Лупан методика раннего развития в домашних условиях. Методика раннего развития сесиль лупан

Придерживаясь этих принципов, Сесиль Лупан разработала методику со своими собственными играми и упражнениями для детей, которые и описала в книге «Поверь в своё дитя».

Ведущие тезисы её работы:

  1. Малышам не нужна излишняя опека, им нужен неподдельный интерес. Повышенное опекание ребёнка лишь вредит его развитию, отключает творчество и мешает формированию самостоятельности.
  2. Все дети – разные. В этом Сесиль Лупан убедилась на примере двух своих, совершенно разных, дочерей. Поэтому не следует выполнять ВСЕ упражнения из её книги, если что-то не вызывает интерес конкретно у вашего малыша. Выбирайте то, что подходит именно вам.
  3. Главный принцип воспитания счастливого ребёнка – это любовь. Никакой метод не сработает, если маленький человек не будет уверен в том, что его любят и ценят. Объятия, поцелуи и похвала также развивают крох, как и обучающие занятия.

Методика раннего развития Сесиль Лупан затрагивает многие области: историю, музыку, географию, искусство, письмо, логику, счёт, иностранные языки и даже плавание.

Отличия от методики Домана

Несмотря на то, что истоки системы Сесиль Лупан именно в методике американского врача, она имеет ряд отличий:

  • нет строгих возрастных рамок и графиков развития, используется метод следования за ребёнком;
  • развиваются врождённые склонности, а не навязываются интересы извне;
  • родитель учит ребёнка не собирать информацию («это стул»), а обрабатывать её («это стул, на нём сидят, стул делают из дерева, а ещё из железа» и т.д.);
  • учиться должно быть интересно и радостно как детям, так и их родителям.

Примеры занятий с детьми до 1 года по Сесиль Лупан

Воспитание малыша до года базируется на решении 4-ёх задач:

  1. Стимуляция 5 органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
  2. Развитие двигательной активности.
  3. Обретение ребёнком положительного восприятия себя и окружающих.
  4. Закладывание основ языка.

Все упражнения опираются на принцип от простого к сложному (методика поэтапного обучения).

Какие же конкретные игры предлагает Сесиль?

Например, для развития зрения полезно строить разные гримасы при общении с малышом. Хорошей тренировкой для маленьких глазок будет фокусирование на цветных объектах внутри кроватки: мобиль, специальные картинки (они же иллюстрированные карточки Сесиль Лупан).

Слух отлично развивается благодаря материнскому пению и включению музыкальных произведений для прослушивания. Даже самый маленький ребёнок способен воспринимать красоту классической музыки.

Для улучшения осязательных ощущений Лупан советует заворачивать деток в различные материалы (шерсть, бархат, шёлк и т.д.). А также массаж и поглаживания различными предметами: пёрышком, губкой, кисточкой.

Для самостоятельной игры ребёнку предлагаются игрушки и вещи из домашнего обихода, выполненные из различных, желательно натуральных, материалов: деревянная ложка, металлический колокольчик, старый журнал и т.д. Не давайте малышу больше 3 предметов за раз и меняйте всякий раз, как старый набор наскучивает ребёнку.

Важно выполнять специальную гимнастику для укрепления всего тела малыша. А от манежа желательно отказаться совсем, ведь он ограничивает физическую активность.

Чтобы пополнять пассивный словарный запас малыша, важно как можно больше с ним разговаривать, озвучивать все ваши действия, во время массажа акцентировать внимание на названиях частей тела. Полезно придумывать различные истории с участием всех вещей из обихода и малыша.

Игры и упражнения для детей старше года

Помимо игр важно соблюдать несколько ключевых правил в общении с ребёнком:

  • общаться с малышом следует как можно больше, живая речь должна сопровождать ребёнка в течение всего дня;
  • не стоит ограничивать кроху в свободном перемещении по дому, помните лишь о безопасности малыша;
  • поощряйте любознательность ребёнка.

Для развития двигательной активности Сесиль советует:

  • долгие пешие прогулки,
  • обучение прыжкам и бегу,
  • после двух лет можно учить ребёнка ритмическим танцам,
  • а также любым другим видам спорта: коньки, верховая езда, лыжи.

Речь развивается с помощью:

  • чтения стишков и потешек,
  • проработки слогов,
  • изучения мифов, басен и сказок,
  • походов в детский театр (или организации домашнего театра),
  • совместного изучения книг.

Счёт можно объяснять малышу в ежедневных ритуалах: при кормлении считать ложки, во время одевания – пуговицы и кнопки. А цифры Сесиль Лупан предлагает вводить лишь после отличного изучения счёта.

После этого можно переходить к изучению времени и мерам.

О плюсах и минусах методики

У методики Сесиль Лупан, как и у любой другой, есть свои достоинства и недостатки.

  • внимательные читатели книги отметили, что Галя, одна из дочерей Лупан, научилась читать лишь в 4 года, то есть, методика себя не оправдала даже в семье автора системы;
  • в книге не описаны упражнения на развитие мелкой моторики;
  • не даются подвижные игры для малышей;
  • многое, описанное в книге, интуитивно понятно родителям и без изучения методики: пение колыбельных, чтение потешек и пр.;
  • в книге слишком большое внимание уделено личным эмоциям Сесиль, которые она иногда выдаёт за индивидуальный подход к детям.
  • чужой личный опыт часто бывает полезен для неопытных мам;
  • Лупан в своей методике обращена к обычным матерям, без педагогического образования, поэтому её система, лишённая сложной терминологии, понятна любым родителям;
  • список упражнений, предложенных автором, действительно велик.

И родители могут выбрать из них ту, которая понравится им больше. Методики различаются подходом к малышу и основными принципами, но суть их в одном и том же – вырастить умного, здорового и всесторонне развитого ребенка. Я «Родитель» расскажет о двух методах раннего развития, которые немного похожи между собой.

Методика Глена Домана

Американский врач-нейрофизиолог Глен Доман разработал свою методику раннего детского развития еще в 40-х годах XX века. Его принципы основываются на собственных исследованиях, которые подтвердили, что основные интеллектуальные способности закладываются в человеке именно в первые три года жизни, поскольку в это время мозг наиболее восприимчив к новой информации.

Глен Доман работал с детьми, отстающими в физическом и интеллектуальном развитии, и его методика помогла этим малышам не только догнать, но и обогнать своих сверстников. Немного позже врач решил опробовать свою теорию на здоровых детях, и получил такие же блестящие результаты. С этого момента его методику взяли на вооружение многие родители, а в США даже был основан специальный Институт развития человеческого потенциала, в котором принципы Домана практикуются до сих пор.

Основы методики Домана

В основе метода американского врача лежит принцип «чем раньше, тем лучше». Он советует с самого рождения малыша начинать развивать его интеллект и укреплять физически, поскольку и та, и другая область являются важными. По словам Глена Домана, лучшими , поскольку только они могут передать ему все то, что знают сами, с искренностью и радостью. Основы интеллектуального и физического развития, заложенные в первые три года жизни, станут крепким фундаментом для дальнейшей жизни малыша.

Как применять методику Домана?

    Начинайте заниматься обучением ребенка как можно раньше, поскольку уже в три месяца малыш будет правильно воспринимать получаемую информацию.

    С самого рождения малыша проводите с ним двигательные упражнения: поднимайте ручки и ножки, крутите, двигайте ребенка, переворачивайте его с боку на бок, чтобы он привык к физической активности. Когда он начнет ходить – потихоньку осваивайте гимнастику.

    С трех-шести месяцев начинайте показывать ему специальные развивающие карточки. Первыми карточками должны быть просто написанные на бумаге или картоне слова – их нужно показывать ребенку и произносить написанное слово вслух, чтобы малыш научился ассоциировать буквы с их звучанием. Такие карточки применяются для обучения чтению.

    Чем старше становится ребенок, тем сложнее должны быть обучающие карточки. К полутора-двум годам можно начинать показывать ребенку словосочетания, а тогда, когда он будет готов к более сложной информации (у кого это происходит в 1,5 года, у кого-то ближе к 3-4 годам), можно начинать демонстрировать предложения, сначала простые, а через какое-то время сложные. Главное – ориентироваться на темп ребенка, следить, чтобы ему были интересны занятия.

    Можно на обратной стороне карточек размещать изображение предмета, о котором идет речь, чтобы ребенок одновременно учился запоминать слова визуально. В оригинальной методике на карточках изображений нет, но многие родители замечали, что с картинками обучение проходит интереснее и быстрее.

    Самое главное – показывайте карточки быстро, всего по несколько секунд. Так ребенок научится быстро запоминать информацию.

    Группируйте карточки в занятиях по определенному принципу, например, в одном занятии слова, обозначающие части тела, в другом – одежду, в третьем – окружающие предметы и т.д.

    Вслух книги. Желательно, чтобы они были с большими буквами, чтобы малыш видел то, что вы проговариваете. Для занятий с детьми до двух лет можно использовать самодельные книги, где на одной странице будет написано слово, а на соседней картинка, его изображающая. Чем старше ребенок, тем сложнее должен быть материал.

Подробнее о методике Домана и графике занятий можно почитать в его книгах или на тематических форумах.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса и преподавательница актерского мастерства. Родив двух дочек, она начала заниматься с ними по методике Глена Домана, однако в процессе занятий она решила немного изменить оригинальную программу, адаптировав ее к собственным условиям.

Сесиль пришла к выводу, что Доман использует общий подход к детям, поскольку занимается не с одним ребенком, а с большим количеством. Сама же она постаралась найти к своим дочерям индивидуальный подход, поскольку, по ее словам, только мать может настолько тонко чувствовать своих детей, чтобы понимать, чем именно и в какой момент им хочется заниматься.

Свою методику она изложила в книге «Поверь в свое дитя», которая обрела популярность среди родителей по всему миру.

Основы методики Сесиль Лупан

Главное отличие методики Лупан от концепции Домана заключается в том, что она предлагает развивать детей с раннего возраста не с целью форсирования событий, а для того, чтобы раскрыть индивидуальный потенциал собственного ребенка и помочь ему сформироваться как личности. Обучение детей должно четко соотноситься с их желанием узнавать новое, поэтому принудительные занятия по четко распланированному графику Лупан отвергает. Она предлагает более мягкий подход к малышам, когда родители, видя интерес ребенка к определенной области, начинают заниматься с ним именно по этой конкретной теме. Для занятий не требуются какие-то специальные средства - использовать можно все, что есть под рукой.

Как применять методику Лупан?

    Внимательно следите за желаниями своего ребенка. Если малыш потянулся к пушистому ковру – самое время показать ему различия между разными материалами, т.е. дать потрогать мех, шелк, бархат, пластмассу. Если ребенок завороженно смотрит на игрушечные планеты или нарисованные звезды, можно устроить увлекательные занятия по космической тематике. Если малыш интересуется различными звуками, постоянно теребит пищащего утенка или весело размахивает погремушкой – можно показать ему, как звучат разные инструменты и предметы (постучать кастрюлей, сыграть на игрушечном синтезаторе, похлопать в ладоши и т.д.). Нет никакого определенного порядка получения знаний – просто занимайтесь с ребенком тем, что вызывает у него интерес!

    Для того, чтобы развить , показывайте ему предметы разного цвета, карточки с изображениями животных, предметов, геометрических фигур и называйте, что на них изображено. Повесьте около кровати или на ее стенки яркие рисунки, чтобы они находились в пределах видимости малыша.

    Чтобы познакомить ребенка с разными запахами, используйте предметы, которые имеют характерные ароматы – например, цветы, флакончик духов, кондитерское изделие, пучок укропа или другой зелени и т.д.

    Для развития осязания можно использовать разные ткани или пришить по кусочку каждой из них на одеяло, чтобы ребенок мог потрогать их. Показывайте малышу, как прикасаться к предметам и рассказывайте, какие они вызывают ощущения, например, пластмасса будет гладкой и холодной, резина - мягкой, кусочек дерева - шершавым, одеяло – мягким и т.д.

    Для того, чтобы малыш учился различать звуки, используйте любые подручные предметы: музыкальные инструменты и игрушки, посуду, монетки и все, что найдется под рукой.

    Вкусовые ощущения малыш начнет различать тогда, когда ему начнут вводить прикорм. Когда вы начнете давать ребенку разную по вкусу еду, вместе с ним пробуйте ее и объясняйте, что значит сладкий, кислый, горький вкус.

    После года уже можно обучать ребенка чтению. Для этого можно использовать различные слова, написанные на бумаге. Сопровождайте показ слова его произношением. Можете развесить листки с уже знакомыми малышу словами на стенах комнаты и просить его повторять, что там написано. Когда ребенок станет чуть постарше, можно прикрепить листочки с названием на те предметы, которым они соответствуют, чтобы ребенок запоминал, как называются вещи, которые его окружают. Можно самостоятельно изготовить развивающий альбом, в которой будут картинки и поясняющие подписи к ним, и вместе с ребенком рассматривать его и читать вслух.

    Для развития логического мышления используйте вырезанные из картона геометрические фигуры. Учите ребенка называть их, узнавать, какого они цвета, группировать по форме и цвету и т.д. Точно также можно обучать малыша и математике: группировать одинаковые предметы, считать их.

    Обязательно знакомьте малыша с окружающим миром во время прогулок. Показывайте ему деревья, машины, кошек, собак, красивые листья и т.д. Пусть ребенок учит названия, называет их цвет, свойства, количество.

    Методика Лупан также включает в себе и . Например, Сесиль делает акцент на ранних занятиях плаванием, однако, вы можете придумать и другие – танцы, прыжки, гимнастика. Главное, чтобы ребенок не сидел на месте.

Методика Сесиль Лупан

методику сесиль лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности. сесиль лупан – в первую очередь, это просто увлеченная мама, любящая своих двух дочерей и желающая дать им с самого раннего возраста - разные средства познания мира. сесиль опробовала методику глена домана на своих детях, но у нее не все получилось.

она отошла от жестких принципов домана и творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность. свои методы гармоничного развития дочек и результаты своих занятий с ними сесиль лупан описала в книге «практическое руководство «поверь в свое дитя»». во франции сесиль лупан основала общество с таким же названием. в настоящее время множество родителей по всему миру придерживаются ее методики.

биография

сесиль лупан (в девичестве браи) родилась в 1955 году в монсе (бельгия). она получила профессию актрисы и в течение пяти лет с большим успехом выступала на бельгийской сцене. но уже тогда сесиль стали занимать вопросы материнства, и она пришла к выводу, что её предназначение - воспитание и развитие своих будущих детей. «мне казалось прекрасным носить ребенка под сердцем, дать ему жизнь, вскормить, ухаживать за ним…», - считала сесиль.

со своим мужем – виктором - сесиль познакомилась в 1979 году, в 1982 году родилась их первая дочка – галя, в 1983 – дочка селина.

в настоящее время сесиль лупан живет в париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле и радиопередачах, воспитывает детей

о методике сесиль лупан

в начале своего материнства лупан заинтересовалась методикой глена домана и даже побывала на его семидневном семинаре в америке. воодушевившись идеями и энтузиазмом глена, сесиль начала заниматься со своей восьмимесячной дочкой галей математическими карточками с точками. но она столкнулась с некоторыми трудностями, и хотя и добилась неких результатов, все равно не смогла добиться заинтересованности своей дочери. вскоре лупан отошла от методики домана, сохранив, однако, основные его принципы, которые посчитала единственно верными:

Самые лучшие преподаватели для малыша - его родители;

Обучение - это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;

Не надо проверять своего ребенка;

Любознательность поддерживается быстротой и новизной.

исходя из этих четырех принципов, а так же используя методики, собранные из различных книг и свою театральную подготовку, лупан постепенно разработала систему упражнений и игр для детей с самого раннего возраста, основанных на раскрытии их потенциала и формировании их личностных качеств.

лупан последовала своей интуиции и пришла к выводу, что "ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". нужно не «обучать» детей по строгому графику (как это принято у домана), а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме (как это принято у монтессори). и опять же не загружать мозг детей информацией, как советует доман, а учить его эту информацию обрабатывать и обобщать. т.е. не просто говорить ребенку, что это морковь, это свёкла, это картофель, а ненавязчиво в занимательной форме рассказывать и обыгрывать, как выращивать эти овощи, что из них можно делать и т.д.

основной принцип методики сесиль лупан - обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. а учиться детям должно быть легко и интересно.

основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», - считает лупан.

и конечно, в погоне за развитием интеллекта не стоит забывать о чувствах ребенка. нужно дарить ему любовь, поцелуи и объятия. дети, уверенные в любви родителей и получившие положительное представление о себе, быстрее развиваются, с удовольствием стремятся узнать больше, с интересом воспринимают окружающий мир и прекрасно адаптируются к любой возрастной и социальной группе.

«и не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге сесиль лупан.

рождение второй дочери показало сесиль, насколько дети бывают непохожими друг на друга, и как важно в обучении быть чутким и гибким. ведь то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого. поэтому лупан предупреждает родителей, что нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные ею.

в книге сесиль лупан приводятся конкретные игры и упражнения по развитию двигательной активности, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, истории искусств, иностранным языкам, истории, географии, плаванию и верховой езде.

игры и упражнения в первый год жизни (по книге сесиль лупан «поверь в своё дитя» )

первый год – очень важный этап в жизни человека. в течение этого времени процесс воспитания сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения. нужно проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать

2. стимулировать, насколько это возможно, все его пять чувств. стимуляция органов чувств очень важна в раннем возрасте, ведь именно так малыш получает сведения об окружающем мире.

зрение

состояние высвобожденной двигательной активности . когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.
гримасы. человеческое лицо очень интересует новорожденного. когда вы держите его лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками.
одноцветные предметы. предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. показывайте их ребенку по очереди (сначала можно дать сразу два предмета, потом добавлять по одному)
украшение кроватки. прикрепите к стенкам его кроватки кусочки ткани, бумаги или пластика, так как примерно до шести недель головка малыша всегда повернута вбок - независимо от того, лежит ли он на спине или на животе. как только малыш научится хватать, уберите все, чем он может пораниться, что может проглотить и обо что удариться.
зеркала. поместите зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них будут отражаться его движения, и это расширит его мир.
мобиль. прикрепите мобиль или длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы малыш мог их достать. "шахматная доска". когда ребенок находится на полу или на большом специальном мате, положите перед ним, например, вертикальную дощечку, расчерченную на клетки - черные и белые. это поможет младенцу фокусировать свой взгляд.
иллюстрированные карточки. подготовьте карточки размером 3030 см. на одних карточках нарисуйте кружки, на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг и т.п.). разложите их вокруг малыша и периодически их меняйте.

слух

приучайте малыша к звуковым контрастам. вы должны много петь ребенку. подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. не стесняйтесь заниматься звукоподражанием и издавать звуки, которые считаются неприличными!
высокие и низкие звуки. заставьте ребенка почувствовать различие между ними. например, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь и т.п.
кассеты. ничто не может заменить непосредственного общения и человеческих контактов. однако когда ребенок остается один, включите ему магнитофон с записями различных музыкальных произведений или песнями на тех языках, которым вы хотите научить его.

осязание и хватание

заставьте кожу малыша испытывать различные ощущения. массируйте кожу нежно, гладьте ее, например, гусиным перышком, похлопывайте плотной губкой и т.п.

лоскутное одеяло. сделайте такое одеяло из кусочков ткани разной фактуры (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.). дайте его ребенку в качестве игрушки, чтобы он "тренировал" свое осязание.
яркие рукавички. чтобы развить хватательный рефлекс, управляемый взглядом, нужно, чтобы малыш понял, что у него есть руки. для этого сшейте яркие рукавички, отличающиеся по цвету от его одежды:
побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней.

вкус и обоняние

запахи растений. сделайте маленькие мешочки из ткани и наполните их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т.п.). затем плотно завяжите мешочки и напишите на них название того вещества, которое в них хранится. дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит.
предметы для жевания. дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.
использование в качестве игрушек различных вещей. для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода - чайную ложку, стаканчик, пустую катушку, старый каталог, носок, шапку и т.п. но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

3. поощрять ребенка развивать свою двигательную активность.

особое место в развитии ребенка уделяется двигательной активности.

при рождении

кроватка должна быть достаточно большой, чтобы малыш мог там свободно поворачиваться и во сне, и после пробуждения.
положение на животе. в течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении своих визуальных стимуляторов (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы). положение на спине позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.
наклонная плоскость. это гладкая доска (150100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. упражнение делается под наблюдением взрослого.

гимнастика:

Скрестите ручки малыша на груди, и слегка потяните за них. повторите упражнение, но теперь та рука, которая находилась снизу, должна быть сверху;

Сделайте то же самое упражнение, но для ног;

Затем скрестите, скажем, левую руку и правую ногу так, чтобы при этом рука была снизу, а нога сверху;

Пощекочите ребенка и опрокиньте (сначала тихонько, потом все сильнее и сильнее), это укрепляет мускулатуру;

Положите младенца на плечо и покружитесь вместе с ним; держите малыша крепко на руках и заставьте его "поплавать" в воздухе;

Положите младенца животом на большой резиновый шар и, крепко держа его, двигайте шар во всех направлениях, следя за тем, чтобы малыш не ударился обо что-нибудь затылком. желательно надеть на него специальный пенопластовый воротник, обшитый тканью. это предотвратит удар.

в период между первым и четвертым месяцами

манеж препятствует развитию подвижности. рекомендуется не использовать его совсем или применять очень ограниченно. нужно организовать в комнате для малыша большое пространство, где он мог бы, находясь в безопасности, резвиться в свое удовольствие.
равновесие. стенки некоторых детских кроваток имеют сбоку твердую планку. поддерживая малыша, направляйте его, чтобы он сделал (пока инстинктивно) свои первые шаги вдоль этой планки.
положение на четвереньках. когда ребенок пытается встать на коленки, помогите ему, поддерживая его ноги руками.
гимнастика. упражнения носят тот же характер, что и на предыдущем этапе, но по мере того, как ребенок растет и крепнет, усложняются. очень важно следить за ритмом развития двигательной активности малыша. если вы будете форсировать обучение, ребенок испугается и перестанет осваивать новые движения. если же вы, напротив, сможете работать с ним, не спеша, то он, несомненно, захочет показать вам, что его такой темп не устраивает и что ему хочется заниматься еще и еще.

период между четырьмя и двенадцатью месяцами.

положение стоя. поместите в пространство, отведенное для малыша, какие-либо предметы или мебель, это поможет ребенку стоять, опираясь на что-нибудь. нужно, чтобы предметы были достаточно длинными и позволяли ребенку ходить вдоль них. разместите такие предметы на небольшом расстоянии друг от друга, тогда ребенок сможет делать первые шаги, передвигаясь от одного предмета к другому.
свободное перемещение. малыш уже вырос и может сам ходить по дому. подготовьте помещение так, чтобы ему это было удобно. ценные и опасные предметы поставьте вне зоны его досягаемости.
побуждение к ходьбе. во время прогулки заставляйте малыша ходить, держа его за руки. когда он стоит, опираясь на что-нибудь, позовите его к себе так, чтобы он сделал несколько шажков и, пришел к вам в руки.
лестница . если у вас в доме есть лестница, поощряйте ребенка взбираться на нее, конечно, под вашим присмотром.
большие полые кубы можно очень удачно использовать, чтобы стоять, прятаться, ползать и стучать по ним, отбивая ритм, а также убирать в них игрушки.
равновесие - чрезвычайно важный фактор. для выработки равновесия можно купить детское гимнастическое бревно или сделать его самим. не дожидаясь, пока ваш ребенок станет ходить, научите его ставить ножку за ножкой и перемещаться по этой планке вперед.
брахиация - это передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. упражнение развивает также объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. к этому упражнению можно переходить, когда младенец научится висеть на палочке. ребенка нужно крепко держать, пока он хватается за каждую следующую ступеньку.
гимнастика.

Положите малыша на плечо и на внутренний сгиб локтя и покружитесь вместе с ним. меняйте положение: ребенок лежит на локтевом сгибе на спинке, на животе, на боку;

Вместе с кем-нибудь возьмите ребенка за кисти рук и за лодыжки и раскачивайте его;

То же упражнение, но теперь уже держа за одну кисть и одну лодыжку;

Возьмите ребенка за кисти рук лицом вверх и покружите его то в одну, то в другую сторону;


То же упражнение, но держа ребенка за ноги;

То же упражнение, держа малыша сначала за правую руку и правую ногу, а потом за левую руку и левую ногу;

Возьмите ребенка под мышки, подбросьте в воздух и поймайте его.

большой пляжный мяч. положите ребенка животом на мяч, который вы будете катить вперед, не держа малыша при этом. схватите ребенка за ноги, прежде чем его голова коснется земли.
кувырки. научите ребенка втягивать голову и перекатываться вперед. когда малыш к этому привыкнет, положите его на спину, руки прижмите к голове и потяните вверх за ноги, чтобы помочь ему сделать кувырок назад.
ходьба на руках. переверните ребенка вверх ногами и заставьте походить на руках. потом скажите, чтобы он прижал подбородок к груди, и закончите все кувырком.

4. заложить основы языка.

речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. задолго до этого идет длительный процесс,


который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить.

объясните ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. описанные ниже упражнения нужно начинать с самого рождения и не прекращать даже после года:
части тела. сеансы массажа и тактильной стимуляции - самые подходящие моменты для изучения ребенком частей тела.
знакомые предметы – называйте их и рассказывайте о них.
иллюстрированные карточки для визуального стимулирования – называйте изображенное и рассказывайте о нем.
рассказывайте короткие истории. придумайте историю о своей ноге, которая прячется в носке; о своем носе, из которого течет, как из крана; о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; наконец, о самом ребенке, который сейчас отправится в страну снов и т. п.
детская речь - взрослая речь (точная и четкая). разговаривая с ребенком, пользуйтесь и той, и другой - по вашему желанию. малышу необходимы оба типа речи.
повторяйте звуки, которые произносит ребенок, которые произносит ваш малыш (включая зевание, чихание, кашель и т.п.), а потом побуждайте его повторять их. таким образом, он интуитивно поймет, что у вас с ним устанавливается диалог.
песенки, считалки, повторяющиеся куплеты. все это нужно бесконечно напевать младенцу, причем не в три года, а с самого рождения: "котя-котенька-коток", "баю-баюшки-баю, не ложися на краю..." и т.п.

в следующей статье будут приведены примеры игр и упражнений сесиль лупан для детей 1-6 лет.

Материал к занятию.

Сесиль Лупан – бельгийская актриса, педагог по актёрскому мастерству, сторонник идеи раннего развития, мама девочек-погодок, создала свою собственную методику воспитания и обучения, которую успешно адаптировала на своих дочерях. Основной принцип методики Лупан сформулировала так – «Поверь в своё дитя».

Позже она выпустила книгу с одноимённым названием.

Скачать её можно перейдя по этой ссылке.

Когда Сесиль впервые стала мамой, она старалась развивать дочь Галю с первых дней жизни. Первыми уроками девочки стали занятия по плаванию: семья Лупан даже посещала специализированные занятия, которые проводил инструктор по младенческому плаванию.

Затем к этим занятиям добавились и музыкальные игры. Первым инструментом для знакомства с миром неречевых звуков стал ксилофон – мама для своей дочери проигрывала различные мелодии, ловила её реакцию на тот или иной звук.

И тут наступил судьбоносный день для Сесиль Лупан – она узнала о существовании , которая не оставила её равнодушной: она посетила целый курс семинаров Гленна Домана, восхищаясь талантами детей, с которыми занимались по этой методике. Воодушевившись увиденным, Лупан непременно начала полученные знания реализовывать на практике обучения восьмимесячной Гали. Но, увы, занятия перестали приносить плоды – девочку просто не интересовали карточки. Тогда Сесиль придумала свой способ знакомства с миром слов: карточки были повсюду, причём карточки ставились на те предметы, слово, которое они обозначали (например, если слово «кресло», то эта карточка стояла именно на кресле и др.).

Кроме того, Лупан пришла к выводу, что показ карточек лучше начинать тогда, когда ребёнок уже может произнести то, или иное слово. До года с малышом нужно как можно больше разговаривать, обогащать его сенсорный и тактильный опыт. Ну, и, конечно же, дарить много любви и ласки.

С двухлетнего возраста Сесиль рекомендует закладывать первые энциклопедические знания у ребёнка. Получение информации должно быть интересно самому ребёнку. Так, Лупан изначально давала сведения о необычных фактах, причём в игровой форме – актриса сама придумывала весёлые стишки, считалочки и забавы, в которых дети получали знания об истории, биологии, географии, живописи и других науках.

Когда родилась дочь Селина, Сесиль столкнулась с проблемой: девочке было не интересно то, что увлекало Галю. Тогда Лупан для младшей дочери разработала другую программу занятий, чутко прислушиваясь к желаниям Селины.

Едино осталось одно – все знания девочки получали через игру. Даже цифры и алфавит актриса сумела преподнести в занимательной форме. Причём каждая буква произносилась на распев, про каждую букву придумывалась невероятная история.

Для изучения алфавита по методике Лупан отлично подойдёт книга «Азбука превращений «, где каждая буква принимает тот или иной облик:

Сесиль Лупан для отработки навыков чтения рекомендует сделать первую книгу для малыша самостоятельно: наклеить фото ребёнка, например, где малыш ест. На соседней странице большими чёрными буквами написать имя ребёнка и действие, которое изображено на фото, например, «ВАНЯ ЕСТ». Подобных разворотов должно быть несколько.

Кроме того, Лупан учила детей не только читать, но и писать. А точнее – печатать слова на печатной машинке.

Обе дочери Сесиль на первых годах жизни прекрасно овладели несколькими иностранными языками. Лупан сама общалась с детьми на иностранных языках, показывала записи мультфильмов, пела песенки и организовывала игры. В каждодневную программу развития дочерей Лупан включала игры на логику и счёт. Причём считать Сесиль рекомендует всё вокруг (от 1 до 10). Так малыш быстро освоит числа, и охотнее будет выполнять с ними операции на сложение и вычитание.

Популярность методики воспитания детей Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

Рано или поздно в руки родителей, интересующихся методиками раннего развития детей, попадает книга французской актрисы Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя».

Она вызывает неоднозначные отзывы: кто-то с энтузиазмом начинает воплощать советы Лупан в жизнь на собственном ребенке, а кто-то находит «тысячу и один» изъян в предложенной методике обучения и воспитания детей.

Попробуем разобраться кто из них прав, используя современный инструмент познания человека, который дается на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Сесиль Лупан родилась в 1955 году в Бельгии, получила профессию актрисы и успешно выступала на бельгийской сцене. В 1981 году она отправилась вслед за мужем в Америку вместе с грудной дочерью на руках. Там она познакомилась и опробовала ее на своих детях. По сути, методика Лупан - это то, что ей удалось осуществить на практике, доработать, используя метод Домана.

Сесиль объясняет личный неподдельный интерес к раннему развитию тем, что ей хотелось, чтобы ее дочки выросли физически здоровыми и интеллектуально развитыми. Кроме того, она помнила о своем горьком опыте: «Я оказалась последней в классе по успеваемости, так как… испытывала затруднения при чтении». Родители подключили психолога, сами стали уделять ей больше времени и в итоге Лупан преодолела школьные трудности. А какая мама не желает защитить детей от сложностей, которые выпали на ее долю?

Сесиль всем сердцем любит дочек и приходит к мысли: «Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, ее почувствуют)?»

Лупан самозабвенно погружается в воспитание детей. Результат ее наблюдений за малышками, их результаты в освоении разработанных Сесиль программ обучения логике, счету, чтению, плаванию она описала в своей книге.

Популярность методики Сесиль Лупан среди родителей объясняется тем, что она написана простым доступным языком, подкупает душевностью автора, живыми примерами, искренней верой в эффективность раннего развития детей.

Основные постулаты методики

Книга Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» состоит из двух частей: «Жизнь в семье - самое увлекательное из приключений» и «Практическое руководство». В ней подробно рассматривается развитие малышей в первый год жизни, физическое развитие детей, методика обучения чтению, логике, счету, науке и искусству. При этом, в отличие от методики Глена Домана, здесь уделяется большое внимание индивидуальным особенностям ребенка, его душе и сердцу.

1. Поддерживать возникающий интерес ребенка.

2. Заниматься с рождения плаванием, «проныриванием».

3. Каждый день петь ребенку песенки, гулять, делать массаж, гимнастику, вместе смотреть книжки с картинками, обучающие карточки.

4. Уделять огромное внимание физическому развитию малыша в первый год его жизни, что будет способствовать в будущем высокому уровню развития его интеллекта.

Сесиль Лупан. Что родители должны знать о ребенке?

Ребенок должен видеть интерес взрослого к нему и его желание к совместным занятиям. При этом «необходимо почаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами».

Но уж если родители находятся с детьми, то должны использовать с максимальной пользой время, проводить его ярко, эмоционально, насыщенно. Они должны поощрять любые усилия детей, радоваться любым их успехам. Поддерживать детскую любознательность новизной, не проверять своего ребенка.

Сесиль Лупан убеждена, что ребенок больше всего любит учиться «даже больше, чем есть конфеты». Однако для детей учение - это игра. Для того чтобы интерес к обучению не угас, нужно вовремя прекращать игру, прежде чем ребенок устанет от нее.

Важно, чтобы малыш оставался «не докормлен» и уходил из-за «стола знаний» с ощущением «голода», чтобы ему хотелось «еще».

У детей нужно воспитывать уверенность в собственных силах, для этого не нужно форсировать события (развивать у ребенка то, что еще не созрело) и обязательно заканчивать занятия с малышом тем элементом, который ему хорошо удается.

Главный совет, который дает Сесиль Лупан родителям, чтобы открыть для себя как можно раньше удивительный мир детства своего ребенка, - это видеть в нем личность.

«Тот, кто с самого рождения своего младенца смотрит на него как на уже сложившееся человеческое существо, а не как на личинку, много и четко разговаривает с ним, знакомит его с окружающим миром, объясняет все, что случайно проходит перед его взором; тот, кто относится к своему ребенку с уважением, поощряет его малейшее усилие, радуется самым незначительным успехам, побуждает малыша задавать вопросы и с энтузиазмом отвечает на них, - такой человек уже сделал главное. Очень важно понять это, прежде чем идти дальше…»

Системное заключение

Методика Сесиль Лупан - попытка индивидуализировать методику Глена Домана для своих дочек. Ее практическое руководство, разработанные приемы обучения и развития детей от рождения до школы чтению, логике, счету, истории, искусству интересны в качестве изучения родительского опыта.

Между тем сама Сесиль говорит о том, что ее книга всего лишь рекомендации, а не точная инструкция к действию. Каждый родитель должен сам выбрать те методы, которые он будет использовать при воспитании собственного чада, учитывая его индивидуальные особенности.

Если убрать главы про плавание в младенческом возрасте, то, по большому счету, советы Сесиль мало чем отличаются от рекомендаций советских педагогов о воспитании дошкольников.

Следует иметь в виду, что Сесиль Лупан - развитая (о чем свидетельствует и ее профессия актрисы), поэтому она воспринимает процесс воспитания ребенка через призму собственных желаний, потребностей. Так, большое внимание уделяется развитию гибкости у малыша. Однако не все дети от рождения обладают подобными свойствами, чтобы их развивать. Развивать то, чего нет от природы, - большое заблуждение.

К примеру, не наделены подвижностью, грациозностью, гибкостью, зато они усидчивы, старательны, основательны.

В методике Лупан достаточно много упражнений, направленных на развитие тактильного восприятия и зрения, что тоже подходит не для всех детей. Это , наделенные чувствительной и нежной кожей, радуются новым тактильным ощущениям, поглаживаниям, массажам, а анальные любят различные «обнимашки». Зрительные малыши получают удовольствие от красивых картинок, красивых вещей, которые их окружают. Для развития врожденных свойств им важны яркие краски и новые впечатления. Звуковые же дети останутся равнодушны к подобным занятиям на развитие зрительного восприятия, для них значимо совсем другое.

Верным постулатом в данной методике является понимание Лупан значимости воздействия на ребенка через нехватку. Мы все стремимся наполнить наши нехватки. Правильное развитие ребенка включает в себя правильное формирование у него нехваток. Например, читая книгу анально-зрительному ребенку, родители как бы случайно отвлекаются (важные срочные дела), не дочитывают ее до конца, тем самым формируя у него желание самому научиться читать и дочитывать интересные истории самостоятельно.

Болевыми точками методики Сесиль является то, что она не имеет точных знаний для того, чтобы дифференцировать детей по их врожденным особенностям. Она полагается на свою наблюдательность, которая, как известно, не всегда работает и, более того, у некоторых мам ее вовсе нет.

Кроме того, очень часто родители, выбирая раннее развитие ребенка, ставят перед собой цели «воспитать не быдло», «вложить по максимуму знания в раннем возрасте, чтобы обеспечить успех в будущем», «воплотить свои мечты в жизнь». Сам же ребенок, его желания, его потребности остаются при этом на заднем плане.

Выбор методики раннего развития, содержание и частота упражнений - все это отдается на откуп родителям. А они только догадываются об особенностях ребенка, действуют на ощупь в таком серьезном деле как воспитание. Гадают на кофейной гуще. Играют в рулетку с судьбой собственного чада.

Верно заметил Жак Дежарден: «Вы учите не тому, что вы сами знаете, - вы учите тому, что вы сами собой представляете».

Необходимо отметить, что, как и в большинстве методик раннего развития, в методике Сесиль Лупан не делается акцент на социализацию как главную задачу дошкольников. Если посмотреть на режим для дочек Сесиль, очевидно, что три часа в день, начиная с четвертого года жизни, слишком мало для пребывания ребенка в детском саду. Малыш не успевает за это время проранжироваться в детском коллективе, т. е. понять свое место в обществе, свою роль, свою ценность, не участвует в стихийных детских играх, где проигрываются различные социальные роли.

Таким образом, перекос в сторону интеллектуального развития негативно сказывается на выработке социальных навыков общения, опыта взаимодействия в коллективе. В итоге мы получаем одаренного ребенка с широким кругозором, умеющего читать, писать, считать, плавать, но не умеющего выстраивать отношения со сверстниками.

Нередко юный вундеркинд, наслушавшись педагогов и родителей, смотрит на других детей свысока, что не способствует его принятию в коллектив. Участь изгоя, интеллектуального неадаптанта - вот о чем забывают порой родители! - та крайность, которая может стать реальностью, если в приоритете воспитания маленького ребенка будет лежать не социализация как насущная задача данного возраста, а развитие интеллектуальных способностей.

Итак, когда речь идет о методике раннего развития Сесиль Лупан, то нужно быть осторожными. И дело не в том, что надо «сохранить малюткам детство», не в том, что дочери Сесиль не стали нобелевскими лауреатами, а в том, чтобы уметь отделить зерна от плевел.

Родителям, во-первых, необходимо понимать врожденные особенности своего ребенка, чтобы выбрать содержание нужных ему упражнений, чтобы не пытаться «вылепить» из утки орла - все равно, как известно, вырастет несчастная утка.

Использовать конкретные упражнения из методики Сесиль можно эффективно, если знать врожденные свойства своего ребенка. Тогда вы не будете греметь кастрюлями над звуковым ребенком, «развивая его слух» (он любит тишину), не будете фактором новизны пугать анального ребенка, как и не давать ему доделать до конца начатое дело (анальные люди обладают ригидной психикой, трудно приспосабливаются к переменам, все новое вызывает у них стресс).

Каждый ребенок, безусловно, индивидуальность и заслуживает индивидуального подхода. И лучше действовать не наобум и не слепо копируя чужой (пусть и успешный опыт) а основываясь на данных современной психологии.

Во-вторых, родители должны знать актуальные задачи для каждого этапа взросления ребенка. Всему свое время, и важно не опоздать, вовремя создавать условия для удовлетворения насущных потребностей детей.

Общение со взрослыми решает многие задачи, особенно благотворно сказывается на умственных способностях ребенка, обогащает словарный запас, позволяет раньше научиться читать, развивает логику, дает знания об окружающем мире, но более важно в возрасте от трех лет общение со сверстниками.

Только понимание природных свойств ребенка, умение правильно формировать нехватки для развития малыша, знание возрастных особенностей и задач поможет родителям вырастить его Человеком, причем Счастливым.

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: