Пенсионный фонд Российской Федерации – основной орган пенсионного обеспечения. Организация работы органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан Органы осуществляющие назначение государственных пенсий

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.

Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

Текущая страница: 2 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

3) Толкование норм права социального обеспечения

Для работников правоприменительных органов важное значение имеет толкование норм права. Под ним понимается деятельность органов, организаций, осуществляющих социальное обеспечение, которая направлена на установление содержания правовых норм, на раскрытие в них воли власти.

Цель толкования – правильное точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в формулировку.

Толкование – сложное комплексное и многоаспектное явление. Рассмотрим такой аспект толкования, как разъяснение содержания нормы. Под ним понимается деятельность определенных органов, имеющие целью обеспечить правильное и единообразное осуществление толкования нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности, возможные ошибки при ее применении. Также толкование дается в форме официального акта. Такие акты издаются в виде разъяснений, рекомендаций, писем, обзоров в практике. Правом издания таких актов имеет Министерство труда и социальной защиты, ПФ, ФСС, ФОМС, Министерство обороны и другие организации, имеющие отношение к социальному обеспечению. Например, длительность страхового стажа влияет на размер трудовой пенсии. В законодательстве есть определенные «Периоды, включаемые в страховой стаж». ПФ, с целью толкования этого понятия издал разъяснение, в котором указано какие именно периоды включаются в страховой стаж. Используя эти разъяснения, пенсионные органы правильно устанавливают размер пенсий в соответствии с Перечнем страхового стажа.

Тема 4
Понятие государственной системы социального обеспечения

План:

1) Понятие государственной системы социального обеспечения;

2) Государственная пенсионная система:

а) Страховая и бюджетная пенсионная системы;

б) Источники финансирования пенсионных систем;

в) Круг лиц, подлежащих пенсионному обеспечению;

г) Виды пенсий;

д) Условия предоставления пенсий;

е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения;

ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

1) Понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов, образующих определенное единство.

В основу определения системы социального обеспечения и выделения ее отдельных элементов могут быть заложены различные признаки (критерии):

– Форма организации;

– Круг лиц;

– Виды обеспечения;

– Условия предоставления социального обеспечения;

– Размеры обеспечения и т. д.

Например, по формам организации систему социального обеспечения можно представить в виде 2 элементов:

1) Обязательное социальное страхование (ОСС);

2) Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Чаще всего в научной литературе систему социального обеспечения делят по видам социального обеспечения. Эти виды в свою очередь тоже являются системами. Система социального обеспечения состоит из:

– Пенсионной системы;

– Системы социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– Системы социально обслуживания;

– Системы медицинской помощи и лечения;

– Системы государственной социальной помощи;

– Системы социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы являются составляющими элементами российской системы социального обеспечения и регулируются нормами ПСО.

2) Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в РФ в настоящее время не имеет единства. Согласно действующему пенсионному законодательству она состоит 2 относительно самостоятельных пенсионных систем:

1) Обязательное пенсионное страхование (ОПС);

2) Государственное пенсионное обеспечение.

Законодатель провел такое деление исходя из существующей организации финансирования пенсионного обеспечения.

Исходя из этого назовем эти 2 системы следующим образом:

а) Страховая пенсионная система;

б) Бюджетная пенсионная система.

А) Страховая и бюджетная пенсионная система

Страховая пенсионная система – система создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, которая направлена на возмещение гражданам заработка или других доходов, получаемых ими до установления пенсии в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических, организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы, либо компенсация вреда, нанесенного им здоровья при прохождении военной службы, в результате радиационных, техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности, потери кормильца, при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств существования.

Различий между 2-мя пенсионными системами много, поэтому назовем главные из них:

1) Источники их финансирования;

2) Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями;

3) Виды пенсий;

4) Условия предоставления пенсий;

5) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионное обеспечение;

6) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

Б) Источники финансирования пенсионной системы

В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет Пенсионного Фонда (ПФ). Он формируется из разных источников, основным является – уплата страховых взносов, а также ассигнования из федерального бюджета, суммы пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета фонда – добровольные взносы физических и юридических лиц.

Финансирован7ие пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включающего: федеральный, региональный и местный бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

В) Круг лиц, подлежащих социальному обеспечению

Различие пенсионных систем можно наблюдать и по категориям лиц, обеспечивающихся пенсиями.

Страховая пенсионная система охватывает граждан, застрахованных ОПС, которые имеют право на трудовые (страховые) пенсии. К этим гражданам относятся:

1) Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору;

2) Самостоятельно обеспечивающие себя работой (ИП, частные детективы, адвокаты, нотариусы, частная практика);

3) Граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

4) Граждане, являющие членами родовых семейных общин малочисленных народов севера, занятые традиционными отраслями хозяйства;

5) Лица, работающие за пределами территории РФ, если они выплачивают страховые взносы.

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют только российские граждане, к ним относятся:

1) Федеральные государственные служащие, государственные служащие субъектов РФ, государственные служащие местного самоуправления (МСУ);

2) Военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, участники ВОВ, участники боевых действий;

3) Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф и нетрудоспособные граждане, не имеющие прав на трудовые (страховые) пенсии.

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии (страховые и бюджетные) устанавливается одна пенсия по их выбору (исключение составляют только несколько категорий граждан, например, участники ВОВ).

Г) Виды пенсий

По страховой пенсионной системе в настоящее время назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Трудовая пенсия по старости;

2) Трудовая пенсия по инвалидности;

3) Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 января 2015г. вместо трудовых пенсий будет назначатся, и выплачиваться страховые и накопительные пенсии. Эти 2 новых вида пенсии будут назначаться тем гражданам, которые начали свою трудовую деятельность в 2015г.

По бюджетной пенсионной системе назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1) Пенсия по старости;

2) Пенсия по инвалидности;

3) Пенсия за выслугу лет;

4) Социальная пенсия.

Д) Условия предоставления пенсий

Условия предоставления пенсий по 2 пенсионным системам зависят и от категории лиц, которым они назначаются.

Право на пенсию по страховой пенсионной системе зависит от условий, установленных для каждой категории ее получателей. Право на трудовую пенсию по старости мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет, и имеющие продолжительность страхового стажа не менее 5 лет. Для некоторых категорий граждан трудовая пенсия по старости назначается досрочно, т.е. со снижением возраста. Это право возникает у граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, работавших в особых природно-климатических условиях, являвшихся безработными перед назначением пенсии или имевших особе медико-биологические особенности.

Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному органами медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом с установлением ему III, II, I группы инвалидности и при наличии страхового стажа любой продолжительности.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кормильца, необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении.

Для получения пенсии по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан устанавливаются свои условия:

1) право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии их увольнения с федеральной государственной службы.

2) пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшими инвалидами:

а) В период прохождения военной службы по призыву;

б) Не позднее 3-х месяцев после увольнения с военной службы;

в) В случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, увечья, заболевания, полученного в период прохождения военной службы.

Е) Нормативно-правовые акты (НПА), регулирующие пенсионные отношения

В РФ отсутствует единая система пенсионного обеспечения, поэтому существует много разных законов, регулирующих пенсионное обеспечение. К основным законам относятся:

1) По страховой пенсионной системе:

а) ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

б) ФЗ от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ»;

в) ФЗ от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

г) ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

д) ФЗ от 28.12.2013г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».

2) По бюджетной пенсионной системе:

а) ФЗ от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»;

б) Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу, службу в органах Внутренних Дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их семей».

Ж) Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

По страховой пенсионной системе органами, осуществляющие пенсионное обеспечение являются органы ПФ. К ним относятся: правления и дирекция ПФ, расположенные в Москве, Отделения ПФ, расположенные в субъектах РФ.

Управления ПФ в городах и районах, пенсионные отделы в небольших населённых пунктах.

Бюджет пенсионной системы осуществляется пенсионным обеспечением комбинировано, то есть часть бюджетных пенсий через свои органы назначается и выплачивается в ПФ, а другая часть бюджетных пенсий назначает и выплачивает пенсионное Управление, отделы, службы, Министерства обороны, внутренних дел, МЧС, ФСБ, ФСИН, служба наркоконтроля и другие ведомства.

Тема 5
Государственная система пособий и компенсационных выплат

План:

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат;

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат;

3) Виды пособий и компенсационных выплат;

4) Страховые и бюджетные пособия.


Социальные пособия и компенсационные выплаты являются одним из видов социального обеспечения, предоставляются в денежной форме и по значимости для российских граждан находятся на 2-ом месте после пенсий.

1) Нормативно-правовая база пособий и компенсационных выплат

Как и у пенсионного обеспечения НПБ (нормативно-правовая база) пособий, компенсационных выплат является обширной. Назовем основные законы в этой области:

1) Закон РФ от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ»;

2) ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;

3) ФЗ от 12.12.1996 г. «О погребении и похоронном деле»;

4) ФЗ от 24.07.1998 г. «Об ОСС о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях»;

5) ФЗ от 17.09.1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

6) ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах ОСС»;

7) ФЗ от 29.12.2009 г. «Об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Так как финансирование ряда пособий осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ, в них принимаются законы по пособиям. Например, закон СПб «По социальной поддержке семей, имеющих детей, в СПб (17 ноября 2004 г.)»

Большинство компенсационных выплат были введены изданием указа Президента и постановлением Правительства. Например, указ Президента РФ от 26 декабря 2006 года «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами».

2) Основания классификации пособий и компенсационных выплат

Социальные пособия и компенсационные выплаты можно классифицировать (разделить на классы, группы) по разным основаниям. Такими основаниями являются:

1) Целевое назначение пособия или компенсации (компенсационного заработка, дополнительных доходов семьи, охраны здоровья матери и ребёнка, обеспечение средств к существованию на период отсутствия у кого-либо из членов семьи заработка или иного дохода);

2) Продолжительность выплаты (единовременно, ежемесячно, периодически);

3) Финансовые источники (средства ПФ, фонды социального страхования, средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ, субвенции);

4) Круг субъектов – получателей (пособия и компенсации для всех граждан и пособия для работающих граждан);

5) Социально правовые основания выплаты пособия (временная нетрудоспособность, деторождение, бедность, потребность охраны бюджета семьи при неординарных обстоятельствах);

6) Порядок определения размеров пособий и компенсаций (в твёрдой денежной сумме, в размере, соотносящиеся с прожиточным минимумом в регионах);

7) Действия в пространстве (федеральные и региональные пособия);

8) Органы, предоставляющие пособия (работодатель, орган социальной защиты населения (ОСЗН), органы ПФ и фонды социального страхования, органы службы занятости, органы миграционной службы, органы субъектов РФ).

3) Виды пособий и компенсационных выплат

В РФ назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:

1) Пособие по временной нетрудоспособности, (периодическое, размер зависит от продолжительности стажа, заработка, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой пособие не получают);

2) Пособие по беременности и родам, (периодическое, размер зависит от стажа и величины заработка, имеют право только занятые);

3) Пособие женщинам, вставшие на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, (единовременное, назначается в дополнение к пособию по беременности и родам, выплачивается в твердом размере);

4) Пособие при рождении ребенка, (единовременное, выплачивается в твердом размере, право на него имеют все женщины, если их роды официально зарегистрированы);

5) Пособие на погребение, (единовременное, выплачивается в твердом размере);

6) Пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, (ежемесячное, в твердом размере, получает 1 из членов семьи, непосредственно осуществляющий уход);

7) Пособие на ребенка, (всем, в твердом размере, семьям, чей доход ниже прожиточного минимума);

8) Пособие при передаче ребенка на воспитание в приемную семью, (единовременное, в твердом размере);

9) Пособие при возникновении послевакцинных осложнений (единовременно, в твердом размере);

10) Пособие при заражении вирусом иммунодефицита человека, (единовременное, в твердом размере, только медицинским работникам, заразившимся при исполнении служебных обязанностей);

11) Пособие гражданам, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (единовременное, размер зависит от степени утраты трудоспособности);

12) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их беженцами, (единовременно, в твердом размере);

13) Пособие гражданам, получивших свидетельство о признании их вынужденными переселенцами, (единовременное, в твердом размере);

14) Пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту в период проживания вместе с супругом в местностях, где они не могут устроиться по специальности, (ежемесячное, в твердом размере);

15) Пособие беременным женам военнослужащих, проходящих по призыву, (ежемесячное, в твердом размере)

16) Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, (ежемесячное, в твердом размере) 4

17) Пособие гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенные с военной службы (единовременное, в твердом размере);

18) Пособие гражданам, привлекаемые к борьбе с терроризмом, (единовременное, в твердом размере);

19) Пособие гражданам, из числа детей-сирот, (единовременное, в твердом размере);

20) Пособие по безработице, (ежемесячное, в твердом размере).

Компенсационные выплаты – новый вид социального обеспечения, введенный в РФ 90-х гг. 20 века.

Компенсационные выплаты – денежные выплаты отдельным категориям граждан в целях возмещения утраченного заработка или для компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Компенсационные выплаты по характеру напоминают пособия, но отличаются от них, во-первых, размером, выплачиваемых сумм; во-вторых, обстоятельствами назначения.

Виды компенсационных выплат:

1) По уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет;

2) На период академического отпуска студентам, обучающимся по очной форме;

3) Неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными лицами;

4) Неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних Дел (ВД) и органов Уголовно-исполнительной системы (УИС);

5) Гражданам пострадавших от техногенных и радиационных катастроф;

6) Гражданам, работающим с химическим оружием и получившим заражение;

7) Пенсионерам, проживающих на крайнем севере и приравненных к ним местностям для компенсации проезда к месту отдыха и обратно;

8) На питание учащимся общеобразовательных школ;

9) Судьям, после ухода в отставку на приобретение проездных документов.

4) Страховые бюджетные пособия

Все компенсационные выплаты являются бюджетными, а пособия делятся на страховые и бюджетные.

Страховые пособия выплачиваются из бюджетов Фонда социального страхования (ФСС) и Пенсионного фонда (ПФ). К страховым пособиям относится:

1) Пособие по временной нетрудоспособности;

2) Пособие по беременности и родам;

3) Пособие женщинам, вставшим на медицинский учёт в ранние сроки беременности;

4) Пособие при рождении ребенка;

5) Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;

6) Пособие на погребение.

Все остальные пособия относятся к бюджетным.

Тема 6
Государственная система социального обслуживания

План:

1) Понятие социального обслуживания

2) Система социального облуживания.

1) Понятие социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет самостоятельный вид социального обеспечения. Его можно представить, как комплекс разнообразных социальных услуг и выдач, предоставляемых престарелым инвалидам малообеспеченным гражданам бесплатно или за частичную оплату.

Социальное обслуживание в основном осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально правовых, психолого-педагогических услуг для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как и все другие виды социального обеспечения, социальное обслуживание имеет собственную НПБ (нормативно правовую базу). Основными законами в этой сфере являются.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.

Введение

Пенсионное обеспечение -- одна из важнейших социально-экономических проблем современной России.

Эта тема всегда будет актуальна, ведь далеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники - пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель - накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Статистические данные необходимы при регулировании пенсионного обеспечения в стране.

Перед статистикой пенсионного обеспечения стоят следующие задачи:

· сбор данных о численности получателей пенсии;

· формирование бюджетной политики ПФР и контроль за ее проведением;

· Прогнозирование и анализ финансовых ресурсов ПФР;

· Ведение бухгалтерского учета и отчетности;

· Актуальное прогнозирование долгосрочного развития пенсионной системы.

Выполнение этих задач необходимо для успешного функционирования всей пенсионной системы. Их решение основывается на сочетании ряда источников информации.

Общая характеристика органов пенсионного обеспечения

В настоящее время в России, как отмечалось ранее, отсутствует единая пенсионная система. Причин такого положения дел несколько, главные из них: разные источники финансирования, за счет средств которых осуществляется пенсионное обеспечение, -- средства Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и средства, выделяемые из государственного бюджета; различные категории лиц -- получателей пенсий -- застрахованные граждане и лица, занятые в системе государственной службы, некоторые иные категории граждан; законодательно установленные неодинаковые условия и нормы предоставления данных денежных выплат, а соответственно -- уровень материального обеспечения их получателей, например, более высокие размеры пенсий у государственных служащих и др.

В итоге это привело к тому, что ряд федеральных министерств и ведомств -- МВД России, Минобороны России, Минюст России, ФСБ России, ФНС России, Генпрокуратура России, Верховный Суд Российской Федерации -- имеют самостоятельные пенсионные службы.

Наибольший объем работы по пенсионному обеспечению граждан падает на ПФР и его органы. Это вызвано тем, что он «обслуживает» самую распространенную категорию лиц -- застрахованных граждан по системе обязательного пенсионного страхования и в отдельных установленных законом случаях -- членов их семей, лиц, добровольно вступивших в систему обязательного пенсионного страхования, и некоторых иных категорий. Поэтому в дальнейшем речь будет идти об организации работы только «массовой» пенсионной службы, каковой является ПФР.

ПФР и система подведомственных ему органов составляют единую, централизованную многоуровневую систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в России, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим органам.

Структурно она может быть представлена так:

федеральный уровень -- Пенсионный фонд Российской Федерации (правление, исполнительная дирекция);

федеральные округа Российской Федерации -- управления

ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

уровень субъектов Российской Федерации -- территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

местный -- городской (районный) уровень -- управления

(отделения) ПФР в районах (городах).

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом -- исполнительной дирекцией.

* В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР,

Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Исходя из этих принципов, средства обязательного пенсионного страхования, а соответственно и ПФР не являются государственной собственностью. Они должны рассматриваться как собственность самих застрахованных по этой системе страхования лиц и работодателей, уплачивающих страховые взносы в ПФР. Следовательно, все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде страховых пенсионных взносов, должны распределяться между пенсионерами с учетом их трудового вклада. (Под ним обычно понимают продолжительность трудовой деятельности, то есть длительность уплаты страховых взносов, и уровни оплаты труда, с которых взимались такие взносы.)

С 01.01.2002г. в России произведена пенсионная реформа. Вступают в силу новые законы о пенсионном обеспечении.

Это означает, что к базовой части трудовой пенсии добавляются пенсионные выплаты, которые рассчитываются исходя из общей суммы уплаченных конкретным человеком (или за него) страховых взносов, которая фиксируется в его лицевом счете, -- сколько зачислено, столько и будет выплачено после назначения ему пенсии в так называемый период дожития.

Помимо этого, в структуру пенсионных выплат наряду с базовой частью трудовой пенсии и ее страховой частью введена накопительная часть.

Ее назначение и перерасчет

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время - Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа - организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.



Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей - пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» - это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах - в городах, районах - имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии? Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: