Разговаривать самому с собой причины. Чем опасен внутренний диалог и как говорить с самим собой

Одиночество, репетиция, неудовлетворенность, привычка с детства или психологические расстройства, воображаемые разговоры могут происходить по любой из этих причин. Давайте подробно обсудим значение этих разговоров.

Общество не считает воображаемые разговоры с самим собой, чем-то нормальным. Поскольку это не принимается обществом, люди как правило, чувствуют себя неловко из-за этой привычки. Однако, не каждый человек, который разговаривает сам с собой, страдает от расстройства. Говоря в целом, существует несколько ситуаций, в которых люди чувствуют необходимость обсудить несколько вопросов, только с самим собой.

В таких ситуациях, наверное, они чувствуют потребность собственного совета. Они могут поговорить сами с собой, чтобы избежать вмешательства других в свои личные дела. И тогда возникает вопрос: эти люди отличаются от других? Что может означать такое поведение? Они психически больные? В Воображаемые разговоры действительно могут оказаться полезными в поддержании своего психического здоровья. Давайте более подробно обсудим "разговоры с самим собой" - это привычка, необходимость или психическое расстройство.

Возможные причины разговоров с самим собой

Человек может иметь воображаемый разговор с четырьмя совершенно разными сущностями. Эти сущности могут включать в себя воображаемого друга, настоящего друга, Бога или себя сомого. Такие люди делятся своими чувствами, мыслями и переживаниями, говоря их вслух, когда находятся одни. Они также могут репетировать предстоящую ситуацию или мысленно попытаться изменить ситуацию произошедшую в прошлом, меняя то, что было сказано или сделано, в своей голове. Такие люди также склонны говорить вслух наедине. Некоторые заболевания, связанные с психическим здоровьем, могут также привести к воображаемой беседе. Ниже приведены причины и значимость воображаемых разговоров с самим собой.

❑ Ситуации – В такой ситуации может оказаться абсолютно любой человек если он нервничает или не уверен в предстоящей встрече. Это может включать в себя собеседование, разговор с какой-то знаменитостью/очень влиятельным человеком, подготовку к спору, дискуссии или обсуждению, романтическое предложение и т. д.

❑ Воображаемый разговор - учитывая ситуацию, человек будет репетировать, говорив с самим собой. Он будет говорить то, что он хочет сказать в предстоящей ситуации. Он также будет говорить (от имени собеседника), то что он хотел бы или ожидал услышать от своего собеседника. Однако, реальная ситуация, почти во всех случаях, никогда не окажется такой же, какой она была прокручена в голове.

❑ Значение. Этот разговор свидетельствует лишь о том, что человеку не хватает уверенности в себе. Он нервничает, и не уверен в предстоящей ситуации. Следовательно, он хочет заблаговременно подготовиться. Таким образом, этот воображаемый разговор не означает какого-либо психического расстройства. Это совершенно нормально немного нервничать в определенных ситуациях.



❑ Ситуация - почти каждый человек сталкивался с какой-то ситуацией в прошлом, которой он недоволен. Большинство людей соглашаются с тем фактом, что нельзя ничего сделать в настоящем, чтобы изменить прошлое. Однако, человек, который не принимает этот факт будет прокручивать эту ситуацию в уме.

❑ Воображаемый разговор - человек будет всегда думать о путях, которые могли бы улучшить ситуацию, которая может включать лучшее понимание, умные вещи, которые должны были быть сказаны, вещи, которые не стоило говорить, и другие вещи. Он прокручивает ситуацию, изменив фактические диалоги. В этом разговоре, он будет говорить измененные диалоги и отвечать на них, играя роль также и другого человека.

❑ Значение - недовольство. Если человек крайне недоволен прошлом, он пытается найти удовлетворение за счет изменения необратимых ситуаций, в его сознании. Однако, это временное удовлетворение в дальнейшем приводит к полному разочарованию, когда реальность его «бьет». Этот разговор не означает психического расстройства, это означает только недовольство и желание исправить ситуацию, которая не может быть изменена.



❑ Ситуация - очень много людей ищут само-мотивации перед любой конкурентной ситуацией. Это может быть экзамен, матч, интервью или презентация, они любят себя успокаивать тем, что они могут это сделать.

❑ Воображаемый разговор - в таких ситуациях, человек стремится сохранить свой дух. Например, перед экзаменом, вы можете услышать, как он говорит: "Давай ____ (как его там), ты пройдешь это испытание. Ты знаешь, что ты хорошо подготовлен, расслабься и запомни все, и так далее. Сказав это, человек будет чувствовать себя комфортнее, чтобы пройти предстоящий экзамен.

❑ Значение . Этот разговор означает необходимость само-мотивации. Некоторые люди имеют привычку мотивировать себя, так как они считают, что им нужна мотивация чтобы пройти предстоящую ситуацию с лучшими результатами. Разговор с самим собой для этой цели не является чем-то ненормальным, и в любом случае, не является расстройством или болезнью.

❑ Ситуации - эта ситуация включает в себя какие-то несбывшиеся мечты, или что человек хотел, но не получилось. Желаемое за действительное может также включать ситуации из прошлого, которые человек хочет изменить, или будущее где человек хочет встать на свое место.

❑ Воображаемый разговор - в таких ситуациях, вы можете услышать, как человек говорит о нереальных для себя вещах. Он может проигрывать различные сценарии, которые не происходили в прошлом, и не имеют никаких рамок в будущем. Он также может говорить или о воображаемом человеке, обрамляя характер человека, которого ему хотелось бы встретить в реальности.

❑ Значение. Этот разговор означает, что, либо человек не доволен реальностью и желает лучшего, или что он просто любит мечтать о нереальных вещах, хотя его реальность не так уж плоха. Такие разговоры могут вытекать также из мировых СМИ. Фильмы со счастливым концом, нереальный героизм и причудливые персонажи, также играют важную роль в формировании такого поведения. Однако, этот воображаемый разговор также означает, наивного, легко легко-внушаемого человека. Это не является частью психологического расстройства или заболевания.



❑ Ситуации - обычно люди имеют привычку делиться тем, что происходит в повседневной жизни с друзьями, братьями и сестрами, родителями или супругом. Однако, когда человек одинок и ему не с кем поговорить, он склонен говорить сам с собой. В большинстве случаев, они сами решают проблемы. Но они также чувствуют себя социально неадаптированными.

❑ Воображаемый разговор - разговор с самим собой в результате одиночества более реалистичен. Имея такие разговоры, человек стремится излить свои чувства в слова, может быть, вслух или, в голове. Он может также проигрывать действия, которые не принимаются обществом. Он будет обсуждать реальные ситуации и анализировать свои чувства. Однако, спасаясь от одиночества, человек также может выдавать желаемое за действительное и поговорить о том, какой должна была быть его жизнь.



❑ Ситуации - в случае паники и тревоги, люди в основном чувствуют негатив во всем. Они испытывают сильный страх и панику в любой ситуации, которая кажется опасной или неприятной для них. Индивид участвует в собственном разговоре в случае, если он испытывает приступ паники, потому что он так сосредоточен на своих проблемах, что становится оторванным от окружающих его людей (внешний мир).

❑ Воображаемый разговор - в этом случае человек имеет мнимый разговор с самим собой, чтобы улучшить его ситуацию. Так как его ум уже наполнен негативными мыслями, человек постарается вести убедительный разговор с самим собой. Разговор успокаивает его страх и понижает уровень тревожности и паники. Например, если у человека клаустрофобия, в закрытом месте, он, скорее всего, скажет себе, «это нормально. Это место не так перегружено. У вас еще есть достаточно кислорода, чтобы дышать. Нет, ты не задохнешься здесь".

❑ Значение. Имея такой разговор означает желание преодолеть страх. Человек пытается сделать себе более комфортно в дискомфортной ситуации. Поэтому, этот разговор доказывает, полезность для человека и помогает ему превзойти сложную ситуацию.



❑ Ситуации - в депрессии, человек чувствует себя потерянным, никому не нужным, отлученным от мира, его посещают мысли о суициде, и постепенно он сходит с ума. Он потерял интерес к жизни и ему хочется плакать без причины. Он может также проводить бессонные ночи и страдать от бессонницы. Депрессия обычно связана с тревожностью.

❑ Воображаемый разговор – так как депрессия заставляет человека чувствовать себя пустым и потерянным изнутри, человеку становится очень трудно взаимодействовать с людьми вокруг него. Поэтому говорить с его родителями и/или друзьями для него что-то невозможное. Человек может разговаривать сам с собой из-за чувства изоляции. Однако это очень тяжелый случай депрессии. Человек должен обратиться к психиатру, если он сталкивается с такими симптомами.

❑ Значение. Значением этого разговора является депрессия. От ощущения пустоты и изоляции человеку становится так плохо, что он начинает вымышленные разговоры с самим собой. Это может быть признаком психического расстройства. Консультация психиатра очень важна в этом случае.

Заболевания

❑ Шизофрения

Человека, страдающий шизофренией, как правило, видит галлюцинации. Он может иметь визуальные и звуковые галлюцинации, а также отвечать на них. Человек может только визуально представить себе какого-то другого человека (возможно родственника, друга или просто любого человека), в комнате. Тогда человек пытается завязать разговор с воображаемым собеседником. Зрителю, может показаться, что человек имеет воображаемый разговор с самим собой. В аудио случае, человек может чувствовать себя как будто кто-то разговаривает с ним. Он может говорить в ответ на то, что он слышит, даже если он находится в комнате один. Опять же, кто-то, наблюдая за этим человеком может думать, что он разговаривает сам с собой. Однако эти симптомы являются частью шизофрении. Человек, страдающий от болезни Альцгеймера, может столкнуться с аналогичной ситуацией.

❑ Синдром Дауна

У большинства лиц с синдромом Дауна наблюдаются разговоры сами с собой. Эти разговоры не связаны с галлюцинациями или бредом. Эти разговоры могут быть о себе, своих игрушках, или о каком-то третьем лице (мнимом или реальном). Они могут также соединиться с их игрушкой или каким-то предметом присутствующим в зале. Такое поведение считается нормальным. Однако, если тон человека внезапно меняется во время этого разговора с самим собой, это может быть признаком психологических проблем. Эти проблемы могут включать беспокойство, депрессию, физическое недомогание или боль.

Другие возможные причины

Существуют несколько других причин, почему люди могут иметь вымышленные разговоры с самим собой.

❑ Привычки детства - дети часто имеют привычку класть жизнь в каждую из своих игрушек. Потом они разговаривают со своими игрушками и заботятся о них (больше похоже на воспитание игрушки). Некоторые дети вырастая проходят эту стадию, а некоторые нет. Эти привычки меняются по мере взросления, но не погибают полностью. Такие дети имеют воображаемых друзей или выработали привычку говорить с собой.

❑ Естественные причины. Последнее, но не менее важное. Каждый человек ведет нескончаемый разговор с самим собой. Он постоянно анализирует, воспринимая и организуя ситуации через эти разговоры. Часто, думая, люди, как правило, разговаривают сами с собой. Кроме того, они могут даже не понимать, что у них есть эти разговоры.

Воображаемые разговоры, в основном, означают отношения, которые человек пытается создать с собой. Они также отображают уровень комфорта с самим собой. Ворошить прошлые проблемы и пытаться их исправить может означать осознание ошибок. Однако они также могут означать более серьезную проблему, которая нуждается в медицинской помощи.

«Куда же ты пропал?», «Не смей прятаться от меня, отзовись, ау!» - с подобными фразами люди часто пытаются отыскать какие-либо предметы и вещи личного пользования. Такие высказывания обращены в пустоту, а не к одушевленному предмету. Они помогают людям сконцентрировать внимание на проблемах, которые их мучают в конкретный момент.

Рис. Разговор с самим собой: сумасшествие или гениальность?

Многие любят поговорить сами с собой у себя дома, где их никто не может услышать. Но некоторые даже на прогулке умудряются вести беседу со своим внутренним «я». Со стороны это выглядит, мягко говоря, неадекватно. Ведь практически все душевнобольные имеют склонность к разговорам с сами собой.

Что думают по этому поводу психологи?

Специалисты уверяют, что разговор с самим собой является признаком гениальности. Все великие люди имели привычку рассуждать вслух, ругать себя и даже вести дискуссии. Они постоянно озвучивали свои внутренние монологи, высказывали сомнения по тому или иному поводу. Это помогало глубже проанализировать ситуацию и отыскать наиболее оптимальные пути к разрешению возникших проблем. В результате этого у них нередко рождались идеи, которые в будущем человечество признало гениальными.

В чем заключается польза разговора с собой?

1. Повышение эффективности мышления

Наукой доказано, что мысли, произносимые вслух, . Ученые провели эксперимент: людей, пришедших в супермаркет за покупками, раздели на две группы. Всем предложили составить списки приобретений. Люди из первой группы читали списки, постоянно проговаривая слова вслух. Вторая группа людей проговаривала слова из списка мысленно. Результат эксперимента превзошел все ожидания: у людей из первой группы, которые читали список вслух, наблюдался более эффективный мыслительный процесс, они быстрее нашли все, что искали. Вывод: людям легче вести поиски чего-либо, если они высказывают свои намерения вслух.

2. Структуризация мыслей

При разговоре с самим собой люди выступают в роли своих же наставников, советчиков, помощников. Голос, звучащий вслух, берет на себя ответственность заявить о переживаниях, сомнениях и желаниях, в том числе скрытых. Ведь всем известно, что лучшее решение любой проблемы начинается с ее осознания и произнесения вслух. После этого она уже не кажется человеку такой уж непреодолимой.

3. Помощь в обучении

Обратите внимание, как познают мир дети. Вначале они слушают родителей, затем - повторяют сказанное взрослыми и таким образом у них формируется собственное видение окружающей действительности. Например, мальчик, играющий самолетиком, бормочет себе под нос, что воздушное судно не сможет залететь в ангар, так как он слишком узкий. То есть мальчик проговаривает вслух свои умозаключения. Именно алгоритма действий в тех или иных ситуациях и помогает в будущем производить действия подсознательно. Поэтому всем людям необходимо периодически слышать вибрацию собственного голоса, чтобы знать, как его правильно использовать.

4. Помощь в достижении целей

Мыслительный процесс, который облекается в слова, произнесенные вслух, становится не только более эффективным, но и помогает . Чтобы добиться легкости преодоления трудностей и , составьте список своих целей. Периодически перечитывайте его вслух и обсуждайте с самим собой, . Увидите, что решение придет быстро, и Вы еще удивитесь, насколько очевидным оно было!

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман
социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия
специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван
киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина
переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира
редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин
психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю... И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: