Общественные институты социализации личности. Социализация личности: понятие, основные агенты и институты социализации

Механизмы и институты социализации

Еще З. Фрейд выделял ряд психологических механизмов социализации : имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. В основе современных представлений о механизмах социализации лежит теория социального научения . Согласно данной теории поведение человека есть результат его общения и взаимодействия с другими людьми, наблюдение за ними, подражание их поведению, обучение новым эффективным образцам поведения.

Теория социального научения отрицает абсолютную зависимость поведения индивида от его внутренних потребностей, утверждая, что внешний мир оказывает решающее влияние на социализацию. Вторым важным положением теории социального научения является признание того факта, что любые формы социального поведения человека, если оно не имеет в своей основе генетических предпосылок, усваивается в результате использования системы поощрений и наказаний. Поощрения стимулируют и подкрепляют соответствующее социальное поведение, наказания, наоборот, подавляют нежелательные для социума виды социального поведения. Так следует отметить, что новые формы социального поведения могут быть приобретены человеком не только в результате поощрений и наказаний, но и при наблюдении за поведением других людей («викарное научение») благодаря тому, что человек, как и многие высшие животные, имеет врожденный механизм научения, называемый «подражанием».

Важный механизм социализации – идентификация. Для детей раннего возраста важнейшей моделью иденитификации выступают родители. В общении и взаимодействии с родителями, ребенок усваивает ценности, установки, социальные навыки и нормы поведения родителей. В более позднем возрасте образцом для идентификации могут выступать сверстники, значимые взрослые, представители различных социальных групп, несущие в себе ценные качества и формы поведения. Идентификация продолжается на протяжении всего жизненного пути человека.

Подражание – еще один механизм социализации, который является врожденным. Подражание существует и в мире животных. Подражание – это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта и особенностей поведения других людей. Важнейшую роль подражание играет в младенческом и дошкольном возрасте. По мере взросления п. теряет свою ведущую роль. У взрослых людей по сравнению с другими механизмами с. п. играет второстепенную роль.

Внушение – это механизм социализации, посредством которого ребенок неосознанно воспроизводит образцы поведения, образ мыслей, усваивает родительские сценарии. Особой внушающей силой обладают послания, идущие от авторитетных для ребенка людей.

Конформность в социальной психологии рассматривается как важнейший механизм социализации и адаптации человека к условиям социальной среды. Конформным называют такое поведение человека, при котором он, осознанно расходясь во мнениях с окружающими людьми, тем не менее, внешне соглашается с ними. От других социально-психологических механизмов социализации конформность отличается наличием у человека внутреннего конфликта между тем, что он думает, и тем, как он ведет себя на самом деле, тем, во что он реально верит и ценит.

Социальная фасилитация – это механизм социализации, благодаря которому окружающие люди оказывают развивающее и стимулирующее влияние на индивида. Социальная фасилитация обычно сопровождается подражанием и внушением и происходит в кругу близких людей, с которыми ребенок чувствует себя комфортно. В обстановке напряженности, при общении с незнакомыми враждебными людьми, у ребенка может наблюдаться противоположное явление - социальная ингибиция (ингибиция - торможение). Социальная ингибиция препятствует приобретению нового социального опыта и замедляет процесс социализации.

В отдельную проблему, требующую соединения механизмов социализации с институтами социализации, сегодняшние социальные психологи выделяют половую социализацию . Половая социализация – это процесс приобретения индивидом психологии и поведения, характерных для людей одного с ними пола . Половая роль включает в себя набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет общество к индивиду в соответствии с его половой принадлежностью. Процесс половой социализации начинается с момента рождения ребенка и строго регламентируется обществом. Культурные традиции общества задают основное направление половой социализации ребенка в зависимости от его пола. Отношение индивида к собственной половой принадлежности и к атрибутам соответствующей роли выражается в его полоролевой позиции . Важнейшим периодом половой социализации является дошкольное детство. Уже в младенческом возрасте ребенок проявляет различные реакции на мужчин и женщин. В возрасте полутора лет ребенок знает, к какому полу он принадлежит, а к трем годам может определять половую принадлежность окружающих его людей.

В пубертатный период процесс половой социализации выражен наиболее ярко. У подростков с появлением вторичных половых признаков возникает осознанный интерес к противоположному полу и формируется его психосексуальные ориентации. В этом возрасте подростки наиболее остро переживают степень своего несоответствия половой роли.

В ранней юности половое развитие завершается, психосексуальные установки и ориентации приобретают относительную устойчивость. Для этого периода характерны эротические фантазии, первая влюбленность и первый сексуальный опыт. В этом возрасте процесс половой социализации в основном завершается, хотя под влиянием различных социальных групп и ситуаций он может развиваться всю жизнь.

Основную функцию в половой социализации выполняют родители. Они служат ребенку моделью для подражания. Родители передают детям установки и образцы поведения, характерные для определенного пола. Родители формируют у детей необходимые половые роли, используя поощрения и наказания соответствующих форм поведения, присущих данному полу. Так ругать за беспорядок в комнате будут скорее девочку, чем мальчика, а умение сдерживать эмоции, скорее будет причиной поощрения мальчика, чем девочки. Родители также влияют на формирование половой роли детей через игрушки, одежду, аксессуары, а также через распределение между детьми разного пола обязанностей по дому. В семьях отцы обычно отвечают за воспитание сыновей, за девочек преимущественно отвечает в семье мать. Становясь старше, дети больше времени проводят с родителем одного с ними пола. Родители направляют половую социализацию, покупая ребенку соответствующие полу игрушки, одежду, аксессуары, поощряя соответствующие полу хобби и увлечения. В нашем обществе для мальчиков больше поощряются мускулинные виды спорта - карате, борьба, футбол, для девочек - менее соревновательные и более феминные – хореография, гимнастика, рукоделие. Дети чаще идентифицируют себя с доминантным членом семьи. Это может привести к сложностям в процессе социализации, если в семье, где растет мальчик, доминирует мать. У мальчиков в такой семье возникают трудности с развитием мужских форм поведения.



Источником для формирования у детей половых ролей являются также сверстники, которые предъявляют к их поведению требования, соответственные поведению представителей соответствующего пола. Социализация происходит благодаря распределению ролей в детских играх: мальчики играют в войну, а девочки в дочки-матери. Такое резкое разделение детей в процессе совместной деятельности и общения на однополые объединения называется «половая сегрегация». Явление половой сегрегации имеет глубокие исторические корни. Во всех архаичных культурах воспитание мальчиков и девочек, начиная с 5-13 лет, проводилось раздельно. Например, в Древней Греции любое жилище имело две половины – мужскую и женскую, и детям запрещалось находиться на территории, не соответствующей их полу. Это было связано с жесткой поляризацией и иерархией половых ролей, существующей в древних культурах. Благодаря половой сегрегации ребенок приобретает основные характеристики психологического пола и начинает более четко осознавать половые различия. Пиком половой сегрегации, помимо старшего дошкольного возраста, является средний школьный возраст. В этом возрасте подросток заново осмысливает собственную половую идентичность в группе сверстников своего пола. Референтная для подростка группа сверстников предъявляет жесткие критерии соответствия своему полу и подвергает критике любые проявления поведения, характерные для противоположного пола. Подобные строгие нормативы половой роли задаются ребенку обществом сверстников на всех возрастных этапах.

При этом группа сверстников выполняет следующие функции в процессе половой социализации:

· способствует утверждению собственной половой принадлежности ребенка и осознанию им психологических отличий между полами;

· в общении и совместной деятельности происходит уточнение и отработка поведения в соответствии с половой ролью;

· именно здесь ребенок получает значительную долю информации и о сексуальной жизни;

· общество сверстников обеспечивает необходимый эмоциональный контакт и способствует установлению взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Л. Столяренко имеет собственный взгляд на механизмы социализации. Фактически, в ее подходе также соединены механизмы и институты социализации. Соответственно, она выделяет следующие социальные образования, именуя их, впрочем, механизмами социализации.

1. Традиционный механизм . Сюда включается усвоение норм и ценностей в семье и в ближайшей контактной группе.

2. Институциональный механизм . Здесь Столяренко размещает процесс взаимодействия с такими институтами общества как школа, клубы, СМИ, армия.

3. Стилизованный механизм . Он включает в себя процесс взаимодействия с представителями различных субкультур. Субкультура может быть возрастной, профессиональной, досуговой.

4. Межличностный механизм . Он действует в процессе контактов со значимыми лицами.

5. Рефлексивный механизм , представленный в виде внутреннего диалога.

Институты социализации (агенты, средства социализации) – это конкретные социальные группы, в которых личность приобщается к системе норм и ценностей и которые выступают трансляторами социального опыта. Термин «институт» в данном случае используется как социологическое понятие – как естественная форма отношений между людьми, сложившаяся в ходе развития общества. Что касается опыта, то он может быть горизонтальным – внутрипоколенным – опытом и вертикальным – межпоколенным опытом. В качестве основных источников социализации выступают семья, школа, общественные институты и организации, различные официальные учреждения печать, радио, телевидение, система образования.

Процесс социализации идет главным образом через общение людей друг с другом. Социальный институт представляет собой относительно самостоятельное социальное образование, которое имеет свою внутреннюю логику развития. С этой точки зрения, социальный институт следует рассматривать как организованную социальную подсистему, характеризующуюся устойчивостью структуры, интегрированностью ее элементов и функций. Основными элементами социальных институтов являются, прежде всего, системы ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и поведения людей в жизненных различных ситуациях. Социальные институты согласовывают и направляют в единое русло устремления индивидов, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, способствуют расширению социальных конфликтов, обеспечивают стабильность существования конкретных социальных общностей и общества в целом. Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.

Важнейшим институтом социализации является семья . В эпоху кризиса, который переживает современная семья, агентами социализации в данном возрасте начинают выступать социальные организации, дошкольные учреждения, средства массовой информации. Семья – основной социальный институт, через который общество осуществляет первичный социальный контроль над поведением людей и регламентацию их взаимной ответственности и взаимных обязательств. Одновременно семья является той неформальной «судебной инстанцией», которой предоставлено право применения моральных санкций к членам семьи за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм общественной и семейной жизни. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа . Школа дает ученикам знания, помогающие им в дальнейшей профессиональной адаптации в обществе, а также представляет широкую возможность для общения со сверстниками , которые сами выступают как важнейший фактор социализации. Школа также способствует формированию гражданской позиции и политической социализации. Высшие учебные заведения также могут быть рассмотрены как институты социализации, поскольку включают молодежь с студенческую субкультуру и различные студенческие сообщества.

Работа во всех культурах является важнейшим окружением, в котором происходит процесс социализации, хотя только в индустриальных обществах огромное число людей "ходят на работу" - т. е. каждый день проводят несколько часов на рабочем месте, отделенном от дома. В индустриальных и постиндустриальных странах начало "хождения на работу" подразумевает большие изменения в жизни человека, масштаб которых значительнее, чем начало трудовой деятельности в традиционных обществах. Обстоятельства работы выдвигают непривычные требования, вынуждая человека принципиально менять мировоззрение и поведение. На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является также трудовой коллектив , особенно личность руководителя, его стиль и ценности, а также референтная группа, оказывающая наибольшее влияние на работника в плане его дальнейшей социализации.

Средства массовой информации и электронные коммуникации также являются мощным агентом социализации. Э. Гидденс сообщает, что британские дети проводят в течение года за экраном телевизора время, эквивалентное ста школьным дням. Взрослые тратят на это примерно столько же времени. Исследования показывают, что в случае, если освещение событий газетой и телевидением различается, телевизионной версии верят вдвое больше людей. Но не подлежит сомнению, что средства массовой информации оказывают глубочайшее воздействие на установки и мировоззрение людей. Они передают все то многообразие информации, которое невозможно получить иным способом. Газеты, книги, радио, телевидение, фильмы, музыкальные записи и иллюстрированные журналы позволяют нам приобщиться к опыту, о котором мы иначе не имели бы ни малейшего представления. Агентов социализации, помимо уже упомянутых, существует так же много, как групп и социальных контекстов, в которых индивиды проводят сколько-нибудь значительную часть своей жизни. Для сельских жителей агентом социализации будет выступать местная или религиозная община . В развитых современных городах институтами социализации выступают различные добровольные общества, клубы, церкви, организации досуга, Интернет - сообщества , которые оказывают огромное воздействие на мысли и действия тех, кто принимает участие в их деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

По дисциплине «Социализация взрослого человека»

На тему: «Институты социализации»

Москва 2011

Введение

«Социализация -- это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [Андреева, 2004. С.269].

Процесс социализации изучался в различных зарубежных и отечественных концепциях: (Э. Дюргейм, Т. Персон, Ч. Кули, Д. Мид, Д Коулмен, И. Талмен, И.С. Кон, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, В.С. Мухина, Д.И. Фильштейн). И рассматривался в рамках двух подходов: субъект - объектного и субъект - субъектного.

Социализация имеет некоторые факторы, влияющие на осуществление данного процесса.

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - институты социализации (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Рассмотрим один из них, а именно - институты социализации.

1. Институты социализации

Процесс социализации имеет несколько стадий: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации таким институтом выступает, в период раннего детства, в первую очередь, семья. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе -- половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я».

Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется несколькими параметрами: демографический - структура семьи, социально-культурный - образовательный уровень, участие в жизни общества, социально-экономический - имущественные характеристики, технико-гигиенический - условия проживания.

Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Немалую роль в социализации играют используемые в семье поощрения и наказания, имея стихийно социализирующий характер.

А.В. Мудрик выделил следующие функции семьи в процессе социализации, роль которых остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека.

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими агентами социализации и воспитательными организациями.

2. Влияет на формирование психологического пола человека и его половую социализацию. Осознание своей половой принадлежности, выработку соответствующего ей самосознания и стиля поведения, формирование психосексуальных установок.

3. Играет ведущую роль в умственном развитии человека. Американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов, а также влияет на отношение детей, подростков, юношей и девушек к учебе и во многом определяет ее успешность.

4. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, а также религиозные установки, стиль жизни, направления и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

5. Играет большую роль в овладении человеком нормами и стилем исполнения им семейных ролей. Выбор супруга и характер взаимоотношений в семье детерминирован атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

6. Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависят его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, эффективность самореализации.

Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Следующим институтом социализации, по мнению Г.М. Андреевой, в дотрудовой период являются дошкольные детские учреждения.

Их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует или препятствует его вхождению в гражданскую жизнь.

Особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д.

Юность - это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Группа сверстников -- это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить люди, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие МЫ-чувством.

Количественные границы группы сверстников -- от двух-трех до пяти членов в дружеских группах, в приятельских -- до семи-девяти, в асоциальных и антисоциальных -- до нескольких десятков. В группе складываются межличностные отношения -- субъективно переживаемые отношения между ее членами. Они объективно проявляются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в распределении ролей в группе.

В группах сверстников социализация происходит главным образом благодаря действию таких механизмов, как стилизованный и межличностный, но немалую роль могут играть и традиционный, рефлексивный и механизм экзистенциального нажима.

Функции группы сверстников в процессе социализации, имея определенную возрастную специфику, в общем виде могут быть определены следующим образом: приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам; научение полоролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличествующего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждения неодобряемого поведения); научение поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы; помощь членам в достижении автономии от общества, от возрастных и социальных страт; создание условий своим членам для развития самосознания, для самоопределения, для самореализации и самоутверждения.

социализация семья школа трудовой

2. Организации и трудовые коллективы

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то ими являются общественные, государственные и частные организации различных типов, в которые, входит или с которыми, так или иначе, взаимодействует человек на протяжении своей жизни (от детских поликлиник до предприятий, учреждений и любительских обществ).

Одним из специфических признаков организации можно считать возникновение в ней коллектива. Одним из важнейших, с точки зрения социализации человека, является трудовой коллектив или его современная разновидность - команда.

В наиболее общем виде коллектив можно определить, как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. Члены коллектива выполняют свои роли в соответствии с задачами, стоящими перед коллективом, и функциями организации, в которую он входит. Кроме того, ролевое поведение сообразуется со стилем управления коллективом, ролевыми предписаниями и ожиданиями, диктуемыми содержанием жизнедеятельности, характером отношений, сложившихся в коллективе, а также учитывает возможные формальные и неформальные санкции со стороны руководителей и других членов коллектива. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания ролей его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для социализации человека.

Государственные и частные организации влияют на социализацию граждан как прямо, так и опосредствованно. Прямое влияние идет на членов конкретной организации. Косвенное может оказываться на тех людей, с кем та или иная организация так или иначе связана или сотрудничает, включая помощь воспитательным организациям, помощь нуждающимся в этом людям и группам (фирма -- обществу инвалидов, спортивный клуб -- жителям микрорайона и пр.)

Организации выполняют определенные функции в процессе социализации, как свойственные любой из них, так и специфические. К универсальным функциям можно отнести нормативно-регулятивную и смыслообразующую (обеспечение самореализации и самоутверждения ее членов). Специфические функции, определяющиеся задачами организации, -- профессиональная социализация, гражданская социализация, компенсация, релаксация, коммуникация и др. Эти и другие функции в разных сочетаниях дополняют основные функции социализации, а также частично могут поглощаться одной из них.

Социализация членов организации имеет двоякий характер. С одной стороны, в ней как в формализованной группе в процессе делового общения человек усваивает и реализует определенные ценности, установки, образцы поведения, соответствующие целям организации.

С другой стороны, в любой организации возникает межличностное общение между ее членами и складывается система неформальных отношений, которые также имеют существенное социализирующее значение.

В любой организации происходит стихийная социализация. Ее содержание и характер определяются тем, что принято называть организационной культурой. В общем виде организационная культура (или культура организации, или субкультура организации) может быть охарактеризована как система коллективных представлений о нормах, ценностях, способах поведения, принимаемых, разделяемых и реализуемых членами организации.

3. Религиозные организации

В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В процессе освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

Социализирующие функции религиозных организаций:

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитва и др.), так и в различных формах религиозного просвещения. Сакрально-мистическая функция характеризует те виды деятельности религиозных организаций, которые объясняются мистическими, т.е. сверхъестественными причинами (участие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претендуют на формирование у своих членов системы ценностей, ориентированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональных категориях. Речь идет о формировании сакрально-мистического отношения к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим священное значение, признаваемого божественным, наделенным божественной благодатью, силой; а также признание того, что некоторые явления, обладая мистической (иррациональной) природой, имеют небожественный источник своего происхождения (сатаническое начало). Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других -- менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция религиозных организаций реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии. Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей. И наконец, воспитательная функция -- религиозное воспитание человека.

Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.

4. Добровольные организации

Добровольные организации, объединяющие своих членов по их инициативе в соответствии с какими-либо индивидуальными интересами, потребностями и т.д., являются важным элементом гражданского общества.

Значение той или иной добровольной организации в жизни конкретного человека и ее роль в его социализации существенно различны. И то и другое зависят от степени вовлеченности человека в жизнедеятельность организации и от меры ее референтности для него.

Любая добровольная организация представляет собой, условно говоря, общество единомышленников, в котором складываются межличностные отношения, проявляющиеся в характере и способах взаимодействия членов организации, а также в ее статусной и ролевой структурах. Складывающееся в рамках добровольной организации общество единомышленников научает его членов соответствующему поведению, адекватному их объективным и субъективным особенностям; создает условия для решения социально-психологических возрастных задач (развития самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения); создает ощущение поддержки; учит избегать конфликтов, связанных с принадлежностью к организации, и т.д. Социализирующие функции добровольной организации реализуются по-разному по степени эффективности и по содержательной направленности в зависимости от характера и жизнедеятельности той или иной организации. Добровольные организации -- творцы и носители субкультуры.

Проблема существования институтов послетрудовой стадии социализации.

Проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим.

Вопрос о существовании институтов на послетрудовой стадии является спорным. Можно назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы.

Общение пожилых людей можно рассматривать как сферу социализации.

При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что группа пожилых людей неоднородна по социальному составу, жизненному опыту, стереотипам и оценочным эталонам, а потому общение необходимо налаживать среди людей со сходным социальным статусом, общими ценностными ориентациями и установками. Необходимость создавать для пожилых людей специальные условия, налаживать их круг общения связана и с тем, что в этом возрасте в силу естественных условий (болезни, смерти друзей, переезды) сужается круг людей, с которыми человек общался в течение жизни. Поэтому расширение и углубление общения становится непременным условием социализации в этом возрасте.

Общение пожилых людей можно рассматривать не только как социализирующий фактор, но и как фактор социальной и социально-психологической реабилитации. В этом смысле он приобретает характер не столько естественно существующего момента в жизни пожилых людей, сколько искусственно организуемого, специально выстраиваемого обществом для пожилых людей. Например, достаточно широко используемые в социальной работе с пожилыми группы взаимо- и самопомощи, клубы пожилых и пр.

Заключение

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести к нормам, ценностям и знакам. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации.

Список литературы:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - 5 -е изд. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 365 с.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.

3. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. Пособие. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

4. Краснова О.В. Лидерс. А.Г. Социальная психология старости: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. -288 с.

5. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. (Серия "Психологи Отечества").

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Теоретические аспекты социализации молодежи в современном российском обществе. Развитие молодежных общественных организаций и муниципальных учреждений, осуществляющих работу с молодежью. Роль общественных организаций в позитивной социализации молодежи.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2011

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    Скаутское движение, как один из путей социализации личности. Межрегиональная детская Общественная организация "Егорьевский следопыт" и её влияние на социализацию участников. Анализ результатов, достигнутых членами организации в их личностном развитии.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2007

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Понятие личности как субъекта и продукта социальных взаимодействий. Изучение факторов, влияющих на формирование личности, процесс социализации личности, этапы и агенты социализации, концепции личности. Бесконечное разнообразие темпераментов, способностей.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

Воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще, определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Группы или отдельные люди, которые способствуют этому, называют, в свою очередь, агентами социализации .

На дотрудовой стадии социализации институтами выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всё большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли, в этот же момент происходит формирование черт маскулинности и фемининности, понимание половых ролей. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры. В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Школа

Во втором периоде ранней стадии основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом.

С точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Можно сказать, что юность — это период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова. Перед молодыми людьми стоит выбор профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным первым относится не только школа, но и профессиональные учебные заведения, молодежные организации и объединения. Социализация может быть регулируемой и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой опыт за счет того, что, по мнению учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным, спонтанным.

На сегодняшний момент исследований в разрезе высших учебных заведений, как институтов социализации, все еще нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Трудовой коллектив

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив . В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа. Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение» интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Первичная и вторичная социализация

Социализация подразделяется на первичную и вторичную. Принято считать, что первичная представляет собой нечто гораздо большее, чем просто обучение, и связана с формированием обобщенного образа действительности. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Первичные агенты — это ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д.

Характер вторичной социализации представляет собой приобретение специфическо-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с трудовой деятельностью. Вторичная социализация рассматривается как двунаправленный процесс, означающий становление человека как личности и как субъекта деятельности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты социализации — это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Конечной целью подобной социализации является формирование индивидуальности.

Человек становится личностью в процессе социализации. Что же это за процесс, что он из себя представляет? Разберёмся в этом.

Социализация

Социализация (от лат. socialis, общественный) — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом. Социализация- это и результат освоения человеком социального опыта.

Именно в процессе социализации человек становится личностью , и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней.Человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.. С одними людьми мы встречаемся почти каждый день, с другими очень редко. Поэтому и выделяют агентов первичной и вторичной социализации.

Агенты первичной социализации – это родители, браться, сёстры, близкие родственники. Некоторые социологи относят сюда и друзей. Данные люди выполняют достаточно много функций. Например, мать — она и воспитатель, и друг, и учитель.

Агенты вторичной социализации – это друзья, учителя, тренеры, должностные лица, то есть те люди, которые тоже оказывают влияние на человека. определяют линию его поведения и поступков. Агенты вторичной социализации, как правило, выполняют одну-две функции(например, школа- воспитательную и образовательную).

В разные периоды жизни человека различно влияние людей на него. Если в первые годы именно родители, близкие формируют характер ребёнка, то в школьном возрасте, особенно в подростковом, огромное влияние оказывают друзья. Для некоторых примером могут стать учителя или спортивные трены и другие яркие личности. Очень важно, чтобы было хорошее окружение человека, тогда и черты характера будут формироваться высоконравственные.

Институты социализации

Мы уже говорили с вами о том, что такое социальные институты. Можете вспомнить эту тему, прочитав статью на сайте

Институты социализации – это социальные учреждения, которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся :

  • семья
  • школа
  • армия
  • спортивная школа
  • музыкальная школа
  • церковь
  • СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа)и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Таким образом, процесс социализации очень важен в жизни человека. Ведь именно он делает человека, индивида – личностью с индивидуальными, только ему свойственными чертами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Институты социализации

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, ком­пания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носи­телей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие системы внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социа­лизации - семью, школу (или школьный класс), производствен­ную группу.

Семья является уникальным институтом социализации, по­скольку её невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует ᴇᴦο привыч­ки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным ви­дам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адап­тация. С другой стороны - положительное влияние семьи способ­ствует благополучной социализации и социальной адаптации ин­дивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.

Как социальный институт семья имеет следующие функции˸ репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б.Ю.Шапиро). Дестаби­лизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных кон­фликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое ко­личество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значи­тельным изменениям, особенно в кризисный период.

Школа, если рассматривать её с точки зрения социализации че­ловека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в све­те их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональ­ной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отно­шений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько ᴇᴦο личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценно­стей и норм на уровне социальных стандартов формальной груп­пы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По срав­нению с семьей школа все же обладает более жесткими социаль­ными нормами, нарушение которых сопровождается обязатель­ными формальными санкциями. Функция селекции и распределе­ния индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.


-

Стадия первичной социализации – продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Большое значение на этой стадии имеют познавательные процессы и овладение ребенком... .


-

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией. Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил... .

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими... .


-

Семья и другие первичные группы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется его круг общения с другими людьми за... .




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: