Психологическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка с овз. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Стальмакова Т.И. педагог-психолог МОУ «ПМС Центр» г.Перми. Отрицание и подавление негативных

Анастасия Лаврентьева
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи . Изменения происходят в психологическом , социальном и бытовом статусе семьи . Прежде всего, стрессовая ситуация влияет на внутренний психологический климат семьи . Все члены переживают сильный стресс, вследствие которого возникают неровные, иногда и конфликтные отношения. Как показывает практика, многие семьи не выходят из этой ситуации, которая приводит супругов к взаимному непониманию, иногда к разводу.

С самого начала никто не является хорошим отцом или хорошей матерью - факт заключается в том, что только практика делает мастера, и никто не учит искусству образования с самого начала. Упражнение В малых группах обсуждаются и отражаются взгляды и образовательные цели по важным вопросам в первые четыре года жизни. Затем результаты будут собраны на пленарном заседании. Родители сели в небольшие группы со следующими вопросами.

  • Мотивация?
  • Готовность?
  • Готовность изменить партнерство ребенка?
Отражать идеи воспитания и воспитания. Взять на себя жизнь ребенка, посещать курсы по воспитанию детей, а мать - «подружиться» с ролью матери, как отца, чтобы освободить мать, организовать все органически для ребенка; Предотвратить ожидание и беспокойство; прояснить возможную ревность, как мать: позаботьтесь о ребенке и позаботьтесь о себе, как отец: с любовью принимайте колебания настроения беременных женщин, следуйте рекомендациям врача: осмотры, питание, гимнастика. Принимать ребенка, пол, внешний вид, поскольку он удовлетворяет все потребности ребенка, распознавать собственные потребности с детьми ребенка в открытом порядке, распознавать и уступать свои пределы, требовать помощи, «догадываться» о потребностях ребенка, перцептивной подготовке, преподавать путем награждения. Ищите ребенка, чтобы он был самодостаточным ребенком, прозрачный, последовательный партнер внимательно наблюдал за каналом и сомневался в удержании ребенка и отпускал в качестве необходимых упражнений обучение через модели: имитация обучения, обучение по наблюдению. Расширение среды обитания и детского сада Учитель ребенка подтверждает свои собственные моральные убеждения и убеждения «Не предсказывайте», но «Слушайте» в детских формах, сказках и действиях, поощряющих обучение предпринимательству посредством действий - Обнаружение обучения.
  • Ребенок как игрушка?
  • Ловля: Ребенок должен иметь его лучше меня?
  • Работа с отречением?
  • Отношение к свободному воле ребенка надзора над ребенком?
  • Перспектива материнской карьеры?
К сожалению, это возможно только в том случае, если мы не хотим убегать от боли, которая была с нами сделана, но разрешить ее и оставить ее позади.

Семья больного ребенка часто изолирует себя от общества. Родители сокращают общение с друзьями, с родственниками, с соседями, замыкаются в себе, в своем горе.

Полностью меняется социально-бытовой уклад семьи , его материальное положение. Один из родителей вынужден расстаться со своей работой, посвятить себя ребенку . Многие родители характеризуют данную ситуацию, как безвыходную, видят в нем окончание всех своих надежд, достижений, стремлений.

Поэтому абсолютно необходимо, чтобы вы также позаботились о себе. Дети также могут дать нам энергию, но, как правило, хорошо и правильно, что мы даем им силы. Но если мы единственный источник энергии для них, и они высыхают, то что-то должно произойти. Подумайте на мгновение, где сейчас находится ваш топливный манометр?

Вы можете быть только хорошими родителями, если вы счастливы и здоровы! Рекомендации по перезарядке аккумуляторов. В то время, когда вы проводите няню или ясли для себя, а не только для того, чтобы быстро или быстро совершать покупки, просто скажите: беспорядок красивый является и поставил цель сверкающего дома в течение нескольких лет. Для детей создайте область, где нет никаких ценных вещей, а поверхности и мебель легко очищаются. Скажите «нет». Сделайте себе аккуратную, красивую область, в которой вашим детям не разрешено входить и где они могут действительно чувствовать себя хорошо. Поговорите со своим партнером и попытайтесь найти решения.

  • Постарайтесь удовлетворить потребности своего партнера.
  • Это экономит вашу энергию тысячу раз в день.
Заботиться о себе, для партнерства и для детей должны идти рука об руку.

В таком состоянии семья не может реально оценить ситуацию и помочь своему ребенку . Между ребёнком и родителями не возникает характерного радостного общения, эмоциональной и биологической связи. Общение ребёнка и родителей, эмоциональная и биологическая связь – это необходимые условия для нормального психомоторного развития любого ребёнка. Обычно родители начинают искать помощь со стороны специалистов. Следуя их рекомендациям начинают добросовестно лечить ребёнка. Со временем, не видя существенных изменений в развитии ребёнка, они не чувствуют себя удовлетворёнными, счастливыми. Сравнивая свою жизнь с жизнью других семей, а ребёнка со сверстниками они начинают отчаиваться, видя, что всё резко отличается.

Почему родители выбирают внешнюю помощь?

Если вы заботитесь о себе, вы счастливее и охотнее отдаете! Есть несколько причин, по которым родители рано возвращаются к работе, вот несколько примеров. Кроме того, у многих матерей-одиночек нет выбора, если они хотят обеспечить адекватную заботу о своих детях. «Образованная финансовая потребность поддерживать относительно высокий уровень жизни». Внешнее давление Многие матери думают, что они должны работать, потому что все делают, и что они делают Имейте стигму, если они выбирают роль матери. И не только женщины подвергаются давлению сохранить свой собственный социальный статус посредством активной занятости - с еще большим подозрением мужчины часто считают, что они выбирают своих детей и работают на полную ставку. Радость на работе или на работе Неопределенность карьеры Некоторые молодые родители объясняют свое возвращение к трудовой жизни, так как не делают хороших родителей. Воспитание может навязать доверие многих родителей. Они теряют уверенность, и это может даже дойти до того, что они отчуждают своего ребенка. Изолированные матери. Это может возникнуть для матерей без собственного дохода, их работы, которая «только» заботится о детях ничего не стоит. Часто возникает ощущение, что потолок просто падает на вашу голову, когда вы целый день проводите исключительно в компании маленьких детей. Это настоящая проблема, но не вина ребенка.

У каждого варианта ухода есть свои преимущества и недостатки

  • Реальная финансовая необходимость.
  • Во многих семьях оба родителя должны работать, чтобы выжить.
Дискуссия о качестве медицинской помощи в целом связана с такими вопросами, как.

Семья , воспитывающая ребенка ограниченными возможностями здоровья , не только не может в полном объеме выполнить свою социальную функцию, а сама становится реальным объектом, нуждающимся в реабилитационной помощи. Современный подход к реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья требует включения всей семьи не только в «поле зрения» комплексной медико-психолого -педагогической коррекционной деятельности, но и в реабилитационный процесс, конечной целью, которого является нормализация жизни самой семьи .

Обучение персоналаОборудование средства питания и образовательная программа. . Все эти моменты актуальны, но они обходят вопрос о качестве отношений. Если ребенок или малыш тратит восемь или девять часов в день на людей, которые несут ответственность за их попечение по профессии, на самом деле это воспитатели, которые воспитывают ребенка и, в меньшей степени, самих родителей. Но никто не думает, что персонал по уходу должен уйти в роль родителей. Предполагается, что родители все еще делают все необходимое, даже если время контакта между родителем и ребенком сокращается, сокращается и уменьшается.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи : Реабилитация семьи , воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями , через использование современных инновационных методов и приемов психолого -педагогической работы семьей .

Задачи : Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье , способствующего максимальному раскрытию имеющихся у семьи внутренних , творческих и социальных ресурсов.

Модели лечебных учреждений

Количество детей на одного опекуна, размер внутренних и наружных поверхностей и оборудования регулируется законом. По крайней мере, один из воспитателей должен иметь возможность продемонстрировать государственную степень в качестве преподавателя. День матери Матери-матери - это матери, которые имеют официальное разрешение на регулярное удержание до пяти иностранных детей в своем собственном доме. Возраст детей обычно пошатнулся. Большим преимуществом воспитателя является то, что вашего ребенка будет заботиться в каком-то доме и с некоторой удачей построит стабильные отношения. Тем не менее, этот процесс требует много времени и привычки. Детские сады Детские сады являются наиболее распространенными объектами, в которых дети от трех до пяти медленно и игриво готовятся к школе. Детские сады - хорошая альтернатива самообслуживанию, потому что обычно существует педагогический подход, а не просто попытка обеспечить безопасность детей. Детские сады в основном полдня, иногда открываются до позднего вечера. Княжеская няня нанимается вами, чтобы заботиться о ваших детях. Работа няньки может быть очень одиноким делом для того, кто не призван сделать это, а потом это, в конечном счете, их дети, которые страдают от неудовлетворенности своей няни. Тем не менее, есть также прекрасные няньки, которые помогают всей семье; И, наконец, решение няньки дает большое преимущество: вашему ребенку заботятся дома. Друзья и друзья. Обычным явлением является то, что бабушки и дедушки, тетушки, друзья и соседи также заботятся о детях. В общем, дети очень восприимчивы к любви и заботе о родственниках, потому что, в конце концов, они принадлежат к семье. Так много говорит за эту вневременную форму ухода за детьми.

  • Дневные центры дневного ухода предоставляют дневной и дневной уход.
  • В детских садах день подпадает под специальную программу.
Для разных вариантов ухода за ребенком в возрасте до трех лет рекомендуется следующее ранжирование.

Содействие личностному и социальному развитию родителей, детей; формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Содействие формированию адекватного восприятия родителями своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья через повышение психолого -педагогической компетенции родителей;

Содействие формированию активной жизненной позиции семьи .

Лучшее решение: забота о близком родственнике или другом, который любит вашего ребенка и которому вы доверяете лучшее решение: надежный и дружелюбный ребенок, который знает вас лично наилучшим решением: квалифицированный питомник со стабильным персоналом, которому вы можете доверять. Для детей старше трех лет хороший дневной уход может быть реальной ценностью. В этом возрасте дети получают выгоду от целенаправленной деятельности и равноправного участия.

Решения всегда должны основываться на уровне развития детей! Если возможно, избегайте любых форм организованного ухода за детьми в течение первого года жизни. Удостоверьтесь, что один из родителей всегда присутствует, и, если необходимо, оставьте ребенка под наблюдением надежной и хорошо знакомой няни.

Процесс психолого-педагогического сопровождения реализуется 3 взаимодействующих и взаимосвязанных направлениях :

1. Консультативно-диагностическое направление. На этом этапе осуществляется сбор сведений о членах семьи , ребенке ; определение характера внутренних и внешних взаимоотношений семьи . Методы : собеседование, анкетирование, тестирование, консультирование и др.

Если вы не можете отказаться от организованного ухода, следуйте приведенным ниже инструкциям. Стив Биддульф «Тайна счастливых детей» Очень другой путеводитель по воспитанию, который по праву заслуживает того, чтобы его называли «бестселлером». Фактически, родители, наконец, получают практические инструкции, чтобы справиться со своим потомством снова счастливее, без конфликтов и расслабленным. Они узнают, что происходит в умах детей, и как лучше всего реагировать.

Книга для родителей и бабушек, дедушек, тетушек, дядей и т.д. почему почему воспитание должно быть сложным? Фокус в работе: Клинико-психологическое лечение детей и подростков, консультирование в области образования, лечебные речи, проектная работа в секторе здравоохранения, внесение в Федеральный список клинических психологов и психологов-психологов.

2. Коррекционно-развивающее направление. Работа данного этапа основывается базе данных консультативно-диагностического блока. На этом этапе проводится индивидуальная и малогрупповая коррекционно-развивающая работа с семьей , направленная на нормализацию психологического , социального статуса семьи . Методы : индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия психолога , воспитателя , дефектолога; консультации специалистов разных областей; обучающие семинары для родителей «Школа родителей» .

Не изолированное продвижение детей-инвалидов в детских садах. Идея общего образования детей с инвалидностью и без нее. Реализация воли родителей и образовательных видений в повседневной заботе о детях. Инвалидность - нет, инвалидность: так много людей с ограниченными возможностями чувствуют мир, не-инвалидов, как обычный вызов, потому что только социальная среда, общество делает людей с ограниченными возможностями посторонними.

Именно этот опыт, табуирование инвалидности, опыт страха контакта и отчуждения побудили родителей в 1970-х и 1980-х годах настаивать на том, чтобы их дети или дети-инвалиды, находящиеся в инвалидности или инвалиды, посещали детский сад вместе с детьми без инвалидности играть в школу, учиться и жить. Они осознали, что одной лишь конкретной поддержки недостаточно для интеграции своих детей в общество. Напротив, хорошо управляемые послевоенные средства, казалось, заверили широкую общественность в том, что люди с ограниченными возможностями хорошо заботятся, но не мешают их собственной жизни.

Консультативно-диагностический блок – основа реабилитационного процесса.

Первичное изучение семей, воспитывающих детей с церебральным параличом, проводится по анкете, которая составлена на основе аналогичного обследования, описанного в книге «Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом» , цель которой выявление социального статуса семьи , материального благополучия, готовности сотрудничать с реабилитационным учреждением. Критериями социальной характеристики семьи выбраны состав семьи , социально-психологическое благополучие семьи , изменения в семье , происшедшие с рождением ребёнка, трудовое устройство матери, трудовое устройство отца, общение ребёнка со сверстниками. Критериями материального благополучия семьи являются денежный доход, жилищные условия, отдельная комната для ребёнка. Готовность к сотрудничеству с реабилитационным учреждением выясняем в следующих пунктах : имеется ли необходимое оборудование для развития ребёнка, проводятся ли занятия с ребёнком в домашних условиях, удовлетворена ли семья качеством реабилитационной помощи.

Семьи классифицируются следующим образом : первую группу составляют семьи , которым нужна помощь со стороны реабилитационного учреждения в обучении методике правильных занятий с ребёнком.

Вторую группу составляют семьи , которые нуждаются в психолого -педагогической помощи. Это семьи благополучие , которых нарушено с рождением больного ребёнка. Сюда входят семьи , один из родителей которых не имеет возможности трудиться из-за ухода за ребёнком. У многих из этих семей разорваны связи с социумом. Родители тяжело переживают кризис. Как правило, не в состоянии сами выйти из сложившейся ситуации, нуждаются в помощи не только реабилитационного учреждения, но и со стороны государства.

Третью группу составляют семьи , которые крайне нуждаются в психолого -педагогической помощи. Сюда входят неполные семьи , семьи , из которых ушёл отец, семьи алкоголиков , наркоманов. Родитель, воспитывающий ребёнка , не имеет возможности содержать семью материально . Семья живёт в крайней нищете. Такие семьи крайне нуждаются со стороны государства в постоянной помощи и поддержке.

После первичного разделения семей на группы проводится углубленное изучение семей 2 и 3 групп. Диагностика, включающая психологическое изучение особенностей личностей членов семьи , внутрисемейных отношений, отношений семьи с социумом проводится психологом с использованием следующего инструментария :

1. Индивидуальные беседы с целью выявления внутрисемейных отношений, социальной характеристики семьи .

2. Рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи » Р. Бернса и С. Кауфмана (определение субъективной семейной ситуации) .

3. Опросник АСВ (анализ семейного воспитания ) Р. В. Овчарова.

4. Тест – опросник родительского отношения к детям. Авторы А. Я. Варга, В. В. Столин.

5. Тест Т. Лири.

6. Личностный опросник Г. Айзенка.

2. Коррекционно-развивающее направление - представляет собой организованный, целенаправленный, индивидуально ориентированный процесс. Для каждой семьи , учитывая его особенности, подбирается индивидуальный маршрут реабилитации. Психолого-педагогическое сопровождение семьи , расширяет субъект коррекционно-развивающего воздействия : вместо одного (ребенок с ограниченными возможностями здоровья ) возникает полимодальный субъект (-ребенок-мама-папа- и др .) . На данном этапе осуществляется оказание специальной психолого -педагогической помощи по преодолению различного рода проблем, связанных с воспитанием ребенка , коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных состояний родителей, проводится работа по гармонизации внутри и внешне - семейных отношений. Используются современные методы психокорекционной работы : сказкотерапия, тренинговые занятия, психогимнастика и др .

В работу данного направления входит и образовательно-просветительская работа специалистов, которая осуществляется в форме «Школы для родителей по подготовке детей социальной и бытовой адаптации» . В нашем подходе это направление не несет основной нагрузки, однако выполняет очень важную подготовительную функцию. Систематически по плану для родителей специалистами проводятся круглые столы, беседы, лекции, семинары на разные темы. Готовятся буклеты, стенды, рефераты. Родители могут получить ответы на конкретные вопросы, советы, рекомендации. В целом эта работа повышает компетентность родителей.

3. Социокультурные мероприятия, направленные на реабилитацию семьи , являются особой формой взаимодействия между участниками, способствующей углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений семей. Родителям и детям дается возможность раскрыть свои таланты, повысить творческий и культурный потенциал семьи , расширить и восстановить воспитательный потенциал семьи .

Второй этап – групповой выход в социокультурную среду города (библиотека, Центр культуры, театр, кинотеатр, кафе и др.) помогает активизировать семью , преодолеть существующий «социальный барьер» . На этом этапе проводятся различные мероприятия социально-тренингового, правового, интеграционного направления.

Третий этап - проведение ежегодного итогового мероприятия по социокультурной реабилитации семьи , в рамках которого проводится конкурс среди семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья «Моя семья » , выставка семейного творчества.

Литература

1. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом : Метод. реком-ции. – М., 1998. – 534 с.

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Стальмакова Т.И. педагог-психолог МОУ «ПМС Центр» г.Перми В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьей, в которой он воспитывается. В связи с ростом в последние десятилетия числа аномальных детей особую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, страдающего той или иной тяжелой патологией, но и семьей, в которой он воспитывается.


Поэтому знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет специалистам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Трудности, которые испытывают родители значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью. Поэтому знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет специалистам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Трудности, которые испытывают родители значительно отличаются от повседневных забот, волнующих обычную семью.


Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Рождение аномального ребенка функционально деформирует семью. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Многие родители в сложившейся стрессовой ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ психологического сопровождения семьи Цель данной работы: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Цель данной работы: найти пути решения проблем семьи, воспитывающей «особого» ребенка. Для реализации данной цели намечены следующие задачи: Для реализации данной цели намечены следующие задачи: 1. Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. 1. Анализ особенностей семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. 2. Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку. 2. Построение системы психологической помощи родителям, что будет способствовать их эмоциональной адаптации, позволит принять болезнь ребенка, выработать позитивные установки по отношению как к самим к себе, так и к своему ребенку.


Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка- инвалида C ообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7%матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжкой психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога. C ообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7%матерей, острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. В дальнейшем затяжкой психический стресс приводит к возникновению различных психосоматических расстройств. Со временем он может не только не уменьшиться, но даже усилиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога.


Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка- инвалида 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка. Некоторые родители воспринимают болезнь ребенка как катастрофу для всей семьи, высказывают идеи самообвинения. В связи с этим многие специалисты говорят о необходимости работы по замене аффективных и когнитивных фильтров через которые родители воспринимают своего ребенка. 24,5% обследованных семей с умственно отсталым ребенком распались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребенка. Некоторые родители воспринимают болезнь ребенка как катастрофу для всей семьи, высказывают идеи самообвинения. В связи с этим многие специалисты говорят о необходимости работы по замене аффективных и когнитивных фильтров через которые родители воспринимают своего ребенка.


РАЗНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОБЛЕМУ СЕМЬИ стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрирует очень низкую самооценку, в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, исполняют свою материальную роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери стресс в большей степени проявляется у матерей, которые не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени, но и демонстрирует очень низкую самооценку, в связи с тем, что недостаточно хорошо, по их мнению, исполняют свою материальную роль. Воздействие хронического стресса вызывает депрессию, раздражительность, эмоциональную напряженность у матери Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины. Утраты, хотя и не говорят об этом так явно как матери. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, проводя больше времени на работе, тем не менее и они переживают чувство вины. Утраты, хотя и не говорят об этом так явно как матери. Они обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены; на них ложатся особые материальные тяготы, связанные с воспитанием «особого» ребенка, которые ощущаются еще острее в связи с тем, что обещают быть долговременными, практически пожизненными


Уровни проявления качественных изменений в семье с «особым» ребенком Психологический уровень. Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами: Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет ребенка «не такого как у всех», является причиной сильного стресса. Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и является исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшихся в семье жизненных стереотипов. Надежды, связанные с рождением ребенка, рушатся в один миг. Обретение же новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. Это обусловливается многими причинами: Психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); Психологическими особенностями личности самих родителей (способность принять или не принять больного ребенка); Комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; Комплексом расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития; Воздействием социума при контактах с семьей Воздействием социума при контактах с семьей


Семья посвящает себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы делая акцент на проблемы ребенка. Эти детские проблемы могут помочь родителям объединиться для преодоления кризисных периодов и отодвинуть собственные разногласия на задний план. Ребенок остается в центре внимания и это помогает родителям избежать обсуждения собственных проблем и супружеских взаимоотношений. Семья посвящает себя больному ребенку, родители склонны отрицать собственные проблемы делая акцент на проблемы ребенка. Эти детские проблемы могут помочь родителям объединиться для преодоления кризисных периодов и отодвинуть собственные разногласия на задний план. Ребенок остается в центре внимания и это помогает родителям избежать обсуждения собственных проблем и супружеских взаимоотношений.


Социальный уровень Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии становится малообщительной, избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и ограничивает общение с родственниками в силу особенностей состояния аномального ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей. Вследствие тех же причин матери больных детей оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. В 32% случаев по исследованиям В.В. Ткачева такие браки распадаются. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью. Вследствие тех же причин матери больных детей оставляют работу по избранной до рождения ребенка специальности, чтобы ухаживать за ребенком, или переходят чаще всего на надомную работу. Рождение больного ребенка оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями. В 32% случаев по исследованиям В.В. Ткачева такие браки распадаются. Однако известны случаи, когда подобные трудности сплачивали семью.


Соматический уровень Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Переживания, выпавшие на долю матери «особого» ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах. Психотравмирующая ситуация обусловленная рождением в семье больного ребенка, рассматривается Р.Ф. Майрамяном как затрагивающая «значимые для матери ценности» и фрустрирующая ее личность. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей характеризуется преобладанием аффективных расстройств. Психотравмирующая ситуация обусловленная рождением в семье больного ребенка, рассматривается Р.Ф. Майрамяном как затрагивающая «значимые для матери ценности» и фрустрирующая ее личность. Клиническая картина психопатологических нарушений и их выраженность у матерей характеризуется преобладанием аффективных расстройств. Проявление у 60% матерей, воспитывающих детей с ДЦП, депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности) Проявление у 60% матерей, воспитывающих детей с ДЦП, депрессивной симптоматики в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности)


Периодизация родительского кризиса Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Характером заболевания в основном определяется время, когда родители узнают о нем. Генетические отклонения (синдром Дауна) становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а другие (глухота, нарушение речи и т.д.) не могут диагностироваться до тех пор, пока ребенок их не станет старше. Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью, произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой болезни. Получение подтверждения серьезной или хронической проблемы здоровья в большинстве случаев вызывает кризис, и семья начинает активизировать имеющиеся ресурсы. Первой реакцией могут быть шок, разочарование, депрессия. Очень интенсивны в этот период контакты с медиками. В то же время важны содержание и характер контактов с другими родственниками, особенно со старшим поколением родителей. Первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Характером заболевания в основном определяется время, когда родители узнают о нем. Генетические отклонения (синдром Дауна) становятся очевидными вскоре после рождения ребенка, а другие (глухота, нарушение речи и т.д.) не могут диагностироваться до тех пор, пока ребенок их не станет старше. Кроме того, семьи могут столкнуться с инвалидностью, произошедшей вследствие несчастного случая или тяжелой болезни. Получение подтверждения серьезной или хронической проблемы здоровья в большинстве случаев вызывает кризис, и семья начинает активизировать имеющиеся ресурсы. Первой реакцией могут быть шок, разочарование, депрессия. Очень интенсивны в этот период контакты с медиками. В то же время важны содержание и характер контактов с другими родственниками, особенно со старшим поколением родителей.


Второй период Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней, той нормы, которая, известна для большинства здоровых детей определенного возраста. Тип и степень тяжести заболевания могут сыграть определяющая роль в формировании семейного поведения. Второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем, насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней, той нормы, которая, известна для большинства здоровых детей определенного возраста. Тип и степень тяжести заболевания могут сыграть определяющая роль в формировании семейного поведения.


Третий период Третий период испытаний для семьи – достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. Этот период также может быть тяжелым для других детей в семье, поскольку их одноклассники будут узнавать о брате или сестре с ограниченными возможностями. В это время семья как бы «выходит на публику» и родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования ребенка. Третий период испытаний для семьи – достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения. Ощутимой кризисной точкой может стать момент, когда родители убеждаются, что их ребенок не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальной программе. Этот период также может быть тяжелым для других детей в семье, поскольку их одноклассники будут узнавать о брате или сестре с ограниченными возможностями. В это время семья как бы «выходит на публику» и родители начинают осознавать нереальность своих первоначальных планов по поводу образования ребенка.


Четвертый пениод Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической форме заболевания: возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребенка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удается успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла – он продолжает остаться зависимым от родителей. Семья переживает очень остро отчужденность и изоляцию своего больного ребенка. Четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической форме заболевания: возникают проблемы связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, планированием будущей занятости ребенка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удается успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла – он продолжает остаться зависимым от родителей. Семья переживает очень остро отчужденность и изоляцию своего больного ребенка.


Переоценка ценностей Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание дефицита возможностей. Не обнадеживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро. Пятый период семейных сложностей – начало взрослой жизни, совершеннолетие. Это очередная переоценка ценностей с пессимистическими прогнозами, переживание дефицита возможностей. Не обнадеживающая перспектива занятости вызывает озабоченность и тревогу. Этот кризис семья переживает наиболее остро.


Тревога за будущее ребенка Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать заботу о своем ребенке. Шестой период развития семейных отношений – взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут контролировать заботу о своем ребенке. Для того, чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды Для того, чтобы смягчить, нивелировать воздействие этих критических моментов на семью необходимо учитывать возрастные особенности развития ребенка и развития семейных отношений в эти периоды


Родительский кризис По данным исследований рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами: По данным исследований рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, динамика которого представлена четырьмя основными фазами: 1. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для «выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности. Естественная первая реакция – шок – может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами. Одна мама рассказала, что после детального разговора со специалистами по дороге домой она несколько раз задумывалась над тем, не броситься ли ей под машину. Хорошо, что рядом был близкий человек, ее мать – она и удержала обезумевшую от горя молодую женщину от такого шага. 1. Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Неотступно преследует вопрос: «Почему это случилось именно со мной?». Нередко родители оказываются просто не в состоянии принять случившееся. Возникает чувство вины и собственной неполноценности. Шоковое состояние трансформируется в негативизм. Первоначально испытанный глубокий шок требует значительного времени для «выстраивания определенной психологической защиты и достижения родителями некоторой эмоциональной стабильности. Естественная первая реакция – шок – может длиться от недели до конца жизни: все зависит от способностей родителей справляться с психологическими травмами. Одна мама рассказала, что после детального разговора со специалистами по дороге домой она несколько раз задумывалась над тем, не броситься ли ей под машину. Хорошо, что рядом был близкий человек, ее мать – она и удержала обезумевшую от горя молодую женщину от такого шага.


Отрицание После испытанного шока от известия о столь страшном диагнозе естественная реакция родителей – отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося – первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем угодно, но не с моим ребенком». После испытанного шока от известия о столь страшном диагнозе естественная реакция родителей – отрицание. Период такого негативизма и отрицания рассматривается как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить привычную жизнь. Это неосознанное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и страха. Отвергнуть саму возможность случившегося – первый путь достижения эмоционального равновесия: «Этого не может быть», «Это ошибка врача», «С кем угодно, но не с моим ребенком».


Хроническая печаль Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Негативизм и отрицание, как правило, явление временное, и по мере того как родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу, получившую название «хроническая печаль». Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, «несоциализируемости» его психического и физического дефекта, не утихающей боли от сознания неполноценности родного человека.


Супружеские отношения Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Что может привести семью к разводу. Если супругам не удается справиться с постигшим их горем, то могут пострадать и их отношения. Перед семьей стоит целый ряд проблем: постоянные поиски виноватого, тяжесть, недоговоренность и невозможность «выговорить» свои чувства. Что может привести семью к разводу. В этот период жизни семьи собственно диагноз становится фактом жизни. Чувство вины не покидает родителей. Вина – это чувство с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается: «Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось». В ситуации генетически обусловленного заболевания возникают чувства вины за то, что именно ты передал своему ребенку это страшное заболевание. В некоторых случаях, чувство переживания вины может стать настолько непосильным, что самую вину человек перекладывает на плечи другого. В ситуации семьи - на плечи супруга. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Начинаются нескончаемые гонки по всем возможным врачам, специалистам. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств. В этот период жизни семьи собственно диагноз становится фактом жизни. Чувство вины не покидает родителей. Вина – это чувство с которым сталкивается любой родитель, когда с его ребенком что-то случается: «Я не досмотрел», «Я виноват, что это случилось». В ситуации генетически обусловленного заболевания возникают чувства вины за то, что именно ты передал своему ребенку это страшное заболевание. В некоторых случаях, чувство переживания вины может стать настолько непосильным, что самую вину человек перекладывает на плечи другого. В ситуации семьи - на плечи супруга. Следствием проявления чувства вины ставится поиск подтверждения или опровержения диагноза. Начинаются нескончаемые гонки по всем возможным врачам, специалистам. Это попытка овладеть безвыходной ситуацией с помощью всех средств. Психологу необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой, или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка Психологу необходимо учитывать то, что если реакция горя, печали, депрессии не осознается родителями, не проговаривается ими между собой, или с другими людьми, то она становится тормозом в процессе принятия состояния своего ребенка


Фаза зрелой адаптации Четвертая фаза – фаза зрелой адаптации характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Очень важно, чтобы члены семьи не стремились целиком и полностью подчинить свою жизнь жизни и развитию ребенка. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка. Четвертая фаза – фаза зрелой адаптации характеризуется уменьшением переживания печали, усилением интереса к окружающему миру, готовности активно решать проблемы с ориентацией на будущее. Родители в состоянии правильно оценить ситуацию. На этом этапе важны усилия родителей в деле сохранения семьи в целом и возможностей каждого отдельного ее члена. Очень важно, чтобы члены семьи не стремились целиком и полностью подчинить свою жизнь жизни и развитию ребенка. Личностное развитие каждого из взрослых и юных членов семьи должно продолжаться, несмотря на серьезное состояние ребенка. Если в семье есть другие здоровые дети, они не должны ощущать полную заброшенность и недостаток родительского тепла и любви. Им приходится раньше взрослеть, выполнять больше обязанностей по дому, по уходу за больным братом или сестрой. Родителям следует учитывать, что у здоровых детей есть право на собственную личную жизнь и собственные интересы и контакты. У них должна быть возможность реализовать себя вне жестокой привязки к больному члену семьи. Если в семье есть другие здоровые дети, они не должны ощущать полную заброшенность и недостаток родительского тепла и любви. Им приходится раньше взрослеть, выполнять больше обязанностей по дому, по уходу за больным братом или сестрой. Родителям следует учитывать, что у здоровых детей есть право на собственную личную жизнь и собственные интересы и контакты. У них должна быть возможность реализовать себя вне жестокой привязки к больному члену семьи.


Практическая работа с семьей аномального ребенка. Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей. Для практического решения проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, необходима разработка основных стратегий, направленных на реализацию помощи семьям данной категории. Однако эти стратегии нельзя определить, не изучив качественные характеристики личностных изменений, возникающих у родителей. Работу желательно строить по следующим направлениям: Работу желательно строить по следующим направлениям: 1. Проведение психологического диагностирования семьи, 1. Проведение психологического диагностирования семьи, 2. Разработка основных направлений работы, 2. Разработка основных направлений работы, 3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи. 3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи.


Инструментарий Примерный инструментарий для диагностирования семьи: наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты (16- факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера) Примерный инструментарий для диагностирования семьи: наблюдение, беседы-интервью, проективные методики, личностные тесты (16- факторный личностный опросник Кеттелла, методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г. Эйдемиллер), опросник PARI «Измерения родительских установок и реакции, цветовой тест Люшера)


Задачи психокоррекционной работы с родителями и семьей - помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть; - помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть; - Раскрыть собственные творческие возможности, - Раскрыть собственные творческие возможности, - Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - Изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - Вооружить родителей различными способами коммуникации; - Вооружить родителей различными способами коммуникации; - Научить помогать и поддерживать друг друга; - Научить помогать и поддерживать друг друга; - Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; - Помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; - Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - Помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - Снятие тревоги и страха отвержения; - Снятие тревоги и страха отвержения; - Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; - Формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; - Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи. - Помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи. Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения; - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации. - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.


Уровни психотерапевтической работы с семьей Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения; - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации. - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.


Формы и содержание работы с семьей. Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Формы и содержание работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями определяются степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи. Наибольшие трудности вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Самая продуктивная форма работы с такими семьями (с низким уровнем мотивации) – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов. Задача первого этапа – создание доверительных, откровенных отношений. Следующий этап – обсуждение проблем родителей, планирование дальнейших встреч.


Терапия семьи. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса).. Терапевтическое вмешательство наиболее целесообразно проводить непосредственно после постановки диагноза (1 фаза родительского кризиса). Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги. Выраженность стресса больше у тех членов семьи, которые недостаточно дифференцированы друг от друга. Они не способны ни оказать помощь друг другу, не принять ее, т.к. чрезмерно зависимы и не имеют своего «я». Родители чувствуют себя беспомощными. Задача психолога – помочь членам семьи обрести контроль над ситуацией. Прежде всего, следует предложить родителям вспомнить о тех их сильных сторонах, которые помогли им справиться с трудностями, которые семья преодолела раньше. Каждого члена семьи просят открыто выразить свои чувства и рассказать о том, какое влияние оказало известие о болезни ребенка лично на него. Психолог поможет найти приемлемые решения, обеспечивающие поддержку членам семьи, поможет снизить чувство тревоги.


Групповая работа Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии. Программа групповой работы может включать различные приемы современной практической психологии: тренинги с элементами креативной терапии, с элементами телесно ориентированной терапии, методов «песочной терапии», тренинги ситуаций с использованием приемов психодрама, гештальт-терапии.


Этапы групповой работы Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений. Самым сложным процессом должно быть снятие тревоги и страха отвержения. Специальные упражнения помогут родителям осознавать чувство одиночества. Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно – неуверенность, тревогу. Для полного раскрытия самосознания участку необходима поддержка всей группы. Эту поддержку вначале организует психолог, а затем, группа обеспечивает своего участника положительный обратной связью. Родители, находящиеся в стадии «хронической печали» в стремлении выразить поддержку другому члену группы очень часто отражают свое эмоциональное состояние, а именно – неуверенность, тревогу.


Этап принятия На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей» Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Семья начинает принимать больного ребенка. На следующем этапе работы можно переходить к формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. Важно снять комплекс вины и неполноценности с члена группы и его семьи. «Осознание этого помогает родителям по-новому смотреть на свою жизнь и жизнь своих «особых» детей» Семейные ситуации перестают восприниматься ими как безысходные. Это в свою очередь предупреждает возможность ситуации, психологического отвержения больного ребенка и позволяет матери, наконец, ощутить так необходимые ей радости материнства. Семья начинает принимать больного ребенка. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Прежде всего открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи. Специально организованные группы пап и дедушек помогут не только им, но и всей семье в целом. Прежде всего открытое обсуждение проблем способствует укреплению уровня доверия между членами семьи.


Самораскрытие родителей Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию. Участие родителей в группах встреч поощряет их к раскрытию самих себя. Самораскрытие – трудный, длительный процесс, особенно для такой «закрытой» категории родителей. Но родители, воспитывающие «особых» детей, объединены одной общей ситуацией, поэтому психологу в процессе необходимо стремиться к формированию таких взаимоотношений между членами группы, которые способствовали бы взаимопониманию. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми. Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы. Родителям, постоянно находящимся в депрессии, очень трудно выразить свои чувства и мысли. Осознать собственные чувства поможет готовность члена группы пережить радость общения с такими же людьми. Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению родителей, к сплоченности группы.


Психологическое просвещение семьи Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему больного ребенка. Психологическое просвещение – это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций. Использование психологического просвещения поможет обучить членов семьи создать атмосферу, благоприятную для взаимодействия. Основная задача психологического просвещения – обучение членов семьи и создание для них атмосферы поддержки. Члены семьи учатся понимать и принимать проблему больного ребенка. Психологическое просвещение – это групповая форма работы, поэтому участники имеют возможность получить поддержку друг от друга, помогают осознать собственные возможности решения проблем, осваивают навыки коммуникаций.


Выводы Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определенно содержания, форм и методов психологической помощи. Оказание эффективной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определенно содержания, форм и методов психологической помощи. Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки. Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки. Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья. Семья с «особым» ребенком вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации. Вся семья в целом нуждается в психокоррекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семьи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья. Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы. Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: