Методическая разработка на тему: Психологический тренинг для педагогов «Как управлять своими эмоциями. Программы и тренинги для руководителей

Аутистическое мышление - умственная деятельность, непосредственно ориентированная на удовлетворение собственных желаний, или «мышление, которое определяется лишь желаниями» (Райкрофт, 1995). Является полной противоположностью реалистического мышления. Впервые описано Е.Блейлером (1911).

Е.Блейлер отмечает следующие признаки аутистического мышления.

1.Это алогичное мышление, при котором отсутствуют не только логика, но и вообще какие бы то ни было регулярные правила движения мысли. При этом мысли находятся в грубом противоречии как с действительностью, так и между собой: «Самые противоречивые желания могут существовать наряду друг с другом и получать даже выражение в одних и тех же аутистических мыслях: быть опять ребёнком, чтобы простодушно наслаждаться жизнью, и быть в то же время зрелым человеком, желания которого направлены на большую работоспособность, на важное положение в обществе; жить бесконечно долго и заменить одновременно это жалкое существование нирваной; обладать любимой женщиной и сохранить вместе с тем для себя свободу действий…» При этом индивид полностью игнорирует и пространственные, и временные отношения: «перемешивает бесцеремонно настоящее, прошедшее и будущее. В нём живут ещё стремления, ликвидированные для сознания десятки лет тому назад; воспоминания, которые давно уже стали недоступными реалистическому мышлению, используются им как недавние, может быть, им даже отдаётся предпочтение, так как они меньше наталкиваются на противоречие с актуальностью».

2.Это кататимное мышление, то есть мышление образное, неконтролируемое, грёзоподобное, направляемое исключительно желаниями и опасениями индивида, совершенно не считающегося с реальностью. Содержание мысленных образов при этом таково, что оно воспринимается индивидом как полностью отвечающее его потребностям, в чём бы они ни состояли: «Цель достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих стремлению, прокладывается путь, ассоциации же, противоречащие стремлению, тормозятся, то есть благодаря механизму, зависящему, как нам известно, от влияния аффектов».

3.Символический характер мышления, когда из всего содержания понятия как бы выхватывается лишь его малая и далеко не самая существенная часть, но именно она и представляет это понятие: «Аутизм пользуется первым попавшимся материалом мыслей, даже ошибочным, … он постоянно оперирует с недостаточно продуманными понятиями и ставит на место одного понятия другое, имеющее при объективном рассмотрении лишь второстепенные общие компоненты с первым, так что идеи выражаются в самых рискованных символах». Эта символика, указывает Е.Блейлер, «повсюду отличается невероятным однообразием, от человека к человеку, из века в век, от сновидения вплоть до душевной болезни и до мифологии… Одни и те же комплексы всегда дают повод к символике, и средства для их выражения всегда одинаковы… Символы, известные нам из очень древних сказаний, мы вновь находим в бредовых построениях наших ».

4.Утрата способности отличать воображаемое от реального. Это проявляется, во-первых, тем, что индивид не испытывает побуждения к тому, чтобы удостовериться в своей правоте, он не чувствует и необходимости в том, чтобы как-то повлиять на реальность в соответствии с аутистическими соображениями. Во-вторых, механизмы аутистического мышления создают удовольствие от удовлетворения желания самым непосредственным образом: «Тот, кто удовольствуется аутистическим путём, имеет меньше оснований или вовсе не имеет оснований, чтобы действовать».

Е.Блейлер подчёркивает «прирождённый» и «юный» в филогенетическом плане характер аутистического мышления. Это мышление присоединяется к реалистическому к тому времени, когда создаются более сложные и точные понятия, и с тех пор развивается вместе с ним. Оно берёт начало в возрасте детей до 3–4 лет, когда они начинают продуцировать мысленные образы. Аутистическое мышление не изолировано от реалистического: «Между аутистическим и обычным мышлением не существует резкой границы, так как в обычное мышление легко проникают аутистические, то есть аффективные элементы». Аналогами аутистического мышления в норме являются сновидения, мечты, фантазии, возникающие в состояниях утраты сознательного контроля умственной деятельности.

Аутистическое мышление является, таким образом, индивидуально-психологическим феноменом, в значительной степени изолированным от социальных и сознательных влияний. В той мере, в какой справедливо последнее утверждение, представляется сомнительным другое, а именно мнение о том, что мифология есть порождение аутистического мышления. Это мышление, добавим, является только образным, практического или концептуального его варианта не существует.

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Блейлер. Этот тип мышления основан на аффективной базе, полностью подчинен внутренним желаниям, мотивам человека, допускает логические противоречия. Отождествление себя с предметами, событиями, искажение реальности. Аутизм часто пользуется неправильными понятиями, нарушаются логические связи. Нарушаются временно-пространственные отношения («умерший возлюбленный не умер»). Защитная ф-ция аутизма – создание болезни; болезнь – щит от социальных проблем, которые не под силу личности. Как сознательно, так и бессознательно.

Пиаже. Аутистическое мышление – (сенсоматорная фаза развития)

· Подсознательное

· Индивидуальное

· Самое ранее в онтогенезе

По Арестовой:

· Преобладание внутернней жизни

· Активный уход из внешнего мира

· Подчинение мысли аффектимвным потребностям

· закрепление положительного аффекта и вытеснение отрицательного

· стремлении к гедонизм

· искаженное понимание времени

Причины доминирования аутистического мышления:

ü нет опыта для овладением практическим мышлениям;

ü недоступность объекта мышления логическому мышлению (любовь, например);

ü не свойственные значения чувств (смена полярности при аффектах)

ü ослабление ассоциативной связи

развитие аутизма в онтогенезе:

1. на уровне рефлексов (сенсорика) – сопровождение чувством удовольствия или не удовольствия (например – когда рефлекс имеет положительную или отрицательную эмоциональную окраску)

2. картины воспоминаний (перцепция) аффект может влиять на выбор поведения

3. сознание (логические связи) аффективная окраска того чего еще не случилось – план, мысли. Тут появляется аутистическое мышление

РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Представляет действительность, во многих отношениях противоположно аутистическому. Адекватное (не основанное на аффектах) удовлетворение потребностей. Результат (цель) – один, в отличие от аутистического мышления.

Оно регулируется логическими законами, направленно на внешний мир.



(пример: я не могу есть мороженое потому, что нет денег.

ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Пиаже: «ребенок судит всегда обо всем со своей собственной, индивидуальной точки зрения; ему очень трудно стать на позицию других»; иначе говоря мышление ребенка в значительной степени подчинено «логике» его собственного восприятия.

Основные феномены своеобразной детской логики:

Синкретизм – образование общности между объектами исходя из собственной перцепции и на основе эмоционального компонента;

Нечувствительность к противоречиям;

Переход от частного к частному без обращения к общему;

Непонимание относительности некоторых понятий.

Эгоцентризм проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм ребенка преодолевается благодаря процессу социализации.

Наглядное (интуитивное) мышление . Овладение речью. 1 год – способность говорить отдельные слова; 2 года – первые предложения (сначала двухсловные, потом трехсловные). Репрезентативный этап – начало употребления символов. Период от начала репрезентативного этапа до появления операций Пиаже назвал дооперациоальным. Субпериоды дооперационального периода:

ü Доконцептуальный (2-4 года). Развитие символов, воображения, игра «понарошку».

ü Интуитивный (4-7 лет). Ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует.

Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта: эгоцентризм детского мышления и анимизм (одушевления неживой природы).

Другие трудности: сериация (палочки по длине плохо раскладывают), классификация, сохранение.

Эмоциональное мышление. Майер: познавательный процесс здесь затемнен, отодвинут на задний план, фокус внимания сосредоточен на практической цели, для которой познание является лишь побочным средством. Сейчас эмоциональное мышление – это не отдельный вид мышления, т.к. оно фактически сливается с практическим мышлением. Аффективное мышление; пример: религиозное мышление.

29. Речевое мышление. Основные подходы к его исследованиям.

Речевое мышление – это сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаруживается как движение, проходящее через целый ряд внутренних планов: от мотива к мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – в значениях внешних слов – и, наконец, в словах.

1) Отождествление

 Мышление – воспроизведение речи во внутренней форме – бихевиоризм.

 Речь – внешнее выражение мышления – ранний Пиаже.

2) Речь – оболочка процесса мышления – Вюрцбургская школа.

3) Мышление и речь сложно взаимосвязаны, влияют друг на друга. Развитие речи начинается с одного слова (значащего целое предложение) и идет к грамматически развитым единицам, к высказываниям. Внешне – единица слово, а по внутреннему содержанию – мысль. Развитие речи – расчленение, и мысль, сначала глобальная, расчленяется вместе с ней.

Мышление в чем-то опережает речь, в чем-то отстает – параллельные линии, сходящиеся в речевом мышлении в отногенезе. Единство речи и мышления. Единство – драматический процесс, движение, взаимное проникновение. (Леонтьев)

Язык, речь и мышление

Интерпретация понятия «Язык» к началу 20 века была очень различной.

Характерными для психологии являются следующие трактовки:

· Штейнталь: Язык – не покоящаяся сущность, а протекающая деятельность.

· Вундт: Понятие «язык» нужно понимать процессуально.

В лингвистике же конца 19 – начала 20 века язык рассматривался в первую очередь как застывшая система, взятая в абстракции от реальной речевой деятельности.

Т.о. между психологией и лингвистикой образовалось своего рода историческое размежевание : психология изучает процессы говорения, речь и лишь потом занимается языком; лингвистика изучает язык как систему, не интересуясь реализацией этой системы. Такого рода размежевание удерживается в некоторых психологических работах до сих пор. Рубинштейн , например, категорически утверждает, что «психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку неприменим».

Дело доходит до того, что одна и та же проблема именуется психологами «Мышление и речь», а лингвистами – «Язык и мышление».

Это размежевание послужило основой для разграничения языка и речи де Соссюром .

Но, несмотря на то, что ему обычно приписывается противопоставление языка и речи, у де Соссюра нет в собственном смысле дизъюнкции «язык – речь». Соссюр противопоставляет язык и языковую способность. Обе эти категории объединяются понятием «речевая деятельность», которое в свою очередь противопоставляется понятию «речь», которая представляет собой индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы. Язык и языковая способность противопоставлены как социальное и индивидуальное; речевая деятельность противопоставлена речи как потенция и реализация. Т.о. получаются 2 системы координат.

Позже ученики де Соссюра, Балли и Сеше на основании студенческих конспектов и других материалов составили сводный текст, где категория языковой способности совсем отсутствует, и на место трех категорий (язык – языковая способность – речь) встает система двух категорий, а на место 2 систем координат – одна, в которой потенциальное приравнивается к социальному, а реальное к индивидуальному. «Язык не есть функция говорящего субъекта, он – продукт пассивно регистрируемый индивидом».

Несогласованность аргументации и непоследовательность текста, написанного Балли и Сеше, привели к тому, что появилась масса попыток дать различению языка и речи более строгое обоснование. Однако почти все эти авторы оставались в пределах понимания, предложенного Соссюром, реализуя отдельные стороны этого понимания.

Наряду с разного рода толкованиями дизъюнкции «язык – речь» в современной науке есть и другие концепции, вообще отказывающиеся от этой дизъюнкции . Таковы почти все концепции языка, связанные с бихевиористской психологией: они проводят разграничение не между речью и языком, а между текстом и его интерпретацией линвистом. В этом плане интересны работы Щербы и Пайка.

Щерба: Речевая организация – это первый аспект языка. Второй его аспект – это умозаключение, которое делается на основании всех актов говорения и понимания в определенную эпоху жизни общественной группы, или «языковая система». В идеале система и организация могут совпадать, но на практике этого не происходит. Третий аспект языка – языковой материал, или речевая деятельность.

Т.о. речевая организация человека не может сводиться к сумме речевого опыта данного человека, а должна быть своеобразной переработкой этого опыта. Психофизиологическая речевая организация также является социальным продуктом.

Сходную схему предлагает Пайк , противополагающий друг другу язык как «частицы», как «волны» и как «поле».

Концепцию Щерба развивают Зиндер и Андреев . Они предполагают систему не из трех, а из четырех категорий : язык, речь, речевой акт и речевой материал. Речевой материал – это конкретная реализация систем языка. Речевой акт – процесс, порождением которого является речевой материал. Речь – это система сочетаний языковых элементов в тексте.

Недостатки всех работ на тему о языке и речи , наиболее ярко выраженные в работах Зиндера и Андреева:

· Упрощенное понимание речевого материала. Не учитывается того, что текст – это не непосредственная данность. Это не только последовательность материализованных знаков. Это главным образом знаковая модель, материальным телом которой и является эта последовательность. Текст не существует вне его сознания или восприятия.

· Речевой акт («динамическое звено») понимается как процесс, а не как деятельность; он осуществляет перевод характеристик речевого материала из потенциальной в актуальную форму, но и только. Речь – это лишь процесс кодирования некого внеязыкового сообщения при помощи этой системы.

Все это были высказывания линвистов по вопросу соотношения языка и речи. Воззрения психологов не отличаются ничем принципиальным.

Например, Грейс де Лагуна противопоставляет «язык как социальный феномен» и «говорение», включая оба эти компонента в «речь» или «речевую деятельность».

Бюлер предлагает четырехчленную систему координат, организованную посредством 2 координат – «соотносимость с субъектом» и «ступень формализации» (т.е. социальное – индивидуальное и виртуальное – реальное): речевая деятельность, речевые акты, языковые средства и языковые структуры.

Лишь одна психологическая работа формулирует единственную приемлемую для современной науки точку зрения. Это «Механизмы речи» Жинкина .

Первый и главный тезис : речь не есть простая манифестация языка. Она не конец, а начало цепи, объект изучения, а не результат.

С точки зрения речи как объекта, она может получать двоякое осмысление. Первое – представление речевой деятельности как «потока речи», своего рода пространственно-временного континуума говорений. Второе – речь как один из видов деятельности, где деятельность – это совокупность процессов, объединенных общей направленностью. Речевая деятельность здесь берется с учетом всех объективных и субъективных факторов, определяющих поведение носителя языка. Речевой акт – это всегда акт включения речевой деятельности в более широкую систему деятельности в качестве одного из необходимых компонентов.

Второй тезис : указание на то, что речь не является простой манифестацией языка, что она имеет собственную структурную и функциональную специфику. Т.о. нужно разграничивать речь как объект (речевую деятельность) и содержащийся в этом объекте категории, олицетворяющей «речевую специфику».

Третий важный тезис : психология, лингвистика, логика, физиология и др. моделируют один и тот же объект, каждая для своих целей, выделяя в нем свои, существенные с той или иной точки зрения характеристики.

Для психолога в речевой деятельности важно противопоставление речевого механизма и речевого процесса. Также для психолога важно противопоставление языка в предметной форме и речевой коммуникации.

Для лингвиста главное различие проходит между языком как предметом и языком как процессом.

С точки зрения логики, важнейшим различием является различие формы мышления (процесс) и формы знания (предмет).

С философской точки зрения речевая деятельность рассматривается как одна из форм теоретической деятельности. Как любая теоретическая деятельность речевая предполагает единство 3 компонентов: объект, субъект, система общезначимых форм. Единство этих трех компонентов осуществляется в деятельности.

При деятельностной трактовке речи напрашивается иная трактовка мышления . «Континуальный» подход (рассмотренный вначале) рассматривал мышление как совокупность протекающих в субъекте психических процессов.

«Деятельностный» подход предполагает иную трактовку мышления. Согласно этой трактовке, мышление обнаруживает себя не только в речи, но и в реальных целенаправленных поступках людей, в их продуктах. Т.о. ставится вопрос о соотношении речи с содержанием деятельности. Еще одно отличие этой трактовки от первой – это отличие в понимании внутренней структуры деятельности, ее строения. От анализа по элементам, по составным частям целого, здесь переход к анализу по единицам, где единица – это такой продукт анализа, который обладает всеми свойствами целого. Т.о. происходит переход от анализа речевого материала текста, к самой деятельности опредмеченной в застывших речевых образованиях.

Но и при этом подходе мы сталкиваемся с рядом трудностей . Главная из них – мы оказываемся перед фактом существования 2 самостоятельных объектов: речевой деятельности и языка.

Здесь смешиваются 2 проблемы. Первая – проблема объективности, реальности языка. Вторая – это проблема материальности, «субстанциональности» языка (в бытовом значении этого слова). Большинство исследователей склоняются к идее субстанциональности языка.

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

(от древнегр. autos - сам) - замкнуто-углубленный тип личности или культурного феномена; применительно к личности используется также термин "шизоид" (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Его не следует путать с понятием "шизофреник". Шизоид - тип личности, в крови родственников которого могут быть шизофренические гены, но сам он не может заболеть шизофренией - это место у него, так сказать, уже занято его характерологическим типом, который заключается в его погруженности в себя (интроверсии) и представлении о том, что внутренняя жизнь духа является первичной по отношению к материальной жизни. В этом смысле А. м. - синоним идеализма. Но А. м. - это не философское понятие, а психологическое. Шизоид-аутист может быть не обязательно поэтом или профессором философии, важно, что его сознание работает определенным образом. Понятие А. м. ввел швейцарский психолог и психиатр Эуген Блейлер, а типичный внешний вид шизоида-аутиста описал Эрнст Кречмер в книге "Строение тела и характер" (1922). В противоположность полному жизнерадостному сангвинику аутист имеет лептосомное, то есть "узкое" телосложение: как правило, он худой и длинный, жилистый, суховатый, с несколько механистическими движениями. Характерный аутистический жест -поклон всей верхней частью тела, который выглядит, как будто лезвие бритвы выпадает из футляра. В каждой культуре, в каждом направлении искусства преобладает свой характерологический тип личности. В культуре ХХ в. преобладает аутист-шизоид, именно поэтому мы выделили понятию А. м. отдельную статью. Типичные аутисты по внешнемувиду (хабитусу) такие выдающиеся деятели культуры ХХ в., как Джеймс Джойс, Густав Малер, Арнольд Шенберг, Дмитрий Шостакович, Карл Густав Юнг. В ХХ в А. м. свойственно не только отдельным личностям, но и целым направлениям. Аутистическую природу имеет неомифологизм, все направления модернизма. (При этом важно осознавать, что авангардное искусство (см. АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО) не является аутистическим - его характерологическая основа - это полифоническая мозаика (см. ХАРАКТЕРОЛОГИЯ). Аутисты могут быть двух типов - авторитарные; это, как правило, основатели и лидеры новых направлений (Н. С. Гумилев, А. Шенберг, В. Брюсов); дефензивные (то есть с преобладающей защитной, а не агрессивной установкой); таким был, например, Ф.Кафка - беззащитный, боящийся женщин, отца, неуверенный в себе и в качестве своих произведений, но по-своему чрезвычайно цельный. Классические аутисты настолько равнодушны к внешним условиям среды, что они легче выживают в экстремальных условиях. Так, например, композитор С. С. Прокофьев, будучи совершенно внутренне чуждым советскому строю, тем не менее, с легкостью писал оперы на советские темы - "Октябрь", "Семен Котко", "Повесть о настоящем человеке", - он относился к этому как к чему-то вынужденному, как к плохой погоде. Душа его оставалась при этом совершенно чистой и незамутненной. А тревожный Шостакович, который гораздо меньше писал в угоду строю, тем не менее все время мучился за свои грехи, в частности за то, что вынужден был быть членом партии. Бывают шизоиды-подвижники, такие, например, как Альберт Швейцер который, следуя внутренней логике своей гармонии, оставил ученые и музыкальные занятия и уехал лечить прокаженных в Африку. Людвиг Витгенштейн, написав "Логико-философский трактат" (см. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ , АТОМАРНЫЙ ФАКТ), отказался от миллионного наследства своего отца и стал учителем начальных классов в деревне, так как этого требовал его внутренний аутистический нравственный императив - философ должен быть беден, философ должен помогать тем, кому больше всего нужна помощь, то есть детям. Смысл и специфику А. м. очень точно описал Гессе в притче "Поэт", где китайский поэт учится под руководством мастера вдали от родины. В какой-то момент он начинает тосковать по родному краю и мастер отпускает его домой. Но, увидев с вершины холма родной дом и осознав лирически это переживание, поэт возвращается к мастеру, потому что дело поэта - воспевать свои эмоции, а не жить обыденный жизнью (пример взят из книги М.Е.Бурно, упомянутой ниже в "Литературе").

Словарь культуры XX века . В.П.Руднёв .


Смотреть что такое "АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ" в других словарях:

    АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - 1. Вообще – мышление, направляемое внутренними желаниями и стремлениями независимо от внешних реальных фактов. 2. Мышление, характерное (или, лучше, предполагается, что оно характерно) для аутистического ребенка … Толковый словарь по психологии

    МЫШЛЕНИЕ - МЫШЛЕНИЕ, в психологии высшая и наиболее сложная форма интелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,… … Большая медицинская энциклопедия

    Мышление аутистическое - (греч. autos сам) термин E. Bleuler (1920), обозначает алогическое мышление, связанное с аутизмом, то есть неспособностью пациентов принимать во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимным фантазиям.… …

    Мышление шизофреническое - общий термин, обозначает нарушения мышления, более свойственные шизофрении, нежели другим болезненным состояниям (аморфное мышление, разорванность мышления, символическое мышление, аутистическое мышление, разноплановое мышление, амбивалентное… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мышление кататимическое - то же, что мышление кататимное, мышление аутистическое, мышление эмоциональное. Синоним: Майера кататимическое мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия

    МЫШЛЕНИЕ АУТИСТИЧЕСКОЕ - мышление, оторванное от действительности и не корригируемое ею. Сопровождается уходом больного в себя, отгороженностью от внешнего мира … Судебная патопсихология (термины книги)

    Мышление - Опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований – и обобщенное познание объективной реальности (Рубинштейн С.Л., 1940). М. – это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности. Мыслительное… … Толковый словарь психиатрических терминов

    Мышление - 1. особый вид познавательной деятельности, который на определённом уровне своего развития обеспечивает выявление субстанциональных свойств явлений действительности, установление связей и отношений между ними, а также создание и использование… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мышление дереистическое - то же, что мышление аутистическое … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Аутистическое мышление - это сложное психическое расстройство, которое характеризуется наивысшей степенью самоизоляции. К его основным признакам принадлежат уход от контактов с реальностью и бедность эмоционального спектра. Людям, которые страдают этим заболеванием, свойственны некорректные реакции и недостаток взаимодействия с социумом.

Проблемы с общением

Что такое аутистическое мышление? Его нетрудно распознать. Оно имеет ряд характерных симптомов, среди которых специалисты выделяют следующие.

Речь пациентов слабо развивается. У них возникают затруднения как с пониманием, так и воспроизведением слов. Часто такие люди повторяют звуки и фразы, услышанные от окружающих или по телевизору. Они плохо вникают в суть

Гораздо проще для них реагировать на односложные предложения («ешь», «иди», «встань» и др.). аутистов также заторможено. Чаще всего это проявляется в том, что больные не понимают такие как, например, местоимения (твой, его, наш и т. д.). Чаще всего на первичном осмотре родители жалуются на то, что их ребенок не может полноценно общаться. Эта проблема начинает проявляться на втором году жизни малыша.

Неконтактность

Человек, сознание которого поглотило мышление аутистическое, ведет себя так, будто у него нарушено восприятие окружающего мира. Со стороны кажется, будто он глухой и слепой. Окружающим трудно привлечь к себе внимание больного. Он не смотрит в глаза собеседнику и даже не оборачивается, когда его зовут. Внимательное обследование показывает отсутствие проблем на физиологическом уровне.

Аутисты не создают близких отношений даже с членами семьи. Это отклонение можно заметить уже в первые месяцы жизни. В данный период ребенок не прижимается к матери, когда она держит его на руках. Он может даже сопротивляться физическим контактам - напрягать спину и пытаться выскользнуть из объятий.

Такие малыши не любят игрушки, как обычные дети. Они развлекаются, используя свои методы: вращают колеса машинок, скручивают веревку, засовывают в рот кукол. Эти отклонения можно заметить на втором году жизни.

Игры с другими сильно ограничены или вообще отсутствуют. Ребенок может не интересоваться такими забавами или попросту не владеть необходимыми навыками. Обычно он на окружающих. Исключение составляют примитивные игры вроде «дай-возьми».

Аутистическое мышление стирает способность к самообслуживанию. Больным трудно одеваться, ходить в туалет. Они заторможенно реагируют на опасность. В связи с этим такие малыши нуждаются в постоянном присмотре. Родители обязаны оградить их от серьезных травм, которые можно получить даже во время самой обычной прогулки по улице.

Приступы злости

Для людей, страдающих аутизмом, характерны агрессивное поведение и непредсказуемые вспышки ярости. Часто они могут направлять эту жестокость на себя. Пациенты кусают руки, бьются головой о стену, пол или мебель, ударяют кулаками по лицу. Иногда неадекватное поведение направляется на окружающих. Большая часть родителей жалуется на грубость таких детей, эмоциональные взрывы, острую реакцию на отказы и запреты.

Больные аутизмом могут проводить своеобразные ритуальные действия. Например, они качаются из стороны в сторону, хлопают в ладоши, крутят в руках предметы, безотрывно смотрят на яркий свет или лопасти вентилятора, складывают разные вещи в ряд, долго приседают или вращаются.

Исключения из правил

У многих пациентов мышление аутистическое не полностью, ведь существует понятие так называемых навыков-осколков. Это своего рода «островки» адекватного поведения, которые сохранились в их сознании. Данное явление проявляется в различных ситуациях.

Такие люди могут развиваться без задержек и научиться ходить уже в возрасте пятнадцати месяцев. Нередки случаи, когда малыши имеют высокий уровень моторного развития, без проблем ходят и не теряют равновесие.

Память, увлечения, страхи

Когда доктор диагностирует аутизм, он ищет признаки нормальной памяти. Так, ребенок может повторять звуки за окружающими или имитировать услышанное по телевизору. Также он способен запоминать детали того, что видит.

У него развиваются некоторые интересы: игры с различными предметами, заводными игрушками или домашней утварью. Кто-то интересуется музыкой и танцами. Некоторые способны складывать пазлы, любят числа и буквы и т. д.

Аутисты имеют небольшие, но конкретные страхи, которые существуют меньше времени, чем у здоровых людей. Так, больного может пугать громкий звук пылесоса или гудок автомобиля.

Аутистическое мышление - это серьезный медицинский диагноз, который способен поставить только психоневролог. Чтобы лечение велось по правильной схеме, человеку необходимо пройти полное обследование. После этого врачи совместно с психологами занимаются разработкой индивидуального плана борьбы с недугом. Залог успеха в противостоянии проблеме - быть терпеливыми, добрыми и верить в успех лечения.

От родителей требуется создать для малыша максимальный эмоциональный комфорт. Они должны привить своему чаду чувство защищенности. Следующие этап работы - обучение ребенка новым формам поведения и жизненно необходимым навыкам по адаптации к среде.

Близкие должны понимать, что ему чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающим миром. Аутистическое и реалистическое мышление - это два полярных понятия. Родные должны постоянно наблюдать за больным, объяснять ему все, что делают или говорят. Благодаря этому они помогут аутисту расширить взгляды на действительность и подтолкнут его к выражению чувств словами.

Особый подход

Даже пациенты, которые не умеют разговаривать, с радостью выполняют различные задания невербального характера. Их нужно обучать игре в лото, складыванию пазлов, решению головоломок. Очень важно при этом развивать способность человека контактировать с окружающими и делать что-то вместе с ними.

Когда аутист обращает внимание на какой-либо предмет, нужно сказать его название, дать подержаться за него руками. Таким образом можно будет задействовать большое количество анализаторов - осязание, зрение, слух одновременно и атаковать аутистическое мышление. Психология человека утверждает, что пациентам нужно много раз повторять названия вещей, объяснять их предназначение, пока они не сделают их частью своего восприятия мира.

Игротеррапия

Если ребенок полностью поглощен каким-то занятием, можно аккуратно дополнить его действие своим объяснением. Очень важно, чтобы он при этом прикасался к предмету, о котором идет речь (например, зеркалу). Это поможет не разговаривающему малышу преодолеть внутренний барьер молчания и выучить новое слово.

Когда маленький больной уходит с головой в манипуляции с предметами, необходимо привносить в это действие смысл. Например, выкладывание кубиков в ряд можно назвать строительством поезда. Это делается для того, чтобы уменьшать расстройства мышления, аутистическое поведение малыша.

В нужно применять постановки, в которых есть конкретные простые правила. Не стоит обращаться к сюжетно-ролевым развлечениям, которые требуют разговоров. Любую забаву нужно повторять раз за разом, объясняя каждый шаг в ней. Таким образом можно добиться того, что эта игра станет одним из ритуалов, которые обожают аутисты.

Проблемы, которые вызывает аутистическое мышление, необходимо решать без спешки. Перед собой нужно ставить конкретные цели: избавление от страхов, контроль агрессии, обучение взаимодействию с окружающими.

Очень важно, чтобы малыши смотрели мультфильмы, герои которых имеют яркую, выразительную мимику. Им трудно идентифицировать а этот способ поможет справиться с данной проблемой.

Лучше всего подходят мультфильмы о паровозике Томе, «Шрек» и т. п. Предложите ребенку угадывать, в каком настроении тот или иной персонаж, делая стоп-кадр. Пусть он попытается изобразить эту эмоцию самостоятельно.

Если малыш уходит в себя, отвлекайте его, играйте в мимику. Ваше лицо при этом должно работать очень выразительно, чтобы ему проще было угадывать, что вы показываете.

Спектакли

Аутистическое мышление у взрослых можно лечить с помощью участия их в театральных представлениях. Сначала они бурно сопротивляются попыткам ввести их в спектакль. Но при проявлении настойчивости и задействовании поощрения больной не только решится это сделать, а и получит массу удовольствия от происходящего.

Также полезно рассказывать различные истории с положительными и отрицательными героями. Так пациент научится подсознательно понимать, что хорошо, а что плохо. Можно разыгрывать такие сказки при участии людей или задействовать кукол. При этом нужно объяснить, что у каждого в этом представлении своя роль. Эти спектакли необходимо проводить многократно, при этом каждый раз добавляя в них что-то новое.

Интуитивное и аналитическое (логическое) мышление.

Для их характеристики обычно используют три признака: временной, структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в.сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Продуктивное и репродуктивное мышление.

И.З. Калмыков основывает это различие на «степени» новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта.

Реалистическое и аутистическое мышление.

Реалистическое мышление направленно в основном на внешний мир, оно регулируется логическими законами. Мысли человека при аутистическом мышлении подчиняются не логике и разуму, а аффективным потребностям, следуют за ними, отражают их силу, динамику. Иногда еще используют термин «эгоцентрическое мышление», так как оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека. Аутистическое мышление тенденциозно. Цель его достигается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамками строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противоречат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответствующие им, получают простор даже в том случае, если порождают логические несоответствия. Таким образом, целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины, а направленность аутистического - продолжение иллюзии, а не истины.

Однако по мнению Блейлера и аутизм имеет положительную ценность, так как снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, иногда усиливает стремление к позитивной цели.

Кроме того выделяют и своеобразные типы мышления.

  • 1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой, доминированием правого полушария головного мозга над левым.
  • 2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: