Семьи находящиеся в сложных жизненных ситуациях. Проект на тему: Работа с семьями, дети которых находятся в трудной жизненной ситуации

Пишет Шомников (945.5), 17:01:54, 05-10-2011.

Меры социальной поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей установлены федеральным законом "О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗЫВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ)" Этим же законом установлено право на социально-бытовую помощь ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации, получение ими образования, их переквалификация и трудоустройство. Если социальные работники будут работать с данной категорией граждан (членами их семьи), то и они должны пользоваться определенными мерами социальной поддержки

Пишет НЕЗРЯЧИЙ (248.26), 13:40:53, 05-10-2011.

В этом пункте перечислены категории лиц возможно ещё и не все, которые чаще всего попадают в ТЖС, ежедневно решая свои житейские проблемы. Но, это вовсе не означает, что лицо, относящееся к одной из этих категорий, находится в ТЖС. Трудная жизненная ситуация это не есть нечто постоянное. ТЖС это проблема вполне преодолимая. Другой разговор, что одни с ней могут справиться сами, а другие нет. При этом не все лица способны в силу своего образования и воспитания понять, что они уже находятся в положении, когда до ТЖС один шаг. Случай из жизни. Один бомж жил рядом с городской свалкой. Она его кормила и одевала, и он настолько к этому привык, что другого и не надо. Это было до тех пор, пока ему не отрезали ноги после отморожения. Он попал в больницу и жил там несколько лет пока другие решали его проблемы. Это не означает, что к бомжам нужно определить соц. работника. А вот в каждом городе иметь учреждение, где бомжи, освобождённые из соответствующих мест и т.д. попавшие в ТЖС, могли бы обогреться, умыться, поесть, восстановить документы и начать жить заново, надо бы. Так и по остальным категориям. Этот пункт начинается неправильно. Поэтому и возникло не понимание.

Пишет Марьяна (82.11), 11:02:17, 05-10-2011.

Все указанные формы "трудной жизненной ситуации" должны разрешаться в системе социального обслуживания. Проблема состоит не в определении групп, а в том, что с заданной идеологией "обслуживания" возникают все те риски, о которых пишут коллеги. Законопроект предлагает целый ряд современных понятий: "трудная жизненная ситуация", волонтерство, уважение прав и достоинства личности и т.д. , но не меняет базовые идеологические и методологические подходы. В нем не заложены новые системные решения, не закладываются инструменты для разрешения "трудных жизненных ситуаций". На "старое платье" крепятся модные бантики, которые вместе не только не дают общей полноценной картины, но никак между собой не согласуются и скоро начнут "отваливаться" и на их место придется пришивать все новые и новые (с тем же успехом). Ситуацию нельзя "обслуживать", ее надо "сопровождать" на условиях равного партнерства с получателем помощи. Ситуация - многокомпонентна, поэтому оценивать ее необходимо междисциплинарной командой специалистов. Семья с ребенком инвалидом. Чтобы снять все проблемы семьи, надо оценить не только состояние ребенка, но и психологическое состояние членов семьи,социальное положение, информированность о своих правах и пр. И предложить программу социального сопровождения (а не обслуживания) , с которой они должны быть согласны. Эта программа рассчитывается на определнный срок, затем проводится мониторинг, при необходимости модификация и т.д.. А конкретные услуги или их комплекс заказывается у разных (или одного) исполнителей. Определенный объем гарантируется стандартом, а дополнительные средства (ресурсы) изыскиваются исполнителем за счет других источников (гранты, благотворительные взносы, добровольческий труд).

Пишет Алла (12.5), 22:19:00, 04-10-2011.

И я предлагаю убрать "семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей)" - это настолько неконкретно, что записать можно 90% населения. У кого в стране нет конфликтов в семье? Получается, почти все находятся в трудной жизненной ситуации. А определять это будут чиновники, т.е. опять возможность коррупции.

Пишет Кризисный центр... (6.5), 17:24:00, 04-10-2011.

Исходя из практики работы кризисного центра помощи женщинам предлагаю включить в пп.3 п.2 ст.12 следующее: "..., разводная ситуация, потеря близких, депрессия, потеря работы, межличностные конфликты и другое.". Данный перечень не может быть исчерпывающим.

Пишет nskv (73.5), 16:35:45, 04-10-2011.

4 - личная наркотическая или алкогольная зависимость тоже основание, не только наличие членов семьи с зависимостью. Кстати, интересно, почему выделен только ВИЧ. 7 - освобождение из мест лишения свободы само по себе основание для предоставления реабилитирующих мероприятий, так как цель их не ограничивается определением с местом жительста и с работой. 8 - Межэтнические конфликты выделяются как-то законодательством? Зачем их так выделять? А межклассовые, межрелигиозные?

Пишет ivanprapor (43.5), 11:16:00, 02-10-2011.

Надо исключить эту статью из закона. Понятие трудная жизненная ситуация находится вне предмета регулирования закона о социальном обслуживании. Государство забирает детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Т.е. эта статья о том, что теперь детей можно забрать из семьи практически любой. Это в высшей степени вредно! Это скрытое внедрение ювенальных технологий! Надо убрать эту статью и понятие.

Пишет j-makarova (10), 00:24:00, 02-10-2011.

Пункты 2,3, 5 и 6 в совокупности покрывают ВСЕ семьи с детьми. Это связано с расплывчатыми формулировками 2, 3 и 6 пунктов. Кому нужен закон, который не может четко обозначить людей, оказавшихся в беде! Кроме того, хорошо известно, что такие бескрайние формулировки послужат основой для отбирания детей из семей. Если господа власть предержащие не хотят, чтобы народ похватался за вилы, защищая своих детей, лучше уточнить пункты 2, 3 и 6.

Пишет NickNick (9), 01:54:00, 01-10-2011.

Пункт: 3) семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей). Где критерии оценки этих параметров? Их можно толковать в обе стороны, причём очень широко. Считаю, что гражданин должен сам изъявлять желание, чтобы его признали в нахождении в трудной жизненной ситуации. Это должен быть заявительный процесс, а не принудительный.

Пишет Вадим Илиин (56.81), 23:13:00, 29-09-2011.

Ирина, названные Вами статьи содержат общие наименования социальных услуг. Это действительно услуги. Но меня интересует конкретика: что должен будет делать социальный работник в случае трудной жизненной ситуации №2 (сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних)? Как он будет квалифицировать ситуацию в семье? На основании каких критериев он должен будет сделать вывод, что в конкретной семье он видит трудную жизненную ситуацию? А именно сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних? То есть, при поступивших фактах (жалобах, заявлениях) социальное учреждение должно будет поставить семью на учет и начинать собирать материал, подтверждающий или опровергающий утверждение о трудной жизненной ситуации (сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних)? Так? Вы не находите, что в этом случае произойдет наделение социальных учреждений не свойственными им функциями? Если такую практику будут осуществлять (как и сейчас осуществляют) правоохранительные органы, именно они будут квалифицировать ситуацию в семье как трудную жизненную ситуацию, выраженную в сиротстве, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. И именно правоохранительные органы будут инициировать процесс оказания помощи (социальных услуг) семье. То, в чем будут выражаться сами социальные услуги в данной ситуации? Те же вопросы и по трудной жизненной ситуации №3 (семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей))?

Пишет Вадим Илиин (56.81), 22:06:00, 29-09-2011.

Ирина, а что за «социальную услугу» предполагается оказывать по трудной жизненной ситуации №2 (сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних)? А по трудной жизненной ситуации №3 (семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей)?

Пишет alexeyrussian (8.5), 20:17:00, 29-09-2011.

Предлагаю убрать "семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей)" - это настолько неконкретно, что записать можно 90% населения. У кого в стране нет конфликтов в семье? Получается, почти все находятся в трудной жизненной ситуации. А определять это будут чиновники - т.е. опять возможность коррупции.

Пишет l-pv (86), 17:25:00, 29-09-2011.

Да уж, дополнить пунктом "нарушения детско-родительских отношений и супружеских отношений, кризисные состояния детей и/или родителей, социальная дезадаптация детей и/или родителей" - здесь возможно сколь угодно широкое толкование, такой вариант развяжет всем руки.

Пишет cspsid_ukhta_rk... (1), 14:21:00, 29-09-2011.

Предлагаю дополнить п.2 подпунктом 9. Неполные семьи;10. Семьи, взявшие ребенка под опеку или попечительство; 11. лица из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет. Кроме этого, подпункт 3 дополнить: нарушения детско-родительских отношений и супружеских отношений, кризисные состояния детей и/лил родителей, социальная дезадаптация детей и/или родителей.

Пишет Вадим Илиин (56.81), 09:12:45, 29-09-2011.

Подпункт «2) сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;» требуется исключить. Указанные в этом подпункте явления не могут быть разрешены в рамках деятельности в области социального обслуживания населения и оказания денежной и неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем (социальных услуг). Указанные явления (проблемы) требуют разрешения в рамках Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И разрешаются органами и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Подпункт «3) семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);» требуется исключить. Указанные в этом подпункте явления не могут быть разрешены в рамках деятельности в области социального обслуживания населения и оказания денежной и неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем (социальных услуг). Указанные явления (проблемы) требуют разрешения в рамках Административного и Уголовного законодательства, соответствующими государственными органами.

Пишет Вадим Илиин (56.81), 19:18:02, 28-09-2011.

Настоящая статья не соответствует предмету регулирования настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в области социального обслуживания населения, благотворительности и добровольчества при осуществлении деятельности в области социального обслуживания населения (ст.1). Настоящий Федеральный закон не касается отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. А также не касается уголовных и административных правонарушений. В прямом соответствии с предмет регулирования настоящего Федерального закона понятие «Трудная жизненная ситуация» следует понимать следующим образом: «Трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), которое (или последствия которого) он (семья) не может преодолеть самостоятельно, и для преодоления которой требуется государственная денежная и неденежная поддержка, а также поддержка благотворителей и добровольцев, предоставляющих социальные услуги населению». А понятие «Социальная услуга» следующим образом: «Социальная услуга – действие по оказанию денежной и неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией». Исходя из основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, в их приведенной редакции, и в соответствии с предметом регулирования настоящего Федерального закона, п.2. ст.12 следует сформулировать следующим образом: «Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям: 1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью; 2) наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью; 3) наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов; 4) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке; 5) отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы; 6) ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц».

Пишет Вадим Илиин (56.81), 17:40:59, 28-09-2011.

Хотел бы обратить внимание на некоторые положения Федерального закона «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ». А именно, как трактуются термины, которые используются в настоящей статье. «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц»; «беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания»; дополнительно: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия»; Понятия «сиротство» я пока не нашел. К чему я это говорю? Наше текущее законодательство наводнено понятиями, которые вполне возможно использовать во вред как родителей, так и детей. Хотя, вроде бы, законы пишутся во благо. Необходимо серьезно и критически отнестись к подпунктам 2 и 3 п.2. ст.12.

Пишет Роман (22), 16:15:00, 28-09-2011.

"1. семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, 2. асоциальное поведение детей и/или родителей)". Совершенно неграмотная формулировка. Это не юридические термины, а термины психологии. А психологи, как известно, занимаются чаще анонимными проблемами, которыми не должны заниматься никакие социальные органы. Есть такое понятие, как разделение функций. Человек идет к психологу и пытается с его помощью разрешить проблемы в семье. Решает и живет дальше. Почему же из-за таких же проблем на людей и семьи должны вешаться ярлыки "социального неблагополучия"? ВО ВСЕХ семьях на всей земле, во всех народах, в каждой стране, в каждом городе, во все времена в семьях были "конфликты". Получается, что все человечество "социально неблагополучно"? Нет, это неверно, следовательно, в точной юридической формулировке такие понятие не имеют права существовать!

Пишет Елена_Владимировна (93.93), 01:20:59, 28-09-2011.

Пункт "Семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение с детьми, асоциальное поведение детей и / или родителей)" предлагаю убрать. Эта формулировка создает почву для злоупотреблений. Конфликты могут быть в любой семье, но разве это повод, чтобы оказывать ей социальную помощь? Жестокое обращение с детьми (если таковое имеется на самом деле) должно быть предметом уголовного судебного разбирательства, а не поводом для оказания социальной услуги. Опасность заключается в том, что именно понимается под жестоким обращением с детьми в методических указаниях для социальных работников. В буклете, выпущенном Межрайонным центром "Дети улиц" прочитала, что в понятие жестокого обращения с детьми входят, например, шлепки (удары ладонью) в качестве физического насилия, а также в качестве психологического насилия - брань, крики, принуждение к одиночеству (постановка в угол?), принижение успехов ребенка (отсутствие восхваления?), длительное лишение нежности (например, отец до ночи на работе?) Также в понятие жестокого обращения с детьми входит и отсутствие заботы о детях - невнимание к их потребностям в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании. Вряд ли можно признать, что потребности большинства российских семей в жилье, одежде, пище, и т. п. удовлетворены достаточным образом. При этом законом не предусматривается возможности социальных служб решить вопрос о предоставлении квартиры нуждающейся семье, либо предоставить пособие, достаточное для пропитания и обеспечения детей в многодетной семье, чтобы их основные потребности были удовлетворены. Вместо этого методическими указаниями для социальных работников ставится задача собирать досье на семьи, выявлять и ставить на учет "неблагополучные" и рассматривать вопрос об отобрании у них детей как способе борьбы с "жестоким обращением", то есть с бедностью их родителей. Таким образом, пункт "семейное неблагополучие" фактически будет обязывать социальных работников оказывать "социальные услуги" по тотальному контролю над семьями и отобранию детей из бедных семей. Пока у нас еще хорошие социальные работники, с совестью и здравым смыслом, но законы не должны создавать опасных тенденций. Уважаемая Ольга Самарина пишет в комментарии, что получатели услуг (члены семьи) сами будут определять свое семейное неблагополучие - но тогда "жестокое обращение с детьми" это совсем другая категория, чем семейное неблагополучие, это тем более не должно входить в понятие трудной жизненной ситуации в данном законопроекте. Садисты должны сидеть в тюрьме, а не быть предметом заботы социальных работников. Как минимум, положение "о жестоком обращении в семье" нужно исключить. Спасибо!

Пишет Stasy (10), 23:37:57, 27-09-2011.

Зачастую чиновники как раз пытаются выступать в роли судей. Согласна с тем, что такие понятия как "конфликты", "асоциальное поведение" позволяют навесить ярлык "неблагополучности" на кого угодно.Конфликты - это абсолютно нормальное явление. "Конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями." Насчёт асоциального поведения: "Существуют следующие стадии развития асоциального поведения (Невский И.А., 1990): неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство); порицательное поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей); девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки); деликвентное (предпреступное) поведение; преступное поведение; деструктивное поведение." О какой степени "асоциальности" идёт речь в законе? Например, первая и вторая стадии асоциального поведения чрезвычайно субъективны и позволяют приклеить этот ярлык "неблагополучности" кому угодно. Это недопустимо.

Пишет Людмила222 (41), 20:39:00, 27-09-2011.

Интересно, почему наличие инвалида в семье причисляет эту семью к находящейся в трудной жизненной ситуации? По-моему, это не факт. Пропишите конкретно, в каком случае инвалид "сносит" семью к т.н. "ненормальной семье?

Пишет Ekaterina (9), 20:16:00, 27-09-2011.

Татьяна Валентиновна, попробуйте создать свою редакцию данной статьи, где учтете все недостатки базовой. Возможно, Ваша версия получит большее одобрение.

Пишет Татьяна Валенти... (8.5), 20:14:00, 27-09-2011.

В нашей стране из любых расплывчатых формулировок (например: семейное неблагополучие, признание граждан малоимущими) чиновники начнут извлекать прибыль или бесплатную рабочую силу.

Пишет Наргиз (10), 20:09:00, 27-09-2011.

Категорически возражаю, такие формулировки дают волю коррумпированным чиновникам. Через признание семьи(гражданина) "находящимся в трудной жизненной ситуации" вводится полный контроль и навязывание какой-то якобы помощи.

Пишет MaxKaR (87.53), 16:12:25, 26-09-2011.

Вопрос не в том плохие чиновники или хорошие, это отдельный разговор. А в том должна ли буква закона (в частности п.2. ст.12 этого законопроекта) давать им возможности решать вопрос о трудной жизненной ситуации за гражданина (семью) и без его на то согласия или нет? Принятие социальной помощи у нас добровольное или обязательное? Разрабатывая законопроект можно ли рассчитывать на добропорядочность социальных работников или необходимо обозначить конкретные рамки их действий?

Пишет Самарина Ольга... (158.5), 15:27:32, 26-09-2011.

Коллеги, не чиновник определяет потребность человека в социальных услугах, а сам получатель услуг. Никто не определит семейное неблагополучие, если оно не определяется членами семьи. На мой взгляд, не надо искать сложности там, где их нет. И не надо думать, что в социальной защите работают люди, которые хотят ухудшить или усложнить кому-то жизнь. Ведь и сейчас более 19 млн. человек получают ежегодно социальные услуги. И, поверьте, чиновники вовсе не являются судьями семей.

Пишет MaxKaR (87.53), 13:11:57, 26-09-2011.

Пишет ГОрева (319), 13:36:00, 26-09-2011. Новый пожаловаться Непонятны лозунги MaxKaR. Вы что, понимаете, что все граждане, признанные находящимися в трудной жизненной ситуации, становятся "нечеловеками" и ограничиваются в правах? Вообще-то законопроектом им предусмотрена поддержка. ------------------ Мои лозунг предельно простой - любая социальная помощь должна приниматься добровольно! В существующей редакции законопроекта принцип добровольности социальной помощи не указан.

Пишет ГОрева (715.85), 12:36:00, 26-09-2011.

Непонятны лозунги MaxKaR. Вы что, понимаете, что все граждане, признанные находящимися в трудной жизненной ситуации, становятся "нечеловеками" и ограничиваются в правах? Вообще-то законопроектом им предусмотрена поддержка.

Пишет MaxKaR (87.53), 09:33:00, 26-09-2011.

Формулировки п.2 ст.12 допускают вольное толкование и являются коррупционогенными факторами в рамках определения, данного в ст. 1 п. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" В частности: 1. Размытый термин: "семейное неблагополучие", под этот термин чиновник может подвести любые, кажущиеся таковыми лично ему проявления неблагополучия. По сути, чиновник становится судьей семьи. Это недопустимо! 2. Наличие ВИЧ-инфицированных. Лабораторные анализы на ВИЧ часто могут быть ложно-положительными или просто может быть ошибка неквалифицированного лаборанта. К тому же даже если ВИЧ инфицированный, ну и что? ОН что уже не человек что ли? 3. Самое главное - Признание гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации может быть осуществлено только с его письменного согласия! Иначе это террор чиновников получается - захотели признали находящимся в трудной жизненной ситуации,применили санкции и ограничения прав. Такие функции у нас осуществляет суд. Или мы хотим наделить исполнительную власть правами судебной власти?

В современных условиях проблемы семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретают все большую остроту и актуальность, так как их число с каждым годом не уменьшается, а непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического, социально-политического характера. При этом, пожалуй, самой незащищенной категорией являются дети.

Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливается, что защита прав детей, находящихся в трудной жизненной, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Реализуемые субъектами Российской Федерации региональные целевые программы являются своего рода ядром решения проблем детей, семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эффективность реализации таких программ во многом определяет возможность достижения целей и задач социальной политики государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа .

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка .

Нуждающиеся дети на сегодняшний день могут рассчитывать, прежде всего, на материальную помощь. Ее основной задачей является поддержание приемлемого (необходимого и достаточного) уровня жизни ребенка и семьи в целом, находящихся в социально-трудной ситуации. Материальная помощь – это единовременная выплата в денежной или натуральной форме, выраженная в виде суммы денег, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости.

Основным критерием при установлении права на материальную помощь является малообеспеченность, как показатель нуждаемости. Органы социальной защиты населения решают вопрос о признании нуждающихся малоимущими и об оказании им материальной помощи, а непосредственную работу по оказанию таковой ведут муниципальные центры социального обслуживания. Комиссиями по распределению и оказанию материальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты, рассматриваются вопросы оказания такой помощи с учетом материально-бытового положения обратившегося, состава и дохода семьи, причин и обстоятельств, побудивших к обращению за помощью. К сожалению, для получения материальной помощи нередко требуется целый перечень справок и документов, что создает значительные трудности для малообеспеченных граждан.

Повышение государственных расходов на поддержку семей с детьми сыграло определенную роль в улучшении их материального положения, повышении рождаемости детей. Однако доля затрат в ВВП на поддержку семей с детьми в России по-прежнему намного ниже, чем в развитых европейских странах. Едва ли можно ожидать, что денежное регулирование радикальным образом способно устранить причины, приводящие к неблагополучию детей.

В поиске новых путей управления процессом и стимулирования в регионах необходимых изменений в 2008 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации был создан Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд является новым современным инструментом проведения социальной политики в интересах детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях разделения полномочий между центром и регионами.

Миссия Фонда состоит в создании нового механизма управления, позволяющего в условиях разделения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации значительно сократить распространенность социального неблагополучия детей и семей с детьми, стимулировать развитие эффективных форм и методов работы с нуждающимися в помощи семьями и детьми.

Направления деятельности Фонда на 2012-2015 годы:

  1. профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  2. социальная поддержка семей с детьми-инвалидами для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество;
  3. социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной.

Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, акцентирует внимание регионов на необходимости организации системной, комплексной и межведомственной работы с семьями и детьми и полагает, что программно-целевой подход – наиболее подходящий инструмент организации такой работы .

Следующий вид помощи, оказываемой государством – социальное обслуживание детей-инвалидов на дому. Помощь на дому направлена на повышение уровня и качества жизни инвалидов, нахождение детей в привычной для них среде обитания – в домашней обстановке, защиту их прав и законных интересов. Социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе.

При центрах социального обслуживания создаются специализированные отделения, занимающиеся обслуживанием на дому. Социальные работники посещают своих подопечных несколько раз в неделю. Перечень услуг, предоставляемых в этом случае, достаточно широк. Это может быть, во-первых, организация питания, быта и досуга.

Во-вторых, социально – медицинские, санитарно – гигиенические услуги (содействие в проведении медицинской помощи, реабилитационных мероприятий, обеспечение лекарственными средствами, оказание психологической помощи, госпитализация и прочее).

В-третьих, содействие в получении образования инвалидами в соответствии с их физическими возможностями умственными способностями.

В-четвертых, правовые услуги (помощь в оформлении документов, содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ и т. д.). А так же содействие в организации ритуальных услуг .

Услуги по социальному обслуживанию дети могут получить в специализированных учреждениях на стационарной и полустационарной основе. На базе полного государственного обеспечения осуществляется обслуживание инвалидов, детей-сирот, детей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же в случае, когда местонахождения родителей не установлено. На срок не более одного года в стационары могут приниматься дети одиноких матерей, безработных, беженцев, вынужденных переселенцев.

Стационарная помощь детям оказывается в детских домах-интернатах, школах-интернатах, детских домах санаторного типа, коррекционных детских домах (в том числе коррекционно-психологических), специальных детских домах (для детей с отклонениями). Данные учреждения выполняют функции по созданию благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Там осуществляется медико-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптация детей; освоение образовательных программ, обучение и воспитание; обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав их интересов.

В учреждениях социального обслуживания действуют отделения дневного или ночного пребывания. Здесь несовершеннолетние могут получить услуги полустационарного социального обслуживания.

В комплексных центрах социального обслуживания создаются отделения дневного пребывания для детей и подростков. В свободное от учебы время дети посещают отделение дневного пребывания, где производится комплектация реабилитационных групп численностью от 5 до 10 человек. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

В период нахождения в отделении дневного пребывания дети и подростки обеспечиваются горячим питанием и лекарственными средствами. В отделениях дневного пребывания имеются помещения для медицинского кабинета и кабинета психологической помощи, для проведения учебных занятий, досуга и кружковой работы, а также столовой .

Так же остается проблемным и вопрос о безнадзорных детях. На пути решения этой проблемы государством были созданы специализированные учреждения, предоставляющие детям приют временного характера.

Важно отметить, что предоставление временного приюта детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, способствует профилактике и, во многом, предупреждает безнадзорность несовершеннолетних. В этих целях создаются специализированные учреждения временного пребывания – это социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Несовершеннолетние находятся в подобных учреждениях в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства. Прием детей (от 3 до 18 лет) производится круглосуточно, они могут обратиться самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей) .

Какие же функции выполняют учреждения временного пребывания? Прежде всего, это помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетнего в коллективе сверстников по месту учебы, жительства. Содействие возвращению детей в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи детям и их родителям. Организация медицинского обслуживания и обучения, содействие в профессиональной ориентации и получении специальности и т.д. Такие учреждения, как социальные приюты, совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи. Содействуют органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей .

Следующий вид социальной помощи – реабилитационные услуги. В них нуждаются различные категории детей: инвалиды, малолетние правонарушители, безнадзорные, беспризорные дети и т. д.

Процесс реабилитации – сложный процесс, включающий в себя целый комплекс мер: медицинскую, психологическую, профессиональную реабилитации. Подобные меры направлены на сохранение и восстановление здоровья ребенка и среды его жизнеобеспечения.

Одно из основных направлений реабилитации – льготное обеспечение детей-инвалидов протезами, ортопедическими изделиями, средствами передвижения – кресло-колясками. На сегодняшний день существует около 200 предприятий-производителей технических средств, необходимых для реабилитации инвалидов. Не секрет, что реабилитационные услуги в нашей стране находятся на довольно низком уровне – нет достаточных средств для бесплатного обеспечения всех нуждающихся граждан; мало предприятий, специализирующихся на разработке и выпуске протезно-ортопедических изделий; качество подобной продукции также зачастую оставляет желать лучшего.

Законодательство гарантирует детям-инвалидам право на бесплатное получение профессий, которое реализуется в 42 специальных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования, там обучаются свыше 7 тыс. человек. Обучение проводится и в общеобразовательных учреждениях. В рамках среднего профобразования осуществляется подготовка по современным специальностям, связанным с менеджментом, финансами, банковским делом, организацией социального обеспечения и т. д.

Дети-инвалиды дошкольного возраста получают реабилитационные услуги в детских дошкольных учреждениях общего типа, а если это исключается по состоянию их здоровья, то в специальных дошколь­ных учреждениях. Содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

Важно отметить, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях обучение детей-инвалидов с согласия родителей производится на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Обучение проводится, как правило, ближайшим к месту жительства ребенка-инвалида образовательным учреждением. На время обучения образовательное учреждение предоставляет бесплатно учебники, учебную и справочную литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения. По итогам обучения выдается документ государственного образца о соответствующем образовании .

Таким образом, принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним провозглашен на государственном уровне. Очевидно, что забота о подрастающем поколении – это одна из основных задач государства. Ведь вовремя оказанная помощь способствует возврату ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, в русло нормальной полноценной жизни. При этом определяющими являются материальное благополучие, духовное развитие и нравственное здоровье подрастающего поколения. Игнорирование поставленных задач – безнравственно.

Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. - 2009. - N 6. - С. 4.

Омигов В.И. Особенности противодействия преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2012. - N 1. - С. 24.


Количество семей, попавших в трудную жизненную ситуацию из-за низких доходов, безработицы, разводов неуклонно растет. Как сберечь семью и не довести до лишения родительских прав? На эти вопросы ищут ответы специалисты межрегиональной конференции «Защитим семью и ребёнка - сбережём будущее!»

В течение двух дней в Смоленске проводится межрегиональная конференция «Защитим семью и ребёнка - сбережём будущее!». Организаторами конференции являются Региональная общественная организация «Право ребёнка» совместно с Департаментом Смоленской области по образованию и науке.
Семейное неблагополучие является главной причиной социального сиротства. Ежегодно в стране лишаются родительских прав более 60 тысяч родителей. Программный директор РОО «Право ребенка», эксперт Общественной палаты РФ Светлана Пронина заострила внимание на ухудшении качества жизни семьи в результате бедности, напомнила о ювенальной юстиции, где сами дети творят правосудие и призвала по новому посмотреть на ребенка и семью. Название «неблагополучная семья» звучит, как ярлык. Неблагополучных семей нет – есть семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, говорят специалисты на конференции.

На Смоленщине собрались представители учреждений и ведомств со всего центрального федерального округа Российской Федерации, занимающиеся разработкой и реализацией программ профилактики семейного неблагополучия и сохранения семьи и родителей для ребёнка.
На конференции обсуждаются сложившаяся система социальной поддержки семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, внедрение комплексной программы по психологическому, медико-социальному, юридическому сопровождению кризисных семей, проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также необходимость разработки межведомственного междисциплинарного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия.

Кто относится к семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?
- Семьи в социально-опасном положении и семьи в трудной жизненной ситуации, - комментирует начальник отдела опеки, попечительства и интернатных учреждений Департамента Смоленской области по образованию и науке Ольга Волосач.- Это неполные семьи, в которых отсутствует папа или мама; семьи, где есть дети с ограниченными возможностями; семьи, где сами родители имеют ограничения в здоровье; семьи, подверженные алкоголизации и наркомании; семьи, которые в силу различных причин не могут трудоустроиться; семьи, имеющие низких доход. Как видите, список довольно большой.

В чем заключается помощь?
- Это гигантская работа многих структур – начиная от простого человеческого разговора и понимания, помощи в трудоустройстве до материальных пособий и оздоровительных санаториев, - продолжает Ольга Волосач. - Из опыта могу сказать, что ближе и роднее для семьи, подверженной алкоголизации, помощь на бытовом уровне. Иногда достаточно несколько раз прийти домой, помочь убраться и семья начинает исправляться. Но это редко. В основном положительные результаты мы начинаем видеть только через полтора года. И от этого становится на душе теплее. Тогда мы понимаем, что делаем свою работу не зря.

Куда обращаться семьям за помощью?
- В органы опеки, органы социальной защиты, учреждения здравоохранения, центр занятости населения, и как бы удивительно не звучало, но и к органам внутренних дел – участковым, - комментирует Ольга Волосач. - К сожалению, пока это норма не срабатывает. Сегодняшняя конференция нам поможет выстроить шаги на пути к взаимодействию всех структур. Директор детского дома № 19 города Москвы Леонид Львович Митяев представил на наш взгляд очень интересные проекты из их практики – выделение службы сопровождения. Мы в Смоленской области идем к этому. И не важно, при каком департаменте она будет функционировать – здравоохранения, образования или социального развития. Главное – это будет целая система по оказанию услуг сопровождения и оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Эта служба позволит быстрее подать руку помощи и семье не придется ходить по разным инстанциям.

В Москве социальный патронат закреплен в законодательстве, как государственная услуга. Для этой службы мы разработали программу обучения специалистов и органов опеки и десяти уполномоченных организаций, - поясняет директор московского детского дома № 19 Леонид Митяев. - Органы опеки сигнализируют о том, что семья попала в трудную жизненную ситуацию. Затем мы устанавливаем социальный патронат над семьей - изучаем семью, исследуем проблему, диагностируем, затем оказываем помощь и дальше сопровождаем.

Марина Новикова рассказала об инновационном подходе при работе с кризисными семьями.
- Мы видим, что в Смоленске, как и в других регионах, семьям оказывают помощь различные ведомственные учреждения, - сообщает в своем докладе врач-психотерапевт Центра охраны здоровья детей Марина Новикова. – Сложность только в межведомственном взаимодействии и ранней диагностике кризисной семьи. Помощь, как правило, оказывается уже на поздней стадии кризиса, когда уже итогом является ограничение родительских прав или изъятие ребенка из семьи. Термин «кризисная семья» употребляется чаще, когда речь идет о жестком обращении с детьми и нарушении их прав. Исследования нам помогли выработать инструментарий по работе с кризисными семьями в рамках «кейс-менеджмента» – это технологии выявления, технология работы, оценки, мониторинга и технология реабилитации семьи. Еще одной важной услугой является «телефон доверия» как для детей, так и для родителей. Отдельными группами выделена работа с кризисными семьями на ранней стадии кризиса и работа с замещающими семьями.

Директор АНО Центр социально- психологической помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Ради будущего» Наталья Полушкина отводит большую роль в своей работе сохранению семьи через семейные ценности.

Так же особо была отмечена деятельность смоленского Центра психолого-медико-социального сопровождения по профилактике семейного неблагополучия, работе с кризисными семьями, а также по работе специалистов по оказанию помощи детям с девиантным поведением.

После заслушивания докладов специалисты разошлись по площадкам, где уже непосредственно обменивались опытом, результатами исследований и своими наработками. Ведь цель работы для всех регионов одна – сохранить семью и защитить ребенка.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью . В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослыми дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой - малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно относительная самостоятельность. Л.В. Карцева пишет: «До настоящего времени в социологии семьи главенствующую позицию занимал социоцентрический подход, ставящий во главу угла интересы общества, предполагающий исследование социальных функций семьи. В настоящее время особую популярность приобрел эгоцентрический подход, появившийся в процессе гуманизации и гуманитаризации общественного сознания …. Утверждаемый нами семьецентрический подход к исследованию семьи как социальной общности является по сути дела, той доминантой, которая позволяет определить наиболее адекватные теоретические и практические способы решения проблем функционирования семьи» . В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни.

Итак, семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья - это созданная человеком интимная среда существования, которая выполняет ряд определенных функций.

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции :

а) репродуктивная -- в любой семье важнейшей является проблема деторождения;

б) хозяйственно-экономическая -- включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

г) образовательно-воспитательная -- удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля -- моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная -- отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии членов семьи;

ж) духовного общения -- развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная -- предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая -- позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В разные периоды жизни семьи - изменяется иерархия семейных функций, то одна, то другая занимает приоритетное место. В своем единстве функции семьи представляют собой систему семейных отношений; возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в кризисное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи, по мнению В.И. Курбатова, по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует образ семьи, возникает угроза её распада . Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе как отдельную категорию населения выделяют семью, находящуюся в трудной жизненной ситуации. Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов .

В науке выделяют критические и напряженные виды трудной жизненной ситуации семьи.

Критическая ситуация - это ситуация, когда невозможно реализовать свои стремления, мотивы, цели, ценности - все то, что может быть вызвано внутренними необходимостями семьи.

Напряженная ситуация понимается как усложнение условий деятельности, которое приобрело для семьи особую значимость. Другими словами, сложные, объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются семьей как трудные, опасные.

Дж. Амирхан на основе факторного анализа разработанных коппинг- ответов на стресс выделил три группы коппинг-стратегий (коппинг-стратегия - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом) :

Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, когда семья старается использовать все свои внутренние ресурсы для поиска возможных способов эффективного решения проблемы;

Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой семья для эффективного решения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: родственникам, учреждениям социальной защиты;

Стратегия избегания - это стратегия, когда семья или отдельные ее члены стараются избежать контакта с окружающей действительностью, уйти от решения проблем (уход в болезнь, обособление от общества, злоупотребление алкоголем и др.).

Наиболее эффективно использование двух первых стратегий в зависимости от ситуации. В одних случаях семья может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ей требуется поддержка окружающих.

В научной литературе рассмотрены факторы, влияющие на формирование трудной жизненной ситуации семьи :

Экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.);

Медико-демографические факторы (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семья с родителями-инвалидами и др.);

Социально-психологические факторы (алкоголизм, аморальный образ жизни родителей и др.).

Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения трудной жизненной ситуации в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. предусматривает, что клиентом социальной службы может быть семья, находящийся в трудной жизненной ситуации. Следовательно, попадание семьи в категорию клиента социальной работы понимается как процесс или следствие ряда событий, которые, по мнению П. Штомпки, являются мельчайшими фундаментальными единицами социологического анализа, где «под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля» . Эти события могут определяться различными факторами, становящимися основанием для интервенции в семью, «постановки на учет», предоставления экономической, социальной, психологической помощи.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери - одиночки.

В России около 40 миллионов семей, из них имеет детей около 21 миллиона семей. 60% пар растят одного ребенка, 28% - двоих детей, 6,8% - троих. Каждая четвертая российская семья неполная, причем тут преобладает с подавляющим преимуществом (в 95% случаев) модель матери-одиночки с ребенком .

В современных российских условиях именно государство определяет социальные возможности улучшения качества жизни семьи в целом. Социальная система в настоящее время может оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждении пока не в состоянии.

Таким образом, семья есть основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Когда семья игнорирует, а порой полностью отказывается по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции, дестабилизируется образ семьи, возникает угроза её распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование как семей находится под угрозой, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Диагностика семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Методы и способы отслеживания результата:

    Анкетирование членов семьи;

    Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

    Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

    Диагностика детско- родительских отношений;

Анкета

Дата выявления___________________________________________________________

Ф.И.О. несовершеннолетнего________________________________________________

Дата рождения____________________________________________________________

Место рождения___________________________________________________________

Адрес официальной регистрации по месту жительства__________________________

_________________________________________________________________________

Адрес фактического проживания_____________________________________________

_________________________________________________________________________

Род занятий (учится, работает, дошкольник, не работает, не учится)

_________________________________________________________________________

Состав семьи

рождения

Род занятий

Место работы,

Должность

Приемная

Опекунская

Многодетная

С детьми-инвалидами

одинокой матерью (незарегистри-рованный брак)

оставшаяся с одной

Неродной (ая) отец

Неработающие

родители

родителей в

учреждении

исполнения

наказания

Мигранты,

вынужденные

переселенцы

Малоимущая

Жилищные условия (нужное подчеркнуть)

Квартира

благоустроенная

Квартира

неблагоустроенная

благоустроенный

неблагоустроенный

общежитие

Коммунальная

квартира

Нет постоянного

Санитарное состояние жилья (нужное подчеркнуть)

Основание для постановки на учет (нужное подчеркнуть):

1.Уклонение родителей (законных представителей) от воспитания детей или защите их прав и интересов;

2. Злоупотребление родителями (законными представителями) алкогольными напитками, наркотическими средствами, психоактивными веществами;

3. Жестокое обращение в семье по отношению к несовершеннолетнему;

4. Вовлечение несовершеннолетних со стороны родителей (законных представителей) в совершение преступления или антиобщественных действий;

5.Совершение по отношению к несовершеннолетнему или других членов семьи со стороны одного из родителей (законного представителя) противоправных деяний;

6. Совершение правонарушения или преступления несовершеннолетним;

7. Употребление несовершеннолетним психоактивных веществ;

8. Употребление несовершеннолетним алкогольных напитков;

9. Беспризорный несовершеннолетний.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: