Педагогическая копилка. Консультация для воспитателей ДОУ

Консультация для педагогов "Особенности знакомства с основами пожарной безопасности детей в ДОУ и в школах"

Описание:
данная консультация может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям, работникам музеев пожарной охраны, а также родителям.
***
Пожар - одно из наиболее распространённых опасных явлений, возникающих в результате беспечного обращения людей с огнём, детских шалостей Борьба с ним требует от человека больших усилий. В этой борьбе проявляются сила, характер эмоционально-волевая стойкость. Поэтому в работе по противопожарной безопасности особое внимание следует уделить психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков. К сожалению, этой проблеме уделяется мало внимания, именно поэтому борьба против шалости детей с огнём зачастую сводится лишь к запретам, после которых дети продолжают упорно искать яркие впечатления в той же недозволенной игре. В ней проявляются любознательность, стремление к самостоятельности, подражанию и игровому перевоплощению. Их не остановят примелькавшиеся лозунги: "Спички - не игрушка", "Шалость с огнём опасна" и т.п. Мы порой забываем, что запретное и тем более коробки спичек, пачки сигарет с яркими, красочными этикетками вызывают интерес у ребят. А как хорошо посидеть со сверстниками у костра. Неважно, где он разведён (около дома, в лесу, возле гаража или сарая, у стога сена или v животноводческой фермы), опасен ли с точки зрения пожара. Ведь детей зачаровывает эмоциональная картина ярко пылающего огня, поэтому, они часто включают огонь в игровые ситуации. Видно, тяга людей к огню имеет глубокие генетические корни она свойственна природе человека с момента рождения и закреплена в психологической деятельности в форме, безусловно, рефлекторной реакции. У детей эти реакции выражены очень сильно и для контроля над ними, необходимо специально организовывать выработку новых условно-рефлекторных связей, закладывающих основу формирования умений и навыков жизни в обществе. Исходя из этого, в дошкольных учреждениях, и в начальных классах школ в тематические планы включены занятия по изучению чрезвычайных ситуаций при пожарах и практической отработке с детьми правил поведения в этих условиях.
Научить ребят сознательно выполнять в детском саду и в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность игр и шалости с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться первичными средствами пожаротушения, вызывать пожарную помощь - обязанность воспитателя, учителя, всех взрослых. Запретами невозможно избежать несчастных случаев. Причиной которых является неумелое обращение с огнем, с бытовыми электрическими и газовыми приборами. разжигание костров в недозволенных местах (на чердаках домов, близ построек из сгораемых материалов).

Необходимо обратить внимание на особенность реакции детей дошкольного и младшего школьного возраста в угрожающей ситуации. Наиболее распространенной является пассивно-оборонительная реакция, вследствие чего ребёнок в пылающем доме прячется под кровать, шкаф или иное укромное место и замирает от страха, не делая никакой попытки самостоятельно спастись. Таких примеров множество.
Знание описанных выше возрастных психологических особенностей детей должно определить методику и технику противопожарной работы с ними. Для этого проводятся специальные занятия, экскурсии, беседы.
Детям можно предложить понаблюдать, как дома взрослые выполняют необходимые Правила пользования электробытовых и газовых приборов, а затем провести беседу с ними. Воспитатель, прежде всего, напоминает, что все электрические приборы должны быть исправны, если они испортились, их следует сдать в ремонт, все розетки должны быть отремонтированы. Для электронагревательных приборов (утюга, рефлектора, электроплитки) должны быть специальные огнеупорные подставки, на которые приборы устанавливают во время работы. Включать и выключать приборы следует только сухими руками при этом нельзя дёргать за шнур, а надо держаться только за вилку. Детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходимо ознакомить с правилами эксплуатации телевизора, электрической плитки, утюга настольной лампы, магнитофона которые есть в каждой семье.

Дети постоянно наблюдают за работой этих предметов, но далеко не все знают правила их включения и выключения. Причина в том, что большинство родителей не только не учат детей этим правилам, но и запрещают и близко подходить к телевизору и приёмнику. Такая позиция ошибочная с психолого-педагогической точки зрения. Если ребёнок остаётся дома один, он старается удовлетворить своё любопытство, а часто приводит к нежелательным последствиям.
Работа по ознакомлению и правилами использования электробытовых и газовых приборов тем более необходима, так как, переходя из детского сада в 1 класс школы, многие дети зачастую бывают предоставлены сами себе в течение длительного времени и в отсутствие взрослых нередко пытаются включить телевизор или магнитофон, зажечь горелку на плите. Научить детей обращаться с газовой плитой очень важно уже в младшем возрасте. Процесс познания здесь не простой, он состоит из нескольких слагаемых, которые сами по себе сложны. Во-первых, это спички. Во - вторых, газ как источник горения. О нём особый разговор. Но надо объяснить детям правила пользования газовой плитой, дать понять, насколько могут быть пагубны последствия неумелого, небрежного обращения с огнём. Пожалуй, наибольшую опасность в пожарном отношении представляет собой спичка в руках ребёнка. Не случайно взрослые стараются положить коробок в недоступное для детей место, не раз при этом скажут: "Не трогай. Спички - не игрушка". Да, не игрушка. Но это не значит, что пользоваться ими детям, тем более младшего возраста, нельзя. Необходимо научить ребёнка пользоваться открытым огнём, чувствовать ответственность при обращении с огнём.
Воспитатель должен обратить внимание на правила поведения в случае пожара, с этой целью необходимо проводить занятия по изучению возможных путей эвакуации из здания школы. Учить детей гасить огонь и эвакуироваться в случае пожара жилых домов, а также практические отработки эвакуации детей с дошкольного возраста. Первоклассник уже должен знать, что огонь можно залить водой, знать, как можно погасить на человеке одежду и как оказать самую первую медицинскую помощь при ожоге. Противопожарную учёбу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знаний и формирование навыков пользования огнём. При таком подходе даже дети дошкольного возраста усвоят необходимые противопожарные знания.
Однако практика показывает, что не только дети, возраста могут усвоить, но и взрослые не имеют знаний по пожарной безопасности, использованию средств первичного пожаротушения. Опросы, проводимые сотрудниками противопожарной службы среди различных возрастных и профессиональных групп населения, показали, что много взрослых людей не знает, что в пожарную охрану следует звонить по номеру "01".Сообщение о пожаре надо передавать спокойно, говорить чётко, не торопясь. Очень важно правильно назвать улицу, номер дома, если номер дома неизвестен, следует назвать какой-нибудь примечательный ориентир. Затем сказать, что горит и назвать свою фамилию. При этом очень важно уведомить детей о том, что нельзя набирать этот номер и называть адрес, если нет пожара, ибо такие шалости могут привести к тому, что пожарная охрана не сможет приехать туда, где она действительно нужна, где гибнут люди и горит имущество. О пожаре, угрожающем соседним квартирам и другим строениям, немедленно уведомляются соседи и в первую очередь те, кому угрожает огонь или дым. В ночное время соседей надо разбудить. После сообщения о пожаре в пожарную охрану и соседям взрослые приступают к тушению пожара всеми имеющимися средствами. Одной из форм ознакомления детей с огнём и пожароопасными предметами могут быть игры, игровые методы обучения. Психолого-педагогические исследования показывают, что игровые методы обучения лучше, чем словесные, способствуют усвоению знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Одновременно с изучением правил пожарной безопасности следует вести работу по расширению знаний о пожарной технике.
На одном из занятий можно ознакомить детей с уголком противопожарной безопасности в детском саду и школе , познакомить детей с предметами пожаротушения, правилами использования их для тушения пожаров, ввести в словарь детей слова: пожарный щит, огнетушитель, лом, багор. Надо воспитывать у детей наблюдательность и внимание.
Чтобы дети больше узнали о пожарной технике, можно провести экскурсию в пожарную часть, где дети познакомятся с пожарным оборудованием пожарных, средствами тушения пожара, экипировкой. Можно рассказать детям, что в каждом населённом пункте (городе, посёлке, селе) есть пожарная часть или добровольная пожарная дружина, на вооружении которой имеется пожарная техника, предназначенная для тушения пожаров.
Сильное эмоциональное воздействие производят на детей картины, диафильмы, рассказывающие о борьбе людей с огнём. По ним могут быть проведены беседы. Тема эта может найти свое продолжение на занятиях по изобразительному искусству. Выполняя рисунки, дети не только закрепляют "полученные знания, но и приводят их в систему, выражают изобразительными средствами своё отношение к теме, одной из форм работы по развитию речи является составление рассказов на тему, предложенную воспитателем. Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику. Можно предложить тему будущего рассказа в виде поговорки, которая легко запоминается, например: "Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла".
Большую роль в воспитании подрастающего поколения играют занятия пожарно-прикладным спортом. Элементы физических упражнений, входящих в пожарно-прикладной спорт, можно использовать на физкультурных занятиях. Противопожарная пропаганда, проводимая среди детей, должна отличаться от той. которая рассчитана на взрослого человека. Так, чрезмерный "максимализм" в изображении катастрофы вызванной пожаром, может негативно воздействовать на детскую психику, травмировать её. Негативные эмоции закроют для детей тот минимум противопожарной информации, которым они должны овладеть. Страх перед огнём может помешать ребёнку, понять и использовать его положительные свойства. Основной целью противопожарной пропаганды для детей является усвоение ими элементарных знаний, связанных возможной угрозой пожара, а также формирование такого типа поведения, при котором эта угроза становится минимальной.

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

Знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;

Во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

Не гуляй до темноты;

Не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

Никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

Избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

Не дразни на улице собак;

Не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

Никогда не садись в чужие машины;

На все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;

Не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;

В минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.

Консультация для воспитателей «Дисциплина на улице – залог безопасности».

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения.
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов.
Игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр.

Ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями.
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация «налево - направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные. Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Настоящим потрясением для любого родителя является необходимость отправить свое любимое чадо в детский сад. И это понятно, ведь на протяжении долгого времени мама неразрывно находилась рядом со своим драгоценным малышом, а теперь его нужно отдавать на попечение «неизвестным тетям».

Основным вопросом, волнующим всех родителей, отправляющих малыша в ДОУ, является обеспечение безопасности в детском саду своего крохи. Это вполне обоснованное волнение. Ведь отправляясь в детский сад, ребенок попадает в незнакомый, еще неизведанный для себя мир, полный не только новых радостных открытий и свершений, но и опасностей.

Какие опасности поджидают малыша

Малышей могут поджидать самые разные опасности на территории садика. Можно выделить несколько категорий:

  • повышенная заболеваемость. Это, наверное, самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Ни для кого не секрет, что детский сад – место большого скопления детишек разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, детишки которых имеют ослабленный иммунитет;
  • травматизм, несчастные случаи . Причины травм могут быть самыми разными: нередко дети могут нанести друг другу увечья в борьбе за игрушки, расталкивать приятелей, спеша с прогулки на обед, упасть с кроватки во время полуденного сна или неаккуратно прокатиться с горки – источников травматизма может быть великое множество;
  • чрезвычайные ситуации. Хотя такие явления как пожар, землетрясения – события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.
  • угроза психологического здоровья ребенка . Не все родители задумываются над тем, что малышу в садике могут нанести вред не только физический, но и психологический. И виной тому несколько факторов: личностные особенности персонала, манипулирование детьми, отношения между детьми, стресс при расставании с мамой. Родителям необходимо следить за психологическим состоянием малыша а когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад следует тщательно разбираться в причинах.


Факторы обеспечения безопасности в детском саду

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

Одним из важнейших факторов является безопасность здоровья детей . С целью предупреждения различных простудных и инфекционных заболеваний в помещениях сада должен поддерживаться соответствующий температурный режим, а также уровень освещенности и проветривания. Также в местах нахождения детей необходимо отсутствие сквозняков.

Обязательным является регулярное медицинское обследование персонала учреждения с целью исключения инфекционных заболеваний. В штате образовательного учреждения непременно должна присутствовать медсестра, постоянно контролирующая здоровье и состояние малышей, отвечающая за вызов, при необходимости, скорой помощи. Также обязательными являются периодические обследования юных воспитанников в профессиональных медицинских учреждениях.

Важным является наблюдение за санитарным состоянием ДОУ, а, важнее всего, кухни и продуктов детей. Для детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо разработать индивидуальное меню. В этом случае большая ответственность ложится на родителей. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, так как информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка.

В помещениях садика в обязательном порядке необходимо проводить ежедневную уборку и периодическую дезинфекцию, а все участники воспитательного и образовательного процесса должны свято чтить правила личной гигиены.

Среди ключевых факторов безопасности выделяют и физическую безопасность детей. Для ее обеспечения в детском саду должен быть создан комплекс условий, обеспечивающий защиту жизни и здоровья ребятишек. Угрозу могут влечь за собой не только внешние (криминальные, террористические акты, невменяемые поступки взрослых), но и внутренние (несоответствующее техническое состояние здания и сооружений на его территории) факторы.

Во избежание несчастных случаев техническое состояние помещения и прилегающих к садику построек необходимо подвергать обязательному регулярному контролю. Помимо этого каждый сотрудник садика должен владеть инструкциями по взаимодействию с основными службами безопасности. При этом механизм взаимодействия с такими организациями нужно не только разработать, но и проверить на практике в учебных условиях. Лучшим способом тренировки навыков поведения в чрезвычайных ситуациях является периодическое (не реже чем дважды в год) проведение учебных эвакуаций из помещения и с территории ДОУ.

Чтобы избежать похищения детей из садика, отдавать малышей можно только их мамам и папам, а при явке в детский сад других лиц, необходимо письменное разрешение родителей.

Пожарная безопасность в ДОУ

Соблюдение пожарной безопасности – один из ключевых моментов в системе обеспечения условий безопасности дошкольного учреждения.

Во-первых, стоит уделять пристальное внимание противопожарной безопасности здания: проводить периодический осмотр газовых плит на кухне, электрической проводки по всему зданию. Помещение ДОУ должно быть оснащено элементарными средствами защиты от огня: огнетушителями, лопатами и песком. Необходимо наличие в здании «тревожной кнопки», с помощью которой можно быстро осуществить вызов пожарных или МЧС.

Во-вторых, следует уделять пристальное внимание предметам, с которыми играет ребенок. Ведь наличие спичек или зажигалки в руках малыша необязательно вызвано халатностью родителей – это может быть случайной находкой юного исследователя, который наверняка захочет разобраться в том, «как это работает».


Лица, ответственные за безопасность детей

Практически каждый родитель задается вопросом о том, кто несет ответственность за безопасность их драгоценного чада в дошкольном учреждении? С точки зрения структуры образовательного учреждения, ответственное лицо номер один и тот, кем обеспечивается проверка безопасности на территории ДОУ – это директор или заведующий детским садом. Как гласит основной документ любого образовательного заведения (закон «Об образовании»), заведующий несет личную ответственность за безопасность каждого своего воспитанника.

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Как правило, это добровольная финансовая и материальная помощь садику, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду. Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: