспитание полезных навыков. Важно отучить от нежелательных привычек, пока они. не стали частью личности ребенка и причиной нелестных ярлыков.

Как отказаться от вредных привычек
Вот основные шаги в этом процессе.

Если привычка становится проблемой . Нужно ли отказываться от той или иной вредной привычки? Должны ли вы вмешаться или просто посмеяться над действиями ребенка? Поскольку положительные привычки выработать у ребенка намного легче, чем отучить от вредных, этим необходимо заниматься с первых лет жизни. Привычка может быть для ребенка способом расслабиться. Особенно это относится к нервным, легковозбудимым детям. Если вы отбираете безопасный способ снятия напряжения, его место может занять другой, менее желательный. Общее правило: если привычка беспокоит ребенка (сосание пальца приводит к тому, что палец меняет форму, инфицируется, искривляются зубы), вызывает насмешки окружающих или приводит к социальной изоляции, пришло время вмешаться. Вот как это делается.
Определите причину. Какие условия заставляют ребенка дергаться, кусать ногти, дергать себя за волосы, ковырять в носу или скрипеть зубами? Ему скучно, он устал, сердит, возбужден? Заведите дневник привычек, и, насколько это возможно, корректируйте окружающую среду ребенка, чтобы ликвидировать причину. Если появление вредной привычки связано со сменой воспитателя, вероятно, стоит задуматься о его замене. Если шестилетний ребенок сосет палец, когда смотрит телевизор, возможно, вам нужно переключить его внимание, увлечь чем-нибудь интересным (например, предложить прогулку, конструирование, ри^ сование и т. д.).
Конфликтовать или нет? Это серьезная отрицательная привычка, грозящая физическим или социальным вредом ребенку, или незначительная, которую лучше проигнорировать? Привлекая внимание ребенка к мелочам, можно усугубить привычку или превратить ее в большую проблему. Если это все-таки пустяк, обратите внимание на условия, вызывающие эту привычку, а не на нее саму, так вы предотвратите ее перерастание в отрицательную черту характера. Вовлекайте ребенка в процесс самоконтроля над привычкой. Это его действия, и только он может отказаться от них. Узнайте, докучают ли они ребенку и каким образом.
Мотивируйте . Если вы решили, что привычку надо устранять, обсудите это с ребенком и вовлеките его в процесс. Продумайте с ним, как лучше искоренить вредную привычку и как будете сотрудничать на этом пути. Предложение поощрения является стимулирующим фактором. Важно понимать, что вредные привычки возникают тогда, когда отсутствует целенаправленное воспитание полезных навыков.
Семейные привычки. Как маленькие обезьянки видят, так они и делают. Проанализируйте привычки людей, пользующихся авторитетом у ребенка в семье. Вы грызете ногти, кусаете губы, стучите ногами? Мать привела сына на консультацию, потому что он дергался, делал много лишних движений. Изучив семейную историю, мы поняли, что истоки надо искать в семье. Многие члены семьи вели себя точно так же. Это никогда не считалось большой проблемой и рассматривалось как простая причуда. Поскольку мальчика эта привычка не беспокоила и никто не дразнил его, мы решили, что лучше не акцентировать на ней внимание, чем причинять ребенку лишнее беспокойство.
Дайте ребенку расслабиться. Для некоторых людей определенные привычки могут быть средством расслабления или временным отвлечением в стрессовой ситуации. Внимательно посмотрите, как действуют стрессы на жизнь вашего ребенка, постарайтесь уменьшить их влияние, насколько это возможно. Как правило, манеры поведения изменяются или приобретают новые черты после переезда, потери родителя, развода или других серьезных перемен в жизни ребенка.
Предложите замену. Эффективным способом избежать возникновения вредной привычки является предложение альтернативного варианта. Если пальцы ребенка заняты, сжимая мяч, у него не будет возможности сосать их. Научите ребенка немедленно переключаться на безопасную альтернативу, если он оказывается в ситуации, вызывающей вредную привычку, или осознает, что такая ситуация наступает. Например, как только ребенок, имеющий привычку грызть ногти, почувствует, что его руки приближаются ко рту, он должен согнуть пальцы или перебирать ими шарики в кармане. Он может крутить кольцо на пальце или крепко сжимать кулак, а затем расслабляться, тряся рукой. Практически - это альтернативы. Тренировка, тренировка, тренировка: есть желание грызть ногти - сжать пальцы в свернуть кулак или надеть кольцо. Чтобы помочь ребенку запомнить, подберите альтернативе какое-нибудь название, например «замена» или «обход». Спокойно повторяйте ему: «Помни свою замену».

Дурные привычки У млекопитающих привычка вылизываться и поедать отходы жизнедеятельности продиктована безопасностью, а про штаны они и слыхом не слыхивали. У детей их тело и все с ним связанное продуцирует здоровое любопытство - до тех пор, пока взрослые не объяснят им, что козявки из носа и ковыряние пальцем в отверстиях тела это «фу!» и ужас как нехорошо. Родителей можно понять - определенные вещи неприглядны, вызывают брезгливость и отторжение. Редкая мама сохранит выдержку, видя, что малыш грызет ногти или изучает содержимое памперса. Что же делать?

Воспользуйтесь советом Карлсона «Спокойствие, только спокойствие». Ограничивая естественный интерес к телу, можно нанести ребенку психологическую травму, спровоцировать комплексы и даже повредить развитию, зафиксировав представление о «грязном», связанное с половыми органами, обеспечив психологически обусловленные запоры или энурез. Если интерес к экскрементам, интимным местам и другим неприятным вещам - разовое явление, достаточно объяснить малышу, что так вести себя на людях не принято. Ни в коем случае не следует бить по рукам или привязывать руки, мазать пальцы горчицей, как поступали наши бабушки, громко ругать малыша и стыдить его - сильные эмоции только закрепят неприятную модель поведения. Лучше всего незаметно отвлечь ребенка, перевести его внимание на более интересное занятие.

Сигнал «SOS»

Начинать тревожиться следует, когда неприятная привычка становится навязчивой, ребенок не в состоянии отказаться от нее, невзирая на запреты и предупреждения. Сосание пальцев и обгрызенные ногти - следствие сосательного рефлекса, скорее всего малышу не хватило материнской груди . Ковыряние в носу, кручение волос, кивание головой, раскачивание и т.д. - способы отвлечься, успокоиться в стрессовой ситуации или перед сном. Мастурбация утешает и расслабляет ребенка, обеспечивает приятные ощущения, которых, скорее всего, недостаточно. Поедание глины, угля и других несъедобных вещей свидетельствует о тяжелом авитаминозе . У двух-трехлетнего карапуза, которому не хватает внимания, общения и тактильных контактов может сформироваться вполне взрослый невроз.

Прежде чем начать борьбу с вредной привычкой, родителям следует уяснить - маленький ребенок грызет ногти или ест землю отнюдь не затем, чтобы досадить папе с мамой. Таких детей бесполезно перевоспитывать, как больного с манией чистоты невозможно отучить постоянно мыть руки. Малышу необходим психологический комфорт, ликвидация раздражителя, провоцирующего стресс и безопасная доверительная обстановка. Не заостряйте внимание на проблеме, лечите ее обходными путями.

Детская мастурбация может быть спровоцирована тесным бельем, опрелостями, воспалением или даже глистами (острицы вызывают зуд и раздражение) - проверьте это. Если очевидно, что ребенку не хватает внимания и телесного контакта - постарайтесь больше общаться с ним, чаще брать на руки, гладить, тискать, бороться, делать массаж, щекотать пятки. Подвесьте в кроватку игрушки, которые малыш сможет теребить перед сном, положите мягкое приятное на ощупь одеяло, плюшевого мишку или зайца. И постарайтесь обеспечить достаточно позитивных ощущений - от вкусной еды, контакта с домашними животными , теплых ванн с пеной.

Сосательный рефлекс лучше удовлетворять в младенчестве, чтобы малыш потом не переключился на сигареты . Если ребенок сосет пальцы или грызет ногти, пусть у него под рукой всегда будут более подходящие вещи для грызения или сосания - леденцы, сухарики, хлебные палочки. Переключайте ребенка на дозволенное поведение - и все будет хорошо .

Если малыш раскачивается перед сном - значит, его надо укачивать, в люльке, коляске или гамаке, колыбельной песней напоминая, что мама рядом. Если он крутит волосы, дергает себя за ухо или нос - подарите ему четки или шарики для верчения, пусть «выпускает стресс» приемлемым образом.

Следите, чтобы дети с навязчивыми привычками достаточно спали и много двигались, не сидели у телевизора или компьютера более получаса в день, не плакали слишком долго, не подвергались физическим наказаниям, не были свидетелями родительских «разборок», не посещали тяжелобольных родственников или кладбища . Сильный стресс и нервное истощение могут усугубить проблему. Чаще хвалите малышей, разговаривайте с ними.

Иногда негативное поведение у ребенка осознано - даже трехлетка может понять, что маме сильно не нравится, когда он ковыряет в носу или показывает попу на улице. От невроза такое поведение отличается именно умением контролировать себя - маленький шалун точно знает, что с папой или воспитателем не забалуешь. Ребенок провоцирует маму или бабушку, чтобы добиться внимания - хотя бы и негативного. Способ лечения прост - обеспечивать больше позитивного внимания и полностью игнорировать пакости маленького негодника, как бы неприятны они ни были.

Если дурные привычки у ребенка множатся, сочетаясь со скачками настроения, проблемами с речью, безудержной фантазией, гиперактивностью , агрессией или нежеланием общаться со сверстниками - лучше проконсультироваться у психиатра, это может быть началом душевного заболевания.

При появлении странностей в поведении многие родители, особенно неопытны,е пугаются, начинают ругать кроху либо водить его по специалистам. Но в большинстве случаев достаточно попросту игнорировать такие малоприятные детские выходки.

Странности как этап детского развития

Нередко встревоженные мамочки делятся своими наблюдениями друг с другом: «Моя дёргает себя за локоны во время приёма пищи», «Мой-то бьётся головкой о пол», «Моя постоянно корчит рожицы», «Мой изо дня в день сосёт пальцы» и т.д.

Приблизительно с 6 месяцев дети приступают к изучению возможностей собственного тела. Отсюда и разнообразные хватания, кручения предметов, повторения мимики родителей, касания половых органов. Нередки случаи, когда дети изучают окружающий мир с помощью своего лба, активно стуча головой по стенам и полу.

Подобные дурные и, скажем прямо, странноватые привычки (с родительской точки зрения) обычно продолжаются недолго, могут сменять друг дружку и проходят бесследно. Многие родители попросту не обращают внимания на такие странности, справедливо считая, что они скоро исчезнут.

Иное дело, если подобные действия не только не проходят, но и учащаются. К примеру, ребёнок сосёт пальчик в строго определённых ситуациях и всё чаще и чаще. К тому же отучить своими силами либо снизить накал привычки не удаётся самостоятельно.

В таком случае может потребоваться консультация эксперта и специализированная поддержка (иногда фармакологическая). Но чтобы это понять, необходимо подробнее рассмотреть популярные детские выходки и оценить их вероятный «урон» для психического здоровья ребёнка.

Самоуспокоение

К трём годам ребятишки нередко совершают повторяющиеся действия лишь с той целью, чтобы успокоиться в ситуации стресса, отдохнуть или немного «встряхнуться». Некоторые движения и привычки могут выглядеть, прямо скажем, пугающе. Рассмотрим эти странности более подробно.

Ребёнок бьётся головой о стены

Подобные действия встречаются довольно часто, причём в подавляющем большинстве случаев они не приводят к каким-либо серьёзным последствиям, поскольку малыш обычно прекрасно осознаёт своё поведение и не причиняет себе вреда.

Помимо самоуспокоения и желания расслабиться перед засыпанием, битьё головкой о твёрдые поверхности может быть вызвано следующими факторами:

  • желание привлечь внимание (кроха, пару раз заметив, что мама остро реагирует на удар головой об стенку, начинает практиковать подобные действия для привлечения внимания либо манипуляции);
  • истерический приступ ( нередко сопровождается агрессивным поведением, при этом негативные эмоции могут быть направлены не на окружающих людей, а на себя);
  • разочарование в чём-то (к примеру, ребёнок, у которого не получилось что-то выполнить, может кричать, стучать головкой об пол либо бить кулаками по затылку);
  • самопознание и восприятие болезненных ощущений (малыш в раннем детстве интересуется своими ощущениями, в том числе и болью, результате чего он может экспериментировать, стуча головой о пол);
  • недомогание (крохи часто бьются лбом по причине гриппа или простуды, прорезывания зубов, высокого ).

Что делать родителям?

Чаще всего все действия заканчиваются максимум синяками, поскольку ребёнок не причиняет себе серьёзного вреда, однако что-то делать всё-таки нужно. Прежде всего, нужно твёрдые поверхности обернуть мягкими тканями, чтобы смягчить удары.

Помимо того, нужно всячески успокаивать малыша, например, купать его с соответствующими ароматическими маслами (при условии отсутствия аллергии), исключить ругань и крики, включать метроном, его ритмичное звучание сможет успокоить ребёнка.

Если ребёнок развивается в нормальном темпе, без каких-либо отклонений, не следует слишком тревожиться. Однако, если данная странность остаётся и после трёх лет, имеются и другие неблагополучные особенности либо кроха наносит себе тяжкий вред, нужно обязательно обратиться за медицинской и/или психологической помощью.

Сосание пальца или одежды

Когда дети вырастают на естественном вскармливании и сосали мамину грудь столько, сколько было нужно, такая малоприятная особенность, как толкание пальчиков в рот, развивается довольно редко. Ну, или такие случаи отличаются эпизодическим характером. Совсем другое дело обстоит с искусственниками.

Однако любой ребёнок может начать сосать палец, если желает таким способом успокоиться. Так он хочет вспомнить о тех приятных минутах, когда мама держала его на ручках и кормила грудным молочком либо смесью из бутылочки.

Обычно специалисты не советуют бить тревогу, если подобная вредная привычка имеется у ребёнка младше 3 лет. Да и, скорее всего, эта странность исчезнет уже совсем скоро, поскольку подросшие дети могут расслабляться и успокаиваться другими способами.

Что делать родителям?

Рекомендаций по исправлению привычки множество, однако некоторые из них довольно радикальные и даже могут навредить малышу. Чаще всего психологи советуют занимать детей, к примеру, лепкой, собиранием мозаики или конструктора. Это позволит одновременно и нагрузить детские ручки, и успокоить нервную систему.

Подобные отвлекающие манёвры придётся выполнять постоянно, поскольку нежелательные привычки формируются быстро, а исчезают достаточно долго. При этом крайне важно не ругать ребёнка, поскольку негативные эмоции лишь усилят тревожность и заставят ещё больше нервничать.

Приверженность ритуалам

Примерно в полуторагодовалом возрасте у детей нередко возникают определённые ритуальные действия, которые выполняются каждодневно. К примеру, одни малыши тщательно выставляют игрушки в рядок или желают одеваться по строгому алгоритму (сначала обязательно кофточка, а уже потом колготки). Если данный ритуал нарушить, ребёнок выходит из себя, злится и устраивает истерику родителям.

Откуда берётся такая странная привычка? Маленькие детишки стремятся жить в упорядоченном пространстве, в стабильном состоянии. Подобные желания и поступки абсолютно естественны, тем более что часто это происходит в форме игры.

Беспокоиться нужно в том случае, если ребёнок одержим ритуальными действиями, при этом интерес к другим занятиям и общению с ровесниками или взрослыми полностью или частично отсутствует. Подобная странность может свидетельствовать об аутичных наклонностях.

Что делать родителям?

Если кроха активен, развивается нормально, интересуется окружающим миром, но при этом выполняет некоторые ритуальные действия, особенно беспокоиться не о чем. Но, если родителей тревожит такое поведение (либо звучат другие «звоночки»), следует обратиться за квалифицированной помощью.

Исследование своего тела

Изучение собственного тела принимает разные формы. Самое простейшее – это ковыряние в носу, ухе или пупке. Ребёнку очень интересно, что находится там, внутри. Данную привычку вообще сложно назвать странностью, если, конечно, малыш не делает это на публике, причём напоказ.

Иное дело – изучение и касание интимных мест. Подобная особенность может возникнуть совсем рано – буквально в 7 — 8-месячном возрасте, когда с крохи снимают подгузники и он, наконец, может заняться внимательным исследованием скрытых прежде органов.

Повзрослев, ребёнок начинает повторять подобные действия, поскольку получает некое удовлетворение от прикосновений. При этом следует понимать, что подобные реакции не являются отклонением, если носят единичный и непубличный характер. Ненормально, если малыш стремится часто трогать себя, причём отказывается от игр с ровесниками, других занятий.

Эксперты не рекомендуют запрещать исследовать тело, ругать или насмехаться над ребёнком. Важно переключить детский интерес на что-то другое. Если вы заполните досуг малыша, ему не будет скучно, следовательно, говорить о мастурбации не придётся.

В качестве заключения

Отдельные странные привычки беспокоят взрослых, однако не являются чем-то страшным и ужасным. К примеру, если ребёнок в особо напряжённые мгновения раскачивает головой, скорее всего, он просто так успокаивается и снимает тревогу.

Другие странности связаны с неподобающим поведением, когда, например, малыш ковыряет в носике в общественном месте. Но в любом случае важно выстраивать правильную стратегию поведения, которая исключает давление на малыша.

Прежде всего, психологи советуют успокаивать малыша, снимать его тревогу и беспокойство различными подручными способами. Главное – не смеяться над привычкой и ребёнком, иначе у него возникнет недоверие к родителям и неверие в благожелательность окружающего мира.

Но, если вы замечаете какие-либо отклоняющиеся особенности, чрезмерное нарастание интенсивности нежелательных или странных действий, важно незамедлительно обращаться за квалифицированной психологической поддержкой и, возможно, медицинской помощью.

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище. Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей. Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила. Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами. Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

Читайте также: Как навести порядок в детской: от теории к практике

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Кроме того, специалисты предлагают следующие меры для предупреждения нежелательного поведения у детей:

  • старайтесь подольше кормить ребёнка грудным молоком. Это полезно не только для детского иммунитета, но и для ощущения комфорта и безопасности;
  • осторожнее избавляйте малыша от соски, поскольку в дальнейшем он может выработать вредную привычку сосать палец, одеяло или волосы;
  • поддерживайте детскую гигиену, следите за тем, чтобы одежда не жала ребёнку в области паха;
  • избегайте чрезмерной строгости, которая у эмоциональных детей вызывает стресс и тревогу. Отсюда один шаг до появления «успокоительного» в виде патологического поведения.

Таким образом, профилактика вредных привычек у детей – действенный способ их предупреждения. Чтобы они не стали неотъемлемой частью детской жизни, необходимо с вниманием и заботой относиться к ребёнку, следить за малейшими изменениями в его поведении, не бояться обращения за квалифицированной помощью.

Способы устранения вредных привычек

Эта проблема требует от родителей терпения и согласованности. На избавление от привычки понадобится приблизительно столько же времени (или даже больше), сколько потребовалось для её зарождения. Однако не стоит бороться только с последствиями привычки, необходимо выявить и устранить её причину.

Читайте также: Компьютерная зависимость у детей: советы психолога

Например, если малыш сосёт пальчик из-за отсутствия внимания, нужно с лихвой восполнить его дефицит. Чем больше вы будете играть с ребёнком, гулять и заниматься с ним, тем меньше времени останется для формирования вредной привычки.

1. Привычка грызть ногти

По мнению психологов, эта особенность является одним из главных признаков заниженной самооценки, беспокойства, тревожности и нервного перенапряжения. Ситуация усугубляется тем, что из-за привычки кусать ногти ребёнок может стать объектом для издевательств в школе, у него появятся проблемы с прикусом и речью, в организм вместе с грязью проникнут яйца глистов.

Если вы не можете своими силами установить причину возникновения стресса, обратитесь к специалисту. Скорее всего, он также посоветует занять ребёнка рисованием, лепкой, складыванием пазлов, то есть задействовать детские пальчики в двигательном процессе.

Детей постарше, особенно девочек, можно приучить на своём примере ухаживать за ногтями, вовремя состригать и следить за их чистотой. Приобретите для ребёнка маникюрный набор, специально разработанный для дошколят и младших школьников.


2. Сосание пальцев

Советы по искоренению этой вредной привычки во многом схожи с рекомендациями к предыдущей проблеме. Однако сосут пальчики чаще маленькие дети (обычно до двух-трёх лет). Кроме того, сосание пальцев (одежды или постельного белья) может быть и своеобразным снотворным.

Если малыш перед сном тащит кулачок в рот, старайтесь успокаивать его нервную систему заранее: исключите за час-два до засыпания активные игры, покупайте кроху, сделайте ему расслабляющий массаж, почитайте сказки. Не нужно хватать детей за руку, бить по пальцам – этим вы только усугубите проблему.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: