Игры на тактильное восприятие. Картотека игр на сенсорное развитие

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ, ПО ПРОБЛЕМЕ: «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ».

Описание: Данный материал будет полезен как воспитателям дошкольных учреждений, так и родителям. Материал написан для детей 5-6 лет, с ограниченными возможностями здоровья.
Цель : познакомить родителей с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Доброе утро уважаемые родители. Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов:
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может ¬войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.
Б. Прейер

Сегодня мы с вами поговорим об одной из главных проблем развития детей. Особое значение в развитии детей имеет сенсорное воспитание. Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Источником знаний об окружающем мире являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности. Значительно совершенствуются у детей умения определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки времени. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
Зрительное,
слуховое,
осязательное (тактильное),
вкусовое,
обонятельное.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Определение:
Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика - функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:
Первый фактор - это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий - слепота, глухота и т.п.
Второй фактор - состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.
Третий фактор - это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны
Сенсорное воспитание детей, согласно определению в учебниках и пособиях, означает развитие восприятия различных явлений окружающего мира и ощущений, при этом возникающих, понимания их значения и свойств, формирование представлений о тех или иных предметах и их дифференцирование. Совершенствование сенсорных способностей напрямую связано с умственным и интеллектуальным уровнем ребенка. Поэтому сенсорное воспитание использует также как одну из методик для лечения проблемных детей с замедленным развитием любого возраста.
Сенсорная система каждого здорового, полноценно развитого человека состоит из пяти аспектов восприятия: осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса. Если говорить о сенсорном восприятии, то существуют общепринятые эталоны, которые должны быть усвоены с раннего возраста: геометрические формы, размеры, основные цвета спектра и т.д. именно на это и направлены упражнения по сенсорике для детей.
Благодаря сенсорной методике воспитания ребенок изучает такие понятия как:
форма и размер;
цвет и качество;
вкус и запах;
звук, музыка.
Что такое сенсорные эталоны?
Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача - предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» - именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».
«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Сенсорные эталоны:
- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.
- Эталоны формы - геометрические фигуры; величины - метрическая система мер.
- Слуховые эталоны - это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.
- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
- Запахи - на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.
Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.
Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи:
В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными). На первом году жизни – это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
В среднем дошкольном возрасте:
- формирование сенсорных эталонов;
- обучение детей способам обследование предметов;
- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;
- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).
Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувственным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Н.М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Как знакомить ребенка с признаками предметов?
Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):
1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).
2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).
3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).
Работа с сенсорным развитием детей – процесс длительный и весьма трудоемкий
Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

В развитии ребенка дошкольного возраста ведущая роль принадлежит взрослому.
Роль развития слухового внимания в подготовке к школе
Особое внимание следует уделить развитию слухового внимания. Этот фактор немаловажен для дошкольников, которым предстоит быть сосредоточенными на уроках в общеобразовательной школе.

Хороший фонематический слух немаловажен для обучения дошкольников письменности. Искажение одного-двух звуков слова может в значительной степени искажать смысл слова. А от будущего первоклассника требуется произносить слова так, чтобы учитель и одноклассники могли их понимать. Да и если ребенок не путает звуки, ему будет легче впоследствии ориентироваться в написании букв, которые обозначают эти звуки.

Система игр и упражнений для развития фонематического восприятия у дошкольников

I. Подготовительный этап работы
1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Описание игры: логопед показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Логопед за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: логопед просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Логопед предлагает детям
повторить песенки весны. Логопед отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
2. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра «Внимательные ушки»
Вариант 1 - Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса - коса
Вариант 2 - Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
«Угадай, чей голосок »
Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (самолёт, кошку, собаку). Ребёнок угадывает.
Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.
. Игры на развитие умения следить глазами.
Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация.
"Лабиринты"
Развитие ориентирования во времени
Важно развивать у малыша ориентировку во времени и научить его различать времена дня; давать представление о месяцах года. Знание эталонов времени помогают ребенку проложить четкую последовательность происходящих событий, причинно-следственной связи между ними. Это впоследствии поможет ему при восприятии временных отношений в текстах различной сложности, то есть будет способствовать развитию способностей языкового анализа. В свою очередь, эти знания очень нужны в процессе чтения и письма.
Игры на развитие пространственного восприятия:
Счетные палочки – игры со счетными палочками развивают
не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческие воображения. Представления о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания: (для детей 3–4 лет)
Выложить треугольник, квадрат, прямоугольник.
Назвать геометрические фигуры, сколько треугольников, сколько квадратов.
Построить фигуру по образцу.
Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике.
Прочное усвоение этих понятий готовит базу для успешных занятий математикой.
Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:
сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;
обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;
словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;
при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);
обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Игры на развитие тактильного восприятия:

1. Забавные шарики. В надувные шарики нужно насыпать разные наполнители – муку, гречку, горох, фасоль, сахар. С каждым видом наполнителя следует сделать по два шарика, перемешать их и сложить в миску. Ребенок должен наощупь отгадать содержимое и найти пару мешочку.
2. Назови букву. Усадите ребенка на стул или уложите на диван голой спинкой вверх и пальцем медленно прописывайте буквы алфавита. Дошкольник должен отгадать их. Аналогично можно играть с цифрами.
3. Совпадение. Лучше играть в группе. Каждому из участников предлагается мешочек с разными предметами. Сначала нужно с закрытыми глазами нащупать один из них, описать его и отгадать, что это – например, круглый теннисный мячик из войлока. Затем назвать и описать предметы похожих качеств и форм – например, яблоко тоже твердое и круглое, ковер такой же шероховатый и т.д.
Игры и упражнения на развитие обоняния и вкуса у детей
Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»
Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.
Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т.д.).
Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.
Игровое упражнение «Поможем обезьянке».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное - несъедобное.
Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.
«Что приготовил повар на обед?»
Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т.д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.
Игры для развития восприятия для дошкольников – это важная ступенька к приобретению необходимых в будущем умений и навыков. Такие занятия существенно облегчат первые школьные годы ребенка.

Резюме
Итак, сенсорное воспитание дошкольника – необходимое и важное мероприятие, если вас заботит будущее ребенка, его успеваемость в школе, полное и глубокое развитие потенциальных талантов и способностей, самореализация во взрослой жизни. Нельзя не отметить еще одну положительную сторону таких занятий: ребенок контактирует с родителями, что способствует более теплым, доверительным отношениям в семье, с ровесниками – это формирует навыки поведения в обществе, в разных ситуациях, в том числе и в конфликтных. Наконец, это тренировка дисциплины, внимательности и усидчивости.
Вся работа проходила чрезвычайно интересно, как для меня, так и для моих воспитанников. Перечисленные ранее методы, приёмы и формы работы учили детей сравнивать окружающие предметы и игрушки, обобщать их по сходным признакам, устанавливать простейшие связи между ними.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть некоторые отрывки занятий, как же я знакомлю ваших детей с некоторыми сенсорными представлениями.


mbdou -ds 45.ru

Оформила Милецкая Оксана Николаевна

Тема

Название игры

Части тела

Какие это волосы?

Дом, семья

Найди такой же домик

Игрушки

Помоги мишке найти мячик

Фрукты

Готовим салат вместе с мамой

Осень

Сухой - мокрый

Одежда

Разложи по порядку

Дикие животные

Кто в домике живет?

Праздник елки

Ощупывание елочных игрушек

Зима

Катаемся на коньках и лыжах

Зимняя одежда

Подбери к штанишкам кофточку

Зимние забавы

Чудесный мешочек

Домашние животные

Ходим в гости

Наша мама

Ощупай и расскажи

Транспорт

Кораблик плывет, а машина едет

Весна

Горячая - холодная

Обувь

Разложи обувь парами

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Какое дерево потеряло листочек?


«Какие это волосы?»
Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку. Ввести в активный словарь ребенка слова: «волосы», «голова», «жесткие», «мягкие».
Оснащение: две таблички (одна - с приклеенной к ней жесткой щетинкой, другая - с мягкими нитками), две одинаковые куклы с волосами из того же материала, что на тактильных табличках (мягкими, жесткими).
Ход игры . Предложите ребенку двумя руками ощупать табличку, проведите по ней сверху вниз ладошкой ребенка, приговаривая при этом: Мягкая, мягкая». После обследования таблички спросите ребенка (если он умеет говорить): «Какая табличка на ощупь?» (Мягкая.)
Затем предложите ощупать вторую табличку - жесткую. Проведите по ней сверху вниз сначала ладошкой правой руки ребенка, затем - левой: «Какая табличка?» (Жесткая.)
После того как ребенок усвоит два качества (жесткая, мягкая), предложите ему найти ту или иную табличку с закрытыми глазами (глаза можно завязать платком).
Когда ребенок научится находить тактильные таблички, предложите ему две одинаковые куклы с разными волосами (у одной куклы волосы жесткие, а у второй - мягкие). Попросите ребенка ощупать волосы первой куклы и назвать их качество (мягкие). Если ребенок еще не говорит, скажите: «Мягкие волосы». Если ребенок умеет говорить, спросите его: «Какие волосы у куклы?» Когда он ответит, предложите ему найти такую же (мягкую) табличку. Так же проводят обследование второй куклы с жесткими волосами.
Усложнение задания. Дайте ребенку ощупать жесткую табличку; предложите ощупать две таблички (мягкую и жесткую); найти такую же табличку, как ощупывали вначале (жесткую); обобщить: обе таблички одинаковые - жесткие.


«Найди такой же домик»
Цель : учить ребенка распознавать качества предметов: гладкий - шероховатый. Расширить словарь ребенка (пассивный, активный) за счет слов: «дом», «гладкий», «жесткий».
Оснащение: два игрушечных поросенка, два медвежонка, четыре дома: два гладких, два шершавых.
Ход игры. Расскажите ребенку, что поросята решили построить дома.
« Один решил построить дом из кирпичей - вот такой» (покажите дом с шершавой фактурой). Обследуйте дом - трижды проведите рукой ребенка сверху, каждый раз приговаривая: «Шершавьте стены, шершавьте стены». Обследование проведите правой, затем левой рукой.
Второй поросенок решил построить дом из стекла. « Дом получился гладкий - вот такой». Обследуйте его аналогично шершавому дому, приговаривая: «Гладкие стены, гладкие стены».
Прибежал медвежонок и попросил поросенка найти для него такой же домик с шершавыми стенками». Завяжите ребенку глаза и предложите найти‚ домик с шершавыми стенами (для ощупывания предложите два дома - с шершавыми и гладкими стенами). Так же найдите домик с гладкими стенами для второго медвежонка. Если ребенок уже говорит, попросите его называть качество: «гладкий», «шершавый».

«Помоги мне найти мячик»

Цель: учить ребенка распознавать и выбирать «такой же» по величине предмет (большой, маленький).

Оснащение: игрушечный медвежонок, четыре мяча (два маленьких, два больших).
Ход игры. Покажите медвежонка, появляющегося из-за ширмы. Медвежонок плачет. Прочтите стихотворение: Мишка по лесу гулял, Мячик мишка потерял. Успокойся и не плачь, Мы найдем такой же мяч.
«Медвежонок, расскажи, какой же мячик ты потерял?» Медвежонок показывает маленький мячик и говорит: «Мой мячик был вот такой, маленький, как этот мячик бельчонка». Скажите, что у вас есть мешок, а в нем много игрушек, которые растеряли малыши. Попросите ребенка помочь вам найти маленький мячик для медвежонка. Сначала предложите обследовать маленький мячик бельчонка. Ребенок катает его между ладонями, приговаривая: «Маленький мячик, маленький мячик».
Затем попросите ребенка покатать в ладошках большой мячик. Когда малыш убедится, что мячик не помещается в ладошках, предложите вместе с вами покатать его по полу, приговаривая: «Большой мячик, большой мячик». После того как будут обследованы качества мячей (большой, маленький), попросите ребенка найти в мешке один из них (укажите, какой именно). Если ребенок затрудняется это сделать, напомните ему, что маленький мячик можно покатать в ладошках, а большой - нельзя. Когда ребенок найдет маленький мячик, предложите ему поиграть с медвежонком: скатывать мяч по желобку, прокатывать в ворота, дать его в лапу медвежонку и т. д. Так же можно поискать большой мяч, а потом поиграть с ним: катать по полу, бросать друг другу и т. д.


«Готовим салат вместе с мамой»

Цель: развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец); обогащение активного и пассивного словаря ребенка: «огурец», «помидор», «салат», «шершавый», «гладкий», «режем», «готовим». Оснащение: овощи (помидор, огурец), коробка с отверстиями с боков для правой и левой руки.

Ход игры . Расскажите, что собираетесь делать салат. Для этого вам нужны помидор и огурец. «У меня есть помидор, но для салата этого мало, нужен еще один помидор. В коробке, наверное, есть еще один помидор, но коробка закрыта. Посмотри: в ней есть небольшое отверстие, через него можно достать помидор. Чтобы не ошибиться, давай потрогаем этот помидор - он такой гладкий?». Погладьте помидор предложите ребенку сделать то же. Затем попросите его найти в коробке «такой же гладкий» помидор. После того как это будет сделано, положите помидор на стол и снова обследуйте его, повторяя: «Он гладкий». Так же обследуйте вместе с ребенком огурец (шершавый) и попросите найти его в коробке. Если ребенку трудно выполнить задание, предложите ему еще раз ощупать овощи, определить их качества. В конце игры попросите ребенка сложить овощи в корзинку и отнести на кухню для приготовления салата.
Усложнение задания. Нацелено на обучение ребенка выполнять задания по инструкции («Найди и разложи овощи в таком порядке: шершавый огурец, гладкий помидор» и т. д.). Можно предложить для игры:
- натуральные овощи;
- муляжи, игрушки;
- картинки с изображением овощей.

«Сухой - мокрый»
Цель : активизация ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое.
Оснащение : кукла, два одинаковых тазика (пустой и наполненный водой). Ход игры. Появляется кукла, сообщает, что осенью часто идет дождь, на улице сегодня мокро, и предлагает послушать стихотворение:
Дождик, дождик,
Кап да кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки.
Скажите: «Кукла надевает сапожки и идет гулять. Наша куколка придет домой, и ножки у нее будут мокрые, вот такие».
Поставьте перед ребенком два тазика - пустой и наполненный водой. Опустите его правую руку в тазик с водой, выньте и скажите: «Рука мокрая». Проделайте то же самое с левой рукой. Обобщите: «Обе ручки мокрые, такие же, как сапожки куклы Маши после дождя». Затем попросите ребенка опустить правую руку в сухой тазик. Когда он вынет руку, скажите: «Сухая ручка». То же самое - с левой рукой. Обобщите, скажите: «Если ходить по лужам сапожки будут мокрые, если ходить по сухой дорожке - сапожки будут сухие».

Усложнение задания. Дайте ребенку различные предметы и предложите ему опускать их по очереди в тазик с водой и в пустой тазик, называя свойство предмета: «Мокрая бумажка - сухая бумажка», «Мокрая тряпочка - сухая тряпочка» и т. д.

«Разложи по порядку»

Цель : активизация ощущений, развитие умения различать фактуру предметов; активизация словаря: «шуба», «куртка», «плащ», «пушистый», «гладкий», «шершавый».

Оснащение : три тактильные таблички (с меховой, атласной и вельветовой поверхностью); кукольная одежда (меховая шубка, курточка из атласной ткани, Вельветовые брючки - шершавые); игрушечная мебель («шкафчик» для одежды - коробка с двумя прорезями для рук с правой и левой стороны).

Ход игры. Покажите ребенку куклу и сообщите, что кукла Маша любит гулять. У нее много одежды. Вся одежда лежит в шкафу. Кукла просит помочь ей собраться на прогулку. Она говорит, что вся одежда для прогулки лежит в шкафу и просит сначала достать ей брюки, вот такие (дайте ребенку пощупать вельветовую табличку. Он ощупывает ее сначала правой, затем левой рукой). Обобщите: «штанишки шершавые, вельветовые». Попросите ребенка найти брючки в шкафу. Ребенок просовывает обе руки в «шкаф» и ищет такие же шершавые брючки. Так же поступите с остальной одеждой (шуба - мягкая, куртка - гладкая).
Когда вся одежда будет лежать на столе перед ребенком, попросите его одеть куклу, называя качество и вид той одежды, которую ребенок должен сейчас на нее надеть: «Надень мягкую шубку. Надень гладкую куртку. Надень шершавые брючки».
Усложнение задания. Попросите ребенка разложить по порядку на столе глад кие пушистые, шершавьте предметы (таблички, кружочки, одежду). Чередование предметов одежды может быть любым, а их количество в три года может доходить до шести.

«Кто в домике живет?»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь; активизация словаря: «медведь - медвежонок», «белка - бельчонок», «лиса - лисенок», «большой - маленький», «берлога», «дупло», «нора».
Оснащение: игрушки разной величины, но одной фактуры, при усложнении - плоскостные игрушки, разные по величине (мама и ребенок) «дупло», «берлога», «нора».
Ход игры . Покажите ребенку «дупло», «берлогу», «нору». Скажите: «Посмотри, дети расстроились, что их мама потерялась. Давай пойдем искать их мам». Пусть ребенок подберет маму для детеныша и назовет ее. Если он еще не умеет говорить, назовите маму и детеныша сами: «Большая медведица и маленький медвежонок», «Большая мама-лиса и маленький лисенок», «Мама-белка и маленький бельчонок».
Скажите: «Возьми маму-медведицу в ладошку - она такая большая, не помещается в ней. А теперь возьми медвежонка - он маленький и весь поместился на твоей ладошке». Так же изучите всех мам и малышей, давая понять, что детеныши маленькие, а мамы - большие.
Попросите поместить зверей каждого в свой домик - положить на нужную картинку. Положив в коробку медвежонка и маму-медведицу, попросите ребенка достать маленького медвежонка и назвать игрушку.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения пар животных(для трехлетнего ребенка - четыре пары). Затем игрушку сменяет ее плоскостное изображение (картинка, вырезанная по контуру).


«Ощупывание елочных игрушек»
Цель : развитие у ребенка умения различать на ощупь продолговатые игрушки (сосульку, шишку) и круглые (елочные шары).
При усложнении задания (в три года) знакомство ребенка с двумя признаками: величиной (большой, маленький) и формой (круглый, продолговатый - шишка, сосулька). Активизация словаря: елочные игрушки» (введение в пассивный и активный словарь обобщающего слова), «шар - шарик», «шишка - шишечка», «сосулька - сосулечка», «висит», «елка».
Оснащение: «чудесный мешочек», набор елочных игрушек, игрушечная елка, плоскостные елочные игрушки, елка из плотного картона, бельевые прищепки.
Ход игры. Скажите ребенку, что ночью приходил дед Мороз и оставил такой чудесный, красивый мешок. «Интересно, что же в нем лежит?» Выньте парами елочные игрушки и назовите их: «Шар - шарик, шишка - шишечка, сосулька - сосулечка». Предложите ребенку ощупать маленький шарик, покатать его между ладонями, затем ощупать и покатать по столу большой шар. Шишку (сосульку) вложите в ладошку малыша: спряталась она в ней или торчит? Если спряталась, то это маленькая шишечка, а если нет - большая шишка. После обследования предложите ребенку на ощупь найти ту или иную елочную игрушку (маленький елочный шарик, большую шишку и т. д.).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества пар елочных игрушек (от одной до трех пар в три года); для ощупывания предлагаются плоскостные игрушки (вырезанные из картона по контуру).


«Катаемся на коньках и лыжах»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения определять шершавые и гладкие поверхности без зрительного контроля; активизация словаря: «дорожка», «лыжня», «коньки», « лыжи», «шершавая», «гладкая», «катаются», «дети».
Оснащение : сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа с наклеенным на нее овалом из гладкой фольги («каток») и двумя узкими полосками белой бархатной бумаги («лыжня»); вырезанные по контуру изображения лыж и коньков.
Ход игры. Обращаясь к малышу, скажите: «Посмотри, какая красивая картинка. Что это так сверкает? давай пощупаем - это лед. Он гладкий, вот такой». Попросите ребенка четыре раза сверху вниз провести по «катку» всей ладошкой правой руки, затем проделать то же самое левой рукой. Обобщите «Лед на катке гладкий. Дети будут кататься на коньках. Посмотри, вот какие коньки». Дайте ребенку рассмотреть вырезанные из картона коньки, назовите все их части. «Посмотри, что у меня есть, - лыжи. Они длинные. Где же можно кататься на лыжах? Посмотри, вот лыжня (покажите « лыжню » на картинке). Лыжню проложили по снегу. Снег - холодный, колючий . Вот такой». Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним) по «лыжне», проговаривая: «Снег на лыжне колючий, лыжня шершавая». «Петя взял лыжи и решил на них покататься. Найди лыжню, по которой будет кататься Петя». Завяжите ребенку глаза и попросите на ощупь найти шершавую лыжню. Когда ребенок выполнит задание, попросите его назвать то, что он нашел (шершавая лыжня). Теперь попросите его найти гладкий каток.
Усложнение задания . Попросите ребенка найти узкую и широкую лыжни, затем большой и маленький катки. Сначала проведите игру со зрительным контролем, при усложнении завяжите ребенку глаза.


«Подбери к штанишкам кофточку»
Цель: развитие умения подбирать на ощупь подобный предмет (другой формы, но такой же фактуры); активизация словаря: «кофта», «штаны», «костюм», «вязаный», «шитый».
Оснащение : кукольная одежда - вязаные штаны и кофта, суконные штаны и кофта; «шкаф» (коробка с прорезанными с боков отверстиями для рук).
Ход игры. Покажите ребенку двух кукол и скажите, что они собрались на прогулку, но оделись не по погоде. «На улице холодно, мороз, а кукла Маша собралась гулять в колготках. У нее могут замерзнуть ножки. Надо ей надеть что-то потеплее. У нее есть два костюма: вязаный, вот такой (дайте ребенку ощупать кофточку и штанишки), и суконный, вот такой (дайте ощупать штанишки и кофточку). Маша, наша Маша-растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этих штанишек кофточку. Помоги ей найти такую же кофточку - она ее
положила в шкаф». Когда ребенок найдет пару, попросите его назвать найденный предмет и его качество (вязаные штаны, вязаная кофта).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества костюмов (до четырех для трехлетнего ребенка), изменения фактуры ткани.


«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильных ощущений, умения соотносить предмет и слово, обозначающее его качество (гладкий, шершавый). Введение в активную речь предлога («по»; активизация словаря: «дорожка», «идет», «шершавая», «гладите: «кошка», «коза», «собака», «лошадка»).
Оснащение : две дорожки: гладкая из атласной ленты и шершавая из бархатной бумаги (цвет «дорожек» в начале игры должен быть одинаковым), два квадрата с такими же поверхностями; игрушки: кошка, собака, коза, корова, лошадь; картинки с изображением этих же животных.
Ход игры . Прочтите двустишие: Пальчики с домашними животными дружили, пальчики к животным в гости все ходили, - и выставите перед ребенком «дорожки»: гладкую и шершавую. Проведите двумя пальчиками ребенка (указательным и средним одновременно) по гладкой «дорожке», говоря: «Гладкая дорожка» (проведите трижды пальцами правой и трижды - пальцами левой руки). То же проделайте с шершавой «дорожкой». Покажите кошку, поднесите ее к своему уху и послушайте, что она «говорит». Скажите ребенку, что кошка хочет пойти в гости к козе, но не знает, по какой дорожке ей идти. Выставите в конце гладкой «дорожки» козу. Попросите ребенка провести пальчиками по «дорожке» и рассказать, по какой дорожке» (по гладкой) шли его пальчики. Так проведите по «дорожке» всех животных (они ходят друг к другу в гости), меняя комбинации «хозяев - гостей». При этом нужно оговаривать качество той «дорожки», по которой ребенок вел в гости животное.
Если ребенок не говорит и не может назвать качество «дорожки», нужно положить перед ним два квадратика - шершавый и гладкий (такие же, как «дорожки») и попросить ребенка показать на квадратике, по какой «дорожке» он вел в гости свое животное.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества «дорожек» (мягкой, колючей); можно предложить ребенку проводить по «дорожке» всеми пальчиками по очереди: указательным, средним, безымянным и т. д.; можно попросить малыша провести животное к той еде, которую оно любит, провести животное в его дом.

«Ходим в гости»
Цель : развитие умения различать на ощупь фактуру предметов (узнавать шершавую и гладкую «дорожки»); развитие умения ощупывать «дорожку» двумя пальцами ведущей руки; активизация словаря: «заяц», «лиса», «пруд», «еда», «шершавая», «гладкая», «холодная», «сочная», «хитрая», «ловкая».
Оснащение: лист картона, на который справа наклеена картинка с изображением зайца, под зайцем - картинка с изображением лисьи; слева от зайца наклеена полоска шершавой белой бумаги («снежная дорожка), в конце которой нарисована морковка; слева от лисы наклеена полоска гладкой белой бумаги («ледяная дорожка»), в конце которой нарисована рыбка.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона и попросите назвать все, что на нем изображено. Если ребенок затрудняется сделать это самостоятельно, помогите ему, назовите сами те предметы, которые он не смог назвать. Прочитайте стихотворение:
Раз холодною зимой
Пошли звери за едой.
Прыгал зайка ловко
За сочною морковкой.

По шершавой по дорожке
Прыгал он, морозил ножки.
А лисичка, хвостик рыжий,
К речке, хитрая, спешит,
По льду хвост ее скользит.
«Рыбка плавает в пруду,
Съем ее, домой пойду».
Предложите ребенку провести по «дорожке» лисы одновременно указательным и средним пальцами. Спросите: «Какая дорожка на ощупь?» (Гладкая.) Если ребенок затрудняется назвать качество дорожки, назовите его сами и пот просите ребенка повторить. Спросите ребенка: «Что нашла лиса в конце дорожки?» (Рыбку.) Предложите ребенку так же обследовать «дорожку» зайца («дорожка» гладкая, в конце «дорожки» морковка).
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения количества животных и «дорожек», по которым она будут идти, разыскивая еду.

«Ощупай и расскажи»
Цель : развитие умения узнавать на ощупь жесткую и мягкую фактуру; развитие чувствительности кончиков пальцев ребенка; активизация словаря: «рама», портрет», «мягкие», «жесткие», «прямые», «кудрявые».
Оснащение: нарисованные на листе картона два портрета мам с приклеенными волосами: у одной волосы жесткие, кудрявые, у второй - прямые, мягкие.
Ход игры . Положите перед ребенком лист картона с портретами мам. Прочтите стихотворение:
У меня в раме
Портрет моей мамы и мамы Ванн.
Мамочка моя рыжая, кудрявая,
Иногда упрямая.
Ванина мама - с прямыми волосами,
Полюбуйтесь сами.
У моей мамы кудряшки,
Жесткие, как шерсть барашка,
А у Ваниной -
Волосы мягкие, словно шелк.
Предложите ребенку ощупать на картинке волосы первой мамы, назвать их качество (жесткие). Потом предложите ему ощупать волосы второй мамы (Ваниной). Спросите: «Какие волосы у Ваниной мамы?» (Мягкие.)
Завяжите ребенку глаза платком, предложите ему ощупать волосы мам на картинке и сказать, кому они принадлежат, какие они на ощупь.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа персонажей (прибавления бабушки, сестры, брата) с волосами разного качества.


«Кораблик плывет, а машина едет»

Цель : развитие умения узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности; выработка умения ощупывать предмет одновременно двумя пальцами (указательным и средним) правой и левой руки; активизация словаря: «корабль», «грузовая машина», «море», «волны», «урчит», «поднимается», «спускается».
Оснащение : лист картона, на который наклеена грузовая машина (справа). От нее влево идет прямая полоска бархатной бумаги, изображающая дорогу. Оканчивается «дорога» домом. Под грузовой машиной наклеен корабль. От него влево идет полоска извилистой гладкой бумаги («морские волны»), которая заканчивается морским вокзалом.
Ход игры. Попросите ребенка выбрать одну из «дорог» и провести по ней указательным и средним пальцами одновременно. Спросите, куда, на чем, по какой «дороге» он ехал (или плыл). Пока ребенок ведет пальцами по «дорожке», прочтите ему стихотворение. Если ребенок проводит пальцами по морской «дорожке», прочтите I часть рифмовки, если по автомобильной - II часть.

I . Среди бури, среди волн
Наш кораблик плавает.
На волну он поднимается,
А потом с волны спускается.

II . А вдоль моря по дороге
Едет быстро грузовик.
У него мотор урчит.
Он домой спешит, спешит.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления рельсов со шпалами, по которым поедет поезд с вагонами (наклейте их на тот же лист картона).


«Горячая - холодная»
Цель: развитие тактильных ощущений ребенка; знакомство со свойствами воды (горячая, холодная); активизация словаря: «вода», «горячая», «холодная».

Оснащение: два тазика (один с холодной (талой), второй с горячей водой; температура воды должна быть комфортной для ребенка - не очень холодной и не очень горячей), полотенце для рук. Ход игры. Поставьте перед ребенком на детский стол два тазика с водой. Прочтите четверостишие:
Вот и к нам весна пришла,
Солнце людям принесла.
Солнце яркое светило
И снежок весь растопило.
Опустите обе руки ребенка в тазик с талой холодной водой. Спросите: «Какая вода в этом тазике, холодная или горячая?» Если ребенок затрудняется ответить на ваш вопрос, то ответьте на него сами: «Вода в тазике холодная». Так же обследуйте горячую воду во втором тазике.
После того как ребенок научится называть качество воды (холодная или горячая), предложите ему с завязанными глазами определить, какая вода налита в тот тазик, в который вы опустите его руки.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления тазика с теплой водой.

«Разложи обувь парами»
Цель: совершенствование чувствительности кончиков пальцев ребенка; развитие умения определять на ощупь предметы с различной поверхностью и называть ее качество (жесткая, мягк ая); активизация словаря: «туфли», «меховые тапки», «мягкие», «жесткие».
Оснащение: вырезанные по контуру туфли (сверху наклеена гладкая бумага), вырезанные по контуру тапки (сверху наклеен мех); коробка с отверстиями для правой и левой руки; два круга, оклеенные тем же материалом, что контурная обувь.
Ход игры . Покажите ребенку куклу Машу, обутую в один тапок. Обратите внимание на ее обувь и предложите ребенку найти для куклы второй тапок в коробке. Предупредите его, что в коробке есть еще другая обувь, но достать нужно такой же тапок, как у куклы. Коробка не открывается, и тапок придется искать на ощупь. Скажите: «Давай ощупаем как следует тапок, который надет на Машину ногу. Снимите с куклы тапок и вместе с ребенком проведите по нему несколько раз рукой: «Тапок мягкий. Попросите ребенка повторить, какой это тапок, и найти в коробке такой же. После того как он выполнит задание, поставьте перед ним оба тапка. Проведите по одному из них ладошкой ребенка и скажите: «Мягкий тапок». Сделайте же со вторым тапкам и скажите: «Этот тапок такой же мягкий. Оба тапка мягкие». Так же провести игру с туфлями куклы.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения числа пар обуви до четырех. Познакомьте ребенка с различными тканями (вельветом, бархатом, кожей), в которых шьют обувь.

«Маша пьет чай»
Цель: развитие чувствительности пальцев; ознакомление ребенка со способами обследования предметов разной формы (квадратной, круглой); активизация словаря: «рафинад», «конфета», « чашка», «блюдце», «квадратный», «круглый».
Оснащение : «чудесный мешочек»; три кусочка рафинада, три круглые карамельки без фантика; игрушечные блюдце и чашка.
Ход игры. Покажите ребенку куклу Машу. Скажите: «Кукла хочет пить. Она просит налить ей чай. Маша попробовала чай и сказала, что он невкусный потому, что несладкий». Покажите ребенку кусочек рафинада и конфету. Предложите ему взять кусочек рафинада и скажите: «Это сахар, он вот такой - квадратный, как кубик». Дайте ребенку подержать сахар в руках и спросите: «Какой кусочек сахара рафинада?»
Так же обследуйте круглую карамельку. Теперь предложите ребенку на ощупь найти кусочек сахара или конфету.
Усложнение задания. Возможно за счет добавления конфет разной формы.


«Какое дерево потеряло листочек? »
Цель: дальнейшее формирование навыка обследования поверхностей и определения их качества; развитие тактильного восприятия ребенка; активизация словаря: «лист», «иголка», «береза», «сосна», «мягкий», «липкий», «колючий».
Оснащение : два листа бумаги, на одном из которых нарисована береза, на другом - сосна (или елка); блюдце с четырьмя листочками березы и четырьмя сосновыми (или еловыми) иголками; коробка с прорезями для рук или мешочек.
Ход игры. Покажите ребенку первую картинку. Скажите, что на ней нарисована береза. Рассмотрите вместе с ребенком дерево, называя его части: ствол, ветки, листья. Возьмите с блюдца листочек березы, ощупайте его и скажите: «Листочек мягкий, клейкий». Предложите ребенку ощупать листочек и рассказать, какой он. Так же обследуйте сосновую иголку: она колючая и жесткая. Предложите ребенку поиграть. Спрячьте листочки и иголки в коробку, попросите ребенка засунуть в нее обе руки, взять листочек и, не вынимая рук из коробки, назвать то, что он взял, затем вынуть листочек и положить на то дерево на картинке, с которого он упал. Потом попросите сделать то же с иголкой.
Усложнение задания . Покажите ребенку рисунок, на котором иголки и листочки расположены в определенной последовательности. Попросите его найти такие же иголки и листочки в коробке и разложить рядом с рисунком в той же последовательности.

Сенсорное развитие детей.

Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир:

Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.
Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.
Дополнительные развивающие игры:
"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару"
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?"
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.
"Отгадай цифру" (букву)
На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.
"Что это?"
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку"
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
"Золушка"
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри"
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?


Родителям и воспитателям важно обращать внимание детей не только на цвет, но и на форму предметов. Различение формы предмета и качеств его величины — это важный фактор развития пространственного мышления. При этом важно не только объяснить ребенку, чем различаются между собой основные геометрические фигуры (а потом и геометрические тела), но и научить его видеть геометрию в самых обычных предметах. Например, можно спрашивать ребенка, на какую геометрическую фигуру похож тот или иной предмет, из каких геометрических фигур состоит предмет и т. д. Очень важно, чтобы, помимо форм, ребенок осознал еще и качества величины — длину, ширину, высоту — и научился их измерять. Немаловажно и осознание ребенком того, что такое расстояние. Все это можно осознать и постичь с помощью разнообразных игр. Наверное, самой простой и известной игрушкой, помогающей наглядно продемонстрировать различие между размерами предметов, является классическая русская Матрешка: именно эта игрушка дает правильное представление о соотношении между разными величинами однородных предметов. Развитию восприятия форм предметов способствует и игра, придуманная в свое время известным педагогом Марией Монтессори: карточки с прорезями разных форм и соответствующие этим прорезям геометрические фигуры (смотрите описание игры «Карточки-загадки»). И если впоследствии вам доведется порадоваться успехам сына или дочки в области точных наук, задумайтесь, уж не «волшебные» ли карточки сыграли в этом в свое время главную роль?

В этом материале вашему вниманию предлагаются основные игры на восприятие форм, качеств величины и определение расстояния между предметами.

Волшебный мешочек

Возраст : 4 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы по форме и размерам.

Необходимое оборудование: мешочек, сшитый из плотной ткани, размером приблизительно 20 х 35 см, 8—10 разных предметов небольших размеров (пластмассовые буквы или цифры, чайная ложка, карандаш, кубик, большая пуговица). Предметы могут быть самыми разными, главное — чтобы они отличались друг от друга формой.

Ход игры (игра может проводиться как в группе, так и с одним ребенком). Ведущий объясняет, что у него в руках волшебный мешочек. Волшебный он потому, что в нем лежит много всяких вещей, но видеть их нельзя: можно лишь на ощупь определить, что в нем лежит.

Участники игры по очереди подходят к ведущему и опускают руку в мешочек, не глядя в него.

Нащупав какой-либо предмет, участник игры, не вынимая руку из мешка, должен сказать, что он взял. Затем ему разрешается вынуть руку из мешка вместе с взятым предметом и проверить, прав ли он. Выигрывает тот, кто не ошибся.

Примечание. Игру можно варьировать (например, не опускать руку в мешочек, а прямо через ткань на ощупь распознать все предметы, которые в нем лежат). Такой вариант больше подходит для игры с одним ребенком.

Для детей постарше отличным вариантом будет более сложная игра.

Построй башню

Возраст: 3 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать формы предметов на ощупь. Кроме того, игра позволяет закрепить умение детей считать.

Необходимое оборудование : кубики, несколько шариков, конусов или других геометрических фигур, шарф, платок или маска для завязывания глаз игрока.

Ход игры (в эту игру можно играть и дома с ребенком, и в детском саду с группой детей). Суть игры состоит в том, что одному из игроков завязывают глаза и раскладывают перед ним кубики, среди которых помещают и другие фигуры (шарики, конусы). Игрок должен на ощупь выстроить из кубиков башню как можно выше. Если ему вместо кубика попадается что-то другое, он должен откладывать ненужную фигуру. Пока игрок ставит один кубик на другой, остальные дети громко считают хором. Игра продолжается до тех пор, пока башня не обрушится, после чего в игру вступает другой участник.

Карточки-загадки

Возраст: 2 — 4 года.

Цель игры: научить детей распознавать разные формы предметов, видеть схожие предметы (с одинаковой формой). Кроме того, эта игра тренирует моторику пальцев, развивает абстрактное мышление.

Необходимое оборудование : картонные карточки с прорезями в виде геометрических фигур и соответствующие им фигуры. Можно заготовить 7—8 таких карточек с прорезями в форме треугольника, квадрата, круга, звездочки, полукруга, восьмиугольника, овала.

Ход игры. Ребенок должен подобрать геометрическую фигуру к каждой карточке с прорезью соответствующей формы. В этой игре может принимать участие и один ребенок, и несколько (в этом случае к игре добавляется еще и элемент соревнования).

Волшебные коробочки

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : научить детей различать всевозможные геометрические фигуры, классифицировать предметы по форме. Игра развивает внимание и сообразительность.

Необходимое оборудование : вырезанные из разноцветного картона геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и коробочки по числу видов фигур.

Ход игры (в игре одновременно может участвовать до 5 человек). Ведущий — воспитатель — раздает детям по коробочке, а картонные фигуры в беспорядке рассыпает по столу. После этого ведущий распределяет между детьми задания: кто-то из игроков должен будет собрать в свою коробочку только квадраты, кто-то — только треугольники и т. д. После этого игра начинается. Тот, кто выполнил задание быстрее и качественнее всех, объявляется победителем.

Примечание . Очень важно, чтобы геометрические фигуры были разного цвета, так как это учит относить предмет к какому-либо виду по форме, невзирая на цветовые различия, которые для данного задания не важны.

Мама и дочки

Возраст : 4—5 лет.

Цель игры: научить детей различать однородные предметы по их размеру (познакомить их с понятиями «большой» и «маленький»).

Необходимое оборудование: однородные предметы разных размеров. Например, одна большая кукла и пять- шесть кукол поменьше, одна большая игрушечная собака и несколько маленьких и т. д.

Ход игры (в игре участвует столько человек, сколько наборов игрушек). Каждому игроку дается по одной большой игрушке, а маленькие раскладываются на столе безо всякой системы. Ведущий (воспитатель, кто-то из родителей) объясняет, что большая игрушка — это мама. Ее дети гуляют на площадке, но теперь им пора идти обедать. Игроки должны помочь «мамам» собрать «детей», то есть подобрать к своей игрушке маленькие игрушки того же типа (к кукле — маленьких кукол, к собаке — маленьких собачек и т. д.) Выигрывает тот, у кого получилось быстрее всех собрать возле «мамы» всех «детей».

Примечание . Если вы хотите, чтобы игра оказывала воздействие не только на восприятие качеств величины предметов, но и на восприятие формы, то можете заменить игрушки плоскими геометрическими фигурами: большой квадрат + маленькие квадраты, большой круг + маленькие круги или геометрическими телами: большой кубик + маленькие кубики, большой мяч (шар) + маленькие мячики (шары).

Высоко — низко

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: научить детей видеть различия размеров, правильно воспринимать качества, характеризующие величину (большой — маленький, узкий — широкий) и пространство (далекий — близкий). Игра способствует развитию внимания.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное число человек). Ведущий объясняет правила игры, демонстрируя основные движения, которые следует выполнять игрокам. При слове «высоко» они должны вытянуть правую руку вверх и потянуться на цыпочках, при слове «низко» — присесть на корточки и ладонью «отмерить» несколько сантиметров от пола. При слове «широко» игроки должны развести руки в стороны, а при слове «узко» — сблизить ладони, «отмеряя» ими небольшое расстояние. При слове «далеко» игроки выбрасывают вытянутую руку вперед, а при слове «близко» приближают ладонь к груди. Игра начинается.

Ведущий произносит слова и выполняет движения:

♦ Далеко — близко.

♦ Высоко — низко.

♦ Широко — узко.

Игроки выполняют движения сначала под руководством ведущего, а потом и без его помощи. Добившись того, чтобы движения игроков соответствовали словам, ведущий начинает нарочно запутывать их, произнося слова не в том порядке. Задача участников игры — не сбиться, выполняя нужное движение своевременно.

Примечание . В эту игру можно играть и с детьми 7 — 8 лет. В этом случае игру можно и усложнить, сделав акцент на внимательность игроков. Ведущий должен произносить слова, но выполнять не соответствующие им движения, например, при слове «широко» приседать, изображая «низко». Задача участников игры — не поддаваться провокации и следовать словесным инструкциям ведущего, а не жестам.

Как найти дорожку?

Возраст : 4 — 5 лет.

Цель игры: познакомить детей с такими качествами величины, как «длинный» и «короткий». Игра развивает глазомер.

Необходимое оборудование : игрушечный домик (коробка), игрушка, изображающая человека или животного, 5—6 разноцветных лент разной длины.

Ход игры. Перед тем как начать игру, ведущий (взрослый) ставит игрушку и ее домик на расстоянии друг от друга, равном длине одной из лент. Затем игра начинается. Ведущий рассказывает историю, связанную с игрушкой. Например, говорит о том, что игрушечная мышка пошла гулять, а когда пришло время возвращаться домой, она заблудилась. Задача игроков — помочь «мышке» (или другой выбранной ведущим игрушке) добраться до дома. Сделать это можно только одним способом: найдя дорожку (ленту), которая приведет прямо домой. Задача игроков — подобрать ленту нужной длины, которая доведет «мышку» прямо до дома. Длина ее должна соответствовать расстоянию от игрушки до «домика». Одновременно в игре могут участвовать один или два человека (вдвоем удобнее раскладывать ленту), но после того, как нужная дорожка будет найдена, ведущий сможет создать новые условия для игры, изменив расстояние между игрушкой и ее «домиком».

Что из чего состоит?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Необходимое оборудование : различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Найди предмет такой же формы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры : научить детей распознавать разные геометрические фигуры, различать элементы этих фигур в самых разных повседневных предметах, а также развить у детей абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: рисунки с изображенными на них геометрическими фигурами, различные предметы заданной формы (например, тарелка, обруч, если речь пойдет о круге; или лист бумаги, небольшая картина, поднос, книга, если речь пойдет о прямоугольнике).

Ход игры (количество участников неограниченно, можно проводить эту игру на занятиях в детском саду, посвященных изучению форм предметов). Воспитатель объясняет свойства той или иной геометрической фигуры, показывает, как она выглядит. Затем воспитатель предлагает детям поискать в помещении предметы, имеющую изученную на занятии форму (например, только круглые или только квадратные). Участники должны за возможно короткое время отыскать эти предметы. Выигрывает тот, кто нашел наибольшее количество таких предметов. Ответы вроде «круг есть в чашке, потому что у нее круглое дно» или «прямоугольная коробка» приветствуются особо, во-первых, потому, что дети еще не изучали геометрические тела (шар, параллелепипед, куб), а во-вторых, потому, что ребенок, давший такой ответ, видит, из каких геометрических фигур состоит предмет и, следовательно, мыслит абстрактно.

Примечание. Такие предметы наверняка найдутся в помещении группы, но воспитатель может еще перед началом игры специально разложить в разных местах несколько подобных «заготовок».

Бык

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей ориентироваться в пространстве, развить их интуицию.

Необходимое оборудование: небольшая палочка длиной 10—12 см.

Ход игры . В «Быка» хорошо играть вдвоем. Если в игре хочет принять участие большее количество игроков, то играть придется по очереди.

Для начала расчищается игровое поле. Играть в «Быка» обязательно надо на песке, причем на сыром. Для игры необходимо выровнять площадку примерно 30 х 40 см. Один из игроков, взяв палочку, садится спиной к игровому полю, а второй в это время, сжав руку в кулак, слегка вдавливает ее в песок. После этого на песке должен остаться четкий (потому и необходим именно сырой песок) отпечаток кулака, который и называется в игре «быком». Второй игрок, сидя все так же спиной к игровому полю, должен воткнуть палочку в отпечаток. Поскольку сделать это он должен не глядя, ему придется ориентироваться только на словесные указания первого игрока, такие, например, как: «Вправо!», «Чуть-чуть влево!» и т. д. После того как игроку удалось таким образом попасть палочкой в «быка» игроки меняются ролями (или в игре принимает участие новая пара игроков).

Примечание. Первому игроку нужно завязать глаза, тогда он сможет ориентироваться только на слух. Для детей постарше можно усложнить задачу: пусть первый игрок не поворачивается к кругу и держит палку за спиной. Ему будет не очень удобно действовать подобным образом, однако это очень хорошее упражнение на координацию движений.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли.

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и майку- меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: