Художественно речевое развитие детей. Организация художественно-речевой деятельности детей в ДОУ

lyudmila kornishina
Художественно-речевая деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность. Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования . Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместная падения культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешным во взрослой жизни.

Негативные факторы, влияющих на речевую функцию;

Ухудшение состояния здоровья детей ;

Существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей ;

Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

Недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Цель. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .

Развитие мелкой моторики рук.

Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умение принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).

Задачи. Развивать творческую активность детей ;

Формировать звуковую выразительность речи;

Развитие познавательной активности детей :(любознательность, инициативность, самостоятельность) .

Развитие общепринятых представлений об окружающем мире, о себе, о других людях;

Развитие речи ребенка, как необходимого условия познания;

Формирование высших психических процессов (память, внимание, мышление и др.) .

Идея. Последовательное применение методов и приемов работы с детьми, направленных на создание мотивации речевой деятельности , развитие внутреннего программирования, активизацию речевых средств для лексико – грамматического оформления высказывания и благоприятное протекание сенсомоторного уровня речи.

Замысел. .Овладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного образования . Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не будет достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, к сожалению, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах . Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией личности.

Условия. Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.

Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи исходя из полученных данных.

Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстниками.

Систематическое проведение занятий.

Этапы реализации. 1 этап – 2 мл. группа

2 этап – ср. группа

3 этап – ст. группа

4 этап – под. группа

Участники : дети, квалифицированные воспитатели дошкольных групп , заведующая ДОУ, логопед, родители.

Научная основа. Использованы идеи Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К. о развитии речи детей . Концепция основана на развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально – волевой сферы (чувств, воли)

В основе построения воспитательно – образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей , заданный «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, а главным фактором является учет развития речи детей данного сада .

Головин Б. Н. Основы культуры речи.

Сущность. Речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно – познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой, и других видов деятельности . Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будет заметны , если они не выражаются в его активной речи.

Ожидаемый результат. Овладение каждым ребенком связной речью, на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений.

Умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Произносить слова и словосочетания с естественной интонацией.

Основные направления работы с детьми.

1. Организационные формы обучения на занятиях.

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка .

3. Наблюдения.

4. Игровая деятельность .

5. Театральная

6. Самостоятельная деятельность ребенка

7. Праздники и развлечения.

8. Беседа. о прочитанных книгах. /Худ. Литература).

9. Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.

Обучение речи.

Блок 1. Воспитание звуковой культуры речи детей .

Звуки речи, отдельные элементы интонации просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр. - сами по себе ничего вне языка не обозначают, не кодируют действительность, но без них нет речи и просодемы –, строительный материал, устной речи (письменная речь – графический код устной речи) . .

1. Чтобы научится говорить :

Артикулировать все характерные для данного языка фонемы;

Произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях в слове;

Модулировать просодемы, создающие интонацию.

2. Основной метод упражнений, используемый для усвоения просодем, метод – имитации. Приемы реализации этого метода :

Дидактические игры,

Сюжетные игры.

Дидактические игры проводятся на материале специальных составленных учебных и художественных авторских текстов . Сюжетные игры строятся как ролевые игры и драматизации художественных произведений .

Работа по воспитанию звуковой культуры речи детей организуется преимущественно в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома; взрослый исправляет ошибки детей в артикуляции звуков или в модуляции голоса при интонировании.

ЗАДАЧИ : (занятия по фонетике)

Постановка дыхания;

Усвоение ритма слова (слогоразделение)

Усвоение артикуляцией отдельных звуков речи; - .

Приобретение навыка в модулировании законченной интонации предложения или интонационных фигур смысловых отрезков предложения.

БЛОК 2. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ.

Слово – основная единица языка. Оно является как бы «представителей» одновременно всех компонентов языка _- фонетики, лексики, грамматики. В речи слово живет в определенном значении и в соответствующем грамматическом значении и в соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова» , без их фонетической оболочки и грамматической формы, невозможно.

Ступени обобщения слов по смыслу :

Нулевая ступень обобщения; - имя собственное, название (имя) единичного предмета (конец первого – начало второго года жизни) .

Первая ступень обобщения – имя нарицательные, т. е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. (к концу второго года жизни) . .

Вторая ступень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия; (мебель, фрукты, посуда….) . Названия действий, признаков передаются обобщению в форме имени существительного; хождение, бег, полет, синева. (усваивают слова второй степени обобщения не раньше трех лет) .

Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения : растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель; движение – это полет, бег, плавание; плоды – это овощи, фрукты, злаки

Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.

Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения : предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

Усваивая слова, находящиеся в отношениях родо- видовых (мебель – стол, стул, кровать, дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части : стул – ножка, спинка, сиденье; лицо- лоб, щеки, нос, рот, глаза; умываться – набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д. .

БЛОК 3. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Грамматические значения – это значения отношений между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Например, ребенок может понимать лексический смысл, т. е. соотносить с внеязыковой действительностью слова яблоня, посадить, но не знать смысла грамматических форм, употребленных в предложениях : Яблоня посажена или Яблоню посадят (не понимать смысла формы именительного падежа существительного и краткого страдального причастия, обозначающих предикативные, т. е. сказуемостные, отношения, или винительного падежа существительного и 3-го лица будущего времени глагола, обозначающих дополнительные, предметные, отношения). Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

Методы и приемы формирования грамматических навыков.

Упражнения по грамматике одновременно являются упражнениями на закрепление уже усвоенного детьми материала по лексике и фонетике. Без предварительного усвоения детьми минимального количества слов и умения как - то артикулировать звуки и модулировать интонацию предложения грамматические упражнения невозможны. Обогащение речи детей грамматическими формами происходит в просе обогащения их словаря и развития фонетических навыков.

К трем годам словарь ребенка достигает 1300-1500 слов, к четырем годам он увеличивается почти вдвое.

Работу над грамматическим строем следует начинать со знакомства с именами существительными, поскольку существительные составляют больше половины слов нашей речи, а кроме того, на основе изменения существительных изменяются и другие части речи : прилагательные – по падежам, родам и числам; прилагательные и глаголы в прошедшем времени – по родам и числам.

К семи годам дети, как правило, должны владеть всеми грамматическими формами речи : склонением имен существительных и прилагательных, спряжением наиболее употребительных глаголов; для характеристики признака действия (пространственного, временного, образа действия) они пользуются наречиями, употребляя их в строе словосочетания и предложения, например : шел быстро, говорил тихо, свернул влево, вернулся поздно вечером, приехал засветло и. др.

Основным видом работы по формированию грамматических навыков в речи детей подготовительной к школе группе может стать работа по оформлению одной и той же мысли различными языковыми средствами.

Вторым направлением в работе по развитию речи детей этого возраста может стать обучение их употреблению в речи причастий.

Развивая синтаксический строй детской речи, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети правильно составляли простые предложения, предложения с однородными членами, с обособленными оборотами, сложные предложения. Только при условии владения всеми грамматическими формами ребенок будет хорошо подготовлен к обучению в школе.

БЛОК 4. ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем – то и вызвать на ответ, побудить к какому – то действию.

Монолог – связная речь одного лица. Цель монолога – сообщение о каких – то фактах.

Диалог – разговор, беседа – является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками.

Обучение речи в детском саду протекает в двух формах : 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях.

Специальные занятия по развитию диалогической связной речи проводятся методом разговора (беседы) и методом имитации.

Указанные методы чаще всего реализуются :

1) приемами подготовленной беседы (разговора)

2) приемами театрализации (имитации и пересказа) .

Овладеть методами обучения монологической речи означает для воспитателя : 1) научиться слушать детей , 2) научиться помогать им пересказывать, рассказывать, сочинять. Работа над монологом в средней, старшей и подготовительной группах отличается прежде всего сложностью содержания и размером текста (то и другое определяется «Программой воспитания в детском саду» ).

Во всех возрастных группах основным приемом обучения монологу является опора на словесный образец. Дополнительные приемы – опора на реальные предметы, опора на картинки.

БЛОК 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА .

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений – миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.) . На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге.

Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи

Чтобы научить детей слушать художественное произведение , помочь им усвоить содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания , запоминания, понимания. Это :

1) повторное чтение всего текста,

2) повторное чтение отдельных частей его.

Чтение может сопровождаться :

1) игровыми действиями детей ;

2) предметной наглядностью :

а) рассматриванием игрушек, муляжей,

б) рассматриванием иллюстраций,

в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам

3) словесной помощью :

а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения ,

б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте? и подобных,

в) подсказыванием при ответах детей слов – эпитетов , обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбия, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) ;

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

БЛОК 6 ДИАГНОСТИКА.

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли.

Важно вести наблюдения за детской речью для того, чтобы объективно и профессионально судить об эффективности применяемых методов и приемов.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности , ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы «так называемые» стимульные материалы : игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры, репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные театры и т. др.

Обследование, не нарушая хода естественной жизни детей , должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать : - О! Как же ты красива!

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ХУДОЖЕСТВЕННО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Речь человека – великий дар, данный нам природой, благодаря которому мы получили широкие возможности общения друг с другом. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни . Однако на ее появление и становление отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка. Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми. Поэтому педагоги ДОУ уделяют большое внимание развитию речи и речевой активности детей.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Под художественно - речевой мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения.

Она включает в себя следующие компоненты:
восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними.

Воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.).

Создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений – загадок, рассказов и сказок и т.п.).

Понятие художественно-речевой деятельности детей многогранно, оно включает в себя восприятие детьми произведений художественной литературы и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказами, пересказ сказок, чтение наизусть стихотворений, потешек. При этом происходит быстрое освоение детьми образной и выразительной речи и на этой основе возникновение начальных форм словесного творчества - придумывание сказок, загадок, театрализация произведений.

Одним из эффективных средств формирования у дошкольников художественно-речевых умений, являются устное народное творчество и произведения художественной литературы для детей.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибутках, загадках, поговорках воспитывает в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку. Знакомство с народными потешками, приговорками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить в ходе работы над развитием речи в младших группах ДОУ. Вслушиваясь в слова потешки, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, легко запоминает и повторяет слова потешки. Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организует его поведение. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. А также, приговаривая потешки во время таких действий, воспитатель стимулирует и детей говорить («Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса» и другие).

В ходе работы педагогами ДОУ также используются загадки, образные пословицы и поговорки. Загадки – это полезное упражнение для детского ума. Все дети очень любят их отгадывать, поэтому и занятию можно начинать с чтения загадки. Это их легко организует на дальнейшую деятельность. Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы так же можно использовать в любой режимной ситуации («Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь» и другие). Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучшее понять различные явления, события.

При ознакомлении произведениями художественной литературы, воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Воспитатель при этом выразительно рассказывает сказку или читает рассказ, интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя их, обращает внимание на смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка. При анализе содержания и композиции сказки можно использовать наглядный план, где каждая часть сказки или рассказа представлена набором тех персонажей, которые являются главными героями. Эти персонажи могут быть обозначены и условно (цветные кружки, схематические изображения, полоски разной длины, мнемотаблицы).

Осмыслению идейно-художественной сущности сказки или рассказа, оценке персонажей способствует беседа. Но не следует спешить ставить перед детьми вопросы сразу после прочтения произведения (или устного его пересказа). Необходимо выдержать небольшую паузу, что бы дать детям возможность пережить, лучше осознать прослушанное. Затем можно спросить, понравилась ли произведение и чем именно, почему у него такое название. Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с содержанием. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Какими словами говорится в сказке о действиях героев, их переживаниях? Дети, отвечая на подобные вопросы, не только учатся говорить, но и знакомятся с новыми для них словами и стараются использовать в своей речи новые словесные обороты.

В развитии речи детей несомненную роль играют стихотворные произведения. В арсенале воспитателей большое количество таких произведений российских и зарубежных авторов.

Младших дошкольников особенно привлекают небольшие стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

При чтении больших по объему стихотворений воспитатель, выделяет ритмичность, музыкальность, напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Развивать у детей словесное творчество можно с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Таким образом, художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.


Художественно-речевая деятельность дошкольников как средство развития творческих способностей детей

Миронова Вера Николаевна,

воспитатель ГККП я/сада №8 «Сказка»

Западно-Казахстанская область, город Уральск

Художественная речь открывают ребенку

громадный мир вещей и звуков, красок и света,

мир человеческих чувств и размышлений.

К.И.Чуковский

Овладение языком – важнейшая задача дошкольного образования. Актуальность ее особенно велика в наше время, когда отмечается повсеместное падение культуры. Надо начинать эту работу как можно раньше, иначе нашим детям трудно будет стать успешными во взрослой жизни.

Основная задача развития образной речи - заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге; познакомить с теми произведениями художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

На современном этапе художественно–речевая деятельность рассматривается не только как средство формирования выразительности и образности речи, но и как средство развития творческих способностей детей.

Поэтому, работая над темой творческого поиска «Художественно-речевая деятельность дошкольника» я решаю задачи по формированию художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.

Считаю, что важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

При ознакомлении с произведениями художественной литературы, я стараюсь дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно - художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка.

Моя практика работы по данной теме показывает, что на организованной учебной деятельности дети усваивают определенный объем навыков и умений по художественно-речевой деятельности.

Поэтому с этой целью я читаю и рассказываю детям сказки и рассказы, разучиваю с ними стихи, учу элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки для того, чтобы

вызвать у детей желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни.

Однако мои наблюдения показывают, что дошкольники не всегда способны самостоятельно заниматься художественно-речевой деятельностью. Поэтому я использую свободное от занятий время во второй половине дня по теме моего творческого поиска по художественно-речевой деятельности детей.

С целью расширения и закрепления знаний детей о книге я создала и оформила в групповой комнате специальную зону, в которой дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, слушать сказки, записанные на грампластинки, кассеты, диски, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, теней, кукол, фланелеграфа, играть в литературные игры, готовиться к праздничным утренникам, вечерам развлечений.

А организация экскурсий в книжный магазин, в детскую библиотеку, в городскую библиотеку для взрослых, активизирует деятельность ребят в книжном уголке.

Для обобщения и закрепления знаний по теме творческого поиска я провожу литературные развлечения, такие как: "Книги – наши друзья", В гостях у царицы литературы».

Мои дети в свободное от занятий время, находясь под впечатлением прослушанных литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) воссоздают понравившиеся им образы в рисунке, в аппликации или лепке.

Считаю, что основной целью при организации литературных игр является развитие художественного вкуса детей, воображения и творческого мышления, формирование связной речи. Вместе с ребятами я организовываю следующие литературные игры: "Нарисуем сказку", "Придумай рассказ, сказку по рисунку (или по картинке), "Расскажи сказку по картинкам" и другие.

Постепенно, по мере формирования у ребенка необходимых умений и навыков, приобретения нужных знаний, моя роль становится второстепенной, потому что детям я предоставляю большую свободу, а помогаю только им в тех случаях, когда они в чем-то затрудняются.

Все рисунки и сочинения детей я помещаю в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка, альбом, в котором найдут место рассказы, сказки, стихи, загадки, придуманные детьми.

В конце учебного года организовываю выставку детского творчества, провожу совместную конференцию воспитателей, родителей, учителей начальных классов.

Взаимосвязанными компонентами художественно–речевой деятельности дошкольников являются не только восприятие литературного текста, его воспроизведение (репродукция), но и элементарное словесное творчество.

Словесное творчество я развиваю у детей с помощью придумывания загадок, сочинением сказок и рассказов. Дети сами находят изобразительные средства, сравнения, эпитеты, придумывают композицию сказок, рассказов (начало, основная часть, концовка), выбирают изображения персонажей и показывают на фланелеграфе или используют плоскостной настольный театр.

Игра-драматизация – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций и в то же время эффективное средство осмысления подтекста литературного или фольклорного произведения. Такой способ передачи сказки или рассказа наиболее любим у старших дошкольников. Он позволяет детям научиться правильно строить диалоги и монологи, описывать явления и предметы.

Художественно-речевое развитие способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры, формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, способствует формированию художественно-речевой активности.

Таким образом, грамотный подход педагогов при организации художественно-речевой деятельности способствует развитию не только речевых навыков, но и творческих способностей детей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: