Форма рельефа образованная внутренними силами земли. Внутренние силы Земли. Землетрясения, вулканизм

Вещество нашей планеты находится в непрерывном движении и изменении. Это обусловлено внутренними и внешними силами Земли.

К внутренним силам Земли относятся :

1. внутренняя энергия планеты,

2. сила тяжести

3. силы, которые возникают при вращении Земли.

К источникам внутренней энергии планеты относится:

1. тепло, которое выделяется при перераспределении вещества в недрах Земли;

2. тепло, выделяющееся при распаде радиоактивных элементов;

3. различные химические реакции.

Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности.

Очаг землетрясения (гипоцентр) - место возникновения сейсмических толчков в глуби Земли.

Эпицентр землетрясения - проекция гипоцентра на земную поверхность или расположенный над очагом землетрясений участок земной поверхности (место максимальных разрушений).

Сейсмограф - прибор, определяющий силу землетрясений (12-бальная шкала Рихтора).

Интересно знать Землетрясение в Сан-Франциско

Спокойная ночь была 18 апреля 1906 года. Около 5. 15 часов утра по местному времени жители Сан-Франциско были разбужены ужасными подземными толчками. Сильные раскаты грома переходили от Тихого океана и уже 60 секунд позднее трескалась Земля на глубине 25 км. Земная кора разрывалась со скоростью 25 км/мин. В 3000 км северней Сан-Франциско трещина земной коры пустилась как стрела на город. Большие и маленькие здания качались как карточные домики, погружались в пропасть или разрушались и хоронили под собой людей. На улицах гасли фонари, вытекал газ и вызвал в 16 местах пожар. Морской ветер раздувал его, превратил весь город в опасное море пламени. Три ночи и дня небо над Сан-Франциско было красным. Результат катастрофы: из 400 000 жителей более 200 000 остались без жилья, почти 30 000 домов были разрушены, почти 1000 человек погибли. Передвижные глыбы, вызванные землетрясением, образовали разлом Сан-Адрерас.

Крупнейшие землетрясения: Чили (1960 г.), Токио, Мехико, Сан-Франциско, Спитак, Ашгабат.

Сила землетрясений определяется по 12 - бальной шкале Рихтора (9 - бальная шкала).

Пояса сейсмичности - Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский, тектонические разломы.

Вулканизм - процессы, связанные с выходом магмы на поверхность.

Магма - расплавленная огненная масса, которая насыщена парами воды и газа.

Лава - излившаяся на земную поверхность магма и утратившая часть своих элементов.

Действующие вулканы - вулканы, которые извергались на памяти человека.

Потухшие вулканы - вулканы, которые извергались в доисторическое время.

Уснувшие вулканы - бездействуют длительное время.

Подводные вулканы - извергаются на дне океана. Конусы могут выходить на поверхность в виде вулканических остров (Курильские, Японские).

Пояса вулканизма - Тихоокеанский (Огненное кольцо), Средиземноморский, Восточно - Африканский, Срединно-Атлантический.

Вулканы: Эребус, Килиманджаро, Чимборассо, Котопахи, Паракутин, Орисаба, Попокатепетль, Мон - Пеле, Мауна - Лоа, Мауна - Кеа, Килауэа, Этна, Везувий, Стромболи, Лаки, Гекла, Эльбрус, Арарат, Ключевская Сопка, Тобальчик, Кракатау, Фудзияма.

Интересно знать: Большая катастрофа 1883 г.

Был прекрасный день. Но ночью начался дождь из пепла и маленьких пород. В одно время море заволновалось и возникли огромные течения, так что корабли беспрерывно как юла вращались вокруг якоря. Остров в Зондском проливе между Явой и Суматрой, который был площадью 33 км 2 и состоял из двух вулканических горных конусов, взлетел на воздух. Извергался вулкан Кракатау.

Приливная волна, высотой до 30 м падала на все близлежащие острова. Также города Мерак и Тьярингин, которые находились на западном побережье Явы, полностью были разрушены. 36 000 человек погибли в водах прилива.

Толстая часть вулканического пепла распространилась в верхних слоях атмосферы над всей земной поверхностью и вызвала осенью 1883 года появление сумерек и «сияние ночных облаков».

Извержение Мон-Пеле

Ранним утром 8 мая 1902 г. 30 тыс. жителей города не знали, что им угрожает смертельная опасность, хотя причины для тревоги были. Возвышающийся в 10 км от города вулкан Мон-Пеле с конца апреля стал проявлять подозрительную активность. Временами слышались взрывы, над вершиной вулкана клубились облака дыма. Пепловые тучи накрывали город, когда ветер дул в его сторону; в воздухе пахло серой, и свет солнца еле пробивался сквозь мутную пелену. В первых числах мая взрывы участились. И жители Сен-Пьера овладело такое сильное беспокойство, что они начали уходить из города. 5 мая поток грязи из прорвавшегося кратерного озера на вершине вулкана пронёсся по долине реки Бланш и разрушил расположенный в ее устье завод по переработке сахарного тростника. Тридцать рабочих стали первыми жертвами трагедии, кульминация которой наступила в 7 часов 50 минут утра 8 мая. Именно в это время колоссальной силы взрывы потрясли вулкан и мощные пепловые облака взметнулись на высоту более 10 км. Одновременно с этими взрывами, следовавшими непрерывно один за другим, из кратера вырвалась черная туча, сверкающая багровыми сполохами. Со скоростью более 150 км/ч она устремилась вниз по склону вулкана на город Сен-Пьер. Эта тяжелая туча толкала перед собой плотный сгусток горячего воздуха. Он превратился в порыв ураганного ветра и налетел на город уже через несколько секунд. А еще через 10 секунд туча накрыла город, и последним, что увидели 30 тыс. жителей Сен-Пьера, был мрак, прорезаемый молниями. Через несколько минут все они были мертвы. Лишь одному из них было суждено увидеть солнце. Это был не лучший представитель городского населения, потому что он сидел в подвале прочной тюрьмы, и маленькое окошко его камеры было обращено в сторону, противоположную той, откуда надвигалась палящая смерть. Большинство жителей погибли от удушья: горячий газ мгновенно обжигал лёгкие. По данным вулканологов, изучавших последствия страшной катастрофы, температура внутри палящей тучи, накрывшей город, колебалась от 700 до 1000 градусов, а в момент выброса из жерла вулкана она была еще выше. Слой пепла и пыли в городе был не толще 20 - 30 см. Багровый отсвет туче предавали раскаленные частицы. После извержения Мон-Пеле на его вершине вдруг возникло странное образование, напоминавшее по форме морковку - «игла».

Внезапное появление вулкана

20 февраля 19432 г. крестьянин Дионисий Пулидо работал на своем кукурузном поле на окраине деревни в Центральной Мексике. Вдруг на поле образовалась трещина, из которой начал пробиваться дымок. Пулидо начал засыпать ее, но рядом возникали новые, более крупные трещины, которые уже нельзя было засыпать. Земля начала дрожать, послышался гул, из трещин вырвались мощные столбы дыма, а затем раздались взрывы. Через сутки на месте поля и деревни уже возвышался вулкан в несколько десятков метров высотой, а через некоторое время достиг уже 300 м.

Задание на дом - § 15

Тема урока: Внешние процессы, формирующие рельеф и

связанные с ними стихийные явления

Задачи урока: сформировать знания об изменении форм рельефа в результате эрозии,

Выветривания и других внешних рельефообразующих процессах, их роли

В формировании облика поверхности нашей страны. Подвести учащихся

К выводу о постоянном изменении, развитии рельефа под действием не

Только внутренних и внешних процессов, но и деятельности человека.

1. Повторение изученного материала.

1. В результате чего меняется поверхность Земли?

2. Какие процессы называют эндогенными?

2.Какие части страны испытали в неоген-четвертичное время наиболее интенсивные поднятия?

3.Совпадают ли они с районами распространения землетрясений?

4. Назовите главные действующие вулканы на территории страны.

5. В каких частях Краснодарского края чаще проявляются внутренние процессы?

2. Изучение нового материала.

Деятельность любого внешнего фактора складывается из процесса разрушения и сноса пород (денудация) и отложения материалов в понижениях (аккумуляция). Этому предшествует выветривание. Выделяют два основных вида выв-я: физическое и химическое, в результате которого образуются рыхлые отложения, удобные для перемещения водой, льдом, ветром и т.д.

По ходу объяснения учителем нового материала заполняется таблица

^ Внешние процессы

основные виды

Районы распростр-ния

Деятельность древнего ледника

^ Троги, бараньи лбы,курчавые скалы.

Моренные холмы и гряды.

Вводно-ледниковые равнины

Карелия, Кольский п-в.

Валдайская возв., Смоленско-Московская возв.

^ Мещерская низм.

Деятельность текучих вод

Эрозионные формы: овраги, балки, речные долины

Среднерусская, Приволжская и др

практически повсеместно

ВосточноеЗакавказье,Прибайкалье, Ср. Азия

^ Работа ветра

Эоловые формы: барханы,

пустыни и полупустыни Прикаспийской низм.

южное побережье Балтийского моря

^ Подземные воды

Карст (пещеры, шахты, воронки и др.)

Кавказ, Среднерусская возв.и др.

Морской прибой

абразионные

побережья морей и озер

^ Процессы, вызванные деятельностью силы тяжести

обвалы и осыпи

оползни

Преобладают в горах, нередки на крутых склонах речных долин и оврагов.

Среднее течении р.Волги, побережье Черного моря

^ Деятельность человека

распашка земель, добыча п.и., строительство, вырубка лесов

в местах проживания человека и добыче природных ресурсов.

Примеры отдельных видов внешних процессов - стр.44-45 Ермошкина "Уроки географии"

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Назовите основные виды экзогенных процессов.

2. Какие из них больше всего развиты в Краснодарском крае?

3. Какие противоэрозионные мероприятия вы знаете?

4.ЗАДАНИЕ НА ДОМ: подготовиться к обобщающему уроку по теме "Геологическое строение,

рельеф и полезные ископаемые России" стр. 19-44 .

Внутренние и внешние силы Земли, действуя постоянно и одновременно, формируют поверхность нашей планеты. Наука, изучающая строение Земли, называется геология Раздел географии, изучающий поверхность Земли, называется геоморфология К внутренним силам относятся: К внешним силам относятся: Вулканизм, медленные тектонические движения земной коры (смятие в складки горных пород) землетрясения – быстрые тектонические движения земной коры, метаморфизм (изменения горных пород под влиянием давления, и температуры). Жизнедеятельность организмов, сила тяжести, колебания температуры, текучие воды, атмосферные осадки, работа морей и озер, процессы в зонах «вечной мерзлоты», деятельность ветра.

Слайд 10 из презентации «Формирование рельефа» . Размер архива с презентацией 8727 КБ.

География 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Коцебу» - Видный государственный деятель, известный меценат граф Николай Румянцев. В 1823-26, командуя шлюпом «Предприятие», Отто Коцебу совершил третье кругосветное плавание. Отто фон Коцебу скончался 3 февраля 1846 года. Отто Коцебу выполнил многочисленные определения удельного веса, солености, температуры и прозрачности морской воды в умеренном и жарком поясах. В январе-марте 1817 он снова исследовал Маршалловы острова, открыл семь обитаемых атоллов в цепи Ратак.

«Факты о воде» - 1) Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Откуда появилась вода? Вопросы о воде. Что такое вода? Ежегодно 25 млн. человек умирает от загрязненной воды. Вода забирающая жизни. Интересные факты о воде. Чем полезна вода? Поэтому вода важна для человека. Для чего нужна вода? Какие аномальные вещества есть в воде? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Что такого аномального в воде?

«Литосфера и рельеф Земли» - Вещество мантии. Горные породы и минералы. Трещины. Температура. Платина. Действующий вулкан России. Поздравляем с победой и счастливым возвращением. Районы. Полезные ископаемые. Маршрут. Горные породы. Выветривание. Осадочные горные породы. Магматические горные породы. Внутреннее строение. Материковая земная кора. Восточно-Европейская равнина. Как можно определить абсолютную высоту гор по карте. Гейзер.

««Задания по географии» 6 класс» - Упражнения на развитие внимания и памяти на уроках географии. Лена. Найдите ошибку, допущенную в тексте. Ответьте на вопросы теста. Литосфера. Назовите тип озерной котловины. Горы суши. Зашифрованное географическое понятие. Огромное количество озер на Земле. Какой цифрой на рисунке цифрами обозначен склон. Реки. Исключите лишнее название. Глобус. Как выполнить данное задание. Эверест. Объект. Найдите зашифрованное географическое понятие.

«Ориентирование в пространстве» - Прочитать рассказ с условными знаками. Положите компас на горизонтальную поверхность. Работа в группах по заданному маршруту. Последовательность определения азимута. Что я должен уметь при работе с географической картой. Азимут. Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. Установка компаса. Определение направлений на плане и карте. Работа с контурными картами. Ориентирование на местности.

««Озёра» 6 класс» - Озеро – замкнутый водоём, образовавшийся на поверхности суши. Новым типом озёр стали водохранилища. Возникли в кратерах потухших вулканов. Их можно классифицировать по приходу и расходу воды. Образуются в результате появления плотин. Озёра. Возникали в районах, подвергшихся действию древнего оледенения. Классификация озёр. Озёра можно классифицировать по солености воды. Влияние озёр. Образуются в местах опусканий и прогибов земной коры.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: