Аналитическая справка по экологическому воспитанию в спо. Справка по результатам тематического проверки «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Справка

о состоянии экологического воспитания обучающихся

в МБОУ « СОШ №24» г. Братска

В настоящее время необходимость экологического образования школьников большинством педагогов не подвергается сомнению. Управлением образования ведется активная работа по созданию системы экологического образования в образовательных учреждениях как основы устойчивого развития общества.

Экологическая культура человека проявляется в его отношении к Природе, в его умении обращаться с ней. Формирование этой культуры – длительный процесс, начинающийся обычно в семье, продолжающийся в школе, а также вне ее. Цель формирования экологической культуры учащихся состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к Природе. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов Природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и Природы, при сформированности у детей потребности в общении с Природой и готовности к природоохранительной деятельности.
Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействии Природы и общества, на выработку экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к Природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Цель системы экологического воспитания учащихся – способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии, подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции, развивать умения решать проблемы, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде

его обитания.

Задачи:

Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;

Обучение школьников методам познания окружающего мира;

Воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;

Физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;

Выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

Становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие

ценности гуманистического характера:

Понимание жизни как высшей ценности;

Человек как ценность всего смысла познания.

Универсальные ценности природы,

Ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеучебной деятельности и во внеклассной работе.

Система экологического воспитания и образования в школе

Системность излагаемой информации

Интеграция предметных знаний

Экологизация теоретического учебного материала

Практические работы, проектная деятельность учащихся

Тематические недели

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Просветительская работа с учениками и родителями

Практическая работа на территории школы: субботники, высадка саженцев.

Экскурсии Научно-исследовательская деятельность

Модель выпускника

Прочные знания.

Повышенный уровень естественно-научных знаний


Осознание общественно-значимых проблем и готовность к их решению


Экологическая ответственность



Выпускник

МБОУ «СОШ №24 г. Братска»


Крепкое здоровье, здоровый образ жизни


Готовность к продолжению образования


Осознание общечеловеческих ценностей: Мир, Знания, Труд, Культура, Здоровье, Природа, Человек, Семья, Земля, Отечество


Участники Программы.

Участниками Программы являются:

Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках факультатива «Мы и окружающий мир».

Учащиеся 5-11 классов, которые изучают экологию на классных часах, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов. Воспитательная система школы позволяет учащимся участвовать в экологических акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.

Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через проведения совместных с родителями экологических акций.

Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

Планируемый результат реализации Программы: свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.

Результаты работы в МБОУ « СОШ №24» с 2013- по 2015 учебный год:

по биологии и экологии

« Изучение флуктуирующей асимметрии листьев тополя для оценки качества среды»

Рыбкина Наталья

10 «А» класс

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция « Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Старцева Валерия

Свидетельство участника

Стаселько Е.О.

Конкурс поделок из природного материала «Дары осени»

6 человек

1 призёр

Кузнецов С. 3 «А» класс

Белая Л.С.

« Экология глазами детей»

1 человек

Штуберт Д.

1 победитель

Штуберт Д.

Бычкова Е.А.

ЭБЦ « Юный натуралист»

3 человека

Петрянин А.

4 «А» класс;

Горбунов Г.

4 «А» класс;

Ступина А.

4 «А» класс

3 победителя

Горбунов Г. 4 «А» класс;

Петрянин А. 4 «А» класс;

Ступина А. 4 «А» класс

Соклова О.И.

Участие учащихся в школьных и городских олимпиадах по экологии

10 человек

3 призёра

Миронова А.-11«А» класс;

Левченко М.-

11 «А» класс;

Рыбкина Н.-

11 «А» класс;

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

4 человека

1 призёр:

Железняков В.-

10 «А» класс

Стаселько Е.О.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

11 человек

3 призёра:

Тагильбаев И.-

10 «А» класс;

Смирнов С.-

10 «А» класс;

Погодина Я.-

11 «А» класс

Стаселько Е.О.

Конкурсы разного уровня

Дистанционной олимпиаде " Дом, в котором мы живём- 2013"

4 человека

7 «А» класс, Карпова С.

7 «А» класс, Науменко Д.

9 «А» класс, Садова Л.

9 «А» класс.

участие

Стаселько Е.О.

Экологическая творческая олимпиада «Фабрика проектов»

4 человека

4 призёра:

Стаселько Е.О.

Дистанционной профессионально-ориентированной

олимпиада для школьников, «Дом, в котором мы живем-2014»

4 человека

Поляков С.

10 «А» класс;

Железняков В. 10 «А» класс;

Старцева В.

10 «А» класс;

Погодина Я.

10 «А» класс.

участники

Стаселько Е.О.

Всероссийская конкурс по окружающему миру ФГОС тест

16 человек

2 призёра

Гумерова К.Р.

Соколова О.И.

Ожегова М.А.

Естественнонаучный марафон.

10человек

2 победителя

Перминова Эвелина, Ячменева Соня

1призёр Каспранова Кира

Хлыстова Н.Н.

Центр дистанционной сертификации учащихся ФГОС тест

6-10 классы

35 человек

2 победителя

Емельянова Н.9 «А» класс;

Лузова С. 5 «Б» класс.

9 призёров

7 «А» класс;

Важнева Э.

7 «А» класс; Джалилов В

7 «А» класс; Тельнова Ю.

7 «А» класс; Серебряков В.

9 «Б» класс; Лебедева С.

9 «А» класс;

Моисеенок К.

9 «А» класс;

Поляков С.

10 «А» класс.

Стаселько Е.О.

Курсы по выбору для учащихся МБОУ « СОШ №24»

Основы экологии

Спецкурс для 11 класса

15 человек

Стаслько Е.О.

«Школа домашних животных»

Развивающее занятие для первоклассников

Клещенко А.Л.

Участие учителей МБОУ « СОШ №24»

Городская олимпиада по Байкаловедению

МБОУ « СОШ №24»

Член жюри

Стаслько Е.О.

«Здоровое питание» - проект меню

1-11 классы

Защита проектов

Классные руководители МБОУ « СОШ №24»

План-конспект внеклассного мероприятия с использованием проектной деятельности «Хлеб всему голова»

публикация

Белая Л.С.

Региональный этап XII Международной Ярмарки

социально-педагогических инноваций. Проект «Правильное питание – здоровый образ жизни»

Ярмарка педагогических новаций

Международный участник

Прохорова Н.В.

Межмуниципальная дистанционная научно- исследовательская конференция

« Почему всё так называется?» по направлению « Биология и экология»

Благодарность

Стаселько Е.О.

Гончарова О.Л.

Городской семинар

« Современные подходы к организации научно- исследовательской деятельности школьников»

Сертификат участника

Стаселько Е.О.

Разработка радикальной программы для учащихся 5 классов « Мой родной край!»

ШC Пучителей биологии

МБОУ « СОШ №32» 15.01.2015 г.

Сертификат

призёра

Стаселько Е.О.

Городская метапредметная интеллектуальная игра для 6 классов

« Знай и умей»

Место проведения МБОУ « СОШ №24»

1 место команда учеников 6 «Б» класса:

Сачук К., Крутоголова Л.,

Тухтаркин В., Лузова С..

Стаселько Е.О.

Салимова Г.П.

Гончарова О.Л.

Храмовских С.Л.

Жилинская Т.Е.

Информационно-аналитическая справка
МОУ Ведерниковской СОШ
«Об организации работы
по экологическому образованию и воспитанию
обучающихся в 2009-2010 уч. г.»

Современная школа ставит перед собой задачу формирования личности учащегося, способного неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность.

Знания в области экологии необходимы для того, чтобы учащиеся могли осмыслить происходящие в мире и стране процессы, сформировать собственную позицию в отношении проблем, затрагивающих каждого человека, сознательно исполнять свой гражданский долг перед обществом и будущими поколениями.

В школе разработана Программа экологического образования.

Основной целью программы является формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природной среде.

Программа осуществляет следующие задачи:

  • помощь учащимся в лучшем освоении школьной программы по естественным наукам;
  • развивать способности к выявлению причинно-следственных связей в решении экологических проблем;
  • привить чувство любви к природе, ответственности за ее сохранность;
  • формировать потребность в деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды;
  • формирование навыков рационального природопользования.
  • самостоятельное получение и углубление экологических знаний на основе самообразования (исследовательские работы, работа над проектами, участие в конференциях, издание газет и т. д.).

Формирование экологической культуры школьников осуществляется по следующим направлениям:

  • организация школьного экологического объединения,
  • эколого-просветительская деятельность,
  • исследовательская работа,
  • организация работы по формированию здорового образа жизни.

Результаты работы : В школе создан экологический отряд «БЭД» (Борцы Экологического Движения).

Цели и задачи которого, является изучение экологического состояния родного края, выделение проблем, которые представляют наибольшую угрозу, предложение своих способов решения проблемы по улучшению экологического состояния родного края.

В ходе работы обучающиеся проводят экологические практикумы, учебно - исследовательский эксперимент, позволяющие изменить потребительское отношение к природе и сформировать готовность защищать и оберегать ее. Они проводят исследования и анализ почвы, воздуха, воды. Собраны статистические данные, позволяющие видеть в динамике экологическую обстановку х. Ведерников.

Результаты работы отражаются на «Экологической стене», которая оформляется учащимися отряда «БЭД». Снят видеофильм о состоянии окружающей среды хутора Ведерников и составлено обращение к его жителям.

Учащиеся школы ведут большую работу по охране природы заповедника «Дубовая балка», расположенного в районе хутора Ведерников, проводят экологические субботники расчищают от загрязнения родники, берег реки Дон в районе хутора Ведерников, изучают видовой состав флоры и фауны водоемов, ведут пропагандистскую работу с младшими школьниками. Чистоту и порядок в своем населенном пункте ребята поддерживают сами: это уборка школьного двора и прилегающей к нему территории.

Такая работа позволяет учащимся познать реальную картину экологического состояния родного края.

Учащиеся школы ежегодно принимают активное участие в муниципальных, региональных конкурсах:

09.10.2009 года была проведена акция «Вишневый сад » в которой приняли участие 134 обучающихся школы.

В результате проведения акции осуществлена посадка деревьев, зеленых и цветочных насаждений на территории, прилегающей к школе; в парке у братской могилы; у Поклонного креста х. Ведерников.

Посажено

  • деревьев: орехов-10, кленов - 5, рябин-2, дубов, лип-7;
  • кустарников: смородины −12, малины-5, бульденеж- 5;
  • цветочных насаждений - хризантем-30; тюльпанов - 50шт., ирис-25, лилии-23, розы-17.

В рамках акции была проведена тематическая линейка «Донская сторона - навек любимый край» (5 класс), классные часы и беседы «Забота о родной земле, ее настоящем и будущем», организована выставка книг «Жизнь и творчество А. П. Чехова», просмотр презентации «Великий русский писатель и драматург».

В целях активизации участия молодежи в благоустройстве «Малой Родины», стимулирования интереса молодого поколения к решению важных общественных проблем и формирования приоритетов активной жизненной позиции с 19 октября по 8 ноября 2009 года был проведен третий этап районной акции «Мы за чистый город, село», основными мероприятиями акции были проведены субботники по благоустройству территории школьного двора и оказание шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда, инвалидам, одиноким и престарелым людям по наведению чистоты и порядка, а также по благоустройству территорий, прилегающих ко дворам вышеназванных людей.

27.11.09 проведен «Всероссийский Урок Чистой воды», (отчетственные: Исхакова Р. Р.(5-9классы), Светличная Л. А.(1 класс), Сиволобова Т. В.(2 класс), Шамина Т. А. (3 класс), Баева Н. Н.(4 класс).

25 учащихся 5-9классов приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии, и 2 учащихся Иззатова Т., Шамуратова Г.(9кл.) во II (муниципальном) этапе Всероссийской олимпиады школьников. 2009-2010 уч. г.

В рамках регионализации были организованы и проведены внеклассные мероприятия:

  • «Осенины» (1-6 кл.), «Осенний бал» для учащихся 7-9 классов;
  • поход «Донская сторона - навек любимый край!.
  • тематические классные часы «Мой край родной, как ты чудесен!»;
  • праздник «Осенины» (1-4 классы);
  • тематические линейки;
  • выставка книг «Мы живем в краю донском»;
  • конкурс рисунков «Родные просторы»;
  • библиотечные уроки.

В целях воспитания у молодого поколения патриотизма и гражданственности, любви к родному краю; изучения творческого наследия М. А. Шолохова, выявления творческих способностей учащихся в МОУ Ведерниковской СОШ в сентябре-ноябре 2009г. были проведены мероприятия по празднованию104-й годовщины со дня рождения М. А. Шолохова:

  • акция «Шолоховская осень» (экскурсии в природу (134уч.), в краеведческий музей г. Ростова - на - Дону и зоопарк (25уч., руководители Исхакова Р. Р., Бенда Л. А);
  • конкурс детского изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Тихий Дон» (27 уч.);
  • конкурс художественной фотографии «Дон в сердце и судьбе» (17уч.);

Приняли участие в областном экологическом конкурсе детского творчества «За что я люблю Донскую природу» и предоставили 4 лучшие работы - сюжетные зарисовки: «Сохатый», Кузнецов Д., «Я видел это сам», Сидикова Б; «Краски Тихого Дона», Сидиков Р.(учащиеся 2 класса, руководитель Сиволобова Т. В.); экологический плакат «Животные родного края», Молоканова Ю.(4класс, руководитель Баева Н. Н.).

Обучающиеся школы, ежегодно принимают участие в эколого-краеведческом марафоне «Тропинками родного края». По итогам I этапа эколого-краеведческого марафона «Тропинками родного края» в 2010:

  • Лучшее образовательное учреждение;
  • 2 место - Экологический отряд «БЭД», в конкурсе фотографий «Зеленый уголок в моем классе», (руководитель Исхакова Р. Р.);
  • 2 место - Шамин А.(6класс) в конкурсе литературных публикаций «Цветы - земной красы», (руководитель Бенда Л. А.);
  • 3 место - Николаева Ю.(6класс) в конкурсе рисунков «Их яркость нежная всем возрастам мила», (руководитель Рогачев А. Н.);
  • 3 место - Рыжкина В. (4 класс), в конкурсе поделок из природного материала «Цветущий сад», (руководитель Баева Н. Н.).

С 23.04.10 по 5 июня в рамках районной акции «Экология - Безопасность-Жизнь», проведены следующие мероприятия:

  • - Операция «Школьный двор», (1-9классы, ответственные - классные руководители);
  • - 23.03.10г. - викторина " Знаешь ли ты землю Донскую?«, посвященная Дню защиты Земли (5-6классы);
  • - 29.03.10 - биологическая игра «По следам Робинзона» (6-7 классы);
  • - 22.04.10г. - викторина «Экология Дона», посвященная Дню Земли,(8-9классы,
  • - 27.04.10г. - Круглый стол, посвященный Дню памяти погибших в Чернобыльской АЭС (8-9классы);
  • - 04.05.10г. - «Цветы - земной красы начало». Эколого - биологический эрудицион (6-7классы), (ответственный Исхакова Р. Р.);
  • - 12 мая -День экологической культуры, (1-9классы, ответственные классные руководители).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о достаточной работе по реализации воспитательных целей и задач, поставленных перед педагогическим коллективом школы: формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой, любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу над следующими задачами:
-создание условий для всестороннего развития личности учащихся, возрождением духовной культуры, художественной и эстетической образованности;

  • создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и деятельности;
  • построение отношений на основе взаимного уважения, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества;
  • совершенствование системы воспитания школьников на основе эколого-краеведческой работы, патриотического воспитания, формирование у учащихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства и разнообразия природы родного края.

Материалы к тематическому контролю "Пути реализации системы экологической работы в ДОО"

Старший воспитатель Тарасова Елена Александровна
Содержит Приказ о проведении контроля, план, аналитическую справку по итогам тематического контроля
О проведении тематического контроля
В соответствии с годовым планом работы, в целях анализа и оценки системы экологической работы в соответствии с требованиями ООП:
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО» в срок с 07 - 11.12.2015г.
2. Утвердить план-задание контроля (Приложение 1).
3. Утвердить рабочую группу в составе:
_______ – заведующей ДОО (председатель),
_______ – заместителя заведующей по ВМР
_______ – старшего воспитатель,
4. Справки по итогам тематического контроля предоставить заместителю заведующей по ВМР ______ до 11.12.2015г
5. Итоги тематического контроля заслушать на педагогическом совете 13.02.2016г.

Заведующий ДОУ ___________
С приказом ознакомлены:
Приложение к приказу № от_________
План контроля «Пути реализации системы экологической работы в ДОО»
Разделы Содержание Методы
1 Обследование уровня экологического воспитания детей
- Умение детей применять полученные на занятиях навыки экологически безопасного поведения в природе
- умение детей применять знания о мире природы в игровой деятельности
- Анализ деятельности детей:
- на занятиях
- в процессе наблюдений за природными явлениями
- анализ общения детей в процессе самостоятельной деятельности
2. Оценка профессионального мастерства воспитателя
- владение методами и приемами экологического воспитания детей
- умение организовать наблюдение детей за явлениями природы, труд в природе.
- анализ проведения занятий воспитателем
- собеседование с воспитателями
3. Создание условий в дошкольных группах
- умение воспитателя создать предметно
- развивающую экологическую среду в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам; наличие в группах природных уголков в соответствии с возрастом детей
- укомплектованность методического кабинета диагностическими, дидактическими, наглядно-демонстрационными материалами
- посещение групп
- анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания)
4. Планирование работы
- эффективность планирования
- планирование работы по разделам «СДВД, СДД, РР»
- проверка планирования:
- занятий по теме
5. Работа с родителями
- эффективность взаимодействия с родителями: понимание родителями важности работы по экологическому воспитанию детей
- наличие наглядной и справочной информации для родителей
- анализ наглядной информации для родителей в группе

Справка по итогам проведения тематического контроля
«Пути реализации системы экологической работы в ДОО»

В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2015-2016 года, на основании Приказа №73 от 08.12.2015г. в период с 14 по 17 декабря 2015г. проведён тематический контроль по теме «Пути реализации системы экологической работы в ДОО».
Цель : изучение используемых воспитателями ДОУ технологий познавательного развития детей (раздел ООП ДО «Ознакомление с миром природы»).
Контроль проводился в соответствии с утверждённым планом (прилагается), рабочей группой в составе: заведующей ДОО (председатель), заместителя заведующей по ВМР, старшего воспитателя.
В ходе тематического контроля анализировалось планирование контролируемой темы в ООД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных играх, досугах, развлечениях, в работе с семьёй. Работа ведётся в соответствии с ООП ДОО с использованием программ и методических пособий: программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, методические рекомендации «Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенниковой, программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
В ходе тематического контроля были проверены перспективные и календарные планы воспитателей. В группах ведётся конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам познавательной и исследовательской деятельности. Планируются разнообразные формы работы: экологические беседы, экскурсии, конкурсы, экологические акции, обсуждение проблемных ситуаций, трудовой десант, тематические недели и дни, ведение календарей природы, экологические выставки и экспозиции, экологические дидактические, имитационные игры, моделирование экосистем, соревновательные, игры-путешествия, путешествие по экологической тропе. Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии (природа Поволжья). Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме с младшей группы. В целеполагании в планах старших групп прослеживается научный подход и возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой и неживой природе. В детском саду ведется работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
В планах кружковой и проектной деятельности по экологии воспитателей ______ («Экознайка»), ________ («Жалобная книга природы») преимущество отдаётся практическим методам и приёмам ознакомления с явлениями живой и неживой природы: опыты, сравнительные наблюдения, чтение и анализ познавательной литературы. Дополнительная работа с детьми ведётся в определённые дни, преимущественно в ходе прогулки и во вторую половину дня. 50% от используемых форм и методов работы с дошкольниками занимает чтение детской и познавательной литературы, энциклопедий. Закрепление знаний, полученных детьми в ходе наблюдений проводится в форме зарисовок, макетирования, моделирования изученных объектов и явлений (фотоматериал имеется). Планирование ведётся в календарных планах (отмечено значком «V») в соответствии с перспективным планом проекта, кружка.
В группах ДОО созданы условия для экологического воспитания детей: сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены. Развивающая среда по экологическому воспитанию в каждой группе организована и сформирована на 84% в соответствии с требованиями ООП. В уголках имеется познавательная литература, в некоторых группах-паспорта растений (в соответствие с возрастом), экологические игры, иллюстрационный материал, инструменты по уходу за растениями в соответствии с возрастом детей. В группах имеется достаточное количество дидактических игр – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители», «Загадки о животных» и т. д. Однако не во всех группах имеется и пополняется картотека игр, оформлен паспорт уголка природы.
В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики»; Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д. В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал: «Времена года», «Животные родного края», «Растения»; набор открыток «Русский лес», «Цветы», «Птицы»; плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!», «Ядовитые грибы и растения». Также многими воспитателями оформлены модели «Времена года» (месяцы, недели, сутки), календарь погоды. Периодически организуются выставки творческих работ детей и родителей на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук, помидоры и веточки растений.
Было отмечено, что в уголках природы в недостаточном количестве имеется оборудование для опытов: ёмкости для опытов с водой и песком, лупы, компасы, термометры, магниты; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Комиссией просмотрены различные формы экологического образования дошкольников.
ООД
Педагоги ________ используют для проведения занятий мультимедийные презентации, с целью подробного изучения условий и образа жизни животных и птиц родного края и формирования экологической культуры детей. Для активизации умственной деятельность активно используются поисковые вопросы (можно ли африканским детям подарить снеговика? Каких животных мы не увидим зимой в нашем лесу? Как узнать дерево в лесу зимой?)
Анализ показал-педагоги эффективно используют на занятии игровые приёмы: ______ (чудесный мешочек, пальчиковые игры), ________ (игра по итогам занятия «Закончи предложение…»: я узнал на занятии…, я удивился на занятии…), ________ (игра с мячом «Назови действие», сюжетные физкультминутки, дидактические игры с карточками «На кормушке», «К нам летят»). Воспитатель _______ интегрировала познавательную и коллективную художественную детскую деятельность (закрепление агрегатного состояния воды и свойств снега с последующим составлением города снеговиков из ватных дисков). На всех занятиях также широко использован наглядный метод и чтение художественной литературы.
Во время просмотра ООД у воспитателей __________ отмечались требования к полным ответам детей, использована доказательная и рассудительная речь, показаны системные знания по данному разделу.
В беседе с детьми о комнатных растениях _______ использовала поисковый приём (описательные загадки): анализируя указанные признаки дети легко находили загаданное растение, что свидетельствует о глубине знаний по изучаемому вопросу. Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.
Игра
Воспитатель ________ организовала игру «Где найти снежинку». Для игры было подготовлено много наглядного материала: модели, плакаты. Но из-за непродуманного педагогом руководства игрой, дети не вполне осознали правила и игровые действия. Игра проведена на среднем уровне, носила низкий познавательный эффект.
Работа с родителями
В ходе проверки было установлено, что не во всех уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей. Преобладающая часть имеющейся информации представлена в виде печатного текста и статей посвящённых валеологии (укрепление и сохранение здоровья зимой).
ВЫВОД
Таким образом, по итогам тематического контроля было установлено, что работа по познавательному развитию и экологическому образованию дошкольников ведется планомерно и систематически, в соответствии с содержанием ООП ДОО. В группах созданы оптимальные условия для формирования экологической культуры детей, отмечается достаточное разнообразие игр, оборудования, пособий.
РЕКОМЕНДАЦИИ: в срок до 20 января 2016г.
1.Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки). План мероприятий сдать в методический кабинет.
2.Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.
3.В календарных планах формы кружковой и проектной деятельности по ознакомлению детей с природой помечать значком «V».
4.Систематически оформлять и использовать в образовательной деятельности мультимедийные презентации и иные ИКТ. Оформить картотеку имеющих презентаций.
Председатель комиссии ____________

Экологическое воспитание детей в детском саду

Методическая разработка аналитической справки ДОУ по организации работы по разделу "Экологическое воспитание"


Описание. Данная методическая разработка рекомендована для старших воспитателей ДОУ. Разработка поможет проанализировать работу по экологическому воспитанию, облегчит работу по проведению педагогического совета и составления протокола педагогического совета.

Указать месторасположение учреждения.
Например, ДОУ детский сад расположен в центре города, в окружении частных домовладений и автомобильных дорог. Промышленных предприятий поблизости нет.
Весь микрорайон прекрасно озеленен, что значительно снижает загрязненность воздуха, шумовой фон и обеспечивает наличие разнообразной флоры и фауны.
Территория детского сада богата растительностью: более 200 единиц зеленых насаждений. 50% территории детского сада имеет растительный покров.
В тесном сотрудничестве с родителями, жителями микрорайона и городскими службами коллектив детского сада постоянно поддерживает экологическую безопасность нашего учреждения: проводятся мониторинги, анкетирование, акции и субботники в рамках природоохранной деятельности.
Педагогами ДОУ оформлены педагогические опыты работы:
«Исследовательская работа с объектами живой и неживой природы с дошкольниками» (указать Ф.И.О педагога), «Организация экологического воспитания у старших дошкольников» указать Ф.И.О педагога), «Организация трудовой деятельности в природе со старшими дошкольниками»(указать Ф.И.О педагога)
1. ОСНОВНЫЕ РЕАЛИЗУЕМЫЕ ПРОГРАММЫ.
Комплексные Парциальные
Программа «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
С.Н. Николаева
«Воздух-невидимка»
Н.А. Рыжова
«Детское экспериментирование»
И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.
«Безопасность» Т.С. Комарова
2 НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ:
Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
- Формирование знаний о природе.
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение.
- Формирование у детей основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе.
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них,
- Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.
- Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
- Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
3. ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНЫ В ОСНОВУ РАБОТЫ:
принцип краеведения;
принцип «позитивного центризма»;
принцип природосообразности;

Принцип научности и доступности понятий;
принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
- Экологические беседы.
- Экологические экскурсии.
- Экологические конкурсы.
- КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес», фестиваль.
- Экологические акции.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Трудовой десант.
- Зеленый патруль.
- Клуб исследователей природы.
- Тематические недели и дни.
- Ведение «Панорамы добрых дел»
- Ведение календарей природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
День \ неделя \ экологического творчества.
- Экологические праздники и фестивали.
- Экологические игры \ дидактические, имитационные, игры -моделирование экосистем, соревновательные. Игры-путешествия \
- Экологические сказки.
- Экологические тренинги.
- Инсценировки, театрализации.
- Путешествие по экологической тропе.
5.СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
В каждой возрастной группе имеется экологический центр, в котором
находятся мини-лаборатории.
В центре науки выделены:
Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы \раковины, камни, кристаллы. перья и т.д. \
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения материалов \ природного, «бросового»\..
Место для проведения опытов.
Место для неструктированных материалов \.песок, вода, опилки. древесная стружка, опавшие листья, камешки и т.д./
На территории детского сада создана экологическая тропа.
Участки для игр детей отличаются своеобразным дизайном. Малые архитектурные формы изготовлены из пней творческим коллективом педагогов.
В холле детского сада создан зимний сад с каскадным аквариумом.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ознакомление детей с живой и неживой природой проводится на основе регионального компонента по экологии Краснодарского края. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц в игровой форме со 2-ой младшей группы. Вопросы экологического воспитания интегрируются во все виды деятельности детей.
Воспитатели активно используют технологию ТРИЗ в ознакомлении детей с физическими свойствами предметов.
В детском саду ведется кружковая работа по обеспечению жизнебезопасности детей. На занятиях рассматриваются вопросы правильного поведения в природе, знакомят с опасными растениями, со способами сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
7.ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
Наглядное моделирование
- Оформление родительских уголков.
- Выставки детских работ.
- Памятки-шпаргалки.
- Мини-папки-передвижки
- Выпуск газеты.
Работа с коллективом родителей.
- Анкетирование.
- Совместные досуги и развлечения.
- День «Открытых дверей»
- Конференции.
- Семинары- практикумы.
- Круглый стол.
- Встречи в гостиной.
Индивидуальная работа.
- Консультации.
- Беседы - размышления.
- Семейная энциклопедия.
- Телефон доверия.
8.РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
У детей сформированы эмоциональные проявления: радость от общения с животными и растениями.
Сформирован интерес к познанию живой т неживой природы.
Дети проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют объект, устанавливают необходимые связи.
Проявляют гуманные чувства к живой природе.
Имеют навыки правильного поведения в природе.
Любят трудиться в цветниках и огородах.

Любовь Картавцова
Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей «Экологическое воспитание дошкольников»

Аналитическая справка

по результатам анкетирования родителей

«.»

2017-2018 учебный год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ивушка»

Тема : Экологическое воспитание дошкольников .

Цель исследования : Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования экологической культуры у детей через познание взаимосвязи живого и неживого в природе экосистем.

Объект исследования : родители (законные представители) воспитанников .

Инструментарий : анкета для родителей .

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир : они стараются потрогать руками, понюхать рассмотреть.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей , направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения . Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения . Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей :

В исследовании приняли участие 14 родителей (законных представителей)

Получены следующие результаты :

На 1 вопрос : «Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников

Да -100% Нет - 0% Не знаю – 0%

На 2 вопрос : «Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?»

До - 100% Нет - 0% Не знаю – 0%

На 3 вопрос : «В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье

Беседы с ребенком – 93%.

Подкормка птиц – 36%.

Отдых на природе – 71%.

Наблюдение за природными объектами – 50%.

Чтение художественной литературы природоведческого содержания – 36%.

Другие формы – 14%.

На 4 вопрос : «Как вы оцениваете уровень экологических знаний Вашего ребенка?»

Высокий -7%.

Средний – 86%.

Низкий – 7%.

На 5 вопрос : «Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?»

Да- 100%. Нет - 0%.

На 6 вопрос : «Какую информацию Вы хотели бы получить от ?»

Охрана окружающей среды – 93%.

Экология края – 7% .

На 7 вопрос : «Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников

Высокий – 100%.

Все опрошенные родители (законные представители) высоко оценивают работу педагога Картавцовой Л. В МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» по экологическому воспитанию дошкольников .

Заведующий МБДОУ д/с № 10 «Ивушка» Л

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ Аналитическая справка по результатам обследования образовательной деятельности МБДОУ д/с № 10 «Мишутка» г. Карачева за 2016-2017 у/г. На.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей старшей группы МБДОУ ДС №6 (2017–2018 г) Цель – выявить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя Гришкевич Татьяны Павловны к потребностям.

Аналитическая справка по результатам мониторинга Мониторинг проводился с подгруппой детей с нарушениями речи с 10.05.17 по 31.05.17 г. по следующим направлениям: -развитие словаря; -состояние.

Аналитическая справка по результатам открытого просмотра мероприятия Аналитическая справка №3 от 17 марта 2015 года по итогам открытого просмотра В рамках плана проведения тематических книжных недель воспитателем.

Аналитическая справка по результатам открытого просмотра «Одуванчик» Аналитическая справка №13 от 16 мая 2016 года по итогам открытого просмотра В рамках годового плана воспитателем Дурандиной Инной Владимировной.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: