Сценарий иос для любой возрастной группы. «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие на необитаемый остров

Игровая обучающая ситуация

«Незнайка знакомится со свойством воды.» (тип: ИОС с литературными персонажами)

Возрастная группа – младшая группа

Тема недели: «Что окружает человека»

Программные задачи:

1. Закреплять знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. Формировать бережное отношение к воде («Познавательное развитие»)

2.Развивать интерес к сказочным героям. Формировать игровую активность («Социально-коммуникативное развитие).

3. Развивать умение отвечать на вопрос предложением из одного-двух слов(«Речевое развитие»)

Методы и приёмы:

    Игровая ситуация: внесение игрового персонажа,

    Практический: опыт с водой.

    Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, ответы детей.

Предварительная работа

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).

Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Почему надо беречь воду».

Материала и оборудование: .

    Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы.

    Кукла Незнайка.

Воспитатель сообщает детям, что по дороге в детский сад встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Оказывается, Незнайка ничего не знает о воде. Она его успокоила и сказала, что ребята ему могут помочь. Воспитатель обращается к детям: Поможем? (Ответы детей).

Воспитатель Незнайка, присаживайся на стул. Ребята немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Воспитательвыясняет, что дети знают о воде

Ответы детей.

После ответов детей воспитатель предлагает сделать опыт и показать Незнайке, что вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой (дети экспериментируют: переливают воду из стаканчиков кукольной посуды в ведерки). Незнайка в это время наблюдает, помогает. В конце эксперимента Незнайка делает вывод:

Незнайка: я понял вода – это жидкость, её можно наливать, переливать из одной посуды в другую.

Воспитатель уточняет у Незнайки, знает ли он, что нужно беречь воду. Сказочный персонаж удивляется, что зачем ее беречь, воды много и как беречь воду. Он обращается к ребятам и просит их помочь с ответом.

Ответы детей.

Выслушав ответы, воспитатель обобщает: « Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран».

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать. Незнайка благодарит ребят и обещает еще прийти и узнать о других свойствах воды.

ОТВЕТЫ

(по С.Н. Николаевой).

-

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги: это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных анало­гов животных множество, они существуют в самом различном ис­полнений (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.), Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, Иногда пенопластовые фрукты и овощи.

ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в лю­бую форму экологического воспитания детей: наблюдения, образовательную деятельность, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной лите­ратуры, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

Игрушки-аналоги - это дидактические игрушки, их следует со­бирать и хранить в методическом кабинете. Целесообразно иметь наборы рыбок, птичек - они послужат раздаточным материалом в ходе образовательной деятельности в любой возрастной группе. Прекрасными объектами для игровых занятий являются крупные мягкие игрушки, которые хо­рошо передают натуру (львы, тигры, обезьяны, крокодилы и др.).

Методика проведения экспериментальной (поисковой) деятельности.

Фундаментально вопрос об использовании исследовательской деятельности в работе с детьми изучался Л. М. Маневцовой. Авто­ром выделены четыре этапа в становлении элементарной иссле­довательской деятельности у дошкольников.

Первый этап – начинается с постановки воспитателем и принятия детьми познавательной задачи (возможна постановка задачи и самими детьми)- проблема.

Второй этап. На данном этапе осуществляется первичный анализ и выдвигаются предположения – гипотеза (например, на асфальте лужи, потому что прошел дождь, наполивал дворник).

Третий этап. На данном этапе вместе с детьми отбираются способы предположений, выдвинутых детьми, осуществляется проверка – исследование (крыши домов и листья на деревьях сырые…)

Четвертый этап. Анализ полученных результатов, формулировка выводов – решение (на асфальте лужи - прошел дождь).

Постепенно, по мере становления исследовательской деятель­ности, у детей формируется способность к самостоятельному фор­мулированию поисковых задач.

Одной из наиболее распространенных форм организации ис­следовательской деятельности в условиях дошкольного образова­тельного учреждения являются опыты.

Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чув­ственно-эмпирическое познание объективной действительности.

По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями.

В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:

1. Принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;

2. Ее анализ и выдвижение предположений о возможном тече­нии явлений и его причинах;

3. Отбор способов проверки;

4. Проверка предположений;

5. Формулировка выводов.

Для того чтобы опытническая деятельность принесла положи­тельные результаты, воспитатель при ее организации должен со­блюдать ряд требований:

Четкость формулировки целей и задач опыта;

Предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

Для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

При проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.

Фиксация опыта.

Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.

Таким образом, исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых зна­ний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.

2. Виды моделей.

3. Методика использования моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

1. Сущность и значение использования моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструиро­ванию) моделей.

Модели - это материальные замес­тители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частя­ми или между отдельными компонентами.

Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять су­щественные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а следовательно, обес­печивает более глубокое понимание фактов и явлений окружа­ющей действительности. Процесс демонстрации модельного мате­риала в экологической работе с детьми необходимо рассматривать как этап подготовки к самостоятельному созданию детьми моде­лей. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с по­мощью воспитателя носит название деятельности моделирования.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование осно­вано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Доступность деятельности моделирования для ребенка дошколь­ного возраста доказана в исследованиях Л. А. Венгера, А. В. Запо­рожца, Л. М. Маневцовой, Н.Н.Поддьякова, И.А.Хайдуровой и др. В ходе исследований было выявлено, что для ребенка-до­школьника основным путем развития является эмпирическое обобщение, заключающееся в интеграции в единое целое полу­ченной на основе чувственного опыта

информации. Осуществля­ется такое обобщение с помощью наглядно-образных средств (сен­сорных эталонов, символов, знаков).

2. Виды моделей:

1.Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объ­ектов и явлений. К ним относятся различные предметы, кон­струкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей пред­ставление о внешнем виде и движении рыбы.

Модель-макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обра­щают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая мо­дель помогает детям понять значение покровительственной ок­раски животных.

2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) пере­дают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения при­родных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. На­пример, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, на­глядно воспринимаемые признаки данной систематической груп­пы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жабер­ный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плав­ники), в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.

Подготовка к экскурсии.

Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать.

Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе. Перед экскурсией воспитатель тщательно продумывает, какой материал следует собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим надо взять с собой.

За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей.

Работа после экскурсии.

Знания, полученные на экскурсии, расширяются и закрепляются в образовательной деятельности, в играх, в наблюдениях в уголке природы за принесенными объектами. Сразу же после возвращения с экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы (растения поставить в вазы, цветочные горшки) и организовать наблюдения.

Через 2-3 дня после экскурсии воспитатель проводит занятия с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что видели. В заключение проводится обобщающая беседа.

Планируя беседу после экскурсии, воспитатель должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста

1.Первично-ознакомительный тип занятий

2.Обобщающий тип занятий.

3.Углубленно-познавательный тип занятия

Первично-ознакомительный тип занятий. На протяжении всего дошкольного периода значительная доля первоначальных эколо­гических сведений о разных сторонах жизни природы и деятель­ности человека в ней передается детям на занятиях первично-оз­накомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются озна­комлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем при­родном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Их главным компонентом являются различные демонстрацион­ные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формиро­вать у детей отчетливые и правильные представления.

Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, оби­татели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лес­ничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях такого типа дети знакомятся с внешним видом живот­ных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обита­ния, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях их поведения.

Обучение детей на занятиях первично-ознакомительного типа осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматри­вание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя.

Во всех вариантах этих занятий первостепенное значение при­обретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последова­тельности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успеш­ный результат обучения.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюже­том. Он задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем он обращает внимание детей на собы­тия, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В младших группах слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподра­жанием, подвижными играми, в которых дети изображают жи­вотных.

В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить про­стыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, он разнообразит занятия игро­выми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях это­го типа большую помощь оказывают знакомые игровые персона­жи - на фоне игры они побуждают детей к разговору.

Со старшими дошкольниками занятия первично- ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать од­новременно несколько картин - этому способствуют и некото­рый, уже имеющийся у детей опыт, и круг представлений.

Большое значение занятия первично-ознакомительного типа имеют в ознакомлении старших дошкольников с природой род­ного края.

Задача коллектива каждого детского сада - собрать ил­люстративный (вырезки из журналов, открытки, фотогра­фии, картины природы, написанные мастными художниками), а также литературный и фольклорный материалы и разработать циклы занятий для старшей и подгото­вительной групп. В цикл могут входить 3 - 4 занятия, их тематика может быть примерно следующей.

1.«Мой край родной - я здесь живу».

2.«Заповедные места нашего края».

3. «Ремесла нашего края».

4. «Люблю тебя, мой край родной».

Углубленно-познавательный тип занятия. Углубленно-познава­тельные занятия строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, на них воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам позна­вательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чув­ственных знаний воспитатель может спланировать разные по со­держанию занятия углубленно-познавательного типа. Углубленно-познаватель­ная характеристика каждого из этих занятий заключается в следу­ющем.

На первом из обозначенных занятий воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху, их приспособленность к жизни в наземно-воздуш-ной среде. Обращает внимание на свойства воздуха: он незамет­ный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь. Птицы приспособлены к передвижению по воздуху: имеют легкое, обтекаемое тело, едят часто и понемногу; оттал­киваются от воздуха большой поверхностью расправленных кры­льев и хвоста; тело покрыто легкими перьями - маховыми и пуховыми, маховые имеют плотную поверхность и полый стер­жень.

На втором занятии воспитатель обсуждает с детьми со­став зимующих птиц, выделяет среди них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, гал­ка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень). Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму.

Тема третьего занятия предусматривает сравнение об­раза жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их приспо­собленности к сезонно меняющимся условиям.

На четвертом занятии воспитатель расширяет представ­ление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, мас­кировку среди листьев. Рассказывает о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены поро­ды с разной яркой окраской перьев).

Занятия углубленно-познавательного типа строятся по разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проб­лемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, рас­ширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособи­тельные взаимосвязи объектов в природе.

Обобщающий тип занятий. Систематическая работа в повсе­дневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им нако­пить большое количество конкретных знаний, основанных на чув­ственном обследовании и восприятии.

На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, ком­натными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это по­зволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщен­ные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и харак­терных) для группы знакомых объектов и на их основе сформи­ровать обобщенное представление.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является систе­ма вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выяв­ление тех существенных и характерных признаков, на основе ко­торых строится обобщенное представление; каждому признаку со­ответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно по­строение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представле­нию.

Формирование обобщенного представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель вывешива­ет картины с изображением, например, коровы и собаки, затем строит беседу следующим образом: просит детей назвать живот­ных, спрашивает, к каким - домашним или диким - их можно отнести. Сообщает: «Мы сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами сумеете разобраться в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и со­бака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком: корова - в ко­ровнике, собака - в будке во дворе усадьбы хозяина (в городе - в квартире). Корова и собака - домашние животные, потому что они живут вместе с человеком».

У детей 5 - 7 лет можно сформировать обобщенные представ­ления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимую­щих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). Конечно, с дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезо­нах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные измене­ния (например, осенью день все время уменьшается, холод нара­стает и т.д.). Важным компонентом этих занятий являются кален­дари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем (см. ра­нее). Три страницы календаря отражают в начале, середине и кон­це сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возмож­ность полноценно построить обобщения.

Можно подвести детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Расти­тельноядные животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, сне­гирь, жук-древоточец и пр.) устроены по-другому, у них иные формы приспособленности.

В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно разви­вать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анали­зировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстракт­ное мышление дошкольников, т.е. осуществляют их глубокую ин­теллектуальную подготовку к школе.

Значение

1. Иллюстративно- наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, получаемые в ходе непосредственного восприятия природных явлений.

2.С помощью иллюстративно-наглядного материала формируются знания об объектах или явлениях природы, которые в данный момент не доступны.

3. Иллюстративно- наглядный материал позволяет дать детям представления о длительно протекающих в природе явлениях (Н: рост развитие растений и животных, сезонные явления природы).

4. С помощью иллюстративно- наглядного материала обобщаются и систематизируются знания детей, устанавливаются связи и отношения в природе.

5. Формируется эстетическое восприятие природы, обогащение эстетических впечатлений и чувств.

Требования к иллюстративно- наглядному материалу

1. Реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника.

2.Художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.

3. При использовании иллюстративно- наглядного материала учитывать возрастные особенности детей.

4. Животные или растения на картинах должны быть показаны крупным планом, в естественных условиях.

5. В видеофильмах, кинофильмах должен быть не сложный сюжет, в живой и образной форме показывающий природу.

Виды картин:

Предметные – это те, в которых присутствует один или несколько предметов, явлений, где нет действия.

Сюжетные , где отражены события проходящие в определенной временной последовательности с какими – нибудь героями. К ним относятся одиночные картины и серии картин «Домашние животные», «Дикие животные», «Мир животных» и др.

Художественные картины – это вид изобразительного искусства, созданы художником, к ним относятся пейзажи и натюрморты

Требования к вопросам при рассматривании картин (последовательность):

1.Название. Как бы ты назвал эту картину? Что (Кто?) изображен на картине?

2. Выявление характерных признаков предмета или явления. Какого цвета? Какого размера? Форма? Сколько?

3.Вопросы направленные на назначение и взаимосвязь частей предмета или объекта. Для чего растению стебель? Почему котенок лежит рядом с кошкой?

4. Вопросы на обобщения. Какое время года? На картине изображено: животные пасутся на лугу, вдалеке дом, о каких животных идет речь?

МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Вопросы к квалификационному экзамену:

1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.

2. Методика организации экспериментирования в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой.

3. Моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

4. Наблюдения и их место в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

5. Проведение природоведческих экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.

6. Типы образовательной деятельности и их роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

7. Использование иллюстративно-наглядного материала в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

8. Уголок природы в детском саду, его значение, организация. Подбор растений, их сменяемость.

9. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

10. Использование календаря наблюдений за сезонными изменениями природы в старшей группе.

11.Экологическая тропа и ее роль в формировании представлений об окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста.

12.Итоговые беседы в формировании представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста.

ОТВЕТЫ

1. Виды игровых обучающих ситуации в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой (по С.Н. Николаевой).

1. Определение игровой обучающей ситуации (ИОС) и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

2. Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий

1. Определение игровой обучающей ситуации и ее значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, спе­циально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обу­чающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

Игру проводят воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическог© воспитания.

Виды ИОС и организация и проведение ИОС с игрушками – аналогами, с литературными персонажами, типа путешествий


58. Объекты уголка природы в старшей и подготовительной группах

Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр . Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции - с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Елена Сычева

Тема:Жизнь лесных обитателей в зимний период времени.

"Путешествие в зимний лес"

Цель: Формирование элементарных экологических представлений детей 3-4

лет через ознакомление с природой и воспитание правильного отно-

шения к объектам природы.

1. Дать первоначальные представления об обитателях леса: медведе, белке, зайце, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

Учить детей делать простые умозаключения, выводы, анализируя отличительные особенности внешнего вида животных;

Формировать у детей представления о правилах поведения в лесу (не шуметь, не ломать деревья, не забирать животных из леса);

Учить детей пользоваться схемами.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображе-ние, память, способствовать активизации речи, развивать коммуникативные способности детей;

Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении стихотворного текста (игра «Зимняя прогулка», развивать общую и мелкую моторику (д/и «Помоги белочке разобрать припасы»).

3. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, дарам леса, вызвать у детей чувство эмпатии к животным;

Способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе.

Здоровьесберегающие технологии:

Ароматерапия,

Релаксация,

Дыхательная гимнастика.

Ход деятельности.

Дети свободно входят в группу и располагаются на стульчиках.

Восп. : Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу заглянуло солнышко.

Какое оно (теплое, ласковое, желтое).

А еще оно дарит нам хорошее настроение, отдает своё тепло и заботу. Давайте поздороваемся с солнышком и нашими гостями:

Приветствие (коммуникативная игра).

Здравствуй, солнышко!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп.

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ.

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх.

Пухленькие щечки! Плюх-плюх-плюх.

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок.

Здравствуй, носик! Бип-бип-бип.

Здравствуйте, гости! Всем привет!

Восп. : У меня такое хорошее настроение, что хочется веселиться, играть. А у вас? (ответы детей).

Посмотрите, как солнышко засияло своими лучиками. Это оно при-глашает нас с вами на прогулку в зимний лес. Согласны?

Сейчас на улице зима

Наступили холода.

Но нам морозы нипочем

С вами мы гулять пойдем.

Давайте собираться в дорогу.

Дети встают со стульчиков, располагаются свободно.

Игра-рифмовка «Зимняя прогулка» .

Очень холодно зимой (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой («пробегают» пальчиками по бедрам)

Я надену шубку (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик и еще платок (поглаживают шею одной ладонью, потом другой)

А потом красивые, теплые, пушистые

Крошки-рукавички на ручки натяну (поглаживают по очереди руки, как бы надевая варежки)

И хотя я маленькая, у меня есть валенки (выставляют ноги поочередно, на пяточку)

Восп. : (двигаясь стайкой) Вот и оказались мы в зимнем лесу.

Как хорошо зимой в лесу!

Вдохните поглубже, почувствуйте хвойный аромат.

Как легко дышится в лесу!

Ой, смотрите, пенек. А на нем… (корзинка).

Давайте посмотрим, что в ней (подходят и видят в корзинке заячий хвостик)

Интересно, чей это хвостик (рассматривают, определяют цвет, размер) Наверно кто-то потерял. Кто? (варианты ответов). Кто еще живет в лесу?

Ну что же, пойдемте искать хозяина этого хвоста.

Физкультминутка.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым. (дети идут, высоко поднимая ноги)

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем (присаживаются и поглаживают ноги

ладонями снизу вверх)

И опять гулять пойдем.

Подходят к импровизированной «берлоге» медведя, обозначенной карточкой-схемой.

Восп. : Посмотрите, здесь чей-то дом? Как вы думаете, кто здесь живет?

(обратить внимание на карточку)

Воспитатель приподнимает ткань, дети видят спящего медведя .

Восп. : Да это Мишка спит, в берлоге спит. Домик у медведя называется

А в берлоге спит медведь.

Тише-тише, не шуметь!

А почему нельзя шуметь?

Восп. : Лес-это дом для многих животных. В лесу есть свои правила, и мы нарушать эти правила не должны. Как надо вести себя в лесу? (тихо, не шуметь, не ломать ветки, не забирать животных из леса).

Воспитатель и дети присаживаются на корточки и тихонько рассматривают медведя.

Восп. : Как вы думаете, это Мишка хвостик потерял? Почему?

Какого цвета шубка у медведя (коричневая)

А ушки какие? (круглые, маленькие, коричневые)

А хвостик?

Значит это не Мишкин хвостик.

Восп. : (укрывает медведя и тихонько отходит) Пусть спит, отдыхает, сил набирается. У него зимой одна забота: крепко спать и весны ждать. Проснется сильным, отдохнувшим.

Останавливаются у елочки, обозначенной карточкой «дупло»(белочки).

Восп. : Цок-цок-цок… Слышите, с нами кто-то здоровается.

Как вы думаете, чей это домик?

Как называется домик белочки? Правильно, домик белочки называется - дупло.

Так это белочка с нами здоровается - цок-цок-цок. Давайте и мы с ней так же поздороваемся: Здравствуй, белочка, цок-цок-цок.

Как вы думаете, это белочка хвостик потеряла? Почему?

Давайте проверим.

Какого цвета шубка у белочки? (рыжая)

Какая шубка на ощупь, погладьте белочку. (мягкая, пушистая)

Какие у белочки ушки? (маленькие, на концах кисточки)

А хвостик (длинный, пушистый)

Восп. : Видим, белочка, это не ты хвостик потеряла. Ребята, белочка хочет нам что-то сказать. (белочка шепчет на ухо воспитателю). Белочка просит у нас помощи. Её шалунишки – бельчата разбросали все зимние запасы, всё смешалось и шишки, и орехи. Белочка просит, чтобы вы помогли ей разобрать запасы по корзинкам: шишки- в одну, орешки- в другую.

Дети разбирают припасы, обсуждают с воспитателем, что шишка- большая, колючая, а орех- маленький, гладкий.

Прощаются с белкой, она благодарит ребят за помощь.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Дети подходят к кустику, на нем обозначение- «дом» зайца.

Восп. : Как вы думаете, чей это домик? (зайца)

Что-то его не видно. Это хвостик зайца?

Какого цвета у зайца шубка? (белая)

Какие у зайца ушки? (длинные, а хвостик? (беленький, короткий)

Зайка, ты случайно хвостик не потерял? (слышен плачь зайки)

Воспитатель показывает бесхвостого зайца, он грустит. Ребята его жа-леют, а воспитатель незаметно прикалывает хвостик.

Восп. : Не плачь, зайка мы нашли твой хвостик.

Зайка: Спасибо вам, ребятки. (зайцу весело, он радуется)

Восп. : Зайка так обрадовался своему хвостику, что хочет пуститься в пляс. И мы с тобой попляшем.

Подвижная игра «Зайка беленький сидит».

Восп. : Как мы весело поиграли с зайкой. Устали. Пора отдохнуть.

Релаксация «Зайчата».

Восп. : Возьмите коврики, расстелите их на полянке, ложитесь на спинку поудобнее. Ручки и ножки лежат свободно, расслабьтесь и закройте глазки. Слушайте мой голос.

Представьте, что вы маленькие зайчата. Маленькие зайчата очень устали, набегались, наигрались и прилегли отдохнуть. Вам снится голубое небо, теплое, ласковое, нежное солнышко. Солнышко согревает вас и всё вокруг. Сейчас солнечный лучик коснулся ваших ладошек. Почувствуйте тепло солнечных лучей. Солнечный лучик поднимается по вашим рукам всё выше и выше, достал до плечика, вот коснулся щечек, пощекотал носик. Почувствуйте, как вам тепло, уютно и спокойно на лесной полянке.

Звучит тихая музыка.

Восп. : Теперь открывайте глазки, спокойно вставайте. И вот вы уже не зай-чата, а маленькие ребята.

Нам пора возвращаться. А давайте возьмем с собой зайчишку в детский сад, нам с ним будет весело. (ответы детей)

Посмотрите, зайчик загрустил. Почему?

Подумайте, можно ли забирать животных из леса и приносить их в дом? Почему? (рассуждения о доме, о маме)

Лучше мы в следующий раз с зайкой поиграем, когда придем в лес на прогулку.

До свидания, Зайчик. Береги свой хвостик.

Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ноги, проложи другим дорогу.

Восп. : Ну вот мы и дома. Нас встречает ласковое солнышко.

Давайте расскажем солнышку: где мы были, что видели, о чем узнали.

Где мы были?

Кого мы встретили в лесу?

Давайте покажем солнышку, в каких домиках живут звери в лесу.

Открывается мольберт со схемами домов. Дети должны расселить жи-вотных. Медведя- в берлогу, белку- в дупло, зайца- под куст.

Восп. : А еще мы сделали доброе дело. Какое (вернули зайцу хвост, помогли белке разобрать припасы, не разбудили медведя)

Вам понравилась прогулка по лесу?

Помните, ребята, что лес- это дом для многих растений и животных.

Поэтому лес нужно беречь, сохранять и защищать, чтобы животные могли там жить, а люди- гулять и дышать свежим воздухом. А еще в лесу можно найти много разного природного материала: шишек, орехов, веточек, листочков.

Звучит волшебная музыка.

Восп. : Посмотрите, ребята, произошло чудо. В нашей корзинке появились игрушки, да не простые, а из природного материала (шишек). Это лес благодарит вас за вашу доброту и заботу, и преподносит вам свои дары.

Ребята, солнышко согрело нас своим теплом и лаской, лес одарил нас своими подарками. Давайте и мы поделимся с нашими гостями хорошим настроением и подарим им наши улыбки. Чтобы они смогли забрать с собой частичку нашего тепла (дети сдувают настроение с ладошки).


Тема: «Знакомство с животными жарких и холодных стран.»

Возрастная группа : старшая группа.

Цель: Расширить представления детей о диких животных: северном олене, белом медведе, обезьяне, верблюде.

Задачи: 1)Познакомить детей с природно-климатическими

зонами:тундра,пустыня,арктика.

2)Учить детей по внешнему виду животного определять место его обитания.

3)Обогащать словарь детей сущ. -мох, тундра, пустыня.

прил.- белая, теплая, длинная, ноги сильные, изогнутая.

4)Расширять кругозор детей.

5)Воспитывать любознательность,бережное отношение к природе.

Пространственно- временной ресурс : зал, 30 мин.

Научно-теоретическое обеспечение : «Добро пожаловать в экологию» детство пресс 2006г.

Методическое обеспечение : Стульчики, картины с изображением животных(верблюд, обезьянка,белый медведь, северный олень.), удочки для игры, аудиозапись песни(Чунга-Чанга),пилотка для стюардессы, штурвал для пилота.

Планируемый результат :

знания

1.знают природно-климатические зоны:тундра,пустыня,арктика.

2.знают место

обитания диких животных жарких и холодных стран.

2.знают и употребляют новые слова в своей речи.

умения

1.умеют узнавать природно-климатические зоны на картинах.

2.умеют по внешнему виду животного определить место его обитания.

2.умеют применять новые слова в своей речи.

отношения

1.проявляют интерес.

2.эмоционально

воспринимают новый материал, проявляют

любознательность.

2.радуются полученному результату.

Педагог:

Ребята! Вы любите путешествовать?

А на чем можно путешествовать?

А хотите со мной отправиться в путешествие к животным жарких и холодных стран? (Ответы детей)

Педагог:

Самолет построим сами, понесемся над лесами, понесемся над лесами, а потом вернемся к маме.

Ну, чтобы полететь я

Предлагаю построить самолет.(Конструируют самолёт из стульчиков)

Вот самолет у нас построен.

А может ли самолет полететь без пилота? (Ответы детей)

Тогда я предлагаю выбрать пилота.

Хорошо, пилот выбран.

А стюардесса нужна?

Тогда можно стюардессой побуду я?

Раз я стюардесса

попрошу вас взять с собой фотоаппараты, пройти в салон самолета и пристегнуть ремни, завести мотор, взлет.

Наш самолет

подлетает к Африке.Разнообразна природа Африки сплошные тропические леса, огромные пространства пустынь,где нет ни кустарника ни зелени. Наш самолет идет на посадку и встретим мы здесь животных -верблюда и обезьян.

Но прежде чем вы выйдите из самолёта, нужно снять теплую одежду, так,как в Африке очень жарко. А вот дети и верблюд.

Педагог : давайте посмотрим на верблюда. Мы видим

большого зверя с длинными ногами и

неровной спиной.

А, что у него за горы на спине? (Ответы детей)

Да дети это горб, в нем у верблюда находится весь запас жира и пищи.

Педагог : Молодцы дети! А теперь давайте отпустим верблюда и познакомимся с еще одними жителямиэтой страны- обезьянками.

Обезьянки всегда веселые и жизнерадостные животные. Они очень любят веселиться, танцевать и предлагают нам потанцевать с ними.

Педагог : Весело мы потанцевали,но нам пора заправиться горючим и лететь обратно. Давайте вернемся на места в наш самолет. Заведем моторы, взлет.

Педагог:

Вот и подошло к концу наше путешествие, где мы с вами сегодня побывали?

(Ответы детей)

мы с вами побывали на холодном Севере и в жаркой Африке, а так же в тундре и пустыне.

Педагог:

Пока мы с вами летим обратно

давайте поиграем, я буду называть вам зверя, а вы будете называть в какой стране он живет. (Играют в игру)

Педагог: Молодцы!

А теперь уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается, и самолет производит посадку в детском саду. Хочу предложить вам,когда вы вернетесь в детский сад, то не забудьте проявить ваши пленки и напечатать свои фотографии.. А я благодарю вас и прощаюсь.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: