Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение Обеспечение отдельных категорий граждан

25 марта 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка расчёта пенсий военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны Распоряжение от 25 марта 2019 года №511-р. С учётом выполнения Правительством России в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года Указа Президента России от 7 мая 2012 года №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции, по состоянию на 1 января 2019 года всем категориям военных пенсионеров, в том числе являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, военные пенсии рассчитываются исходя из доли денежного довольствия в размере 72,23%. Законопроектом предлагается рассчитывать военным пенсионерам – участникам Великой Отечественной войны пенсии исходя из 100% денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Это изменение коснётся участников Великой Отечественной войны, которые служили в частях и подразделениях в составе действующей армии. На эти цели дополнительно выделяется около 1 млрд рублей. Пенсии таких ветеранов увеличатся в среднем на 15–20%.

23 февраля 2019 , Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» О выпуске и распределении в 2019 году государственных жилищных сертификатов Распоряжение от 20 февраля 2019 года №252-р. В рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В 2019 году планируется выдать 7151 государственный жилищный сертификат на общую сумму 16,24 млрд рублей.

28 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об утверждении размера индексации выплат пособий и компенсаций в 2019 году Постановление от 24 января 2019 года №32. Законодательством в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан предусмотрена индексация выплат, пособий и компенсаций один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством России в соответствии с фактическим индексом роста потребительских цен за предыдущий год. Подписанным постановлением установлен коэффициент индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных двумя законами Российской Федерации и девятью федеральными законами, в размере 1,043.

25 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Татьяна Голикова провела заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Правительство с 1 февраля текущего года намерено повысить размеры ряда социальных выплат.

22 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Федеральный закон от 22 января 2019 года №1-ФЗ. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что орган исполнительной власти субъекта Федерации или уполномоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт.

3 января 2019 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан На обеспечение отдельных категорий граждан льготными лекарствами, медизделиями и специализированными продуктами в 2019 году направлено более 31 млрд рублей Утверждено распределение в 2019 году субвенций бюджетам субъектов Федерации в размере 31,367 млрд рублей.

28 декабря 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об уточнении порядка назначения компенсации членам семей граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №535-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 7 июля 2018 года №1392-р. Федеральный закон принят во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положения статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

10 октября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об увеличении объёма субвенций на обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов Распоряжение от 10 октября 2018 года №2173-р. Объём субвенций увеличен на 748,24 млн рублей в связи с увеличением количества граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

6 сентября 2018 , Социальная поддержка отдельных категорий граждан Об официальном отзыве Правительства на законопроект об уточнении порядка подтверждения уплаты гражданами ежемесячного взноса на капитальный ремонт Законопроект направлен на упрощение процедуры получения одиноко проживающими неработающими собственниками жилых помещений, достигшими возраста 70 лет, 80 лет, соответствующей компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, а именно снятие с таких граждан бремени доказывания отсутствия задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт. Правительство России поддерживает законопроект при условии его доработки с учётом замечаний технического и терминологического характера.

16 августа 2018 , Вопросы судебной системы О внесении в Госдуму законопроекта о правовом регулировании вопросов материального обеспечения судей в отставке и на пенсии Распоряжение от 16 августа 2018 года №1698-р. Во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2018 года №9-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска.

1

Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан было введено указом Президента РФ от 30 ноября «О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией». это материальное обеспечение называется доплатой к обычной пенсии, такая доплата устанавливается персонально по распоряжению Президента РФ в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Для судей, пребывающих в отставке, устанавливается пожизненное ежемесячное содержание. Это положение относится к следующим категориям судей, которые предоставляется право на ежемесячное денежное пожизненное содержание О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 (ред. от 28.11.2015 г., с изм. от 14.12.2015 г.) // РГ. ? 1992. - № 170.:

  • 1) судьям, ушедшим в отставку, при стаже работы в должности судьи не менее двадцати лет;
  • 2) судьям, ушедшим в отставку, имеющим стаж работы менее двадцати лет, при достижении ими возраста пятидесяти пяти лет (мужчины) и пятидесяти лет (женщины);
  • 3) бывшим судьям, ушедшим на пенсию по возрасту с должности судьи либо по истечении срока полномочий, при стаже судейской работы не менее двадцати лет;
  • 4) бывшим судьям, находившимся на пенсии, при стаже судебной работы не менее десяти лет.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - 1 % указанного содержания, но всего не более 85 % заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

Военная служба представляет собой особый вид трудовой деятельности, связанный с повышенным риском для жизни и здоровья выполняющих его граждан. Для компенсации социальных рисков в законодательстве о статусе военнослужащих предусмотрена специальная система гарантий и компенсаций, направленных на защиту прав военнослужащих. Одним из ее элементов является материальное обеспечение военнослужащих, имеющее сложный характер. При широком подходе к нему можноотнести денежное довольствие, жилищное, вещевое, медицинское и продовольственное обеспечение Антипьева Н.В. Дополнительное материальное обеспечение в системе компенсации социального риска лиц, проходящих военную службу по контракту // Военно-юридический журнал? 2011. ? № 1. С. 4 - 7.. Она предполагает предоставление доплат за добросовестное выполнение воинского долга, доплат и надбавок за особые условия несения службы, надбавок за продолжительность службы, выплат в связи с назначением на должность или изменением семейного положения, выплат в связи с наличием у военнослужащего специальных знаний и навыков. Надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим также могут устанавливаться Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба).

С 1 мая 2005 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается:

  • - инвалидам Великой Отечественной войны;
  • - участникам Великой Отечественной войны; бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Указанным категориям граждан дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в сумме 1 000 рублей О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов: Указ Президента РФ от 30.03.2005 г. № 363 // СЗ РФ. - 2005. ? № 14. ? Ст. 1220..

Кроме того, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается:

военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период; вдовам погибших в годы войны военнослужащих; вдовам инвалидов Великой Отечественной войны;

лицам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»; бывшим совершеннолетним узникам нацистских концлагерей, тюрем и гетто. Указанным категориям граждан дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается в сумме 500 рублей.

Право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение имеют только граждане Российской Федерации.

При этом дополнительное ежемесячное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации устанавливается независимо от места их проживания.

Лицам, имеющим право на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения по нескольким основаниям, оно устанавливается по одному из оснований, предусматривающему более высокий размер. В том случае, если граждане имеют право на различные выплаты к пенсии, предусмотренные законодательством Российской Федерации либо нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливается независимо от получения других выплат.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией.

В 2005 году дополнительное ежемесячное материальное обеспечение устанавливалось в беззаявительном порядке по документам, имеющимся в выплатных делах получателей пенсии и других социальных выплат. В настоящее время гражданам, имеющим право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, но не реализовавшим его своевременно, необходимо подать заявление о назначении этой выплаты в территориальный орган ПФР по месту жительства.

В отношении бывших совершеннолетних узников нацистских концлагерей, тюрем и гетто предусмотрен особый порядок подтверждения права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Указанное обеспечение установлено этим лицам на основании переданных Пенсионному фонду Российской Федерации данных Федерального государственного учреждения «Фонд взаимопонимания и примирения» по состоянию на30.04.2005 г. при наличии сведений о размере назначенной экспертной комиссией указанного Фонда компенсации или на основании иных документов, выданных компетентными органами Российской Федерации, содержащих необходимые сведения.

Указом Президента Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень мест принудительного содержания, поэтому лица, которые содержались в иных местах принудительного содержания (например, работали на предприятиях, в сельском и домашнем хозяйствах и др.), не относятся к категории бывших совершеннолетних узников, и, следовательно, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение им не может быть установлено О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны: Указ Президента РФ от 15.10.1992 г. № 1235 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. ? № 16. ? Ст. 1240..

Гражданам, имеющим право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение и не являющимся пенсионерами, указанное обеспечение назначается и выплачивается территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства, а в случае постоянного проживания за пределами Российской Федерации - Пенсионным фондом Российской Федерации.

Особенности пенсионного обеспечения прокуроров, следователей, сотрудников таможенных органов (по сравнению с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел) отражены в подзаконных актах. Эти акты развивают и конкретизируют положения Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих с учетом специфики деятельности прокуроров и следователей, учитываемой при назначении пенсии .

Наиболее важные отличительные особенности в пенсионном обеспечении указанных лиц связаны с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок исчисления выслуги лет и правила назначения данной пенсии утверждаются Правительством РФ .

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование ;
  2. они были уволены со службы не ранее 2002 г.;
  3. они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета .

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц.

Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

Периоды службы, учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет, с учетом которой назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание.

Назначение досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

В Законе о занятости населения содержатся очень важные положения, которые устанавливают дополнительное основание для назначения досрочной пенсии, назначаемой ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о трудовых пенсиях.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена только при одновременном соблюдении целого ряда условий (табл. 7.1). Эти условия касаются статуса гражданина, его возраста, наличия общего и специального страхового стажа, причины увольнения с последнего места работы. Пенсия назначается не ранее чем за два года до наступления возраста, при котором трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях либо досрочно в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Таблица 7.1. Условия назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

Размер пенсии, назначаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета, поэтому данная пенсия, являясь по сути государственной, содержит элементы, характерные для трудовой (страховой) пенсии.

Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, ушедшего в отставку

Особым видом обеспечения, который по своему целевому назначению аналогичен пенсии, является ежемесячное пожизненное содержание судьи . Данный вид выплаты предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » и Законом о статусе судей.

Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) либо пенсия на общих основаниях, либо ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться при соблюдении одного или нескольких условий (табл. 7.2). Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;
  2. либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;
  3. либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет работы судьей.

Таблица 7.2. Условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

  1. на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ , должности государственной службы , муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);
  2. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  3. в качестве адвоката или нотариуса.

Ежемесячное пожизненное содержание устанавливается в полном размере либо пропорционально к полному размеру в зависимости от условий его предоставления.

Указанный полный размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен с учетом следующих оснований:

  1. за стаж работы в должности судьи, превышающий 20 лет;
  2. ученую степень (ученое звание);
  3. почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

При наличии данных оснований размер повышения определяется в порядке, указанном в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Основание повышения ежемесячного пожизненного содержания

Выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Страховые и государственные доплаты к пенсиям

Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего (рамочного) закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон о дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется в форме установления ежемесячной доплаты к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых работодателями целевым назначением - на выплату этой доплаты. Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Дополнительные взносы уплачиваются соответствующими работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования . Размер дополнительного тарифа зависит от категории граждан, которым устанавливается доплата (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Дополнительный тариф страховых взносов, за счет которых устанавливается страховая доплата к пенсии

Такая доплата предусмотрена Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » и устанавливается к пенсии, назначенной по Закону о трудовых пенсиях или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) от одного года до трех лет - 55 %, свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) действующего созыва.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ , должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы .

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Закон о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги. Такое обеспечение устанавливается в дополнение к назначенной пенсии или ежемесячному пожизненному содержанию и имеет свои особенности.

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства . Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям:

  1. получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье ;
  2. имеют предусмотренные Законом о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги.

В указанном Законе перечислены следующие государственные награды и почетные звания, представленные в табл. 7.6.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся:

  • пенсия за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы;
  • доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ и актам ;
  • оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам , назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено (табл. 7.7). Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415, 330 или 250 % социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415 % социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330 % - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250 % - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

Таблица 7.7. Размер дополнительного материального обеспечения

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета. При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 января 2010 г. размер социальной пенсии составлял 2562 руб. в месяц. С 1 апреля 2012 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Особый порядок выплаты дополнительного материального обеспечения заключается в том, что оно не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера).

Порядок и сроки назначения пенсий

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется законами и иными нормативными правовыми актами . В законодательстве предусматриваются некоторые различия при назначении и выплате отдельных видов пенсий. Но в целом порядок, установленный для назначения и выплаты трудовых пенсий, дает общее представление по данному вопросу относительно сроков , процедуры, требуемых документов и т. п. В связи с этим указанные вопросы рассматриваются преимущественно на примере Закона о трудовых пенсиях.

Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Такое обращение может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Назначение производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания.

Пенсия может назначаться:

  • со дня обращения за пенсией;
  • ранее дня обращения за пенсией;
  • со дня наступления предусмотренных законодательством обстоятельств (без обращения гражданина).

Во всех указанных случаях пенсия назначается не ранее возникновения права на нее.

По общему правилу днем обращения за пенсией считается:

  • либо день приема органом пенсионного обеспечения заявления;
  • либо дата на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, если оно пересылается по почте;
  • либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Во всех случаях вместе с заявлением должны быть представлены необходимые документы. Необходимые для назначения трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы или сведения не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления . Заявитель может представить необходимые для назначения трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган пенсионного обеспечения дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, то днем обращения считается одна из указанных дат (т. е. либо дата приема заявления, либо дата отправления заявления о назначении пенсии, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей).

Ранее дня обращения пенсия назначается в случаях, представленных в табл. 7.8.

Таблица 7.8. Случаи назначения пенсии ранее дня обращения за ней

Без обращения гражданина назначается, например, пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, если он достиг общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и имеет не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по старости назначается со дня достижения указанного возраста на основании данных, имеющихся у органа пенсионного обеспечения, без истребования от гражданина заявления. Орган пенсионного обеспечения в течение десяти дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу извещает его о назначении ему этой пенсии.

Пенсия (в зависимости от ее вида) может назначаться на определенный срок либо бессрочно (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Срок, на который устанавливается пенсия

Поскольку по общему правилу гражданин имеет право получать одну пенсию, то при возникновении оснований, дающих право на получение разных видов пенсий, он может выбрать любую из них и перейти с одной пенсии на другую. Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле).

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, ее назначения, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой рассматривается не позднее десяти дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган пенсионного обеспечения не позднее пяти дней после вынесения решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа, порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Перерасчет, индексация, корректировка размеров пенсий

Перерасчет размера пенсии

Таким образом, корректировка осуществляется в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее.

Пенсионер может отказаться от корректировки размера трудовой пенсии по письменному заявлению.

Индексация размеров пенсий

Индексация является механизмом адаптации размеров пенсий с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен.

Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный Законом о трудовых пенсиях, рост цен составил не менее 6 %. Таким образом, проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста (т. е. от того, достигает ли рост цен ключевого параметра - 6 % в течение этого периода) (табл. 7.11).

При меньшем чем 6 % росте цен за установленный период сроки проведения индексации увеличиваются.

Таблица 7.11. Сроки индексации размеров пенсий

Коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Кроме роста цен применяется еще один критерий, который учитывается для проведения индексации - индекс роста средней заработной платы в Российской Федерации. Если годовой индекс роста средней заработной платы превышает суммарный коэффициент проведенной индексации, то с 1 апреля следующего года пенсии дополнительно увеличиваются (поскольку при увеличении заработной платы объем уплачиваемых страховых взносов тоже увеличивается). Однако в этом случае учитывается не только годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, но и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

выплата пенсий. ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Порядок выплаты пенсий

Ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

Работодатели, кроме того, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования .

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий работодатель и пенсионер возмещают органу пенсионного обеспечения причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Возмещение органу пенсионного обеспечения работодателем и пенсионером причиненного ущерба предусмотрено и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них законодательством обязанностей, если это повлекло выплату излишних сумм пенсий.

В случае выплаты излишних сумм пенсий эти суммы удерживаются из размера назначенной пенсии при очередной ее выплате (т. е. производятся удержания из пенсии).

Удержания из пенсий производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов пенсионного обеспечения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;
  3. решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера назначенной пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях - не более 70 % размера пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % размера пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий, которые удерживались на основании решений органов пенсионного обеспечения, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Навигация по статье

Период военной службы, может быть не взаимосвязан с причиной инвалидности, основное условие - указанная комиссией МСЭ причина: «военная травма» , наступившая вследствие ранения, контузии, увечья или заболеваний, полученных при защите Российской Федерации или в связи с пребыванием на фронте, а в какие года службы она получена, не имеет никакого значения .

Выплата за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

В соответствии со статьями 1 и 2 закона от 04.03 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» , некоторые категории граждан, обладающие высокими достижениями и заслугами перед Россией, имеют право на дополнительное материальное обеспечение. К числу таких граждан относятся :

  • Герои СССР и России;
  • обладатели наград (ордена Первозванного, Ленина, «За заслуги перед Отечеством» 1-4 степеней, «Славы» и «Трудовой Славы» 3-х степеней, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-х степеней);
  • Герои Социалистического Труда и Труда РФ;
  • лауреаты Ленинской премии и других Госпремий СССР и РФ;
  • чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдлимпийских игр.

Однако, если гражданин имеет право не только на эту выплату из данной категории, но и на иные дополнительные (ежемесячная доплата к пенсии, пенсия за выслугу лет), предусмотренные законодательством РФ или местным законодательством ДЕМО будет установлено независимо от других выплат .

Другим лицам, имеющим особые заслуги перед обществом, государством, в области культуры или науке, ДЕМО может быть назначено Президентом России.

Размер дополнительного материального обеспечения в 2019 году

С 1 мая 2005 года и по настоящее время, размер дополнительного материального обеспечения не менялся . Однако при изменении или индексации размера социальной пенсии, одновременно увеличивается сумма ДЕМО для некоторых получателей.

Для некоторых граждан, которые имеют право получать материальное обеспечение от государства за определенные заслуги , размер выплат полностью зависит от суммы социальной пенсии.

* - от размера, указанного в п.п. 1 п. 1 статьи 18 закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ. В 2017 году базовый составляет 4959,85 рублей.

Условия и порядок назначения в ПФР

Для назначения ДЕМО необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Убедиться в принадлежности права на выплату (необходимо иметь отношение к определенной ).
  2. Подготовить необходимый пакет документов, в зависимости от данной категории.
  3. Обратиться в местный отдел ПФР с заявлением на выплату ДЕМО и представить пакет документов.
  4. Ожидать решение органа ПФР. В случае удовлетворения заявления - дополнительное обеспечение будет назначено и выплачено за весь период после возникновения права. Решение принимается в течение 10 дней со дня приема заявления и документов.

Если же орган ПФР принимает решение об отказе назначения ДЕМО, то в его обязанности входит оповещение претендента в течение 5 дней со дня вынесения решения, с указанием причин и способах его обжалования, а также возвращение документов.

После назначения последует выплата вместе с пенсией, тем же способом, а изменить способ доставки можно, обратившись с заявлением в ПФР.

Документы для получения выплаты

Обращаясь в территориальный отдел ПФР, представляются следующие документы:

  • заявление о назначении;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на выплату (удостоверение о праве на льготы или справка из архива, справка от комиссии МСЭ);
  • извещение о гибели, свидетельство о заключении брака и свидетельство о смерти военного (требуется при обращении вдов военных, погибших на войне с Финляндией, Японией и на фронте ВОВ, а также вдов умерших инвалидов ВОВ).

Если претендент на ДЕМО имеет гражданство Российской Федерации, но проживает постоянно в иностранном государстве, то ему необходимо будет подтвердить свое российское гражданство при обращении в ПФР.

Выплата ДЕМО пенсионерам

Первая и последующие выплаты будут произведены совместно с пенсией . Однако выплата может быть прекращена в некоторых случаях, а именно:

  1. В случае лишения государственных наград и званий гражданина;
  2. В случае обнаружения фальшивых, недостоверных или необоснованных сведений, по которым производилось назначение выплаты. Восстановление выплаты может произойти только тогда, когда произойдет восстановление прав гражданина на государственные награды и звания.

Те денежные средства, которые выплачивались в качестве ДЕМО, предназначались гражданину и не были получены им в связи с его смертью, будут выплачены его наследникам на общих условиях.

Заключение

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение несет социальный характер и предназначено для выражения признательности гражданам, имеющим особые достижения перед народом, государством и страны в целом. Материальная поддержка в виде ДЕМО, обеспечивает гражданину более достойное существование.

Даже если гражданин не обращался в ПФР, но имеет право на установление ДЕМО, он может обратиться с заявлением о назначении, причем выплата будет произведена за весь период от возникновения права и до дня обращения.

Для более подробной информации при наличии индивидуальных случаев, не описанных выше, необходимо обращаться в местный отдел ПФР по месту пребывания или регистрации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: