Как организовать активный летний отдых ребенка. Летние каникулы – как организовать детский отдых

Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках и внеурочное время в начальной школе
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

В 1905 году русский педагог С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Сущность метода проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.


Метод проектов используется в том случае , когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным . В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп общеучебных умений и навыков , на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (самостоятельно разрабатывать идеи, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (коллективно планировать деятельность, взаимодействовать с любым партнёром, сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь в решении общих задач, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, находить и исправлять ошибки других участников группы, вести деловое партнёрское общение);

в) оценочные (самостоятельно оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других участников);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, развивать монологическую речь, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (умение осмысливать свою задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться для решения поставленной задачи?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.


Особенности учебных проектов младших школьников.

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.


При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Важно помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам в его формулировании.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир, иностранные языки, информатика, изо, технология. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Если вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.


Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий. Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Основной формой работы на уроке является групповая работа.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, сайт, костюм, макет, словарь, атлас, передвижная выставка и т.д.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.


Примерные критерии оценок проектной деятельности:

1.Самостоятельность работы над проектом

2.Актуальность и значимость темы

3.Полнота раскрытия темы

4.Оригинальность решения проблемы

5.Артистизм и выразительность выступления

6.Как раскрыто содержание проекта в презентации (Если презентация выполняется)
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Ценным в проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования.
Этапы проектов и их характеристики

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Нужно четко понимать, в чем отличие проектной и исследовательской деятельности. Во-первых, они отличаются конечной целью. Цель исследовательской деятельности – уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть без исследования. (творческие, социальные, информационные). В третьих, проектная и исследовательская деятельность отличается своими этапами. Вся проектная деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:


I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема. Проходит обсуждение и осознание учащимися возможных путей деятельности, значимости предстоящей работы, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту. Определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также составляется план действий, определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.


II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.


Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

Информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

Информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

Отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием - медиатека).
При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.
Работа над проектом может быть организована индивидуально или в группе. Преимущества персональных проектов:

1.План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью.

2.У учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение зависит только от него.

3.Учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии.

4.Формирование у учащегося важнейших общеучебных умений и навыков оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:

1.В проектной группе формируются навыки сотрудничества.

2.Проект может быть выполнен наиболее глубоко.

3.На каждом этапе работы над проектом есть свой ситуативный лидер: лидер – генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе.

4.В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Использование метода проекта на разных уроках имеет свои особенности.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.

При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.

Создается проблемно-мотивационная среда на уроке разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Предлагаются такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”, составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, дается учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.

Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.

Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.

Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.


Науки о природе определяют в настоящее время приоритетные направления научно - технического прогресса, играют важную роль в научном миропонимании, раскрывают закономерности развития природы. Социальные и экономические потребности человечества выдвигают науки о природе на одно из первых мест среди других наук.

Ознакомление младших школьников с природой способствует накоплению фактических сведений, первоначальных понятий, знаний некоторых природных закономерностей, формированию практических умений и навыков учебного труда. Недостаточность такого первоначального образования отрицательно сказывается на успешности обучения естественным дисциплинам в старших классах.

В методике преподавания естествознания метод проектов может быть использован достаточно широко. Следует отметить, что в его основе лежат принципы коммуникативного подхода в обучении, кроме этого, использование проектной методики в значительной степени способствует созданию мотивации к изучению естествознания в начальной школе.

Метод проектов можно применять как в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий. В работе над проектами используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся, благодаря чему может осуществляться разноуровневое обучение.

Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель. На сегодняшний момент в современной начальной школе широко применяются две программы по естествознанию: программа «Зелёный дом» А.А. Плешакова и программа «Мир и человек» А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана.

Содержание курса А.А. Плешакова «Зелёный дом» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни.

В курсе 2 класса выделяется несколько содержательных линий. Первую из них составляет ознакомление с природой. В качестве другой содержательной линии курса выделено знакомство с жизнью общества на примере своего города или села. Следующая содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков. Важной содержательной линией курса является обучение умению общаться с другими людьми. Содержание курса 2 класса разделено на разделы: «Природа» (живая и неживая природа, сезонные изменения в природе), «Жизнь города и села» (город, экономика, культура и образование, профессии людей), «Здоровье и безопасность» (строение тела человека, заболевания, охрана здоровья, правила безопасного поведения на улицах и дорогах, в природе), «Общение» (труд и отдых в семье, правила вежливости), «Путешествия» (горизонт, поверхность и водоёмы своего края, карта мира, страны и народы мира).

По программе А.А. Плешакова в 3 классе в начале учебного года изучается тема «Природа и мы», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей представления о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных». Получаемые детьми элементарные знания о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах, о температуре и её измерении используются при изучении воздуха, воды и других компонентов природы. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, между неживой природой и живой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.), а также между природой и человеком. Затем изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Изучаются такие темы, как «Наша безопасность», «Экономика».

В 4 классе курс открывается темой «Мы - жители земли». Учащиеся получают общие представления о Земле - её форме, размерах, вращении вокруг своей оси и т.д., о материках и океанах. Дети на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможных путях их решения. Далее содержание программы раскрывается в темах: «Сбережём природу России», «Сохраним природу своего края». Дети знакомятся с природными зонами нашей федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. Изучается поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство.


Особая роль в формировании творческой личности, способной в дальнейшем к технически насыщенной производственной деятельности, отводится урокам технологии. Каждый урок технологии – это урок творческого вдохновения и радости, тем более, что все приобретенные навыки пригодятся детям в жизни. Разные виды работ, работа с различными материалами развивают фантазию детей, воображение, творческие способности. Неподдельный интерес, желание получить красивую поделку стимулирует развитие волевых качеств, побуждает их к творческому самовыражению. Тема каждого урока требует своего подхода к работе. Например, складывая из бумаги рыбку, ребята могут предложить поместить ее в «аквариум», для этого начать создание «аквариума» и т.д. Используя метод проектов на уроках технологии, можно привить устойчивый интерес к технологическому творчеству, повысить уровень самостоятельности, изобретательной активности.

Заключение.

Успешность важна для каждого ребёнка. Моя задача заключается не просто давать задания и оценивать их выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из общего потока информации. Такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей. В совместной деятельности каждый смог убедиться, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Примерами тому являются собственного сочинения стихи, сказки, фантастические истории, загадки и кроссворды, написанные исследовательские работы и выполненные творческие проекты. Защита их проходила как праздничное и торжественное мероприятие. Исследовательская и проектная практика ребёнка – это не просто методы обучения, это пути формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Благодаря этим работам, повысилась мотивация. Увеличилась степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшилась в различных видах учительская помощь. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных творческих конкурсах, олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня. Никто не остался равнодушным. Проектная деятельность, как живительный родник питающий и воссоздающий прекрасное, неповторимое, индивидуальное.


К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь

В.А.Сухомлинский

Тема урока: Создание диафильма по сказке Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Класс: 3 класс

Предмет: Литературное чтение

Тип урока : Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока : Познавательные – прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта: создание диафильма, составления сценария, осмысления заглавия произведения, монтаж;

Развивающие – развитие интереса к предмету, литературной речи, обогащение словаря, формирование действий контроля и оценки;

Воспитывающие – воспитание познавательной активности, формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе, чувства сострадания и заботы к нуждающимся.


№№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1

Организационный момент

-Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты,

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты .

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей.



Приветствие учителя и гостей.

Организация начала урока, эмоциональный настрой.

2

Мотивация учебной деятельности.

В нашей школе проходит подготовка будущих первоклассников. Нам предстоит выступление.

Настраиваются на урок.

Нацеливание на то, что нужно отнестись серьёзно к данному вопросу.

3

Представление темы проекта, поиск идеи, проблем.

Я предлагаю представить произведение Д.Н.Мамина-Сибиряка «Серая Шейка»

Давайте подумаем, в каком варианте мы можем это сделать?

(40мин.)


Выдвигают гипотезы:

Кукольный спектакль

Диафильм

Мультфильм

Книжку-малышку



4

Избрание проблемы. Определение целей и задач.

Чтобы создать диафильм, что нужно знать и сделать?

Из множества понятий выберите нужные.

Прочитайте определение этих понятий.

Формирование рабочих групп.

(По проведённому тестированию)

Каждой группе нужно создать по 4 кадра.

В каждой группе будут работать:

СЦЕНАРИСТЫ –их задача найти предложения, которые отражают сюжет будущего диафильма (Над сокращением текста мы работали на прошлом уроке).

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – в это время рассматривают иллюстрации (д/з), выбирают наиболее удачный рисунок для использования его в диафильме, придерживаясь сценария..

РЕДАКТОРЫ –контролируют работу сценаристов и иллюстраторов, помогают.

МОНТАЖИСТЫ – создают кадры с субтитрами.

Совместными усилиями произведём монтаж диафильма.



Выбирают:

Сценарий

Сценарист

Иллюстратор

Редактор

Монтажист

Субтитры

Знакомятся с определениями этих понятий.

Готовятся к защите проекта. Знакомятся с источниками информации.



Повышение степени осмысления изучаемого материала. Стимулирование мозговой активности, развитие способности воспроизводить информацию долговременной памяти, развитие умения классифицировать.

5

Осуществление проекта

Обсуждение заставки (начала) диафильма.

«Сломанное крылышко»

«Уточка»

«Серая Шейка»

«Уточка калека»

Серая Шейка – это кличка или характеристика?



Доказывают целесообразность заглавия.

Отвечают. Принимают решение «Серая Шейка»



Развитие речи и творческого воображения.

6

Осознание и осмысление учебного материала.

Предлагаю блок – схему. Которая поможет восстановить последовательность событий при составлении сценария.
Составлям цепочку по опорным словам.

Приступаем к работе. придерживаясь плана.

Выбираете иллюстрации. Устанавливаете последовательность

(на доске)

1-я гр. – 4кадра

2-я гр. – 4кадра

3-я гр. – 4кадра

4-я гр. – 4кадра

Отбирают нужные рисунки.

Выбирают субтитры по плану, разрезают, вклеивают текст.



Способствовать осознанию учащимися изучаемого материала и применению знаний в практической речевой деятельности.

7

Оформление результатов работы.

Консультирую. Помогаю произвести монтаж диафильма.

Монтаж рисунков-кадров на плёнку.

Формирование умения конструктивной работы через преобразование текста

8

Проверка и оценка результатов. Представление проекта.

Показать зрителям - критикам

Защищают проект (Выразительное чтение содержания кадров)

Воспроизведение диафильма.



Воспроизведение содержания через выразительную речь.

9

Рефлексия. Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

Какое главное дело мы сделали?

Нужен ли наш проект кому-то?

Чему учат такие произведения?



Отвечают.

Создали диафильм, чтобы порадовать первоклассников.



1

Домашнее задание творческое.

-Как вы считаете. Зачем нам нужны иллюстрации весны?

1)Написать 5-ю главу.Что могло произойти весной?

2) Подготовить краткий пересказ по диафильму.

Гипотезы
Выбираю по своему желанию.

Записывают д/з.

Убирают рабочие места.



Формирования умения создавать собственное высказывание. Делать собственный выбор.

Тема: Былина «Илья Муромец и Святогор»

Жить - Родине служить.

Тип урока : Урок получения новых знаний.

Цели: - Создать условия для знакомства с былинами и расширение

кругозора уч-ся через произведения эпического характера;

формирования представления о героическом прошлом русского

народа Древней Руси, великих русских богатырях, защитниках

земли русской, с опорой на жизненный опыт.

- Создать условия для развития компетенций: культурологической –

уважение к культуре русской нации; информационной – умения

получать информацию из различных источников (компьютер,

книга, живое слово, живопись); коммуникативной – умение

вступать в общение.

- Создать условия для воспитания чувства патриотизма, гордости за

свой народ, за Россию; развитие чувства ответственности, коллективизма

и сплочённости; уважения к русским воинам, желание

им подражать; творческих способностей уч-ся путём проектирования.

Оборудование :

Видеопроектор.

Компьютерная презентация с аудиозаписью былины.

Выставка «Музей оружия». Выставка книг.

Раздаточный материал.

Ход урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Урок литературного чтения буду вести я,

Валентина Николаевна. Несколько слов о себе.

в моей семье было много мужчин. Мои деду-

шки и отец были участниками ВОв, защищали

нашу Родину от врагов. Мои братья служили в

армии, отдавая свой долг Отчизне. Мой муж

служил старшиной на атомной подводной

лодке, охранял границы нашей страны.

А ваши папы и дедушки служили в армии? (Поднимите руки. Ответьте.)

Они охраняли вас, нашу страну.

Для каждого гражданина своей страны очень важные и дорогие должны быть слова

1 слайд «Родина – честь – долг»

Наших мужчин всех поколений объединяет общее дело, главная цель в жизни – честно служить своему народу, своей Родине.

Ваш долг, как будущих защитников, знать об этом.

…….

2. Введение в тему.

Главную мысль нашего урока выражает пословица, но в ней не хватает важного слова. Какого? (Читаем)

Тема: Жить - Родине………(служить) Что значит служить?

А в старину, как называли защитников земли русской?

Загадка: Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

2 слайд- БОГАТЫРЬ

Ребята, похож ли мужской силуэт на богатыря?

Наша задача с вами создать образ народного богатыря Брянского края, поэтому…

3 слайд

Цели урока: - познакомиться с былиной, читать;

- развивать умения: находить информацию,

Проектировать, общаться.

3. Реализация поставленной задачи .

Чтобы создать образ, нужно знать о нём всё. Начнём с внешнего вида.

4 слайд - Картина В.М.Васнецова «Три богатыри»

- Они прискакали на дальнюю заставу. Какая их цель? Богатыри объединились, чтобы охранять русскую землю. Когда они вместе, их невозможно победить. Они стоят в ряд, как стена, через которую не пройти врагам. Знаете вы их?

(Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)

Все богатыри одеты в кольчуги (показать в музее), шлемы, сапоги, перчатки, плащи.

Имеют оружие: щиты, мечи, палицу, лук, копьё, коня.

4. Первичное закрепление. (Коллективно)

5 слайд - Игра – итог

«Что должно быть у богатырей?»

(Встали. Если вещь должна быть у богатыря, - вы делаете хлопок над головой, а если нет, просто стоите.)

Для чего богатырю оружие нужно?

А можете сказать, какой внутренний мир богатыря? Какими качествами он должен обладать? (Ответы)

Мы дадим более полный ответ, если прочитаем былину .

5.Работа с былиной.

По названию определите, кто будут герои? (Илья Муромец. Святогор)

С Ильёй Муромцем вы знакомы, а вот Святогор перед вами.

6 слайд

- Святогор - гигант-богатырь, не реальный, мифический,

придуманный народом, воспетый в былинах.

Кто рассказывал былины? (Ответы)

Смотрите и слушайте.

7 слайд - Сказители «Илья Муромец и Святогор»

Рассказывались медленно, напевно, сопровождались музыкой, игрой на ………(гуслях).

Чтение былин особенное чтение.

8 слайд – Речевая разминка.

Былинная строка имеет три главных ударения.

Первое- на 3-м слоге от начала. Третье на 3-м слоге от

конца. Четвёртое(добавочное) – на самый последний

слог падает. При напеве создаётся протяжение этого

слога. Неударные слоги произносятся быстрее.

(Читает учитель. Хором)

9 слайд

- Удвоенные гласные создают напевность, протяжность.

богатырским

святорусским

третиих


Араратскиим

10 слайд - Работа с иллюстрацией

- О чём рассказывает иллюстрация?

6. Первичное чтение учителем

Послушайте, как сказано в былине.

нужную иллюстрацию, так мы восстановим сюжет.

(Работаем в парах. Ученик выходит к доске выставляет.

В конце - проверка по 11- 15 слайдам .) МОЛОДЦЫ!


16 слайд - Физминутка

7. Повторное чтение учащимися с учителем.(Включение в систему знаний и повторение)

Чтобы завершить наш образ, нужно в былине найти слова и выражения относящиеся к богатырю.

Читаем вместе – 1-я часть - добрый конь, да будто лютый зверь

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Могу ответ держать

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 2-я часть - гигант-богатырь

Желты кудри (русые, Русь)

………………………………………………………………………………………………………

Читаем вместе 5-я часть - силушка великая

Побраталися –

17 слайд

-Какой же образ у нас получается? (Читаем хором)

Удалый, добрый молодец

Богатырь

Смелый и сильный

Гигант-богатырь

Русые волосы

Силушка великая

Побраталися

Объединили свои силы, стали братьями по оружию, чтобы вместе служить Родине.

-В чём же смысл всей жизни богатыря? (Читают тему)


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

3-й ряд - Каким должен быть наш богатырь?

Выберите нужные выражения из распечатки.

2-й ряд - Ребята оденут нашего богатыря и подберут

оружие. (Слова читают у доски)

18 слайд -вывод

1-й ряд - Попробуют сформулировать вывод по уроку в стихотворной форме. Поможет рифма.

А кто хотел бы быть похожим на богатыря?

19 слайд- Песня «Богатырская наша сила»

-Не перевелись ещё богатыри на земле русской

Д\З- Раскрасить богатыря, придумать имя, читать былину.

Если ребенок остается на все лето дома, прежде всего, продумайте вместе с ним распорядок дня, которому он будет следовать. Не требуйте от чада придерживаться такого же строгого режима, как в течение учебного года. Ничего страшного, если он будет ложиться спать и вставать немного позже обычного, но желательно в одно и то же время. К школьному распорядку дня постепенно возвращайтесь со второй половины августа, чтобы ребенку было легче адаптироваться к началу занятий. Летом у школьника появляется много свободного времени, которое нужно помочь ему разумно организовать. Если отпрыск будет до вечера бесцельно слоняться по дому или проводить полдня у телевизора или за компьютером, вряд ли это пойдет ему на пользу. Но и совсем лишать ребенка бесполезного на ваш взгляд досуга не нужно, ведь летние каникулы тем и хороши, что дают возможность расслабиться и позаниматься тем, что нравится. Тем более что и просмотр телепередач, и компьютерные игры могут стать интересным и полезным времяпрепровождением, если это с умом организовать. Постарайтесь составить режим дня таким образом, чтобы в нем нашлось время и для прогулок, и для компьютера с телевизором, и для уроков. Да, да, про чтение с арифметикой нужно помнить и на каникулах!

Лето в городе: просмотр телепередач

Полностью оградить ребенка на каникулах от мультимедийных устройств практически невозможно, да и не нужно. Они неотъемлемая часть жизни современного человека. Лучше не запрещать, а контролировать телесмотрение, чтобы извлекать пользу из этого процесса. Телевещатели сегодня создают много полезного детского контента. Для маленьких зрителей есть специализированные телеканалы, нон-стоп транслирующие мультфильмы, фильмы, развивающие программы. Здесь важно учитывать возрастные потребности ребенка. В 7-8 лет ему будут интересны кукольные, цирковые представления, мультфильмы с героями-животными, с 9 до 11 лет — фантастика, передачи об устройстве мира и живой природе, с 12 лет — мультфильмы с героями-людьми и детские художественные фильмы.

Проблемой может стать то, что, оставаясь дома без родительского присмотра, дети охотно поглощают не только адресованную им информацию. Чтобы оградить от этого сына или дочь, хорошо бы приобрести специальный детский пульт, где каждая кнопка программируется на определенный канал. Таким образом, пульт легко подстроить под предпочтения юного зрителя, добавляя туда телеканалы о животных, природе, науке и др. Ребенок будет чувствовать себя самостоятельным и взрослым, выбирая каналы по своему усмотрению, а родители будут спокойны, зная, что уберегли свое чадо от нежелательной информации.

Нахождение ребенка у голубого экрана должно быть дозированным в соответствии с возрастом. С 7 до 10 лет им стоит проводить не более 1-1,5 часа в день . Ребятишки постарше могут проводить у телевизора больше времени — 3-4 часа . Смотреть передачи желательно в первой половине дня. Если делать это вечером, нервная система ребенка перевозбуждается, как результат бессонница, тревожные сновидения. Лучше обсудите с отпрыском перед сном мультики и фильмы, которые он увидел днем. Это повышает развивающий эффект телесмотрения.

Лето в городе: компьютерные игры

Разного рода «бродилки» и «стрелялки» также не должны быть на каникулах в «стоп-листе». Психологи утверждают, что виртуальные игры, кроме того что приносят современным детям большое удовольствие, обладают и некоторым терапевтическим эффектом. Помогают, например, избавиться от накопившихся негативных эмоций, способствуют развитию творческого мышления, памяти и сообразительности. Но и здесь нужно знать меру.

Не позволяйте школьнику проводить за компьютером больше часа в день. Сеанс при этом желательно разделить на части. Детишкам 6-7 лет можно без перерыва сидеть за монитором не дольше 10 минут , 8-11 лет — 15 минут , 12-13 лет — 20 минут , подросткам старше 14 лет — 25-30 минут . Затем необходим десятиминутный перерыв, во время которого хорошо бы сделать гимнастику для глаз. Проследите также, чтобы было правильное освещение, и не пожалейте денег на качественный монитор. При соблюдении этих несложных правил можно быть совершенно спокойными за психику и здоровье ребенка.

Лето в городе: прогулки

Постарайтесь организовать день таким образом, чтобы ребенок достаточное количество времени проводил на свежем воздухе, не менее 3 часов . Гулять школьник должен в любую погоду. Пользу прогулок для детского организма сложно переоценить. Игры на свежем воздухе повышают иммунитет, укрепляют нервную систему, стимулируют обмен веществ. К тому же на солнце активно вырабатывается витамин D, необходимый для нормального роста. Кроме всего прочего, детишки, которые большую часть летних каникул проводят за пределами квартиры, быстрее адаптируются к началу учебы.

Пребывание на свежем воздухе принесет ребенку максимум пользы, если он будет гулять в парке, сквере, подальше от пыльных загазованных магистралей и промышленных предприятий.

Лето в городе: занятия

Чтение, правописание, математика, иностранные языки тоже должны быть в летнем расписании. Регулярные занятия позволят школьнику сохранить приобретенные знания и способность учиться, что тоже очень важно. За долгие недели летнего отдыха дети расслабляются и нередко теряют этот навык. Чтобы в начале учебного года прийти в форму, порой требуется 3-4 недели. Активные занятия лучше начинать с середины июля - начала августа. Читать художественную литературу желательно на протяжении всех летних каникул хотя бы по 20 минут в день.

Летние каникулы, кроме всего прочего, предоставляют прекрасную возможность подтянуть предметы, успеваемость по которым оставляет желать лучшего. Конечно, заставить сорванца заниматься летом уроками, будет непросто. Найдите подходящую мотивацию, например, пообещайте отпрыску за хорошо выполненную работу интересную экскурсию, поездку за город, на рыбалку и т.п. Постарайтесь также донести до ребенка мысль, что если на каникулах не лениться, учиться потом будет гораздо легче, а, следовательно, у него будет больше свободного времени, которое он может посвятить любимым занятиям.

Лето в городе: развлечения

Найти в городе летом возможность для ребенка интересно и с пользой проводить время не так уж проблематично. Помимо музеев, кинотеатров, выставок, на посещение которых часто не хватало времени, можно заняться тем, о чем всегда мечтал. Например, научиться плавать, ездить верхом на лошади, играть в большой теннис, кататься на роликах. Запишите сына или дочь на лето в спортивную секцию, бассейн, конный клуб. А еще есть кулинарные студии, компьютерные кружки, школы танцев! Подыскать что-то интересное можно и на специальных сайтах, посвященных детскому досугу.

Хорошо если у ребенка будет веселая компания сверстников, которые, так же как и он, остаются на лето в городе. Познакомьтесь с родителями этих детей и договоритесь о взаимных визитах. Если ребенок проводит лето в городе, постарайтесь все выходные проводить вместе с ним, посвящая время активному отдыху.

Техника безопасности

Ребенок, который остается на лето в городе, как правило, бывает предоставлен сам себе. Долг родителей сделать жизнь собственного чада максимально безопасной.

* Проверьте, нет ли в доме мест, которые могут представлять потенциальную опасность — неисправные розетки, электрические приборы, оголенные провода и т.д.

* Проведите с сыном или дочерью подробный ликбез : напомните о правилах обращения со спичками, газовой плитой, колющими, режущими предметами и т.п.

* Если предполагается, что ребенок будет один выходить на улицу, убедитесь, что он хорошо знает правила дорожного движения.

* Запретите ему пробовать незнакомые ягоды, грибы, растения, разжигать костры, купаться в неприспособленных для этого местах. Имейте также в виду, что ребенок не должен находиться на улице без сопровождения взрослых после 10 часов вечера.

Подойдите к организации летнего отдыха творчески, и каникулы запомнятся вашему ребенку надолго!

Консультация для родителей ДОУ на тему: Лето

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой категории, АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №63 "Весняночка"
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. А так же родителям, которые планируют совместный летний отпуск.
Цель: развивать творческий потенциал родителей.
Задачи:
1. расширить представления родителей о способах организации летнего отдыха ребенка;
2. способствовать совместному времяпровождению родителей и детей.

Лето - это время отпусков! С нетерпением каждый из нас ждет это время года, чтобы по больше времени уделить нашим детям. Каждая семья выбирает для себя свой отдых. Одни уезжают в теплые страны, в поисках новых впечатлений, другие уезжают за город, на дачу, кто-то отправится в очарование глубинки (в деревню к бабушкам), а кто-то просто останется в городе. Но тем не менее, для каждого родителя будет полезна информация, как можно развивать ребенка летом, что новое и интересное можно показать, в какие познавательные игры можно с ним поиграть, и вообще какие открытия можно совершить летом юному исследователю.
Лето для нас предоставляет идеальную возможность, когда необходимо развивать и воспитывать детей, главное не упустить эти возможности данного времени года. Разнообразить деятельность ребенка и найти новые впечатления можно как и в родном городе, так и за его пределами, для этого важно подготовить активный познавательный совместный отдых с ребенком, в деятельности которого необходимо видеть необычное в простом: как красиво сверкает роса под завораживающую музыку леса. Но главное, не только увидеть необычное явление, а еще суметь преподнести это ребенку.
Так же, основной задачей необходимо наметить воспитание экологической культуры. Природа летом завораживает детей, но если они не будут знать правила поведения, тогда можно принести вред, как самому ребенку, так и окружающей природе. Что бы избежать этого, я предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Светофор природы».
В начале игры необходимо родителям выбрать ситуации для трех блоков, которые соответствуют цветам светофора:
- красный цвет - означает вред, который мы наносим природе;
- желтый цвет – символизирует нейтральность, вреда никакого для природы не приносим, но в то же время пользы для нее нет;
- зеленый цвет – приносим реальную пользу для природы.
Так же, во время летнего отпуска важно не забыть про формирование творческих способностей ребенка.
Дорогие родители, главное не забывайте, если правильно будете использовать, без злоупотребления естественную силу природы, только тогда, она будет оказывать благоприятное влияние на растущий организм ребенка. Именно поэтому, родителям важно с самого раннего возраста приучить своих детей осознанно выполнять правила безопасного поведения, особенно во время летнего отпуска.
Если вы хотите, чтобы летние каникулы вашего ребенка были активными, но одновременно и безопасными, тогда необходимо запомнить несколько основных правил. Солнце вырабатывает не только тепло и свет, но еще благодаря воздействиям солнечных лучей в нашем и детском организме вырабатывается витамин Д, который нужен для роста и формирования организма, а так же защищает его от разных родов инфекции. Но в то же время, если долго находиться под прямыми солнечными лучами, температура воздуха когда нагревается больше 25 градусов, тогда можно вызвать или солнечный или тепловой удар.
Купание является самым приятным и эффективным видом закаливания. Во время плавания в работу подключаются все виды мышц, подкрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но так же важно помнить, что следует начинать постепенно и осторожно. Во время первого купания, если ребенок не подготовлен, вода должна быть не менее 22 градусов, а само купание не должно превышать 2-4 минут, лишь спустя пару дней игры в воде продлеваются до 10 минут.
Если вы будете помнить и выполнять эти несложные правила, тогда вы убережете и себя, и своих родных от многих неприятностей, а летний отпуск для вас будет здоровым и радостным!

«Как организовать летний отдых с ребенком».

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке воспитывающих взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания, общения. Лета, известного нам как время отпусков, ждут и дети и взрослые. Взрослые имеют большой опыт летнего отдыха в городе и на даче, на берегу реки или моря. Маленькие дети, напротив, такого опыта не имеют и ждут повторения прошлого или новых идей от взрослых: воспитателя в детском саду, родителей в семье.

Дошкольникам радостно отдыхать как на юге, где есть море и можно

загорать, купаться, играть с водой, так и на даче или в деревне с родителями

или бабушкой и дедушкой. Как бы ребенок не проводил каникулы, он воспринимает это как лучший способ отдохнуть. Дети обладают достаточной

фантазией, чтобы найти себе занятие и не скучать.

Выбирая для ребенка место для летнего отдыха, следует учитывать особенности его здоровья, нервной системы.

О
тправляясь к южному морю, особенно на короткий период, родителям надо помнить, что такая поездка требует большой перестройки детского организма.

Детям с ослабленным здоровьем на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияет на сосудистую и нервную систему. Но, подвижным, эмоциональным детям в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.

Неорганизованный отдых на юге, у моря, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе, могут быть неприятные последствия – солнечные ожоги, ухудшения сна, аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.

Ребенку раннего и дошкольного возраста лучше отдыхать в привычном

климате – на природе в загородной местности, т.е. на даче. А там – солнышко

ярче, трава зеленее, воздух чище, чем в городе. Малыш сможет порезвиться в

саду, поесть свежих овощей, ягод, фруктов.

Л
ето надо использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы он вернулся в город окрепшим, закаленным, загорелым и веселым. Ну, а если нет возможности вывезти ребенка из города, можно с пользой провести летние выходные дни. Можно пойти на речку, отправиться в луг за ягодами или совершить семейный поход в лес. Очень полезно для ребенка совершать недлительные прогулки в парк или сквер. При этом не забывать, что одежда ребенка и взрослых должна быть легкой, проветриваемой, косынка (панама) удобной, обувь по размеру. По ходу прогулки наблюдайте за окружающим. Рассматривая деревья, кусты, обращайте внимание на стволы, ветви, листья.

Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную

игру «Раз, два, три – к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево,

которое следует быстро определить и добежать до него).

Обратите внимание на кору деревьев. Рассмотрите кору на березе. С южной

стороны ее кора гладкая; с северной – грубая, с трещинами, наростами. Знание этих особенностей помогает человеку ориентироваться в лесу. Под деревьями можно найти желуди, шишки, которые пригодятся для создания интересных поделок. Вместе с ребенком полюбуйтесь цветами, прислушайтесь к звукам, которые издают насекомые, наслаждайтесь пением

птиц. Встретив на прогулке ручеек, остановитесь, послушайте, как журчит вода, спойте вместе с ребенком песенку воды. Бросьте в воду лист дерева, понаблюдайте за его движением по течению. Объясните ребенку, что растения очищают воздух.

Дома предложите ребенку зарисовать свои впечатления от прогулки. Из

собранных природных материалов смастерите поделки, которыми можно

украсить дом или принести их в детский сад.

Гуляя с ребенком, напоминайте им правила поведения в природе и

сами неукоснительно выполняйте их. А эти правила очень просты:

Не разбрасывайте фантики, бутылки и другой мусор;

Не рвите и не разрешайте детям бесцельно рвать цветы, лекарственные

и другие растения, ломать ветки деревьев;

Не ловите и не позволяйте детям ловить и убивать бабочек, кузнечиков,

стрекоз, шмелей, пчел и других насекомых;

Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки;

Не позволяйте детям разорять муравейники и птичьи гнезда.

Лето – не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно,

чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным

временем.

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. А

родители обязаны помнить, что солнце хорошо, но в меру! Самая большая

опасность – перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар,

поскольку маленький ребенок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. Чем меньше возраст ребенка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Загорать детям следует не под прямыми солнечными лучами, а в тени, лучше во время игр и в движении.

Прекрасное закаливающее средство – купание. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать малышу возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. Не допускайте переохлаждения ребенка при купании. В воде вместе с ребенком обязательно должен находиться взрослый.

Чтобы отдых принес только удовольствие вам и вашему ребенку постарайтесь соблюдать некоторые правила:

· Если вы решили заниматься со своим ребенком, помните, что эти занятия должны быть короткими и проводить их лучше в утренние часы. Ваша задача расширять кругозор детей, соединяя имеющиеся знания и жизненный опыт ребенка.

· Следует помнить, что выезжая за город, или путешествую по миру, следует обсуждать с ребенком полученные впечатления.

· Всеми силами отвлекайте ребенка от телевизора и компьютера, проводите все свободное время на свежем воздухе, катайтесь на велосипеде, самокате, роликах, играйте в футбол. Лето – это укрепление здоровья ребенка и от того как он отдохнет во многом зависит его здоровье весь следующий учебный год.

· Старайтесь соблюдать режим дня, иначе очень трудно к нему возвращаться в сентябре. Не забывайте, что недосыпание развивает неврозы, возрастает утомление. Ребенок должен спать не менее 10 часов.

· Планируя экскурсию на отдыхе, обсудите с ребенком заранее, как он к этому относится, если реакция негативна, попробуйте найти компромисс. Попробуйте найти другую экскурсию, которая интересна и вашему ребенку. Советуйтесь с ребенком, будьте внимательным слушателем, ценность общения не в количестве времени, а в качестве общения (внимание, уважение, понимание).

«Питание ребенка летом»

Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.

Как организовать питание ребенка в летнее время?

Калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15% . С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).

Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.

Летом необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима . В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.

Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.

Впереди у вас три месяца летнего отдыха. Желаем вам интересного лета, хорошего настроения, здоровья!

Любому родителю приятно, когда его малыш здоров и весел, но ребенок сам не может организовать свой отдых и поэтому мы взрослые должны организовать активный отдых. Тем более впереди лето, а лето - это лучшая пора для отдыха. Не стоит пренебрегать прогулкой на свежем воздухе. Ребенок должен гулять не менее 7 часов в сутки в летний период. Главное сделать прогулку ребенка интересной.

  1. Игры с мячом «Прокати мяч по скамейке», «Прокати мяч между деревьев», «Догони мяч» (катить), «Лови мяч»;
  2. «Пройди по следам». «Пробеги змейкой».

Как можно чаще выходите в лес, на реку, в поле, в парк. И никогда не забывайте о том, что ребенка надо научить общаться с природой, и ваш пример будет ему первым уроком.

Лучшее место для отдыха - сосновые и лиственные леса, озера, реки. Аромат хвои и трав не только приятен, но и полезен. Хождение и бег босиком по траве - это массаж, полезны при плоскостопии, частых простудных заболеваний, хождение по траве вызывает положительные эмоции (игры «Собери шишки», «Найди ягодку» и т.д.)

Если вы отдыхаете на реке, не держите постоянно ребенка в воде, это может привести к охлаждению организма и к отрицательным эмоциям. Ребенок может находиться в воде 5-10 минут (игра «Достань камушек со дна»). Купание в воде способствует формированию правильной осанки. Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры «Рыбка плывет», «Потрогай рыбку», «Бросай камушки в водичку»; до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и увести в тень, во избежание солнечного удара (перегрева).

Удачного отдыха!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: