Основные требования человека в разные возрастные периоды

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема 1. Рост и развитие. Потребности человека в разные возрастные периоды

Вопросы

Рост и развитие

Потребности

Основные потребности

Рост и развитие

Человек растет и развивается с момента оплодотворения яйцеклетки и образования зиготы до наступления биологической смерти. Эти процесс, являясь общебиологическими свойствами живой материи, характеризуются рядом универсальных закономерностей.

1. Генетическая детерминированность - заложенность программы роста и развития индивидуума с момента зачатия.

2. Стадийность - последовательность изменений организма человека в течение, жизни, которая также генетически заложена в наследственном материале. Однако временные границы отдельных стадий могут варьировать; при этом активность процесса роста и развития различна на разных стадиях жизни. На каждой стадии происходят количественные и качественные изменения, что обуславливает необратимость процесса. Для роста и развития человека характерно сочетание постепенности и скачкообразности в динамике процессов.

3. Гетерахромия - разновременность как в созревании разных систем организма (или тканей), так и в формировании разных признаков в пределах одной системы.

Концепция системогенеза П.К. Анохина. В процессе развития человека опережающими темпами созревают жизненно важные функции, обеспечивающие первоочередное формирование комплексных адаптивных реакций, специфических для каждого конкретного этапа взаимодействия организма с внешней средой. При этом отмечается значительное индивидуальное разнообразие возрастной динамики в пределах выделенных этапов онтогенеза, которое в определенной степени зависит от уникальной наследственной программы.

4. Характерные морфофизиологические особенности, проявляющиеся в каждый период онтогенеза, т.е. возрастные особенности в строении или деятельности тех или иных систем. Эти особенности ни в коей мере не являются (не могут являться) свидетельством неполноценности организма ребенка и взрослого на отдельных этапах онтогенеза, Наоборот, именно комплексом подобных особенностей характеризуется тот или иной возраст,

5. Дифференциация и интеграция частей и функций организма, автономизация развития, возрастающая в ходе филогенеза человека.

6. Диалектическое единство непрерывного и прерывистого, постепенность и цикличность; переход количественных изменений в качественные.

Например: у детей вначале отмечается высокая скорость процессов роста и развития, затем отмечается их.замедление. В пубертатный период происходит так называемый спурт- скачок к ускорению, а затем скорость процессов роста и развития снижается ниже уровня до пубертатного периода и в дальнейшем затормаживается (в качестве иллюстрации можно вспомнить, что человек перестает расти в длину после 21 года).

При этом необходимо отметить, что если развитие всегда идет по нарастающей, то рост - это изменение, а не приращение; его фундаментальное свойство - обновление, т.е, утрата одних (отдельных) частей (и функций) и добавление других.

Таким образом, развитие в широком смысле - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, которые приводят к повышению уровня сложности организации органов и тканей при взаимодействии всех его систем. Следовательно, развитие включает три основных процесса:

дифференцировку органов и тканей;

формообразование (т.е. приобретение организмом характерных, присущих ему форм).

Все три процесса находятся в тесной взаимосвязи и постоянно взаимозависимы.

У детей развитие - это прежде всего количественный процесс (т.е. непрерывное повышение массы органов, сопровождающееся увеличением числа их клеток или их размеров); хотя и здесь сохраняются закономерности:

неравномерности и непрерывности;

гетерохронии развития.

Периодизации возрастов человека была впервые принята в 1965 г. на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии:

I. Пренатальный этап:

а) эмбриональный период (первые 8 недель гестации);

б) фетальный период (с 8 полных недель до 40-42 нед.);

II. Постнатальный этап:

а) период новорожденности (10 дней);

б) период грудного возраста (до 12 мес.);

в) период раннего детства (от 1 до 3 лет);

г) период 1-го детства (от 4 до 7 лет);

д) период 2-го детства (мальчики - 8-12 лет); (девочки - 8-ll лет);

е) подростковый возраст, или период полового созревания (мальчики-13-16 лет); (девочки-12-15 лет);

ж) юношеский возраст (мальчики - 17-21 год) (девочки - 16-20 лет);

з) зрелый возраст (21-44 года - ранняя зрелость; 44-59 лет - поздняя зрелость;

и) 60-69 - период пожилого возраста;

к) 70- 79 - период ранней старости;

л) 80 и выше - период глубокой старости).

Данная классификация впоследствии подвергалась уточнениям и дополнениям, о которых мы поговорим при изучении последующих тем. Кроме приведённой классификации имеется много других вариантов, в которых были использованы самые разные критерии. Рассмотрим некоторые из них.

1. Классификация Рене Заззо; в основу положены системы воспитания и обучения, в основном совпадающие с этапами детства:

3 года - раннее детство;

3-5 лет - дошкольный возраст;

6-12 лет - начальное школьное образование;

12-16 лет-обучение в средней школе;

17 и старше - обучение в средних и высших учебных заведениях.

2. Классификация П.П. Блонского; в основу положен объективный, легкодоступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смена зубов:

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство;

2,5 года - 6,5 лет - детство молочных зубов;

6,5 лет и старше - детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

3. Классификация Зигмунда Фрейда; в основу положены этапы развития эрогенных зон и типы сексуальности, так как главным источником, двигателем человеческого поведения З. Фрейд считает бессознательное, насыщенное сексуальной энергией (детская сексуальность понимается З. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.):

1 год - оральная стадия (эрогенная зона- слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я".

1-3 года - анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируются опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх- Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

3-5 лет - фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность ко взрослым людям, мальчики - к матери (Эдипов комплекс), девочки - к отцу (комплекс Электры). это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

5-12 лет - латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

12-18 лет - генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

4. Классификация Колберга; в основу положены стадии развития органов чувств, типа мышления, т.е -, интеллекта. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально-логических операций. Основной критерий - интеллект:

от 0 до 1,5-2 лет - сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. (отсюда и название "сенсомоторный");

от 2 до 7 лет - дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья);

от 7 до 12 лет - стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения;

от 12 лет и старше - стадия формальных операций формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

5. Классификация Жоржа Пиаже; в основу положены уровни морального развития человека. Выявленные в исследованиях три уровня и шесть ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека. на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: страх наказания (до 7 лет).

Страх перед правом силы.

Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: стыд перед окружающими людьми (13 лет).

Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень: совесть (после 16 лет).

Желание соответствовать своим нравственным принципам.

Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

6. Классификация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина; в основу положены три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка, и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период:

Младенчество - 0-1 год.

Ведущая деятельность и новообразование: эмоциональное общение ребенка со взрослым, ходьба, первое слово.

Социальная ситуация: освоение норм отношений между людьми.

Ранний возраст-I-3 года.

Ведущая деятельность и новообразование: предметная деятельность, «внешнее Я сам».

Социальная ситуация: усвоение способов деятельности с предметами.

Дошкольный возраст - 3-6(7) лет.

Ведущая деятельность и новообразование: ролевая игра, произвольность поведения

Социальная ситуация: освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми.

Младший школьный возраст - 6(7)-10(11) лет.

Ведущая деятельность и новообразование: учебная деятельность, произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта.

Социальная ситуация: освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток - 10(11)-14(15) лет. Ведущая деятельность и новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представления о себе "не как о ребенке".

Социальная ситуация: освоение норм и отношений между людьми.

Старший школьник (ранняя юность) - 14(15)-16(17) лет. Ведущая деятельность и новообразование: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное и личностное самоопределение.

Социальная ситуация: освоение профессиональных знаний, умений.

Поздняя юность или ранняя зрелость - 18-25 лет. Ведущая деятельность и новообразование: трудовая деятельность, профессиональная учеба.

Социальная ситуация: освоение профессионально-трудовых умений.

Зрелость - после 25 лет.

Ведущая деятельность и новообразование: 20-50 лет зрелость, 50-75 - поздняя зрелость,75 - старость.

Возраст

Понятие «возраст» не только календарное (т.е. по количеству прожитых дней, месяцев или лет от дня рождения), но и биологическое, психологическое и юридическое.

Паспортный возраст - это время от момента рождения, определяемое количеством прожитых лет, месяцев, дней

Биологический возраст - степень морфологического и физиологического развития" организма (истинная степень старения организма}. Расхождение между хронологическим (календарным, паспортным) и биологическим возрастом позволяет оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида в разные фазы старения. Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регулярных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений. Биологический возраст человека зависит:

От наследственности;

От условий внешней среды;

От образа жизни.

Основные проявления биологического возраста при старении - нарушение важнейших жизненных функций, сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и повышение вероятности смерти или понижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из этих проявлений отражает течение биологического времени и связанное с ним повышение биологического возраста.

Критерии определения биологического возраста:

половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

скелетная зрелость (по срокам и степени окостенения скелета);

зубная зрелость (по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

наследственность (по анамнезу семьи);

конституция (соотношение частей и пропорций тела);

интеллектуальная зрелость (уровень развития человека как личности).

у женщин отмечается генетически большая жизнеспособность на протяжении всей жизни, т.е. меньший биологический возраст, чем у мужчин.

Факторы долголетия:

У женщин: удовлетворенность сексуальной жизнью, наличием семьи и детей;

У мужчин - удовлетворенность карьерой..

Психологический возраст - уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. Психологический возраст определяет, кем и как человек себя ощущает на данный момент, т.е. отражает самоощущение и психологический тонус человека. Фактически психологический возраст - это физический возраст, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития и поведения. иначе говоря, психологический возраст - специфическое сочетание психики и поведения человека. Психологический возраст - определенный уровень развития психики. который включает:

а) умственный возраст - определяется с помощью теста Векслера, содержащего вербальные и наглядные задания, по сумме которых получают «общий интеллектуальный показатель» у детей 4-16 лет. Психолог может ориентировочно определять IQ (Ай-Кью, или интеллектуальный коэффициент);

б) социальную зрелость (SQ-Социальный коэффициент) - оценивают по адаптированности человека к социальной среде, которая его окружает. Иногда специалисты оценивают социальный (гражданский) возраст, т. е. уровень усвоения человеком социальных ролей и норм;

в) эмоциональную зрелость, под которой понимают произвольность эмоций, уравновешенность, личную зрелость. Точных критериев для оценки эмоциональной зрелости нет, однако возможны искажения психологического возраста (ощущение себя моложе или старше календарного возраста). Считают, что в 25 лет оценка паспортного и самооценка субъективного возраста совпадают, тогда как молодежь и подростки стремятся к «взрослению» по отношению к реальному возрасту, а люди старше 25 лет _ наоборот, уменьшают его по своим субъективным ощущениям (отставание в среднем на 5 лет за каждое последующее десятилетие). Специалисты с помощью особых методов могут определить, не выходят ли эти искажения за рамки так называемые нормы. Изучением этих проблем занимается наука возрастная психология:

Важно, что психологический и хронологический возраст не должны быть слишком далеки друг от друга (разрыв не должен превышать 3-4 года). И если в юности более естественно чувствовать себя немного старше, а в пожилом возрасте немного моложе, то в зрелом возрасте важна гармония перспективы и опыта.

Психологический возраст определяется путем сопоставления уровня психологического развития человека с соответствующим среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.

Юридический возраст - возраст наступления конкретных прав и обязанностей гражданина, утвержденный законом, например:

возраст совершеннолетия (18);

возраст наступления уголовной ответственности (с 16 лет, а по ряду тяжких и особо тяжких преступлений - с 14 лет);

брачный возраст (в РФ - с 18 лет);

возраст сексуального согласия (16 лет);

призывной возраст (18-27 лет);

трудоспособный возраст (мужчины - 16-59 лет; женщины-16-54года);

пенсионный возраст (мужчины - с 60 лет, женщины с 55 лет) и т.д;

Потребности

(англ. needs) - форма связи живых организмов с внешним миром, источник их активности (поведения, деятельности). Потребности как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. В своих первичных биологических формах потребности выступают как нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности

Движущие силы развития человека - это противоречие между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека (как физическими, материальными, так и духовными) и средствами и возможностями для их удовлетворения. Потребности создают мотивы поведения, того или иного вида деятельности, направленных на их удовлетворение; т.е. побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

Теорию мотивации, или теорию (иерархию) потребностей человека, предложил Абрахам Харольд Маслоу, американский психолог и учёный (1908-1970), в своей книге «Мотивация и личность», выпущенной в 1954 году. В ней он говорит о том, что множество потребностей человека можно разделить на пять основных категорий в направлении от простого к сложному.

Основные потребности

1) Физиологические потребности (голод, жажда, отдых, половое влечение и т.д.).

2) Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности существования, в комфорте, постоянстве условий жизни, в чувстве уверенности, избавления от страхов и неудач).

З) Социальные потребности (в социальных связях, в общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, в совместной деятельности, т.е. потребность в любви).

4) Престижные потребности, или потребности в уважении (в самоуважении, уважении со стороны других, в признании, в достижении успеха и высокой оценки со стороны других людей, в служебном росте, в одобрении, признании).

5) Духовные потребности (в познании, в самоактуализации, в самовыражении и самоидентификации. Если уточнить содержание данной группы, то их можно разбить ещё на три категории, и тогда общее количество уровней увеличится до семи:

5-й уровень - познавательные потребности (знать, уметь и исследовать);

6-й уровень - эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7-й уровень (высший) - потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, в развитии собственной личности).

По мере удовлетворения низких потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такие потребности не находятся в неразрывной последовательности: и не имеют фиксированного положения. Такая иерархия наиболее устойчива, но у разных людей взаимное расположение потребностей - может варьировать. Бывает, что потребность, например, в самоуважении более насущна, чем потребность в любви. Таким образом, возникновение (актуализация) следующих потребностей процесс постепенный, с медленным пробуждением и активизацией. Если базовые потребности удовлетворены совсем незначительно, то потребностей более высокого уровня может не возникнуть вовсе.

Интересно то, что понятие «пирамида потребностей» у Маслоу отсутствует. Он предлагает для иллюстрации не пирамиду, а спираль, что, по его мнению, более точно отражает теорию мотивации. Суть дела состоит в том, что представленная иерархия содержит потребности универсальные и располагает их по принципу насущности их удовлетворения.

Маслоу соглашается, что иерархия потребностей может зависеть от условий, в которых находится личность, у некоторых людей потребности высокого порядка могут вообще не возникать (в скромных условиях существования достаточного требуемого количества пищи).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

Факторы, оказывающие воздействие на потребности

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человек должен адекватно удовлетворять свои потребности: вести ЗОЖ, повышать свой материальный, познавательный и духовный уровень, заниматься самоусовершенствованием. Регулируя потребности, необходимо учитывать внешние факторы: окружающую среду (можно изменять), наследственность, пол и возраст (невозможно изменить).

Чтобы жить в гармонии с окружающей средой, человеку надо удовлетворять свои потребности: соблюдать здоровый образ жизни; жить в гармонии со своим окружением; повышать материальный и духовный уровень.

Потребности в действиях или поступки сопровождаются изменением в психоэмоциональной, познавательной, психомоторной сфере человека и зависят от свойств личности, возраста человека, уровня его образования и способности осознать дефицит чего-либо.

Потребности влияют на переживания, волю человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

Регулируя потребности, необходимо учитывать внешние факторы.

К внешним факторам, от которых зависит степень удовлетворения потребностей, относятся условия окружающей среды.

К факторам, которые изменить нельзя, относятся возраст, пол человека, наследственность.

Факторы риска, влияющие на образ жизни человека, могут привести к нарушению удовлетворения потребностей. К ним относятся - плохая экология, гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки, стрессовые ситуации.

Потребность в сестринском уходе универсальна, она необходима человеку от рождения до смерти. Медицинская сестра должна активно привлекать пациента, членов его семьи в удовлетворении потребностей в самоуходе, помогая ему сохранить свою самостоятельность, независимость.

Термин "самоуход" употребляется, когда речь идет о деятельности служб здравоохранения, участии членов семьи пациента, его друзей, групп самопомощи и взаимопомощи. Самоуход предполагает участие самого пациента, направленное на удовлетворение его жизненно важных потребностей, в результате чего обеспечивается достаточный для него уровень здоровья.

Новая программа ВОЗ «Здоровье для всех в 21-м·столетии» направлена на укрепление и охрану здоровья людей на протяжении всей жизни. Первоочередная задача мед.сестры, как носителя специальной информации - это санитарно-просветительная деятельность, обучение населения правилам и приемам ЗОЖ; демонстрация последствий влияния вредных факторов на здоровье и качество жизни, т.е. профилактическая работа с целью оздоровления людей.

Именно этой цели служит изучение дисциплины «Здоровый человек и его окружение» как составляющего элемента, участвующего в освоении профессионального модуля «Профилактическая деятельность». И именно аспектами этой проблемы мы будем заниматься в процессе изучения вышеназванной дисциплины.

Вопросы по теме:

Закономерности роста человека

Периодизации возрастов человека Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии

Периодизации возрастов человека Рене Заззо по этапа детства

Периодизации возрастов человека П.П. Блонского по особенностями конституции растущего организма признак - появление и смена зубов:

Периодизации возрастов человека Зигмунда Фрейда по этапам развития эрогенных зон и типы сексуальности

Периодизации возрастов человека Колбергапо стадии развития органов чувств, типа мышления, т.е -, интеллекта

Периодизации возрастов человека Жоржа Пиаже по уровню морального развития человека.

Периодизации возрастов человека по Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина

Понятие «возраст».

Хронологический или паспортный возраст

Биологический возраст

Психологический

Юридический

Понятие потребности Основные потребности

Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

«Спираль потребностей» Маслоу

Факторы, оказывающие воздействие на потребности

Задача мед.сестры, в формировании ЗОЖ

Тема 2 . Внутриутробный период

Вопросы

Внутриутробный этап - антенатальный период

Значение дородовых потранажей.

Факторы влияющие на здоровье плода

Количество часов -2.

Антенатальный период

Антенатальный период является важным для последующего состояния плода в родах и развития новорожденного. Своевременная пренатальная диагностика и лечение различных нарушений состояния плода -- это главные факторы профилактики осложнений неонатального периода. В период беременности и родов плод, плацента и околоплодные воды составляют единую функциональную систему -- фетоплацентарный комплекс. Оценка состояния его в значительной мере позволяет судить о течении беременности, наличии отклонений в развитии плода, прогнозировать исход родов для новорожденного.

Антенатальный, или внутриутробный период длится 280 дней от зачатия до наступления родов. В акушерстве и педиатрии принято исчислять срок беременности в неделях (так как в неделе всегда 7 дней, а в месяце количество дней колеблется·от 28 до 31). Следовательно, длительность антенатального периода составляет 38-42 недели.

Роды ранее 38 недель называют преждевременными. а новорожденного - недоношенным. Роды после 42 недель называют запоздавшими, а новорожденного - переношенным.

у словно беременность делится на три триместра:

1-3 мес. -1-й триместр;

4-6 мес. - 2-й триместр;

7-9 мес. - 3-й триместр.

Классификация антенатального периода

1. По состоянию и степени развития ребенка:

1-15-й день - зародышевый период;

16-75-й день - эмбриональный период;

76-181-й день - ранний фетальный (плодный)период;

182-280-й день - поздний фетальный (плодный) период.

II. По течению и срокам беременности:

от оплодотворения до окончания 22-й недели - ранний антенатальный период; рождение плода в этом периоде считают ранним или поздним выкидышем вследствие невынашивания беременности.

от 22 полных недель до 38--42 недель - поздний антенатальный период, включая:

а) с 22 до 27 недель - сверхранние роды вследствие недонашивания беременности плодом с экстремально низкой массой тела;

б) с 28 до 37 недель - преждевременные роды вследствие недонашивания беременности плодом с низкой или очень низкой массой тела;

в) с 38 до 42 полных недель - срочные роды доношенным новорожденным ребенком.

Значение дородовых потранажей.

Для максимальной защиты плода от негативных воздействий проводятся так называемые мероприятия по антенатальной охране плода, которые осуществляются совместно акушерской и педиатрической службами.

Прежде чем составить план таких мероприятий, необходимо выяснить, каким неблагоприятным влияниям будет подвергаться плод в каждом конкретном случае, каковы особенности семьи, ожидающей ребенка, и т. д.

С целью получения подробной информации и выработки дальнейшей тактики ведения беременной участковая педиатрическая сестра или фельдшер ФАПа проводит дородовые патронажи.

Дородовые патронажи являются методом активного динамического наблюдения по определённой схеме.

В плановом порядке проводится два таких патронажа, по назначению врача их может быть три, четыре и более.

1-й дородовой патронаж проводится после постановки на учет в ЖК и поступления информации об этом в регистратуру детской поликлиники (оптимально до 8-12 недель).

Цели: а) выявление факторов риска беременной и определение групп риска и расчет степени перинатального риска в баллах;

б) составление индивидуального плана наблюдения за беременной и антенатальной охраны плода на основе полученной информации, под руководством и контролем врача.

2-й дородовой патронаж проводится перед оформлением декретного отпуска, т.е. в сроке 30-32-й недели.

Цели: а) Оценивание состояния беременной, результатов выполнения данных ей рекомендаций, прогнозирование отклонений в поздних сроках и в течении -родов.

б) Подготовка семьи к рождению ребенка (информирование о признаках родовой деятельности о необходимости косметического ремонта в комнате будущего ребенка, о необходимой мебели, белье, предметах ухода и лекарственных средствах, обучение правилам подготовки молочных желез к кормлению).

В процессе проведения дородового патронажа на основе выявленных у беременной и ее семьи факторов риска:

а) определяют группы риска беременной (их 14);

б) рассчитывают степень пренатального риска в баллах.

Факторы влияющие на здоровье плода

Факторы, влияющие на плод во время беременности. К ним относят:

Желанность беременности, отношение к ней самой женщины и членов семьи.

Социальные, жилищно-бытовые и материальные условия.

Вредные привычки беременной и членов семьи.

Профессиональные вредности у беременной и у отца ребенка.

Применение лекарственных средств

Стрессовые воздействия.

Физические нагрузки.

Питание беременной.

Экологические обстоятельства.

Режим дня беременной (прогулки, сон, отдых).

Наследственность со стороны родителей будущего ребенка и членов их семьи.

Состояние здоровья женщины до и во время беременности.

Наличие очагов хронической инфекций

У беременной; контакты с инфицированными больными и острые инфекционные заболевания беременной.

Уровень ответственности за здоровье ребенка беременной и членов ее семьи.

Постоянный динамический врачебный контроль.

На основании информации о перечисленных факторах, полученной у беременной и ее семьи, определяют группы риска беременных женщины

женщины до 18 лет и первородящие старше 30 лет;

женщины, имеющие массу тела менее 45 кг и более 91 кг;

женщины, имевшие свыше 5 беременностей;

женщины с угрозой преждевременных и запаздывающих родов (в т.ч. имеющие недоношенные и переношенные беременности в анамнезе с гестозами);

женщины с многоплодной беременностью;

женщины с отягощенным акушерским анамнезом (аборты, выкидыши, мертворождения, узкий таз, пороки развития матки, рубцы матки и т.д.);

женщины с экстрагенитальной патологией (сахарный диабет, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, пороки сердца и т.д.);

женщины с социальными факторами риска (многодетные, одинокие, малообеспеченные. и т.д.);

женщины с профессиональными вредностями (медицинские работники, учителя, работницы лакокрасочных и гальванических цехов, фабрик по производству моющих средств, почтальоны и т.д.);

женщины с вредными привычками (табакокурение, алкогольная зависимость, наркомания, токсикомания);

перенесшие. в ходе беременности острые инфекции;

женщины с резус-отрицательной кровью, особенно при 2-й и последующей беременности;

студентки вузов и других учебных заведений;

женщины с наследственными заболеваниями у родителей и родственников.

Затем производится подсчет пренатальных факторов риска в баллах по следующим группам признаков (факторов):

I-я группа - социально-биологические факторы; 2-я группа - акушерско-гинекологический анамнез;

II-я группа - экстрагенитальные заболевания беременных; 4-я группа - осложнения беременности;

III-я группа - патологические состояния плода и некоторые показатели нарушений его жизнедеятельности (см. табл. 1).

Таблица 1. Оценка пренатальных факторов риска

Фактор риска

Оценка в баллах

Социально-биологические факторы

Возраст матери:

моложе 20 лет

40 лет и старше

Возраст отца:

40 лет и более

Профессиональные вредности:

Вредные привычки у матери:

курение (одна пачка сигарет в день)

злоупотребление алкоголем у отца:

злоупотребление алкоголем

Эмоциональные нагрузки у матери

Рост и масса тела матери:

рост 150 см и менее

масса тела на 25% выше нормы

сумма баллов

Акушерско-гинекологический анамнез

Паритет (число предшествующих родов):

Аборты перед родами у первородящих:

Аборты в промежутках между родами:

Преждевременные роды:

Мертворождение:

Смерть детей в неонатальном периоде:

одного ребенка

двух и более детей

Аномалии развития у детей

Неврологические нарушения у детей

Масса тела доношенных детей менее 2500 г или

4000 г и более

Бесплодие:

5 дети более

Рубец на матке после операции

Опухоли матки и яичников

Истмико-цервикальная недостаточность

Пороки развития матки

Сумма баллов

Экстрагенитальные заболевания беременной

Сердечно-сосудистые:

пороки сердца без нарушения кровообращения

пороки сердца с нарушением кровообращения

гипертоническая болезнь I-П-Ш стадий

вегетососудистая дистония

Заболевания почек:

до беременности

обострение заболевания при беременности

заболевания надпочечников

Эндокринопатии

сахарный диабет

сахарный диабет у родственников

заболевания щитовидной железы

Нарушение свертываемости крови

Миопия и другие заболевания глаз

Хронические инфекции (туберкулез, бруцеллез. сифилис токсоплазмоз и др.)

Острые инфекции при беременности

Сумма баллов

Осложнения беременности

Выраженный ранний токсикоз беременных

Поздний токсикоз беременных:

нефропатия беременных I-II-I1I степени

преэклампсия

эклампсия

Кровотечение в 1 и II половине беременности

Резус- и АВО-изосенсибилизация

Многоводие

Маловодие

Тазовое предлежание плода

Многоплодие

Переношенная беременность

Неправильное положение плода (поперечное, косое)

Сумма баллов

Патологические состояния плода и некоторые показатели нарушения его жизнедеятельности

Гипотрофия плода

Гипоксия плода

менее 4,9 мг в 30 нед. беременности

менее 12 мг в 40 нед. беременности

Изменение околоплодных вод при амниоскопии

Сумма баллов

Суммарная оценка:

Итоговая оценка проводится по следующей шкале:

10 баллов и выше - беременные группы высокого риска (необходимо тщательное динамическое наблюдение с привлечением квалифицированных специалистов в условиях перинатальных центров и научно-исследовательских институтов);

9-5 баллов - беременные группы среднего риска (необходимо наблюдение и обследование с привлечением узких специалистов городского уровня или ЦРБ);

1-4 балла - беременные группы низкого риска (требуется обычное наблюдение с усилением профилактической работы).

На основании полученной информации медсестра должна составить индивидуальный план ведения беременной и антенатальной охраны плода. Система комплексных государственных мероприятий, направленная на предупреждение патологии беременности, родов и патологии плода и новорожденного, называется системой антенатальной охраны плода и новорожденного.

Основные группы мероприятий этой системы:

1) планирование семьи и вопросы контрацепции;

2) медико-генетическое консультирование семей с наследственной отягощенностью;

3) проведение не менее двух дородовых патронажей педиатрической службой (по показаниям и более двух);

4) обязательное 3-кратное УЗИ в сроках 6-12 недель, 14-20 недель и 26-32 недель (по показаниям - и чаще);

5) оказание помощи в перинатальных центрах разного уровня по показаниям;

6) использование специальных методов диагностики в перинатальном периоде для своевременного лечения беременности по соответствующим медицинским показаниям;

7) выбор рационального метода родоразрешения;

8) организация совместного пребывания матери и ребенка с 1-го дня и раннее прикладывание к груди с дальнейшим вскармливанием по требованию ребенка.

Действует скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации и ранней гибели по пяти заболеваниям:

Фенилкетонурии;

Врожденному гипотиреозу;

Муковисцидозу;

Галактоземии; .

Адреногенитальному синдрому.

Она заключается в том, что у 100% детей, родившихся в России, берется кровь на анализ по названным заболеваниям. Анализ про водится в условиях медико-генетической консультации. В случае положительного результата ребенку назначают, например:

при фенилкетонурии - специальную диету (до 5-6 лет);

при врожденном гипотиреозе - гормоны щитовидной железы (пожизненно).

В результате развиваются полноценные во всех отношениях дети (т. е. 100% результат лечения). В противном случае у детей развивается тяжелая и необратимая умственная отсталость.

С первыми признакам и родовой деятельности начинается интранатальный этап, и женщина поступает в родильный дом.

С появлением ребенка начинается неонатальный период.

Вопросы для контроля

Длительность антенатального периода

Какие роды называются называют запоздавшими

Классификация антенатального периода по состоянию и степени развития ребенка:

Классификация антенатального периода по течению и срокам беременности

С какой целью проводятся проводит дородовые патронажи

В какие сроки беременности проводят 1-й и 2-й дородовой патронаж

Цель 1-го дородового патронажа?

Цель 2-го дородового патронажа?

Что определяется в процессе проведения дородового патронажа на основе выявленных у беременной и ее семьи факторов риска?

Оценка пренатальных факторов риска

Факторы, влияющие на плод во время беременности?

По каким пяти заболеваниям проводится скрининг-программа для защиты новорожденных от инвалидизации и ранней гибели?

Что называется системой антенатальной охраны плода и новорожденного?

Тема 3. Грудной период, его характеристика

Вопросы

Рост и развитие ребенка грудного возраста.

Вскармливание. Прикорм. Расчет количества пищи

А натомо - фи з иологические особенности детей периода младенчества

Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. .

Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденности:

обильное кровоснабжение;

сниженные защитные функции;

несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).

Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.

В связи с развитием моторных функций совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.

За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.

Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С l-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие, улучшаются функции кожи.

К концу 1 месяца полностью эпителизируется пупочная ранка. В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются те же правила личной гигиены и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).

В связи с активным ростом скелета витамина D, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина D - 500 МЕ в сутки.

Костно-мышечная система интенсивно развивается. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц. груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти, стопы) развивается значительно медленнее.

К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.

Большой родничок сохраняется практически в течение всего l-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам:

Формируются изгибы позвоночника:

К 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);

К 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в саггитальной плоскости);

К 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке (рис. 24): - медиальные резцы - в 6-9 мес.;

Латеральные резцы - в 9-12 мес.,;

Первые коренные - в 12-15 мес.;

Клыки - в 16-20 мес.;

Вторые коренные - в 21-24 мес.

К одному году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ = n -4, где n - число месяцев до 24.

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).

Костная ткань отличается преобладанием органических ве...

Подобные документы

    Характеристика особенностей физического развития человека, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Морфологические и функциональные показатели. Нервно-психическое развитие ребенка в норме.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Понятие физического развития ребенка как динамического процесса роста в разные периоды детства. Особенности нервно-психического развития, его основные показатели у ребенка от рождения и до года. Физиологические рефлексы и эмоциональные реакции ребенка.

    презентация , добавлен 05.05.2014

    Особенности развития младших школьников. Темпы физического развития, акселерация и децелерация. Основные законы роста детей. Методика антропометрических измерений и инструментарий. Анализ показателей физического развития детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2014

    Мониторинг физического развития дошкольников. Основные особенности развития детей дошкольного возраста и их оценка. Выявление причин нарушения физического развития детей. Состояние опорно-двигательного аппарата. Измерение роста у детей старше года.

    реферат , добавлен 10.06.2013

    Рост и развитие ребенка на этапе дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет. Возрастные особенности соединений костей, позвоночника, грудной клетки, черепа, скелета конечностей. Акселерация развития и факторы онтогенеза. Расчет показателя крепости телосложения.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Динамика нервно-психического развития детей, основные этапы и показатели данного процесса. Методика и главные критерии оценки нервно-психического развития детей: жалобы и расспрос, осмотр и наблюдение, ощупывание и определение кожной чувствительности.

    презентация , добавлен 05.01.2016

    Морфофункциональная характеристика детского организма по периодам развития, особенности формирования органов и систем. Методика исследования физического развития и функционального состояния организма детей школьного возраста, адаптация к нагрузкам.

    учебное пособие , добавлен 20.01.2012

    Неотложные состояния в педиатрии. Симптомы аллергических состояний, требующих неотложной помощи. Показатели физического и нервно-психического развития детей до 7 летнего возраста. Рост, масса тела и окружность грудной клетки. Питание детей до 3 лет.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2010

    Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного возраста. Особенности вскармливания детей грудного возраста. Главные задачи дородового патронажа. Требования к одежде, обуви беременной. Рекомендации по режиму дня для детей грудного возраста.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введения понятия «биологический возраст», или «возраст развития».
П о т р е б н о с т ь – это нужда, необходимость в чем-либо. Потребности служат мотивом к действию. Каждому возрасту присущи свои потребности. Но вместе с тем, есть базовые потребности, которые присущи человеку в любом возрасте.
Удовлетворение потребностей необходимо для нормального функционирования человеческого организма, духовного и физического развития человека. Потребности человека можно разделить на три группы.
1. – потребности биологические, т. е. необходимость в дыхании, воде, еде, адекватном температурном режиме. Без этого человеческий организм погибнет.
2. – потребности материальные, т. е. необходимость в одежде, обуви, жилище и многих других вещах, без которых немыслима жизнь современного человека. Они могут быть разными у разных групп людей.
3. – это социальные потребности, порожденные обществом и социальной сущностью человека. В них воплощается нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в общественной деятельности, в самореализации, в общественном признании. У подавляющего большинства людей развита потребность в совместной жизни, потребность заботиться о близких, стремление быть услышанным и понятым людьми, которые окружают. К этой же группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства.
4. — Духовные потребности не являются жизненно необходимыми и имеются не у всех людей. Духовность — это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному или общественному идеалу, общечеловеческим ценностям, развивать добродетели (честность, милосердие, мужество, скромность, терпение, терпимость и др.). Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному. Это может быть и созерцание природы, и жизнеутверждающая литература, и искусство облагораживающее человека, и медитация, и философия, и религия, и безусловная любовь.
Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и временных неудач. Духовность — самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами, когда супруги стремятся не взять друг у друга, а дать любовь и заботу.
Среди духовных потребностей выделяются стремление к познанию окружающего мира, к творческой деятельности, к самообразованию, к самовыражению.
У духовно развитых людей имеется важнейшая потребность – стремление к труду Процесс труда и особенно его результаты, доставляют человеку огромное моральное удовлетворение.
Потребности человека должны быть разумными. Что это значит? Вполне естественно и оправданно желание людей полноценно питаться, иметь хорошее, удобное жилье, приобретать удобную и красивую одежду, повышать свой культурный и образовательный уровень. Разумные потребности не противоречат нравственным нормам общества и помогают человеку развивать свои наилучшие, подлинно человеческие качества: стремление трудиться и приносить пользу людям, стремление к творчеству, к красоте.
Потребности человека тесно связаны с его ценностными ориентирами. В зависимости от ценностей человек выстраивает свое поведение, деятельность и в конечном итоге – жизнь. Ценностные ориентиры являются важнейшим регулятором поведения человека, и нельзя забывать о том, что человек – существо духовное, и живет он не только для того, чтобы каждый день есть, пить, спать, приобретать материальные ценности, но и для того, чтобы любить, заботиться, творить.
Выделяют разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.
Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни.
Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».
3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Неразумные потребности — такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотических ииъекций.
Извращённые потребности — это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм, некоторые пластические операции.
Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться.
Человек заболевает алкоголизмом потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного.
Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает пагубность, извращённость этих влечений, а потому, что не может сказать твердо «нет» этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.

Основные потребности ребёнка
Физиологические потребности
В первую очередь, это потребность в пище и тепле, в молоке (в питании и питье). Что касается терморегуляции, то знайте, что у совсем маленьких детей этот механизм «отлажен» не так хорошо, как у более старших. Маленькие дети быстро потеют, но и быстро мерзнут, поэтому за этим нужно внимательно следить.
Эмоциональные и психологические потребности
Было установлено, что привязанность к матери (или к лицу, ее заменяющему) играет огромную роль в формировании личности ребенка. Эта тесная связь с матерью возникает очень рано – она рождается из обонятельных и слуховых впечатлений ребенка, но также и благодаря обмену взглядами, ласковыми словами – одним словом, всему, что составляет их общение. Нежность, душевное тепло, внимание и регулярность общения необходимы ребенку. Это позволяет ему чувствовать себя защищенным. Последствия дефицита любви, испытанного в детстве, в зрелом возрасте зачастую с трудом поддаются коррекции.
Сенситивные потребности
Уже с самого рождения все органы чувств ребенка развиты достаточно хорошо, и структуры его головного мозга будут формироваться в соответствии с получаемой от них информацией. Но для полноценного развития органов чувств требуется постоянная стимуляция. Таким образом, для развития будущего интеллекта ребенка (в самом широком смысле этого слова) важно не оставлять его на целый день одного в колыбельке, но стараться постепенно включать его в жизнь, побуждая к познанию.
По мере роста и развития, у ребёнка кроме потребности в защищённости и любви появляется потребность в освоении ряда навыков.
Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).
Кроме того, появляется потребность соответствовать требованиям своего возраста.
Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены — самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении «непризнанного гения», все достижения которого на словах, а на деле — избегание работы и ответственности.
Для ребёнка очень важна потребность оставаться самим собой (сохранять индивидуальность).
С одной стороны, задача родительского воспитания — приучить ребенка к требованиям общества, жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно в воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

В старческом возрасте важно удовлетворение таких потребностей как

1. ощущать принадлежности к группе или группам;
2.ощущать личностный комфорт во взаимодействии с людьми;
3. ощущать общность с другими людьми;
4. ощущать свою нужность;
5. ощущать, что ошибки делать естественно, что совсем не обязательно быть всегда и во всем «первым» и «правильным», «лучшим» и «непогрешимым»;
По мере дряхления организма человек постепенно может потерять способность самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности и вынужден опираться на помощь близких или социальных институтов.

Потребности человека по Маслоу

ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ

Младенец, О—1 год
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались от ложного представления о том, что детей нужно воспитывать и приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец — чистое золото в духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих «примитивных» реакций со стороны того, что его окружает, человеческий организм не может пышно расцвести — он будет чахнуть и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.

Ребенок, начинающий ходить, 1—2 года
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свобода, поощрение, уважение.


На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго. Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле, как «я», как признание «я есть». Это опасное время, потому что ребенок впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую индивидуальность: мир безопасен.
Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не исполнилось одного — двух лет, вы не были обусловлены страхом: вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира. Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать боль — совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма — не что иное, как средство, которое Природа использует для того, чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и заканчивается «я», чтобы помочь ему избежать потенциальных опасностей вроде ожога или падения с лестницы.
Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не входило в намерения Природы. Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии. Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой, слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от отпечатков, полученных в раннем детстве.

Дошкольники, 2 —5 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.


На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения. Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой ответственности за поставленные перед ним задания — ему достаточно играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который испытывает «я» ребенка, когда оно открывается новому миру. Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно держать ложку ребенок начинает осознавать, что «я есть» можно расширить до «я могу». Когда эго двухлетнего человека это осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему принадлежит весь мир — и, конечно же, все члены его семьи.
«Я» в это время подобно только что включенному генератору силы, и, что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание, использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять действительностью с помощью одного только своего желания — это как раз то, что и должно происходить в этом возрасте. В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в том, что эта сила — духовная сила, и только искажения ее ведут к проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания, которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия силы. Без умолку болтающий двухлетний ребенок — это еще крошечный, легко уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он обладает силой.

Дети старшего возраста, 8 —12 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.


Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего радости, потому что именно к этому времени у детей развивается личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм, усиленное стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.
Хотя это звучит и сухо, «разборчивость» — прекрасное качество души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого. В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о самом деликатном даре — личном проникновении в сущность вещей. Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых рук — из рук взрослых. Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа «духовный закон» может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон, родители могут воспользоваться словами «как это работает», или «почему все происходит именно таким образом», или «делай это так, чтобы ты чувствовал, что это хорошо». Это более конкретный способ обучения, опирающийся на опыт.
Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так происходит — это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.

Ранние юношеские годы, 12 —15 лет
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:самоосознание, экспериментирование, ответственность.


Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются потребности, которые родители больше не могут удовлетворить. Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и давления, к которому, может быть, сами родители только что научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.
Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки начинают приносить плоды —сладкие или горькие. Ребенок, который отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего воспитания.
Отрочество — время пресловутой застенчивости, но оно может также стать временем самоосознания.
Когда кончается детство, экспериментирование совершенно естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным. Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я — неслышный голос, который обладает силой выбирать между правильным и неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения, которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка. Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее нервничать) — наблюдать, как в результате экспериментирования с множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь, растет его самоосознание.

Дипак Чопра "Семь Духовных Законов для родителей"

Расположение кливажа в слоях и складчатой структуре. Время его образования.

Кливаж часто бывает избирательным , то есть, наблюдается не во всех слоях. Например, он может быть развит в существенно глинистых слоях и отсутствовать во всех обломочных. В других случаях он развит также в тонкообломочных породах, но отсутствует в среднеобломочных. Наконец, он может быть развит во всех обломочных породах, но отсутствовать в известняках. Замечено, что чем выше метаморфические преобразования пород (но, как я говорила, до определенного предела), тем в большем числе разнообразных пород развит кливаж. Другими словами, при увеличении степени метаморфизма кливаж развивается во все новых и новых разностях пород. При этом можно выстроить такой ряд: глинистые породы – алевритовые породы – мелкозернистые песчаники – крупнозернистые песчаники – известняки.

Избирательное проявление кливажа заключается также в том, что он может быть развит не на всех участках складчатой структуры, а только в определенных ее частях. Обычно это замки складок и смыкающие короткие крылья флексур.

Избирательное проявление кливажа связано с тем, что он начинает развиваться лишь при достижении определенной величины укорочения в породе (она разная для разных пород). Исследователями приводятся цифры 20-30%.

Ориентировка кливажа в складках; время его образования. Как мы уже говорили, кливаж ориентирован перпендикулярно оси максимального укорочения. Также ориентированы и осевые поверхности складок. Логично было бы ожидать, что кливаж параллелен осевым поверхностям складок. Однако при внимательном рассмотрении это оказывается не так. Обычно кливаж образует веер – прямой в компетентных слоях и обратный в некомпетентных (рис.). Это может быть связано только с тем, что кливаж возникает на начальной стадии складкообразования, когда слои еще лежат субгоризонтально, но уже испытывают укорочение вдоль слоистости. Кливаж закладывается перпендикулярно оси укорочения, следовательно, перпендикулярно субгоризонтальной слоистости. На следующей стадии складкообразования слои начинают все быстрее и быстрее изгибаться в складки, а кливаж в компетентных слоях разворачивается в прямой веер. Некомпетентные слои приспосабливаются к изгибу компетентных, что приводит к образованию обратного веера кливажа. Механизм этого процесса будет вполне понятен после рассмотрения механизма образования складок, так что мы к этому вопросу еще вернемся.

Тема: Краткая характеристика анатомо – физиологических, психологических особенностей человека в разные возрастные периоды. Понятие о потребностях человека. Универсальные потребности человека в разные возрастные периоды.

Возрастная периодизация жизни человека:

1.Внутриутробный период – антенатальный:

а) эмбриональный (от зачатия до 12 недель),

б) плацентарный (от 12 недель до рождения);

2. Внеутробный период – постнатальный:

а) период новорожденности – от рождения до 28 дней, (неонатальный);

б) период младенчества – от 29 дня до 1 года, (грудной);

в) преддошкольный период - от 1 до 3 лет;

г) дошкольный период – от 3 до 6 лет;

д) младший школьный – от 6 до 12 лет;

е) старший школьный – от 12 до 18 лет;

ж) юношеский – от 18 до 20 лет;

з) зрелый возраст – от 20 до 55 лет у жен. И до 60 у муж.;

е) пожилой – от 55-60 до 75 лет;

к) старческий – после 75 лет;

л) долгожители – 90 и старше.

Эмбриональный период – является наиболее важным с медицинской точки зрения. В этот период происходит закладка, формирование и дифференцировка органов, тканей и систем организма. На этом этапе развития зародыш превращается в плод с органами и системами. Именно на этом этапе развития человеческий зародыш является наиболее уязвимым к повреждающим воздействиям внешней среды, которые могут вызвать повреждение развивающихся тканей и привести к грубым анатомическим и диспластическим (неправильное развитие органов и тканей) порокам развития или даже к гибели эмбриона и самопроизвольному прерыванию беременности.

В период плацентарного развития происходит интенсивное развитие тканей и органов, нарастание массы и длины тела плода. Идет подготовка к внеутробному существованию.

Если повреждающий фактор воздействует в

эмбриональный период - эмбриопатии;

плацентарный период – фетопатии.

Период новорожденности – наиболее важный с медицинской точки зрения. Он начинается с момента перевязки пуповины и длится до 29 дня жизни. В нем различают ранний неонатальный – от рождения до 7дня жизни, и поздний неонатальный – с8-го по 29 день жизни.

Ранний неонатальный период характеризуется процессами адаптации организма к внеутробному существованию. Наиболее значимые изменения происходят в дыхательной системе и системе кровообращения – начинают функционировать легкие, первый крик – это первый вдох, соответственно начинает функционировать малый круг кровообращения, перекрываются пути гемодинамики внутриутробного периода, возрастает кровоток в сосудах легких и головного мозга. Параллельно перестраивается энергетический обмен и терморегуляция, начинает функционировать ЖКТ, начинается энтеральное питание.

Все органы и системы новорожденного являются функционально не зрелыми. Наименее дифференцированной является кора головного мозга, и поэтому любые раздражения, поступающие в ЦНС вызывают ее торможение, чем объясняется почти постоянный сон новорожденного, прерываемый только на время кормления.

Поздний неонатальный период длится с 7 до 28 день жизни и характеризуется интенсивным развитием анализаторов, особенно зрительного, началом координации движений, образованием условных рефлексов, установлением эмоционального контакта с матерью,появлением улыбки и мимики радости в ответ на общение, с чего собственно и начинается психическая жизнь ребенка.

Для периода новорожденности характерна:

· интенсивность протекания обменных процессов (ЧДД – 45, ЧСС – 160 в 1 мин.);

· интенсивность пластических процессов (быстрое нарастание массы тела);

· устойчивость к инфекциям (скарлатина, корь, дифтерия) за счет пассивного материнского иммунитета;

· несовершенство нэйро-эндокринной и почечной регуляции, что определяет склонность к обезвоживанию;

· появляются пограничные состояния (эритема новорожденных, физиологическая желтуха, половой криз, транзиторная лихорадка).

Грудной возраст – процессы адаптации к внеутробному существованию уже завершены, и происходит бурный рот и развитие ребенка. Масса тела ребенка к году утраивается по сравнению с первоначальной, рост увеличивается на 50%, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13 – 15 см.

Совершенствуется моторная функция:

* В 2 месяца ребенок хорошо держит голову;

* с 4 – 5 мес переворачивается с живота на спину и обратно;

* к 7 мес самостоятельно садится; к концу года начинает ходить, играть с игрушками.

Психическое развитие ребенка :

· появляются условные рефлексы;

· движения глазных яблок становятся координированными;

· фиксирует взгляд на отдельных предметах;

· следит за движением предметов;

· появляется слуховое сосредоточение;

· ребенок начинает узнавать своих близких;

· улыбается, гулит;

· в 5 – 6 мес лепечет слоги «мА», «ба», «па».

К концу года произносит некоторые слова, которые складываются в несложные предложения, понимает запреты, выполняет несложные требования – с этого момента начинает формироваться вторая сигнальная система.

Пассивный иммунитет теряется к 2 – 4 мес, а собственный иммунитет формируется медленно, поэтому существует высокая вероятность заболеваний, особенно дыхательной и пищеварительной систем, а так же генерализация воспалительных явлений и развитие септических состояний.

Преддошкольный период – происходит дальнейшее совершенствование двигательных навыков и умений, его психики и речи, продолжается его активный рост, но темпы его несколько снижены.

Отличительные особенности:

· подвижность;

· любознательность;

· активное познание окружающей среды;

· речь богатая. выразительная, предложения сложные;

· становится капризным, упрямым, застенчивым;

· нет чувства страха.

Этот период требует правильной организации режима ребенка,его воспитания, чтобы оградить детскую психику от чрезмерных эмоциональных нагрузок. Надо всесторонне развивать ребенка, так как именно в этот период в силу пластичности ЦНС складываются его основные характерологические особенности, закладываются основы будущего поведения, возможность лучшей адаптации к окружающему миру.

Дошкольный период – характерно очередное ускорение темпов роста, нарастание массы тела несколько замедляется. Развивается скелет, крепнет мускулатура. Молочные зубы меняются на постоянные. Активно развиваются интеллектуальные способности ребенка. В этом возрасте дети склонны успешно изучать иностранные языки, начинают писать, читать, рисовать. Значительно улучшается память, хорошо запоминают стихи, рассказы.

Совершенствуется иммунная система, снижается склонность к диффузным реакциям, но увеличивается частота инфекционных заболеваний, из – за увеличившихся контактов с окружающими.

Младший школьный возраст – многие органы и системы достигают полного морфологического и функционального развития. Завершается формирование костного скелета и укрепляться мышечная система. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. Появляются первые признаки полового диморфизма.

Заканчивается структурная дифференцировка коры головного мозга, совершенствуется интеллект ребенка, появляются самостоятельные суждения, развиваются волевые качества, усидчивость, расширяется круг интересов, появляются индивидуальные различия в психике, поведении.

Старший школьный (подростковый, пубертатный) период – наиболее сложный и ответственный этап в жизни человека. Это связано с морфологическими и функциональными изменениями, происходящими в организме, а так же с точки зрения психологической адаптации к соц – экономическим условиям в обществе, что связано с изменением социального и юридического статуса.

Юридический подростковый возраст связан с возникновением правовой, юридической ответственности.

Биологически этот период начинается с формирования вторичных половых признаков, а заканчивается полной половой зрелостью.

Наиболее характерной особенностью этого периода является значительная активация эндокринного аппарата: усиливается функция гонад, щитовидной железы, гипоталамо – гипофизарной системы. Начинается период полового созревания.

У девочек в 10 – 12 лет начинают увеличиваться молочные железы, затем появляются волосы на лобке, через 1,5 – 2 года – в подмышечной области, в 12 – 14 лет появляются первые менструации – менархе. К 15 – 16 годам вторичные половые признаки достигают у девушек стадии полного морфологического и функционального развития, но гормональный фон и репродуктивная функция яичников отличается от таковых у женщин зрелого возраста.

У мальчиков первым видимым признаком начала полового созревания является увеличение яичек в 11 лет, появление оволосения на лобке в 12 – 13 лет, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице и в подмышечных впадинах, увеличение длины и диаметра полового члена. Этот процесс продолжается до 16 – 17 лет, когда размеры НПО становятся такими же, как у взрослых.

Подростковый период является самым трудным периодом для психосоциального развития, как для мальчиков, так и для девочек. В этот период происходит преобразование характера, воспитывается воля, проявляется индивидуальность, темперамент.

Специфические соц – психологические особенности подростков:

· изменчивость настроения;

· стремление к самоутверждению;

· стремление к независимости (эмансипации);

· неприятие мнения и опыта старших;

· повышенная чувствительность к мнению других о своих способностях, внешности.

Развивается мировоззрение взрослого, перестраивается мышление от конкретного к абстрактному, формируется половое влечение, возникают проблемы с его реализацией. Все эти моменты в жизни подростков при воздействии каких – либо неблагоприятных биосоциальных факторов могут приводить к негативным реакциям со стороны ЦНС(суицид, булимия, дисморфофобия).

Юношеский возраст – характеризуется завершением физического развития. Замедляется процесс роста, более низкими темпами нарастает масса тела. Завершается формирование скелета. Все органы и системы приобретают черты и свойства зрелого организма.

В этом возрасте окончательно формируется характер, происходит дальнейшее становление личности, ее самоутверждение. Наступает возраст полной гражданской и юридической ответственности: юноши и девушки получают право голоса, на это время приходится служба в армии. Многие создают семьи.

Зрелый возраст – это большая часть жизни человека.

В это время наиболее ярко проявляются индивидуальные черты организма и личности. В этом периоде выделяют несколько «горячих точек».

Первая из них 20 – 25 лет, у девушек основная проблема удачно выйти замуж и родить ребенка.

Мужчины в этот период озабочены не проблемами создания семьи, а проблемами установления возможно большего количества сексуальных контактов.

Основной проблемой у женщин в 30 лет и у мужчин в 40 лет является определение своего места в обществе, поиск смысла жизни. Длится этот период 3 года и заканчивается затишьем, стабильным состоянием вплодь до климактерического периода.

Для этого периода характерна значительная перестройка нейроэндокринной системы, влияющей на все органы и системы организма. Это ведет к снижению интенсивности обменных процессов, появляются первые клинические признаки заболеваний, характерных для более старших возрастных групп. Возникают первые признаки атеросклероза аорты, церебрального атеросклероза, эмфизема легких.

Пожилой возраст 55 – 75 лет характеризуется ускорением процессов старения. Изменяется внешний облик человека, его поведение, психика. Появляются и развиваются болезни, свойственные этому возрастному периоду (ИБС, ГБС, онкологические заболевания). Меняется социальный статус, люди становятся пенсионерами.

Изменения в психической деятельности:

· снижается психическая активность;

· ухудшается память;

· ухудшается сосредоточение;

· ослабевает внимание;

· затрудняется переключение с одного вида деятельности на другой.

Старческий возраст – инволюционные процессы, начавшиеся в предыдущих периодах, становятся боле выраженными. Резко снижаются все основные физиологические функции, ослабевают приспособительные механизмы, постепенно затухают жизненные процессы, увеличивается вероятность естественной смерти.

Для старческого возраста характерны :

· уменьшение размеров тела, его роста, массы,

· старческая атрофия;

· истончение кожи;

· пигментные пятна;

· появление морщин;

· седина;

· глаза тусклые, теряют блеск»

· снижение остроты слуха;

· выпадение зубов;

· старческий кифоз.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: