Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется











Пояснение 1) художественного Художественное познание основывается не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить в литературе, музыке, живописи, скульптуре тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы.











Пояснение 2) неполное Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.











Пояснение 2) является исчерпывающим знанием о предмете По определению, абсолютная истина это исчерпывающее знание, соответствующее объективной реальности. Она не может добываться только научным путем, ибо существует так же обыденное, художественное, социальное, философское познания. И относительная и абсолютная истины требуют усилия для своего понимания. Объективное знание - это сочетание относительной и абсолютной истин.









































Пояснение 1) имеет определённые ограничения Относительная истина это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.


Относительная истина, в отличие от абсолютной 1) является продуктом познавательной деятельности человека 2) включает в себя только эмпирически проверенные данные 3) отличается теоретической обоснованностью и доказательностью 4) представляет собой неполное достоверное знание


Пояснение 4) представляет собой неполное достоверное знание Абсолютная истина источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. Относительная истина философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.


Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно- экспериментальным путем? 1) моделирование при помощи компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля 2) определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды 3) разработка философами футурологами теории глобального управления современным миром 4) выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках


Пояснение 2) определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции.





Пояснение 3) достоверное, но неполное Относительная истина философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью, относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.





Пояснение 3) житейское Житейское, обыденное познание (знание) фиксирует внешние свойства объектов, не проникая в их сущность; констатирует как протекает то или иное событие. Строится на личном жизненном опыте. Художественное познание (знание) - это целостное, образное, эмоциональное познание, которое очень индивидуально и оригинально. Познаваемые явления воспринимаются как целостный чувственный образ. Характерно для творческих людей, произведений искусства. Научное познание заключается в стремлении к адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. В отличие от обыденного старается проникнуть в сущность явлений, установить причинно-следственные связи. Использует специальные инструменты. Таким образом, со здравым смыслом, по­вседневной практикой связано житейское знание.


Относительная истина отличается от заблуждения тем, что она 1) может быть получена эмпирическим путем 2) не противоречит предыдущим знаниям о познаваемом объекте 3) представляет собой достоверное знание об объекте 4) совпадает с моральными нормами, устоявшимися в обществе


Пояснение 3) представляет собой достоверное знание об объекте Относительная истина - неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества. Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.


Относительная истина отличается от истины абсолютной тем, что 1) она объективна, не зависит от воли и желаний участвующих в познавательной деятельности субъектов 2) в её достижении применяются специальные научные методы и эксперименты 3) она соответствует познаваемым предметам и явлениям природного и социального миров 4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть


Пояснение 4) её выводы могут быть дополнены новыми данными, часть положений может устареть Относительная истина неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, которой обуславливает способы получения этого знания. Абсолютная истина и счерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе. Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены.











Пояснение 2) исчерпывающее знание о предмете Абсолютная истина - исчерпывающее знание о предмете или процессе, которое никогда не может быть пересмотрено, опровергнуто. Относительная истина - неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания.





Пояснение 3) обобщение полученных данных Существует два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне познающий субъект занят наблюдением явлений благодаря чувственным способностям, фиксируемые в качестве факта. Методы используемые на этом уровне: наблюдение, эксперимент, измерение, описание. На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.














Используемая литература

Контрольная работа по теме: «Научное познание» 10 класса. Вариант 1. Часть А.

1.Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека называется:

2 . Полное, исчерпывающее знание называется:

Б. Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания.

4. Основной метод философского познания является:

а) научное исследование; б) религия; в) искусство; г) теоретическое мышление.

5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог «Государство», автором которого является: а) Гомер; б) Платон; в) Аристотель; г) Геродот.

6.Верны ли суждения о познании:

А. Это совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Б. Ложные знания являются издержками процесса познания.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:

а) дает истинные знания о предмете; б) опирается на ощущения;

в) расширяет представления о мире; г) использует логические умозаключения.

8. Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы рационального познания»:

а) понятия; б) _____________; в) умозаключения.

9. Верны ли суждения об истине:

А. Существуют вечные, неизменные истины

Б. Основным критерием истинности является практика

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

10. Верны ли суждения о неорганической модернизации:

А. Такая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени - с политики.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

11. Термин «четвертый мир» характеризует группу стран:

а) Западной Европы, Северной Америки, Японии;

б) Латинской Америки и Африки; в) Бразилия, Болгария, Польша и др.

12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих строение общества?

а) история; б) экономика; в) социология; г) антропология.

Часть В 1. Установите соответствие:

А) научное

2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная

Б) обыденное

3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны

В) художественное

4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания». Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

3. Установите соответствие видов знания и их характеристик.

ВИДЫ ЗНАНИЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А. повседневный опыт

Б. теоретические знания

В . народная мудрость

Г. искусство

1. обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок

2. законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему

3. побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца

4. отражение действительности в художественных образах

Ответ:

А

Б

В

Г

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: __________________________

Часть С

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина» (определение)?

Составьте 2 предложения:

  • одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;

    одно предложение, раскрывающее взаимосвязь

    абсолютной и относительной истины.

    Контрольная работа по теме: «Научное познание». 10 класса. Вариант 2. Часть А.

    1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется:

    а) истина; б) сознание; в) мнение; г) познание.

    2 . Полное, исчерпывающее знание о действительности, которое нельзя опровергнуть, называется:

    а) относительной истиной; б) абсолютной истиной; в) объективной истиной; г) теорией.

    3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

    А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

    Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    4.Высшей формой теоретического познания является:

    А) философия; б) религия; в) искусство; г) обществознание.

    5. Первым трактатом по экономике считается «Исследование о природе и причинах богатства народов», автором которого является:

    а) Джон Локк; б) Адам Смит; в) Аристотель; г) Платон.

    6. Верны ли суждения о познании:

    А.Цель познания - приобретение любых знаний об окружающем мире

    Б.Ложные знания являются издержками процесса познания

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    7. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:

    а) непосредственное восприятие предмета; б) систематизация информации;

    в) классификация полученных данных; г) формирование понятий.

    8.Вставь слово, пропущенное в схеме «Формы чувственного познания»:

    а) ощущение; б) _____________________; в) представление

    9. Верны ли суждения о дедукции:

    А. Дедуктивный метод является основным методом построения и обоснования научных теорий.

    Б.Это логический переход от частного к общему, результат которого имеет вероятностный характер.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    10. Верны ли суждения об органической модернизации:

    А. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания.

    Б. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.

    а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

    11. Термин «третий мир» характеризует группу стран:

    а) Западной Европы, Северной Америки, Японии; б) Латинской Америки и Африки;

    в) Бразилия, Болгария,Польша и др.

    12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?

    а) философская антропология; б) экономика; в) социология; г) социальная психология.

    Часть В 1.Установите соответствие:

    Метод научного познания

    Уровень научного познания

    А) эксперимент

    1.Теоретический

    Б) математическое моделирование

    В) наблюдение

    2.Эмпирический

    Г) анализ

    2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание». Закономерность, примета, объективность, синтез, исследование.

    Найдите и зачеркните термин, «выпадающий» из общего ряда.

    3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью.

    СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ

    ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

    А. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов.

    Б. образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    В. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.

    Г. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

    1. представление

    2. понятие

    3. суждение

    4. восприятие

    Ответ:

    А

    Б

    В

    Г

    4. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

    Ответ: ________________________

    Часть С.

    1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание» (определение) ?

    Составьте 2 предложения, которые содержат информацию о познании.

    Ключи по теме «Научное познание» 10 класс

    Ответы к тесту: часть А Вариант 1.

    Часть В

    1. 1-в; 2-б; 3-а; 4-а.

    2. гипотеза

    3. 3214

    4.абсолютность

    Часть С

    1. Истина - достоверное знание, соответствующее предмету познания.
    1)
    Абсолютная истина - раз и навсегда установленное знание, соответствующее предмету познания.
    2) С течением времени относительная истина может стать абсолютной с помощью теорий, доказательств.

    Истина - это содержание знания, которое правильно откроет действительность. Различаются абсолют нулю и отрицательную истину. Все знания, которыми обладает человечество можно отнести к относительной истине.

    Ответы к тесту: часть А Вариант 2

    1-г

    2-б

    3-а

    4-а

    5-б

    6-в

    7-а

    8-восприятие

    9-а

    10-в

    11-в

    12-б

    Часть В

    1. 1- б, г 2- а,в

    2. примета

    3. 2134

    4. понятие

    Часть С.

    Познание - это процесс приобретения новых знаний.
    1)
    Познание бывает научное, социальное и самопознание.
    2) Научное
    познание подразделяется на эмпирический и теоретический уровни
    1) Ученые выделяют следующие
    виды познания :
    - Научное
    - Чувственное
    - Ненаучное
    2) Достичь познания можно несколькими способами:
    Рациональным познанием
    - оно основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
    Чувственным познанием
    - оно опирается на образы, возникшие в сознании человека,5 основных чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Должность: Зам директора по УВР, учитель обществознания

Учреждение: МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23

Населенный пункт: д. Дергаево, Раменский район, Московская область

Тема: Контрольная работа по теме "Познание" 10 класс профиль


Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 1 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) научное познание 2) системность знания 3) опора на эксперименты 4) рационалистические доводы 5) объективность 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Запишите эти слова (словосочетания). 1. ощущение 2.восприятие 3.гипотеза 4.представление 5.практика 6.суждение 7.понятие 4. Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны. 1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий 3) образность и оригинальность отражения объективной реальности 4) стремление к достоверному, истинному знанию 5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин 5. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ФУНКЦИИ НАУКИ A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата 1) производственная 2) прогностическая Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.) 1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества 2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств 3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей 5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Современная наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом, выполняет функцию производительной силы общества. (Б) Российская наука находится в состоянии кризиса. (В) Падение авторитета отечественной науки, низкий уровень её финансирования, разрыв связи науки с производством, утечка идей и технологий, падение престижа научного труда и ощутимый уход среди учёных в другие сферы - вот далеко не полный перечень кризисных явлений. (Г) Однако, оптимисты отмечают такие бесспорные позитивные изменения, как деидеологизация, интеграция в мировую науку, рост численности научных учреждений, увеличение количества докторских и кандидатских диссертаций. (Д) Российское правительство, понимая актуальность и необходимость развития отечественной науки, разрабатывает целевые программы и вкладывает дополнительные ресурсы в развитие отрасли, например строительство инновационного центра «Сколково». Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___________ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___________ (Б) на основе неоспоримых ___________ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. 1) факты 2) ошибка 3) психика 4) выводы 5) науки 6) контакты 7) возврат 8) личность 9) история A Б В Г Д Е 9. Учёные на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и 10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности?» Ответы учащихся приведены в таблице. Варианты ответа учащихся % отвечающих 5 класс 10 класс Больше узнать о мире 60 13 Успешнее общаться с окружающими людьми 12 8 Радовать родителей своими достижениями 20 7 Поступить в престижный вуз 8 72 Проанализируйте данные опросов и выберите верное утверждение. 1) Мало кто из пятиклассников, в сравнении с учениками 10 класса, рассматривает образование как способ познания мира. 2) В 5 классе больший, чем в 10 классе, процент учащихся стремится учиться, чтобы успешнее общаться с окружающими. 3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении с 5 классом. 4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учёбы является продолжение образования. 10. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется 1) критерием истины 2) объективной истиной 3) относительной истиной 4) абсолютной истиной 11. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях. Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских. Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.  Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта... Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом... При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры». Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации. И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов) 1.1.Какие два определения познания дают авторы? 1.2. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют? 1.3. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них. 1.4.В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах эмпирического познания, и одно предложение, раскрывающее сущность рационального познания. 3. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 2 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в таблице. МЕТОД ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Наблюдение Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности Выдвижение... Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории 2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения 3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Запишите эти слова (словосочетания). 1.гипотеза 2.эксперимент 3.доказательность 4.рациональность 5.чувственность 6.теория 7.концепции 8.субъективность 4. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) использование понятий 2) логическое выведение умозаключений 3) экспериментальное подтверждение результатов 4) открытость рациональной критике любого положения 5) опора на данные опыта чувственного познания 5. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОПЕРАЦИИ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся 1) чувственное 2) логическое Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.) 1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства. 2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным. 3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития. 4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития. 5) Все более очевидной становится ее социальная функция. 6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых. 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Важнейшим ресурсом нашего общества является гуманитарное образование. (Б) Гуманитаризация образования предполагает усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин. (В) Из сотен российских негосударственных вузов, предоставляющих образовательные услуги, 97% готовят политологов, юристов, экономистов, психологов и других специалистов гуманитарного профиля. (Г) А в западноевропейских странах особое внимание уделяется подготовке специалистов в области биотехнологий, биоэтики, медицины. (Д) Данная тенденция отражает особенности исторического развития нашей страны и имеет негативные последствия для общего развития российской науки на ближайшее десятилетие. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) информация 2) познание 3) наблюдатель 4) средства 5) методы 6) истина 7) наблюдение 8) внимание 9) объекты A Б В Г Д Е 9. Учёные опросили 25-летних и 60-летних жителей России. Им задавали вопрос: «Природа или общество определяют, по вашему мнению, способности человека?» Результаты опроса (в процентах от общего числа участников) представлены в гистограмме. Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение. 1) Доля опрошенных, считающих, что способности определяются природой, с возрастом уменьшается. 2) Около трети опрошенных в обеих группах затруднились ответить на вопрос. 3) Процент людей, уверенных, что окружение определяет способности человека, с возрастом уменьшается. 4) Около четверти опрошенных в обеих группах считают, что природные задатки могут быть не востребо ваны человеком. 10. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции? 1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ 11. Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности? А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта. Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Наука и научное познание. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука - это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования. Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления. Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом (Спиркин А.Г.) 1.1.Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса. 1.2. Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет). 1.3.Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований 1.4 .Автор пишет об интеграции научного знания, сближении между собою методов исследования в разных областях знания, подчеркивая, что «теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом». Только ли интеграция характерна для современной науки? Сформулируйте свою точку зрения и приведите два аргумента в ее обоснование 2 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины. 3. Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля. О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 3 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. Рациональное Виды познания 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) знания 2) теории 3) легенды 4) мифы 5) гипотезы 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Запишите эти слова (словосочетания). 1.научные истины 2.народная мудрость 3.мифология 4.гипотеза 5.заблуждение 6.эксперимент 4. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания 1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна 2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов. 3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики. 4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал. 5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком. 5. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ВИДЫ ПОЗНАНИЯ A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность 1) мифологическое 2) научное Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д 6. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых? 1) версия опровергала положения, принятые в науке 2) выводы членов клуба не имели логических обоснований 3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения 4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств 5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба 6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет - незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) В то же время Интернет - самый важный источник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.). Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г). После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Список терминов: 1) мотив 2) деятельность 3) понятие 4) память 5) воздействие 6) ощущение 7) представление 8) суждение 9) восприятие В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 9. В стране Ф. был проведен опрос социологической службой. Участвующим в опросе гражданам 20–25 лет и 40–50 лет было предложено выбрать продолжение фразы: «В качестве нравственного примера я выбрал(а) бы человека, который …» Были получены следующие результаты (в %): Вариант продолжения фразы Выбор 20–25-тилетних Выбор 40–50-тилетних делает добро другим людям 35 42 уважает себя и всегда верен своим принципам 25 20 может поступиться принципами ради положения в обществе 22 18 способен делать вид, что он в хорошем расположении духа несмотря ни на что 18 20 Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы? 1) И молодежь, и представители старшего возраста считают нравственным примером нонконформное поведение. 2) Конформизм и приспособленчество на лидирующих позициях в ответах молодежи. 3) Молодое поколение, как более прагматичное, в меньшей степени склонно к альтруизму, чем люди старшего возраста. 4) Большинство опрошенных респондентов старшего возраста видят в качестве примера людей, находящихся в добром расположении духа. 10. Относительная истина - это знание 1) ложное 2) неполное 3) непроверенное 4) необоснованное 11. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания? А. Выводы, сделанные на основе повседневного опыта, бывают недостаточно доказательными. Б. Научное познание предполагает проверку и перепроверку истинности получаемых выводов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1 Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира. Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...) Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...) Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...) Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень. (И. Земан.) 1.1. Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен? 1.2. Как автор характеризует метафизический и диалектический способы мышления? 1.3. Какой пример, свидетельствующий об объединении наук, приводит автор? С опорой на знания курса, сообщения СМИ и социальный опыт приведите два собственных примера сближения наук. 1.4. Автор пишет о создании машин для обработки информации, которые помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки. О переходе к какому типу общества свидетельствует данный факт? Укажите любые три специфические характеристики общества данного типа. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее особенности обыденного познания. 3. Известный конструктор железнодорожных мостов Брант долго искал решение задачи - перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брантом. Итоговая работа по теме «Познание» Вариант 4 Часть 1 1. Запишите слово, пропущенное в схеме. 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) наблюдение 2) эксперимент 3) метод познания 4) анкетирование 5) интервьюирование 3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Запишите эти слова (словосочетания). 1.умозаключение 2.ощущение 3.представление 4.суждение 5.планирование 6.описание 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) проведение контрольных измерений 2) выдвижение и обоснование гипотез 3) создание логической модели изучаемого объекта 4) описание изучаемых явлений 5) проведение научного эксперимента 6) объяснение существующих взаимосвязей 5. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИЗНАКИ ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация 1) искусство 2) наука Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: A Б В Г Д Е 6. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться? 1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости 2) сбор статистических данных путём анкетирования 3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей 4) описание случаев социальной дифференциации населения 5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов 6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости 7. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. (А) В стране Z в производство внедряются наукоёмкие технологии. (Б) Это неопровержимо свидетельствует о формировании информационного общества в стране Z. (В) Учёные считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к информационным технологиям, обеспечит автоматизацию обработки информации в производственной и социальной сферах. (Г) Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. (Д) Это позволит в будущем избавить людей от рутинной работы, освободить им время для удовлетворения духовных потребностей. Определите, какие положения текста имеют 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений 3) характер теоретических утверждений A Б В Г Д 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков. «Субъектами познания являются как отдельный человек, так и всё общество. В процессе своей познавательной деятельности человек получает _________(А) об окружающем мире и о себе. Результаты _________(Б) окружающего мира и самого человека, полученные в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира, составляют знания. Они определяются _________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует _________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями учёных вырабатывается _________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и _________(Е) знания». Список терминов: 1) мышление 2) истина 3) практическое 4) гуманитарное 5) научное знание 6) познание 7) информация 8) обыденное (житейское) знание 9) потребности Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 9. Социологические службы страны Н. провели опрос среди различных групп населения. Респондентам задавался вопрос: «От чего, на ваш взгляд, в наибольшей степени зависит формирование духовной культуры личности?» В результате обработки анкет были получены данные, представленные на диаграмме (в %): Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? 1) Воздействие на формирование духовных качеств личности в минимальной степени оказывает государство, церковь и книги. 2) Наименьшее влияние на духовное становление личности оказывает школа и учителя. 3) Роль семьи и дворовой компании, друзей на духовные качества личности примерно равна. 4) Телевидение, кино и сериалы менее значимы в становлении духовности, чем художественная литература. 10. Абсолютная истина, в отличие от относительной 1) добывается только научным путем 2) является исчерпывающим знанием о предмете 3) требует усилий для своего понимания 4) содержит объективное знание о предмете 11. Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности. Б. Социальное познание отличается от естествознания преимущественно индивидуальным характером познавательной деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Часть 2 1. Прочитайте текст и выполните задания 1-4 Кто-то из крупных физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный счёт. Этот смешной ответ в целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово «любознательность». Конечно, современная наука - это сложнейшая институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире, в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным, поскольку познание - чрезвычайно сложная форма отношения человека к миру, которая не сводится к науке. Дело в том, что наука - далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания. Начнем с банальностей. Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых навыков и умений. Поэтому никому не придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий. И всё же, характеризуя науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый шаг к пониманию этого явления. Знание становится научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира. Наука стремится раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки, может лишь исказить подлинную картину вещей - и в этом случае наука станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является поиск истин - таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и заблуждения - такова главная идея науки. (по К. Х. Момджяну) 1.1.Приведите содержащиеся в тексте четыре авторских определения понятия «наука». 1.2. На основании текста назовите три особенности науки как вида познания. 1.3.Автор пишет, что наука - далеко не единственный источник необходимых нам знаний. Используя знания, полученные из курса, назовите три любых других вида познания, приведите примеры каждого из них. 1.4.Автор утверждает, что способом существования науки является поиск таких знаний, содержание которых «защищено» от присущей человеку свободы воли. Используя текст и знание обществоведческого курса, дайте объяснение авторскому утверждению. Приведите два аргумента в его подтверждение. 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любой особенности социального познания, и одно предложение называющее науки, занимающиеся социальным познанием 3. Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

2)Только в состав научного знания входят 1.установленные факты 2.экспериментально обоснованные выводы 3.логические

умозаключения

4.результаты наблюдений

3)Что является примером научного познания

3.делу время-потехе час

4.утро вечера мудренее

4)Какой из перечисленных примеров относится к научным знаниям

1.Мифы о героях

3.Наблюдение:при удалении размеры предмета уменьшаются

4.теория относительности

5)Рациональное познание,в отличие от чувственного

1.обновляет знания об окружающем мире.

2.формирует наглядный образ придмета

3.осуществляется в форме ощущений,восприятия в представлений

4.использует логические умозаключения

6)Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям

1.закон падающего бутерброда

2.закон стоимости

3.закон фотоэффекта

4.закон спроса

7)Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

1.отвлеченных понятий

2.художественных образов

3.научных приборов

4.абстрактных моделей.

8)Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

А.Опыт повседневной жизни-это один из способов в познания мира.

Б.И научным знаниям,и знаниям,полученным в повседневной жизни,свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1.верно только А

2.верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны

9)Верны ли суждения об истене

А.Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б.Относительная истина-это полное,неизменненое знание.

1.верно только А

2.верно только Б

3.верны два суждения

4.оба суждения не верны

10)В каких из трех форм проявляется Рациональное познание

1.ощущение,восприятиепредставление

2.понятие,представление,заключение

3.понятие суждение,умозаключение

4.представление,суждение,ощущение.

11)Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстируйте каждое примерами.

12)познание в отличие от общения

1.является проявлением человеческой активности

2.допускает использование речи

3.способствует развитию личности

4.может быть индивиндуальным.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: