Почему люди должны совершать добрые поступки. Проблема важности добрых дел (Для кого важны добрые дела) (Аргументы ЕГЭ)

Действие № 4: делать добрые дела

Доброта приносит счастье

Безусловно, идея о том, что добрые дела вызывают приятные чувства, не нова. Писатели, философы и религиозные мыслители говорили об этом на протяжении многих столетий. «Если хотите быть счастливым, практикуйте сострадание», – говорит духовный лидер тибетского буддизма, четырнадцатый Далай-лама. «Истинное счастье в том, чтобы делать счастливыми других» – гласит индуистская поговорка. А шотландский эссеист Томас Карлайл заметил, что «без доброты не может быть истинной радости». Это хорошие идеи, но до последнего времени их истинность никто не проверял, тем более с помощью научных методов. Насколько мне известно, в нашей лаборатории мы сделали это первыми. Авторы предыдущих исследований сообщали о корреляциях между счастьем и добрыми делами, но ничего не говорили о причинно-следственных связях.

Например, мы знаем, что более счастливые люди чаще сообщают, что совершают альтруистические поступки (например, покупают продукты для заболевших друзей или останавливаются, чтобы помочь незнакомцам), тратят больше времени на то, чтобы помогать другим, а на работе часто делают то, что выходит за рамки их служебных обязанностей (например, помогают коллегам решать рабочие проблемы, хотя у них много своей работы) 3 . Эти результаты весьма показательны, но не проясняют вопрос о том, становимся ли мы счастливее, делая добрые дела.

Чтобы это выяснить, мы с моими сотрудниками провели «интервенцию» счастья (то есть эксперимент), где разделили участников на две группы и попросили их совершать по пять добрых дел в неделю в течение шести недель 4 . Членам первой группы нужно было совершать добрые дела в любое время в течение недели, а членам второй группы – сделать все пять добрых дел в один день, раз в неделю (например, в понедельник). Точные инструкции были такими:

В повседневной жизни мы все совершаем добрые поступки по отношению к другим. Они могут быть большими или маленькими, а те, для кого мы их совершаем, могут знать об этом, а могут и не знать. Например, иногда мы платим за парковку для незнакомца, можем сдать кровь на донорском пункте, помочь другу выполнить домашнее задание, посетить пожилого родственника или написать письмо благодарности. На следующей неделе вам нужно совершить пять добрых дел. Они не должны быть сделаны для одного и того же человека, их адресат может знать или не знать о них, и добрый поступок может быть похож или не похож на приведенные выше примеры. Не совершайте действий, которые могут быть опасными для вас или для других людей.

Каждое воскресенье вечером наши участники сдавали «отчеты добрых дел», где описывали добрые поступки, которые совершали каждую неделю, когда и для кого. Примеры добрых дел, которые они совершали, были самыми разными, от самых простых до довольно серьезных: например, «купил другу мороженое с фруктами», «помог помыть кому-то посуду», «сдал донорскую кровь», «переночевала вместе с подругой в первую ночь в ее новой квартире», «посетил дом престарелых», «помог незнакомцу решить проблему с компьютером», «разрешил сестре взять мою машину на выходные», «дал бездомному 20 долларов» и (мое любимое) «поблагодарил преподавателя за его тяжелый труд».

Результаты нас немного удивили. Как мы и ожидали, щедрость и сострадание делали людей счастливыми: то есть участники, совершавшие в течение исследования добрые дела, сообщали о существенном повышении уровня счастья. Но что интересно, о таком повышении сообщали только те, кто проявлял все свое великодушие в один и тот же день. Участники обеих групп сообщали, что после эксперимента стали намного более отзывчивыми, чем раньше, но те, кто распределял пять еженедельных добрых дел на всю неделю, не стали счастливее. Почему? Моя гипотеза состоит в том, что многие из добрых дел, которые совершали участники, были небольшими, и если их распределяли на семь дней, эти поступки казались незначительными, теряли субъективный смысл или становились менее заметными на фоне обычного поведения. В конце концов, большинство из нас регулярно совершают небольшие добрые поступки, и мы, возможно, этого даже не осознаем.

В этом исследовании мы видим новые свидетельства того, что эффективность действий счастья зависит от того, насколько правильно мы выбрали для них время. В разделе, посвященном благодарности (в главе 4), я отмечала, что когда мы просили людей регулярно «благодарить судьбу», только те, кто делал это один раз в неделю (а не три раза в неделю), были вознаграждены увеличением чувства благополучия. Так что точно определите, как, когда и как часто вы будете выполнять это действие, чтобы получить максимальный эффект. Результаты нашего эксперимента с добрыми делами показывают, что в идеале нужно делать больше добрых дел в неделю, чем вы привыкли.

Наше исследование впервые показало, что стратегия, состоящая в том, чтобы совершать больше добрых поступков, – эффективный способ стать счастливее. С тех пор мы проводили более длительные и более интенсивные исследования, чтобы выяснить, как и почему работают эта и другие стратегии. Например, мы провели еще одно исследование, где тоже просили участников совершать добрые дела и опрашивали их через месяц после окончания эксперимента, чтобы выяснить, сохранился ли их уровень счастья 5 . У кого-то из наших участников была возможность варьировать добрые поступки, которые они совершали, у других такой возможности не было.

В начале исследования мы просили всех участников перечислить добрые дела, которые они «хотели бы чаще совершать в будущем» и которые «легко повторять каждый день». Например, они могли чаще помогать по хозяйству другим членам семьи, отправлять друзьям электронные открытки, помогать кому-то донести покупки до машины, уделять больше внимания своему домашнему животному или приготовить завтрак другу. Те, кто мог «варьировать» добрые поступки, имели возможность каждую неделю выбирать любые три поступка из своего списка, а те, кто не мог это делать, должны были совершать одни и те же самые поступки каждую неделю в течение 10 недель 6 .

Это второе исследование подтвердило, что, регулярно совершая добрые дела, люди чувствуют себя счастливее в течение длительного времени. Но очень важно оставаться свободным в выборе этих поступков. Те участники, которым нужно было постоянно делать одни и те же три добрых дела, сообщили, что к середине исследования их уровень счастья снизился, а затем вернулся к первоначальным показателям. Возможно, они воспринимали это упражнение просто как еще один пункт в списке обычных дел, то есть как «обязаловку», которая снижала, а не увеличивала их уровень счастья. Если какое-то действие предназначено для того, чтобы увеличить наше ощущение благополучия, оно должно оставаться свежим и осмысленным.

Конечно, создавая собственную программу по увеличению счастья, мы делаем это по собственной доброй воле, а не потому, что нас об этом просит экспериментатор в белом халате. Когда мы выбираем действия, которые нам подходят, то по определению хотим делать то, что для нас ценно и что, по нашему мнению, доставит нам удовольствие. Это само по себе полезно. Сам акт выбора действия может вызвать приятные чувства еще до того, как вы совершите первое доброе дело (или выразите кому-то благодарность, или сделаете что-то еще). Однако это исследование показывает, что выбранная стратегия не должна превращаться в рутину. Она должна оставаться свежей. (Подробнее мы поговорим об этом в главе 10.)

Почему добрые дела делают нас счастливыми?

Психологические теории и исследования дают многочисленные данные о причинах (или механизмах) того, почему, помогая другим, мы сами становимся счастливее. Доброта и щедрость делают нас более дружелюбными и сострадательными к другим (например, «бездомный ветеран болен и действительно не может работать» или «мой брат старается выучить математику, но она ему трудно дается») и создают атмосферу взаимозависимости и сотрудничества в сообществе (например, «чтобы воспитать ребенка, нужна целая деревня» или «чтобы общество стало лучше, нужно действовать сообща»).

Добрые дела часто помогают нам избавиться от чувства вины, тревоги или дискомфорта по поводу трудностей и страданий других людей и помогают осознавать и ценить свою удачу и свои достижения. Другими словами, помогая другим, мы чувствуем, что нам самим больше повезло в жизни, и испытываем благодарность (например, «я благодарен за то, что здоров»). Действительно, оказание помощи и поддержка других людей могут принести большое облегчение, освобождая от собственных проблем и размышлений, потому что смещают фокус внимания с самого себя на другого человека.

Еще одно преимущество доброты – ее положительное влияние на самооценку. Когда мы совершаем добрые дела, то начинаем видеть, что в нас достаточно альтруизма и сострадания. Это открытие может наполнить нас уверенностью, оптимизмом и гордостью. Помогая другим или занимаясь волонтерством, мы открываем в себе новые способности, ресурсы и умения, и это помогает нам почувствовать, что мы контролируем свою жизнь 7 . В этом процессе мы можем также овладеть новыми навыками или обнаружить в себе скрытые таланты: например, отточить свои преподавательские способности или социальные навыки, научиться общаться с маленькими детьми или понять, как работает больница. Само по себе это может вызвать чувство эффективности и достижения. Некоторые исследователи утверждают, что добрые дела даже помогают найти смысл жизни 8 .

Наконец, – и это, вероятно, самый важный фактор, – доброе дело может стать началом целой цепочки добрых поступков. Когда мы помогаем другим, люди начинают любить, ценить нас, высказывать нам благодарность. А если помощь потребуется нам, они тоже будут готовы помочь 9 . Помогая другим, мы удовлетворяем базовую человеческую потребность во взаимосвязи с другими. Мы начинаем улыбаться, испытывать благодарность и ценить дружбу.

Моя лаборатория получила доказательства существования такой динамики в нашем втором эксперименте, связанном с добротой. В этом исследовании мы оценивали не только то, в какой степени участники исследования помогали другим и насколько счастливее они становились через 10 недель, но и степень, в которой они получали благодарность от тех, кому помогали. Мы обнаружили, что основная причина, по которой доброта к другим делала наших участников счастливее, состояла в том, что она позволяла им увидеть, как высоко люди ценят их добрые дела.

Так что доброта может сделать нас счастливее множеством разных способов. Исследования с участием волонтеров, например, показывают, что волонтерство уменьшает симптомы депрессии и увеличивает ощущение счастья, повышает самооценку, укрепляет чувство компетентности и личного контроля – возникает своего рода «эйфория помощника» 10 . Такие исследования не могут выявить причинно-следственные связи (то есть волонтерство помогает людям лучше относиться к себе или люди, которые хорошо относятся к себе, чаще занимаются волонтерством?). Но пролонгированные исследования с участием волонтеров дают многочисленные свидетельства того, что именно помогающее поведение волонтеров делает их счастливее, а не наоборот.

Вот одно необычное исследование. Оно длилось три года, и в нем участвовали пять женщин-волонтеров 11 . Все эти женщины страдали рассеянным склерозом. Они были ассистентками для 67 других пациентов с рассеянным склерозом. Их обучили методам активного и сочувствующего слушания. Один раз в месяц они должны были звонить каждому пациенту и разговаривать с ним в течение пятнадцати минут. Результаты показали, что в течение трех лет ощущения удовлетворенности, эффективности и компетентности участниц постоянно росли. Они сообщили, что стали более активно участвовать в социальной жизни, у них устойчиво снизились симптомы депрессии. Во время интервью все пять женщин сказали, что волонтерство кардинальным образом изменило их жизнь. Например, помогая другим пациентам, они забывали о самих себе и своих проблемах. Они говорили, что овладели навыками безоценочного слушания и стали более открытыми и терпимыми к другим людям. Они также сообщали, что у них выросла самооценка, они стали больше «принимать себя», увереннее справляться с проблемами и со своей болезнью. Одна женщина сказала: «Рассеянный склероз неизлечим, но я чувствую, что в состоянии с этим справиться, что бы ни случилось».

Что интересно, позитивные изменения, о которых сообщали эти женщины, оказались более существенными, чем в жизни тех пациентов, которых они поддерживали. Например, волонтеры говорили, что стали гораздо более удовлетворены жизнью в целом, – в семь раз больше по сравнению с самоотчетами других пациентов! Кроме того, со временем их удовлетворенность росла – невероятное открытие, если учесть, что изменения, возникающие в результате большинства «интервенций счастья» (даже самых значительных), со временем обычно уменьшаются.

Это было небольшое исследование, и в нем участвовали всего пять человек 12 , но оно прекрасно иллюстрирует многочисленные преимущества добрых дел. Волонтерство (или подобные программы) – уникальный тип помогающей деятельности, связанный с определенными обязательствами в рамках организационной структуры, для него характерны многие из тех же особенностей и преимуществ, как и для других, более спонтанных или более простых типов помогающего поведения.

Как делать добрые дела

Некоторые мои друзья – большие альтруисты. Один из них всегда готов помочь, всегда готов сказать «да», всегда рядом, когда он нужен. Я не знаю, как он это делает, почему доброта стала для него настолько привычной, но то, что ему дается естественно, многим из нас нужно практиковать сознательно и намеренно. И в этом есть свои преимущества: делая то, к чему мы не привыкли, мы можем пережить очень приятные и возвышенные чувства.

Я прочитала множество книг, журнальных статей и посетила множество сайтов, посвященных добрым делам 13 , и при этом у меня всегда возникает такое чувство, возможно необоснованное, что они несколько покровительственны к читателю. Если вы решили стать более щедрым, сострадательным и добрым человеком, то сами поймете, что нужно сделать. Вы когда-нибудь предлагали измотанным родителям посидеть с ребенком, хотя они об этом не просили? Вы когда-нибудь навещали друга, у которого возникли какие-то проблемы? Вкладывали деньги или время в какое-то доброе дело? Хоть раз улыбнулись кому-то, кто нуждался в улыбке, даже если это было непросто сделать в той ситуации? Возможностей для того, чтобы помочь другим, очень много. Нужно просто открыться им; если посмотреть на мир свежим взглядом, мы обязательно их увидим.

Для добрых дел не нужны какие-то особые таланты, много времени или денег. Доброе дело не должно быть большим или сложным. Кроме того, если вы не знаете, в чем мог бы состоять акт доброты, щедрости или милосердия, достаточно обратить внимание на свой дом, на свое рабочее место или на свое окружение. Иногда люди отправляются за тридевять земель в поисках дел или ситуаций, которым можно было бы посвятить себя, хотя могли бы совершить доброе дело для супруга, ребенка, сотрудника или старого друга.

Одна знакомая рассказала мне историю о своем муже-виолончелисте. Как-то он узнал о музыкальной программе местного сообщества, в рамках которой музыканты раз в месяц посещали с концертами дома престарелых. Несмотря на плотный график работы, оставлявший ему мало свободного времени для жены и маленькой дочки, он начал выделять на такие концерты несколько часов в месяц. Он был очень серьезно настроен и считал, что делает доброе дело. Но его жена была другого мнения. «Как он может играть для незнакомцев, когда у него нет времени, чтобы поиграть с собственной дочерью?» – жаловалась она. Выбирайте добрые дела с осторожностью, ведь любые изменения в вашем поведении могут привести к неожиданным последствиям, хорошим или плохим. Не пытайтесь превратиться в мать Терезу или в Далай-ламу; добрые дела могут быть и совсем небольшими.

Правильно выбрать время. Первый шаг стратегии доброты – определиться с тем, какие поступки вы намерены совершать, как часто и как много. Результаты моих исследований показывают, что это важно. Если вы будете делать слишком мало, то вряд ли почувствуете себя счастливее. Наоборот, вы можете оказаться перегруженным, раздраженным или изнуренным. Я предлагаю следовать модели одной группы из моего первого «эксперимента доброты», участники которой после эксперимента сообщали о максимальном ощущении счастья. Выберите один день в неделю (скажем, понедельник) и в этот день (и ни в какие другие) совершайте одно новое и необычное для вас доброе дело или три-пять небольших добрых поступков. Я говорю «новое и необычное», потому что вы, вероятно, уже и так каждый день делаете множество больших и маленьких добрых дел, а стратегия доброты состоит в том, чтобы делать что-то другое, чего вы не делали раньше. Если вы всегда пропускаете другие машины на дороге или раз в неделю занимаетесь волонтерством в больнице, то, конечно, эти добрые дела не станут для вас новыми и необычными. Сделайте что-нибудь другое.

Разнообразие придает вкус жизни. Вторая рекомендация, основанная на результатах моих исследований, состоит в том, чтобы варьировать, менять и комбинировать то, что вы делаете. Заплатить за парковку или сделать больше работы по дому в первый раз может быть приятно, но через некоторое время это приедается и уже не доставляет удовольствия. (Это не значит, что нужно прекратить это делать, просто добавьте к привычным действиям что-то новое.) Обязательства, связанные с постоянным контактом с другими людьми, например репетиторство для школьников, посещение заболевшего соседа, сбор средств на благотворительность, возможно, не вызывают такого же привыкания и могут довольно долго приносить удовольствие (не только вам, но и другим людям!), вызывать ощущение счастья, повышать самооценку, развивать ваши навыки и служить источником ресурсов.

Чтобы постоянно варьировать добрые дела, нужны усилия и творческий подход. Вот несколько идей. Во-первых, если у вас не слишком много денег, делитесь временем: предложите помощь в ремонте, в саду, погуляйте с ребенком или помогите человеку заполнить налоговую декларацию. Во-вторых, удивите кого-то: приготовьте ужин, пригласите на пикник, сделайте подарок, напишите письмо или позвоните. В-третьих, каждую неделю пытайтесь делать для других людей то, что для вас сложно. Например, будьте вежливы с телефонными продавцами (мне это очень трудно!). Для кого-то другого это может быть искренняя улыбка и «привет» (или «спасибо») прохожему или кассиру в супермаркете или готовность выслушать друга, у которого возникли проблемы. В-четвертых, учитесь состраданию – то есть сочувствуйте трудностям других и учитывайте их точку зрения.

Возможно, это прозвучит банально, но иногда нам очень трудно поставить себя на место другого человека и увидеть мир с его точки зрения. Представьте себе, что было бы с вами, если бы вы не могли оплачивать свои счета, если бы вас уволили, если бы вам нужно было заботиться о ребенке-инвалиде, если бы вы не умели читать или чувствовали себя настолько слабым, что не могли бы даже заменить лампочку. Если вы каждую неделю помогаете кому-то, кто действительно нуждается в помощи, это вызовет у вас чувство благодарности и поможет быть сострадательным. В-пятых, как минимум раз в неделю сделайте доброе дело, о котором никому не расскажете и в ответ на которое ничего не ожидаете. Не думайте о том, почему другие люди не так внимательны, как вы. Вы делаете добрые дела не ради одобрения и восхищения, а ради того, чтобы не терять ощущение смысла, цели и собственной ценности 14 .

Цепочка добрых дел. Недавно я стояла у кассы в супермаркете Whole Foods и случайно услышала, как молодой парень, стоявший передо мной, смущенно сказал кассиру, что у него не хватает 1,15 доллара, чтобы заплатить за покупки. Я никогда не делала такого раньше, но я тут же предложила ему эти деньги. Сначала он был немного озадачен, а потом – по-настоящему благодарен. Он долго и искренне благодарил меня. Эта ситуация оказалась неожиданно трогательной и приятной (даже для меня, исследователя доброты!). Доллар – это мелочь, подумала я, а этот человек, бесспорно, оценил мой поступок. Он наградил меня широкой и застенчивой улыбкой, а когда он отошел, я увидела, как он помогает погрузить покупки в машину женщине в инвалидном кресле.

Разрабатывая свою уникальную стратегию доброты, помните, что добрые дела часто создают «эффект домино» (или эффект «платы вперед»). Человек может обрадоваться или удивиться вашей доброте, и ваш поступок может побудить его сделать что-то хорошее еще для кого-нибудь, а тот человек, в свою очередь, будет более щедрым на следующий день и т. д. Другими словами, одно доброе дело может создать целую серию добрых поступков.

Добрые дела имеют и другие положительные социальные последствия. Как показало одно недавнее исследование, просто увидев чей-то добрый поступок или услышав о нем, люди испытывают «возвышенные» чувства (тепло в груди, они «тронуты» или восхищены) и тоже хотят сделать доброе дело 15 . Увидев по телевизору репортажи о героических поступках пожарных и спасателей Нью-Йорка после террористического акта 11 сентября, многие телезрители встали с диванов и отправились сдавать донорскую кровь – в те дни доноров было в два – пять раз больше, чем обычно 16 .

Последние замечания. Все мои рекомендации направлены на то, чтобы стратегия доброты принесла вам максимальную пользу в повышении уровня счастья. Я хочу подчеркнуть, что обычно люди проявляют сострадание и великодушие не ради собственной выгоды, но для других. Поэтому они и участвуют в волонтерских программах – преподают, слушают, ремонтируют, убирают, жертвуют деньги и время, – потому что считают, что это их моральный долг. Так что воспринимайте мои предложения творчески. Иногда полезно помогать другим за счет собственного комфорта. Но будьте осторожны: если для вас это постоянный паттерн поведения, то именно это может быть основным источником вашего несчастья.

Когда доброта пагубна. Конечно, доброта к другим может принести нам счастье. Но здесь есть несколько важных исключений. Прежде всего, определенные категории помогающего поведения вредны для физического и психического здоровья. Один из них, хорошо известный исследователям, – это необходимость постоянно заботиться о хронически больных или недееспособных близких. Исследования показывают, например, что уровень депрессии супругов больных болезнью Альцгеймера в три раза выше среднего 17 . Супруги больных с повреждениями позвоночника сообщают о тяжелом физическом и эмоциональном стрессе, выгорании, усталости, гневе и негодовании. Кроме того, эти люди демонстрируют еще более высокий уровень депрессии, чем их партнеры-инвалиды 18 .

Забота о больных требует постоянных усилий и часто сопровождается симптомами горевания о болезни партнера или о его скорой смерти. Конечно, это не значит, что не нужно заботиться о близких, но нужно осознавать, как эта ситуация может на нас повлиять, подготовиться к этому и делать лучшее, на что мы способны. Действительно, любое помогающее поведение, которое обременительно, мешает нам стремиться к собственным целям, получать удовольствие от жизни или вызывает горечь, оказывает негативное влияние на наш уровень счастья, хотя в то же время может быть необходимым, благородным или правильным.

Еще одно предупреждение заключается в том, что добрые дела нужно делать добровольно и они должны приносить нам удовольствие. Если мы помогаем кому-то вынужденно, то можем считать себя щедрыми и достойными людьми, заслужить благодарность и признание тех, кому мы помогаем, но это не может перевесить наше раздражение или ощущение, что нами воспользовались. Наконец, другие люди не всегда готовы принять нашу доброту. Помогая человеку, мы можем поставить его в неудобное положение, заставить почувствовать себя бедным, неполноценным или униженным. И тогда вместо благодарности и признания можно получить враждебность и негодование. Так что будьте тактичны, не навязывайтесь, не проповедуйте и не ведите себя снисходительно. Не переоценивайте свои способности и ресурсы. И прежде всего, не пытайтесь помогать тем, кто не хочет вашей помощи или не нуждается в ней.

Постскриптум: доброта или деньги?

Как мы говорили в главе 2, сейчас уже накоплено множество свидетельств того, что деньги не делают людей счастливыми, – точнее, они не делают людей настолько счастливыми (и настолько долго), как они ожидали. Но что, если я скажу вам, что, став щедрее и сострадательнее, вы станете более счастливым, чем если будете получать больше денег? Вы мне поверите? На самом деле этого я сказать не могу, поскольку нет никаких данных, которые бы напрямую сравнивали доброту и богатство. Но есть много неподтвержденной информации на эту тему.

Самое убедительное свидетельство, по-моему, – пример Билла Гейтса. В 2008 году он объявил, что оставляет ежедневные обязанности председателя правления Microsoft, чтобы посвятить больше сил и времени благотворительной деятельности. Журнал Forbes называет Гейтса самым богатым человеком в мире, но он уделяет много времени и сил благотворительности. Если быть точным, он тратит на благотворительные цели больше половины своего состояния. Например, начиная с 2000 года фонд Билла и Мелинды Гейтс пожертвовал 6 миллиардов долларов – больше, чем многие государства, – на программы здравоохранения для развивающихся стран, включая сотни миллионов долларов на детские прививки и медицинские исследования и 2,5 миллиарда на образование для бедных. Вполне возможно, что одно из его пожертвований изменит мир больше, чем все то, что он сделал на посту председателя правления Microsoft.

Зачем он это делает? Я не знаю, но могу предположить, что, отдавая деньги, он чувствует себя не менее счастливым, чем когда их зарабатывает. «Это приносит удовольствие, и это также огромная ответственность, – вот как Гейтс объясняет мотивы своей филантропии. – Но моя работа в Microsoft тоже приносит удовольствие и предполагает огромную ответственность. Точно так же, как родительские обязанности. Самые важные вещи в жизни устроены похоже. Зачем еще вставать с постели по утрам?» 19

Еще один прекрасный пример – Шерри Лансинг, первая женщина – директор ведущей голливудской киностудии. Она отказалась от власти, известности и богатства, оставив пост главы киностудии Paramount Pictures, и посвятила себя благотворительности. Ее друзья и партнеры были ошеломлены ее решением. Но, кажется, она оказалась намного мудрее их и поняла, что нужно для длительного счастья. Она создала некоммерческий фонд, который занимается исследованиями в области лечения рака и образования, поддержкой исследований стволовых клеток и сбором средств для программ, связанных с защитой прав человека. Кажется, Лансинг это приносит больше удовольствия, чем доход с шестью нулями.

Если вы выбрали для себя это действие, то вам может быть полезно следующее.

ПРИОРИТЕТЫ 5 И 6: ЧУВСТВЕННЫЙ РОТ И ДОБРЫЕ ГЛАЗА Описывая женские губы или глаза, мужчины используют такие слова, как «влажный», «сексуальный», «восхитительный», «зовущий», «сочный» и «эротичный». Когда же женщины описывают мужчину, у которого чувственный рот или добрые

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Добрые отношения между людьми Любой фундаментальный анализ межличностных отношений (например, дружбы, брака и т. д.) показывает что: 1) базовые потребности можно удовлетворить лишь в процессе межличностных контактов и 2) удовлетворение этих потребностей, т. е. обеспечение

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Добрые намерения Хотя эмоциональная независимость родителей и создает трудности, взросление оказывается еще более трудным, родители слишком рано начинают зависеть от эмоциональной поддержки своих детей.В таком положении оказалась Меган. В предыдущей главе мы

Из книги Как придать своей жизни больше любви и смысла автора де Анджелис Барбара

14. Благодарность и добрые поступки Мы не можем совершать великих деяний - только малые, но с великой любовью. Мать Тереза Несколько лет назад женщина по имени Анна Герберт из графства Марин, штат Калифорния, осознала фразу, вертящуюся у нее в голове: «Практикуйте

Из книги Камасутра общения. Магия слов и жестов автора Ром Наталья

Или Как добрые слова могут изменить отношения Что такое комплимент? Давайте заглянем в словарь Ожегова: « Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв ».Вроде бы все понятно и просто. Но давайте еще раз, более внимательно прочтем определение. «Любезные, приятные

Из книги В предвкушении себя. От имиджа к стилю автора Хакамада Ирина Мицуовна

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Добрые шерифы из вестерна и реальность Впрочем, и агрессия Ирака против Кувейта – не такой уж простой сюжет. Для Севера, особенно США, война в Заливе выглядела очень просто: Кувейт – невинная жертва, Ирак – агрессор, Саддам Хусейн – арабский Гитлер, Америка – добрый шериф

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

автора Глейзер Джудит

Добрые намерения, плохой результат Десять лет назад я обучала одного клиента, который, как я поняла с самого начала, обещал быть «твердым орешком». И, как оказалось, после шести месяцев нам пришлось разорвать наш контракт. Ни одному из нас не нравилось терпеть неудачи, не

Из книги Идеальные переговоры автора Глейзер Джудит

Разговоры, пробуждающие в нас добрые чувства Носят ли ваши разговоры одобрительный характер? Какими способами и до какой степени мы устанавливаем дружественный тон общения с коллегами, чтобы показать им, что уважаем и ценим их, гордимся ими, вместо того чтобы осуждать

Из книги Быстрые решения не приводят к успеху [Пойми, что хочет твой мозг, и сделай наоборот] автора Салво Дэвид ди

Часть VI. Действие, только действие

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Совет 25 Найдите важные дела, которые вы можете делать вместе Общее дело цементирует семью Совместные важные дела цементируют ваши отношения. Поэтому необходимо, во-первых, чтобы такие дела вообще у вас были. А во-вторых, важно подойти к ним грамотно, то есть правильно их

Из книги Я не виноват! автора Таунсенд Джон

Добрые плоды вашей экосистемы Поговорка гласит, что один в поле не воин. Это так. И правота народной мудрости особенно очевидна, когда вы осваиваете новые пространства, чтобы достичь желанных целей. А для успеха вашей экспедиции в неизвестные края вы должны прочно

Из книги Ты можешь всё! автора Правдина Наталия Борисовна

Из книги Осознанная медитация. Практическое пособие по снятию боли и стресса автора Пенман Денни

Сочинение по тексту Екимова из сборника "ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК 2017 50 ВАРИАНТОВ И.П.ВАСИЛЬЕВЫХ, Ю.Н.ГОСТЕВА, В.В.ЛЬВОВ" вариант №1

Добро - вечная ценность. Издавна наши предки оберегали и защищали добро. С раннего детства человека приучают быть человечным, отзывчивым, понимающим. Но зачем все это? Для кого нужны и важны добрые дела? Именно на эти вопросы отвечает русский прозаик и поэт Екимов в своем тексте.

Поднятая писателем проблема важности добрых дел, несомненно, важна в наши дни, потому что в наше время мало людей готовы совершить бескорыстный поступок, помочь кому-то.

Интересно проследить, как автор раскрывает проблему и приводит нас к пониманию своей позиции. Рассказчик повествует историю о Григории, который каждый год весной ездил на рыбалку на Дон. Однажды он увидел, как старая женщина копала огород и "как тяжело ей давалась каждая лопата". И Григорий с товарищем помогли бедной старушке. Тетка Варя все их благодарила и добра желала. А потом герой уехал и словно забыл про далекий поселок. Но когда пришла новая весна, он снова вспомнил о тетке Варе, о том, как тяжело ей было управляться с домашними делами. Долго думал и вспоминал о ней герой,не выдержал и поехал помогать по хозяйству. И эти добрые дела, которые Григорий совершал, приносили ему радость. "Как хорошо думалось, как светло" после совершения добрых дел. Герой вспоминал о том, что многие люди помогали и ему, и понял, "какая малость нужна порой человеку для счастья".

Екимов считает и хочет донести до читателя, что добрые дела важны не только для того, кто нуждается в помощи, но и для самого человека. Ему это необходимо для того, чтобы быть в ладу с совестью. Совершая добрые дела, человек получает возможность продолжить ряд хороших поступков, совершенных по отношению к нему на протяжении всей его жизни.

Я полностью согласна с мнением писателя. Действительно, человеку необходимо совершать добрые дела, для того, чтобы жить в гармонии с собой.

К проблеме важности добрых дел обращались многие писатели. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в романе "Преступление и наказание" раскрывает тему добрых дел на примере Сонечки Мармеладовой. Эта героиня - ангел. Она пошла на низкое дело для того, чтобы прокормить семью,несмотря на то,что бы очень набожной. На мой взгляд, именно добрые дела, которые совершала Соня, помогли ей остаться такой чистой. Она - очень сильна. Образ Сони - это олицетворение совести, ведь именно в добрых делах проявляется совесть человека.

В рассказе Шолохова "Судьба человека" главный герой Андрей Соколов прошел все тяготы войны,потерял семью.Он взял под опеку мальчишку Ваньку. И именно этот маленький мальчик не дал ему душе Андрея очерстветь,сделал его добрее.

Таким образом, Екимов,несомненно,прав в том, что добрые дела нужны для того, кто их совершает. Именно они помогаю людям не потерять человеческий облик, жить в гармонии с собой и со своей совестью, оставаться отзывчивыми и добродушными.

Сценарий классного часа на тему: Добро, доброта и человечность

Цели : дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.

Оборудование : плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а доброе дело - два», «Спешите делать добро».

Ход классного часа

Ученик 1.

Достается недешево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Ученик 2.

Этой мерой измерятся

Все земные труды...

Может, вырастил деревце

На земле Кулунды?

Ученик 3.

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? дом?

Согреваешь планету

Плавок мирным трудом?

Ученик 4.

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее -

Хорошеть самому.

Ведущий. Ребята! Сегодня мыс вами будем говорить о доброте и добрых делах.

Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление.)

Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда - зло. (Ответы детей.)

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.

- Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)

А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого -

Одно удовольствие,

Честное слово!

На клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он... О чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться.

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился

Из лейки твоей.

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем -

Галопом сестренка

Помчится на нем!

Хоть мама

Еше не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь,

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо -

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой: -

Да это как в сказке,

Волшебник ты мой!

С. Погореловский

Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.) Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Р. Сеф

Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один из ясных дней

Чуть не довел до слез,

Его зовут - стоит как пень,

Как будто в землю врос.

- Смотри не пей воды сырой! -

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьет в ответ.

Поди узнай, поди пойми,

Что стало с парнем лет восьми?

- Придешь обедать к трем часам, -

Ему сказала мать.

Он пробурчал: - Я знаю сам...

И сам явился в пять.

- Ну что с тобой, Андрюшенька?

И сын признался ей:

- Когда я вас не слушаюсь,

Я выгляжу взрослей!

- Можно ли назвать Андрюшу добрым?

- А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)

Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.

- Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»? (Ответы детей.)

Послушайте другое стихотворение А. Барто. Оно называется «Любочка».

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Л юбочку.

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

- Фу, какая теснота! -

Говорит она старушке:

- Это детские места!

- Ну, садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Какая же Любочка на самом деле? (Ответы детей.)

Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.

Почему? (Ответы детей.)

А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)

Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро».

1. Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)

2. В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)

3. В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда- нибудь.)

А знаете ли вы историю слова «добро»? Оно является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

1. Дать добро - дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

2. Получить добро - получить разрешение, согласие на что- либо, одобрение.

Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?

Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

(Ответы детей.)

Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)

- Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

А теперь вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте.

1. Будь добрым с тем, кто от тебя зависит.

2. Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

3. Доброта лучше красоты.

4. Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

5. Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Добрый - злой». Я буду называть сказочного персонажа, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.

( Персонажи : Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси- лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

- А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)

Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

(Учитель показывает самодельные чашечные весы.)

На одну чашу весов мы будем «класть зло» (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

(Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашу свою капельку: приготовленные заранее мелкие игрушки. Вскоре чаша добра перевешивает чашу зла.)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

(На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленную из цветной бумаги деталь аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей. Получается красивая аппликация.)

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро победило зло».)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно и радостно.)

Наша беседа-праздник подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро - это здорово!

Стань добрым волшебником,

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого

Одно удовольствие,

Честное слово!

Тема: Гигиена и ее значение

Задачи:

-помочь детям осознать необходимость гигиенических процедур;

-учить правильно, чистить зубы и мыть руки;

-развивать навыки общения.

Оборудование:

-компьютер;

- полотенце, мыло, зубная паста, шампунь, зубная щетка, мочалка, расческа, носовой платок, детский крем;

-куклы: Мыльный Пузырь, Ваня(№ 1), Ваня(№ 2) Злючка - Грязнулька

Ход классного часа.

Организация.

Наш классный час будет проходить в форме путешествия по станциям.

(Слайд) Первая « Станция – Грязнулька».

-Кто же там живет?

(Живут Ваня (№1) и Злючка – Грязнулька). Они вам нравятся? А почему нет?

-Кто бы из вас хотел жить на этой станции?

Чтение стихотворений.

Ах ты, гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали, даже брюки

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Ты один не умывался

И грязнулею остался

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Руки – то у Вани!

Не отмоешь в бане.

Грязи пуд на голове –

Не отмоешь и в Неве

Чтоб отмыть, Ивана мало океана.

Замарашка рук не мыл

Месяц в баню не ходил

Столько грязи

Столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет

Будет целый огород!

- Что может произойти с Ваней и Злючкой – Грязнючкой?

-Как им помочь?

-Что же такое - личная гигиена ?

Гигиена – это действия, выполняя которые, человек поддерживает свое тело и жилище в чистоте.

Личная – то есть каждый человек выполняет эти правила.

Наведем порядок!

-На помощь к нам пришел Мыльный Пузырь.

Он приготовил для вас загадки и принес подарки.

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым из зубков

Лягут волосы рядком.

Гладко и душисто

Моет очень чисто

Каждому дано

Бери его легко. В рот она влезает ловко

И считает зубы нам

По утрам и вечерам.

Лег в карман и караулит

Реву, плаксу и грязнулю

Им утрет потоки слез

Не забудет и про нос. Он не сахар, не мука

Но похож на них слегка

По утрам он всегда

На зубы попадает,

Эмаль нам сохраняет.

А о ком я расскажу:

Говорит дорожка –

Два вышитых конца

Помойся ты немножко!

А сейчас, ребята, мы обсудим, какие из этих предметов являются личными, а какими могут пользоваться все члены семьи.

Работа в группах.

Учащиеся 1-го ряда получают: полотенце, зубную щетку, зубную пасту;

Учащиеся 2-го ряда получают: шампунь, мыло, мочалку;

Учащиеся 3-го ряда получают: расческу, крем, носовой платок.

Идет обсуждение.

( Слайд) Личные вещи:

полотенце зубная щетка

мочалка носовой платок расческа

(Слайд ) Общие вещи:

Шампунь мыло

зубная паста крем

-Почему надо умываться?

Проведем опыт . Возьмем чистое стекло. Проведем пальцем по лбу, а потом этим же пальцем по стеклу. На стекле останется грязь. Это жир и пот. Жир делает кожу более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека охлаждается.

Так человеку легче переносить жару или тяжелую работу.

С потом выделяются из организма человека некоторые вредные вещества. Плохо когда на коже скапливается много жира и пота. К ним прилипает пыль. Кожа становится грязной. Вот где раздолье бактериям!

А на чистой коже бактерии погибают. Поэтому твоя кожа должна быть всегда чистой.

Надо мыть все тело мылом (желательно детским) и мочалкой не реже одного раза в неделю.

А вот руки, лицо, шею, уши надо мыть чаще.

-В каких случаях надо мыть руки?

(Слайд)

Моем руки

-перед едой;

-после посещения туалета;

-после игры с животными;

-утром и перед сном;

-другие случаи (примеры приводят уч-ся)

-Не забывайте руки насухо вытирать своим полотенцем. Если руки вытирать плохо, кожа становится обветренной (пересыхает, шелушится и даже трескается). Смажь ее кремом, лучше всего детским.

-А сейчас, ребята, мы поможем Ване!

(Дети дают ему советы)

(Слайд)

Станция – Чистюлька»

Иван послушал наши советы! (Появляется Ваня №2)

Отдохнем!

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились

Завертелись, завертелись

И остановились.

-Мы познакомились с правилами личной гигиены.

А сейчас поговорим о……, послушайте загадку:

(Слайд)

Когда мы едим –

Они работают,

Когда не едим –

Они отдыхают.

Не будем их чистить –

Они заболеют.

(Это зубы!)

-Какие зубы лучше: здоровые или больные?

-Почему? (Здоровые зубы хорошо измельчают пищу во рту и т. д.).

(Слайд – поговорка) «Кто долго жует,

Тот долго живет»

Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.

-Как же сохранить зубы здоровыми?

(Демонстрация зубной щетки и пасты)

Зубы нужно чистить с наружной и внутренней стороны. Верхние зубы надо чистить движениями сверху вниз, нижние – снизу вверх. Чтобы частички пищи не задерживались между зубами.

(Слайд) Береги зубы!

-чисти зубы каждый день;

-не ешь много сладкого;

-не перекусывай зубами нитки и не грызи орехи;

-после еды полощите рот водой;

-после горячей пищи не пейте сразу холодную воду, и наоборот;

-не ковыряйте в зубах острыми предметами;

-проверяйте состояние зубов у врача.

Стихотворение.

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в лохани, корыте,

В реке, ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мыльный Пузырь дарит вам своих помощников.

( Слайд) Молодцы! Спасибо!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: