Миляуша Янбердина
Педагогический проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Янгельское муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан
Педагогический проект на тему : «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ »
Подготовила : Янбердина М. А. – старший воспитатель, первая квалификационная категория
“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы :
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первые основы личности, проявляющей активное исследовательское, творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Тип проекта :
По количеству участников –
коллективный.
интегрированный.
По продолжительности –
Краткосрочный
С 01.09 по 30.11.2016г
Участники проекта :
Дети младшей, средней, старшей, подготовительной групп;
- педагоги ДОУ ;
Старший воспитатель;
Музыкальный руководитель;
Родители воспитанников.
Цель проекта :
Развитие познавательного интереса детей в процессе .
Задачи проекта :
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений.
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Расширить знания воспитателей об особенностях формирования познавательной деятельности в процессе экспериментальной деятельности с детьми и применение в практике.
Этапы реализации проекта :
1 этап : - информационно – накопительный.
2. этап : организационно –
практический.
3 этап : презентационно –
завершающий.
Ожидаемый результат :
Воспитанники проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;
Проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;
В диалоге с взрослыми поясняют ход деятельности , делают выводы.
Практическая значимость :
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
Этапы реализации проекта :
1. информационно – накопительный.
Подбор методической литературы.
Составление перспективного плана работы с детьми, родителями.
Подборка опытов с описанием проведения.
Организация предметно – развивающей среды.
Подбор оборудования для проведения опытов .
Анкетирование педагогов и родителей на тему «Детское экспериментирование » .
2 этап : организационно – практический :
1. Подготовка запланированных мероприятий.
2. Планирование работы по опытно – экспериментальной деятельности в ежедневных планах .
3. Проведение смотр – конкурса для воспитателей на самый лучший, интересный уголок экспериментирования .
4. Проведение общего родительского собрания на тему «Хочу всё знать» .
5. Проведение открытых занятий по группам по опытно – экспериментальной деятельности : Группа раннего возраста – «Что мы знаем о воде» ; младшая группа - ; средняя группа -«В гости Капелька пришла» ; старшая группа – «Свойства воздуха» ; подготовительная группа – «Извержение вулкана»
6. Оформление картотек игр по опытно – экспериментальной деятельности по возрастам .
7. Районный семинар для педагогов ДОУ по опытно – экспериментальной деятельности .
3 этап : презентационно – завершающий :
1. Итоги конкурса по уголкам экспериментирования .
2. Педагогический совет на тему : «Эксперимент
3. Оформление и презентация картотек, методических разработок и педагогического проекта по «Эксперимент в ДОУ как эффективный метод познания окружающего мира с детьми дошкольного возраста».
Обеспечение проектной деятельности :
Методическое :
Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.
Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.
Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.
О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.
Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
Подбор методической литературы, пособий.
Подбор материала для открытых занятий и уголков экспериментирования
Дидактические игры
Приложения :
Открытое занятие в группе раннего возраста – «Что мы знаем о воде» .
Что мы знаем о воде.
Свойства воды (холодная, прозрачная)
Открытое занятие в младшей группе «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора» .
Рассказ об утёнке.
Следы на мокром песке. Прилетели бабочки - Свойства магнита и железа
Открытое занятие в средней группе «В гости капелька пришла»
Какой вкус у воды? Придаём вкус воде (опыт с лимоном )
Открытое занятие в старшей группе «Свойства воздуха» .
Чем пахнет воздух?
Открытое занятие в подготовительной группе «Извержение вулкана» .
Районный семинар на тему «Опытно – исследовательская деятельность »
Конкурс уголков экспериментирования .
Аналитическая справка Тема : «Оценка организации воспитательно-образовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ »
Цель : выявление педагогических проблем в организации работы по опытно – экспериментальной деятельности .
Сроки проведения с 01.09 по 30.11.2016г
Объекты контроля : все возрастные группы
Вопросы проверки :
Планирование работы с детьми и родителями.
Открытые занятия по опытно – исследовательской деятельности
Создание уголков экспериментирования
В соответствии с годовым планом на 2016 – 2017 учебный год в ДОУ была поставлена задача : Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по опытно – экспериментальной деятельности в процессе разных видов детской деятельности . Контроль осуществлялся во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы :
Система и вариативность планирования воспитательно-обрзовательной работы по опытно – экспериментальной деятельности ;
Создание предметно-развивающей среды;
Умение грамотно организовывать и проводить непосредственно – образовательную деятельность и самостоятельную деятельность по экспериментальной деятельности , соблюдая технику безопасности;
Использование наглядной информации для детей на ООД, для родителей по этой теме.
Проверка планов ВОР :
Во всех возрастных группах воспитатели планируют игры – эксперименты , как в совместной деятельности , так и в самостоятельной. Исследовательскую деятельность планируют и на прогулках. Используют в работе с детьми такие дидактические игры, как «Где живёт вода» , «Воздух, земля, вода» , «Для чего нужен воздух» , «Какого цвета вода» , «Тонет не тонет» , «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» , «На мокром песке остаются следы, отпечатки» , «Чудесные картинки» , «Игры с песком» , «Воздушные фокусы» и т. д.
Подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций.
В работе с родителями планируют беседы, консультации, наглядную информацию на темы : «Что такое эксперимент » , «Как организовать игры с водой» , «Организация детского экспериментирования в домашних условиях », «Как экспериментировать вместе с ребёнком дома» , «Домашняя лаборатория» , «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников » , «Учим детей наблюдать» , «Беседы на прогулке» .
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».
Привлекают родителей к пополнению коллекции «Разные ткани» , «Бумажная страна» , «Красивые камни» ;
в создании уголков по экспериментированию .
Привлекают родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Предлагают для родителей памятки на различные темы.
Совместно с детьми ведут альбомы юных исследователей.
Вывод по контролю : Проведенный тематический контроль по опытно – исследовательской деятельности в ДОУ , показал, что проблема актуальна, и она в ДОУ решается, через НОД, совместную и самостоятельную деятельность , через режимные моменты, на прогулке, работу с родителями по этой теме.
Предложения :
1. Всем педагогам продолжить углубление знаний в теоретических и практических вопросах по опытно – исследовательской деятельности через самообразование.
2. Использовать в практике работы с детьми собранный наглядно – дидактический материал.
3. Уделять больше внимания работе с родителями по данной проблеме.
Проверяющий : старший воспитатель___Янбердина М. А.
1. Титульный лист.
Проект «Чудо в песочнице».
Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста
Подготовили:
Воспитатели МБДОУ
детского сада №28
средней группы Серикова О.А.
Супрун Е.П.
Старшей группы Литвинова И.В.
Студентка БПК Малькова А.А.
2. Тип проекта: исследовательский
3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)
4.Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста(4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А.
Место проведения: территория сада и групповые комнаты.
5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.
Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным.
Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.
Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..
6. Актуальность.
Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость?
7. Цель и задачи проекта
Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет ): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании.
Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет ): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.
Задачи проекта :
Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.
Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,
Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.
Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.
Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.
Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми.
Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет):
Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.
Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.
Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной) . Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.
8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).
Использование различных методов и приёмов:
Игровые методы:
Воображаемая ситуация
Дидактическая игра
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
Постановка и решение вопросов проблемного характера;
Наблюдения;
Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
Использование художественного слова;
Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
Трудовые поручения, действия.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Нами была запанирована предварительная работа:
Чтение стихов о природе и явлениях природы;
рассматривание иллюстраций;
наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;
приобретение и размещение оборудования;
создание условий для съёмки;
подготовка материала к презентации.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно.
Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий
Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).
Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;
Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей)
для среднего возраста (4-5 лет)
«Куличики». Организация игры «Магазин угощений».
Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.
Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)
Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)
Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.
Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет)
В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:
Исследуем свойства песка. Находим ответы на вопросы: | Песок сухой | Песок мокрый |
куда пропадает вода, налитая на песок? | Вода впитывается песком и он становится влажным (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается) | Она впитывается и делает песок жидким (Если есть отверстие в ёмкости с песком, она просачивается) |
Из чего состоит песок? | Видны формы песчинок, он сыпучий | Не видны формы песчинок, он не сыпучий. |
Что происходит с песчинками при изменении влажности песка? | Песчинки все отдельно | Песчинки склеены |
Может ли песок двигаться? | Движется | Не движется |
Как меняется цвет песка? | Имеет светло - жёлтый цвет | Имеет цвет намного темнее сухого |
Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? | Хорошо пропускает воду | Хорошо пропускает воду |
Можно ли лепить из песка? | Не лепится | |
Можно ли песком рисовать? | Можно рисовать | Можно рисовать |
Сохраняет ли форму? | Не имеет формы | Сохраняет форму, пока не высохнет |
Какой песок тяжелее сухой или влажный? | Легче по весу, чем влажный | Тяжелее по весу, чем сухой |
Можно ли очистить воду с помощью песка? | Очищает воду | Очищает воду |
С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,
С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;
Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.
Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования) .
Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни».
Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:
Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок;
Используется в песочных часах (используют чаще в больнице, на кухне);
Приятно играть, строить, исследовать;
Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться;
Используется при тушении пожара;
В строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды;
Используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками;
Песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.
Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.
Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке « Песочная сказка».
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».
Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице»
Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет)
Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:
Перспективный план организации песочной недели.
Фото и видеоматериал с конкурса построек, рисунков и концерта.
Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».
Выставка фотографий «Работы детей из песка».
Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.
Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,
Мультимедийная презентация проекта «Чудо в песочнице».
Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.
Коллекция песка.
Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.
Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):
1. Сборник стихов о песке, загадок;
2.Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;
4. Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;
5.Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;
6.Фотоальбом «Песочные сказки»;
7. Коллекция разноцветного песка;
8.Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.
9. Ресурсное обеспечение проекта:
Информационное (литература);
Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;
Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.
10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)
1 организационный этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.
2 практический этапы ответственные: воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.
За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада.
Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.
1 этап. Организационный.(1 день)
Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?
Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету.
Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.
2 этап. Практический. (2 и 4 день)
Сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей;
Беседа «Для чего нужен песок?»;
Подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;
Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;
Игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);
Детское экспериментирование: опыты с песком;
Рассматривание песка через лупу;
Рассматривание макета пустыни и её обитателей;
Чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях;
Проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;
Проведение психогимнастики «Загораем на песке».
Творческая познавательная деятельность детей:
Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;
Рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке? »;
Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;
Сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)
3 этап. Итоговый. (5 день)
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)
Праздник песка «Песочная страна».
Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».
Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.
Концерт «Лето - славная пора, веселится детвора».
Оформление материала проекта для статьи в СМИ.
Презентация проекта «Чудо в песочнице».
Поблагодарить всех, кто работал по проекту.
10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо) .
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:
Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.
Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах
Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.
Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.
Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.
Проект «Чудо в песочнице».
Ожидаемый результат:
для среднего возраста (4-5 лет)
1. Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
2. У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;
3. Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
4. Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.
для старшего возраста (5-6 лет)
1.Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;
2. Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;
3. Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
4.Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;
5.Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;
6. Привлечение внимания коллег и родителей к проекту, вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;
Материалы для экспериментальной деятельности:
Емкости с сухим и мокрым песком;
Ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;
Совки, различные сита, ведерки, миски;
Емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;
Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;
Пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;
Пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;
Пластиковые ёмкости с разноцветным песком;
Стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).
запомню, дай попробовать и я пойму» И это действительно так, исключительно важным для развития мышления ребенка является ознакомление с явлениями неживой природы, в процессе которого он познает новое об окружающей действительности. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег и лёд, песок, магниты, стекло, воздух) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Используя в работе различные парциальные программы: по экологии, по ознакомлению детей с неживой природой, было замечено, что дошколята проявляют большой интерес к экспериментированию. «Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»- писал А. Энштейн; а «творчество- разновидность поисковой активности», утверждал В.С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины». Так как в дошкольном возрасте дети не умеют приобретать знания самостоятельно, не включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различия, то интереснее изучать неживую природу через экспериментирование. В ходе экспериментирования решаются следующие задачи: Расширяются представление детей о неживой природе Повышается уровень познавательных процессов (классификация, сравнение, обобщение) Развивается умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Расширяется кругозор детей, активизируется речь и обогащается словарь. Развивается любознательность, она порождает потребность в исследовании. Знакомство с неживой природой происходит через различные опыты.
СВЕТЛАНА КАЗАКОВА
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»
Исследовательский проект в ДОУ
Вид проекта - Исследовательско-творческий
Участники - Воспитатели, Дети, Родители
Продолжительность - годовой
Актуальность :
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Проблема :
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование ) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель :
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности .
Задачи :
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение) ;
Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности .
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении .
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов .
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат :
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию ;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность ; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности , делает выводы.
Практическая значимость :
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1этап- Организационно – диагностический
Формы работы :
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения.
4. Организация предметно – развивающей среды.
Определение актуальности, проблемы, цели.
Создание условий для детского экспериментирования :
Подбор оборудования для проведения опытов.
Приобретение набора «Опыты с водой» .
2 этап- Формирующий
Формы работы :
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми :
образовательные ситуации, опыты, эксперименты , экспериментирование на прогулке , индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность , дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
3. Работа с родителями :
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов .
3 этап- заключительный
1. Презентация- отчёт
2. Фотоальбом опытов
Формы работы :
1. Сравнительный анализ результатов
2. Перспективы
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
Перспективный план работы с детьми :
Тема : Вода
1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал) ;
2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества) ;
3. «Что будет с водой на морозе» (цветные льдинки) ;
4. «Тонет – не тонет» ;
5. «Что растворяется в воде» (мыльный гриб) ;
6. «Как очистить воду» ;
7. «Чем солёная вода отличается от пресной» ;
8. «Прозрачная вода может стать мутной» ;
9. «Цветы лотоса» ;
10. «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем» ;
11. «Песочные часы» ;
12. «Взвешиваем песок» ;
13. ;
14. «Песочная картинка» ; «Узоры на подносе» ; «Рисуем клеем» ;
15. «Чудесные картинки» ; «Рисунки песком» ; «Игры песком : пластиковые бутылки» ;
Тема : Воздух
1. «Что такое воздух» (сухой из воды, воздушные вихри) ;
2. «Воздух и запах» ;
3. «Воздушные фокусы» (поднимание воды, кто держит открытку, почему не льётся вода) ;
4. «Воздух имеет вес» ;
5. «Чем сильнее ветер, тем больше волны» ;
6. «Ветер двигает корабли» ;
7. «Волны» ;
Тема : Песок
1. «Исследуем песок» (эксперименты в песочнице , песочные часы, взвешиваем песок);
2. «На мокром песка….»
3. «Песочные часы» ;
4. «Взвешиваем песок» ;
5. «На мокром песке остаются следы, отпечатки» ;
6. «Песочная картинка» ;
7. «Узоры на подносе» ;
8. «Рисуем клеем» ;
9. «Чудесные картинки» ;
10. «Рисунки песком» ;
11. «Игры песком : пластиковые бутылки»;
Перспективный план работы с родителями
Беседа дома с детьми : «Кто такие учёные?» ; «Что такое эксперимент » .
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой .
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
Беседа : «Как организовать игры с водой» .
Цель : дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
Консультация : «Игра или экспериментирование » .
Цель : рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях »
Консультация для родителей
«Как экспериментировать вместе с ребёнком дома»
Консультация для родителей
«Домашняя лаборатория»
Консультация для родителей
«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета »
Консультация для родителей
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников »
Консультация для родителей
«Учим детей наблюдать»
Консультация для родителей
«Роль экспериментов в умственном воспитании детей»
Консультация для родителей
«Игры с песком»
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка»
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию ».
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Родительское собрание : показ презентации «Юные экспериментаторы » .
Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов) .
Перспективы
Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда) ;
Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
Пополнять предметно – развивающую среду;
Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2011.-528 с.
2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010. – 592с. +цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду : Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н. В. Гончарова и др., под ред. З. А. Михайловой. -2-е изд. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж : Издательство «Учитель» , 2002. – 159 с.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О . В. Дыбина (отв. Ред.) . М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.-336 с.
7. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду . Человек. - М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 333с.
9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара : издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров» , 2010. – 128 с.
10. О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой» . Элти – кудиц 2012г.
Расскажи - и я забуду
Покажи - и я запомню
Дай попробовать - и я пойму
(Китайская пословица)
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского, «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира».
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
При формировании основ экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. - Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.
Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами детской деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения и хода опыта, при подведении итогов об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить другие операции. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Базовый уровень знаний по экологическому воспитанию дети получают на занятиях запланированных согласно программе » Детство«. Наряду с этим нами разработан проект по поисково - познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста под названием «Неизведанное рядом». Данный проект ведется в виде кружковой работы, один раз в неделю. Дети принимают участие в этом виде деятельности по своему желанию.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям:
1) Живая природа (многообразие живых организмов)
2) Неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, свет)
3) Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
В опытах учимся пользоваться термометром, лупой, весами, магнитом и другими приборами.
Проект направлен на развитие познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих задач:
1) Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (см. приложение).
2) Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
3) Расширение перспектив развития поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4) Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Разработанный план кружка предполагает вести работу рассчитанную на старший возраст с этапами усложнения в подготовительной к школе группе.
Этапы усложнения
1) Уметь самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
2) Совершенствовать умение определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов. Самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами.
3) Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленности (строение, функционирование, назначение, его существование во времени и пространстве).
Кривохижина Лариса Сергеевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Подготовительная группа «Гномики»
Проект.
Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира.
Тип проекта.
Информационно - практико - ориентированный.
Вид проекта.
Групповой «Неизведанное рядом».
Цель: Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о человеке, животном и растительном мире; для формирования экологической культуры детей. Активизировать мыслительную и речевую активность детей.
Задачи: 1) Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого
2)Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
3) Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
4) Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
5) Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
6) Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Актуальность проекта.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Выбор темы » Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Метод обеспечения.
· Поисково - исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
· Проведение опытов (практических).
· Беседы (конструктивные).
Этапы осуществления проекта.
· Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы)
· Диагностика
· Отображение цели и задач проекта
2) Реализация проекта:
· Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
· Практическая часть:
1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы «Детство»)
2. Связь с другими видами деятельности:
· Игровая
· Продуктивная
· Познавательно - исследовательская (опыты)
· Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
· Учебная (речевое развитие, рисование, лепка)
· Релаксация
3.Организация кружка » Неизведанное рядом«.
3)Заключительный этап:
Диагностика (результативно - сравнительный анализ).
Механизм выполнения проекта.
1. Создание технической базы для детского экспериментирования.
2. Составление плана по кружковой работе.
3. Кружковая работа по экспериментированию.
4. Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.
5. Психогимнастика: изобразить животного, растение и т. д.
6. Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.
7. Экскурсии в парк.
8. Посещение живого уголка в Центре Детского Творчества.
9. Экологические праздники: «День Земли», «Покормите птиц зимой»
10. Конструктивные беседы.
Новизна разработки.
В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково - исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования.
Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Ожидаемые результаты.
Детское экспериментирование - метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо.
С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества(рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002г.
2. Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4 - 6 лет: из опыта работы - Волгоград: Учитель, 2009. - 130 с.
3. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010. - 128 с., ил. - (Библиотека программы «Детство»)
4. Зубкова Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет - СПб.: Речь, 2011. - 64 с., илл.
5. Волкова Е.В., Микерин С.Л. Играем в ученых. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд - во, 2008. - 256 с. - (Играем)
6. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.
7. Иванова А.И. » Живая экология» М., 2006г.
8. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт - Петербург 2000г.
9. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.
10. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.
11. Газета «Дошкольное образование»
12. Журнал «Дошкольное воспитание»
13. Журнал «Обруч»