Единый государственный экзамен по обществознанию. Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 -С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.


C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.


Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.

Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.

В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.

С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.

Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.

Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.

(Ф. А. фон Хайек )

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проявления привлекательности:

Нет спонтанности;

Гарантирует обязательное удовлетворение сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом - менее важных;.

ИЛИ общая шкала приоритетов определяет, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет;

2) трудности:

Отражает только позицию и интересы «организатора» (государства, плановых органов и т. п.);

ИЛИ нет взаимоприспособления планов участников экономической деятельности;

Неэффективность (не гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или по крайней мере не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Пензенского государственного педагогического университета

Единый государственный экзамен по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Вариант № 3

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть 1 состоит из 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых верный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр).

Часть 3 состоит из 9 заданий с развернутым ответом (С1–С9).

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

А1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1. эволюцией

2. революцией

3. прогрессом

4. контрреформой

А2. Всё то, что создано человеком, в своей совокупности называется

1. искусством

2. прогрессом

3. культурой

4. техникой

A3. Министерство образования и науки проводит реформу образования в РФ. Что является объектом данной деятельности?

1. система образования

2. министерство образования и науки

3. средства и методы проведения реформы

4. сотрудники министерства

А4. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Критерием истинности знания является его простота и ясность.

Б. Критерием истинности знания является его очевидность.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А5 К очевидным преимуществам рыночной экономики следует отнести

1. снижение миграционных процессов

2. восприимчивость к достижениям науки и техники

3. неуклонное движение в сторону полной занятости

4. гармонию личных и общественных интересов

А6. Гражданин сдает принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Как называется доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью?

1. капитал

2. прибыль

4. процент

А7. Организацию, которая в условиях рынка призвана обеспечить регулярное осуществление купли-продажи акций, облигаций и др. ценных бумаг , называют

2. фондовой биржей

А8. Ознакомьтесь с данными Росстата о структуре расходов государственного бюджета России и ряда стран мира в 2006 г. (в %).

общественный порядок,

безопасность

Здравоохранение

Образование

окружающей

Австралия

Германия

Нидерланды

Какой вывод может быть сделан на основе приведенных данных?

1) Расходы на здравоохранение в бюджетах всех стран приблизительно равны.

2) Наибольшие расходы на защиту окружающей среды предусматривали бюджеты Австралии и Германии.

3) Финансирование образования в наибольшем объеме предусматривали бюджеты США и Германии.

4) Наибольшие расходы на оборону и охрану общественного порядка предусматривали бюджеты России и США.

А9. Верны ли следующие суждения о предмете экономики как науки?

А. Экономика – наука о принципах функционирования рыночных механизмов.

Б. Экономика – наука о рациональном и эффективном использовании ограниченных ресурсов .

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А10. По какому признаку люди и их группы образуют такую социальную общность, как сельчане?

1. территориальному

2. социально-классовому

3. этническому

4. культурному

А11. Как моральные, так и правовые социальные нормы

2. представлены в письменной форме

3. регулируют общественные отношения

4. выражают представления государства о справедливости

А12. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Получить полный текст

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4.оба суждения неверны

А13 Республика - это форма

1. правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

2. многопартийной политической системы

3. государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

4. правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

А14. Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

1. Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

2. Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

3. Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

4. Выборы проводятся на безальтернативной основе.

А 15. Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему?

1. создание общенационального избирательного округа

3. предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире

А16. Верны ли следующие суждения об организациях, представляющих гражданское общество?

А. Гражданское общество представляют неправительственные правозащитные организации.

Б. Гражданское общество представляют Федеральное Собрание РФ и Общественная Палата РФ.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А17. К основам конституционного строя РФ относится положение о (об)

1. государственном финансировании политических партий

2. народовластии и республиканской форме правления

А18. Полная дееспособность по общему правилу

1. начинается с совершеннолетия

2. возникает с рождения

3. возникает с момента получения паспорта

4. длится до достижения пенсионного возраста

А19. К принципам демократического судопроизводства относят

1. обязательность личного признания обвиняемого для вынесения приговора

2. влияние общественных организаций на судей

3. отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях

4. право обжалования приговора в вышестоящей судебной инстанции

20. В каком случае при разборе дела в суде судья будет опираться на нормы гражданского права?

1. Гражданин К., не согласный с условиями завещания, подал иск в суд на своего брата.

2. Гражданка М. была вызвана в суд по вопросу неуплаты налога с продажи принадлежащего ей земельного участка.

3. Гражданин Ш. подал иск в суд на администрацию учреждения, не согласившись с размером денежного пособия, выплаченного ему при увольнении.

4. Гражданка Ю. подала в суд жалобу на соседа, так как он регулярно вынимал корреспонденцию из её почтового ящика и прочитывал присылаемые ей письма.

Часть 2

В1. Запишите слово, пропущенное в таблице .

Форма освоения мира

Ответ: _____________________.

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «вид деятельности ».

1) трудовая; 2) инстинктивная; 3) учебная; 4) созидательная; 5) творческая; 6) целенаправленная.

Ответ: _____________________.

В3. Установите соответствие между санкциями и видами социальной ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

САНКЦИИ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А) увольнение 1. моральная

В) штраф 2. юридическая

Г) порицание

Д) отказ от общения

Е) выговор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

В4. Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. гарантированность прав человека

2. разделение властей

3. наличие законодательства

4. верховенство права

5. выборы в представительные органы власти

Ответ: __________________.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Большая часть природных ресурсов сосредоточена в странах с традиционной или переходной экономикой. (Б)Отсюда учёные делают вывод, что ресурсообеспеченность не играет определяющей роли в экономическом развитии страны. (В)Можно предположить, что зависимость от импорта сырья делает внешнюю политику этих стран не всегда оправданной. (Г)Для стран-экспортёров сырья опасность, на наш взгляд, состоит в отсутствии интереса в развитии своего производства.

Получить полный текст

Определите, какие положения текста носят

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .

«Социальные ценности – это ценностные представления, принятые данной социальной _____________(А). Они более многообразны, чем индивидуальные ценности, и в большей мере определяются этнической психологией, особенностями образа жизни, религии, экономики и культуры. Функция норм в обществе не сводится только к непосредственному _______________(Б) социального поведения индивидов. Они делают такое поведение в достаточной мере ______________(В). Нормы предписывают всем членам данной социальной группы в определённой ______________(Г) вести себя строго определённым образом. Невыполнение этого нормативного предписания подкрепляется угрозой социальных ________________(Д). Нормы становятся таковыми только тогда, когда они приняты всеми членами ___________________(Е)».

б) развитие экономической демократии.

5. Безработица:

б) структура и виды безработицы;

в) масштабы безработицы.

6. Государственное регулирование рынка труда:

а) стимулирование роста занятости;

в) программы социального страхования.

Возможно другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают ее в определенной последовательности

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается последовательно.

ИЛИ формулировки пунктов плана корректны.

В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определенной, адекватной теме, последовательности.

Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не дает.

Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: