Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей.

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться так же вредна, как и ее недостаток. Этот тест поможет вамразобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

За каждый ответ:
категорически не согласен - 1 балл;
я не спешил бы с этим согласиться - 2 балла;
это, пожалуй, верно - 3 балла;
совершенно верно, я считаю именно так - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, чтобы помочь ему их преодолеть.
категорически не согласен;

это, пожалуй, верно;

2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

3. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

6. Воспитание - это тяжелый труд.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это скорее всего означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребенок выбирает себе в друзья.
категорически не согласен;
я не спешил бы с этим согласиться;
это, пожалуй, верно;
совершенно верно, я считаю именно так.

Для подсчета психологического теста вручную:

Более 40 баллов:
Вашу семью скорее всего можно назвать детоцентристской, то есть интересы ребенка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения, однако у вас она несколько заострена. Это выражается в том, что психологи называют чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все решают за ребенка, стремятся всячески оградить его от подлинных и мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам. Ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 39 баллов:
Вашему ребенку не грозит стать распущенным или избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Менее 25 баллов
Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских отношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.

"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.

"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.

"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.

1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов , то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: "Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас".

От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующее вашему суждению по данному вопросу.

«Я не спешил бы с этим согласится» - 2 балла.

«Это, пожалуй, верно » - 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы ребёнка, чтобы помочь ему их преодолеть.
  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьёй.
  3. Маленького ребёнка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
  4. Конечно, ребёнок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
  5. Хорошо, если ребёнок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
  6. Воспитание - это тяжёлый труд.
  7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.
  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.
  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.
  10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.
  11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
  12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило менее организованно.
  13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку.
  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний – ограничение контактов с окружающими.
  15. 15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребёнок себе в друзья.

Подведем итоги

Если вы набрали свыше 40 баллов , то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентрической. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Чрезмерная опека. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребёнка, стараются оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать свои требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления всё более препятствует личностному росту. Вам следует больше доверять вашему ребёнку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей – значит учить их обходится без нас».

От 25-40 баллов . Вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если вы набрали менее 25 баллов , то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

№п/п Критерий исследования Название и автор методики Цель методики
Тип семейного воспитания Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Исследование типа семейного воспитания
Степень опеки и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской Определение степени опеки и заботы родителей
Отношение детей к родителям Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Зарова Определение отношения к родителям
Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям
Тип детско-родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

В диагностике приняло участие 5 семьей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, ниже представлены результаты по каждой методике.

1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).

Результатом являются выраженные типы воспитания: Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов (З+), Минимальность санкций (С-), Неустойчивость стиля воспитания (Н), Воспитательная неуверенность родителя (ВН), Фобия утраты ребенка (ФУ), Неразвитость родительских чувств (НРЧ).

2. «Опросник "Мера заботы"».

В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту.

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова.

В процессе обследования четко выделился приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 5 человек из которых 3 мальчика большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 40% детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную.



По результатам видно, что отношение к семейной роли у всех 5 родителей максимально высокое. Показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения. Что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей.

5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

Выявлено, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с проблемами в развитии; в восприятии детьми с проблемами в развитии своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с проблемами в развитии при взаимодействии с родителями.

На основе результатов диагностического исследования был выявлен ряд негативных показателей, свидетельствующий о нарушении позиции родителей в вопросах воспитания детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация, неустойчивость стиля воспитания.

Список литературы

1. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития – методические рекомендации [Текст]: Г. А. Мишина. // Дефектология. – 2001. – №1. – С.7 – 14.

2. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 240с.

3. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н. Ю. Синягина. – М., 2001. – 118с.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: