ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (4 класс)
Тема: «С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» (продолжение)»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки; закреплять умения работать над деформированным текстом; воспитывать внимание, мышление, воображение.
Оборудование к уроку:
иллюстрация на доску;
сарафаны, белые блузки, рубаха, кушак, бусы, зеркало, игрушка-котик;
скамейка, стул;
карточки с неполными предложениями, большие таблички на каждое неполное предложение;
цветочки трех цветов; большие цветы с заданиями;
разрезанный отрывок из текста;
краски, кисти, листы бумаги;
магнитофон, кассета с записью музыки;
цветки-поделки (аленькие);
выставка книг (сказки).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
– Дома вы дочитали сказку до конца. Понравилась вам сказка?
– По каким признакам можно определить, что это произведение сказка?
– Как вы думаете, соответствует ли название сказки Аксакова «Аленький цветочек» ее содержанию? Почему?
– Давайте вспомним, как начиналась сказка.
2. Инсценирование эпизода сказки. (Отрывок: купец спрашивает дочерей о подарках).
3. Работа с иллюстрацией к сказке (на доске)
– Какой эпизод изображен на иллюстрации?
– Как вы думаете, какие чувства испытывает девушка?
– Найдите этот отрывок в книге и прочитайте (с. 205 – 206)
– Почему умирало чудище?
– После, каких слов оно превратилось в человека? Прочитайте.
– Хорошо ли сказка заканчивается?
4. Восстановить предложения из сказки, используя данные отрывки
(предложения на карточках, работа в парах)
Очутилась она во дворце…(с.195)
…расцвел краше прежнего…(с.195)
…да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть…(с.200-201)
…привиделось во сне…(с.202)
…задумали они дело хитрое и недоброе…(с.204)
И жил я таковым страшилищем…(с.207-208)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
5. Работа по группам
Класс делится на 3 группы: «литературоведы», «художники», «географы». (Во время работы групп звучит спокойная музыка).
1 группа – литературоведы
Задания:
1. Прочитать отрывок из сказки и восстановить ее. (Отрывок напечатан на листе, разрезан на 7 частей, каждая часть наклеена на часть «аленького цветочка». Восстановив деформированный текст, получаем цветок, что является верным ответом.)
– Какие из героев положительные, а какие отрицательные?
2 группа – художники
Задания:
3 группа – географы
Задания:
6. Презентация. Представители от каждой группы рассказывают об итогах работы.
7. Работа с пословицами
– Вы подготовили пословицы к сказке «Аленький цветочек». Прочитаем их.
– Как вы считаете, какая пословица выражает главную мысль сказки?
8. Итог урока
– Что вам больше всего понравилось в сказке «Аленький цветочек»?
– Чему учит нас сказка Аксакова?
– Что не получилось, что бы хотели исправить?
– Ребята «вырастили» свои «аленькие цветочки» и решили подарить их гостям.
– Я благодарю вас за работу.
9. Домашнее задание: составить план, подготовить пересказ сказки по плану
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Восстановить предложения из сказки, используя данные отрывки
Очутилась она во дворце… …расцвел краше прежнего… …да не мог просьбам и слезам своей красавицы супротивным быть… …привиделось во сне… …задумали они дело хитрое и недоброе… И жил я таковым страшилищем… |
Задания для 1 группы: 2. Выписать характерные черты младшей дочери, купца, чудища, сестер: добрый, вежливый, отзывчивый, жадный, обидчивый, злой, простой, задумчивый, честный, справедливый, несдержанный, общительный, воспитанный, завистливый, молчаливый, внимательный, жестокий, грустный, веселый, скромный, искренний. Какие из героев положительные, а какие отрицательные? |
Задания для 2 группы: 1.Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки. 2. Подготовить пересказ этого эпизода. |
Задания для 3 группы: 1. Нарисовать сказочную карту путешествия купца по морям и островам. 2. Рассказать о растениях и животных, которых купец мог встретить во время путешествия. |
Отрывок из сказки
Проснулся купец. Встал он со кровати высокой, платье ему все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу хрустальную; он одевается, умывается и уже новому чуду дивуется: чай и кофей на столе стоят, и при них закуска сахарная…Вот видит он в окна растворенные, что кругом дворца разведены сады диковинные…Захотелось ему по тем садам прогулятися.
Ходит честной купец, дивуется…И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и возговорил он голосом радостным:
– Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.
И, проговорив таковы слова, он подошел и сорвал аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, инда земля зашаталася под ногами, - и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а так какое-то чудище, страшное мохнатое, и заревел он голосом диким:
– Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хоронил его паче зеницы ока моего, и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни.
Примерный план к сказке
1. Купец собирается в дальние страны.
2. Купец в гостях у чудища.
3. Чудище отпускает купца домой.
4. Меньшая дочь во дворце чудища.
5. Знакомство меньшой дочери купца с чудищем.
6. Конец заклятию злой волшебницы.
Пословицы к сказке Аксакова «Аленький цветочек»
1. Скромность всякому к лицу.
2. С лица воду не пить.
3. Ал цвет мил во весь свет.
4. Все хорошо, что хорошо кончается.
5. Всем сестрам по серьгам.
6. Всякий человек в деле познается.
7. Где счастье плодится, там и зависть родится.
8. Давши слово, держись, а не давши – крепись.
9. За добро плати добром.
10. Злой плачет от зависти, а добрый – от жалости.
11. Из одной клетки да не равны детки.
Аленький цветочек
Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: "Что привезти вам в подарок?" Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, "меняет товар на товар со придачею серебра да золота".
Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал.
По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочь его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: "Пусть та дочь выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек". Младшая дочь надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.
К-ть переглядів: 6002
Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: "Что привезти вам в подарок?" Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, "меняет товар на товар со придачею серебра да золота".
Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал. По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец гулять по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочь его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: "Пусть та дочь выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек". Младшая дочь надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.
Сестрицы позавидовали, что живет Настенька в богатстве, и перевели они все часы назад и ставни закрыли. В нужный час защемило сердце у Настеньки. Не дождавшись минутки (по домашним часам), вернулась она во дворец. А зверь около цветочка аленького мертвый лежал. "Ты встань, пробудись, я люблю тебя, как жениха своего желанного!" И превратилось чудище в принца молодого: "Полюбила за душу добрую, за любовь мою". (Заколдован он был: злая волшебница прокляла отца и украла принца ещё маленьким). 30 лет он был заколдован. И за это время приезжало 11 девиц, но все убегали.
Поженились они с Настенькой и жили долго и счастливо.