Система раннего развития детей. Раннее развитие ребенка до года: краткий обзор известных методик

Содержание статьи:

Все родители желают, чтобы их ребенок был умным, здоровым, и развитым в физическом и психическом аспекте. В раннем возрасте ребенок познает окружающий мир через игру. Для этого, предполагая различные занятия, родители играют с ним. Гипотетически можно предположить, что ребенок уже при рождении обладает определенным багажом знаний. Природа постаралась, чтобы малыш обрел его в процессе внутриутробного развития.

Программа максимум предполагает не только обстоятельство, при котором ребенок растет здоровым и умным, но и необходимость всестороннего гармоничного развития личности. Это понятие вкладывает в себя спорт, занятия музыкой, какие-либо иные ценности. В родительской практике можно встретить много вещей, которые, на их взгляд, могут помочь в этом. Одни включают грудным детям классические произведения Моцарта и Вивальди, другие берут грудных детей на экскурсию в музей. Некоторые родители даже дают уроки английского языка своим грудничкам.

Но все ли это полезно на самом деле? Может быть, во всем этом много лишнего? Сейчас идей и советов, связанных с детским развитием, такое огромное количество, что от них реально может голова пойти кругом.

Многообразие видов развития

По утверждению Анны Раппопорт, под развитием следует понимать процесс, связанный с активным воспитанием ребенка в возрастном диапазоне от 0 до 2-3 лет. Это явление сопряжено с явной пользой, хотя в свое время испытало много насмешек со стороны общества. Причина этого состоит в том, что воплощение подобного явления в жизнь сопряжено с наличием множества форм и различных трактовок.

Процесс воспитания детей до трех лет является антагонистичным тому, что принят в традиционном понимании обучения детей 6-7 лет, основанном на канонах культуры Европы. Смысл предполагает занятия, как с грудными детьми, так и с младшими и средними дошкольниками.

Принимая во внимание традиционную возрастную психологию, развитие детей раннего возраста может существовать в трех видах. Это деление осуществлено в зависимости от адекватности по отношению к категории возраста:

1. Преждевременный вид. Психика малыша по ряду причин не может воспринять тот объем информации, который пытаются в нее «втолкнуть». Это в полной мере относится и к навыкам, которые так старательно пытаются ему привить. Вполне понятно, что, скажем, научить младенца сидеть в таком возрасте просто невозможно. Как бы это не пытались сделать, не позволят его физиологические особенности.

2. Позднее развитие. При этом имеет место ситуация с точностью до наоборот. Ребенку пытаются привить то, что он уже давно должен иметь в своем арсенале знаний и умений. Например, считается поздним обстоятельство, при котором ребенок начал читать только после 8 лет. Безусловно, он научится этому, но процесс будет протекать с меньшей продуктивностью и рациональностью. Ребенку исполнилось 10 лет, а его родители отдают в балетную школу. Поздно. Как говорится, поезд уже ушел. Никогда уже не получится из этого ребенка первоклассного танцовщика.

3. Своевременный вариант. При нем можно наблюдать ситуацию, при которой возраст и параметры ребенка находятся в полном соответствии с его знаниями и навыками, что ему прививают. Эта разновидность является самым адекватным видом. При ней все находится в гармоничном соответствии. Главной задачей является правильная постановка цели. Действия родителей никогда не должны идти в разрез с желаниями ребенка. Все должно быть подкреплено здравым смыслом и учетом его физического состояния.

Основы воспитания

Как только кроха появилась на свет, с этого момента уже начинается процесс его воспитания. При нем создаются условия, которые настроят малыша на знакомство с музыкальным миром, живописью. Малышу необходимо читать сказки, осуществлять прокручивание аудиозаписей. Необходимо создавать уголки, которые заполнены различными предметами. Все это будет способствовать тому, что у крохи будут развиваться органы чувств и его двигательная активность. С ребенком должна активно общаться не только мать, но и другие родственные люди. В разговорном плане информация не должна ограничиваться лишь тем, какое вкусное пюре предстоит ему скушать.

Необходимо ему, например, сообщать, что скоро начнется дождь и с неба польются потоки воды. Необходимо ему в доступной форме объяснить, откуда вообще она там берется. Или, скажем, объяснить, что бусинка никогда не пройдет именно по этому лабиринту. Этого не даст ей сделать другая бусинка, стоящая у нее на пути. Объясняются различные иные моменты.

Проще говоря, мероприятия направлены не только на подготовку к детскому дошкольному или школьному учреждению. Они предполагают нечто большее, а именно - создание такой атмосферы, в которой дитя получит всестороннее духовное и гармоничное развитие. Усилия должны быть направлены на развитие у ребенка логического мышления, внимания и фантазии. Он должен научиться синтезу и анализу информации. Но не стоит стремиться воспитать из ребенка вундеркинда. Далеко не каждому дана такая способность от природы.

Воспитание детей в раннем возрасте может идти с применением различных методик. Каждая из них имеет свои положительные стороны. Но в то же время они предполагают наличие и определенных недостатков. Чтобы наглядно представить их суть, следует более подробно остановиться на характеристиках, которые предполагают методики раннего развития детей.

Гленн Доман и его методика

Этот автор являлся в конце прошлого столетия довольно известным американским физиотерапевтом. Его стараниями разработана целая теория воспитания малышей в раннем возрасте. Изначально методика Гленна Домана была разработана применительно к детям, у которых отмечались различные нарушения деятельности ЦНС. Но с течением времени она прошла адаптацию и на здоровых детях. Оказалось, что она вполне применима и для здорового детского контингента. Лейтмотивом данной концепции является утверждение, согласно которому дети в возрасте до 6 лет лишь только познают окружающий их мир. В это время научить их чему-либо просто невозможно. Это надо начинать делать лишь тогда, когда ребенок усаживается на школьную скамью. В этом данная теория тесно переплетается с воззрениями, сопряженными с традиционным европейским воспитанием.

Доман настоятельно рекомендует показ детям различных карточек, на которых написаны какие-либо слова. Начинать делать это можно с 1-4 месяцев жизни. Подобные действия позволят малышу более быстро освоить письма и чтение. Аргументируется это тем, что в памяти происходит отложение определенных букв. Карточка должна содержать крупные буквы. Написанное слово произносится громко и четко.

Процедура с разными карточками повторяется многократно. В этом случае, считает ученый, ребенком будет запоминаться и написание, и произношение. Если на карточке написано, скажем «апельсин», то можно одновременно с этим показывать и настоящий фрукт. Такой способ визуального восприятия будет способствовать более быстрой адаптации к окружающей обстановке. В этом возрасте этого для ребенка будет вполне достаточно. Не надо наивно полагать, что он сможет прочитать сложный объемный роман.

Практика свидетельствует о том, что после таких занятий дети быстрее учатся писать и читать, более активно происходит адаптация к окружающей обстановке.

Такая методика не является идеальной, а недостатки ее можно отыскать в самой сути. Вряд ли малыш в возрасте одного года способен усидеть на одном месте столько времени, сколько требуется для этого при подобном обучении. Многим детям более интересны активные игры или просмотр мультфильмов, чем длительные утомительные занятия, проведение которых связано с использованием одной позы сидя. Он осилит не более четырех карточек. Затем его внимание переключится на что-то другое. Такая методика более применима к тем малышам, которые являются медлительными по своему характеру.

Мария Монтессори

Будучи педагогом, философом и активным политическим деятелем, она оказалась более прозорливой, чем предыдущий автор. Методика Монтессори оказалась способной провести учет того обстоятельства, при котором имеет право на существование утверждение о том, что малышу гораздо предпочтительнее активно двигаться, а не рассматривать картинки сидя. По ее рекомендациям комната разбивается на различные зоны, а малышу предоставляется полная свобода выбора своей деятельности. Пусть он делает именно то, что ему больше всего хочется делать в данный момент.

Будь то педагог или родитель, главной задачей здесь является вызвать у крохи заинтересованность в его действиях. Ему надо объяснить и показать более рациональный способ использования тех или иных предметов. Надо позаботиться о том, чтобы весь ассортимент предметов в помещении был соразмерен параметрам малыша. Все здесь должно быть маленьким, посуда, книги, иные предметы. Даже полки по размерам должны быть такими, чтобы малыш сам без проблем достал все, что ему нужно. Ничего страшного, если кто-то будет использовать фарфоровый сервис. Это приучит малыша к аккуратности и концентрации своего внимания.

Вальдорфская система

Ее направление связано с физическим воспитанием малыша. Помимо этого, по ней ему прививается творческое начало. Особое внимание уделяется активным играм, танцам. В рамках этой системы осуществляются действия, при которых методики развития речи, математические занятия оказываются на втором плане. Главным условием при ней является то, что развитие качеств и навыков должно вестись без всякого опережения. При методике добиваются согласованности несколько иных составляющих гармонического развития личности малыша. К ним, прежде всего, относится умственная, физическая и духовная сфера.

Эту концепцию не используют, проводя обучение, местом для которого является обычная школа и детский сад. Наблюдается обособленность Вальдорофских школ и детских садов. В них для занятий с детьми не найти тех игрушек, материалом для изготовления которых служат искусственные компоненты. Преобладающими являются деревянные игрушки, предметы из глины и камня. Телевизор и компьютер в процессе воспитания используется минимально. Больше внимания уделяется прогулкам на свежем воздухе и чтению книг.

В программе обучения иностранный язык используется уже с первого класса. В то же время, больше занятий посвящено рисованию и лепке. По этой концепции акценты расставлены на культурной составляющей личности ребенка.

Зайцев и его система

Единственной отечественной методикой, которая приобрела большую популярность на всей территории после распада Советского Союза, является система Зайцева. Питерский автор является педагогом-новатором. Он изложил концепцию методики обучения малышей грамоте, используя при этом кубики. Основным контингентом для ее использования являются детки в возрасте 3-4 лет. Автором предложены различные средства для достижения результата при использовании данной методики. Этими средствами являются кубики, карточки, таблицы и даже коротенькие песенки (попевки Зайцева). Обучаясь, дети переходят от таблицы к таблице, а все это сопровождается пританцовкой и пением. Кубики Зайцева служат своеобразными «складами». На них отмечается расположение слогов. Их педагог и просит детей произнести и запомнить. Этот метод, по мнению автора, является альтернативой обучению азбуке.

Кубики имеют различный цвет, что определяется тем, мягкий или твердый характер имеет слог. При помощи кубиков можно построить слово, целое словосочетание. Но это делается только тогда, когда все слоги ребятками хорошо усвоены. Надо отметить, что дети с удовольствием готовы осваивать эту методику. Этим в определенной степени и объясняется ее популярность. Этой методикой сглаживаются острые углы несовершенства образования дошкольников и школьников современности.

Наряду с этим, существуют и другие методики, на которых можно остановиться несколько подробнее.

Концепция Домана-Маниченко

Автор явился последователем Домана в нашей стране и обрел широкую известность. Его концепция обрела чрезвычайно популярный характер. Он одновременно занимался педагогикой и психологией. Андрей Маниченко основал собственную компанию, которая получила название «Умница». Его методика прошла адаптацию применительно к образовательному процессу в нашей стране. Главным отличием от начальной авторской концепции является то, что в основу обучения заложена игровая форма. Предполагается активное участие самого ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Концепцию данной методики можно свести к следующим позициям:

1. Уроки небольшой продолжительности, проходящие в виде игры.
2. Комплексность в обучающем процессе. Карточки постепенно заменяются книгами.
3. При занятиях используются различные средства. Это могут быть самые различные средства обучения.

Развитие по методике Сесиль Лупан

Она была мамой, которая все свои увлечения направила на изучение раннего развития. Своих двух дочек она воспитывала по методике Доман. На практике она смогла сама ощутить все ее плюсы и минусы. Естественно, ей были внесены в методику определенные коррективы, необходимость которых была обусловлена результатами, полученными на собственном опыте. Преимущество перед авторской методикой Домана состояло в том, что она расставила акценты на индивидуальности каждого ребенка, а не на средних показателях статистики, которые имели место у родоначальника подобной концепции.

Она более тонко подобрала различные методы обучения. При этом учитывались склонности ребенка к чему-либо, повышенный интерес к проведению того или иного занятия.

Система Сесиль Лупан основана на следующих позициях:

Лучшими учителями для малышки являются его собственные родители. Ребенку небезразлично, что взрослые проявляют интерес к его потребностям. Но чрезмерную опеку проявлять все же не стоит.

Ребенок обучается с использованием игровых форм. Занятия происходят до тех пор, пока родители не увидят, что кроха проявляет признаки усталости. Занятиям малыш должен быть всегда рад. Вместе с ним этому радуются и родители. Не следует заниматься проверкой знаний ребенка. Больше должно быть импровизации и меньше действий, направленных на создание заготовок.

Познавать мир следует начинать с речи. Ребенок нуждается в необходимости постоянных разговоров с ним. Говорить надо даже тогда, когда ребенок пока еще ничего не понимает.

Для того, чтобы в полной мере раскрылись природные способности ребенка, подходить к каждой крохе надо индивидуально, с применение элементов гибкости и чуткости.

Поскольку физическая активность является основой для умственного развития, ей надо уделять особое внимание. Автор всесторонне выступает за пользу плавания грудничков, пропагандируя при этом методику Клэр Тиммeрманс.

Развиваем таланты по методике Синити Сузуки

Этот автор являлся японским скрипачом. Им была основана школа талантов. По его убеждению, музыкальность не является проявлением таланта, а представляет собой лишь способность, которую можно и важно развивать. Для него игра на различных инструментах сродни обучению основам родной речи и в достижении цели в обоих случаях нет никакой принципиальной разницы. Некоторые его методику называют «Метод родного языка». Его воспитанники блестяще играли на скрипке, восхищая своей игрой рядом присутствующих людей. Это в полной мере доказывает то, что подобная методика имеет право на существование.

Принципиальные моменты методики:

1. Основа обучающего процесса лежит в любви, заботе и внимании родителей. Доброжелательность атмосферы будет способствовать тому, что способности ребенка раскроются в полной мере.

2. Начало привития любви к музыке должно идти с момента его рождения.

3. Обучение музыке предполагает присутствие многократных повторений, а это будет способствовать развитию трудолюбия. Ребенок научится понимать смысл того произведения, которое он исполняет.

4. Обучение должно рассматриваться, как игра, а не прямая обязанность. Тогда этот процесс для ребенка будет только в радость.

Масару Ибука и его методика

Будучи японским инженером и успешным бизнесменом, он явился одним из создателей известной японской фирмы «Sony». Но большую известность он получил как автор, которым была создана уникальная методика, связанная с ранним развитием детей. Она получила название система Масару Ибука. В ней даются рекомендации, касающиеся абсолютно любой стороны жизни детей раннего возраста. Он был отцом единственного сына, который страдал серьезным недугом. Название ему аутизм. Это обстоятельство и заставило его изучать различные методики, связанные с воспитанием и образованием.

Все свое внимание он сконцентрировал на детях и подростках. Основываясь на результатах наблюдений, он написал книгу «После трех уже поздно». По его мнению, в первые три года жизни ребенка у него происходит формирование умственных способностей. Для обучения крохи этот период является «золотым» временем. Родителям упускать его никак нельзя.

Основные моменты:

В первые годы у ребенка закладываются основы для всей его последующей жизни. За дачей родителей является обеспечение благоприятной среды для этого. Необходимо постоянное общение с малышом, проявление заботы и ласки по отношению к нему. Автор считает, что окружение в развитии ребенка является определяющим фактором.

«Перекормить» ребенка новой информацией невозможно. Мозг просто сам заблокирует доступ к избытку информации.

Важным является ознакомления малыша с настоящим искусством. Его знакомят с различными репродукциями полотен известных художников, предлагают прослушивать произведения выдающихся композиторов.

Ребенка нельзя снабжать большим количеством игрушек. Это будет способствовать рассеиванию внимания, а не его концентрации.

Если проявлять строгость, то это надо делать в первые годы жизни младенца. Потом будет поздно, поскольку у ребенка уже сформируется чувство самоуважения. В тоже время, если излишне давить на ребенка, то это непременно вызовет протест с его стороны.

В раннем возрасте малышей нужно обучать иностранным языкам.

Если ребенок проявляет творческую инициативу, то он должен со стороны родителей получать всяческие поощрения.

Необходима постоянная двигательная активность. Ее надо тренировать с самого младенческого возраста.

Каким способом будет проходить воспитание ребенка - решают сами родители. Но не надо подходить к этому вопросу с излишней фанатичностью. Все делается в строгом соответствии с индивидуальными особенностями малыша.

Отношение родителей к подобным методикам самое различное. Есть, как их сторонники, так и противники. Сколько людей, столько и мнений. На это влияют разные стереотипы, которые присутствуют в том или ином обществе. С ними, естественно, сталкивается практически каждый родитель, что и накладывает отпечаток на формирование отношения к этому вопросу.

Как бы там ни было, никогда не следует забывать о том, что каждому малышу свойственно присутствие определенных возрастных норм и особенностей.

Создавая семью, молодые люди берут на себя большую ответственность друг за друга, а когда появляется маленький человек необходимо создать для его жизни и развития все необходимые условия. Хорошее питание и здоровый сон очень важны для крохи, но не стоит забывать о том, что для успешного будущего необходимо гармоничное раннее развитие ребёнка как личности.

Современные родители могут самостоятельно подобрать способы развития своего малыша, большинство техник подробно описано в виртуальной паутине, существует множество книг, однако лучше всего опираться на свои наблюдения за малышами. Вы с лёгкостью сможете, определить к чему тяготеет карапуз и, исходя из этого, можно осуществить выбор в пользу той или иной методики раннего развития. Психологи и педиатры советуют начинать активное развитие малыша с , именно в этом возрасте формируется психика и тактильное восприятие окружающего мира.

Для ребёнка в грудном возрасте очень важно внимание родителей и именно в это время легче всего вложить в своего кроху необходимые знания и навыки для формирования сильного и волевого характера. Учёные на протяжении длительного времени считали, что начинать развитее ребёнка лучше всего перед посещением детского сада, однако последние двадцать лет это мнение кардинально поменялось. Современные малыши более активны и прекрасно воспринимают интересные занятия и обучающие программы в игровой форме.

Исходя из способностей своего малыша, можно самостоятельно разработать обучающий курс на основе предложенных современных программ, только родители могут сделать правильный выбор. Обязательно обратите внимание, что начинать обучающие программы лучше всего с шести месяцев, сознание начинает формироваться под воздействием впечатлений от окружающего мира, головной мозг активно растёт и впитывает больше новой информации.

Как понять, что ребёнок готов к обучению?

Все люди разные, собственно и малыши развиваются не одинаково, кто-то начинает раньше воспринимать музыку, кто-то больше предпочитает игры и изучение букв и цифр, однако существуют основные параметры, которые позволят родителям определить уровень подготовки своего карапуза. Детские психологи пришли к выводу, что развитие нужно начинать в возрасте шести месяцев и к этому времени кроха должен обладать следующими навыками:

Детки в этом возрасте начинают хорошо воспринимать звуки и речь окружающих, поэтому старайтесь рассказывать все свои действия, произносить названия животных и всего, что окружает крошку. Ваш малыш будет воспроизводить различные звуки, что и послужит для вас сигналом к началу активных занятий.

Начинают формироваться аналитические навыки, карапузы отлично реагируют на название предметов и стараются брать имен их.

Большинство ребятишек в этом возрасте уже сидят и начинают активно ползать, что говорит о правильной работе опорно-двигательного аппарата, но самое главное - Вы сможете начать обучение ребенка, используя сенсорное восприятие и физические нагрузки.

Подрастающие грудные малыши очень внимательно следят за мимикой и эмоциями окружающих людей, благодаря этому происходит правильное эмоциональное развитие, что позволит Вам выбрать методики развития, основанные на эмоциях.

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, проанализируйте, обладает ли он необходимыми навыками для начала обучения. Чрезмерные нагрузки будут пагубно влиять на физическое и эмоциональное состояние вашего малыша, поэтому важно подбирать нагрузки в соответствии с развитием крохи.

Сегодня существует масса гаджетов, игр и дополнительных способов, которые позволять научить карапуза читать и писать, однако лучше всего подобрать методику, соединяющую в себе эмоциональные, психологические и физические аспекты. Не стоит забывать, что основы поведения, заложенные с ранних лет, в будущем сформируют характер и личность Вашего малыша. Основная задача любящих родителей вложить всё самое лучшее, но не стоит забывать и о формировании отношения к отрицательным поступкам. Любой ребёнок должен чётко понимать, что такое «можно» и «нельзя».

Какие варианты развивающих программ существуют?

Современные родители начинают подбирать обучающие курсы для своих малышей практически с самого рождения, не задумываясь об уровне нагрузки на детскую психику. Правильно выбрать методику развития для малыша помогут специалисты различных развивающих центров, однако если подобной возможности у вас нет, можно определиться с нужной программой самостоятельно. Ниже мы представим самые популярные методики развития малышей дошкольного возраста.

Методики, основанные на визуальном, эмоциональном и тактильном восприятии

Довольно популярной на сегодняшний день методикой раннего развития малышей является теория доктора Марии Монтессори , которая основывается на тактильном и визуальном восприятии окружающего мира.

Главное преимущество данной методики это то, что ребёнок попадает в интересный мир, который включает в себя различные аспекты жизни от природы до математики и музыки.

Довольно успешные педагоги считают способ развития у ребёнка визуального восприятия, это методику Дьенеша , который предложил большой набор предметов различной формы и цвета. Данные предметы олицетворяют различные условия окружающей среды, а список с заданиями позволит родителям найти больший общий язык со своими крохами.

Ещё один способ развития аналитических способностей у малолетних детей, это сборка интересных конструкторов , которые позволяют творчески мыслить и просчитывать свои действия. Данная методика была разработана в России в начале 1990 года гениальным инженером Воскобовичем, который впоследствии предложил массу различных вариантов сказочных конструкторов для детей от двух лет.

К данной группе можно отнести и развивающие игрушки , которые разработали многодетные родители Никитины, они предложили деткам кубики, круги, конструкторы и пазлы различного цвета фактуры и формы. Благодаря предложенным обучающим программам можно довольно быстро сформировать у карапуза представление об окружающем мире.

{reklama2}

Следующая группа обучающих тренингов поможет развить у малыша любовь к музыке, чтению и математике

Деток старшего возраста необходимо обучать чтению и на сегодняшний день существует две интересные программы, разработанные Чаплыгиной и Зайцевым .

Эти две программы основываются на чтении по слогам, в каждом из наборов существует несколько кубиков с буквами, а также специальный блок, который формирует слоги. Ребёнку намного проще запомнить буквы в виде кубиков, потому что он может ассоциировать их с различными цветами.

Развивать у своих крошек музыкальные таланты очень просто с интересной теорией семьи Железновых , данное обучение включает в себя прослушивание классической и современной музыки, интересные танцевальные игры, а также веселые жесты, которые формируют не только слух, но и визуальное восприятие.

По теории Кюизинера обучить малышей счёту и малейшим математическим операциям легче всего в раннем возрасте, он разработал, комплект разноцветных палочек различной длинны, которые ассоциируются у карапуза с цифрами. Используя эти красивые палочки можно научить малыша различать, где больше, а где меньше. Воспринимать буквы и цифры довольно сложно даже взрослому ребёнку, однако игровая форма и привлекательные цвета позволяют сделать этот процесс весёлым и максимально комфортным.

Представленные выше теории обучения, как правило, предназначены для детей от года и старше, однако существуют теории, что всему малыша можно научить только до трёх лет. Пропагандистами такой теории можно считать Тюленева и метод Ибука , они утверждают, что используя специальные игрушки и пособия можно обучить малолетнего малыша чему угодно. Данные методики противоречивы, но, несмотря ни на что дают отличные результаты, поэтому родителям необходимо познакомится с этими обучающими программами. Важно помнить, что маленький ребёнок воспринимает всю информацию только визуальным образом, и лучше всего на начальных парах обучения наблюдать за тем, как ребёнок относится к получаемой информации.


Большую роль для грудничка играет сопровождение всего процесса родителями, Вы должны набраться терпения и принимать участие во всех уроках или играх своего ребёнка. Только сообща можно получить желаемые результаты. Изучив все рекомендации, посоветовавшись с педагогами и психологами можно сделать правильный выбор, но не стоит забывать, что развитие ребёнка должно быть не только интеллектуальным, но и физическим. Необходимо использовать одновременно несколько программ, благодаря такому подходу Вы сможете направить способности своего карапуза в нужном направлении и получить в последствии успешного взрослого человека.

Что выбрать если малыш отличается от других деток!

Конечно, в правильном формировании сознания нуждаются все дети, но иногда возникают ситуации, когда ребёнок немного отличается от своих сверстников и отстаёт в развитии. Несмотря на наличие уникальных технологий, различные тестирования отклонений в утробе, детки рождаются с различными патологиями и отклонениями эмоционального и интеллектуального развития.

Методика Домана

Родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, не стоит отчаиваться, ведь Глен Доман предложил свою методику развития способностей у детей с отклонениями в развитии. Доман выдающийся нейрофизиолог, который длительное время наблюдал за детьми с умственными отклонениями, и предложил свою обучающую программу, которая способствует быстрой реабилитации малышей. Основа теории заключается в том, что существует большое количество карточек, демонстрирующих различные жизненные аспекты.

На представленных картинках могут быть изображены животные, числа, композиторы и поэты, различные политические деятели, одним словом всё, что связано с повседневной жизнью любого человека. Карточки демонстрируют карапузам с шести месяцев несколько раз в день определёнными группами, постепенно расширяя группы и добавляя в них новые карточки.

Используя эту теорию, можно значительно расширить кругозор ребёнка, способствуя его эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Получив отличные результаты с детками, имеющими проблемы в развитии, методика была немного усовершенствована и адаптирована для обучения малышей, имеющих нормальный уровень развития.

Благодаря стараниям Глена и его помощников в мире появилось большое количество учёных и даже нобелевских лауреатов, которые в ранние годы отставали в своём развитии, поэтому родителям особенных малышей важно обратить внимание на предложенную программу. Родителям стоит понять одну важную вещь, будущее их ребёнка завит от того, насколько внимательно они будут относиться к развитию его талантов и навыков.

Используя современные технологии и различные методики обучения довольно просто привить своему карапузу любовь к музыке и творчеству, научить читать и считать, а также позаботиться о психологическом и нравственном развитии.

Для ребёнка важно ощущать поддержку своих родителей в любом возрасте, поэтому постарайтесь как можно больше времени проводить вместе. Получить лучшие результаты можно получить только вместе начав любое дело, главное помнить, что будущее ребёнка зависит от того, что в него будет вложено родителями.

Многие мамы еще до появления малыша на свет задумываются о его дальнейшем развитии. Что нужно делать, чтобы ребенок рос смышленым и любознательным? Как развить возможности, заложенные в каждом крошечном человечке? Чем заниматься с малышом уже на первом году жизни? Ответы на все эти вопросы дают современные методики раннего развития детей. Какую из них выбрать? Это вы решите сами после прочтения нашей статьи.

1. Методика Монтессори

Согласно Марии Монтессори, развитие малыша должно базироваться на двух принципах: игровая форма обучения и самостоятельность ребенка. Без индивидуального подхода применить эту методику не получится. Каждый ребенок уникален, и это нужно учитывать. Малыш сам выберет подходящее для себя занятие, нужно лишь создать для него развивающую среду. Ошибки ребенка исправлять не следует, он сделает это сам. Мама должна лишь ненавязчиво руководить всем процессом, но ни в коем случае не учить кроху. На что влияет данная методика раннего развития ребенка? В первую очередь она направлена на улучшение:

Внимания;

Моторики;

Воображения.

2. Методика Никитиных

Эта методика развития предполагает, что ребенка не нужно к чему-либо принуждать. Общение родителей с малышом должно строиться в виде сотрудничества. Мама и папа всего лишь задают верное направление, но не пытаются научить ребенка всему как можно скорее. Важно также создать так называемые «опережающие» условия. Например, если малыш только пытается произносить свои первые слова, следует приобрести для него азбуку (пластиковую либо магнитную), а также набор цифр (также магнитный или в виде кубиков). Стоит заметить, что эта система на данный момент пользуется огромной популярностью во всем мире. Например, в Японии это базовая методика во всех детских садах.

3. Методика Долмана

«Биты информации» - так называет сам Глен Доман разработанные им карточки. Именно на них основана его методика раннего развития ребенка. В чем ее суть? Малышу можно уже с рождения показывать карточки с различными изображениями. Это могут быть животные, бытовая техника, явления природы, детали гардероба, даже точки для счета и написанные слова. Занятие длится всего несколько секунд, но повторяется несколько раз в день.

4. Вальдорфская педагогика

Эта методика раннего развития ребенка основную ставку делает на духовную и эстетическую составляющую личности, но никак не на интеллект. Если работать по этой системе, то с малышом нужно заниматься лепкой, народными промыслами, играть на различных инструментах, ставить свои мини-спектакли, наблюдать за природой. Кстати, учить ребенка читать эта методика не рекомендует до того, как ему исполнится 12 лет! Важную роль в обучении играет наглядное представление. Эта система имеет много противников. Во-первых, она совершенно не обращает внимания на и мышления. Во-вторых, в некотором смысле эта методика направлена на создание идеальных условий, которые далеки от реальной жизни. И, в-третьих, развитие ребенка существенно тормозится. Однако данная программа способна помочь тем, чей малыш гиперактивен и агрессивен.

5. Методика Зайцева

Эта методика раннего развития ребенка на первый план выдвигает обучение чтению. Занятия проходят обязательно в игровой форме. Дети при этом поют, хлопают в ладоши и постоянно находятся в движении. Основа системы - так называемые «склады». Это сочетания звуков, которые расположены попарно. Именно поэтому в школе ребенку, который обучается по данной программе, придется начинать все сначала - усваивать буквы, а уже потом слоги.

В этой статье:

Рождение ребенка - огромная радость и важное событие для каждой семьи. В первые месяцы после рождения родители наблюдают за развитием малыша, сосредоточив внимание на освоении им новых навыков, введении прикорма, обучении простым правилам гигиены.

На втором году жизни крохи большинство родителей начинают задумываться о том, как развивать малыша, какие методики для этого использовать. Поговорим о том, чего достиг малыш к году, какие навыки освоил и какими способами можно стимулировать его развитие в дальнейшем.

Физическое и интеллектуальное развитие: чему научился малыш?

Сидеть на одном месте, долго не меняя положения - для годовалого ребенка это невозможно. Малыш постоянно двигается, знакомится с окружающим его миром, практикует освоенные навыки. Некоторые дети только к этому времени пробуют ходить без поддержки, продолжая быстро передвигаться на четвереньках, изучая все, что встречается им на пути.

Годовалый малыш с удовольствием выполняет такие действия:

  • манипулирует игрушками и подручными предметами;
  • складывает игрушки и предметы в разные емкости;
  • бросает игрушки или предметы, стучит ими, тащит или толкает;
  • поднимается по ступеням и забирается на невысокую мебель;
  • играет с мячом (ловит, пинает, бросает);
  • открывает дверные ручки;
  • закручивает крышки на бутылках и пр.

У малыша в этом возрасте достаточно высокий уровень развития мелкой моторики, поэтому он справляется со многими действиями, где необходимо использовать пальчики.

Познавательная активность у годовалого ребенка также находится на высоком уровне. Он с удовольствием проводит эксперименты с разными предметами, которые попадаются ему под руку, проявляет живой интерес к движущимся предметам и механизмам. В этом возрасте малыш способен:

  • объединять предметы;
  • строить башни из кубиков;
  • собирать простые пазлы из двух-трех картинок;
  • собирать игрушки-вкладыши;
  • проводить сравнительный анализ предметов;
  • группировать предметы;
  • играть с водой и песком;
  • пробовать рисовать;
  • знать значения многих слов, которые пока не произносит;
  • понимать запреты;
  • выполнять инструкции;
  • искать спрятанные предметы;
  • копировать действия взрослых, играя с игрушками.

После года у малыша также можно отметить активное развитие речи. Кроха получает удовольствие от общения с родителями, пробует повторять слова, заканчивая стихи, песенки, сказки, слушает, когда ему читают.

Родителям в этом возрасте важно уделять достаточно времени ребенку, стимулировать его раннее развитие с помощью игр, упражнений, прикладного творчества, таким образом развивая его потенциал.

Роль раннего развития ребенка

Планируя раннее развитие ребенка, далеко не все родители понимают, какие задачи нужно ставить перед малышом, какие материалы для этого использовать. Специалисты настаивают на том, что раннее развитие должно строиться на совершенствовании моторики ребенка (а значит, и речи),
обогащении его словарного запаса.

Для развития мелкой моторики, то есть чувствительности кончиков пальцев и ловкости рук, можно использовать специальные купленные или самодельные игрушки. Это может быть крупная мозаика, игры-шнуровки, пазлы, логический куб. Подойдут и емкости с сыпучими крупами, кинетическим песком, пуговицы, бусины, макароны, из которых кроха вместе со взрослыми может сделать авторские бусы.

А вот для развития у ребенка мышления и логики родителям рекомендуется выбирать игры, соответствующие методике Монтессори. Подойдут природные материалы, тканевые
лоскутки, опять же пуговицы и шнурки, которыми кроха сможет играть.

В ходе игр ребенку можно рассказывать о геометрических формах, цветах, текстуре материалов, предлагая сравнить тактильные ощущения. После года ребенок уже сможет различать предметы не только по цвету, но и по форме и размеру, если с ним регулярно заниматься, ненавязчиво обращая внимание на внешние признаки предметов и игрушек.

Творческий потенциал: пора ли его развивать?

Раннее развитие творческого потенциала стимулирует развитие памяти, интеллекта, внимания, а также помогает формированию речевых навыков. Малыши, с которыми занимаются таким образом, проще находят контакт со
сверстниками, умеют соблюдать правила командной игры.

В ходе игр, направленных на развитие творческого потенциала ребенка, можно использовать пальчиковые краски, мелки, соленое тесто, глину, цветной картон и бумагу, старые журналы, книжки и игрушки.

Каждый день на 10-15 минут кроху можно увлекать новым творческим заданием. Например, начать можно с серии поделок из соленого теста, глины, пластилина, которые можно декорировать ракушками, пуговицами, фасолью или просто раскрасить красками.

Когда лепка малышу надоест, можно приобщить его к аппликации, предлагая создавать композиции из уже готовых бумажных деталей, а также природных материалов: шишек, сухих листьев и цветов, каштанов. Использовать в процессе можно как клей, так и пластилин.

Творческие занятия в компании со взрослыми доставляют малышам огромное удовольствие. Они чувствуют ответственность и стараются заслужить похвалу мамы, папы, бабушки или дедушки.

Для чего развивать у ребенка навыки конструирования?

Говоря о том, насколько важным является раннее развитие малыша после года, стоит отметить особую роль в этом процессе навыков моделирования и конструирования. Годовалые дети уже способны к проведению таких действий, несмотря на их видимую сложность. В ходе моделирования и конструирования у ребенка развивается внимание, логика, терпение и фантазия.

Малыши учится сравнивать предметы, анализировать их форму, размер, подбирать подходящие. В процессе подобных игр и упражнений ребенку удается доводить процесс до конца, двигаясь к цели - это в таком возрасте очень важно.

Конструировать и моделировать малыша можно научить, используя обычные кубики или детали конструктора. Со временем кроха научится самостоятельно играть с этими предметами, выстраивая целые города, группируя кубики и детали конструктора по цветам, форме и размеру.

Родителям важно понять, что каждый ребенок развивается по своему графику, поэтому продолжать заниматься нужно даже с теми малышами, у которых пока возникают сложности с выполнением даже простых заданий.
Терпение, усердие, внимательность и поддержка обязательно сделают свое дело, и со временем кроха справится с упражнениями на радость себе и взрослым.

Выделяют несколько наиболее эффективных методик, которые применяются сегодня взрослыми для раннего развития детей после года. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Методика Макато Шичида

Авторская методика японца Макато Шичида широко используется как в Японии, так и в других странах мира. Автор утверждает, что каждый ребенок появляется на свет гениальным человеком, а помочь ему таким и остаться сможет
раннее развитие в тесной связи с родителями. Автор уверен, что вся информация, получаемая крохой от взрослых, должна быть систематизирована и повторяться многократно в определенной последовательности.

Для упрощения задания Макато Шичид предлагает использовать флеш-карточки с разными изображениями, которые можно начинать показывать малышу уже с трех месяцев после появления на свет. Таким образом у крохи будет тренироваться фотографическая память, правое полушарие мозга будет активно развиваться. Заниматься с малышом нужно каждый день - утром и вечером.

Показывать картинки малышу нужно будет с минимальным интервалом - до 1 секунды. Методика получила положительную оценку как у родителей, так и у педагогов. Основной же проблемой, мешающей ее воплощению, является отсутствие у родителей дидактического материала для проведения уроков. Впрочем, желающие могут сделать их своими руками из картона и картинок, вырезанных из старых книг.

Методика Воскобовича: принципы и основы

Раннее развитие детей после года в 90-х годах сложно было представить без использования методики Вячеслава Воскобовича. Главный принцип этой методики для детей - использование функционального дидактического материала, способствующего развитию логики, воображения,
математических способностей у ребенка, а также стимулирующего навыки моделирования и конструирования.

Согласно методике, малыши оказываются в «сказочном лесу», где каждый его житель нуждается в помощи, заключающейся в совместном выполнении какого-либо творческого задания. Наибольший восторг у детей вызывает материал «геоконт» - доска с гвоздиками и цветными резинками, с которыми можно проводить самые разные манипуляции, стимулируя таким образом развитие творческого моделирования.

После года для детей уже не составит труда придумать разные геометрические формы, оказать помощь сказочным героям.

Отличный вариант для упражнений в рамках методики - квадрат Воскобовича, который представляет собой квадратную основу с треугольниками на ней. Одна сторона квадрата красная, другая - зеленая. Во время игр с квадратом дети получают возможность развивать логическое мышление и воображение, складывая фигуры, занимаясь поиском спрятанных в домике фигур.

Еще один прием автора - кораблик «Брызг-Брызг», который помогает развивать у детей после года способности к математике. С таким корабликом малыш сможет развлекаться достаточно долго, выстраивая палубы согласно расположению цветов радуги, меняя их направление, расставляя флажки по цветам и размерам. Недостаток методики - дорогой дидактический материал, который не так просто купить и невозможно изготовить своими руками.

Основы методики Гмошинской

С малышами, которые уже умеют сидеть, можно начинать рисовать пальчиковыми красками, размазывая их по бумаге, сжимая в кулачках.

По мере взросления малыша упражнения будут становиться более сложными и, что важно, регулярными, без перерыва на каникулы.

«Семь гномов» - методика для раннего обучения детей дома

Эта методика подойдет для детей, которые находятся на домашнем обучении с года и до семи лет. Работать с малышами нужно будет по
специальным пособиям, в которых будут отмечены инструкции для родителей касательно проведения занятий с малышами в зависимости от их возраста и подготовки.

Страницы каждого из пособий съемные, поэтому по мере изучения их можно развешивать по дому для закрепления материала. Работать с детьми согласно методике нужно будет начинать с 5 минут, постепенно увеличивая это время.

«Добрые сказки» от Лопатиной и Скребцовой

В рамках методики с детьми от года работают по сборнику стихов и сказок, которые будут развивать в малышах добрые чувства и нравственные понятия.

Заниматься с малышами должны будут взрослые, обязательно уделяя внимание обсуждению прочитанного, подталкивая
малыша к оценке поступков героев, пусть пока и на самом примитивном уровне. В ходе таких занятий малыш получит возможность улучшить речевые навыки, развить терпение, память, внимание и, конечно же, творческой потенциал.

Подытоживая все вышесказанное, отметим, что среди множества методик совсем не обязательно выбирать одну и работать только по ней.

Раннее развитие детей можно проводить, используя сразу несколько методик, экспериментируя, комбинируя, добавляя что-то от себя. Главное - уделять внимание ребенку, подбадривая и хваля его за первые пусть даже незначительные успехи.

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы с вами желаем счастья и успеха нашим детям. Чтобы они росли крепкими, здоровыми, счастливыми и умными. Большинство родителей задумывается о воспитании и развитии ребенка еще до его рождения. Яркий пример этого — тот факт, что многие беременные начинают слушать классическую музыку, приучая малыша к прекрасному и способствуя гармоничному развитию ребенка. Многие педагоги и психологи считают, что раннее развитие ребенка до года способствует его более успешной адаптации и развитию в будущем.

Раннее развитие детей — уже звучит не как какое-то новшество, а как необходимость для дальнейшего благоприятного развития малыша. Но вокруг столько разных методик. Что выбрать? Заниматься по системе Монтессори? Или выбрать принципы Вальдорфской педагогики? В этой статье я вам расскажу про наиболее популярные системы раннего развития, используемые до года, их плюсы и минусы. Давайте разбираться!

Начнем с наиболее популярных методик раннего физического развития.

Для младенцев, только что появившихся на свет, водная среда остается более привычной. Ведь он 9 месяцев провел в водной стихии в животе у мамочки, поэтому рекомендовано начинать заниматься сразу после рождения, пока у детей не пропали врожденные рефлексы.

Сначала занятия могут проходить дома в ванне, а после 2−3 месяцев в бассейне, как говорят инструкторы по грудничковому плаванию — «в большой воде».

Лучше начинать занятия под руководством опытного инструктора, который подскажет, как лучше держать ребенка, какие упражнения с ним уже можно делать и распишет для вас занятия по месяцам. Основная задача взрослого — привить любовь к воде, чтобы малышу нравилось купаться и плавать.

Плавание развивает практически все группы мышц, улучшает работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы. Занимаясь плаванием с грудничком, мы также и закаливаем ребенка, укрепляем его иммунитет.

Такие занятия могут помочь снять излишний тонус, помогают расслабиться, даже уменьшают вероятность , что так часто беспокоит малышей. Но что самое главное — поднимают настроение ребенку и приносят вам с вашим малышом яркие положительные эмоции. Ведь в это время мама находится рядом с малышом в тесном телесном контакте. Что может быть лучше для новорожденного?

Основные минусы данной методики :

  • В бассейнах все еще часто хлорируют воду, что может раздражать нежную кожу малыша.
  • Несмотря на то, что вода и помещения тщательно дезинфицируются, все-таки, бассейн — это общественное место, соответственно увеличивается возможность подхватить инфекцию.

Если вас заинтересовала данная методика, предлагаю ознакомиться с книгой «Плавать раньше, чем ходить » автор В. Скрипалев

Динамическая гимнастика для малышей: Китаев и Трунов

Данная методика отличается от обычного массажа. Она более динамичная, эмоциональная, можно даже назвать это акробатической гимнастикой. С ребенком выполняются различные динамические упражнения с подбрасывание вверх, малыша крутят и вертят в разные стороны. Большинство бабушек, конечно, не смогут на это спокойно смотреть, тем более что ранее было принято пеленать детей практически до 6 месяцев.

Авторы данной системы развития предлагаются соединить закаливание, массаж, упражнения на мяче и в воздухе, тем самым предоставляя ребенку массу возможностей для развития двигательной активности. Каждый месяц малыш усваивает все новые навыки — учится , координировать движения ручек, а задача взрослого — идти немного на опережение, показывая ребенку все возможности его тела.

Плюсы :

  • Малыш лучше ориентируется в пространстве.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Развивает мышечный тонус.

Минусы :

  • При неправильном исполнении занятия могут быть травматичны! А родители не всегда могут самостоятельно дома правильно просчитать предлагаемую малышу нагрузку.

Раннее развитие ребенка до года: системы общего раннего развития

Методика Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Его методика делает упор на интенсивное физическое развитие детей с самого момента рождения и активное развитие их интеллекта.

Доман считает, что, взяв за основу прекрасную зрительную память новорожденных, можно быстро обучить их новым словам и понятиям. Предлагается использовать специальные карточки, на которых крупно написаны слова или точки (синонимы цифр).

Данные картинки нужно показывать практически с первых дней жизни малыша, постепенно, каждый месяц увеличивая их количество и усложняя содержание. Начать можно с изображений игрушек, фруктов, потом переходить к более сложным категориям.

Купить карточки Домана можно в интернет магазине MyToys .

Как происходит обучение? Ребенку показывается карточка, затем взрослый громко произносит слово, написанное на ней. Занятия должны быть ежедневными, в несколько подходов по несколько секунд, где на каждую секунду приходится одно слово.

Основы методики изложены в книге «Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет »

Вот основные из них:

  • Главным и самым лучшим педагогом по раннему развитию ребенка является сам родитель.
  • Чем раньше начинается обучение, тем лучше!
  • Дети в раннем возрасте могут усвоить огромное количество информации.

Глен Доман огромное значение придает и раннему физическому развитию! Он продвигает идею о том, что физическая активность ребенка способствует его умственному развитию.

Малыш, только появившись на свет, уже рефлекторно знает и умеет ползать и плавать. Поэтому необходимо с самого начала постараться развивать эти навыки, пока ребенок их не забыл.

Доман предлагал использовать дома специальный трек, на котором ребенок может отрабатывать навык ползания.
Можно поставить его под небольшим наклоном, тем самым немного усложнив задачу. Чем активнее и быстрее ваш малыш физически развивается, тем быстрее развивается и интеллектуально.

Дорогие читатели, мой партнер — компания Шаг Вперед - при покупке доставит вам трек Домана абсолютно бесплатно. Для этого вам нужно назвать кодовое слово — «Блог Светланы Белошенко». При оформлении заказа сообщите оператору эти волшебные слова — и трек к вам приедет бесплатно).

Идеи Глена Домана очень заражают, кажутся простыми и доступными, ведь с помощью ежедневных занятий можно очень быстро развить потенциал малыша и его врожденные способности.

Но есть много спорных моментов :

  • В обучении малыша в основном задействуется только зрение и слух.
  • Большой объем информации может утомить ребенка, у него пропадет интерес к занятиям.
  • Отсутствуют игровые моменты, ведущие в этом возрасте. Развитие происходит только через пассивное обучение.

Система Марии Монтессори

Обучение происходит только через подражание малыша действиям взрослого. В основе данной методики — воспитание детей с опорой на духовность и традиции.

Для малышей до года используются только натуральные материалы. Занятия проходят в обучении лепке, , знакомством с ежедневными бытовыми ритуалами (как умыться, как использовать полотенце и т. д.).

Активно используется народный фольклор. Использование потешек, (преимущественно сказок), рисование, танцы. Педагоги данной системы исключают задания на развитие памяти, мышления. До 7 лет педагоги не обучают детей чтению и счету, считая, что абстрактные понятия, такие как буквы и цифры, не понятны и не нужны в раннем возрасте.

Вальдорфские воспитатели утверждают, что до 3-х лет малыши учатся наиболее интенсивно. Дети усваивают огромный объем знаний и умений, играя. Никаких специальных заданий и упражнений, а только общение с родителями, братьями/сестрами, сверстниками.

Наблюдая за происходящим вокруг, малыши подражают взрослому, например, его речи, тем самым и обучаются. Цель вальдорфской педагогики — развитие врожденных талантов и способностей ребенка.

Отсутствие «натаскивания», отказ от разных технических новинок и изобретений. Считается, что просмотр телевизора, различных, даже специально подобранных видео для детей, перенагружает нервную систему ребенка. Сторонники данного метода считают, что всевозможные технические новшества и игрушки не дают развиваться воображению, фантазии и детской смекалке. Гармоничное развитие происходит через чтение, рисование, подражание взрослым.

Основные плюсы Вальдорфской педагогики :

  • Доброжелательная атмосфера воспитания.
  • Индивидуальный темп развития каждого ребенка.
  • Независимость от оценок.
  • Многообразие форм игровой деятельности.

Минусы Вальдорфской педагогики :

  • Воспитание происходит в отрыве от достижений цивилизации.
  • Не уделяется должного внимания развитию интеллектуальной деятельности.
  • Возможны сложности в дальнейшей адаптации к обычной школе (так как детей не обучают чтению и счету).

Сесиль Лупан разработала свою собственную систему раннего развития детей, взяв за основу методику Глена Домана. Она отошла от жестких рамок Домана. Добавила больше эмоциональности и творчества. Свой опыт воспитания двух дочерей Сесиль описала в книге «Поверь в свое дитя ».

Данная методика основывается на следующих принципах :

  • Лучший учитель — это родитель.
  • Поддержание интересов ребенка и его стремлений узнать новое.
  • Обучение нужно заканчивать раньше, чем ребенок устанет.
  • Если интерес малыша угасает, смените вид деятельности.

Большое значение выделяется первому году жизни! За свой первый год малыш усваивает огромное количество новых знаний и навыков. За этот период времени Лупан предлагает родителям решить четыре основные задачи:

  1. Научите ребенка любить самого себя. Покажите ему, что он желанный! Очень важно всячески проявлять свою любовь к малышу, чаще улыбаться ему, ласкать, проявлять заботу, радоваться его достижениям. Если ваш кроха плачет — обязательно подойдите к нему! Ведь дети до года еще не могут манипулировать. И если ваш малыш плачет, значит ему необходимо ваше внимание.
  2. Стимулируйте и развивайте все пять основных каналов восприятия:
    Развития зрения . Стройте ему рожицы, показывайте яркие картинки, украсьте его кроватку красивым постельным бельем, разложите по дому игрушки и т. д.
    Развитие слуха . Напевайте разнообразные мелодии, песенки; разговаривая с малышом, меняйте интонации; вместе с крохой слушайте различную музыку, сказки. Помните, что ваша речь образец для подражания, говорите четко и правильно.
    Развитие осязания . Используйте различные ткани, давайте малышу гладкие, колючие и мягкие предметы, знакомьте с понятиями горячо-холодно.
    Обоняние и вкусовые ощущения . Знакомьте ребенка с различными ароматами. Для занятий можно сделать специальные мешочки, наполненные разными ароматными травами. Также поощряйте малыша к знакомству с разными вкусовыми ощущениями. Так как маленькие детки до года познают свойства предметов, потянув их в рот, можно подобрать разные безопасные игрушки, которые он мог бы погрызть и пожевать.
  3. Поощряйте любую физическую активность малыша. Сразу после рождения ребенка Лупан предлагает выполнять с малышом различные гимнастические упражнения, сгибать ручки, ножки. Как только малыш будет пытаться сесть на четвереньки, стимулировать его к ползанию и т. д.
  4. Речевое развитие. Речь развивается с момента появления малыша на свет. Поэтому чаще говорите с ним. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, окружающие вашего малыша, переодевая ребенка, называйте части тела. Читайте сказки, стихи, сочиняйте истории. Отдельное место занимает в развитии речи звукоподражание. Ваш малыш чихнул, повторите это, он сказал первое «Агу», с улыбкой произнесите это вновь.

Лупан предлагает использовать иллюстрированные карточки. См. картинку ниже:

Данная методика рекомендует обязательно составить график занятий на неделю вперёд, а лучше по месяцам. Да, возможно, у вас не получится все сделать именно так, как планировали, но вы хотя бы сможете ориентироваться, что вы освоили, а что еще не пробовали сделать.

Очень важно, по мнению Лупан, активно развивая интеллект, помнить о личности ребенка, его желаниях и потребностях. А в главное не содержание, а атмосфера. Главное — чтобы вашему малышу было интересно.

Развивающие пособия от 0 до года

Сегодня многие развивающие программы включают лучшее из основных методик раннего развития. Существует множество различных обучающих пособий, которые можно приобрести на рынке для детей с самого рождения.

Например, пособия «Школы 7 гномов ». Про него, наверное, слышала практически каждая мама. Годовой комплект состоит из нескольких ярких иллюстрированных тетрадей. С их помощью каждый родитель может легко и непринужденно познакомить своего малыша с первыми стихами и прибаутками, познакомить с понятиями день-ночь, проиллюстрировать основные цвета, познакомить с понятием «форма». Хотя, конечно, школа семи гномов не затрагивает сферу физического развития ребенка.

Купить другие комплекты или отдельные пособия можно по ссылке .

Все наши дети разные. И подход к развитию каждого малыша должен быть индивидуальным. Какую бы методику развития для своего малыша вы не выбрали, главное — это любовь и уважение!

Вы можете выбрать лучшую, на ваш взгляд, из предложенных методик и составить собственную программу для своей крохи. Занимайтесь с малышом тем, что нравится вам самим, и тогда это будет любить ваш малыш. Находите время для ваших занятий только тогда, когда у вас с малышом хорошее настроение и успех будет виден очень скоро.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: