основного общего образования на основе. Департамент образования Ярославской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 49

Колпинского района Санкт – Петербурга

Паспорт педагогического проекта

«Наш весёлый огород, что здесь только не растёт»

Составили воспитатели

Музыкальный руководитель

Паспорт педагогического проекта.

Составили: ,

Тема: «Наш весёлый огород, что здесь только не растёт»

Вид проекта: исследовательский, познавательно – речевой.

Участники: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители,

муз. руководитель

Продолжительность: осень – краткосрочный.

Актуальность

проблемы:

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребёнка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее.

Родители мало готовят дома блюда из овощей и поэтому дети плохо их едят.

1.Продолжать знакомить детей с разнообразием и пользой овощей.

2. Пополнять и активизировать словарный запас.

Интеграция образовательных направлений

Познавательное

развитие

1.Расширить и пополнить знания детей о разнообразии и о пользе

2.Познакомить детей со схемой – моделью, алгоритмом

приготовления овощного супа и мнемотаблицей.

3.Расширить представление детей о том, что ещё можно приготовить из овощей.

НОД «Дары осени», «Витамины с грядки»

Развивающая игра «Что куда положим»

Речевое развитие

Закреплять знания об овощах (особенности внешнего вида, вкуса);

Пополнять и активизировать словарный запас;

Закреплять значение слов: длинный, короткий, слева, справа;

Учить придумывать и отгадывать описательные загадки;

Продолжать развивать слуховую память;

Познакомить с новыми художественными произведениями»;

Учить различать на слух разные интонации при чтении

фольклора;

Упражнять в образовании слов с использованием уменьшительно – ласкательных суффиксов;

НОД «Дары осени», «Описание овощей», «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Словесная игра «Волшебный мешочек», «Придумай и отгадай»

Художественно – эстетическое развитие

Объяснить назначение и особенности фольклора.

Закрепит умение лепить знакомые предметы, используя приёмы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивания ладонями, лепить пальцами для уточнения формы.

Учить самостоятельно анализировать образец, уметь преобразовывать постройку, дополнять деталями, обыгрывать.

НОД: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»,

«Лепим овощи», «Овощи в тарелке» (пластилинография), «Овощи на зиму» (), «Рисуем овощи», «Везём по мосту овощи в магазин»

Физическое развитие

Уточнить представление о пользе овощей;

Уточнить знания о соблюдении санитарно - гигиенических

правилах;

Формировать умение участвовать в п/играх со сверстниками;

Умение выполнять движения, согласно устным указаниям

педагога;

Разучить пальчиковую гимнастику «Овощи»

П/игра «Огуречик, огуречик….»;

Пальчиковая игра «Овощи»;


Социально – коммуникативное

развитие

Развивать положительно – эмоциональное настроение детей в

Обогащать жизненный опыт детей через наблюдения и их собственную деятельность;

Формы работы с детьми:

Беседы Наблюдение. Чтение Рассматривание иллюстраций. Непосредственно . Художествен. творческая деятельность. Подвижные, хороводные игры. Драматизация. Проведение досугов, оформление выставки, книжки – малышки, изготовление коллажа. Экскурсия в овощной магазин.

Формы работы с родителями:

1. Проведение родительского собрания на тему: «Витамины с грядки».

2.Оформление родительского уголка.

3.Беседы, консультации на данную тему.

4.Совместное творчество родителей и детей.

5.Домашнее чтение художественной литературы.

6.Совместный просмотр сказок, в которых встречаются овощи.

7.Подбор иллюстраций.

Конечный

Выставка детского творчества и совместного с родителями;

коллаж, речевое творчество детей, атрибуты для драматизации, подвижных и хороводных игр, альбом «Витамины с грядки»

Форма итогового мероприятия

Драматизация сказки «Пых», музыкальное развлечение «Что у осени в корзинке».

Создание развивающей среды

Художественная литература, иллюстрации, дидактические, атрибуты для с/ ролевой игры «Овощной магазин», атрибуты для драматизации, овощное лото, домино, муляжи овощей,

схемы – модели, алгоритм приготовления овощного супа, трафареты, мнемотаблица, видео диски со сказками об овощах.


Ожидаемые результаты:

1. Дети больше узнали об овощах.

2. Стали различать овощи.

3. Научились пользоваться алгоритмом, мнемотаблицей, схемой – моделью (умение

составлять описательный рассказ, рассказ о последовательности приготовления

овощного супа и о последовательность выращивания овощей).

4. Научились придумывать описательные загадки об овощах.

5. Познакомились с новыми сказками и хороводными играми, в которых встречаются

6.Появился у детей интерес к овощам, к пользе овощей и они стали лучше их есть.


Паспорт педагогического проекта

Автор проекта

Алексеева Елена Анатольевна, среднее специальное, стаж работы – 16 лет, категория - первая.

Тема

Формированию экологической культуры

Тематическое поле

Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы

Название проекта

«Я и природа»

Тип проекта

По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);

По числу участников – группа 18 человек;

По времени проведения – продолжительный;

По характеру контактов: в рамках группы.


Проблема

Расширение знаний о мире природы.

Актуальность проблемы

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, объектами которых являются животные, растения.


Цель

Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи







  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Гипотеза проекта

Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.

Предполагаемый результат

Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы

Методы проекта

Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательные игровые занятия и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы

Форма презентации

Экологическая сказка: «Пожар в лесу»

Мероприятия:

^ Формы работы с детьми

1. Познавательные игровые занятия.


  • Ознакомление с окружающим:
«В гостях у Лесовичка»; «Что нам осень подарила»; «У кормушки»; «На бабушкином дворе»; «В мире животных»; «Подарки зимушки-зимы»; «Весна вступает в свои права»

  • Развитие речи:
«Кошка с котятами»; «Чтение стихов об осени»; Рассказывание по картине «Собака со щенками»; «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»; Составление рассказа «Весна», опираясь на предметные картинки; «Чтение стихотворений о весне».

  • Рисование:
«Золотая осень»; «Кисть рябины горсть малины»»; «Морозные узоры»; «Как розовые яблока на ветках снегири»; «Зимний пейзаж»; «Солнышко, солнышко, раскидай колечки»; «Мимоза»; «Веточка вербы»; «Цветок в горшке»; «Наш аквариум»

  • Лепка:
«Листья на дереве»; «Вот ежик – ни головы, ни ножек»; «Заборчик для домашних животных»; «Дары осени»; «Прилетайте в гости»; «Лижет лапу кот сибирский»; «Два жадных медвежонка»; «Сосульки – воображульки»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие разные насекомые»; «Возвращение уток»; «Рыбка».

  • Аппликация:
«Листопад, листопад, листья по ветру летят»; «Овощи на тарелке»; «На яблоке поспели яблоки»; «Снежинки – сестрички»; «У солнышка в гостях»; «Ледоход»; «Чьи детки?»; «Весенний сад»; «Птички играют, птички сверкают»

  • Конструирование:
«Цветочная клумба»; «Домик для домашних животных»; «Грибная полянка»; «Лесной детский сад»; «Первоцветы»; «Скотный двор»; «Кораблик для насекомых».

2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы в ходе наблюдений, опытов, исследований.


  • Опыт: «Что быстрее загорится»;

  • Эксперимент: «Как потушить огонь»;

  • Наблюдение: «

  • Цикл занятий - экспериментов: «В гостях у профессора Знайкина»

3. Экологические игры.

«Что было бы, если из леса исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»

^ 4. Разучивание стихов.

И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»

Б. Заходер «Все-все»

А. Яшин «Покормите птиц зимой…»

К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»

В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»

С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»

И. Черницкая «Пришла зима»

А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»

М. Лермонтов «Осень»

С. Маршак «Круглый год. Июнь»


Формы работы с родителями

1. Консультации:


  • «Берегите природу».

  • «Детское экспериментирование в экологическом воспитании».

  • «Интересное рядом».

  • «Безопасные выходные».

  • «Экспериментируем вместе с детьми»

2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы

3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования

4. Помощь в подборе литературы.

5. Анкетирование

6. Организация экскурсий и выходов на природу.

7. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе


Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 4 до 5 лет.

В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:


  • познавательный (формирование представлений о мире природы),

  • перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)

  • практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Воспитательно-образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в:

Актуальность проекта

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых являются животные, растения тундры.

^ Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:


  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

  • развитие познавательного интереса к миру природы;

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;

  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении

^ Этапы реализации проекта

I. Организационный

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.

II. Внедренческий

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Я и природа».

III. Результативный

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ.
Участниками проекта являются дети ДОУ № 15 «Аленький цветочек» средней группы № 8 «Солнышко», воспитатели, родители.

^ Структура проекта

Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, района, издание информационно-методического материала.

Цикл познавательных занятий с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

В проекте представлены тематические блоки:


  • элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

  • многообразие растений и их связь со средой обитания.

  • многообразие животных и их связь со средой обитания.

  • рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

  • жизнь растений и животных в сообществе.

  • взаимодействие человека с природой

Взаимодействие с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

ЛИТЕРАТУРА

Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.

Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое общество России,2005.

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.

Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

Департамент образования Ярославской области

Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития образования»

Проект региональной инновационной площадки

«ФГОС: преемственность дошкольного, начального и

основного общего образования на основе

со-бытийного подхода»

Тихомирова О.В., к.п..н., заведующий кафедрой начального образования

Коточигова Е.В., к.псх.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования

Бородкина Н.В., к.ист.н., доцент кафедрой начального образования

Ярославль, 2014


Цель проекта: внедрение инновационной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей преемственность дошкольного и школьного уровней образования через реализацию со-бытийного подхода к образовательной деятельности

Задачи:

  1. Провести исследование условий, обеспечивающих преемственность дошкольного, начального и основного общего образования
  2. Разработать и внедрить модель организации образовательного процесса, обеспечивающую преемственность образования
  3. Подготовить педагогов к реализации со-бытийного подхода в дошкольном, начальном, основном общем образовании
  4. Обобщить и описать опыт работы образовательных учреждений по реализации инновационной модели организации образовательного процесса

Идея проекта

Главным предназначением ФГОС является обеспечение преемственности ООП, достижения результатов освоения и условий ее реализации на всех уровнях образования. Основная идея проекта заключается в рассмотрении проблемы преемственности уровней и ступеней образования с точки зрения ситуационно-событийной модели развития ребенка (по В.И. Слободчикову), как основания для реализации индивидуальных потребностей обучающегося в со-бытийной общности. Индивидуальные потребности детей в учении являются тем основанием, которое позволит обеспечить преемственность и непрерывность образования дошкольника и школьника.

Значимость для развития РСО

В результате реализации проекта система развития образования в Ярославской области получит:

  • апробированную инновационную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую реальную преемственность уровней образования;
  • рекомендации по реализации данной модели;
  • команду тьюторов, способных подготовить педагогов к реализации модели и тем самым реализовать одно из основных требований ФГОС.

Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

Теоретической базой проекта являются следующие понятия:

  • Преемственность

Общее понятие преемственности толкуется в словарях как связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Согласно современным исследованиям особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста, а затем при переходе младшего подростка в среднее звено. Дело в том, что здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития — от коммуникативно-игровой к учебной (ДО-НОО) и от учебной - к коммуникативной (НОО - ООО). При этом сохраняется фундаментальный (общий для этих возрастов) вектор развития - формирование предельно универсальных, базовых человеческих способностей. В контексте этого противоречия проблема преемственности рассматривается в работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Л.А.Венгера, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Г.А.Цукерман.

Кудрявцев В.Т., ссылаясь на авторитетные исследования, говорит о том, что «традиционный способ обеспечения преемственности образовательных ступеней в целом - предметно-тематический (линейный или концентрический). Это - азбучный элемент дидактики и методики преподавания учебных дисциплин. Как таковой он не вызывает сомнений. Вопрос лишь в границах его применимости. Нередко в нем видят общий, если не единственный, принцип преемственности в образовании (обучении), именно - общий принцип, а не одно из средств для достижения более высоких образовательных целей. Эти цели совпадают с социокультурными и психолого-педагогические приоритетами личностного роста детей (подростков, юношей и девушек) и взрослых - педагогов и родителей, формирования детско-взрослой общности в образовании. Собственно, и сама преемственность призвана способствовать движению к этим целям, выполнять функцию фарватера, в котором оно может оптимально развертываться. Но в массовой практике мы констатируем иное. Образовательные ступени существуют как бы сами по себе (и для себя), это - звенья цикла работы «машины образования», а не значимые для личности этапы ее духовного становления».

  • Ситуация развития

Существенным для понимания ситуации развития является утверждение В.В. Давыдова о том, что социальная ситуация развития есть отношение ребенка к социальной действительности, реализуемое посредством ведущей для данного возраста деятельности, которая в настоящее время трактуется как совместно-распределенная деятельность со-участников со-бытийной общности.

Для понимания природы и структуры «ситуации» принципиально важно, что задается она именно со-участниками, которые оказываются полюсами ее напряжения, придающими ей целостность. Ситуация развития — это совокупность предпосылок и условий, преобразуемых в пространство связей и отношений между со-участниками со-бытийной общности, которые и создают динамизм, напряженность и внутреннюю противоречивость ситуации. Выявление в рамках одного возрастного этапа последовательности ситуаций развития раскрывает и внутреннюю динамику возраста.

В. И. Слободчиков: «Ситуация развития выступает в функции «несущей конструкции» в возрастно-нормативной модели развития. Ситуация развития — это определение исходной ситуации, пространства развития, той отправной точки, от которой можно и выстроить то, что развивается, и проследить, как осуществляется это развитие. В качестве общей формы ситуации развития выступает детско-взрослая со-бытийная общность».

  • Со-бытийная общность и образовательное со-бытие

В Большой советской энциклопедии событием называется происшествие, важное явление, происшедшее в общественной или личной жизни.Личный аспект события своеобразно раскрыт в философских сочинениях постмодернизма. По Хайдеггеру , событие представляет собой единство двух начал - Бытия и Времени, и именно в событии человек способен к осуществлению, вычленению себя в Бытии.Михаил Бахтин подчеркивал диалогическую природу события, когда событие возможно лишь, как со-бытие. В коммуникативной дидактике Ю. Л. Троицкого событийность рассматривается в качестве ключевой категории. Урок представлен как коммуникативная ситуация, в которой возможно событие общения, если участникам коммуникации через взаимное предъявление, освоение, развитие смыслов удастся выстроить процесс понимания. Авторы концепции подчеркивают, что урок - это потенциально уже событие, но в действительности станет таковым лишь в случае выявления и соотнесения различных точек зрения по поводу учебного материала, бережного вчитывания в тексты, уважительного диалога учителя и учеников друг с другом. Б. Д. Эльконин предложил свое понимание события, как акта развития.

Вслед за М. Бахтиным В. И. Слободчиков предложил понимать событие именно, как «со-бытие» и ввел этот термин в психологию, имея в виду общность бытия двух людей. Данная общность вырастает из понятия «коммунитас» - неструктурированной общности, то есть вырастает из жизни не рядом , а вместе (слова выделены В. И. Слободчиковым). Фундаментальными понятиями любого объединения, в том числе и со-бытийного становятся связи и отношения. Со-бытие, как форма социальной организованности людей, ориентировано на совместную деятельность, которая становится «главным интегрирующим фактором». Однако главное отличие со-бытия, по мнению В. И. Слободчикова, не в этом, а в общности ценностно-смысловой основы субъектов со-бытия.

Таким образом, под образовательным со-бытием можно понимать «переживаемое бытие «образующегося» человека, субъективно-значимую ценностно-смысловую общность переживания ими объективных событий».

Этапы проекта

  1. Аналитико-проектировочный этап: разработка модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность

Основное содержание деятельности.

  1. Анализ наличной ситуации по обеспечению преемственности: исследование преемственности целевых ориентиров ОПП и общих подходов к ее реализации (используемые педагогами организационные формы, технологии и методы, свидетельствующие о реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов) на разных ступенях образования, способов взаимодействия ребенка и взрослого.
  2. Разработка и описание модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность общих подходов к организации учебной деятельности: составление описания модели, подбор методического и дидактического обеспечения модели, определение комплекса организационных мер,

Методы: анализ документов, структурированное наблюдение, опрос, педагогическое проектирование, экспертная оценка модели и ее организационного, методического и дидактического обеспечения

аналитико-информационная справка (описание результатов исследования), программа семинаров для педагогов, описание модели и перечень обеспечивающих ее условий.

  1. Организационно-деятельностный этап: внедрение модели

  1. Пилотная апробация модели образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность общих подходов к организации учебной деятельности
  2. Проведение повторного исследования, анализ промежуточных результатов, корректировка модели и ее методической, организационной и кадровой обеспеченности
  3. Реализация модели во всем учреждении (внедрение), проведение текущего наблюдения процесса реализации модели, внесение изменений в ОПП.

Методы: мониторинг процесса реализации модели, структурированное наблюдение, опрос, методы математической статистики, педагогическое проектирование, понимающая экспертиза.

Прогнозируемый результат этапа : образовательные программы ОУ РИП, основанные на со-бытийном подходе

  1. Обобщающий этап: анализ и распространение результатов внедрения модели.

Основное содержание деятельности:

  1. Проведение итогового исследования, обработка и интерпретация полученных данных
  2. Самооценка профессиональной компетентности членов команды в реализации тьюторского сопровождения деятельности педагога
  3. Внесение необходимых корректировок, описание результатов проекта и прогноз их тиражируемости в РСО
  4. Публичная презентация и распространение результатов проекта на региональном и федеральном уровне
  5. Составление методического пособия, представление опыта на научно-практических конференциях различного уровня и в научных изданиях.

Методы: структурированное наблюдение, опрос, методы математической статистики, самооценка, комплексное моделирование, метод построения сценариев, прогностические рисуночные методики, презентационные методы, метод банкетирования.

Прогнозируемый результат этапа: описание результатов проекта (аналитическая справка) и прогноз, рекомендации по реализации модели организации образовательного процесса, позволяющей обеспечить преемственность дошкольного, начального и основного общего образования.

Условия, необходимые для проведения работ

  1. Кадровые: мотивированная команда проекта, мотивированные педагоги учреждений - участников РИП
  2. Финансовые: оплата проезда для взаимодействия участников РИП, оплата разработки и проведения исследований, оплата работы внешних экспертов, оплата разработки и проведения семинаров и тренингов по подготовке педагогов учреждений участников РИП к реализации со-бытийного подхода
  3. Материально-технические: пространственно-предметная среда семинаров и тренингов, автодидактическая среда образовательных со-бытий

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

  • Использование комплекса надежных и валидных методов исследования
  • Научно-обоснованная интерпретация данных

Перечень научных разработок по теме проекта

  1. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психологии. - 1997. - № 1.
  2. Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В.Давыдова // Вопр. психол. 1998. № 5. С. 59-68.
  3. Кудрявцев В.Т., Слободчиков В.И., Школяр Л.В. Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия РАО. - 2001. - № 4. С. 4-46.
  4. Роджерс К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М. - 2002.
  5. Слободчиков В.И. Анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности// Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 3-18
  6. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.
  7. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего образования //Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения: М-лы науч.-практ. конф. - Петрозаводск. - 1996. - С. 16-24.
  8. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - Биробиджан: БГПИ, 2005. - 272 с.
  9. Слободчиков В.И. Понятие нормы//Школьный психолог. - 2010. - №2.
  10. Слободчиков В.И. Что развивается в образовании, что образуется в развитии // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В. И. Слободчикова. - М., 1999. - С. 16-22.
  11. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38-50

Обоснование возможности реализации проекта

  • Послание президента РФ : определяет преемственность дошкольного и школьного образования как актуальное направление реализации требований стандарта
  • З-н «Об образовании» : определяет основные принципы государственной политики в сфере образования; основные положения организации инновационной деятельности в сфере образования
  • ФГОС ДО, НО, ООО : определяет требования к разработке образовательных программ, к организации образовательного процесса, к планируемым результатам освоения образовательных программ.Определяет преемственность ООП дошкольного, начального общего, основного общего <…> образования.
  • Профессиональный стандарт педагога (проект): определяет требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: <…>готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей<…>Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) . Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. <…>Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
  • Приказ ДО ЯО об определении направлений деятельности ИРО как ресурсного центра : определяет тематику введения и реализации ФГОСкак актуальную для региональной системы образования и подтверждает нормативную и методическую готовность ИРО к реализации проекта.

Предложения по распространению и внедрению результатов реализации проекта

  • Интернет-трансляция презентации результатов работы РИП
  • Проведение межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции по реализации со-бытийного подхода в образовании
  • Проведение вебинаров и видеоконференций «Инновационные подходы в обеспечении преемственности образования»
  • Открытие web-страницы «Инновационные модели организации образовательного процесса», интернет-форума «Проблемы преемственности в образовании: пути решения»
  • Открытие стажерских площадок в учреждениях - носителях инновационной идеи

Обоснование устойчивости результатов проекта

  • Востребованность опыта для дальнейшего развития инновационной инфраструктуры региона.
  • Расширение партнерства участников РИП с другими учреждениями образования, культуры, спорта.
  • Возможность распространения результатов проекта через систему повышения квалификации (стажерские площадки).
  • Универсальность модели с точки зрения оптимальности ресурсов (не требует огромных МТ затрат)
  • Актуальность результатов проекта с точки зрения системного, деятельностного, личностно - ориентированного подходов

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта

Алексеева Елена Анатольевна, среднее специальное, стаж работы – 16 лет, категория - первая.

Тема

Формированию экологической культуры

Тематическое поле

Взаимодействие с предметами, объектами и явлениями живой и неживой природы

Название проекта

«Я и природа»

Тип проекта

По доминирующей деятельности – познавательный (формирование представлений о мире природы);

По числу участников – группа 18 человек;

По времени проведения – продолжительный;

По характеру контактов: в рамках группы.


Проблема

Расширение знаний о мире природы.

Актуальность проблемы

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, объектами которых являются животные, растения.


Цель

Формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи







  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Гипотеза проекта

Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к ее явлениям в частности, развитие экологической культуры.

Предполагаемый результат

Сформированное правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы

Методы проекта

Наблюдения, труд в природе, опыты, игры, познавательные игровые занятия и развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы

Форма презентации

Экологическая сказка: «Пожар в лесу»

Мероприятия:

^ Формы работы с детьми

1. Познавательные игровые занятия.


  • Ознакомление с окружающим:
«В гостях у Лесовичка»; «Что нам осень подарила»; «У кормушки»; «На бабушкином дворе»; «В мире животных»; «Подарки зимушки-зимы»; «Весна вступает в свои права»

  • Развитие речи:
«Кошка с котятами»; «Чтение стихов об осени»; Рассказывание по картине «Собака со щенками»; «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»; Составление рассказа «Весна», опираясь на предметные картинки; «Чтение стихотворений о весне».

  • Рисование:
«Золотая осень»; «Кисть рябины горсть малины»»; «Морозные узоры»; «Как розовые яблока на ветках снегири»; «Зимний пейзаж»; «Солнышко, солнышко, раскидай колечки»; «Мимоза»; «Веточка вербы»; «Цветок в горшке»; «Наш аквариум»

  • Лепка:
«Листья на дереве»; «Вот ежик – ни головы, ни ножек»; «Заборчик для домашних животных»; «Дары осени»; «Прилетайте в гости»; «Лижет лапу кот сибирский»; «Два жадных медвежонка»; «Сосульки – воображульки»; «Расцвели подснежники в лесу»; «Такие разные насекомые»; «Возвращение уток»; «Рыбка».

  • Аппликация:
«Листопад, листопад, листья по ветру летят»; «Овощи на тарелке»; «На яблоке поспели яблоки»; «Снежинки – сестрички»; «У солнышка в гостях»; «Ледоход»; «Чьи детки?»; «Весенний сад»; «Птички играют, птички сверкают»

  • Конструирование:
«Цветочная клумба»; «Домик для домашних животных»; «Грибная полянка»; «Лесной детский сад»; «Первоцветы»; «Скотный двор»; «Кораблик для насекомых».

2. Знакомство со свойствами огня и воды, песка, камней и воздуха другими объектами природы в ходе наблюдений, опытов, исследований.


  • Опыт: «Что быстрее загорится»;

  • Эксперимент: «Как потушить огонь»;

  • Наблюдение: «

  • Цикл занятий - экспериментов: «В гостях у профессора Знайкина»

3. Экологические игры.

«Что было бы, если из леса исчезли…»; «Где что зреет?»; «Земля, вода, огонь, воздух»; «Игра в слова»; «Где снежинки?»

^ 4. Разучивание стихов.

И. Мазин «Давайте люди дружить друг с другом…»

Б. Заходер «Все-все»

А. Яшин «Покормите птиц зимой…»

К. Забойский «Всем известно, что жуки…»; «Сидит на ромашке смешная букашка»

В. Берестов «Дерева, трава, цветок и птица…»; «Октябрь»

С. Ахматова «Хочу, чтоб в мире было много света…»

И. Черницкая «Пришла зима»

А. Фет «Чудная картина»; «Осенью»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Еще, еще! Ах, сердце слышит…»

М. Лермонтов «Осень»

С. Маршак «Круглый год. Июнь»


Формы работы с родителями

1. Консультации:


  • «Берегите природу».

  • «Детское экспериментирование в экологическом воспитании».

  • «Интересное рядом».

  • «Безопасные выходные».

  • «Экспериментируем вместе с детьми»

2. Привлечение родителей к оформлению уголка и календаря природы

3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования

4. Помощь в подборе литературы.

5. Анкетирование

6. Организация экскурсий и выходов на природу.

7. Беседы об экологии и безопасности отдыха на природе


Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

В целом положительные тенденции в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 4 до 5 лет.

В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:


  • познавательный (формирование представлений о мире природы),

  • перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе)

  • практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).

Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

Воспитательно-образовательная работа в течение всего учебного года пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется в:


  • наблюдениях,

  • фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,

  • организации дежурств и трудовых поручений,

  • экспериментах выполняемых в природе.

Актуальность проекта

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых являются животные, растения тундры.

^ Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:


  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

  • развитие познавательного интереса к миру природы;

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;

  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении

^ Этапы реализации проекта

I. Организационный

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.

II. Внедренческий

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры «Я и природа».

III. Результативный

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ.
Участниками проекта являются дети ДОУ № 15 «Аленький цветочек» средней группы № 8 «Солнышко», воспитатели, родители.

^ Структура проекта

Реализация данного проекта в группе осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды группы, района, издание информационно-методического материала.

Цикл познавательных занятий с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна, прежде всего, для них самих – это предметные результаты их личностного роста.

В проекте представлены тематические блоки:


  • элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.

  • многообразие растений и их связь со средой обитания.

  • многообразие животных и их связь со средой обитания.

  • рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

  • жизнь растений и животных в сообществе.

  • взаимодействие человека с природой

Взаимодействие с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

ЛИТЕРАТУРА

Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.

Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование. М.:Педагогическое общество России,2005.

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.

Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

Николаев С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.

Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

Паспорт педагогического проекта

Наименование:

Детское волонтерное движение: особенности организации, руководства, планирования работы

Длительность:

Долгосрочный

Сроки выполнения 01.09.2016 г. -30.12.2016 г.

Участники:

МБОУ ЦО №34 «Крохи»

Руководитель проекта: Моденова Г.Н.

Информационная карта

Данные о руководителе проекта

Моденова Г.Н. воспитатель высшей квалификационной категории,

дипломант городского конкурса «Профессионал 2011 г.» в номинации «Воспитатель ДОУ»

Обоснование проекта

Социально-экономические и общественно-политические процессы, которые происходят в настоящее время в России, привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Россия вступила в период создания правового государства, гражданского общества, возрождения социально-личностных ценностей. Подрастающее поколение, в первую очередь дети дошкольного возраста, рассматриваются как ресурс, а, следовательно, именно старших дошкольников необходимо включать в активно социальную деятельность. Меня, как воспитателя с 30-летним педагогическим стажем, волнует проблема создания новых условий для развития ребенка в интересах его личностного роста и позитивной социализации в обществе. Одно из таких направлений - добровольчество, детское волонтерское движение. Разрабатывая проект я хотела, чтобы в ходе его реализации сформировались необходимые условия, при которых каждый участник проекта чувствовал себя субъектом деятельности, реализовывал в ней свой гуманистический образ жизни, был готов принять на себя ответственность за других, формировать себя как гуманную личность. Среди подростковых организаций возрастает интерес к добровольческой, благотворительной деятельности. В среде дошкольного сообщества волонтерство - как вид детского движения только начинает зарождаться.

Описание проекта

Тема: Детское волонтерское движение: особенности организации, руководства, планирование работы.

Цель: выстроить систему работы волонтерского движения с детьми старшего дошкольного возраста.

1.Определить нравственные ценности волонтерского движения для воспитания и развития детей 5-7 лет.

2.Определить содержание работы с детьми по волонтерскому движению.

3.Определить место волонтерского движения в системе воспитательно- образовательной работы группы.

4.Определить наиболее эффективные формы и методы работы по волонтерскому движению.

5.Определить оптимальные условия и объекты направленности волонтерского движения.

7.Систематизировать результаты работы и распространить личный опыт педагога.

Объекты: духовно-нравственное составляющая система воспитательно- образовательной работы ДОУ.

Предмет: Новый вид детской организованной деятельности.

Описание ресурсов проекта

Кадровое обеспечение

Работу по руководству, организации, планированию детского волонтерного движения осуществляет зам.директора по дошк.обр Лукина О.Ю,методист Заботина Е.В. .воспитатель Моденова Г.Н.,.

Программно-методическое и материалъно-техническое обеспечение

Организация и планирование детского волонтерного движения среди воспитанников старшего дошкольного возраста осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой (новая редакция).

Материально-техническое обеспечение осуществляется в рамках необходимой образовательной среды для организации различных видов детской деятельности

в группе: познавательно-исследовательский продуктивный художественный вне группы: игровой

коммуникативный музыкально-художественный Результатами детской деятельности может стать:

1.Продуктивная деятельность (изготовление масок, игрушек, подарков малышам).

2.Театрализованные представления.

3.Драматизация.

4.Концертная деятельность.

5.Иллюстрирование детских книжек.

6.Сочинительская деятельность и т.д.

Участники проекта

1.МБОУ ЦО №34 «Крохи», «Колибри»

2.Воспитанники старшего дошкольного возраста

3.Родители (законные представители)

4.Воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, заведующая ДОУ

5. Подростковые клубы и детские движения

6.Дом детского творчества детей и подростков Центрального района Предполагается вовлечь в реализацию проекта детей от 5 до 7 лет,

посещающих МБОУ ЦО №34 «Крохи» (26 человек), их родителей (законных представителей); детей младшей, средней группы.

Ожидаемые положительные результаты от внедрения проекта

Будет определено:

Место волонтерского движения в образовательной деятельности ДОУ;

Максимально эффективные формы и методы организации деятельности волонтерского движения;

Новые объекты направленности добровольчества, в рамках возможностей ДОУ;

Систематизирован и обобщен личный опыт воспитателя

Этапы проектной деятельности

Мероприятия Сроки
1.0 Подготовительный этап:
1.1 Выделение проблемы, уточнения имеющейся информации сентябрь 2016 г. Моденова Г.Н.
1.2 Изучение специальной литературы в ходе реализации плана саморазвития воспитателя сентябрь-октябрь 2016г. Моденова Г.Н
1.3 Приобретение необходимых материалов и оборудования для организации и оборудования организации познавательно- исследовательской, продуктивной, художественно-творческой деятельности
2.0 Концептуализация
2.1 Разработка проекта октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г.Н.
2.2 Обсуждение возможных вариантов проекта на Совете педагогов октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г.Н
2.3 Определение маршрута получения результатов проекта в ходе дискуссии с участниками проектной деятельности октябрь-ноябрь 2016 г. Моденова Г.Н
3.0 Практическая системность
3.1 Анализ затруднений воспитателей ноябрь 2016 г. Моденова Г.Н.
3.2 Анализ состояния образовательного процесса по данному вопросу в старшей группе ноябрь 2016 г. Моденова Г.Н
3.3 Диагностика и наблюдение воспитанников ноябрь-декабрь 2016 г. Моденова Г.Н
3.4 Анкетирование родителей декабрь 2016 г. Моденова Г.Н
3.5 Обновление образовательного пространства в группе

в течение всего периода проектной дискуссии

Моденова Г.Н

3.6 Разработка дидактических игр, пособий
3.7 Анализ имеющегося литературного материала, составление конспектов занятий образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка» в течение всего периода проектной дискуссии Моденова Г.Н
Работа с воспитанниками
3.8 Изготовление игрушек-самоделок для малышей
3.9 Подготовка сказок - драматизация
3.12 Совместные игры и развлечения с малышами
3.11 Иллюстрирование детских книг детьми подготовительной группы
3.12 Подготовка концертов для малышей
3.13 Изготовление открыток для ветеранов ВОВ
3.14 Поздравления ветеранов труда ДОУ в День Дошкольного работника 28 октября (ежегодно)
3.15 Поздравления и праздничный концерт в День пожилого человека (сотрудники, бабушки, дедушки воспитанников) 1 октября (ежегодно)
Работа с семьями воспитанников
3.20

Оформление фотовитрин

- «Как я забочусь о младшем брате (сестре)

- «Как я помогаю бабушке (дедушке) дома, на даче»

3.21 Участие в акции «Знаешь, чтобы жить»
3.22 Выставка подарков, рисунков «В подарок ветеранам (малышам, инвалидам)», изготовленных в семьях воспитанников»
4.0 Презентация проекта
4.1 Представление воспитателя в ходе аттестации январь 2016 г.
4.2 Участие в муниципальных, районных конкурсах, выставках в ДОУ, пропагандирующих волонтерское движение среди дошкольников 2016 г. Моденова Г.Н

Детское волонтерское движение «Забота»

Цель: Формирование нравственных основ личности в процессе участия старших дошкольников, в практической жизни детей младшего дошкольного возраста

Сформировать общие первичные представления старших дошкольников о таких нравственных категориях как:

Уважение;

Взаимовыручка.

Подвести детей к пониманию того, что оценивать допустимо только лишь поступки и дела сверстников, но не самого человека.

Сформировать умение видеть положительные и отрицательный проявления во взаимоотношении, желании совершать нравственные поступки, в том числе оказывать помощь слабым, малышам и т.д.

Закрепить понятие о доброте, сформировать понятие слова «Заботливость». Сформировать желание доставлять радость, удовольствие малышам, умение способствовать решению проблемных вопросов в жизни детей младшего дошкольного возраста. Развивать психо-эмоциональную культуру поведения и взаимоотношения детей с окружающим социальным миром.

Учить контролировать ход исполнения общего дела, управлять своими эмоциями, подчинять свои желания интересам коллектива, формировать навыки простейшей проектной деятельности.

Задачи решаемые

В группе

>Способствовать формированию заботливого отношения к малышам, закрепить понятие слова «Заботливость»

>Продолжать формировать дружеские взаимоотношения, представления о товариществе, взаимовыручке и т.д.

>Закреплять умение договариваться, помогать друг другу в совместной деятельности.

>Формировать умение ограничивать свои желания, учить считаться с мнением окружающих

>Продолжать воспитывать волевые качества, учить преодолевать препятствия стоящие на пути к достижению цели переживание других. Поддерживать положительные, помочь преодолеть, облегчить отрицательные. Учить признавать равные права

Вне группы

>Способствовать разнообразных форм вежливости

формированию словестной

>Закрепить умение понимать эмоциональное состояние по мимике и жестам, соотносить сове поведение и речевое общение с эмоциональным состоянием малышей

помогать

>Формировать умение доставлять радость

преодолевать

отрицательные переживания: пожалев, успокоив, предложив способ отвлечения Развивать умение замечать и понимать поступкам сверстников на участие в совместной

>Формировать умение справедливо и деятельности, выполнении ведущих ролей в доброжелательно оценивать поступки ней, защиту собственного мнения, других

Образовательные области

«Познание», «художественное творчество», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «музыка»

Методические приемы

Беседы: «все начинается со слова «Здравствуй»», «Умеешь ли ты дружить?», «Если с другом вышел в путь», «Как мы можем позаботиться о младших», «Мы - защитники малышей», «Наши добрые дела», «Умнее тот, кто уступает», «Что значит быть добрым», «Я и мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи, помоги сам», «Гости в дом - радость в нем», «Кого мы назовем - хороший человек», «Как ты понимаешь слово заботливость».

Чтение: Г. Сапгир «Самые слова», К. Дольто-Толич «Вежливо- не вежливо», М. Плашковский «Уроки дружбы», Я. Аким «Яблоко», русская народная сказка, «Гуси-лебеди» А. Барто «Особое поручение», «Вот так защитник», Э. Шим «Брат и младшая сестра, «Не смей обижать»

Игровые упражнения

«До свидание милое создание», «Передай свое настроение»

Дидактические упражнение: «Добрые слова малышам», «Как хорошо с тобой дружить», «Поделись хорошим настроением», «Почему ты так думаешь», «Как сказать, чтоб не обидеть» Обыгрывание и обсуждение ситуации.

Конечный результат

У детей сформировываются эмпатические отношения, выражающиеся в сопереживании, сочувствии к малышам. Происходит становление адекватного и внутреннего дифференцированного образа «Я».

Виды деятельности

Результаты детской деятельности

1. Продуктивная деятельность (Изготовление масок, игрушек, подарков малышам),

2. Театрализованное представление.

3. Драматизация.

4. Концертная деятельность.

5. Составление сценариев.

6. Изготовление иллюстрированной сказки по знакомому произведению.

7. Совместное сочинение сказки о добре и зле.

Администрация Актуальность темы, имидж учреждения По материалам исследования может быть подготовлен спец. курс для подготовки материалов для молодых специалистов Недостаточное финансирование Привлечение родителей и спонсоров Решение одной из проблем воспитания социально-активной личности
Жители района Любопытство, необычность, ностальгия по пионерскому движению Призер для малышей, активность поведения детей, умение не только приспосабливаться к обстоятельствам, но и учитывать, изменять поведение в соответствии с усвоенными моральными нормами Ненуждаемость, негативность восприятия. Проведение работы с жителями района

Появление

преемственности

традиций,

гуманистических

отношений в системах

«дети-дети» «дети-

взрослые»

Система дошкольного образования Новизна и перспективность, практическая значимость Рост профессионального мастерства. Возможность использования в ДОУ различных видов и типов Нежелание, неумение использовать опыт Использование сайтов статей в СМИ. Участие в различных разделах методической работы Использование опыта в образовательной деятельности педагогов
Кому оно интересно Почему оно им интересно Педагогическая значимость Риски Способы решения рисков Результат для объекта
Дети Необычный, новый вид деятельности, возможность почувствовать свою значимость, быть лидером, быть старшим, возможность работы в коллективе Формируются дружеские взаимоотношения, представление о товариществе, взаимовыручке и т.д.; воспитываются волевые качества, умения преодолевать препятствия стоящие на пути к достижению цели Неумение управлять своими эмоциями, нежелание подчинять свои интересы интересам коллектива, неумение справедливо и доброжелательно оценивать поступки других формировать умение ограничивать свои желания, считаться с мнением окружающих. Формировать умение видеть положительные и отрицательные проявления во взаимоотношениях У детей формируются представления о таких нравственных категориях как: добро, зло, честь, дружба, любовь, уважение, взаимовыручка
Родители Дополнительная занятость детей, еще один способ воспитать в ребенке волевые качества, умение преодолевать препятствия. Возможность и создание условий плодотворного проживания плодотворного детства как самоценного периода человеческой жизни.

Энергия детей направлена на решение задач гражданской ответственности, на целенаправленною подготовку к взрослой жизни

Проблема по планированию занятий с ребенком во второй половине дня Продумать и спланировать занятость ребенка в соответствии его интересами У детей развивается умение замечать переживание не только близких, но и других людей. Дети учатся управлять своим временем и своими эмоциями.
Педагоги Возможность творческо- критического использования детское волонтерское движение для воспитательно- образова- тельной деятельности Результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении идеи воспитания социальной активности личности, проблем деятельности современного детского движения и практической реализации деятельности дошкольного учреждения Плотность графика тех. Процесса второй половины дня Контакт родителями, гибкий подход к графику, работы второй половины Дня Материалы могут использоваться для оказания помощи педагогам практикам ведущим поиск путей гуманизации педагогического процесса

Наш девиз

Зажглась звезда иная в мире:

Звезда надежды и добра,

Подобно идеальной лире

Рассеяв тьму и свет даря.

Назвали мы звезду не просто,

Не каждому дано понять –

На счёт душевного их роста

Должны чуть-чуть мы подсказать.

Мы - волонтёрское движенье!

Для всех примером быть должны,

Развеять страх и все сомненья.

«Забота» называемся мы!

Наш гимн

Человек - не цветок, но только все же

Без «Заботы» увядает он тотчас.

Быть нельзя Волонтеру толстокожим,

И чужая боль всегда волнует нас

Потому-то, потому живем мы дружно,

Детский сад, детский сад родимый дом.

Первым делом важно нам быть детям нужным, Ну а игрушки... А игрушки лишь потом.

Много ль надо

Подопечному для счастья:

Был бы рядом тот,

Кто поймет,

Тот кто выслушает

И ответит участием

И при случае за руку возьмет.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: