Моя жизненная философия воспитателя детского сада. Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия

Детство - важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни,

а настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь; и от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский

В детском саду я работаю 11 лет. Родилась я в селе, выросла в семье рабочих, и, как все дети, ходила в детский сад. Хорошо ли, плохо ли было в саду, не совсем чётко помню. Но хорошо запомнилось следующее: детей в группе было много, а игрушек мало. И ещё, что всем хотелось играть, причём с воспитателем, которая была одна, поэтому всем уделить внимание не могла. Проводились разные игры, конкурсы, соревнования. Вот и запало в душу: вырасту и пойду работать с детьми. Детство прошло, и наступила пора выбирать профессию. Для меня во-проса «кем быть?» не существовало. Сначала было лишь сомнение: дет-ский сад? Сейчас уже не могу объяснить почему, но выбрала именно детский сад. Помню огромное чувство радости, охватившее меня в тот момент, когда я узнала, что поступила в Константиновское педагогическое училище.

Педучилище - хорошая закалка, путёвка в жизнь, если человек этого сам желает. Именно обучение в педучилище мне помогло стать воспитателем, и окончательно утвердиться в выборе профессии. Комплексное образование помогало мне развивать умение анализировать, свободно выражать мнение, принимать на себя ответственность и воспринимать чужие проблемы как свои. Я многому учусь, стараюсь узнавать и не отставать от новых технологий в области дошкольного воспитания. Главное - я люблю детей и у меня есть огромное желание работать. На работе ежедневное самообразование в общении с детьми, коллегами, родителями. Каждый день я что-то планирую, реализую, показываю, общаюсь.

Да, воспитатель - звездная судьба,

В ней поиск, радость озаренья,

За души детские борьба

Работа - просто вдохновенье!

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Что значит быть воспитателем?

Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка - быть самим собой.

Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям - это любовь не к избранным, а к каждому ребенку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.

И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот. Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым днем все больше убеждаюсь, как это нелегко воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, стараться быть на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети.

Воспитатель должен уметь всё - играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных. Вот поэтому я стараюсь держать контакт с родителями своей группы.
Работая воспитателем 11 лет, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет меня забыть все огорчения и
обиды, даёт ощущение вечной молодости и возможность быть маленьким ребёнком! Ну а что же главное? А главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Я думаю, мне удается подобрать заветный ключик к каждому детскому сердечку. Важно, что они мне доверяют и с удовольствием каждый день идут в детский сад. Я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…

Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких шалунишек, без их горящих глаз, без ста вопросов «почему». Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в это волшебное заведение. Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями и хорошим настроением .


Почему я выбрала профессию педагога? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Что удерживает меня в ней? Каждый день я вижу детей, которые смотрят на меня широко раскрытыми глазами, ожидая чего-то необычного и интересного. А что я могу дать им? Что вообще может дать один человек другому? Кроме капельки тепла. Что Я могу? И что я хочу?

Мое педагогическое кредо: Сделать мир лучше и добрее. Я хочу сделать так, чтобы и мои дети тоже хотели и могли изменить мир к лучшему! Чтобы люди радовались каждому новому дню, радовались жизни. Чтобы, просыпаясь утром, хотелось улыбнуться, обнять родных и увидеть, что сегодня они здоровы и счастливы и что у них тоже все хорошо.

А потом чтобы было так: идешь на работу, улыбаешься, а тебя вдруг, случайно, останавливает незнакомый человек и спрашивает: «А где вы работаете?» А ты в ответ: «Я не работаю - я этим живу! Я просто воспитатель!». Потому что еще Конфуций сказал: «Найди себе любимое дело, и тебе не придется трудиться ни дня!».

И у меня есть это любимое дело. Реальная цель образования состоит в том, чтобы оставить человека в состоянии непрерывного задавания вопросов, вот этого я и стараюсь придерживаться в своем самосовершенствовании. Мне нравится познавать всё новое, задаваться вопросами и искать на них ответы. Пройдя курсы «Развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях введения ФГОС ДО», открыла для себя много интересного, что, думаю, пригодится мне в дальнейшей практике при работе в д с.

Я верю - каждый ребёнок талантлив! Но талантлив по-своему. Педагогу надо только помочь ему раскрыть себя, показать все свои возможности. И я как педагог всегда ставлю перед собой цель: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. Я хочу чтобы мне всегда хватало терпения, разглядеть в подростке звездочку, поддержать, подсказать.

С самого детства я хотела работать только с детьми. И вот, проработав на этом поприще, 11 лет, поняла -я сделала правильный выбор своего профессионального пути. Мне всегда хотелось научить детей тому, что умею сама, дать им хотя бы частицу тех знаний и умений, которыми владею я сама. Я гордо несу это звание "воспитатель". В настоящее время работаю с детьми старшей группы. Большое внимание уделяю воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Суть патриотического воспитания, по моему мнению, состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к дому, семье, к истории и культуре, созданной трудами родных и близких людей.

Я стараюсь строить занятия таким образом, чтобы они выполняли одновременно познавательные и развивающие задачи. И тем сильнее от их успехов и творческих побед воспитанников.

В практической деятельности я стараюсь руководствоваться высказыванием К. Ушинского: "Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра. "

И еще…я хочу, чтобы каждый из нас был кому-то нужен: и я, и вы, и этот порою неказистый подросток. И, конечно же, я хочу верить, что каждая зажженная мною звездочка станет для кого-то в этом мире чистой, светлой, доброй и верной путеводной звездой. И тогда всем будет хорошо. Потому что каждое существо, имя которому Человек, - ЧЕЛОВЕК! - в свете этой путеводной звезды будет легко и уверенно шагать по жизни, совершая на своем пути добрые и благородные поступки.

Ольга Гордеева
Эссе воспитателя «Моя педагогическая философия»

«Я не боюсь ещё и ещё раз

повторять : забота о здоровье-это

важнейший труд воспитателя . От

жизнерадостности, бодрости

детей зависит их одухотворенная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера

в свои силы.»

В. А. Сухомлинский.

Я уверена, что вы согласитесь со мной, что воспитатель - это первый , после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди , которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце. Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо я осознаю значимость профессии воспитателя , когда вижу распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, я понимаю, что я нужна им, что я для них - целая вселенная, что именно я закладываю ростки будущих характеров, поддерживаю их своей любовью.

Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.

Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече улыбаются мне своей особой улыбкой, по которой я их сразу узнаю, здороваются, делятся своими новостями и достижениями. Работая в детском саду, я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии. Но с каждым годом всё больше убеждаюсь, как это нелегко – воспитывать детей ! Мне верят, на меня надеются, от меня ждут понимания и преданности. А я должна всему этому соответствовать, быть всегда на высоте. Ведь именно от меня во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь мои воспитанники .

Пока мои дети дошкольники, они многого самостоятельно не делают, но через год, через два… – в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы дети знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Ведь именно в нём закладывается фундамент. Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников, приемами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Я работаю по основной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, реализую дополнительные программы : опираюсь на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам :

Ребёнок и его здоровье;

Ребёнок и другие люди;

Ребёнок дома;

Ребёнок и природа;

Ребёнок на улицах города.

Целью моей работы является : формирование основ безопасности жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) .

Задачи :

*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» ;

*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;

*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника

*обучать детей самостоятельности и ответственности.

Свою работу по данной проблеме я осуществляю по следующим направлениям :

здоровьесберегающие технологии;

правила пожарной безопасности;

правила дорожного движения.

Результативность и эффективность своей работы измеряю анкетами, диагностикой. После проведенного анкетирования родителей,был получен следующий результат : 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме. 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей. 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону. 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.

Дети стали более внимательными на дорогах, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

В результате этой работы в 2010г. наше учреждение заняло 3 место на муниципальном этапе конкурса «Лучший методический кабинет ПДД» . В 2011г. мы награждены дипломом первой степени на зональном этапе областного конкурса среди дошкольных учреждений «Мы с дорогою на Вы!» .

Возвращаясь к роли воспитателя в жизни дошкольника , вспомним древнюю мудрость Сократа. Все профессии от людей и только три от Бога : Педагог , Судья, Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии . Ведь я, как врач, для которого главный закон - «Не навреди!» . Без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей, без микстур и уколов лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Я, как мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей, не властвую, но сглаживаю противоречия, взвешиваю добро и зло, поступки и действия, но не караю, а стараюсь предупредить. Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше : их доверие, откровения, радость, маленькие тайны и хитрости, а самое главное любовь.

Я стараюсь постоянно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и практики . Я иду вперед, осваиваю инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не забываю доброе старое, например, устное народное творчество. Мне необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка. Я развиваю у себя такие качества современного воспитателя , как терпеливость, доброжелательность. Ведь мне приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Я уважаю родителей, прислушиваюсь к их мнению.

Моё Учительское счастье.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Все мы родом из детства. Все пришли в этот мир, необыкновенный и удивительный.

Из эмоций и переживаний, из первых горьких обид и из первых настоящих побед, как из осколков в калейдоскопе, складывается личность человека. Впереди у каждого свой большой путь. Как его пройти, что оставить после себя людям? Разве есть хоть один человек, который не задумывался над этим вопросом? Глядя на солнце, на бескрайнее зовущее море, на глубокое звездное небо, каждый задавал себе вопрос: кто я, откуда пришел и куда иду, зачем я в этом мире? Сейчас я с гордостью думаю о себе: я – учитель!

Я учитель... Сколько раз повторяю эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым, или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.

Да, я учитель и всегда хотел им быть. Я мечтал стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.

Что есть учитель? Профессионал, владеющий предметом и методикой его преподавания? Безусловно, но этого слишком мало. Психолог, понимающий ребенка, уважающий его внутренний мир? Конечно, но и этого недостаточно. Знать мало. Нужно любить детей, любить искренне, не по долгу службы.

Учитель – это сеятель. Он призван неустанно сеять, а это значит знать самому, иметь запас знаний, умений и приемов. Взращивать посеянное – значит побуждать к деятельности и познанию, применять, варьируя различные формы обучения и расширять арсенал инструментов познания. При этом нужно желать урожая, а значит верить в силы и способности ученика, расширять его горизонты. Быть интересным, результативным, побуждать к сотрудничеству. Быть готовым к успехам ученика и приближать их.

O Сеять – значит быть понЯтным.

O Взращивать – значит быть внимательным и настойчивым. Учитывать особенности и использовать рациональные методы и приемы.

O Получить всходы – значит, быть пОнятым.

O Взрастить – значит научить верить в свои силы, самостоятельно стремиться к большему.

O Получить плод – значит иметь возможность сотрудничать в реальных делах.

Из века в век Время бесстрашно делило людей на созидателей, разрушителей и созерцателей. Делило, но покорялось, покоряясь первым. Именно они изменили мир вопреки преградам и равнодушию. Учитель по природе своей профессии - созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – таков и итог профессионального пути педагога.

Каждый ребенок индивидуален, единичен, и это обстоятельство является причиной моей постоянной неудовлетворенности своим профессионализмом. От ошибки не застрахован никто. Но цена учительской ошибки особенно велика. Профессионализм в любом деле сводит риск до минимума, и педагогика, наверное, не исключение, но в пределах любого минимума остаются детские души. А значит, нет права на ошибку.

И вот здесь на выручку приходит педагогическая интуиция. Вряд ли кто осмелится дать исчерпывающее рациональное объяснение ее природе. Да она и не нуждается в нем. Она способна на многое, потому как корни ее, как мне кажется, в учительской любви к своим ученикам.

Уже более восемнадцати лет работаю учителем, а сформулировать своюпедагогическуюфилософиюкоротко и ясно мне не просто. В основе ее, конечно же, лежит мое отношение к ученикам. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим ученикам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь?

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» – эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Поэтому снова ищу, пробую, ошибаюсь и включаюсь в работу, в эксперименты.

Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих. Мне, кажется, что я уже нашел свой «золотой ключик» – это знаменитое «со»: со – трудничество, со – творчество, со – понимание, со – чувствие. Без этих составляющих (учитель – ученик – родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу. А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения.

Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока. Я снова вхожу в класс и вижу десятки глаз своих учеников, следящих за мной, не умеющих прощать равнодушия и лжи. Как библейская истина звучат для меня слова, сказанные В.О. Кольцовым: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь».

Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не знать и не любить. «Чтобы полноценно жить в этом мире нельзя не знать химию...», «…химия – это не только предмет, с помощью которого мы познаем себя и окружающий нас мир, химия – это источник материалов, которые окружают нас в повседневной жизни…», «…все науки взаимосвязаны и знания одного предмета помогают в изучении другого…», «…наш город называют городом химиков… и не нам ли – новому поколению, знать все о химии, чтобы держать честь города, ведь это наше будущее и думать о нем надо уже сейчас…». Это цитаты из сочинений моих учеников. На своих уроках я учу детей понимать и любить природу, осознавать себя в этом мире, воспитывать себя духовно и нравственно. Я стараюсь передать ученикам свои чувства и мысли. Для меня недостаточно того, что мой ученик совершил добрый поступок, отказался от каких-либо удовольствий ради доброго и вечного, – для меня важно, что он при этом чувствует. Искренне радуется или просто хочет, чтобы его поступок заметили, ждет похвалы?

Я прихожу в школу каждый день. Это моя школа, это большая часть моей жизни. А от жизни не берут выходных. Жизнь может быть нелегка, но от нее нельзя уставать. Я иду в школу с чувством, что там меня ждут единомышленники. И я рад, что для них также как и для меня, познание и развитие стало неотъемлемой частью их жизни и интересов. Многие уже попробовали свои творческие силы, нашли себя, научились быть полезными и протоптали тропинку для других. Я рад, что смог им помочь в этом и приложу все силы, чтобы тропинки, не зарастали, а множились.

Есть притча о царе, которыймечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный,какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот,который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моейпедагогическойфилософиии моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так. Любой урок для меня – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Давать их ученикам – вот мое первое педагогическое счастье. Главный человек для меня – мой ученик. Важно найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. В этом заключается мое второе счастье учителя. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель видеть смысл в любом деле. Вот мое третье счастье…

Моя педагогическая философия.

Кем быть? Этот вопрос встаёт в определённом возрасте перед каждым человеком. И это не удивительно, ведь в наше время столько дорог открыто для подрастающего поколения, что сделать выбор становится довольно сложно. Тогда на помощь приходят друзья, учителя, родители. Когда я задумалась над этим вопросом, родители посоветовали мне поступать в пединститут. Они видели, что, будучи маленькой девочкой, я играла не в дочки-матери, а в школу, в детский сад. Все мои куклы исполняли роль детей. И мне очень хотелось, чтобы мои «дети» всё делали правильно и не плакали. Но я, как и многие молодые люди, выбрала профессию не для души, а ту, что более востребована и лучше оплачивается. Поступила учиться в Политехнический институт и получила профессию химика – технолога. С первых дней работы на заводе я поняла, что ошиблась в выборе профессии. Моё призвание – дети. И судьба привела меня к ним, я стала работать воспитателем.
Не всё сразу получалось, не хватало опыта, но было огромное желание научиться работать с детьми. С первых же дней работы с малышами я полюбила их, с радостью шла на работу. Многие, как и я сама в далёком детстве, представляют работу воспитателя лишь как игру, полную задора и веселья, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда и терпения. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать всё: шить и рисовать, вязать и лепить, в определённой степени владеть актёрским и режиссёрским мастерством, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, знать правила хорошего тона, да можно ли предсказать всё, что встретится педагогу в его работе? Чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему будет работать с детьми.
А ещё ему необходим жизнерадостный и весёлый характер, умение не сердиться на ребёнка, избегать монотонности, скуки, дети оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём воспитателе и стараются ему подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником, поэтому во время работы я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям – кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности
- улыбка на лицах детей. Воспитатель должен быть порядочным, доброжелательным, терпеливым, добрым. Я стараюсь создать вокруг ребёнка атмосферу любви и взаимопонимания, потому что такая атмосфера способствует раскрытию таланта ребёнка. Я не боюсь лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.
Любить ребенка легко, но еще необходимо увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель. И поэтому я считаю, что профессия педагога – это самая важная профессия на земле. Она стала моей жизнью. Я учу детей видеть прекрасное, быть добрыми и честными.
Каждый день я всматриваюсь в глаза детей и часто при этом вспоминаю сон детства: « Я закрываю глаза… Медленно погружаюсь во тьму. Она становится всё гуще и гуще, ещё немного и я растворюсь в ней. Серо, душно и страшно. Но во всём теле разливается воля к свету. Сияние освобождает и наполняет не только меня, но и всё, что меня окружает. Раздвигаются и рушатся стены, которые держали в заточении. Поток сильнее и сильнее – и вот уже рядом прекрасные горы, моря, небеса и звёзды…Я лечу!» Дети каждый раз как бы снова рождаются – отсюда и непосредственность, простота суждений и действий. Кроме того у них незаглушённое чувство добра и зла, свобода Души, отсутствие суда и анализа. Для меня важно, чтобы ребенок не растерял это «богатство», поверил мне, сохранил уважение и признательность. Поэтому стараюсь быть настоящим другом, второй мамой для детей, которых мне доверили родители.
Ведь, наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок будет посещать детский сад, какие взаимоотношения сложатся у него с воспитателем, со сверстниками, насколько для него учение будет радостным и полезным. Воспитывать детей - это большая ответственность. Перед педагогом не просто ребенок, а будущий инженер, политик, врач или просто рабочий. Каким он будет? Добрым, сильным, открытым, чувственным, или замкнутым, раздражительным, агрессивным. Такие серьезные задачи решает на первый взгляд легкая, игривая профессия воспитателя. С детьми я работаю 18 лет и с уверенностью могу сказать, чтобы быть интересной для своих воспитанников и профессионально выполнять свою работу, я должна постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, идти вперёд к новым целям.
Я люблю свою работу и считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качеств о женщины - материнство. И я по - матерински стараюсь окружать детей заботой , лаской и вниманием. В ответ от детей получаю новый заряд позитива, творчества, массу положительных эмоций. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда молодой, живой и энергичной.

Название: Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ №18
Месторасположение: Свердловская обл. Пригородный р-он п. Висим

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Конфуций.

Профессия педагога одна из самых важных в настоящее время, в эпоху прогресса научных, технических знаний. Именно педагог, как , пример личности, обладающей ценностными ориентирами, сложившимися идеалами, способный меняться и развиваться вместе с ребенком, должен быть опорой для малыша, который видит мир огромным и необъятным.

В чем состоит философия педагога?

Думаю, что со времен античной Греции мало что изменилось. Тогда педагогом назывался раб, водящий ребенка в школу. Сейчас нет рабов, но любой педагог согласится с тем, что это не просто работа. График работы педагога зависит не от установленной нормы, а от потребностей его воспитанников. Ведь если проблема возникает у ребенка или его родителей и им нужна помощь, какой воспитатель сможет отказать в ней, ссылаясь на то, что его рабочий день закончился? Думаю, таких не найдется. , это форма поведения, приверженность этическим и нравственным нормам. . И до сих пор, основная задача педагога – вести ребенка к его цели, быть рядом с ребенком, поддерживать его на пути к цели, ненавязчиво направлять, позволяя ему пройти свой собственный путь.

Почему я стала педагогом?

Мне кажется, вся моя жизнь постепенно вела меня к этому. Мне ни разу в жизни не довелось встретить плохого педагога. Я вспоминаю своих учителей с огромным уважением. Они стали самыми запоминающимися людьми в моей жизни. Они позволяли на своих уроках не говорить прописные истины, которые всем известны и правильны, но рассуждать, иметь свою точку зрения и возможность доказать ее. Они научили меня мыслить, и не только в рамках предмета, но и в практических, жизненных ситуациях. Уже тогда мне хотелось связать свою жизнь с педагогической деятельностью.

Став воспитателем, я понимаю, что впереди еще много работы.

Необходимо настойчиво и последовательно овладевать педагогическим искусством, изучать психологию детей, предугадывать и предупреждать возможные затруднения, принимать во внимание . Всю свою профессиональную жизнь я учусь у детей. Радуюсь с ними каждому дню, удавшемуся событию, открытию, пусть и совсем маленькому в масштабе взрослых людей.

Мой секрет

Мой секрет работы с детьми в том, что я помню себя в их возрасте, знаю, насколько важными были моменты открытий и познания жизни, какими сильными были чувства, будь то радость или обида, насколько неопровержимой была уверенность в собственной правоте. Это помогает мне понимать детей, они чувствуют, что их уважают и понимают, отвечают мне тем же.

В своей работе я преследую цель воспитать у детей самые ценные человеческие качества: эмпатию, нравственность, способность находить решение в любой ситуации, иметь собственное мнение и доказывать его, контактировать с людьми. Детей я стараюсь научить самостоятельности, умению планировать, экспериментировать, рассуждать. Думаю, что главная задача педагога – создать условия для самостоятельного, индивидуального развития ребёнка, формирования личности, способной к саморазвитию, к конструктивным контактам с другими людьми, к осмыслению своих поступков.

Главным критерием того, что я смогла заинтересовать чем-либо ребенка, для меня служит появление у него вопросов, желания узнать больше, получить подробности усвоенной информации.

Свою работу строю под девизом слов П. А. Вяземского «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас». Именно родной язык дает нам возможность не только обмениваться информацией, но и переосмысливать ее, создавать собственное отношение к ней, поскольку человек может говорить на многих языках, но думает он только на родном языке. Тем не менее, в своей работе ставлю цель воспитать детей, не только хорошо владеющих речью, но и прежде всего здоровых, как психически, так и физически. В осуществлении этой цели помогают родители, привлечение которых в образовательный процесс дает ребенку возможность развиваться непрерывно, не только в детском саду, но и дома. Я стараюсь быть помощником родителям в воспитании их детей, чтобы дать возможность выбрать правильное решение и подход к ребенку.

Кредо

В качестве кредо своей педагогической философии мне хотелось бы использовать слова К. Ушинского «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически». Педагог – это профессия, которая требует саморазвития, изучения теории и применения ее в практической деятельности.

По мнению М. Монтессори, ребенок легко учится тогда, когда не замечает, что его учат, поэтому в своей деятельности я использую в основном игровые технологии.

Я стараюсь, чтобы каждый день был наполнен радостью, открытиями и достижениями детей. И думаю, что пока во мне есть интерес к профессии, детям, желание вместе с ними познавать мир, я могу быть достойным педагогом.

Осознание того, что дети приобрели новые знания, навыки и умения, которые помогут им в жизни, подготовят их к успешному обучению в школе наполняет меня радостью и гордостью за себя и за детей, за свой труд, за призвание педагогов и за то, что я правильно выбрала свой профессиональный путь.

Название:
Номинация: Детский сад, Саморазвитие педагогов дошкольного учреждения



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: