Социологические службы страны z провели опрос. Выбор позиций из списка

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "СОЦИОЛОГИЯ"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы семьи

Характеристика

Многопоколенная

Состоит из нескольких поколений родственников

Состоит из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних

Ответ:__________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) традиции; 2) обычаи; 3) социальные нормы; 4) нормы морали; 5) законы.

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры;

6) социальные установки.

4. Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

Ответ:__________.

5. Выберите верные суждения об отличиях молодежи от других социальных

групп и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Молодежь отличается от других групп социальной активностью.

2. Перед молодежью стоит задача профессионального самоопределения.

3. В отличие от других социальных групп, жизнедеятельность молодежи целенаправленна.

4. К особенностям социального положения молодежи относится высокий уровень мобильности.

5. Молодежь как социальная группа отличается активным поиском своего места в жизни.

Ответ:__________.

6. «За счет каких источников Вы рассчитываете улучшить материальное положение своей семьи?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2011, 2013 и 2014 годах. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных.

Отдельные результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Заработная плата от основной работы по найму

Заработная плата от дополнительной работы по найму (по совместительству, контракту и т.п.)

Заработок от работы без официального оформления

Пенсии (по старости, инвалидности и т.п.)

Доход от частного предпринимательства, бизнеса

Денежная помощь родственников и друзей

Затрудняюсь ответить

1. Равное количество опрошенных планируют увеличить свои доходы за счет зарплаты на дополнительной работе по найму и на работе без официального оформления.

2. Главным источником улучшения материального положения традиционно остается заработная плата на основной работе.

3. Доля опрошенных, ожидающих улучшения материального положения за счет получения различных видов пенсии, за последний год выросла в три раза.

4. Опрошенные реже ожидают доходов от частного бизнеса, чем помощи от друзей и родственников.

5. Не смогло определиться с ответом больше опрошенных, чем в прошлые годы.

Ответ:__________.

7. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная группа представляет собой объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак.

2. Созданию групп способствует осознание того факта, что при объединении можно достичь большего результата, чем при индивидуальном действии.

3. Социальные группы основаны на специфике врожденных свойств людей.

4. В деятельности социальных групп люди удовлетворяют свои биологические потребности.

5. Созданию групп способствуют сходные интересы и цели людей.

Ответ:__________.

8. «Как, по вашему мнению, изменится материальное положение Вашей семьи в ближайший год?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе исследований, проведенных ВЦИОМ в 2009, 2013 и 2014 годах. Результаты этих исследований приведены в таблице (в %).

Скорее улучшится

Останется неизменным

Скорее ухудшится

Затрудняюсь ответить

Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Большинство опрошенных считает, что их материальное положение не изменится.

2. Доля опрошенных, считающих, что их материальное положение улучшится, неуклонно увеличивается.

3. Доля опрошенных, ожидающих ухудшения своего материального положения, в течение пяти лет постоянно сокращается.

4. В течение двух последних лет в вопросе улучшения материального положения значительно больше респондентов-скептиков, чем оптимистов.

5. Число респондентов, надеющихся на стабильность собственного материального положения, за пять лет выросло более чем на 10%.

Ответ:__________.

9. Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В любом обществе социальный контроль держится на неписаных правилах, передаваемых из поколения в поколение.

2. Социальный контроль обеспечивает следование социальным нормам.

3. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка посредством применения социальных санкций.

4. Социальный контроль представляет собой совокупность средств и методов социального воздействия.

5. Социальный контроль всегда обеспечивается внешним воздействием на человека.

Ответ:__________.

10. В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

Ответ:__________.

11. Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Ответ:__________.

12. «Для каких целей Вы (Ваша семья) делаете сбережения или стали бы делать, если бы у Вас была возможность?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведенного ВЦИОМ в 2014 году. Каждый опрошенный мог выбрать не более трех ответов из числа предложенных. Основные результаты опроса приведены в диаграмме (в %).


Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Копить деньги опрошенные предпочитают в первую очередь на «черный день».

2. Более четверти опрошенных склонны копить деньги на покупку квартиры или дома.

3. Оплата образования является стимулом откладывания денег для четверти опрошенных.

4. Желающих копить деньги на землю или дачу больше, чем на дорогие вещи.

5. Сторонников откладывать средства на отдых и развлечения больше, чем предпочитающих собирать деньги на лечение.

Ответ:__________.

13.Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.

2. Социальная мобильность выражается в стремлении человека изменить свое общественное положение.

3. Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.

4. Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.

5. Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.

Ответ:__________.

14. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?»

Полученные результаты представлены в виде гистограммы.


Какие выводы можно сделать на основании данных гистограммы? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. С возрастом понимание значения создания семьи уже в молодые годы возрастает.

2. Опрошенные в возрасте 25-39 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в свое удовольствие, и сделать карьеру.

3. Главным приоритетом молодежи является успешное продвижение по социальной и служебной лестнице.

4. Респонденты в возрасте 40-54 лет считают, что сделать карьеру в молодости важнее, чем создать семью.

5. Среди тех, кто считает, что в молодости главное пожить в свое удовольствие, больше всего представителей средних поколений.

Ответ:__________.

15. Выберите верные суждения о молодежи как социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для молодежи характерна собственная субкультура.

2. Молодежь как социальная группа выделяется на основе возрастного критерия.

3. Большинству молодых присущ более высокий социальный статус, чем людям зрелого возраста.

4. В отличие от подростков ведущей деятельностью молодых является познание.

5. Молодежи свойственно стремление к социальному самоопределению.

16. В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Жить не хуже, чем большинству семей в моем городе (поселке)

Жить лучше

Жить по стандартам развитых стран

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Ответ:__________.

17. Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.

2. Доиндустриальное общество было социально однородным.

3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.

4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.

5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

Ответ:__________.

18. Один из вопросов анкеты социологов звучал так: «Каков, по-вашему, наиболее эффективный способ разрешения социальных конфликтов?» Распределение ответов представлено в графической форме.


1. Большинство опрошенных не склонно безоговорочно принимать в конфликте требования другой стороны.

2. Почти четверть опрошенных считает правильным сохранять конфликтное противостояние в любой форме.

3. Взаимное снятие претензий сторон друг к другу поддерживает меньше опрошенных по сравнению с теми, кто готов к длительному противостоянию.

4. Привлечение третьей стороны в споре считается более предпочтительным, чем продолжение противостояния.

5. Около половины опрошенных считают, что для разрешения конфликта сторонам нужно снять взаимные претензии.

Ответ:__________.

19. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Ответ:__________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование.Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человекаи ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

21. Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?

22. Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

24. Государство контролирует некоторые аспекты социализации индивидов. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения этого факта.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности.

26. Назовите любые три разновидности социальных норм и проиллюстрируйте каждую из них примером.

27. Надежда отказалась помочь подруге в уходе за заболевшей матерью, сославшись на занятость учебой. При этом многие видели ее в эти дни в развлекательном клубе и на дискотеке. Друзья, обвинив Надежду в обмане и непорядочности, отказались от общения с ней. Какой социальный процесс отразился в этой ситуации? Укажите вид социальных норм, ставших его основой. Определите вид (тип) примененных социальных санкций.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и их функции». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. нуклеарная

20. 983754

21. 1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

22. 1) ответ на первый вопрос : биологические возможности человека и ограничения, обусловленные культурой;

2) ответ на второй вопрос : ожидания, изменение поведения, стремление к конформизму.

23. 1) ответ на вопрос : в процессе социализации у индивида формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения его социальных ролей;

2) социальные роли и соответствующие примеры, допустим:

Ученик (например, первоклассник учится читать и писать, усваивает школьные требования дисциплины; всё это в дальнейшем поможет ему в обучении на разных уровнях общего и профессионального образования);

Член семьи (например, родители учат ребёнка элементарным приёмам самообслуживания в быту; на этой основе в будущем увеличится участие ребёнка в выполнении работ по дому и ведении домашнего хозяйства). Могут быть названы другие социальные роли подростка, приведены иные примеры

24. 1) государство заинтересовано в формировании гражданских ценностей, определённой политической культуры граждан;

2) государство заинтересовано в поддержании правопорядка и развитии правосознания граждан;

3) государство осуществляет определенные расходы на образование и культуру и заинтересовано в эффективном расходовании вложенных средств;

4) государство заинтересовано в нормальном функционировании рынка труда, потому что оно расставляет определенные приоритеты в развитии профессионального образования.

25. 1) смысл понятия, например: «изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре общества»; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о каналах социальной мобильности, опирающейся на знания курса, например: «К каналам социальной мобильности относят образование, службу в армии, брак, духовную службу и др.»;

3) одно предложение, раскрывающее особенности вертикальной социальной мобильности, например: «Это такое изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса».

26. 1) названы три вида социальных норм, например:

Нормы морали;

Нормы права;

Традиции и обычаи.

2) каждая из норм проиллюстрирована примером, допустим:

Уважение к старшим, забота о младших, честность в отношениях с окружающими как проявления моральных норм:

Примеры нормативно-правовых актов: Конституция РФ, федеральные законодательство (закон "Об образовании в РФ", законы субъектов РФ, указы Президента РФ);

Примеры традиций и обычаев: праздник "последнего звонка" в школе, традиция "проводов зимы".

27. 1) дан ответ на первый вопрос: социальный контроль

2) указан вид социальных норм: моральные нормы

3) определен вид примененных санкций: негативные неформальные

28. 1. Социальные нормы как регулятор общественных отношений.

2. Признаки социальных норм:

а) возникают в процессе исторического развития;

б) представляют собой определенный стандарт (образец, эталон) поведения;

в) носят объективный характер;

г) рассчитаны на многократное повторение;

д) выстраиваются в определенной иерархии.

3. Функции социальных норм:

а) культурно-историческая;

б) социального контроля;

в) воспитательная;

г) регулятивная;

д) стабилизирующая.

4. Виды социальных норм:

а) табу, обычаи, традиции;

б) моральные нормы;

в) религиозные нормы;

г) корпоративные нормы;

д) правовые нормы.

5. Отклоняющееся поведение и социальные санкции.

Задания 23 и 24 проверяют умения находить социальную информацию в различных источниках, анализировать ее данные и делать выводы.

Рассмотрим на примере.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 23 и 24.

В стране Х. был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?» результаты опроса в % от числа опрошенных приведены в таблице.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая разделяют более четверти опрошенных граждан

2) большинство опрошенных граждан считает экологическую обстановку в своем городе очень хорошей

3) около трети опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе

4) более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую

5) большинство населения не задумывается о состоянии экологии в их городах и затруднилось ответить на поставленный вопрос.

Ответ_______

Приступая к выполнению заданий такого типа, следует внимательно проанализировать все приведенные социологические данные и сначала отобрать те выводы, которые точно не соответствуют результатам опроса. В задании это утверждения 2, 4 и 5 (4,8% и 2,2% от участвовавших в опросе не может считаться большинством, а упомянутых в четвертом выводе «более половины», то есть более 50%, в данной таблице не указано вовсе).

Далее следует выбрать те выводы, которые точно соответствуют данным таблицы. В задании это позиции 1 и 3 (четверть от 100% — это 25%, а указанные 28% соответствуют утверждению «более четверти»; треть от 100% — это примерно 33% и указанные 37% соответствуют данному утверждению).

Таким образом, в ответе могут быть указаны цифры: 13.

Необходимо обратить внимание на то, что таблица (или диаграмма) относится к двум заданиям 23 и 24.

24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) среди населения страны Х. нет единства мнений по вопросам экологической обстановки

2) правительству страны Х. можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан

3) экология является самой острой проблемой для экономики страны Х.

4) основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке

5) при развитии производства должен быть усилен экологический контроль

Ответ______

Примерно одинаковое количество жителей страны Х оценивают экологическую обстановку в стране скорее как хорошую (28,1%) и как очень плохую (28%), при этом большое количество жителей страны (37,1%) оценивают ее как скорее плохую. Можно сказать, что единство мнений среди граждан страны Х. нет. Таким образом, вывод 1 – правильный.

Выводы 2, 3 и 5 не вытекают непосредственно из данных таблицы, они связаны с ними косвенно.

А вывод 4 непосредственно вытекает из данных опроса и отражает недовольство населения экологической обстановкой в стране.

Задания 22 проверяют умение устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями.

Рассмотрим на примерах:

Установите соответствие между реформой, революцией и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

В каждом ряду (столбце) заданий на соотнесение дано три-четыре элемента (положения), которые и требуется «соотнести», то есть к каждому понятию подобрать определение или пример.

Сначала нужно ознакомиться с содержанием обоих рядов и определить известные вам элементы, а после этого подумать над оставшимися положениями (элементами). Ответ записывается цифрами под соответствующими буквами. Обратите внимание: на экзамене эти цифры нужно перенести в бланк ответов №1 – записать их справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Разберем задание.

Реформа – преобразование, вводимое законодательным путем. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы – укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несет за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и увеличение доходов.

Революция – поворот, переворот, превращение – радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, открытый разрыв с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения отличают от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ). Следовательно, относим к чертам реформы позиции А и Б, к чертам революции – В и Г.

Установите соответствие между фактами политической жизни и видами демократии: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры

Непосредственная (прямая) демократия – осуществление народом власти через формы непосредственного волеизъявления. По Конституции РФ (ст.3) «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Сочетание представительной и непосредственной демократии – высшее проявление полновластия народа. Непосредственная демократия обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении страной, дополняет постоянно действующую централизованную представительную систему. Характерные черты непосредственной демократии: это одна из форм участия граждан в осуществлении народовластия; право на участие в непосредственном волеизъявлении имеют лица на основе гражданства, проживания на определенной территории, членства в трудовом коллективе или иных объединениях граждан; прямое волеизъявление оформляется актами непосредственной демократии.

Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей или через систему народного представительства. Принято считать, что представительная демократия включает: формируемые (избираемые) непосредственно населением представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления (в РФ к ним относятся Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований и др); многообразные демократические институты, характеризующие взаимоотношения избирателей и избранных лиц и органов (работа депутата в избирательном округе, связи и контакты избранных лиц с соответствующими политическими объединениями и др); разнообразные демократические формы внутриорганизационной деятельности представительных учреждений (проводимые публично и гласно сессии, заседания представительного органа власти и др).

Итак, референдум и выборы главы партии относим к проявлениям прямой демократии; выборы в Госдуму и делегирование представителя от инициативной группы – к фактам представительной демократии. Ответ записываем в виде последовательности цифр: 1212.

Задания 21 проверяют умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия.

Рассмотрим на примерах:

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия понятий «общество» и «природа». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. В широком смысле это весь материальный мир

Выполняя задания такого типа, прежде всего необходимо уточнить основные черты обоих упомянутых в нем понятий. В данном случае это понятие «общество» и «природа». Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира. Природа – весь окружающий человека мир, природно-географическая среда обитания. В этих определениях есть сходные черты: и то и другое является окружающей человека средой и одновременно частью материального мира. Поэтому можно указать ответы 1 и3 в колонке «Черты сходства».

Из двух оставшихся характеристик ответ 2 относится к понятию «природа», а ответ 4 – к понятию «общество». Следовательно, эти ответы могут быть отнесены в колонку «Черты различия». Готовый ответ будет выглядеть как последовательность цифр 1324 без пробелов и знаков препинания.

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия корпоративного и партнерского предпринимательства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  • Является участником рыночных отношений
  • Является товариществом, принадлежащим нескольким лицам
  • Является хозяйственным обществом, объединением лиц и капиталов
  • Главная цель деятельности – извлечение прибыли путем оказания услуг и продажи товаров

Напомним основные черты указанных типов предпринимательской деятельности. Партнерский тип предпринимательства – это товарищество, принадлежащее нескольким собственникам. Товарищество (партнерство) – объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении. Для товарищества характерно: фиксированный состав участников; долевое участие в предприятии; личная неимущественная ответственность участников.

Корпорация – основанное на долевом участии в капитале хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг. Существуют разные типы корпоративных объединений. Наиболее распространенным является акционерное общество, выпускающее ценные бумаги: акции и облигации. Держатели акций являются совладельцами и имеют право на участие в управлении, а держатели облигаций, получающие фиксированный доход, выступают в роли кредиторов и не принимают участия в управлении акционерным обществом. Главная отличительная особенность акционерного общества состоит в свободной циркуляции его ценных бумаг на открытом рынке. Юридически корпорация принадлежит акционерам, но они редко заняты в управлении ею. Чаще всего их управленческое воздействие ограничивается выборами руководящих органов корпорации и участием в определении стратегии хозяйственной деятельности. Потенциально держатели акций могут оказывать влияние путем смены руководства. Реальная власть сосредоточена в руках управляющих, повседневно осуществляющих руководство корпорацией.

Исходя из вышесказанного, сначала выделим общие черты двух форм предпринимательства. Участники обеих форм предпринимательства являются субъектами рыночных отношений, главная цель которых – получение прибыли за оказанные услуги и созданные товары, то есть черты сходства 1 и 4.

Теперь выбираем черты различия. Партнерское предпринимательство – это товарищество, принадлежащее нескольким лицам, а корпоративное – хозяйственное общество. Записываем ответ 1423.

В приведенном списке перечислены черты сходства и черты различия понятий «форма правления» и «политический режим». Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Зависит от формального источника власти в стране
  2. Является одной из характеристик формы государства
  3. Зависит от методов осуществления государственной власти
  4. Может видоизменяться с течением времени

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форма правления показывает, как создаются высшие органы власти в государстве; их структуру; какие принципы лежат в основе взаимодействия государственных органов; как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны, в какой мере обеспечены права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим – это скорее социологическая характеристика государства, характеризующая взаимоотношения по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (с точки зрения процессуальных моментов) и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Политический режим – совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе. Политический режим – это методы осуществления политической власти, мера участия граждан в управлении, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степень политической свободы в обществе, открытость или закрытость политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическое состояние правового статуса личности.

Политический режим – это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определенный период.

Следовательно, позиции 2 и 4 характерны для обоих понятий, позиция 1 относится только к понятию «форма правления», а позиция 3 – только к понятию «политический режим».

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Ф.Аквинский

Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания: главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе.

Примеры: 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.

Примеры: 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». Лао-Цзы

Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.

Смысл высказывания: автор утверждает, что степень уважения и готовности населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.

Примеры: 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.

«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» М. Бакунин

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

Примеры: 1. Право слушать музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определенных санитарных норм, установленных законом.

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества» Н. Бердяев

Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.

Примеры: 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки). 3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.

1

На графике отражена ситуация на рынке предоставления туристических услуг на внутренних направлениях: линия спроса D переместилась в новое положение - D 1 (P - цена услуг, Q - объём спроса услуг).

Чем может объясняться подобное изменение?

1. введением дополнительных налогов для туроператоров

2. наступлением сезона отпусков

3. ростом курса иностранных валют по отношению к отечественной валюте

4. снижением доходов потребителей

5. повышением качества сервиса на отечественных курортах

2

В стране Д проведён социологический опрос среди молодёжи в возрасте 18-30 лет на тему: «Как часто вы оказываетесь в конфликтной ситуации?».

Результаты опроса представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании полученных данных?

1. Чем старше люди, тем меньше они склонны конфликтовать с другими людьми.

2. Более половины молодёжи склонно к делинквентному поведению.

3. Конфликты - это инструменты социализации, потому особы юного возраста чаще идут на конфликт с окружающими.

4. Более половины молодежи склонно к абсолютно конформистскому поведению.

5. Треть опрошенных респондентов иногда способна отстаивать свои интересы.

3

В стране С. проведен социологический опрос на тему: «Какие семейные ценности для вас являются определяющими?». Полученные результаты опроса (в процентном отношении) представлены в таблице.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

1. Люди старше 50 лет считают, что главная ценность семейной жизни - дать возможность каждому члену семьи реализоваться как личность.

2. Молодежь предпочитает иметь крепкую материальную базу как залог благосостояния семьи.

3. Люди среднего возраста больше ценят материальное благополучие, чем возможность самореализации.

4. Количество людей, ценящих гармоничные отношения с другими людьми, с возрастом увеличивается.

5. Молодежь одинаково сильно обеспокоена своим финансовым состоянием и возможностью самореализоваться.

4

Социологические службы страны М. на протяжении ряда лет проводили опрос граждан (горожан и селян) с целью выявить, в какой мере органы государственной власти пользуются доверием населения. Гражданам задавался вопрос: «Какому из государственных институтов вы доверяете в наибольшей степени?». По результатам опроса была составлена диаграмма:


1. Жители сельской местности больше доверяют парламенту, чем президенту.

2. У горожан наибольшим доверием пользуется представительный орган власти.

3. Больше всего и селяне, и горожане доверяют органу исполнительной власти.

4. Максимальный уровень доверия у селян имеет правительство.

5. Низкий уровень доверия к правительству не зависит от места проживания граждан.

5


Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

6

В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в %; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведенного списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.

2. Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем ее возможности для творческого и профессионального роста.

3. За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4. Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5. За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.

7

На рисунке отражена ситуация на рынке страховых услуг (R - цена, Z - количество). Проанализируйте изменение спроса (линия спроса A переместилась в положение A1). Чем может объясняться подобное изменение?

1. Повышением доходов потребителей.

2. Снижением выплат после наступления страховых случаев.

3. Стремительным увеличением числа страховых компаний.

4. Появлением большого количества недобросовестных страховщиков и посредников.

5. Введением обязательного страхования имущества.

8

В стране Q было проведено социологическое исследование на предмет разделения обязанностей по домашней работе среди мужчин и женщин. Респондентам задавали вопросы: «Вы лично выполняете какую-либо работу по дому? Если да, то сколько времени это у Вас занимает?».

Результаты опроса (в процентах от числа опрошенных) приведены на диаграмме.


1. Пятая часть мужчин, принимавших участие в опросе, не выполняет работу по дому.

2. Среди женщин доля тех, у кого работа по дому занимает мало времени, больше доли тех, у кого работа по дому занимает много времени.

3. Равные доли мужчин и женщин затруднились ответить.

4. Больше трети опрошенных мужчин ответили, что работа по дому занимает много времени.

5. Среди женщин доля тех, кто затруднялся ответить, больше доли тех, кто не выполняет работу по дому.

9

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

10

В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан страны Z, проживающих в населённых пунктах разного типа, им задавали вопрос: «Для чего Вам, Вашей семье прежде всего нужен садовый/ дачный/ приусадебный участок?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.


1. Большинству сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы обеспечить свою семью продуктами питания.

2. Среди горожан доля тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы отдыхать, больше доли тех, кто таким образом вкладывает деньги.

3. Равные доли опрошенных каждой группы отметили, что садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен им для того, чтобы общаться, приглашать друзей.

4. Равным долям опрошенных сельских жителей садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы общаться, приглашать друзей и чтобы вложить деньги.

5. Среди тех, кому садовый/ дачный/ приусадебный участок нужен для того, чтобы вложить деньги, доля горожан больше, чем доля сельских жителей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: