Как становятся папами или психология отцовства. Психология отцовства

Отцовство - достаточно сложный феномен, который можно определить как категорию психологии личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека.

В психологии выделяются несколько стадий родительства:

беременность;

Данные стадии характерны как для женщин, так и для мужчин, однако существует определенная специфика прохождения этих стадий у мужчин.

В результате всестороннего изучения проблемы формирования отцовства, влияния социальных отношений на становление института отцовства, было сделано предположение о том, что в онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка, с которым в перинатальный период мужчина не имеет такой связи, как женщина, соответственно, и изменение отношения к себе, формирование отношения к ребенку, принятие новой роли отца - сложный и многофакторный процесс.

Первый -- теоретический -- этап начинается с рождения мальчика до момента получения сведений о беременности его жены. Формирование стереотипов об отцовстве происходит в процессе взаимодействия с собственными родителями. Причем степень влияния отца и матери зависит от возраста ребенка. Отец является фигурой, которая помогает ребенку изучать мир, собственное тело и его возможности через силовые игры. Позднее взаимоотношения родителей становятся моделью поведения в обществе сверстников в младшем школьном и подростковом возрасте. Однако на формирование представлений об отцовстве оказывает влияние не только семейная ситуация. Часто мужчина, выросший без отца, может быть хорошим родителем, если у него есть модель мужского поведения.

В среднем к 18-23 годам формируются основные представления об отцовстве. Характерные для этого периода: молодые люди собираются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти).Они положительно относятся к детям, но общаются не часто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность. Принимая социальные стереотипы современности как собственное мнение, они полагают, что отец для ребенка является образцом для подражания, воспитывает физически и духовно, социально поддерживает, дает чувство уверенности в себе, защиту.

Второй этап - «слом» стереотипов в период беременности партнерши. Этот этап начинается с того момента, когда мужчина узнал, что будет отцом, до начала взаимодействия с уже родившимся ребенком. Сам момент сообщения о беременности и осознание факта реальности ребенка разнесены во времени. Реакция на сообщение о беременности может быть различной в зависимости от многих факторов, включающих намерения мужчины относительно конкретной женщины, материальную, социальную и другие виды готовности принять ответственность за будущую жизнь. Даже в том случае, когда решение о рождении ребенка принято заранее и является результатом оформления потребностно-эмоциональной и ценностной сфер отцовства, выраженном в желании иметь ребенка, известие о беременности может вызвать сложные переживания.

Беременность жены для мужчины обозначает ограничение желаний, перестройку планов, погруженность в многочисленные бытовые дела. Как таковая способность мужчины вынести потерю внимания к себе и одновременно дарить его другим, не получая при этом немедленного удовлетворения, определяет насколько он может быть хорошим отцом. По мнению А.Н. Друсиловой и И.С. Баклушанского, поворотным моментом в формировании чувства отцовства, а также возникновения возможных проблем, является середина беременности, примерно четвертый месяц, когда у женщины появляется живот, ее положение становится явным, и ребенок становится «материальным», более реальным.

Беременность жены ставит перед мужчиной сложную задачу - справиться с внезапными ощущениями и оказать психологическую поддержку жене, взять на себя большую часть внешних проблем, создав защитный барьер между женщиной, носящей ребенка, и остальным миром. Как поведет себя будущий отец в каждом конкретном случае, будет зависеть от многих факторов. Основные из них - его личностный склад, зрелость отношений к семье, осознанная оценка возникающих трудностей, способность справиться с ними и отношения с собственной матерью и отцом.

Первые два этапа представляют собой период подготовки к общению с ребенком. Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является, очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и др. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие, наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка -- нормальное физиологическое явление и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости беременной жены. Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности. Г. Дик-Рид считает, что этот период требует от мужа понимания, терпимости и бескорыстия по отношению к жене, чтобы правильно оценить ее мысли и поведение во время беременности, т.е. мужчина оказывается в ситуации повышенных требований. Считается, что этот период является периодом проверки готовности к отцовству. Тем не менее, этот период является важным с точки зрения формирования отношения к будущему ребенку и собственной позиции в семье.

Третий этап -- период после рождения ребенка -- практический период. Этот период является критическим с точки зрения возникновения бондинга - связи мужчины с родившимся - ребенком.

Отец, по их мнению, воспитывает в ребенке рациональность, нормальные условия развития, эстетическое, нравственное развитие.

Таким образом, формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.

Основные выводы по первой главе:

В последние два века роль отца сводится исключительно к материальной поддержке.

Ряд исследований, проведенных за последние годы, продемонстрировал, что присутствие отца играет исключительно важную роль даже на самых ранних стадиях развития ребенка, то есть до трехлетнего возраста.

Отцы, занимающие важное место в жизни своих маленьких детей, не только проводят с ними время, но и чутко отзываются на их желания, слёзы и потребности.

Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определённой культуре

В большинстве семей проблема ухода за ребёнком снимается тем, что отец и мать подбирают себе взаимодополняющие роли.

Отсутствие отца в период младенчества создаёт немалые трудности для функционирования семейной системы.

Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.

Существует четыре стиля родительского поведения:

Либеральный

Индифферентный

В структуру отцовства входят следующие компоненты:

Потребностно - эмоциональный;

Операциональный;

Ценностно - смысловой;

Оценочный.

Выделяют стадии родительства:

принятие решения о рождении ребенка;

беременность;

период становления родительства;

период зрелого родительства, период, называемый периодом «постродительства», т.е. бабушек и дедушек.

В онтогенезе комплекса отцовства можно выделить три основных этапа:

Стереотипное представление об отцовстве до беременности жены;

Переосмысление стереотипов в течение беременности;

Собственно формирование чувства отцовства после рождения ребенка.

Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные.


Отцовские чувства.

Итак, свершилось! Супружеская пара узнает, что скоро в их жизни появится малыш. Если для женщины материнство практически заложено в генах и обусловлено еще и гормонально, то для мужчины новый статус очень необычен, ему еще надо научиться быть папой, осознать и принять новую веху в жизни.

«Беременный» папа.

С самого раннего срока беременная женщина уже осознает себя матерью, с полной ответственностью и безграничной любовью относясь к будущему своего малыша и его здоровью. А вот будущий папа с нежностью поглаживает округлившийся животик своей супруги и пытается понять, что же он чувствует к этому еще не родившемуся малышу? Порой мужчине сложно разобраться в чувствах.

До сих пор еще очень устойчивы стереотипы, что беременность – это чисто женское дело, что мужчине не понять этого, он не может прочувствовать все нюансы на себе. Женщины боятся непонимания со стороны супругов, поэтому не очень активно привлекают мужчин в «участие в беременности», что совершенно неправильно.

Начало тесных взаимоотношений и близкой связи между папой и крохой возникает еще во время беременности, когда мужчина заботится о своей жене, обеспечивая ей комфорт, помогая справиться с трудностями положения. Будущий отец должен обязательно активно общаться с крохой, ведь плод различает тембр голоса с 16 недель беременности, и после рождения безошибочно узнает голоса мамы и папы. Кроме того, малышам, находящимся в животике, очень нравятся и поглаживания, производимые папиными руками. А для мужчины первые шевеления малыша являются той первой ниточкой, из которой будут связаны дальнейшие их отношения с малышом.

Для поддержания эмоционального тонуса и положительного настроя роль любимого мужа сложно переоценить. К счастью, сегодня мужчины все чаще и чаще становятся активным участниками событий, они посещают вместе с женой курсы подготовки к родам, они помогают женщине правильно настроиться на роды. А многие из современных пап были непосредственными участниками родов, считая это событие одним из самых запоминающихся и эмоциональных в жизни.

Не все мужчины одинаковы.

Есть те, у которых семейная модель отношений была заложена с раннего детства. Их папы уделяли им много внимания, играли в игры, закладывали основы мужского поведения и отношения к жизни, и таким образом оставили на подсознательном уровне мальчика способность к выражению отцовских чувств в будущем, в своей семье. Такие папы принимают участие в заботах о малыше с первого дня, охотно занимаются даже «немужскими» заботами - кормлением, стиркой и укладыванием спать. Такой папа справится со всеми трудностями, и его отцовские чувства не нужно формировать и воспитывать.

Сложнее обстоит дело с той категорий отцов, которые не были избалованы вниманием своих отцов в детстве или не имели их вовсе. У таких мужчин основы отцовских чувств нужно закладывать, формировать. Таким папам приходится сложно, особенно если они еще достаточно молоды. Женщина во время беременности довольно сильно меняется – она легко плачет, у нее резко меняется настроение. Кроме того, страдает и ее физическое состояние – мужа может пугать и токсикоз, и прибавки веса, и резкие перемены аппетита. Будущему отцу приходится нелегко, так резко меняется его жизнь, приходится мириться с новыми обстоятельствами, отказывать себе в удовольствии пообщаться с друзьями, выйти куда-то вечером. Это может вызвать даже протест, сомнения в готовности быть папой. Но это временно.

Этот переходный период нужно переживать вместе, проявив внимание и способность к пониманию чувств друг друга. Чаще говорите друг с другом, как вы счастливы и как вы с нетерпением ждете появления ребенка. Не стоит ждать момента появления крохи на свет, чтобы осознавать все прелести отцовства.

Заложим основы.

Как же помочь отцовским чувствам пробудиться? Надо привлекать будущего папу к участию в беременности мамы, к походам к доктору, а особенно на УЗИ. Если папа отказывается идти, можно воспользоваться женскими хитростями, всегда можно посетовать на неудобство большого животика и просто невозможность передвигаться с ним без крепкой руки мужа. Полезным будет и школа для родителей, курсы подготовки к родам и психологические тренинги. Если же и тут папа отказывается – всегда можно сказать, что курсы парные, и вы будете чувствовать себя там без него некомфортно. Пусть папа по вечерам гладит животик, поет песенки, рассказывает крохе в животике, как прошел его день.

Во всем стоит советоваться между собой, особенно в плане покупки приданого, не стоит совершать необдуманных трат. Надо помнить, что мужчина становится единственным «добытчиком» на какое-то время, и это тоже часть его отцовских чувств и проявления заботы.

Некоторым мужчинам нужно время на осознание своей новой роли. Не стоит сердиться и устраивать скандалов, если муж пропадает у друзей, либо отлынивает от разговоров о будущем крохе. Ему нужно время, чтобы привыкнуть к новому для себя статусу, осознать себя не просто супругом, но еще и отцом. Лишние выяснения отношений и конфликты не пойдут на пользу вашим отношениям и самочувствию малыша. Стоит взять тайм-аут и сконцентрироваться на себе каждому из супругов, тогда все станет на свои места.

Рожаем вместе?

Как говорят, чтобы хорошо понимать человека, надо съесть с ним пуд соли, перефразируя это утверждение можно сказать – чтобы мужчине хорошо понять женщину – стоит родить с нею вместе. Перинатальные психологи все чаще говорят, что присутствие в родах очень сильно влияет на становление чувства отцовства. Многие супруги сомневаются в верности такого шага, но ведь процесс родов длительный и мужу вполне по силам помочь жене в первом периоде родов, психологическая поддержка и физический контакт, легкие поглаживания и массаж довольно сильно облегчают схватки. В эмоциональном плане момент рождения малыша и его первый крик настолько потрясающ, что способен пробудить нежность в самом брутальном мужском сердце. Малыша передают в руки новоиспеченного папы после того, как малыш немного отдохнет на груди у матери и получит первые капли молозива.

Если же папа категорически против совместных родов или у мамы запланировано кесарево сечение, тогда нужно сделать так, чтобы первое знакомство с крохой произошло как можно раньше, в первые же дни после родов. Малыш на своем бессознательном уровне формирует свое отношение к окружающему миру, особенно в первые дни, и для него фигуры матери и отца очень важны, именно они и будут запечатлены в его памяти, как оплот безопасности, любви и счастья. Молодые отцы почему-то очень боятся взять новорожденного на руки, он такой хрупкий и маленький! Но нужно обязательно наладить контакт именно с самого рождения, нужно чтобы папа прижал кроху к себе, а в идеале «кожа к коже», похвалил малыша за то, что он проделал сложный путь и, наконец, родился. Пусть рассказывает ему обо всем – это нужно обоим! Это и позволит папе впервые почувствовать себя отцом. А малышу узнать – что у него есть еще и теплые, сильные руки отца, которые защитят его от любой опасности!

В заботах о крохе рождаются родители…

Конечно, не часто папы хотят добровольно участвовать в ежедневных заботах о крохе, но для формирования тесной привязанности и укрепления отцовских чувств нужно обязательно привлекать супруга ко всем процедурам. Если же папа сильно занят на работе и у него остается совсем немного времени вечером, стоит выделить для него один-два постоянных ритуала – пусть купает или занимается гимнастикой с крохой. Нужно как можно чаще оставлять их наедине, самостоятельность мужчины в вопросах заботы о малыше является благодарной почвой для формирования любви и привязанности.

Избежать ошибок…

Основной ошибкой молодой мамы является сознательное ограждение мужа от забот о крохе, тогда мужчина начинает чувствовать себя не таким уж и нужным ребенку. У молодого папы могут появиться противоречивые чувства – он чувствует себя покинутым, лишним, он начинает проявлять даже чувство ревности к крохе, агрессию и недовольство по отношению к молодой маме. Мужчины не меньше женщин подвержены послеродовым депрессиям, и при отстранении от забот он будет искать спасения от нее в уходах из дома, и отдалении от малыша и мамы. Это же приведет к ссорам, непониманию и формированию чувства вины, что, несомненно, отразится и на отношении к малышу.

Это неправильно, ребенку необходимо и материнское, и отцовское воспитание самого рождения. Дайте папе прочувствовать близость крохи, пусть носит малыша на руках, в слинге, в рюкзачке. Женщине нужно помочь мужу определить его место в жизни малыша, не дать ему почувствовать себя ненужным, лишним. Роль отца заключается не только в зарабатывании денег и обеспечении семьи, и это нужно подчеркивать в отношениях. Кроме того, надо постоянно проявлять и любовь к мужчине, дать ему понять, что она не ушла для матери на второй план, что мужчина также желанен и любим, и что рождение ребенка никак не изменит ваших отношений.

Любовь матери – это безусловное чувство, любовь отца – это заслуженное чувство, это достижения малыша, это его таланты и способности. И не нужно обижаться, что папа любит по-другому. Природой это задумано для гармоничного развития личности – материнская любовь - это оплот защиты, а отцовская – это стимул к активному изучению мира, достижению целей, стремлению заслужить похвалу и поддержку. Это две половинки единого и целостного развития личности малыша.

Алена Парецкая, педиатр

Практически каждый мужчина, достигший половой зрелости, имеет потенциальную возможность стать отцом. Переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - значимое событие в жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.

Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, негативных последствиях безотцовщины, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства. В литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери.

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и др. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а одна треть всех детей рождаются в неполных семьях.

В частности А. С. Спиваковская говорит о том, что воспитательная позиции отца в своём формировании несколько отстаёт от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребёнку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего либо рождённого ребёнка, это любить жену. (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта «невключённость» вызывает у мужчины ощущение одиночества и причиняет ему боль. В то же время К. Флейк-Хобсон (1992) считает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребёнка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося нечто неординарное в их отношения.

Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре своего рода водоразделом. С одной стороны находятся те, кто разделяет точку зрения Б. Малиновски (1962), который утверждал, что самое важное моральное и юридическое правило относительно психологического положения сыновства в том, что ни один ребёнок не должен приходить в мир без мужчины - единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребёнком и окружающим миром. Он пояснил, что это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законнорожденности, и что ребёнку необходим отец, точно так же, как и мать.

В отечественной психологии в последние годы также ведутся исследования на тему отцовства: В.Т. Лисовский,2002; Л.М. Прокофьева, М.Ф. Валетас, 2002; Л.В. Карцева, 2003; И.М. Козина, 2000; М.Г. Воронцова, 2000. В большинстве из этих исследований упоминается о незначительной роли отца в воспитании ребенка, либо о его отсутствии.

У мужчин, в отличие от женщин, физический возраст превышает его биологические годы, то есть развитие мужской части населения в плане психологическом, умственном и моральном немного отстаёт от возраста и физического развития. Вследствие этого мужчины могут зачать ребёнка в довольно раннем возрасте, но вот готовность к такому событию приходит к ним гораздо позже.

Отечественными психологами была сформулирована структура отцовства, состоящая из четырёх компонентов.

Первый компонент - потребностно-эмоциональный блок, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания. Этот блок показывает заинтересованность отца в появлении потомства, потребность в этом и ответные реакции на ситуацию рождения ребёнка. В этом блоке могут возникнуть такие проблемы, как нежелание по какой-либо причине иметь детей, эмоциональная холодность и отстранённость, психологическая и социальная неготовность к отцовству, страх перед новой ролью и неумение принять на себя новую ответственность.

Второй элемент структуры отцовства -- это операциональный блок, включающий в себя осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним. Проблемы данного блока: неумение обращаться с ребёнком, нежелание учиться этому, скрытый страх перед младенцем и супругой. Второй блок взаимосвязан с первым, так как достаточная мотивация позволяет научиться обращению с детьми (женщины также изначально не обладают этими навыками, но очень быстро обучаются им).

Третий блок -- ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Это достаточно важный компонент, так как отношение отца к своему ребёнку влияет на его поведение с ребёнком и, тем самым, оказывает влияние на личность ребёнка.

Четвёртый компонент стоит над всеми предыдущими, как бы интегрируя их и определяя их содержание. Это оценочный компонент, в который входят:

  • 1. Самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка;
  • 2. Социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы влияют на формирование образов Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Отцовство в разных обществах принимает разные формы. В первобытных человеческих обществах роль отца, сконцентрированная на добывании пищи и обеспечении защиты, была ключевой и значительно повышала выживаемость потомства. В современном обществе большинство детей могут выжить и в неполных семьях, в частности у матерей-одиночек. Однако многочисленные наблюдения показывают, что дети, выросшие без отцов, подвержены большему риску во всем, начиная от успеваемости в школе и заканчивая подростковыми самоубийствами, девиантным поведением.

Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов (что, впрочем, свойственно и молодым матерям) заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. Таким отцам свойственно опекать ребенка, заботиться о нем. Отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя любовь к ребенку зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником - в высшем культурном смысле, то есть передать в будущее все лучшее, чем владеет сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и сила.

Психологами хорошо изучены ситуации, когда отец хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни, а также социальная роль отца, различающаяся в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека, одной из важнейших характеристик которой является комплексность, а также социальная детерминированность.

В процессе теоретического анализа работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г. Г. Филипповой была разработана структурная модель феномена отцовства. По предположению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, включающий биологические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный, как осведомленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой, как отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания.

Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент - оценочный, в который входят:

  • 1) самооценка как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;
  • 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу.

Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, так как через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, так как пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Существуют два подхода к роли отца - традиционный и так называемое «новое отцовство».

Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечал обособленность его от ребёнка, поскольку контакты с ребенком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать семью исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определённый статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность сами по себе, поскольку приносили эмоциональное удовлетворение и создавали чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно. Традиционно отец заботился о семье как об экономической единице, определял шейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж (при этом он стоял в стороне от отношений «мать - ребёнок»). Желание человека быть отцом идентифицировалось с образом и поведением собственного отца, но отцовство не предусматривало ежедневный уход за ребёнком и последующее его воспитание. .

С середины XX в. в связи с изменением положения женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству».

«Новое отцовство» начало развиваться только в середине двадцатого века и все потому, что именно в этот период положение представительниц слабого пола в обществе претерпело целый ряд изменений. Именно с середины двадцатого века наибольшее количество женщин пришло к выводу, что жить в замкнутом пространстве им уже надоело. В результате, все чаще и чаще во главе того или иного производства можно было увидеть как раз таки даму. Так как женщины начали самостоятельно зарабатывать деньги, это значительно повысило их статус в семье. Сложившаяся ситуация привела к тому, что все большее количество мужчин начало осознавать, что они также как и женщины несут ответственность за своих детей. Получается, что «новое отцовство» не разделяет материнство от отцовства, а наоборот воссоединяет эти две области, причем связь эта достаточно тесная.

Сегодня, говоря об отцовстве в его широком значении, подразумеваем совокупность биологических, правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям.

Отцовство формирует основу самой насущного требования общества -- социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем, благосостоянии детей, которое в свою очередь, определяет будущее самого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуществлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную подпитку: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. .

Дети для мужчин - последующая после женитьбы естественная ступень в браке. Однако «стать отцом» и «быть отцом» - не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие мужчины не допускают мысли, что они будут вовлечены в ежедневную кропотливую работу по уходу за детьми. На пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины и межличностными отношениями в семье влияет также и память о собственном отце, в зависимости от того, уделял ли он своему сыну внимание или был в семье сторонним наблюдателем. Многие современные отцы, исправляя ошибки своих отцов, хотят быть эмоционально ближе к своим детям.

«Инстинкт отцовства» предполагает наличие комплекса врожденных реакций, предопределяющих поведение отца в направлении заботы о жене и детях и их защиты. Только ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощутить себя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считают, что отец в этом процессе также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у него самого не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, то для него возрастает риск психопатологических нарушений.

Психологическая готовность к отцовству определяется сформированностью:

  • - всех сторон личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;
  • - представлений об отцовстве, то есть знание функций отца в семье и роли его в воспитании ребенка;
  • - оценки собственной готовности стать отцом, то есть готовность принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.

Очевидно, что психолого-педагогическая деятельность отца, существенно отличается от целенаправленной и тщательно выверенной деятельности, осуществляемой специалистом в области педагогики, однако можно выделить ряд аспектов, доказывающих возможность заключения воспитательной деятельности отца в понятие «психолого-педагогическая деятельность».

Формирование отцовства является сложным многоступенчатым процессом, на который влияют различные факторы, в том числе социальные, семейные и личностные; многие его составляющие малоизученны и данные по детерминации их развития противоречивы, и только дальнейшее изучение онтогенеза отцовства позволит ответить на стоящие перед наукой вопросы.

Теоретические представления об отцовстве формируются в социуме с начала жизни мужчины, затем изменяются, преломляясь через собственный опыт общения с еще не родившимся ребенком через жену и преобразования, изменения самосознания, самооценки и образов Я. Этот процесс является очень сложным и легко нарушается при отторжении со стороны жены или социальных проблемах будущего отца, таких, как отсутствие материальных ресурсов, постоянной работы и другие проблемы.

Современными детерминантами организации общественного мнения являются средства массовой информации, формирующие стереотип «правильной» жизни, «правильных» стремлений и ценностей, в том числе ценность сексуальных отношений, важность близких отношений, «идеальной» семьи, необходимости рождения детей.

Большинство исследований подтверждают специфическую уязвимость отцовства к средовым воздействиям, таким, как сложности признания юридического отцовства и большего воздействия безработицы на отцовство, чем на материнство. Мужчины, которые подвергаются финансовым кризисам, часто отказываются от экономических и психологических обязанностей отца, что частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде.

Многие мужчины испытывают повышенную тревожность и ответственность за материальное положение семьи, это приводит к стремлению больше работать, чтобы обеспечить семью, но может вызывать чувство одиночества у жены. Другие наоборот, делают вид, что ничего не происходит такого, о чем стоило бы беспокоиться. Такие мужчины полагают, что рождение ребенка -- нормальное физиологическое явление, и с раздражением относятся к проявлениям тошноты, утомляемости, плаксивости жены. Женщины в таком случае не чувствуют поддержки и понимания.

Учитывая все вышесказанное, нам необходимо выделить факторы формирования отцовства, как психолого-педагогической деятельности родителя, среди которых ведущими являются внешние и внутренние.

Внешними факторами формирования отцовства, как психолого-педагогической деятельности, являются условия семейного воспитания, в которых растет (или рос) будущий отец.

Несомненно, факторами, искажающими представления мальчика о воспитательной роли отца, будут дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты полоролевого воспитания в детском саду и школе. Первые связаны с низким уровнем личностного, общекультурного развития родителей, их педагогической и психологической неграмотностью, неполноценностью структуры семьи, отрицательным микроклиматом, неправильным отношением к сыну, дезорганизацией семейной жизни. Вторые обусловлены отсутствием взаимодействия воспитывающих сил и слабой преемственностью сфер знаний об организации семейной жизни, культуре семейных отношений, форм и методов воспитательно-образовательной работы с мальчиками, как будущими отцами.

Внешние факторы социокультурного и психолого-педагогического характера не играют роли фатально действующих, они преломляются через внутренние условия. Внешнее присваивается через внутреннее.

Роль предрасполагающего фактора могут играть внутренние причины, связанные с индивидуальными психофизиологическими и личностными особенностями будущего (или реального) родителя-отца. К ним относятся генотип, актуальное состояние его психосоматического здоровья, индивидуальные особенности психофизиологического развития, доминирующие психические состояния, внутренняя позиция (его отношение к миру вещей, людей и самому себе), уровень активности во взаимодействии со средой и др.

Внешние и внутренние факторы обуславливают характер психолого-педагогической деятельности отца, при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности или относительной стойкости и длительности воздействия, особенно в раннем детстве, и отсутствием позитивного образца детско-родительских отношений.

Таким образом, отсутствие теоретической подготовки к отцовству, страх перед рождением ребенка способствуют возникновению тревожности.

Психологическая неподготовленность мужчины к выполнению роли отца, а именно несформированность целостной системы отношений к отцовству: отношения к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли и родительству в целом, является серьезным барьером на пути построения эффективных детско-родительских отношений. (Н.А. Демчук). Несформированность психологических основ отношений отца с ребенком, а так же отсутствие определенного рода умений, ведет к ограничению контактов отца с ребенком, минимизации совместно проведенного времени.

Таким образом, умение эффективно взаимодействовать с ребенком, применять результативные воспитательные меры, не является врожденным психологическим образованием, а так же редко приобретается целенаправленным путем. Эффективное отцовство, с присущего ему конгруэнтностью, формируется в результате комплексного воздействия внешних и внутренних условий, связанных с пониманием значимости прилагаемых усилий и результата.

Мы можем сделать вывод, что переход мужчины к состоянию отцовства, рождение у него первого ребенка - значимое событие в жизни. Важность этого события часто недооценивается. Биологическая способность быть родителем не всегда совпадает с психологической готовностью к родительству.

Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, Я-концепция, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. А социальная роль отца различается в зависимости от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

Мы рассматриваем отцовство как интегральное психологическое образование, которое в развитой форме включает совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит эмоциональные, когнитивные и поведенческие составляющие.

Уровень психологической готовности мужчин к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущего родителя и его представлениями об отцовстве.

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о "крахе семьи", "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей". Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь "требовательная" , условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".

Отцы и дети: с чего начинается понимание
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: "ходят на работу", " зарабатывают деньги", "ругают маму", "наказывают".

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей "культуры отцовства".

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизгни: "Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним, в какие игры?" Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело".

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отмели также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что "раз папа здесь, будем играть".В ходе одного эесперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами. (Бразельтон).

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России, отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что впрочем свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства, или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность траняляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей (Кон).

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола. (Кэмпбелл)

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского "Я".

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками. (Бютнер)

Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.

Излишняя сторогость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца. (Захаоров).

Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку).

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление люби, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном – чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение – все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания – преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать – значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка "неправильного", "плохого" поведения (в отличие от матери), низко его оценивает – не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я.

1. Матери следует предоставлять возможности для взаимодействия отца с ребенком начиная с первых дней жизни.

Он может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой, отвечать на инициативу малыша.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать необычные, энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матерям не следует запрещать подобные игры и расценивать их как неумение отца играть с ребенком, на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно время от времени организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, чутко реагируют на их сигналы становятся значимыми фигурами в детском мире. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше поводов для общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша. Эффективный родитель выступает в роли консультанта своего ребенка по всем вопросам.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно. Как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведение детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не "ты плохой", а "ты плохо сделал".

Необходимо учитывать, что с воспитательной точки зрения поощрение более информативно, чем порицание. Когда ребенку запрещают что- либо, он узнает, чего не надо делать, но еще не знает, что и как следует сделать. Поэтому вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может негативно сказаться на самооценке малыша, исказить критерии успешности, деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.


© Все права защищены

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: