Тесты теория и методика воспитания. Ступени школьного образования в РФ включают

Тест-анкета

«Детей воспитывают родители. А родителей?»

Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблем воспитания детей. Ответы обозначьте буквами: А (могу и всегда так поступаю), Б (могу, но не всегда так поступаю), В (не могу).

Ответ «А» оценивается в 3 балла

Ответ «Б»- в 2 балла

Ответ «В»- в 1 балл

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

8. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10.Пообещать ребёнку, исполнить его желание за хорошее поведение?

11.Выделить ребёнку один день, когда он может делать что хочет и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

Интерпретация результатов:

Если вы набрали от 30 до 39 баллов , это значит, что ребёнок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от 16 до 30 баллов . Забота о ребёнке для вас - вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки. Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…
1. дидактикой
2. теорией воспитания
3. педагогическим менеджментом
4. педагогической технологией

2. Термин “дидактика” впервые ввел…
1. В. Ратке
2. Я.А. Коменский
3. Ж.Ж. Руссо
4. И.Г. Песталоцци

3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
1. Я.А. Коменский
2. П.Ф. Каптерев
3. К.Д. Ушинский
4. А. Дистервег

4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет …
1. дидактики +
2. технологии
3. теории воспитания
4. теории управления

5. Функциями процесса обучения являются …
1. образовательная, воспитательная, развивающая
2. воспитательная, прогностическая, проектировочная
3. образовательная, воспитательная, объяснительная
4. развивающая, образовательная, прогностическая

6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…
1. дидактическую систему
2. педагогическую теорию
3. педагогическую систему
4. дидактическую теорию

7. Учение понимается в дидактике как…
1. деятельность учеников
2. взаимодействие учащихся и учителя
3. восприятие новых знаний
4. формирование умений

8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…
1. учением
2. развитием интереса учащихся
3. формированием личности
4. преподаванием

9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
1. общим
2. внешним
3. внутренним
4. частным

10. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
1. доступности
2. наглядности
3. сознательности и активности
4. прочности знаний

11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения
1. развивающего
2. проблемного
3. оптимизации
4. программированного

12. Процессом обучения называется …
1. преподавание
2. учебная деятельность
3. специфический процесс познания, управляемый педагогом
4. образовательная деятельность

13. К дидактическим принципам не относится принцип …
1. гуманности обучения
2. наглядности
3. систематичности и последовательности
4. взаимосвязь теории и практики обучения

14. В структуру учебной деятельности не входит …
1. овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
2. развитие мотивов учения
3. формирование нравственных качеств и убеждений
4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …
1. преподавания и учения
2. развития и воспитания учащихся
3. школьной и внешкольной деятельности
4. совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения

16. Принцип наглядности в дидактике означает …
1. использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
2. проведение опытов в процессе обучения
3. просмотр кино- и видеофильмов
4. привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
17. В структуру процесса обучения не входит…
1. определение уровня мышления учащихся
2. определение целей и задач
3. планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
4. анализ и оценка результатов обучения

18. Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени, — это…
1. образовательный ценз
2. образовательный стандарт
3. учебный план
4. школьная программа

19.Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, — это…
1. образовательная программа
2. учебник
3. рабочий учебный план
4. авторская программа

20.Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, — это…
1. учебник
2. образовательная область
3. учебная программа
4. учебный план

21.Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие …
1. «содержание образования»
2. «учебный план»
3. «образование»
4. «образовательная область»

22.Основоположником теории формального образования является…
1. Я.А. Коменский
2. Г. Спенсер
3. И.Ф. Гербарт
4. А. Дистервег

23.К идеям программированного обучения наиболее близка теория…
1. прагматизм
2. бихевиоризм
3. позитивизм
4. гуманизм

24.Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру был включен в состав содержания образования…
1. В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
2. В.В. Краевским, И.Я. Лернером
3. В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
4. М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым

25.При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
1. концентрической
2. линейной
3. спиральной
4. смешанной

26.Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования — это…
1. гуманизация
2. демократизация
3. гуманитаризация
4. углубленное изучение

27.Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая содержание науки, – это…
1. образовательная область
2. учебный план
3. образовательная программа
4. учебный предмет

28.Доведенное до автоматизма действие называется …
1. умением
2. знанием
3. навыком
4. поведением

29.К объектам стандартизации в образовании не относится …
1. учебно-воспитательный план учителя
2. содержание
3. объем учебной нагрузки
4. уровень подготовки обучающихся

30.Под содержанием образования понимают …
1. совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
2. совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
3. финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
4. педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру

31.В понятие «качество обучения» не входит …
1. степень успешности освоения учащимися образовательных программ
2. мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне
3. уровень нравственной культуры учащихся
4. уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения

32.Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является …
1. учебная программа
2. учебный план
3. базисный учебный план
4. образовательный стандарт

33.Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …
1. учебное пособие
2. учебник
3. методическое пособие
4. методические рекомендации

34. Классно-урочную систему теоретически обосновал…
1. Я.А. Коменский
2. К.Д. Ушинский
3. Дж. Локк
4. А. Дистерверг

35.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это …
1. процесс обучения
2. метод обучения
3. форма организации обучения
4. преподавание

36.По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков — применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок…
1. комбинированный
2. овладения новыми знаниями
3. повторения и закрепления знаний
4. обобщения и систематизации

37.Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
1. «урок»
2. «форма организации обучения»
3. «тип урока»
4. «структура урока»

38.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …
1. семинар
2. факультатив
3. консультация
4. конференция

39.Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это …
1. практическое занятие
2. учебная экскурсия
3. лабораторное занятие
4. дополнительное занятие

40.Форма организации обучения, используемая для отработки практических умений и навыков, — это …
1. практикум
2. учебная конференция
3. курс по выбору
4. предметный урок

41.Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это …
1. экскурсия
2. семинар
3. домашняя работа
4. консультация

42.Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом учащихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это …
1. урок
2. факультатив
3. занятие с отстающими
4. семинар

43.К основным типам уроков относятся уроки …
1. изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные
2. заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
3. индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
4. решения задач, выполнения опытов, написания сочинений

44.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …
1. бригадная
2. индивидуально-групповая
3. классно-урочная
4. фронтальная

45.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …
1. комбинированный урок
2. деловая игра
3. урок изучения нового материала
4. урок обобщения и систематизации знаний

46.Достоинством классно-урочной системы является …
1. экономичность
2. индивидуальный подход к учащимся
3. высокое качество усвоения знаний
4. ориентация на “среднего” ученика

47.Учебная экскурсия относится к …
1. видам обучения
2. принципам обучения
3. вспомогательным формам обучения
4. разновидности контроля знаний

48.К структурным компонентам урока не относится …
1. диагностика интеллекта
2. организационный момент
3. проверка домашнего задания
4. закрепление нового материала

49.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
1. гимназией
2. колледжем
3. лицеем
4. прогимназией

50.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
1. профильной
2. развивающей
3. авторской
4. профессиональной

51.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
1. негосударственных
2. муниципальных
3. специальных
4. профильных

52.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной, в том числе профильной предпрофессиональной подготовки, – это …
1. прогимназия
2. учебно-воспитательный комплекс
3. реальное училище
4. гимназия

53.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
1. организационно-правовая форма
2. характер сообщаемых знаний
3. направленность подготовки
4. реализуемая программа

55.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
1. воскресными
2. коммунами
3. интернатом
4. трудовыми

56.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
1. общеобразовательные, профессиональные
2. конфессиональные, светские
3. начальные, средние, высшие
4. мужские, женские

57.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
1. колледжами
2. учебно-воспитательными комплексами
3. комплексами «школа-вуз»
4. лицеями при вузе

58.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
1. уровень образования
2. вид образовательного учреждения
3. инновационные процессы
4. тип школы

59.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
1. возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества
2. создание единого образовательного пространства
3. обеспечение взаимосвязи теории и практики
4. регламентация учебного процесса

60.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
1. училищем
2. университетом
3. школой
4. институтом

61.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …
1. университетом
2. высшей школой
3. академией
4. институтом

62.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
1. государственные
2. негосударственные
3. муниципальные
4. военные

63.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
1. начальное профессиональное
2. начальное общее
3. основное общее
4. среднее общее

64.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
1. локальные, модульные, системные
2. внешние, внутренние, ресурсные
3. ресурсные, образовательные, содержательные
4. организационные, дидактические, методические

65.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
1. преобразовательным
2. творческим
3. передовым
4. инновационным

66.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях
1. локальных
2. системных
3. модульных
4. ресурсных

67.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям
1. локальным
2. системным
3. внутренним
4. модульным

68.Инновации являются результатом…
1. научного поиска
2. социально-политических изменений
3. выполнения заказа администрации
4. непроизвольно полученным при развитии учреждения

69.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…
1. внешней
2. разноуровневой
3. внутренней
4. профильной

70.Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это…
1. индивидуализация
2. дифференциация
3. оптимизация
4. интеграция

71.Общая одаренность детей проявляется в…
1. способностях к музыке, рисованию +
2. дисциплинированности
3. самостоятельности, критичности мышления +
4. инициативности

72.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
1. опытом
2. инновациями
3. реформами
4. мастерством

73. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
1. содержании образования
2. структуре системы образования
3. оборудовании учебных заведений
4. статусе образования

74.Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода
1. системного
2. индивидуально-дифференцированного
3. личностного
4. культурологического
5. антропологического

75.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
1. прогностикой
2. инноватикой
3. футурологией
4. системологией

76.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….
1. новшеством
2. новизной
3. изобретением
4. моделью

77.Инновации в образовании – это …
1. оригинальность школьной жизни
2. распространение новшеств в педагогической практике
3. консервативный подход в образовании
4. творческий подход к педагогической деятельности

78.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …
1. социальная среда
2. педагогическая технология
3. содержание образования
4. управление школой

79.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …
1. инновациями
2. развитием
3. прогрессом
4. корректировкой

80. Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.
1. воспитания
2. обучения
3. педагогического воздействия

81. Ситуация … заключается в создании таких условий, в которых воспитанники учатся выходить из нестандартной ситуации.
1. успеха
2. творчества
3. лидерства

82. Активная деятельность ребенка, направленная на формирование положительных качеств и устранение отрицательных, — это …
1. воспитание
2. самовоспитание
3. саморазвитие

83. …тип неправильного семейного воспитания проявляется в том, что на ребенка возлагаются многочисленные честолюбивые надежды родителей и ему внушается мысль, что он их должен обязательно оправдать.
1. воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
2. воспитание по типу «кумира» семьи
3. отсутствие воспитания

84. … воспитание направлено на формирование ответственного отношения к своей Родине.
1. правовое
2. гражданское
3. общественное

85. Экономическое воспитание включает:
1. укрепление здоровья;
2. развитие экономического мышления и поведения
3. знание экономических закономерностей развития общества
г) понимание и оценка прекрасного

86. Приемы воспитательного воздействия:
1. способствует организации определенной ситуации воспитания;
2. вовлекают воспитанника в активную и интересную для него деятельность;
3. обязательно предполагают общение ребенка с воспитателем;
4. выполняют функции диагностики отношений, их формирование, корректировку.

87. Семейная педагогика…
1. направлена на разработку методов и форм воспитательного процесса в семье;
2. ставьте перед собой задачу создавать новые технологии обучения и воспитания;
3. исходит из принципа гуманизма, считая человека высшей ценностью;
4. служит повышению педагогической культуры родителей;

88. Воспитание- это…
1. целенаправленный процесс формирования поведения;
2. специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека;
3. процесс и результат усвоения человека опыт поколений в виде системы знаний, навыков, умений;
4. стимулирование активности формируемой личности организуемой деятельности.

89. Приучение как метод воспитания предполагает… «Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.»
1. организацию регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные» формы поведения;
2. стимулирование воспитанника к новым действиям;
3. культивирование у воспитанника способности к разумному поведению и организованным действиям;
4. развитие эмоционального неприятии асоциальных действий и поступков.

90. Современная дидактическая система …
1. ориентирована на развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, ответственности за свой выбор, свои действия;
2. направлена на формирование у учащихся системы научных знаний, интеллектуальных умений;
3. считает учащегося объектом обучения;
4. исходит из понимания обучения как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями.

91. Педагогические законы …
1. носят вероятностный характер;
2. проявляются как тенденция;
3. жестко детерминированы;
4. отражают внутреннюю существенную связь явлений обучения, которые обусловливают их необходимые проявления и развитие.

92. Развивающее обучение предполагает следующее:
1. развитие мотивов познания и познавательных способностей;
2. осознание учащимися способов своей учебной деятельности;
3. реализацию исходного положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию;
4. оперативную диагностику достигнутого учащимися уровня знаний.

93. Учебная программа содержит…
1. тематическое содержание изучаемого материала;
2. продолжительность учебного года, длительность семестров (четвертей) и каникул;
3. распределение предметов по семестрам (четвертям) и годам обучения; г) перечень учебного оборудования и наглядных пособий.

94. Движущими силами обучения являются …
1. потребность общества в специалистах данного профиля;
2. противоречия между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными задачами и уровнем знаний, умений, навыков, которыми владеют учащиеся;
3. наличие материально-технической базы у учебного заведения, соответствующей государственному образовательному стандарту.
4. рекомендации, правила, нормы, регулирующие учебный процесс.

1. Установите соответствие.

Определение (характеристика)

1. Дидактика

а) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого осуществляется воспитание

и развитие детей

2. Процесс обучения

б) Область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения

3. Методы обучения

в) Способы взаимосвязанной деятельности детей и пе-дагога по вооружению обучаемых ЗУН, их воспитанию в процессе обучения

2. Установите соответствие.

Определение (характеристика)

1. Навыки

а) Умение успешно выполнять действия на основе приоб-ретенных знаний

2. Умственное развитие

б) многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых и аналогичных условиях

3. Учебная деятельность

в) совокупность количественных и качественных изменений происходящих в мыслительной деятельности ребенка по мере обогащения опытом, с возрастом и под влиянием воспитательных воздействий

г) самостоятельная деятельность ребенка по усвоению ЗУН и способов действий.

3. Дополните. Дидактика как отрасль педагогической науки полу-чила наиболее четкое оформление в труде Я.А. Коменского...

4. Установите соответствие.

Определение (характеристика )

а) Система важнейших требований и положений, обеспе-чивающих эффективное функционирование учебного процесса

2. Обучение

б) Система ЗУН, овладение которыми закладывает осно-вы для развития и формирования личности

3. Принципы обучения

в) Особенности объединения педагогом детей для орга-низации занятий

г) Целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей, в ходе которого дети активно овладевают ЗУН; осуществляется воспитание и развитие детей

5. Установите соответствие.

Определение (характеристика )

1. Формы организации обучения

а) Возможность успешного выполнения действий на осно-ве приобретенных знаний для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями

2. Умственное воспитание

б) Многократное повторение одних и тех же действий в одинаковых или аналогичных условиях

в) Особенности объединения педагогом детей для орга-низации занятий, в ходе которых и совершенствуется учебно-воспитательный процесс

г) Целенаправленное воздействие на развитие активной мыслительной деятельности детей

6. Выберите правильный ответ.

Существуют различные подходы к классификации методов:

а) методы по характеру познавательной деятельности учителя и уча-щегося;

б) методы по источнику знаний;

в) методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

К какому из них относятся словесные, наглядные и практические методы?

7. Укажите правильное определение сути проблемного обучения (по М.И. Махмутову):

а) проблема развития инициативы, творчества детей;

б) дидактическая система, основанная на закономерностях творчес-кого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфи-ческое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;

в) разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщае-мых знаний.

8. Отметьте, к какой группе методов относятся индуктивные и дедуктивные методы?

а) Методы по логике передачи и восприятия информации.

б) Методы по степени управления учебной работой.

в) Методы по степени самостоятельности мышления детей при овла-дении знаниями.

9. Дополните. К методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями относятся...

10. При каких условиях учитель может использовать только словес-ные методы?

а) Учитель хорошо владеет словесными методами.

б) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан-ной темы.

в) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

11. При каких особенностях учащихся рационально применять реп-родуктивные методы?

а) Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

б) Ученики готовы к усвоению информации только словесными мето-дами,

в) Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

12. Дополните. К методам стимулирования интереса к учению отно-сятся...

13. Дополните. Совокупность методов, используемых в процессе изу-чения конкретного учебного предмета, его разделов, называется...

14. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:

а) А. Дистервег;

б) И.Ф. Гербарт;

в) Ж.Ж. Руссо;

а) Б. Паскаль;

б) М.В. Ломоносов;

в) Ж.Ж. Руссо;

а) М.И. Махмутов;

б) Л.В. Занков;

в) М.М. Поташник;

г) Ю.К. Бабанский.

17. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) К.Д.Ушинский;

б) Н.А.Корф;

в) В.П.Вахтеров;

г) П.Ф.Каптерев.

18. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания - природосообразности - сформулировал и раскрыл:

а) И.Г.Песталоцци;

б) А.Дистервег;

в) И.Ф.Гербарт;

г) И.Ф.Гербарт;

19. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:

а) П.Ф.Каптерев;

б) К.Д.Ушинский;

в) И.Гербарт;

г) И.Г.Песталоцци.

20. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:

а) систематичности;

б) наглядности;

в) прочности;

г) научности.

21. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

а) систематичности;

б) доступности;

в) наглядности;

г) научности.

22. Основоположником теории формального образования является:

а) Я.А.Коменский;

б) Г.Спенсер;

в) И.Ф.Гербарт;

г) А.Дистервег.

23. Согласно……………, основная цель школы - развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

а) теории материального образования;

б) теории дидактического формализма;

в) теории дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

а) форма организации обучения;

б) метод обучения;

в) технические средства обучения;

г) все ответы неверны.

25. Классно-урочная система обучения - это:

а) метод обучения;

б) организационная форма обучения;

в) средство обучения;

г) разновидность лекции.

26. Основы классно-урочной системы заложил:

а) Я.А.Коменский;

б) В.Ратке;

в) Ж.Ж.Руссо;

г) И.Г.Песталоцци.

27. Заполнить пропуски:

«Золотым правилом дидактики» назвал принцип………… выдающийся педагог………..в произведении……………….

29. Дидактика тесно связана с другими науками………………………………………………

30. Установите соответствие:

31. По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока? Выберите правильный ответ.

а) по дидактическим целям;

б) по расположению элементов урока;

в) по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.

г) по количеству структурных частей.

д) по деятельности учителя.

32. Какие уроки относятся к нестандартным?

1) комбинированный урок;

2) урок - игра;

3) урок - суд;

4) урок - кроссворд;

5) урок повторения;

6) урок - викторина.

33. Какие уроки относятся к вспомогательным формам обучения

1) комбинированный урок;

2) экскурсия;

3) интегрированный урок;

5) экзамен;

6) контрольный урок;

7) урок - исследование;

8) факультатив.

34. Из перечисленных утверждений выберите факторы, определяющие выбор методов обучения:

1) цель обучения;

2) уровень, которого необходимо достигнуть;

3) уровень мотивации обучения;

4) реализация принципов, закономерностей обучения;

5) объем требований и содержания, который необходимо реализовать;

6) количество и сложность учебного материала;

7) уровень подготовленности учащихся;

8) активность, интерес учащихся;

9) возраст;

10) работоспособность учащихся;

11) сформированность учебных навыков;

12) учебная тренированность и выносливость;

13) время обучения;

14) материально-технические условия обучения;

15) организационные условия обучения;

16) применения методов на предыдущих уроках;

17) тип и структура занятия;

18) взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда;

19) количество учащихся в классе;

20) уровень подготовленности педагога.

1) нет, это общая функция всех методов, применяемых в школе.

2) Да, лишь отдельные методы, такие, например, как контроль, побуждают учащихся к учению, остальные нейтральны в этом отношении.

3) Ни один метод специально не направлен на побуждение к учению.

4) Методы - это пути (способы) достижения цели, никаких других функций они не выполняют.

5) Побуждение к учению - побочная функция всех методов.

36. К какому принципу обучения вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

1) наглядности;

2) научности;

3) доступности;

4) связи теории с практикой;

5) систематичности и последовательности.

37. К какому принципу вы отнесете правило: «Как можно чаще используйте вопрос: почему?», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей - непременное условие развивающего обучения»?

1. Сознательности и активности.

2. Наглядности.

3. Научности.

4. Связи теории с практикой.

38. В чем отличие дидактического правила от дидактического принципа? Найдите правильный ответ.

1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.

2. Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.

3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.

39. Раскройте этапы подготовки учителя к уроку:

1…………………..

2………………….

3………………….

40. Зачет, как метод обучения, относится к методам

а) поощрения;

в) учебно-творческого выражения;

с) воспитания;

d) усвоения воспроизведения.

41. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия:

а) диагностика урока;

в) проектирование урока;

с) структура урока;

d) прогнозирование урока.

42. Наглядность является

а) методом формирования познания;

в) приемом воспитания;

с) дидактическим принципом;

d) методом обучения.

43. Систематичность и последовательность являются

а) методом стимулирования;

в) методом воспитания;

с) приемом обучения;

d) дидактическим принципом.

44. В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с

а) дидактическим методом;

в) дидактическим принципом;

с) дидактической формой;

d) дидактическим замыслом.

45. Оценка различных вариантом проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:

а) прогнозирование урока;

в) диагностика урока;

с) планирование урока;

d) структура урока.

46. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату

а) психологии;

в) социологии;

с) педагогики;

d) политологии.

47. Перечислите виды обучения:

1)………………….

2)…………………

3)…………………

4)…………………

5)…………………

48. Кому принадлежат слова:

«Хороший учебник - фундамент хорошего преподавания»

1)………………………………

2)………………………………

49. Установите соответствие:

Документы, определяющие содержание образования

Определения

  1. Учебник
  2. Учебная программа
  3. Учебный план
  4. Образовательный стандарт

а) Федеральный нормативный документ, определяющий минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки учеников.

б) Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределения по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на изучение каждого учебного предмета и в связи с этим структуру учебного года.

в) Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.

г) нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений, навыков, подлежащих усвоению учащимися по каждому учебному предмету.

50. Раскройте структуру учебной программы:

1………………………………….

2…………………………………

3…………………………………

Ответы на экзаменационные тесты

  1. 1б, 2а, 3в
  2. 1б, 2в, 3г
  3. «Великая дидактика»
  4. 1б, 2г, 3а,
  5. 1в, 2г, 3а
  6. репродуктивные и проблемно-поисковые
  7. познавательные игры, учебные дискуссии
  8. методика
  9. наглядности, Коменский, «Великая дидактика»
  10. в учебных планах, в учебных программах
  11. психологией, педагогической психологией, социологией, физиологией, этнопедагогикой.
  12. 1в, 2а, 3б
  13. 2, 3, 4, 6
  14. 2, 4, 5, 8
  15. 1, 2, 3, 4, 5. 7, 8
  16. диагностика, прогнозирование, проектирование
  17. традиционное, программированное, личностно-ориентированное, проблемное, развивающее
  18. Ушинский К.Д.
  19. 1в, 2г, 3б, 4а
  20. объяснительная, содержание образования, методические указания.

Стили и методы воспитания

Искусство воспитания имеет особенность, что

почти всем оно кажется делом знакомым и

понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее

и легче кажется оно, чем менее человек с ним

знаком, теоретически или практически.

К. Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Также воспитание можно классифицировать по стилю отношений между воспитателем и воспитанником. По этому признаку различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание - тип, в рамках которого определенная идеология принимается как единственно возможная истина во взаимоотношениях между людьми. Чем выше воспитатель находится на социальной лестнице, тем сильнее выражено принуждение ребенка к следованию данной идеологии. В данном случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование им. Авторитарный стиль характеризуется централизацией руководства. В этом случае все решения принимаются воспитателем единолично, без какого-либо совета с воспитуемым. Управление деятельностью воспитанников происходит с помощью приказов, которые отдаются в жесткой или мягкой форме, в виде просьб, которые нельзя не выполнить. Воспитатель также ведет строгий контроль над деятельностью ребенка, требователен к выполнению его распоряжений. В этом стиле воспитания инициатива не поощряется или поощряется в строго определенных пределах, идет полное подчинение ребенка: подавляется его воля, не считаются с его интересами, требуется безоговорочное выполнение сказанного. Воспитатель никогда не идет с ребенком на компромисс, не допускает обсуждения своих требований и не считает нужным их обосновывать.

Уже в период средневековья сформировалась эта теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, "которая кидает его из стороны в сторону", управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления И.Ф.Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Демократический стиль характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении его обучения, досуга, интересов. Воспитатель, принимая решения, советуется с воспитанником, давая ему возможность высказать свое мнение, сделать самостоятельный выбор. Контроль над ребенком ведется постоянно, но в отличие от авторитарного стиля, всегда отмечаются положительные стороны работы, результаты и достижения, а также обращается внимание на те моменты, которые требуют дополнительной доработки и специальных упражнений. Таким образом, демократический стиль - стиль, при котором у двух взаимодействующих сторон есть способ договориться, но нет возможности заставить друг друга что-либо сделать.

Либеральный стиль подразумевает отсутствие активной деятельности со
стороны педагога. Преподаватель является лишь соединяющим звеном в цепи
взрослый - педагог - ребенок. Для того, чтобы подтолкнуть ребенка к
деятельности, ему приходится уговаривать его. Роль педагога состоит в решении каких-либо несущественных вопросов, контроля поведения и деятельности воспитанника от случая к случаю. Такой педагог отличается слабым влиянием на ход воспитания и незначительной ответственностью за результат, то есть является как бы сторонним наблюдателем всего происходящего.

Попустительский стиль характеризуется неосознанным равнодушием
педагога к учебным достижениям, воспитанности и культуре ребенка. Происходит это по одной из нескольких причин: от чрезмерной любви к ребенку, от идеи полной свободы ребенка во всем, от полнейшего равнодушия воспитателя к ребенку и его судьбе. Но независимо от причины такого отношения, педагог ориентируется на удовлетворение интересов ребенка, не задумываясь о последствиях, не ставя перспектив личного роста ребенка. Главный принцип - не препятствовать желаниям ребенка, возможно даже в ущерб его здоровью, развитию интеллекта, духовности.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

В жизни не один из стилей не применяется в процессе воспитания в «чистом виде». Каждый педагог применяет свой стиль воспитания, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в данный момент, а также применительно к индивидуальным качествам ребенка. Кардинальная смена стиля и резкий переход с одного на другой является радикальным событием, так как каждый стиль основан на личностных качествах педагога и может привести к перелому в жизни ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие "процесс воспитания", но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П.П.Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А.П.Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П.П.Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: "Воспитание - это многогранный процесс
постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает". Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,
взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса -формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Прежде всего, следует отметить, что понятие "воспитание" употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие "воспитание" будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что "воспитывает среда" или "воспитывает бытовое окружение", то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные.

Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: "Слову "воспитание" придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений". Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем "присвоения человеческой действительности". В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения. Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях "опредмечены" результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распределить" его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по "распредмечиванию" различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность. На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования.

Ушинский писал: "Почти все правила педагогики вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности ". Для педагогики, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. I

Обратимся к примерам.

1. В одном и том же классе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник может весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

2. Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Это возможно, если педагогом учитывается состояние здоровья и психики ребенка, осуществляет осознанный подход к выбору методов и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Особенно внимательно педагогам надо относиться к противоречию между внешними влияниями и внутренними стремлениями воспитанников. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка, деятельность педагога обречена на безнадежный формализм.

Сложность воспитательного процесса:

его результаты не так явственно осуществимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения;

между педагогическими проявлениями воспитанности и невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности, где личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки;

Воспитательный процесс очень динамичен, подвижен и изменчив. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости.

Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и тоже воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное.

Диалектика воспитательного процесса раскрывается в его противоречиях, внутренних и внешних. Именно противоречия рождают ту силу, которая поддерживает непрерывное течение процесса. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Возникающие при этом «рассогласование» побуждает человека активно пополнять, расширять опыт, приобретать новые знания и формы поведения, усваивать нормы и правила. Какую направленность приобретут эти новые качества, зависит от многих условий: деятельности, активности, жизненной позиции личности.

Назначение воспитания- правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребности, жизненных планов и ценностных ориентации воспитанников. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Противоречие между словом и делом нередко становится причиной многих затруднений и недостатков воспитания так же, как и преобладание словесных методов воспитания и относительной их обособленности от практического поведения личности.

Методы воспитания - система воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников. Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на воспитанника и крайне редко применяются изолированно друг от друга. Поэтому любая классификация методов воспитания условна. Рассмотрим некоторые основные методы воздействия и взаимодействия и их характерные особенности.

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств. Объект воздействия выбирается в зависимости от формируемых качеств, то есть при убеждении человека в истинности чего-либо с помощью логики, происходит воздействие на его разум; при воспитании любви к Родине, близким, прекрасному, обращение происходит к чувствам человека. Убеждение как метод реализуется посредством бесед, диспутов, а также примеров из реальности или художественной литературы.

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания . Однако его психолого-педагогический эффект не только в приспособительской деятельности. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца». Особое значение имеет личный пример воспитателя.

Воздействие на воспитанника находится в прямой зависимости от авторитета педагога . «Без авторитета невозможен воспитатель», - говорил А.С.Макаренко. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек. Приучение достигается через систему упражнений, предполагающих демонстрацию процесса воспитателем и копирование воспитанником. Но упражнение лишь на начальных этапах можно рассматривать как повторение. В дальнейшем это этап совершенствования на пути к идеалу. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все сферы его деятельности.

Методы стимулирования: поощрение и наказание.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным воспитанником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью. Но главный эффект от поощрения - возникновение острого желания испытывать чувство удовлетворения как можно чаще. Целесообразность поощрения возрастает при работе с неуверенными в себе, застенчивыми детьми. В то же время, поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Виды поощрения могут быть различными: похвала, награда, ответственное поручение, прощение за проступок.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Но наказание не должно приносить воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания, поэтому не рекомендуются коллективные наказания. Виды наказаний, как и поощрений, могут быть самыми разнообразными: замечание, общественное порицание, упрек, отстранение от коллектива, ироническая шутка и т.д.

Модели воспитания.

Выделяют идеалистическую модель воспитания - создание идеальных условий для воспитуемого, в которых заложенные в душе идеи достигли бы вершины в своем развитии. Основное назначение воспитания в этой доктрине сводится к открытию воспитаннику высшего мира идей и помощи в превращении полученных знаний в содержание личности ребенка. Таким образом, посредством воспитания осуществляется переход от природного начала в человеке к духовному. Прагматизм как философия воспитания рассматривает его не как подготовку человека к дальнейшей жизни, а как жизнь ребенка в настоящем. Следовательно, прагматизм ставит своей целью научить воспитуемого решать жизненные проблемы по мере их возникновения. То есть, в процессе воспитания педагог должен приучить воспитанника не к приспособлению к реальной действительности, а активному поиску путей преобразования условий для улучшения условий своей жизни. Основой воспитания считается взаимодействие воспитанника с реальной средой, как природной, так и социальной, то есть существует направленность на индивидуальное саморазвитие ребенка. На практике эта концепция воспитывает крайних прагматиков и индивидуалистов.

Основной в воспитании стала реалистическая модель. Реализм исходит из идеи передачи воспитаннику опыта и знаний с учетом его возрастных возможностей в том виде, в котором он сможет их сразу усвоить. Воспитание должно строиться в помощь воспитаннику в освоении того, что побуждает его к определенному поведению и видам деятельности. Недостаток концепции в том, что в результате происходит воздействие на сознание человека, при этом не уделяется достаточно внимания эмоционально-образной сфере личности.

Антропоцентрическая модель основывается на понимании человека как целостной системы, притом открытой, постоянно изменяющейся и обновляющейся в результате взаимодействия с окружающим миром. Процесс воспитания не может быть ограничен какими-либо нормами, следовательно, не может иметь завершения. Он должен строиться таким образом, чтобы воспитанник мог совершенствоваться во всем многообразии, а педагог лишь регулировал процесс развития личности.

Свободное воспитание направлено на формирование интересов и жизненных принципов, а также создание условий для их реализации. Целью такой модели является научение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор принципов и жизненных ценностей. Сторонники этой модели опираются на идею, что сущность индивида составляет сделанный им выбор, а педагогу необходимо помочь ребенку понять себя, свои потребности и потребности окружающих людей и согласовать их в конкретной ситуации.

Воспитание при этом следует природе ребенка, устраняя негативное влияние окружения и обеспечивая естественное развитие его. Задача воспитания в этом случае - привести к гармонии действия этих сил.

Также существуют различные другие модели воспитательных процессов, например, гуманистическая, основанная на учете личностных и индивидуальных особенностей воспитуемого, или технократическая, опирающаяся на положение о том, что процесс воспитания должен быть строго направленным, управляемым и контролируемым, следовательно, воспроизводимым и прогнозируемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:

Передачу социального опыта человечества и мировой культуры;

Непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей;

Организацию жизни и деятельности воспитанника;

Создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.

В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами
которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.

Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:

совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;

учета индивидуальных особенностей воспитанника;

Условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса.

В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого.

В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание. Советский энциклопедический словарь.4-е изд. - М: Советская Энциклопедия, 1987.

2. Психология и педагогика / Сост. А.А.Радугин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 1999.

3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - (Учебник нового века).

4.Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

5. Интернет: http: //www. dialectic. ru/pedagogics. htm


1. Виды воспитания по институциональному признаку:

А. семейное; Д. воспитание в детско-юнош. организациях;

Б. школьное; Е. воспитание по месту жительства;

В. гражданское; Ж. воспитание в закрытых и специальных восп.

Г. конфессиональное (религиозное); учреждениях

2. Воспитанность характеризуется …

А. предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

Б. усвоением нравственных знаний и форм поведения;

В. умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

3. Установите соответствие. Критериями воспитанности являются:

1.по М.В. Гамезо А. уровень сформированности нравственных потребно

2. по А.К. Марковой чувств, привычек;

Б. уровень преднамеренности, произвольности поведе

В. запас нравственных представлений;

Г. нравственные убеждения;

Д. реальное нравственное поведение

4. Когда ученики реализуют только внешнюю сторону образца поведения, не принимая его нравственной цели, то такой образец называется:

А. образец-знание;

Б. процессуальный;

В. личностный;

Г. социально одобряемый.

5. Совместная деятельность ребенка и взрослого, в результате которой устанавливается взаимопонимание, осуществляется взаимопомощь, называется:

Б. воспитательный прием;

Г. воспитательное влияние.

6. Убеждение, внушение, подражание и заражение являются:

Б. воспитательным приемом;

Г. воспитательным влиянием.

7. Руководство самовоспитанием школьников предполагает решение задач:

А. возбудить и поддерживать стремление развивать положительные черты и избавиться от негативных;

Б. помочь школьнику критически отнестись к своей личности;

В. организовать обратную связь от одноклассников;

Г. обеспечить своевременное подкрепление проявления положительных изменений;

Д. помочь наметить школьнику программу самовоспитания;

У. Указать разумные пути самовоспитания.

Вариант 2.

1. Целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой личности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил человека – это:

А. обучение;

Б. воспитание;

В. учебная деятельность;

Г. социализация.

2. Установите соответствие:

Виды воспитания Части общественного опыта

физическое а. опыт познавательной деятельности

эстетическое б. опыт нравственных отношений

трудовое в. опыт физического развития человека

умственное г. опыт эстетического отношения к жизни

духовно-нравственное д. опыт трудовой и профессиональной деятельности

А. организация деятельности учащегося, в процессе которой он учится делать волевые усилия;

Б. личный пример взрослого (родителей, учителей);

В. самовоспитание школьников (привычка строго следить за собой, преодолевать свои недостатки);

Г. развитие интересов и желаний школьников.

4. Метод, который мы применяем к ребенку, называется:

А. воспитательное воздействие;

Б. воспитательный прием;

В. воспитательное взаимодействие;

Г. воспитательное влияние.

5. Возможность свободного выбора деятельности учеником является:

А. воспитательным воздействием;

Б. воспитательным приемом;

В. воспитательным взаимодействием;

Г. воспитательным влиянием.

6. Самовоспитание – это…

А. процесс развития мотивационно-потребностной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими;

Б. деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями;

В. достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

7. Методами самовоспитания являются:

А. самопознание (самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение);

Б. самообладание (самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самопринуждение);

В. саморазвитие и самокоррекция;

Г. самостимулирование (самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: