Ребенок в неполной семье — неполноценен? Развенчиваем миф. Ребенок в неполной семье: чем он рискует

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru //

Размещено на http :// www . allbest . ru //

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

по дисциплине: Детская психология

на тему: Воспитание детей в неполной семье

Работу выполнила

слушатель 3.30.1 курса

Малинина Анна Сергеевна

Научный руководитель

к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.

Рыбинск -2015

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т.д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.

К сожалению, во всем мире, в том числе и в нашей стране, далеко не все дети - будущие граждане - воспитываются в полных семьях, где есть мать и отец. Значительная часть семей, в которых есть дети, являются неполными. Причин для этого может быть множество, но факт того, что ребенок уже появился вынуждает родителя и органы социальной защиты предпринимать определенные действия для воспитания ребенка, учитывая специфику его проживания в неполной семье.

Актуальность данной темы можно объяснить тем, что дети, растущие в неполных семьях являются такими же членами общества и имеют те же права, что и все остальные люди. Рано или поздно эти дети вырастут и вступят в самостоятельную жизнь. Они будут работать, участвовать в общественной жизни, создавать свои семьи и воспитывать уже своих детей. Чтобы обеспечить социализацию детей из неполных семей, дать им возможность реализовать себя в жизни, необходима технология работы с такими детьми, которая бы обеспечивала реализацию вышеизложенных положений.

Цель данной работы: особенности воспитания детей в неполных семьях.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Дать характеристику семье с одним родителем, охарактеризовать причины этого социального явления;

Выявить и описать возможные негативные факторы воспитания детей в неполных семьях;

Обозначить условия совершенствования процесса воспитания в неполных семьях;

Изучить порядок и правила организации социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей.

воспитание неполный семья

Глава 1 ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

1.1 Семьи с одним родителем

Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение не только усложняет большинству из них материальную сторону жизни, но и лишает их полноценной духовной жизни, которую могло бы дать счастливое супружество. Такие семьи называют еще "материнскими", а женщину, воспитывающую ребенка (детей) без отца - "одинокая мать".

Совокупность неполных семей многообразна и крайне неоднородна. Источниками их возникновения традиционно считались разводы, овдовение (смерть одного из родителей), внебрачная рождаемость.

Модель неполной семьи объективно более соответствует постиндустриальному обществу с его социальной мобильностью, высоким уровнем развития научных и промышленных технологий, информатизации, а значит, и большим значением профессионализма, трудно совмещающимся с выполнением семейных обязанностей.

Если в семье один родитель, то он несет бремя за двоих, вся тяжесть воспитания, а также материального обеспечения детей лежит на нем. Вдова, разведенная женщина или не замужняя мать чаще всего старается предоставить своим детям наиболее благополучные условия жизни. Однако для этого она должна максимально включаться в трудовой процесс, в связи, с чем времени на воспитание детей у неё остаётся гораздо меньше, чем в полной семье.

При воспитании детей перед овдовевшей или разведенной женщиной, незамужней матерью стоят совсем не одинаковые проблемы. Характер трудностей по-разному осложняет их жизнь независимо оттого, что основа, по существу, одна - воспитанием ребенка в семье занимается только один человек.

Бесспорно, что лучшие условия для воспитательного процесса создаются там, где семья полная и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но «полнота» семьи сама по себе не служит надежной гарантией счастья и успеха воспитания. Она всего лишь создает более выгодную воспитательную ситуацию или несколько лучшие предпосылки.

1.2 Причины возникновения неполных семей

В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье - это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной

Основными причинами увеличения неполных семей являются:

1) Увеличение количества разводов.

Развод - частая причина появления неполных семей. Поскольку дети, как правило, остаются с матерью, то у матери образуется неполная семья, а отец либо становится одиночкой, либо вступает в новый брак, либо возвращается к своим родителям.

Фактор развода в современных условиях стал механизмом, понижающим ценность брачно-семейных отношений. Сегодня наблюдается сокращение доли мужчин и женщин, состоящих в браке, рост численности разведенных и повторно не вступивших в брак женщин.

Отмечая рост уровня разводимости в России, нужно учесть, что в 1965 году были облегчены юридические условия для развода и поэтому к фактическому их числу добавились браки, давно распавшиеся, но своевременно не оформленные юридически. Влияние этого фактора на коэффициент разводимости продолжалось несколько лет.

В середине 90-х рост разводимости по стране сменился стабилизацией, но на высоком уровне - около 4,5 разводов на 1000 населения.

Таким образом, проблемы устойчивости брачно-семейных отношений по-прежнему актуальны для многих российских семей.

2) Увеличение количества рождений вне официально зарегистрированного брака.

При внебрачных рождениях семья изначально является неполной, ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца. Такая семья всегда состоит из матери с детьми. Современная семья демонстрирует отказ от патриархальности. Значительная часть людей не видит в семейном образе жизни исключительной ценности и живут в незарегистрированном браке. .В данном случае семья изначально является монородительской, и ребенок с первых дней своей жизни воспитывается только матерью, без отца.

Словарь русского языка С.И. Ожегова дает следующее определение термина «внебрачный»: «Внебрачный, -ая, -ое относящийся к официально неоформленному браку. Внебрачная связь, внебрачный ребенок». В обыденном российском сознании за женщинами, воспитывающими ребенка без отца, закрепился термин «мать-одиночка».

Если раньше рождение внебрачных детей происходило в силу непредвиденных обстоятельств, то к концу ХХ в. - началу XXI в. все больше женщин рожают «вне брака» сознательно, чтобы реализовать свои потребности в материнстве.

3) Увеличение смертности мужчин.

Среди семей, ставших неполными из-за смерти одного из супругов, больше матерей с детьми, чем отцов с детьми. Причина в том, что смертность мужчин несколько выше, следовательно, вдов оказывается больше, чем вдовцов. Именно поэтому исследователи уделяют большое внимание изучению вдов. Но стоит заметить, что в более уязвимом положении оказываются все-таки вдовцы, а не вдовы. К тому же именно вдовцы чаще стремятся жениться повторно.

Само вдовство является разнокачественным, т.е. существуют две переменные, которые задают специфику вдовства: «естественность» или искусственность вдовства. В первом случае причиной является смерть одного из супругов от естественных причин (старости и сопровождающих ее болезней), во втором - вследствие несчастных случаев, пагубных пристрастий, внезапных заболеваний и т.п.

Таким образом, вдовство является серьезным испытанием, жизненным вызовом для уцелевшего супруга и его родственников, включая детей.

1.3 Факторы, негативно влияющие на воспитания детей в неполных семьях

Среди проблем неполных семей особенно острой предстает проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Сегодня в каждой пятой семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей.

Процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован. Дети из неполных семей испытывают острую потребность в определенном социальном статусе, хотят иметь обоих родителей. При разрыве отношений, родители часто занимают противоположные позиции в деле воспитания, что, несомненно, сказывается на детях. Воспитательные позиции родителей могут существенно расходиться, что вызывает у ребенка чувство растерянности и неполноценности, т.к. оба родителя являются для него значимыми другими. Такие дети обычно хуже адаптируются в социальной среде. Н. Соловьев говорил, что «отец по своим потенциальным возможностям не менее одаренный воспитатель, чем мать. К своей воспитательной функции он так же, как и мать, подготовлен природой и обществом. Соловьев Н. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования// Сб. ст.: Отец в современной семье. Вильнюс, 1998

Таким образом, можно сказать, что воспитание ребенка без отца неполноценно.

Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:

1) Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.

2) Отстраненность матери от собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.

3) Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.

4) Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.

5) Стремление матери сделать ребенка образцовым, несмотря на то, что у него нет отца. Мать становится «домашним надзирателем». Ребенок либо становится пассивным, либо включается в жизнь уличных компаний.

6) Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения

Таким образом, издержки воспитания в неполной семье являются, прежде всего, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга.

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

2.1 Необходимые условия воспитания в неполных семьях

Для того чтобы не допустить формирование в характере ребенка, воспитывающегося в неполной семье, недостатков характера нужно соблюдать ряд условий в процессе воспитания. Выполнение данных условий способствует наиболее эффективному воспитательному воздействию неполной семьи на формирование личности ребенка. В чем заключаются эти условия?

Первым условием является авторитет и личный пример матери (отца). Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми матери (отца), добровольное и сознательное выполнение ее (его) требований, стремление подражать ей (ему) во всем и прислушиваться к ее (его) советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния матери (отца) на ребенка.

Вторым необходимым условием является педагогический такт матери (отца). Педагогический такт - это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Третьим условием, которое необходимо в процессе воспитание, можно выделить культуру быта в неполной семье. В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами неполной семьи, уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни неполной семьи. При этом дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а мама (папа) передает им жизненный опыт, помогает утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляет их мысли.

Четвертое условие - знание возрастных и индивидуальных особенностей детей. Знание особенностей детей позволяет матери (отцу) научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к детям со стороны всех членов неполной семьи.

Пятое условие следующее: удовлетворение потребности в эмоциональном контакте с отцом (матерью). У человека, как существа общественного, имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами.

Шестое условие заключается в определение родителями для себя потребности смысла жизни. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало у родителя единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. Без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, не может мобилизовать все свои способности в максимальной степени.

Седьмое условие заключается в необходимости определения потребности достижения. У некоторых матерей (отцов) воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось добиться родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Например, мать мечтала играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться музыке.

Восьмое условие заключается в необходимости критики реализации определенной системы воспитания. Встречаются неполные семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой матерью (отцом) системы воспитания. Это обычно очень компетентные, эрудированные матеря (отцы), которые уделяют своим детям немало времени и хлопот.

Девятое условие правильного воспитание состоит в формировании определенных личностных качеств ребенка. Проблемы независимости обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву формирования определенного желательного для матери (отца) качества.

Таким образом, для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания.

2.2 Социально-педагогической помощь неполной семье в воспитании детей

Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляемому социально-педагогическую работу с неполными семьями необходимо:

Осуществлять деятельность по изучению личности ребенка и окружающих его людей, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;

Прогнозировать развитие проблемы и ее решение в процессе развития и воспитания ребенка;

Организовывать взаимодействие всех членов неполной семьи на основе диалога;

Помочь исправить ошибки воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

Помочь матери и ребенку из неполной семьи найти и реализовать себя;

Информировать о возможных правовых мерах защиты неполной семьи;

Оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья;

Формировать нравственно-правовую устойчивость членов неполной семьи.

Таким образом, специалист, работающий с неполными семьями, информирует ее о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, рассказывает о развитии ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей; консультирует по вопросам семейного законодательства, по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье, информирует о существующих методах воспитания; разъясняет матери (отцу) способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в неполной семье; защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности матери (отца) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствия внимания, человеческого отношения к ребенку.

Объектом воздействия в неполной семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама неполная семья, в целом, как коллектив. Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Последовательно рассмотрим каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье чаще всего в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблем конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования.

В работе должна быть использована эмоциональная поддержка семьи, для того, чтобы смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия семьи на преодоление кризиса; образовательная помощь, заключающаяся в предоставлении информации по этапам выхода из кризиса и перспектив неполной семьи, подкрепляется документальными фактами.

В условиях низкой мотивации обращения неполных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы как патронаж. Патронаж - одна из форм работы, специалиста работающего с семьей, представляющая собой посещение неполной семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддержать длительные связи с неполной семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать неполную семью в ее естественных условиях, что позволить получить больше информации.

Наряду с патронажем следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги и пр. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме.

Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей - тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и группой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющих детей с проблемами психического, физического, социального развития.

Неполная семья имеет свои особенности и социально-педагогическая работа с ней требует учета всех ее характеристик: проблемы отдельного члена неполной семьи являются общей проблемой для всей неполной семьи; неполная семья - система закрытая, не каждый может туда войти, даже социальный педагог; неполная семья автономна в своей жизнедеятельности. Специалист по работе с семьей не может решить за нее все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая выводы из всего выше сказанного для того чтобы ребенок, воспитывающийся в неполной семье, гармонично развивался матери (отцу) необходимо обратить внимание на собственные слова и поступки, на быт семьи, знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, и на основе этого строить свою систему воспитания. Большое внимание следует уделять формированию личностных качеств ребенка, позволять ребенку общаться с отцом (матерью), что играет значительную роль в формировании и развитии ребенка. При условии, что отец (мать) не является асоциальным элементом общества и сам (сама) желает принимать участие в воспитании ребенка. В заключение хочется отметить, что неполных семей во главе с отцом вопреки широко распространенному мнению, насчитывается не меньше, чем во главе с женщинами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком Так?-М.:АСТ, 2009

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как?-М.:АСТ 2009

3. Леви В.Л. Нестандартный ребенок-М.: Знание, 1988

4. Карл Е. Пихбарт Руководство для одиноких родителей-М.:РОСМЭН, 1998

5. Горшкова Л. Расколотая чаша // Мой ребенок. - 2005.

6. Дементьева И., Зубарева Н. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях // Воспитание школьников. - 2003. - №10.

7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Кротова Т.В Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2009.

8. Остапец А.А., Абросимова Г.Н., Трубачева М.Е. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо -туристкой деятельности-М.:АРКТИ, 2004.

9.Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришина Д.В. Переходный возраст.-М.: 2007.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема неполных семей. Семьи с одним родителем и дети в таких семье. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях. Совершенствование процесса воспитания в неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье.

    реферат , добавлен 31.07.2010

    Определение неполной семьи, причины возникновения. Благоприятные и неблагоприятные условия развития личности младшего школьника в неполной семье (после развода). Проведение эксперимента по исследованию психологических особенностей детей из неполных семей.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Понятие неполной семьи. Классификация неполной семьи. Основные факторы, влияющие на возникновение неполных семей. Влияние неполной материнской семьи на психическое развитие ребенка. Трудности, переживаемые подростками в неполной материнской семье.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2014

    Характеристика воспитательного процесса в семье. Типы, стили и факторы воспитания и функции семей. Особенности и трудности воспитания детей в полной и неполной семье. Проблемы детско-родительских отношений и благополучие ребенка, рекомендации родителям.

    дипломная работа , добавлен 07.08.2010

    Определение, свойства и классификация психических состояний. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье. Особенности, различия в дошкольном возрасте. Социально-психологические аспекты влияния неполной семьи на детей.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Влияние семьи на воспитание ребенка. Трудности, испытываемые в неполной семье. Причины неуспеваемости школьников младших классов. Мотивация учебной деятельности. Анализ эмоционально-личностной сферы младших школьников, живущих в полных и неполных семьях.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2008

    Теоретическое и эмпирическое исследование психологических особенностей детей из неполных семей в современной психологии. Обзор проблем развития и социализации детей в контексте семейных отношений. Анализ детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2014

    Понятие защитных механизмов и их роль в развитии личности. Особенности формирования защитных механизмов личности в подростковом возрасте. Психологическая характеристика социальной среды неполной семьи. Специфика воспитания подростка в неполной семье.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2013

    Характеристика неполной семьи, влияние ее проблемного поля на личность ребенка. Основные причины конфликтных ситуаций между родителями и детьми в неполной семье, особенности их проявления. Главные направления социальной работы с неполными семьями.

Воспитание ребенка в неполной семье… Это словосочетание в современном обществе имеет негативную окраску, в нем как-бы изначально заложен смысл неполноценности, ограниченности. Априори считается, что воспитание ребенка без отца (или без матери) означает, что он недополучит что-то очень важное - ласку, материальное обеспечение или личный пример отсутствующего родителя.

Бытует мнение, что дети, воспитанные в неполной семье, вырастая, испытывают сложности в создании и сохранении уже своих семей, а также с трудом проходят процесс социализации в обществе. Однако только ли отсутствие второго родителя негативно сказывается на воспитании ребенка в неполной семье? Или же есть другие причины его жизненных неудач?
Ответить на этот вопрос помогает Юрия Бурлана.

Воспитание ребенка в неполной семье

- Что-то ты, дочка, поправляться начала…, - подозрительно спросила мама, взглянув на округлившуюся фигуру незамужней дочери. - Ты, случайно, не беременна?
Девушка вспыхнула, как маков цвет, потом побледнела, вскочила и убежала в другую комнату.

Мама растерялась - она никак не ожидала, что её фраза, сказанная полноватой дочке в шутку, окажет такое действие. Тревога ледяной колючей лапой сжала материнское сердце…
Через 4,5 месяца мама стала бабушкой, а её дочка - мамой-одиночкой. И перед ними в полный рост встала проблема - как воспитывать ребенка без отца, который пожелал остаться безликим прочерком в свидетельстве о рождении.

У матери-одиночки возникает огромное количество вопросов, касающихся воспитания детей. Как в таких условиях правильно воспитать ребенка? На что следует обратить внимание? Как возместить ребенку недостаток отсутствующего родителя?

Сразу оговорюсь - обеспечить ребенку счастливое детство и условия для полноценного развития можно, вне зависимости от того, воспитывается он в полной или же в неполной семье. Для этого нужно лишь учесть его врожденные свойства.

И разобраться в своих…

Воспитание ребенка без отца - почему «исчезает» мужчина

Теоретически, обстоятельства, вынудившие мужчину оставить женщину одну с ребенком, могут быть самыми разными. Но по большому счету наш жизненный сценарий напрямую зависит от нашего набора векторов, уровня их развития и реализации. Отношение к детям, к их воспитанию также зависит от векторального набора родителей.

Как правило, мужчины, не желающие связывать себя «лишними» обязательствами, неминуемо возникающими при рождении ребенка - это обладатели кожного вектора. К свойствам кожного вектора относятся стремление к новизне (в том числе и в плане сексуальных связей), желание сэкономить и получить выгоду. Кроме того, для людей с кожным вектором характерна гибкость мышления и умение быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

Мужчин с неразвитыми свойствами кожного вектора врожденное желание сэкономить подчас толкает на поступки, которые общественная мораль осуждает. Например, бросить забеременевшую женщину.

Они без особых проблем могут оставить своих детей на попечении женщины, полностью забывая о своих родительских обязательствах. Эти же мужчины «откупаются» алиментами, абсолютно не претендуя на участие в воспитательном процессе.

Воспитание ребенка в неполной семье - О чем должна знать мать-одиночка

Что же делать женщине, оставшейся с ребенком, и «брошенной» мужчиной? Как воспитать ребенка без отца и вырастить его счастливым? Очень важно создать оптимальные условия для развития именно тех свойств, которые заложены в ребенке от рождения. И здесь приходит на помощь Юрия Бурлана, позволяющая дифференцировать врожденные свойства человека.

Понимая, какие процессы протекают в бессознательном ребенка, маме, даже без поддержки мужчины, намного проще найти правильный подход к ребенку, помочь ему в полной мере раскрыть его потенциал.

Наша реакция на разворачивающиеся события зависит от наших психических свойств - от набора векторов, а также от степени их развитости. Мама с развитым кожным вектором , вынужденная воспитывать ребенка без отца, скорее всего, быстро приспособится к ситуации. Она, с большой долей вероятности, сможет вступить в новые отношения и найдет для своего ребенка отчима, готового обеспечивать семью и участвовать в процессе воспитания.

Совсем другая картина складывается, если в наборе векторов мамы присутствует анальный. Для людей с анальным вектором, семейные ценности приоритетны. Для них крайне важно, чтобы все, в том числе и семейная жизнь, складывалось в соответствии с принятыми нормами. В таких условиях нежелание мужчины участвовать в воспитательном процессе, его «бегство» из семьи воспринимается как предательство и порождает чувство сильнейшей обиды. Причем это негативное чувство нередко распространяется не только на конкретного мужчину, но и на весь сильный пол.

В этом случае возникает очевидная опасность для ребенка - мама может неосознанно проецировать на него свои обиды. Кроме того, обиженная анальная мама зачастую старается сформировать в сознании ребенка негативный образ «отца-предателя», не осознавая, что тем самым подрывает его ощущение психологической защищенности.

Для людей с анальным вектором характерна вязкость мышления, неумение быстро приспосабливаться. Для них очень важен первый опыт - если он негативен, в психическом анальника формируется «якорь», не дающий ему создавать новые отношения «с чистого листа».

В результате женщина, брошенная отцом своего ребенка, не может вступить в новые отношения. Проблема зачастую усугубляется сексуальными фрустрациями, анальный вектор наделяет женщину мощным либидо, а врожденная консервативность, не позволяет получить удовлетворение в случайных связях.

Куцее временное облегчение в этом случае дает садистирование и критиканство. И «под огнем» очень часто оказываются самые близкие люди, в том числе и ребенок.

Отсутствие сильного мужского плеча, на которое мы могли бы опираться при воспитании ребенка, делает нас еще более требовательными к самим себе и к своим детям - ведь нет худшего позора, чем брошенное соседкой «безотцовщиной растет, вот и хулиганит».

Воспитание ребенка без отца - Как не задушить его любовью

- Сынок, не бегай, упадешь!..
- Не смей залезать на горку – это опасно!..
- Нет, не ходи на улицу, там полно хулиганья – лучше сядь, почитай…
- В садик? Вы с ума сошли? Моего ребенка там будут бить и обижать! Только мать знает, что лучше для её ребенка!..


Под девизом «Мама лучше знает» зачастую проходит детство детей анально-зрительных мам - самых лучших, самых заботливых и внимательных. Однако в том случае, если «зрение» такой мамы недостаточно развито, либо не находит своей реализации, материнская забота и любовь может превратиться в удушающую гиперопеку.

Мы, анально-зрительные мамы, очень боимся, что нашего ненаглядного ребенка испортит «улица». Еще бы, ведь там гуляют сплошь хулиганы и бездельники, тогда как мы своего малыша воспитываем в лучших семейных традициях.

Вот и стараемся всеми силами оградить ребенка от тлетворного влияния «улицы». На кружки разные записываем, в спортивные секции водим. И дома глаз не спускаем - контролируем каждый шаг ребенка, каждое его слово.

Пусть лучше лишний раз книжку почитает, чем на улице с мальчишками будет хулиганить…

В результате ребенку негде получить навыки социализации. Ведь в любых детских играх заложен очень глубокий смысл - играя со сверстниками, общаясь с ними в неформальной обстановке, ребенок учиться находить свое место в обществе.

Тотальный контроль, полное лишение ребенка самостоятельности, повышенная тревожность за ребенка, не позволяют полноценно развиться его врожденным свойствам.

Этот перекос «выходит боком» во время пубертата, когда природа старается наверстать упущенное, а ребенок, не получивший навыков социализации, «срывается с катушек» и демонстрирует маме проблемы переходного возраста во всей красе.

Глубокое понимание особенностей своего психического позволяет скорректировать свое отношение к сложившейся ситуации, а также к воспитанию ребенка.

Воспитание ребенка при разводе

Сегодня все чаще достоянием общественности становятся скандалы, связанные с «дележкой» детей после развода. Если раньше предпочтение в подавляющем большинстве отдавалось матери, то сегодня мужчины нередко заявляют о своем родительском праве и пытаются убедить суд, что им можно доверить воспитание ребенка при разводе.

Судьям приходится принимать во внимание большое количество факторов, чтобы понять, с кем лучше оставить ребенка. Моральный облик родителей, их материальный достаток - учитывается все, кроме самого главного… Природой предназначено так, что за ребенком должна ухаживать мать. Именно поэтому природа наделила женщин (всех, за исключением кожно-зрительной) материнским инстинктом.

А вот отцовского инстинкта в природе не существует. Мужчина должен лишь помогать женщине, воспитывающей его ребенка, обеспечивать её материально. Это его своеобразная плата за продолжение себя во времени.

Впрочем, современное общество потребления дает женщине широкие возможности. Сегодня многие женщины вполне способны самостоятельно обеспечить не только себя, но и своих детей. Однако не стоит забывать, что наши дети живы «не хлебом единым». Материальный достаток важен, однако намного важнее, удалось ли родителям, несмотря на развод, создать условия для оптимального развития врожденных свойств ребенка.

Воспитание ребенка при разводе - о чем должен знать отец-одиночка

Несмотря на то, что традиционно дети при разводе остаются с матерью, мы знаем ситуации, при которых мать сама оставляет ребенка на воспитание отцу, отдавая предпочтение карьере, новым впечатлениям и новым отношениям.

Как правило, на подобный шаг решаются кожно-зрительные женщины, по природе своей не рожающие и не имеющие материнского инстинкта. А вот отцами-одиночками в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины с анальным вектором - именно они способны взять на себя обязанности матери и обеспечить полноценное воспитание ребенка в неполной семье.
Более того, именно эти мужчины при разводе стараются отстоять свое право участвовать в процессе воспитания ребенка.

Но в этой ситуации существует определенная опасность, избежать которой можно, осознав особенности своего психического. Дело в том, что для анального вектора характерно деление на «чистое и грязное». В представлении анального мужчины верная жена и заботливая мать – «чистая», в то время как женщина, оставившая семью – «грязная».

Это свое видение отец пытается внушить и ребенку, негативно отзываясь о его матери. Это наносит ребенку глубокую психологическую травму, лишает чувства защищенности, необходимого для его полноценного развития.

Другой ошибкой родителя, воспитывающего ребенка в неполной семье, является попытка заменить отсутствующего маму или папу. Такой подход ошибочен - ведь роли матери и отца в воспитании ребенка абсолютно разные. Поэтому родителю-одиночке, необходимо сосредоточиться на создании благоприятной психологической обстановки, в которой ребенок сможет пережить развод родителей с наименьшими потерями.

Воспитание ребенка в неполной семье с Юрия Бурлана

Что же дает системно-векторный психоанализ родителю, воспитывающему ребенка в одиночку? Во-первых, глубокое понимание своего ребенка, его врожденных свойств.

Проблема заключается в том, что мы оцениваем окружающих людей, в том числе и собственных детей, «через себя». Мы бессознательно пытаемся наделить их своими свойствами и пытаемся их развить, вне зависимости от того, присутствуют они у ребенка или нет.

Кожная мама, привыкшая все делать быстро, активная, умеющая быстро адаптироваться, хочет видеть все эти свойства и в ребенке. Но развить эти свойства можно только в одном случае - если у ребенка также есть кожный вектор. Однако векторальный набор родителей и детей совпадает не всегда - и эта «непохожесть» способна порождать массу проблем и недопонимание.

Например, для ребенка с анальным вектором характерна обстоятельность, ригидность мышления, усидчивость. Для кожной мамы все это кажется медлительностью, заторможенностью и даже упрямством, с которым нужно «обязательно бороться». И мама начинает подгонять ребенка, дергать, чем повергает его в состояние стресса.

В этом случае реакции ребенка окончательно замедляются, вплоть до полного ступора, и он вынужден начинать все сначала. Невозможность завершить начатое дело доставляет ему психологический дискомфорт, что, в конечном итоге, и становится причиной упрямства, а также проблем с пищеварением и даже детского садизма.

Не менее сложные проблемы возникают в том случае, если обстоятельный неспешный анальный отец воспитывает шустрого, подвижного кожного сына. Пытаясь привить ему усидчивость, умение все доводить до конца, отец с анальным вектором нередко допускает телесные наказания, рассуждая «Меня отец порол - я человеком вырос. Значит, и я своего сына пороть должен, чтобы он человеком вырос!».

К сожалению, подобный подход совершенно не учитывает разность психических свойств отца и сына. Между тем кожный мальчик, к которому применяют физические наказания, с большой долей вероятности рано или поздно начнет воровать, чем окончательно убедит отца в своей «врожденной испорченности генами непутевой матери».

Юрия Бурлана полностью раскрывает нам корни всех этих многочисленных проблем. Пройдя тренинг, вы научитесь видеть за внешними проявлениями первопричину тех или иных поступков себя и своих детей, а также понимать мотивы поведения каждого человека.

P.S. В одной статье невозможно осветить все возможные жизненные сценарии неполных семей. Однако Юрия Бурлана дает главное - с её помощью любой родитель, вне зависимости от состава семьи, может создать оптимальные условия для развития именно тех свойств ребенка, которыми он наделен с рождения.

Статья подготовлена по материалам тренингов по Юрия Бурлана

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка заСЧЕТ развития вербальных);

2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;

3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности - едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.


Похожая информация.


Не каждая полная семья может гарантировать хорошее воспитание. Дети, которые растут в полной семье наряду с детьми, прожившими свое детство только с матерью или бабушкой, развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на детей распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанной разницей является то, что на одной стороне более благоприятные условия для воспитания и формирования личности ребенка, чем на другой.

Жизнь ребенка с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Возможность дать своему ребенку необходимое нравственное, духовное и физическое воспитание имеет большинство одиноких матерей. К счастью, редки случаи, когда ребенок предоставлен самому себе, живя в атмосфере душевной бедности. Но если такое случается, то это является следствием серьезного нарушения психической деятельности родителя, который воспитывает ребенка.

В неполной семье возможно возникновения с самого начала следующей трудности. Рассмотрим вариант, когда с ребенком осталась мать. Не вызывает сомнений, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. Возможно ли, что одинокая мать в большей степени занята личными проблемами? Такая мама меньше занимается со своим ребенком, в некоторых случаях и вовсе перестает заботиться о нем. Также возможны и противоположные случаи. Некоторые матери, находясь в испуге от того, что они недостаточно заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за ребенка или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают своего ребенка впечатлениями, всячески стараясь ускорить его развитие. Следует помнить, что избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Также опасность кроется и в том, что процесс воспитания односторонний, отсутствует разнообразие, недостает обращения к индивидуальности ребенка.

Чаще всего неполная семья мало отличается от полной семьи, если это касается реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта. В ситуации, когда ребенок воспитывается только одним родителем, ему не угрожает лишение потребности совершать открытия, познавать окружающий мир, играть, познавать законы окружающей среды. Обычно первое социальное обучение происходит в самом узком семейном круге, соответственно при нормальных условиях мать может сама с этим справиться.

В неполной семье есть еще ряд проблем. Одна из них также связана с самим ребенком. Как показали психологические исследования, хорошо в эмоциональном плане развиваются в неполных семьях такие дети, матери которых готовы находчиво отвечать на расспросы детей, комментировать их поступки, проявлять интерес к открытиям своего ребенка.

Ограниченные возможности знакомства и общения с разными общественными ролями в неполной семье более касаются девочек, потому что мальчики, особенно в школьном возрасте, благодаря своим спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят нужное количество мужских примеров, соответственно отсутствие отца у них сглаживается в определенной мере, как считают некоторые психологи.

Следует отметить, что воспитание ребенка в условиях неполной семьи - это абсолютно обычное, нормальное воспитание. Особенностью такого воспитания является то, что оно осуществляется в более трудных условиях. Поэтому весьма разумно поступает родитель, который воспитывает ребенка один, когда осмысливает, понимает ситуацию, ища правильные пути для определения возможных препятствий, чтобы избегать опасности. Необходимо осознавать, что сам воспитывающий родитель является источником многих трудностей, соответственно он и должен их ликвидировать.

Добрые, честные, открытые многогранные отношения с людьми способны создать радостную и приятную атмосферу дома, способствуя лучшему развитию ребенка, помогая превращению неполной семьи в полную.

Психические заболевания, связанные с воспитанием в неполной семье.

В некоторых случаях непомерные нагрузки, при этом не только умственные, но и эмоциональные, не выдерживает детская психика, у ребенка возникают тики, неврозы, заикания, навязчивые страхи, нарушения сна. К неблагоприятным условиям, при которых это возникают, относятся хронические стрессы в семье. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Если у ребенка появился невроз, проявляющийся в навязчивых движениях и страхе, заикании и тиках, это обозначает, что ребенок не справляется с нагрузкой, ему не хватает родительской любви и понимания.

Если невротические явления не отражаются на личности ребенка, не влияют на его отношения со сверстниками и характер, то ситуация поправима. Но следует сказать, что дети с неустойчивой психикой довольно скоро быстро жизненную ориентацию, они как будто затормаживаются в развитии, а их поведение становится неконтролируемым. В этом случае можно предположить возможность серьезной психической патологии. Но такое состояние не всегда можно отличить от глубокого невроза. Это должен сделать специалист.

От чего ребенка должна уберегать мать? Если требования чрезмерные, не соответствуют возможностям ребенка, то они порождают страх перед занятиями, но самое главное, страх матери, которая поругает и накажет. Для ребенка материнский гнев является самым тяжелым испытанием, потому что делает его отверженным. А это является первым шагом к психическому заболеванию. Слишком хрупкая нервная система ребенка, особенно в период кризиса, может не выдержать такого воспитания. Поэтому нужно беречь ребенка, так как знания и умения нужны здоровому человеку. Родителям нужно помнить, что теперь только от них зависит здоровое развитие ребенка. (Ист. №2)

Негативные последствия воспитания детей в неполной семье.

В результате воспитания детей в условиях неполной семьи проблематичным становится обращение с проявлениями агрессивности. В случае, если ребенок боится своей собственной агрессии и ярости, то и во взрослом возрасте он будет бояться проявить гнев или раздражение по поводу несправедливости или пережитых неудач, то есть он так и не сможет активно защищать свои интересы.

Еще одним негативным последствием воспитания младшего школьника в неполной семье является формирования у ребенка чувства собственной неполноценности. Это чувство появляется тогда, когда ребенок считает себя брошенным, недостаточно любимым, потому что он был недостаточно важен, чтобы родители смогли принести ему в жертву свои личные разногласия. Вместе с ушедшим из дома родителем ребенок теряет важную часть своей личности.

Бывшие дети разводов в большинстве случаев имеют стремление к счастливому браку, давая себе общение не повторять ошибок своих родителей. Однако на пути к исполнению этих стремлений стоят большие помехи, и они часто терпят неудачи прежде всего потому, что им незнакома модель функционирующего партнерства

Ребенок, который воспитывался в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к жизни в семье. Вероятность распада брака у тех, кто вырос в неполных семьях, гораздо выше в сравнении с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на учебную успеваемость детей, их нравственный облик, активность, жизненную позицию в будущем, подготовку к семейной жизни.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее количество неполных семей имеют характеристики «зависящих от пособий» и «бедных». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что такие семьи в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Следует также сказать о том, что все неблагоприятные факторы, которые сказываются на родителях, такие как материальные проблемы, плохое жилье, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на ребенке.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что издержки воспитания в неполной семье являются, в первую очередь, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. (Ист. №12)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: