Особенность комплексных занятий по развитию речи. Влияние комплексных занятий на развитие речи детей дошкольного возраста

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС ДО

« Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский.

Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задача современного ДОУ - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Использование системно-деятельностного подхода в образовательном процессе позволяет создать среду, необходимую для формирования современного выпускника ДОУ.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умений и навыков самостоятельности и саморазвития.

Этого позволяет добиться системно-деятельностный подход в обучении, основная цель которого - научить учиться.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам.

2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.

3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе).

4 . Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7 . Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Целостная структура включает в себя шесть последовательных этапов :

  1. Введение в ситуацию;
  2. Актуализация;
  3. Затруднение в ситуации;
  4. Открытие детьми нового знания (способа действия);
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка;
  6. Осмысление (итог).

Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включение в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую цель»). Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом.

Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все предыдущие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

Первым вопросом («Хотите?») педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Не случайно следующий вопрос звучит: «Сможете?» На этот вопрос обычно все дети отвечают: «Да! Сможем!» Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы.

На этапе введения в ситуацию полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»). И вместе с тем осуществляется содержательная интеграция образовательных областей и формирование важнейших интегративных качеств личности.

Актуализация

Данный этап можно назвать подготовительным к следующим этапам, на которых дети как раз и должны сделать «открытие» для себя нового знания. Здесь в процессе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, класси-фикация и пр.), а также знания и опыт детей, необходимые им для самостоятельного построения нового способа действия. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

Помимо тренировки мыслительных операций и актуализации опыта детей, воспитатель обращает внимание на развитие таких интегративных качеств, как умение слушать взрослого, выполнять его инструкции, работать по правилу и образцу, находить и исправлять свои ошибки и т.д.

Этап актуализации, как и все остальные этапы, должен быть пронизан воспитательными задачами, формированием у детей первичных ценностных представлений о том, что хорошо и что плохо (например, нельзя драться, обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т.д.).

Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым, так как содержит, как в «зернышке», основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, позволяющие определить верный путь преодоления затруднения. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности.

Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребенка возникает внутренняя потребность в его преодолении, т. е. теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей любознательности, активности, познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте данный этап завершается словами взрослого: «Значит, что нам надо узнать ...», а в старших группах вопросом: «Что сейчас в ам надо узнать ?» Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под руководством взрослого) назвали причину затруднения.

Открытие детьми нового знания (способа действия)

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумаю сам», «спрошу у того, кто знает». Взрослый побуждает детей задавать вопросы, учит грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ преодоления затруднения: «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), воспитатель организует самостоятельное построение детьми нового знания (способа действия), которое фиксируется детьми в речи и знаках. У детей развивается такое важное интегративное качество, как «способность решать адекватные возрасту интеллектуальные и личностные задачи (проблемы)». Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, постепенно осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания.

Таким образом, дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) «открытия» нового знания.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание (построенный способ) используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах отдельные задания могут выполняться в рабочих тетрадях (например, при игре «в школу»).

Развиваются умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действий для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы решения задач (проблем). Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.

Осмысление (итог)

Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов «Где были?» - «Чем занимались?» - «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.

Далее с помощью вопроса «Почему вам это удалось?» воспитатель подводит детей к тому, что они достигли «детскую» цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Таким образом, он сводит «детскую» и учебную («взрослую») цели и создает ситуацию успеха: «Вам удалось... потому что вы узнали (научились)...» В младших группах воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах дети уже способны самостоятельно определить и озвучить условия достижения цели. Учитывая значение эмоций в жизни дошкольника, особое внимание здесь следует уделить созданию условий для получения каждым ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела.

Системно-деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъективности ребенка.

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистерверг


Системно-деятельностный подход в ДОУ

Большакова Е.А., заместитель заведующего по УВР,

Багмут Н.Л., инструктор по физической культуре;

Пушкова Н.М., воспитатель

ГБДОУ д/с № 88 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Единственный путь, ведущий к знанию, –

это деятельность.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы педагогов дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

Принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

Принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

Принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

Принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

Принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

Принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

Принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

При введении системно-деятельностного подхода в практику работы с дошкольниками мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей. Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности потребовал новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса. Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей, изменения методов и форм работы с дошкольниками. К этому оказались готовы далеко не все педагоги. Возникла проблема профессиональной и личностной готовности педагогов к работе в новых условиях. Таким образом, необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов на этапе введения системно-деятельностного подхода в практику работы в учреждении проводятся круглые столы по ознакомлению с опытом других учреждений по реализации системно-деятельностного подхода, индивидуальные и групповые консультации для педагогов и специалистов по разработке индивидуальных маршрутов самообразования, разработан годичный семинар-практикум, составлен план повышения квалификации педагогов и специалистов в учреждениях дополнительного педагогического профессионального образования.

Психологическое сопровождение работы в новых условиях предполагает переосмысление педагогами целей дошкольного образования, взглядов и личностных установок, формирование готовности к саморазвитию, повышение мотивации к освоению новых форм работы с детьми. В этом направлении запланированы тренинговые занятия с психологом.

Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в учреждении проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, педагогические гостиные, тренинговые занятия, детско-родительские проекты, твоческие конкурсы.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок с самого раннего возраста учился самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду

«Единственный путь, ведущий к знанию –

это деятельность»

Б. Шоу

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 году. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) .

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) .

В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования.

Федеральные государственные требования задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Особое внимание в контексте ФГТ обращается на личность ребенка, на неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей.

Психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека является свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков, что возможно только при включении ребенка в активную деятельность. Поэтому, мы говорим о системно-деятельностном подходе в дошкольном образовании.

Особую роль ФГТ отводят игре. Это ведущая деятельность ребенка. В игре он гармонично развивается, познает весь опыт человеческой культуры -взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, профессиональной деятельности и т. д.

А для того, чтобы ребенку было комфортно, интересно; чтобы он без труда мог включиться в любую деятельность - будь то игра, проектирование или художественное творчество- необходима соответствующая развивающая среда.

В нашем детском саду большое внимание уделяется построению образовательного пространства на деятельностной основе.

Главной задачей мы считаем развитие у детей самодеятельности и самостоятельности.

Все, что окружает ребенка - помогает ему развиваться. Во всех группах оборудованы зоны экспериментальной деятельности. Все в них доступно детям.

Ребенок любого возраста может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито, определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

С большим желанием дети вместе с педагогами занимаются посадкой растений в «Огороде на окне». Готовят семена к посадке, ухаживают за появившимися всходами, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Особой популярностью пользуется у нас в детском саду метод проектов. Педагоги буквально «заболели» этим видом деятельности.

Дети средней группы составляют проекты совместно с родителями («Деревья родного края», «Улица, на которой я живу», «Птицы, зимующие в нашем крае» и множество других) .

Дети старшей и подготовительной групп составляют проекты сами

(с помощью воспитателя, как партнера) .

Такие работы как «Эта загадочная плесень» и «Как тебе живется, белый медведь? » получили Дипломы победителя на муниципальном конкурсе исследовательских работ.

Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию (через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы.

Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку.

Принципиально важно то, что воспитанник получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной деятельности.

Получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся наши дети и тогда, когда изготавливают совместно с педагогами и родителями макеты.

Детьми подготовительной группы изготовлен макет русской избы; школы, с прилегающей к ней территорией; макет «Горы», «Африка», «Север» и другие.

Системно – деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике; формирует умение рефлексировать.

Дети учатся применять алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных положений.

Наш детский сад небольшой и является структурным подразделением школы.

Мы пытаемся создать единое образовательное пространство во всем учреждении.

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Еще Конфуций говорил: «Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь –научи его рыбачить».

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выравнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

Пока нет стандартов, мы не можем говорить о качестве дошкольного образования, но я надеюсь, что применение системно-деятельностного подхода поможет нам и нашим воспитанникам эффективно взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию дошкольников. Поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.

Используемая литература:

1. ФГОС. Начальная школа. 1 – 4 классы. Утверждены приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373.

2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009 г.

3. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.


Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает
серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно­правового обеспечения
введением федерального
функционирования дошкольных организаций,
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признание

дошкольного образования как первой ступени образования в системе непрерывного
образования. ФГОС – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний
– развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Развитие
ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние
ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. В условиях
перехода ДОУ на работу по ФГОС перед педагогом ставятся задачи организации
воспитательно ­ образовательной работы в соответствии с новыми стандартами.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно­деятельностный
подход. В системно­деятельностном подходе категория “деятельности” занимает одно
из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.
Понятие системно­деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода
понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной
психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в
исследованиях классиков нашей отечественной науки и деятельностным, который
всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия,
Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Исследования С.Л.
Рубинштейна внесли серьезные коррективы в представления о механизмах становления
субъективности ребенка в процессе деятельности. Он показал, что любые внешние
причины и деятельность в первую очередь действуют на ребенка не посредственно, а
предъявляются через внутренние условия. Основная идея системно ­ деятельностного
подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают»
их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя
при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно
объяснить, показать и рассказать. Целью деятельностного подхода является воспитание
личности ребенка как субъекта жизнедеятельностионятие системно­деятельностного
подхода указывает на то, что результат, может быть достигнут только в том случае,

если есть обратная связь. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который
помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными
действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается
знание. Основная цель системно ­ деятельностного подхода в обучении: научить не
знаниям, а работе. Для этого педагог ставит ряд вопросов: какой материал отобрать и
как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения
выбрать; как организовать собственную деятельность и деятельность детей; как
сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций. Деятельностный подход предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после
их завершения, так и по ходу;
включение содержания обучения в контекст решения конкретных жизненных
задач.
Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а
не потока информации, нравоучений человек выступает как личность.Познавательно­
исследовательская,проектная, игровая деятельность, коллективные творческие дела –
это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную
обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность,
свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно­деятельностный подход,
который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность
для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,
свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является
оптимальной для достижения этих целей. Так, например, чтобы дать ребенку знания

об окружающем мире, мы в детском саду используем системно­деятельностный
подход. В младшей разновозрастной группе нашего детского сада, мы, совместно с
детьми, решали проблемную ситуацию: «Поможем кукле Оле разложить овощи и
фрукты по отдельным корзинам». Для решения этой проблемной ситуации,
использовались различные виды детской деятельности: коммуникативная,
восприятие художественной литературы
познавательно­исследовательская,
продуктивная, двигательная, игровая. Стояла задача: закрепить понятия «овощи» и
«фрукты», названия отдельных овощей и фруктов. Чтобы разложить овощи и фрукты
по отдельным корзинкам и помочь кукле, нам нужно было узнать, чем же они (овощи,
фрукты) отличаются. Для решения поставленной задачи, мы рассматривали фрукты,
овощи находили их на картинках, затем загадывались загадки, и дети отгадывали и
показывали соответствующую картинку. Дети раскладывали овощи и фрукты по
разным корзинам, узнавали, что внутри у овощей и фруктов могут находиться
семечки или косточки. Показывали кукле Оле, как лепить яблочко для ёжика. На
физкультуре вместе с детьми ходили « на огород», где собирали овощи в «корзинки».
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую
информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается
основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в
процессе собственной деятельности. Таким образом, применение системно ­
деятельностного подхода поможет нам и нашим детям эффективно
взаимодействовать с окружающим миром, будет способствовать развитию
дошкольников, поможет сформировать у детей предпосылки к учебной деятельности.
Литература:
1) Асмолов А.Г. Системно­деятельностный подход в разработке стандартов нового
поколения/ Педагогика М.: 20013 ­ №4. ­ С18­22. 2) Кудрявцева, Н.Г. Системно ­
деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г.
Кудрявцева //Справочник заместителя директора.­ 2011.­№4.­С.13­27. 3) Новые
педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.
Полат. ­ М. , 2000. 4) ФГОС ДО ­ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155. 5) Хуторской
А.В. Системно­деятельностный подход в обучении: Научно­методическое пособие. -

Система методического сопровождения педагогов сегодня создаётся в каждой дошкольной образовательной организации.

Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития дошкольного образования в стране указывают на необходимость непрерывного повышения воспитателями уровня квалификации и профессионального мастерства.

Согласно ФГОС ДО для эффективной реализации образовательной программы должны быть созданы условия для профессионального развития педагогов. Исходя из этого методическая работа в нашем детском саду направлена на реализацию новых требований к организации образовательного процесса, осваивание современных технологий, применение новых методов и приёмов. Одна из годовых задач направлена на реализацию системно-деятельностного подхода, как основу воспитательно - образовательного процесса. Для этого разработан комплекс методических мероприятий, который включает в себя:

· консультации для воспитателей: «Партнерская деятельность взрослого и ребенка - залог интересного и успешного занятия»,«Методика применения технологии деятельностного метода- образовательная технология «Ситуация», «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ», структура проведения занятий»;

· мастер - класс«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· анкетирование педагогов«Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ»;

· разработка конспектов образовательной детальности;

· разработка карты анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельного подхода;

· «Недели педагогического мастерства», просмотр открытых мероприятий;

· тематическая проверка «Реализация системно- деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу;.

· педагогический совет «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ».

Системно - деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченного возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно- образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.

Он предусматривает развитие умения:

· ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

· решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на лесной поляне;

· отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать друзьям, родителям и т. д.).

При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.

Системно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребенка в разных видах детской деятельности.

Принципы реализации системно-деятельностного подхода.

1. Принцип субъектности воспитания заключается в том,что каждый ребенок- участник образовательных отношений - способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.

2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании лмчности ребенка. Если в раннем детстве - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д.), то в дошкольном возрасте - игра. В процессе игры дошкольники становяться спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например,из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т. п.).

3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т. п.).

4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит, он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в Красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).

5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.

6. Принцип обязательной рефлективности любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил к нам в гости?» и т. д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным? Почему?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажете родителем о нашей сегодняшней игре? и т. д. Так ребенок учится анализировать - что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.

7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности - это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально- коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т. д.).

8.Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве»), находиться рядом, а не «над детьми».

9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Структура образовательной деятельности на основе системно- деятельностного подхода

Образовательная деятельность на основе системно- деятельностного подхода имеет определенную структуру.

1.Введение в образовательную ситуацию (организация детей);

2.Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;

3. Проектирование решения проблемной ситуации;

4. Выполнение действий;

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка).

Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?».

Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути ее решения. Например: «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?» На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.

На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

· нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);

· возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую полянку цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относится к природе»);

· самопроверку и коррекцию деятельности (например: «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:

· фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

· выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то,что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

· эмоциальную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»;

· рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

· рефлексия собственной деятельности ребенка «А у кого что-то не получилось?»).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Теоретический семинар Тема: «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» г.константиновск Ростовская область

2 Цель: 1.Систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, 2.Показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. План семинара. 1. Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками. Старший воспитатель Чукарина Н.К. 2. «Структура НОД на основе деятельностного подхода». Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н. 4. Итог семинара. Буклеты и памятки.

3 1.Деятельностный метод в образовательной деятельности с дошкольниками. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Дошкольник- это прежде всего- деятель, стремящийся познать и преобразовать мир. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействия с ней В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками? Деятельностный подход в образовании предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. «Хочешь накормить человека один раз- дай ему рыбку. Хочешь накормить его на всю жизнь научи его рыбачить» Конфуций Деятельностный подход - это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных

4 учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества. Деятельность определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность- система действий человека, направленная на достижение определѐнной цели. «Слышу-не помню, вижу- помню, делаю-понимаю. Конфуций Принципы деятельностного подхода: принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип субъектности воспитания; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности; принцип активности ребенка в образовательном процессе. Старший воспитатель Чукарина Н.К.

5 2. Структура НОД на основе деятельностного подхода. Предлагаю рассмотреть структуру НОД на основе деятельностного метода 1. Создание проблемной ситуации 2. Целевая установка 3. Мотивирование к деятельности 4. Проектирование решений проблемной ситуации 5. Выполнение действий 6. Анализ результатов деятельности 7. Подведение итогов. Начальный этап. В начале приглашение к деятельности: «Давайте сегодня Я буду Кто хочет присоединяйтесь» Здесь важна игровая мотивация, которая помогает в игровой форме руководить детской деятельностью. Приходит кто-то в гости или игрушка Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось Что-то убрать, оставив пустое место Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др) Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим» Основная часть. После того, как наметили задачу для совместной деятельности, воспитатель предлагает возможные способы ее реализации. В процессе он предлагает новые способы, развивающее содержание, усиливает интерес ребенка к работе сверстника. Поощрение общения, обсуждение проблем. Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а

6 предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить другого ребенка. Заключительный этап. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам- закончил он или нет. На заключительном этапе оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно. Как сопоставление результата с целью: что задумал и что получилось. Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе). Воспитатель Фоминичева Т.В. 3. «Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода» Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени средством возбуждения творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности. Поэтому так востребован деятельностный подход в организации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ.

7 Роль педагога в осуществлении деятельностного подхода велика, т.к именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Перед педагогом становятся следующие задачи: 1. Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; 2. Учить ребѐнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения; 3. Помогать ребенку сформировать у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. На основе вышесказанного можно сформулировать основные правила деятельностного подхода: Подари ребенку радость творчества, осознание авторства Веди ребенка от собственного опыта к общественному Будь не «НАД», а «РЯДОМ» Радуйся вопросу, но отвечать не спеши Учи анализировать каждый этап работы Критикуя, стимулируй активность ребенка. Руководитель МО воспитателей Лупонос З.Н.


Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками (Подготовили: ст воспитатель Чепыжная Н. В. воспитатель Филатова И. В.) Мир вокруг нас изменился изменились и дети. Основной задачей

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Деятельностный подход в образовательном процессе в ДОУ» Задачи: 1. Уточнить понятия «деятельность», «деятельностный подход». 2. Определить роль педагога в организации деятельностного

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида 20» Методическое объединение воспитателей групп детей 5-6 лет Выступление «Структура непосредственно образовательной

«Структура непосредственно образовательной деятельности на основании деятельностного подхода» Подготовили: Родина Т.В. - воспитатель первой квалификационной категории, Звягинцева С.В. - воспитатель первой

Филиал 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 МАСТЕР КЛАСС «Деятельностный подход как эффективный метод формирования у воспитанников познавательной инициативы» Воспитатель:

Проектирование современного занятия в ДОУ Выполнила: воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С 165 Попкова О. Г. ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого

Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Стандарт преследует следующие цели: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение равенства возможностей

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Хоменко О.В., заместитель заведующего по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС 68 «Ромашка»

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование

БДОУ г. Омска «Детский сад 165» ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе " 2017 ГОД "Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе "

Консультация для педагогов ДОУ Деятельностный подход в современном образовании дошкольников. Автор-составитель: воспитатель МБДОУ ДСОВ 20 Аникеева Л.В. Жизнь человека в постоянно меняющихся условиях ХХI

Практикум «Конструирование предметнопространственной развивающей среды ДОУ, в соответствии ФГОС» Цель: Выявить и обобщить знания воспитателей и специалистов по данной теме. Подготовка к практикуму Оформление

Моделирование образовательного процесса с учетом ФГОС ДО В модели образовательного процесса обязательно выделяются следующие основные составляющие: 1 - взаимодействие педагога с детьми, ориентированное

Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества образования Народная мудрость Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. (Русская

Консультация-диалог Системно - деятельностный подход как методологическая основа ФГОС ДО Кудлай М.И., старший воспитатель МБДОУ 43, руководитель ГМО воспитателей старших групп «Когда людей станут учить

Консультация «Системно - деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса» М.В. Мальцева, старший воспитатель МДОУ детский сад 4 «Ёлочка» Система методического сопровождения

Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО Консультация для воспитателей. Воспитатель: Князькина Н.В. игровой двигательной коммуникативной трудовой НЕПОСРЕДСТВЕННО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкара Конспект семинара для воспитателей Тема: «Деятельностный подход в развитии дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад 201 «Планета детства» Системно-деятельностный подход в ДОУ.

Организационно - педагогические условия социализации детей дошкольного возраста посредством реализации ФГТ. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. В процессе взаимодействия

Программа корпоративной и сетевой профессиональной поддержки специалиста при акмеологической стратегии управления тоже носит акмеологический характер и включает в себя комплекс мер по оказанию помощи работнику

Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло

Консультация для родителей на тему: «Вовлечение родителей в жизнь детей и детского сада (в образовательный процесс) через проектную деятельность». Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1 «Аленушка» Утверждаю: Заведующий МБДОУ 1 «Аленушка» Самохина Е.В. ПЛАН работы творческой группы по региональному

46 Е.В.Котова Педагог дошкольного центра. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида 230» Адрес: 350089, г.краснодар, ул.бульварное кольцо, 3 Преемственность

1 Метод проектов это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий

МБОУ СОШ 3 группы дошкольного образования г. Татарска КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС ДО. Старший воспитатель: Перменева Светлана Викторовна

Выступление старшего воспитателя Макаровой Т.С. на районном методическом объединении по теме «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» «Обновление знаний педагогов

«Формирование у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству в проектной деятельности». Подготовила воспитатель: Афанькова М.Н. Социально-коммуникативное

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО. Автор статьи старший воспитатель МБДОУ детского сада 68 Лебедева Л.В. октябрь 2016г.

Особенности осуществления непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Содержание и организацию образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении определяет

Ковалёва Ирина Викторовна Пушкова Наталья Александровна Технология личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми. В последние годы образовательное и воспитательное пространство стремительно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Оленёнок» Районная педагогическая конференция «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях реализации

Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. (федеральный государственный общеобразовательный стандарт в дошкольном общеобразовательном учреждении). Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Организация самостоятельной деятельности дошкольников в условиях МДОУ компенсирующего вида Босова С.М. старший воспитатель МДОУ д/с 43 г. Озёрск, Челябинская обл., Общепризнано, что дошкольное детство

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Костромы «Центр развития ребёнка - Детский сад 13» ВЫСТАВКА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ВОСПИТАТЕЛИ ТАТЬЯНА АНТОНОВНА ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА ИГОРЕВНА

Анализ работы методического объединения воспитателей за 2014-2015 учебный год В прошедшем учебном году МО воспитателей работало по теме: «Совершенствование качества дошкольного образования через повышение

Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МАДОУ ЦРР д/с 49 Еременко СВ. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного

Смотреть презентацию к проекту Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 155 города Карталы» Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (структура работы, что важно отразить) ФИО воспитателя(ей) Возрастная группа: ТЕМА: БИБЛИОГРАФИЯ (источники информации): (отметить особенно удачные и важные книги по этой теме) СОДЕРЖАНИЕ:

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи 41» Р.Р. Замолдинова г ПЛАН методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО МБДОУ «Детский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Земляничка» План работы по преемственности на 2016 2017 учебный год: «Преемственность в работе детского сада и школы с учётом

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Задачи: создать условия для обеспечения психологического

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом 1155 от 17.10. 2013 г. П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками

КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ЭТО ПОДДЕРЖКА И ПОМОЩЬ ДЛЯ ТЕХ МАМ И ПАП, КОТОРЫЕ СТРЕМЯТСЯ ВЛОЖИТЬ В СВОИХ ДЕТЕЙ СВЕТ И ДОБРО, ИСКРЕННЮЮ ЛЮБОВЬ КО ВСЕМУ ЖИВОМУ, НАУЧИТЬ ЗАБОТЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Консультационный

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Консультация для воспитателей Подготовила старший воспитатель Гриднева Е.П. МУНИЦИПАЛЬНО Е БЮДЖЕТНО Е ДОШКОЛЬНО Е ОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 38 143405, Московская область, город Красногорск,

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад 86 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара ПЛАН Работы Ресурсного центра по раннему возрасту на 2015 2016 учебный год Г. Сыктывкар, 2015г. Пояснительная

МДОУ «Детский сад 32 комбинированного вида» Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО 2017 год 1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя,

Уважаемые родители! 2 слайд Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». 3 слайд.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории 251 «Колосок» Ворошиловского района города Ростова на Дону Инновационный образовательный

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗ- СТУПЕНЬКА» для детей от 3 до 8 лет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Модифицированная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому направлению развития детей.

Х лет. Аннотация к рабочей программе воспитателей ДОУ группы общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (1,5 до 3 лет) Рабочая программа предназначена для работы с детьми от 1, 5 до 3- Программа



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: