Методы взаимодействия детского сада и семьи. Современные формы работы с родителями. Типология современной семьи………………………………

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Предпринимаются усилия по формированию партнерских отношений с родителями, а также для информирования и поддержки родителей с учетом их обязанностей по переходу от школы к карьере. Семьи имеют важное значение для успешного перехода от школы к работе. Родителям предлагается поддерживать своих детей и других студентов различными способами: путем предоставления опыта слежения и наставничества; посещение наставничества своего ребенка в течение первой недели, посещение презентации своего ребенка в конце опыта карьерного образования; и написание письма с описанием роста их ребенка во время опыта работы для портфолио ребенка.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Взаим одействие детского сада и семьи

Введение

Актуальность проблемы

Происходящие в государстве и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений семьи и образовательного учреждения. Изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сегодня семья переживает кризис. Утрачена значительная часть семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В изменившихся экономических условиях, родители, большей частью, ищут источники существования, а не занимаются воспитанием детей. Растет число неполных, неблагополучных семей. В законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье №44 говорится: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка» (1)

Психолого-педагогическое просвещение родителей

Предприятия, промышленность, правительство, агентства по обслуживанию людей, колледжи и университеты создают партнерские отношения. Добровольцы из этих общественных организаций помогают учителям создавать учебные навыки, которые приносят реальный мир в класс. Они также помогают в настройках своих собственных сообществ, добавляя реальный компонент, который помогает студентам делать ценные связи и дает им примеры позитивных, заботливых ролевых моделей, которые посвящают свое время обогащению жизни других людей.

Признание приоритета семейного воспитания меняет позицию дошкольного учреждения в работе с семьей. Педагоги детского сада не только воспитывают детей, но и консультируют родителей по вопросам воспитания.

Изменение психолого-педагогического подхода в образовании к проблеме семьи в вопросах развития и воспитания детей, социального заказа общества требуют: обновления содержания, организационных форм просвещения родителей, внедрение в практику нетрадиционных методов работы, создание различных специальных служб помощи (педагогической, психологической), образующих единое образовательное пространство, способное помочь развитию ребенка и его семьи.

Этап – интегративный

Эти волонтеры моделируют лидерство и гражданство в сообществе. Эти новые партнерские отношения предоставляют возможности обучения в сфере услуг, а также карьерную карьеру и наставничество, помимо карьеры семьи и потребителей. Эти партнерства не только предоставляют ценные ресурсы, но и позволяют студентам установить более личную связь с миром труда и посмотреть, насколько важно их обучение для своего будущего.

Помощь студентам в создании связей

Этот опыт часто начинается с реальных сценариев и включает в себя чтение и другие задачи обучения, подобные тем, с которыми студенты могут столкнуться. Или обучение в классе может начаться со студентов, пытающихся решить проблему сообщества, таких как жители дома престарелых, «нуждающиеся в садоводстве» или дети, нуждающиеся в пространстве и оборудовании для игровых площадок. Благодаря такому опыту учащиеся предпринимают небольшие действия и видят, что они могут сделать большой разница.

Актуальность обновления содержания сотрудничества с семьей обусловлена необходимостью активизации и интеграции работы всех специалистов дошкольного образования в решении проблемы взаимодействия ДОУ и семьи в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации», Конвенцией ООН о правах ребенка.

Актуальность проблемы взаимодействия школы и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в школу из семьи и возвращается в свою семью. Семья для ребенка - первичная социальная микросреда. Неоспоримо ее огромное влияние на развитие ребенка. Для нормального его развития необходимы как мать, так и отец. Их значимость для ребенка не определяется материальным вкладом, для его психического здоровья важен, прежде всего, эмоционально-личностный контакт с родителями. Мужчина и женщина, являясь противоположностями и своеобразно воздействуя на ребенка, образуют ту «золотую середину», которая называется эмоциональной уравновешенностью, и которая определяет успешное развитие ребёнка.

Эти аутентичные познания помогают учащимся видеть шаблоны и отношения, тем самым помогая учащимся углубить понимание абстрактных понятий. Студенты принимают новую информацию, проверяют ее с информацией, которую они уже знают, понимают новую информацию и строят новую структуру в своем сознании.

Преподаватели используют концептуальный анализ, достижение и картографирование, а также другие стратегии для содействия концептуальному мышлению. Например, много раз мы думаем, что учащиеся разделяют наш смысл абстрактного понятия, такого как ответственность или сотрудничество, но затем обнаруживают, что они имеют другое значение; у них есть неполная картина. Студенты в одном классе пришли к общему смыслу «совместной рабочей группы», участвуя и сравнивая два опыта обучения. В соревнованиях по охоте за мусорщиками люди обыскали лаборатории подготовки пищи для различных предметов оборудования, и был объявлен победитель.

Однако не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на своих детей. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать детей, другие - не умеют, третьи - не понимают, зачем это нужно. Усугубляется это тем, что молодые семьи стремятся жить отдельно от старших, у многих родителей отсутствует опыт общения с младшими братьями и сестрами, утерян опыт традиций семейного воспитания. Все это приводит к проблемам воспитания ребенка в семье.

Второй опыт связан с групповой задачей, в которой каждый должен был сотрудничать, чтобы найти оборудование. Студенты проанализировали свою совместную работу и то, как она отличается от конкуренции. Этот анализ концепции и размышление о различиях помогли студентам достичь общего смысла сложной концепции.

Принципы взаимодействия ДОУ с семьей

Присоединение к академическим или общественным партнерам, например, предлагая литературу или работу в реальной жизни, помогает студентам помнить и, таким образом, способ сделать обучение более интенсивным, что часто действует как «фиксация памяти». Забота и поддержка в семье и школе являются защитным влиянием и мощным предиктором положительных результатов для студентов.

Проблемы воспитания детей существуют и в семьях воспитанников нашего детского сада. Изучение семей позволило выявить проблемы семейного воспитания:

Уменьшение продолжительности и формализации общения матери и отца с ребенком;

Недостаточное практическое взаимодействие взрослых и детей;

Неумение разобраться в мотивах поведения ребенка, игнорирование его духовных потребностей;

Посещение индивидуальных различий

Они рассматривают различия в развитии у студентов, их многочисленные умственные способности и их культурное разнообразие. Например, дети могут изучать концепции питания на ранней стадии жизни, часто в начальной школе и на телевидении. Средние и средние студенты готовы к изучению связанных с питанием вопросов, таких как высокое содержание жиров и углеводов в американских диетах; влияние фаст-фуда и внеклассных школьных занятий на питание и отношения к семье; и этические проблемы, такие как голод в мире или болезнь.

Незнание содержания и методов воспитания детей дошкольного возраста.

Поэтому в настоящее время важна задача оказания психолого-педагогической помощи родителям в осуществлении ими воспитания детей. Необходимо педагогическое просвещение родителей, которое поможет им повысить уровень педагогических знаний. Для этого необходимо пересмотреть организацию работы с родителями в детском саду, установить новые отношения на основе сотрудничества и взаимодействия.

Они обеспечивают практические занятия, которые часто требуют использования множества разумов: точные кинестетические навыки, помимо логико-математического, лингвистического, пространственного, музыкального, межличностного, внутриличностного и натуралистического интеллекта. Студенты «доминирующие интеллектуалы» используются, чтобы помочь им достичь более высокого уровня обучения, в то время как их более слабые интеллекты укрепляются. Студенты укрепляют свои логико-математические знания, например, измеряя еду, чтобы определить стоимость, разработать финансовые планы и рассчитать стоимость покупки или продавать дом.

Анализ ситуации показывает, что консультационная психолого - педагогическая сеть в селе развивается медленно. Немногие родители не могут получить консультацию в специализированных центрах. Ближе всего к ребенку, к проблемам его воспитания стоят педагоги дошкольного учреждения, которые заинтересованы в создании благоприятных условий для развития малыша, преодолении ошибок семейного воспитания и повышении педагогической культуры родителей. Оптимизация сотрудничества детского сада и семьи становится объективной необходимостью. На консультациях, практических занятиях, тренингах, совместных мероприятиях с педагогами и детьми родители смогут повысить уровень педагогических знаний;

Студенты укрепляют свои телесные кинестетические способности посредством подготовки пищи и возможностей сообщества или семьи. Чтобы развить пространственный интеллект, студенты визуализируют трехмерные продукты, а затем преобразуют визуализацию в реальность. В качестве услуги студенты могут создавать одеяла для новых дети, они визуализируют план, разрабатывают одеяла на компьютере, а затем фактически создают их.

Совместное обучение в лабораториях, обсуждения в небольших группах и проекты помогают учащимся развивать и совершенствовать межличностный интеллект. Сохраняя журнал своего понимания, чувств и эмоций в отношении определенной концепции или чтения и понимания технических указаний, студенты укрепляют свои лингвистические навыки. Некоторые учителя используют современную музыку для внедрения широких понятий, таких как забота или позитивные отношения; студенты беседуют с родителями о популярной музыке и сравнивают ее с музыкой другого поколения, чтобы идентифицировать подразумеваемые отношения и ценности.

Преодолеть трудности семейного воспитания;

Научатся взаимодействовать с ребенком, уважать его личность, интересы и потребности.

1 . Взаимодействие детского сада и семьи в современных условиях

1.1 Но вая философия взаимодействия детского сада и семьи

школа семья педагог родитель

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

Они используют методы, которые способствуют сотрудничеству, взаимодействию и успеху для всех студентов, независимо от происхождения, владения языком, социального класса или стиля обучения. Внешние атрибуты культуры, такие как приготовление пищи для иллюстрации конкретной культуры, могут иметь только усиленные стереотипы. Тем не менее, начинает развиваться новый уровень культурного взаимопонимания, часть тенденции, помогающая всем студентам удовлетворять высокие ожидания.

Тематика поддерживает улучшенное обучение

Возможность извлечения вновь созданных воспоминаний зависит от покоя, питания и физической безопасности. Другими словами, получение достаточного количества отдыха помогает людям учиться. Во время отдыха и сновидений бессмысленная информация отбрасывается, а другая информация усиливается. Без отдыха мы не можем изучать сложный материал, и мы слабее в логике. Конкретные химические вещества, обнаруженные в яйцах, лососе, постной говядине и молочных продуктах, также влияют на долговременную память и внимание.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

В целом, физическая и эмоциональная среда - температура, влажность, вода, достаточное питание, безопасность и эмоциональная поддержка - имеют решающее значение для обучения. Преподавание этой информации на курсах по развитию человека и личности, развитие ребенка и воспитание детей улучшает понимание учениками того, как их выбор повлияет на их детей, а также на их собственные.

Они сотрудничают со студентами и другими людьми, чтобы облегчить студентам «оптимальное развитие различными способами». Новые курсы, опыт обучения и отношения с общественностью продолжают развиваться для этой цели. Концептуальное мышление. Обучение учителей в области семейных и потребительских наук: Ежегодник Учебная программа по семейным и потребительским наукам: к критическому научному подходу.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Муниципального образовательного учреждения

Опрос: стратегия обучения и стратегия повседневной жизни. Томас, преподавательское образование в области семейных и потребительских наук: Ежегодник Думая о этических действиях в семьях и общинах. Реализация учебной программы по семейным и потребительским наукам. Александр, Семейные и потребительские науки: глава руководства учебного плана.

Томас, Думая о этических действиях в семьях и общинах. Принципы преподавательской практики в образовании семьи и потребительских наук. Возвращение характера обучения. Образовательное лидерство, 51, 6-. Критическая педагогика: Руководящие принципы для этических действий в образовании семьи и потребительских наук.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Черное участие в домашней экономике: обзор и размышления. Домашнее хозяйство преподавательское образование Ежегодник Расширение прав и возможностей посредством разницы: многокультурность в образовании. Инициативы, стандарты и руководящие принципы учебной программы.

Анализ понятий «взаимодействие» и «сотрудничество»

Семейная и потребительская наука: ориентированная на процесс учебная программа: эссе. Мышление для этических действий в семьях: значение для семейных и потребительских наук. Томас, Думая о этических действиях в семьях и сообществах Ежегодник 17. Это своего рода капсула времени, которая позволяет путешествовать между историческими эпохами и музыкальными стилями.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Так что это модернизм Гдыни. Эта сцена сопровождается музыкой с годами и красочным временем города Гдыни, где каждый год проводится Польский художественный кинофестиваль, а представленная музыка также относится к истории фильма. Это также возможность вакуумировать концепцию мелодии на основе избранных, известных и характерных произведений этого периода. Все было захвачено в фотографической форме, имитирующей старый фильм.

Формы работы с семьей………………………………………

Важной частью проекта и одним из ключевых впечатлений является архитектура Гдыни - полностью уникальная в национальном масштабе, создающая значительный фон для оживленных персонажей, прогуливающихся вокруг модернистских ландшафтов. Гдыня - это уникальный городской комплекс модернистских зданий, в том числе Сродмиешье, внесенный в список памятников. Город, построенный как польская мечта, «окно в мир», в рамках амбициозного экономического плана, был одновременно полем для молодых польских архитекторов, градостроителей, декораторов и дизайнеров интерьеров.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

Организации образовательного процесса;

Организации развивающей среды;

Привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

Оказании дополнительных услуг;

Разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

Поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

Повышение уровня педагогических знаний родителей;

Воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

Систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

Создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

Положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

Осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

Совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

Позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать « о ткрытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. « О ткрытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

Обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

Активизировать воспитательные возможности родителей;

Способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

Укрепление внутрисемейных связей;

Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

1.2 По дходы и основные направления организации взаимодействия ДОУ и семьи

Организация администрацией ДОУ работы с педагогами по реализации новой философии работы с родителями предполагает:

Четкую постановку цели. Педагоги должны осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться ее. Нарушение этого положения ведет к результату, обратному ожидаемому;

Каждый сотрудник ДОУ должен четко представлять, какую личностную пользу он получит от этой работы, включая финансовый аспект. Наибольший психологический эффект достигается от пользы, которую будет иметь каждый, изменив свое отношение к работе с родителями;

Обязательно учитывать при планировании работы государственный, межрайонный уровень, досрочные инвестиции, предполагающие эффект через несколько лет.

Доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание двух сторон. Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе ДОУ, приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, устраивать презентации ДОУ в социуме, предоставлять родителям письменную информацию о работе детского сада.

На основе исследований Лешли Дженни(5) можно выделить действия педагогов по налаживанию контактов с родител я ми:

1 . Пе рвые контакты между ДОУ и семьей:

Посещение педагогом семьи на дому;

Приглашение родителей посетить ДОУ;

Предоставление родителям письменной информации о детском учреждении;

Встреча с родителями с целью выяснения условий посещения ребенком детского сада.

2 . Да льнейшая взаимосвязь родителей и педагогов реализуется в проце с се:

Ежедневных контактов, когда родители приводят или забирают детей;

Неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи;

Ознакомления родителей с письменным материалом об их детях;

Посещений родителей детского сада с целью знакомства с работой ДОУ и возможностью увидеть, как занимается их ребенок.

3. Помощь родителей ДОУ:

В качестве организаторов и спонсоров;

В организации совместных экскурсий, прогулок, досугов;

4 . Уч астие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:

Родители остаются, чтобы ребенок привык к ДОУ;

Родители принимают участие в играх, занятиях детей.

5. Вклад родителей в обучении своего ребенка:

Работа со своим ребенком в детском саду (чтобы воспитатель мог научить родителей, как помочь их ребенку);

Продолжение дома работы по обучению, которое ведут педагоги.

6. Участие родителей в общественной деятельности:

Работа в родительском комитете детского сада, других общественных организациях родителей.

7. Организация общественных мероприятий для родителей:

Посещение курсов по проблемам воспитания;

Работа клуба для родителей;

Приглашение лекторов по интересующим вопросам;

8. Помощь родителям:

Оказание помощи в вопросах воспитания развития ребенка;

Накопление информации по семейному воспитанию и практических советов;

Помощь в решении выхода из кризисных ситуаций.

Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствоватьусловия:

Единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома;

Обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;

Планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;

Преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, в формировании у родителей практических умений;

Наличие в ДОУ нормативно-правовых документов по работе с семьей;

Подбор материалов в методическом кабинете ДОУ в помощь педагогам;

Участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Чтобы педагогически грамотно выстраивать работу с родителями в рамках новой философии необходимо соблюдать принципы:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей. Установление партнерских отношений всех участников воспитательного процесса;

- научность - лежит в основе всех разработок по проблемам дошкольного детства, что позволяет осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новые технологии воспитания.

- непрерывность и целостность -умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях дошкольного возраста;

- вариативность - различные формы взаимодействия детского учреждения и семьи, гибкое реагирование на запросы родителей;

- планомерность -постепенность педагогического воздействия на родителей, которое проявляется в содержании, средствах, методах, приемах, отвечающих особенностям семей;

- гуманность -отношения педагогов и родителей строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, доброжелательности;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском учреждении.

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей - навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов - преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования. Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

2. Управление процессом с о трудничества детского сада и семьи

2.1 Проблемный анализ деятельности МБДОУ «Большесосновский детский сад» с родителями

МБДОУ «Большесосновский детский сад» - дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному развитию детей. Имеет государственную лицензию на осуществление образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В ДОУ функционируют 12 групп, которые посещают дети от 3 до 7 лет, всего - 265 человек, что составляет 61% от детского населения села.

Образовательную и коррекционную работу с детьми ведут 25 педагогов: 19 воспитателей, 2 логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Все педагоги имеют специальное образование (из них - 18% - высшее образование). Квалификационные категории имеют 76% педагогов.

Анализ работы с семьей показал, что коллектив детского сада ведет поиск новых форм взаимодействия с родителями. Работа с семьями воспитанников планируется как в целом по детскому учреждению, так и в каждой возрастной группе. Педагоги используют разные формы работы: собрания, консультации, беседы, Дни открытых дверей.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленные воспитателями и специалистами детского сада.

По вопросу сохранения и укрепления здоровья дошкольников медицинской сестрой и инструктором по физкультуре выпускаются санитарные бюллетени. В вестибюле оформлен «Уголок здоровья», где родители могут получить интересующую их информацию.

Целенаправленно организована работа с родителями детей подготовительных групп к школе. Проводятся индивидуальные беседы психолога с каждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребенка к школе». Наиболее активным родителям на празднике «До свидания, детский сад!» вручаются благодарственные письма от администрации детского сада.

В детском саду есть опыт нетрадиционных форм работы с родителями. Работает клуб для родителей «Моя семья».

Но при этом проблема должного взаимодействия между детским садом и семьей существует. Активность и инициатива принадлежит в основном воспитателям. Довольно часто взаимодействие педагогов с семьей носит назидательно-поучительный характер. Педагоги и родители общаются чаще всего в отсутствии детей (на собраниях, консультациях и т.д.).

Проблемный анализ работы педагогического коллектива с родителями помог выявить недостатки в работе:

При выборе форм работы не всегда учитываются возможности и условия жизни конкретных семей, культурно - образовательный уровень родителей;

Преобладают традиционные формы работы с родителями.

Анкетирование педагогов показывает, что основными причинами этих недостатков можно считать:

Недостаточное знание специфики семейного воспитания;

Неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей в семье;

Недостаточный уровень развития коммуникативных умений педагогов;

Отсутствие опыта воспитания и возрастной барьер - у молодых педагогов.

Поэтому обучение конструктивным способам общения всех участников педагогического взаимодействия, повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей становится объективной необходимостью.

Проблемный анализ изучения семей проводился по следующим вопросам:

Социологическое изучение семей;

Удовлетворенность родителей работой детского сада;

Проблемы родителей в воспитании и обучении детей;

Приоритеты родителей в области педагогической грамотности;

Взаимоотношения родителей и педагогов.

В анкетировании родителей приняли участие 210 человек или 79% от общего числа родителей.

Изучение анкет родителей позволило получить следующие результаты: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЕЙ: Образование родителей: высшее - 24%, среднее специальное - 59%, среднее - 17% Семейное положение: полная семья -77%, неполная семья - 23% Социальный статус: служащие - 24%, рабочие - 24% интеллигенция - 26%, предприниматели - 15%, безработные - 11% Количество детей в семье: 1 ребенок - 21%, 2 ребенка - 68%, многодетные - 11%

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ ДЕТСКОГО САДА высказали 68% родителей; 27%) родителей работа педагогов устраивает частично; 5% родителей работа детского сада не устраивает. Родители отмечают, что получают информацию от воспитателя (60%), наглядной информации (23%), на собраниях (17%).

Родители предлагают повысить качество образовательной работы с детьми. Хотели бы больше знать о своем ребенке 78% родителей. Дополнительные образовательные услуги хотели бы получать 79% родителей, причем 42% родителей хотели, чтобы их дети посещали сразу несколько кружков.

ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ распределились следующим образом:

Общение родителей с детьми;

Обучение и воспитание детей в домашней среде;

Создание дома среды для развития ребенка;

В качестве основных ПРИОРИТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ родители выдвигают:

Освоение приемов общения с детьми дошкольного возраста;

Освоение форм, приемов, методов в воспитании и обучении детей;

Сотрудничество с педагогами детского сада.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ПЕРСОНАЛОМ детского сада устраивают большую часть родителей (83%). Необходимость в сотрудничестве с педагогами по воспитанию своих детей признают 59% родителей.

СТЕПЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА: - активные участники - 15%, - наблюдатели - 65%, - заказчики - 20%.

Таким образом, контингент родителей детского сада не однороден по составу, приоритетам в воспитании детей. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с педагогами детского сада. Изменение такой позиции родителей должно стать задачей администрации и воспитателей детского сада. Успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками образовательного процесса и сформируется детско-взрослое сообщество. Задача педагогического коллектива не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка.

2.2 Це ль и задачи сотрудничества педагогов с сем ь ей

Цель: Психолого-педагогическое просвещение родителей Задачи :1. Создать условия для обеспечения реальных потребностей семьи в воспитании детей, предоставить необходимые услуги нуждающимся;

2. Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы с семьей;

4. Повысить профессионализм педагогов по вопросу взаимодействия детского сада и семьи.

2.3 Этапы развития сотру

I этап . Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

Изучение педагогами теоретической базы по проблеме: аналогичный опыт работы, научную и методическую литературу, современные разработки;

Анализ работы с родителями для выявления уровня работы педагогов;

Изучение потребностей родителей в повышении педагогической грамотности, уровень включения их в деятельность дошкольного учреждения;

Выявление проблем педагогов во взаимодействии с родителями;

Анализ методического обеспечения работы с родителями в дошкольном учреждении;

Заключение договоров с другими социальными институтами для успешной реализации сотрудничества.

Планируемые результаты:

Создание информационного банка нормативно-правовой документации, дидактического и методического обеспечения работы с родителями;

Повысить уровень знаний педагогов по проблеме;

Разработка перспективных планов работы с родителями и детьми. Определение основных методов и форм работы;

Создание банка данных семей воспитанников, включающего потребности родителей для повышения педагогической грамотности, опыта семейного воспитания, уровня включения родителей в деятельность детского сада. II этап . Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включение родителей в деятельность ДОУ.

Задачи:

Повышение уровня педагогических знаний родителей через организацию информационных, познавательных мероприятий, занятий-тренингов;

Организация совместных культурно-массовых мероприятий для детей, родителей, педагогов;

Организация работы с педагогами по совершенствованию коммуникативных навыков общения;

Выявление на основе анализа диагностики положительных аспектов работы и недоработок.

Подготовка пакета документов для организации сотрудничества с родителями «неорганизованных» детей.Планируемые ре зультаты: - Приобретение родителями знаний и умений по вопросам воспитания и развития детей;

Снижение уровня педагогической запущенности в воспитании детей;

Повышение уровня навыков конструктивного общения педагогов и родителей:

Апробация новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: группы кратковременного пребывания детей и адаптационной группы детей раннего возраста.

III этап . Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке разных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Задачи:

Анализ и коррекция сотрудничества детского учреждения и семьи;

Организация коллективных творческих дел, работа творческих мастерских для родителей и детей;

Выявление положительного опыта сотрудничества и причин неудачного опыта.

Планируемые результаты:

Изменение стиля взаимоотношений в семьях воспитанников;

Достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

Создание «Педагогической копилки» по работе с родителями.

IV этап . Цель: анализ реализации сотрудничества детского сада и семьи.

Задачи:

Обобщить опыт работы с семьей.

Выявить причины неудачного опыта, наметить коррекционную работу.

Планируемые результаты:

Отбор лучших материалов для публикации в районной газете «Светлый путь», «Педагогическом вестнике» Управления образования администрации Большесосновского муниципального района.

2.4 С одержание и формы работы с сем ь ей

I этап . Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи

Исполнители

Популяризация деятельности ДОУ в средствах массовой информации - газета «Светлый путь»

В течение года

Статьи в районной газете

Заведующая, зам. заведующей, специалисты

В течение года

Распространение на встречах с родителями

Дни открытых дверей: «Приглашает детский сад»

Заведующая, зам. заведующей, педагоги

1 раз в квартал

Конспекты мероприятий, анкеты для родител.

Участие сотрудников и детей в мероприятиях окружающего социума

Заведующая, зам. заведующей, педагоги, дети

В течение года

Праздники, концерты

Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад

Зам. заведующей, воспитатели

В течение года

Консультации

Сформировать банк данных о семьях воспитанников

Исследование семей воспитанников для выявления:

Типа семьи;

Образовательного социального и материального положений

Зам.заведующей, воспитатели групп, родители

I квартал, ежегодно

Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности

Уровня родительских притязаний к дошкольному образованию детей;

Потребностей родителей в образовательных услугах;

Степеней вовлеченности родителей в деятельность детского сада;

Набора потребностей для повышения педагогической грамотности родителей.

Зам. заведующей, воспитатели групп, родители

I квартал, ежегодно

Перспективное планирование, обсуждение результатов

Изучить уровень удовлетворенности родителями работы детского сада

Анкетирование родителей;

Анализ форм работы, которые применяют воспитатели в группах.

Причины неудовлетворенности работой с родителями.

Взаимоотношения педагогов и родителей

Зам.заведующей,

Специалисты, воспитатели

2 раза в год

Анкеты для родителей

Организовать работу библиотеки

Организация тематических выставок новинок литературы.

Выдача книг на дом для родителей и детей.

Зам. заведующей

В течение года

Выставки, работа библиотеки в д/с

«Почтовый ящик детского сада»

Выявление проблем родителей, их решения;

Выявление информации о работе детского сада

Заведующая, зам. заведующей, специалисты

В течение года

Предложения, замечания родителей

II этап Цель: педагогическое просвещение родителей, предоставление услуг нуждающимся. Включен ие родителей в деятельность ДОУ

Исполнители

Повысить уровень правовых знаний родителей

Подбор нормативно-правовых документов по проблеме защиты прав детей

Зам. заведующей, специалисты

I квартал

Информационный стенд

Оформление информационного стенда «Правам ребенка посвящается»

специалисты

1 раз в квартал

Род. собрания, встречи

Создание банка данных о характере обращения с детьми в семье

Воспитатели, психолог

В течение года

Анкеты родителей, педагогов

Разработка листовок для родителей по реализации прав детей в семье

Зам. заведующей, психолог, воспитатели

В течение года

Участие родителей в «Дне добрых дел». Информ. стенд

Оформление информационного стенда в каждой группе

Воспитатели

В течение года

информация для родителей по проблеме

Организовать работу «Правовой академии для родителей»

Заведующая, юрист

1 раз в квартал

практикум, дискуссии, круглый стол

Организовать педагогическое просвещение родителей

Работа клуба «Моя семья» по возрастам «Малышок», «Почемучка», «Хочу все знать».

Зам. заведующей, воспитатели

1 раз в 2 месяца

практические занятия, круглые столы, гостиные диспуты и т.д.

Работа клуба «Мамина школа» для молодых семей

2 раза в месяц

Дни открытых дверей «Приглашайте детский сад» (по тематике годового плана)

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

1 раз в квартал

Конспекты, видеофильм, совместные мероприятия

Информационный стенд, регламентирующий деятельность детского сада (документы)

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

I квартал

Документация по деятельности детского сада

Информационные стенды в группах

воспитатели

В теч. года

Листовки для родителей

Оформление папок-передвижек

Воспитатели. специалисты

Собрания в группах

воспитатели

1 раз в квартал

Конспекты - тезисы

Консультации воспитателей, специалистов по проблемам воспитания и обучения

Воспитатели, специалисты

В течение года

Протокол-отчет, тезисы, выставки

Индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании, изучения мотивов и потребностей

Зам. заведующей, специалисты

В течение года

Анкеты, планирование работы

«Почтовый ящик детского сада» (выявление проблем, вопросов, их решение)

Заведующая, зам. заведующей

Постоянно в течение года

Предложения, замечания родителей, планирование работы

Вовлекать родителей в деятельность детского сада

Участие в создании развивающей среды в группах и на участке детского сада

заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Постоянно в теч. года

Наглядные формы

Проведение традиционных праздников с участием родителей: - «День знаний»; - «Здравствуй, очень!»; - «В гостях у елочки»; - «8 Марта»; - Выпускной бал

зам. заведующей муз. руковод. воспитатели

По графику

Сценарии видеофильмы

Домашние задания для совместного выполнения родителей и детей

Воспитатели, специалисты

Постоянно в течение года

Индивидуальная работа воспитателей и родителей

Совместные соревнования для детей и родителей:

- «Веселые старты»

- «А ну-ка, парни»

- «Папа, мама, я - спортивная семья

Инструктор по физкультуре, воспитатели

По графику

Конспекты, сценарии, видеофильмы

Групповые досуговые мероприятия в группах

Воспитатели, музыкальные руководители, специалисты

В течение года

Сценарии, видеофильм

Участие в организации смотров-конкурсов: - «Щедрая осень»

- «Умелые руки не знают скуки» (игрушки для групп и дидактические пособия)

- «С миру по нитке» (ярмарка-продажа)

Согласно

Конкурсы, фотоальбомы, оформление книги рецептов

Элективные курсы «Хозяюшка» «Фитнес-клуб» «Мастерок»

Зам. заведующей, специалисты

В течение года

Праздник для родителей и детей, видеофильм

Организация родителями видеосъемок праздников, развлечений, занятий и т.д.

воспитатели

В течение года

видеофильмы

Привлечь к сотрудничеству с детским садом родителей «неорганизованных детей

Выявление детей не посещающих детский сад;

Индивидуальные собеседования для выявления проблем в воспитании, потребности в педагогических знаниях;

Знакомство родителей с программами, по которым работает детский сад;

Проведение «Дня открытых дверей» для ознакомления с деятельностью детского сада.

Зам. заведующей, специалисты.

2 раза в год

Анкеты, индивидуальная работа с родителями

Ill этап . Цель: продолжить работу по педагогическому просвещению родителей, отработке ра з ных форм взаим одействия детского сада и семьи

Исполнители

Организация в детском саду юридической консультации для родителей

заведующая, юрист

1 раз в месяц

- «Неделя прав ребенка»

ежегодно

Конспекты мероприятий,

праздники

воспитатели

Альбом детских работ

Зам. заведущей, психолог

В течение года

Листовки для родителей

Праздники: «Вместе дружная семья», «День рождения семьи»

видеофильм

В течение

Психолог,

специалисты

В течение года

Выделение семей группы риска:

Организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок;

Индивидуальная работа

с семьями

В течение года

Зам. заведующей, воспитатели

В течение года

консультации

Воспитатели, родители

1 раз в месяц

Воспитатели, специалисты

Согласно

Конспекты, праздники

Посещение родителями

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

В течение года

Протокол - отчет

Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья»,

Конкурс семейных талантов

В течение года

- «Музыкальная гостиная»

- «Твори, выдумывай, пробуй»

Зам. заведующей, специалисты, воспитатели

В течение года

План работы

Концерты, выставки

Протокол-

Контроль родительского комитета за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей;

Организацией питания;

Соблюдением техники безопасности

2 раза в год

Протокол-

постоянно

Консультации, анкеты

Зам. заведующей, специалисты

В течение года

консультации

Специалисты, зам. заведующей

В течение года

Анкеты, консультации

В течение года

IV этап дничества детского сада и семьи

Исполнители

Продолжить правовое просвещение родителей

Организация в детском саду юридической консультации

заведующая, юрист

1 раз в месяц

Индивид. консульт. для родителей

- «Неделя прав ребенка»

Зам. заведующей, воспитатели, специалисты

ежегодно

Конспекты мероприятий,

праздники

Выставка детских рисунков «Мама, папа, я - дружная семья»

воспитатели

Альбом детских работ

Памятки для родителей «Это полезно знать»

Зам. заведующей, психолог

В течение года

Листовки для родителей

Праздники: «Вместе дружная семья» «День рождения семьи»

Музыкальный руководитель, специалисты

видеофильм

Проанализировать и скорректировать работу с родителями по их педагогическому просвещению

Индивидуальные задания для совместного выполнения родителями и детьми с повышенным познавательным развитием

Воспитатели, специалисты, психолог

В течение

Индивидуальная работа с детьми и родителями

Проблемный семинар - практикум «В семье растет первоклассник»

Психолог, зам. заведующей, " логопед

Круглый стол, дискуссии, практикум, протокол - отчет

Проведение коррекционной работы с проблемными семьями

Психолог,

специалисты

В течение года

Индивидуальная работа, консультации

Выделение семей группы риска:

Организация дискуссий, тренингов для коррекции родительских установок - индивидуальная работа с семьями

Зам. заведующей, воспитатели, психолог, логопед, специалисты

В течение года

Индивидуальная работа, конспекты, тезисы, выступления

Знакомство с новыми программами, формами и методами обучения детей

Зам. заведующей, воспитатели

В течение года

консультации

Совершенствовать работу по включению родителей в деятельность ДОУ

«День добрых дел», «К нам в гости пришли» (совместные игры, интересные дела с родителями)

Воспитатели, родители

1 раз в месяц

Посещение родителей детского сада

«Взрослые - детям» театрализованные представления с участием родителей в качестве героев

Воспитатели, специалисты

Согласно

Конспекты, праздники

Посещение родителями

открытых занятий, праздников, режимных моментов для оценки результатов в образовательном процессе

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

В течение года

Протокол - отчет

Разработка и апробация новых мероприятий в дошкольном учреждении: «Мы с бабушкой друзья»,

Конкурс семейных талантов

Встречи с интересными людьми

Зам. заведующей, музыкальный руководитель, специалисты, воспитатели

В течение года

Конспекты сценариев, видео - фильм

Организация кружков для детей и родителей:

- «Музыкальная гостиная»

- «Твори, выдумывай, пробуй»

Зам. заведующей, специалисты, воспитатели

В течение года

План работы

Концерты, выставки

Организация Дня открытых дверей для контроля за выполнением режимных моментов и выявлением активности детей в течение дня;

Заведующая, зам. заведующей, творческ. группа, медсестра.

Протокол-

Контроль родительского комитета

за выполнением инструкций по охране жизни и здоровья детей;

Организацией питания;

соблюдением техники безопасности

Заведующая, зам. заведующей, творческая группа, воспитатели, специалисты, медсестра

2 раза в год

Протокол-

Продолжить сотрудничество с родителями «неорганизованных детей»

Индивидуальное собеседование для выявления проблем в обучении и воспитании, потребностей родителей в педагогических знаниях

Заведующая, зам. заведующей, психолог, специалисты

постоянно

Консультации, анкеты

Знакомство родителей с программами, по которым работает дошкольное учреждение

Зам. заведующей, специалисты

В течение года

консультации

Проведение семинаров - практикумов по разным разделам программы

Зам. заведующей, специалисты, психолог, логопед

Тезисные выступления, протокол

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

Специалисты, зам. заведующей

В течение года

Анкеты, консультации

Участие детей и родителей в досуговых мероприятиях

Творческая группа, муз. руководитель

В течение года

Праздники, сценарии, видеофильм

IV этап Цель: анализ реализации сотру дничества детского сада и семьи

Проанализировать результаты сотрудничества педагогов и родителей

Анализ форм работы педагогов с родителями

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Выявление противоречий в сотрудничестве с родителями

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями

Анкетирование и опросы родителей для выявления:

Уровня удовлетворенности работой детского сада с родителями;

Степени вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

Уровня удовлетворенности полученных педагогических знаний

Зам. заведующей, воспитатели

Анкеты, индивидуальная работа с педагогами, родителями

2.5 Управление процессом сотрудничества детского сада и семьи

1 этап . Цель: создание условий эффективного взаимодействия детского сада и семьи

Исполнители

Создать механизм управления сотрудничества детского сада и семьи

Определение функций, форм работы с участниками сотрудничества

Заведующая, зам. заве дующей

I квартал

Распоряжение заведующей

Создание консультативно-

диагностической службы

Зам. заведующей,

психолог,

медсестра

диагностика

Информировать коллектив о сотрудничестве детского сада и семьи

Производственное собрание «Координация деятельности сотрудников детского сада по реализации сотрудничества детского сада и

Заведующая,

зам. заведующей, специалисты

Распоряжение заведующей

Педсовет «Социально-

педагогическая практика

взаимодействия семьи и детского сада в современных сословиях»

Заведующая,

Зам. заведующей

для воспитателей

Изучить теоретическую базу проблемы: аналогичный опыт работы; научную, методическую литературу

Творческая работа «Современная семья, - какая она?» Срез представлений педагогов о современной семье

Заведующая,

зам. заведующей

Круглый стол: педагогический коллектив и родители:

методология взаимодействия

Зам. заведующей,

психолог

Корректировка планов работы

Круглый стол по проблеме

«Хочу предложить…» Обмен

мнениями по изученной

литературе

Заведующая,

зам. заведующей

Сообщения педагогов

Включение данной проблемы в планы по самообразованию

Заведующая,

зам. завед.,

воспитатели

Обсуждение сообщений

воспитателей

Консультация «Подготовка и проведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи. Цели и задачи

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Памятка для воспитателей

Педагогическая коллегия «Проблемы семейного воспитания». Обсуждение собранной информации о семьях

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Сообщения педагогов

Педагогическая гостиная «Специфика и значение семьи в жизни ребенка». Уточнение знаний педагогов по проблеме

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Обсуждение результатов изученной литературы

«Современные концепции и перспективы совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом»

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Сообщения педагогов

Определить уровень работы педагогов по вопросу взаимодействию с родителями

Изучить и проанализировать работу педагогов детского сада по проблеме

Заведующая, зам. заведующей

Обсуждение сообщений воспитателей

Выявить проблемы педагогов во взаимодействии с родителями

Заведующая, зам. заведующей

Изучить потребности родителей в повышении педагогической грамотности, причины неудовлетворенности организацией работы с детьми и родителями

Заведующая, зам. заведующей, воспитатели

Определить содержание связей с окружающим социумом

Определить и проработать дополнительные возможности по взаимодействию с:

Библиотекой;

Больницей;

Районным Центром досуга;

Центром творчества юных «Полет

Зам. заведующей

1 квартал

План мероприятий

Определить уровень методического обеспечения работы с родителями в детском саду

Создать пакет нормативно - правовой документации в ДОУ:

- «Закон об образовании в РФ»

Семейный кодекс РФ

- «Конвенция о правах ребенка»

Устав ДОУ

Положение об Управляющем совете

Заведующая

1 квартал

План мероприятий

Создать информационный банк, включающий:

Каталог литературы

Видеотеку опыта семейного воспитания, занятий, режимных моментов

Подобные документы

    Виды связей детского сада и семьи Дуброва. Этапы работы воспитателя с коллективом родителей. Социально-психологическая подготовка воспитателей к взаимодействию с родителями. Формы, методы, условия оптимизации взаимодействия детского сада и семьи.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Новая философия взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи, психолого-педагогические основы данного процесса, оценка его эффективности. Формы работы с семьей в отечественной педагогике. Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2013

    Роль детского образовательного учреждения (ДОУ) в организации взаимодействия с семьей. Основные формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей. Повышение педагогической культуры конкретной семьи. Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка.

    отчет по практике , добавлен 26.03.2016

    Сотрудничество с семьей как важное направление деятельности детского сада. Экспериментальное исследование развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения посредством использования разных форм взаимодействия с родителями.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Анализ проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Деловое сотрудничество педагогов и родителей как условие их успешного взаимодействия. Основные условия эффективного взаимодействия педагогов с родителями старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2016

    Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию детей. Выделение функций и задач взаимодействия педагогов и родителей. Анализ содержания, форм и методов работы педагога с родителями. Характеристика сотрудничества семьи и школы и его форм.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2017

    Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи. Педагогические условия внедрения нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации. Алгоритм подготовки нетрадиционных родительских собраний.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2017

    Подходы к пониманию семьи и факторов семейного воспитания. Проблемы и основные условия взаимодействия семьи и детского сада в истории педагогической практики. Результаты реализации педагогического сотрудничества с родителями дифференцированных групп.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2012

    История использования родительской газеты как формы взаимодействия ДОУ и семьи, её роль среди других форм работы. Эффективность родительской газеты, как формы взаимодействия педагогов и родителей детей. Анкетирование родителей, анализ результатов.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

    Направления сотрудничества семьи и школы. Функции и задачи данного взаимодействия. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и школы в современных условиях. Дифференцированный подход в работе с родителями. Структура подготовки родительского собрания.

Виды связей детского сада и семьи Дуброва

Современные отечественные и зарубежные исследователи также рассматривают проблему помощи родителям с точки зрения сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. В педагогической литературе по проблеме взаимодействия семейного и общественного воспитания выделяются три вида связей между семьей и детским садом, что способствует повышению эффективности воспитания детей .

К первому виду относятся связи, которые направлены на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Связи такого рода называются компенсаторными. На практике они реализуются в таких формах и методах совместной работы семьи и детского сада, как родительские собрания, консультации, лектории и т.д. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад - семье».

Связи второго вида характеризует включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Они направлены на его совершенствование (формула взаимодействия: «Семья - детскому саду») и тоже носят компенсаторный характер. Практическое проявление таких связей выражается в оказании помощи детскому саду со стороны родителей - налаживание работы кружков, коллективные мероприятия: (экскурсии, походы и т.п.).

Третий вид связей - координационные. Они возникают когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом в последнее десятилетие рассматриваются отечественными и зарубежными педагогами как наиболее способствующие возникновению положительных результатов в воспитании дошкольников, посещающих дошкольные учреждения. Примером может служить программа «Head Start» (Опережающий старт), разработанная в США, которая рассматривает работу с родителями в дошкольном учреждении как многосторонний процесс, предполагающий:

а) непосредственное участие родителей в принятии решении при планировании программы и ее осуществлении;

б) участие родителей в групповых и других мероприятиях, предусмотренных программой, в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников (парапрофессионалов);

в) организацию родителями деятельности в таких областях как руководство детьми, их развитие;

г) работу родителей со своими собственными детьми в тесном сотрудничестве со специалистами .

Элементы этой программы в настоящее время апробируются в девяти дошкольных учреждениях республики Беларусь (финансирует программу Фонд Сороса).

Опыт организации взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников с точки зрения установления партнерских отношений предпринят в исследовании А.А. Петрикевич . Взаимодействие рассматривается исследователем как процесс, который имеет свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие, детского сада и семьи в три этапа. На первом (общеподготовительном) этапе работы с родителями устанавливаются компенсаторные связи («детский сад - семье», «семья - детскому саду») с целью формирования общей готовности родителей к участию в клубной работе. Также на этом этапе изучаются семьи и уровень их общей подготовки к взаимодействию с педагогом. На втором этапе, который уже имеет специальный характер, начинается работа по формированию у родителей готовности к личным партнерским связям с воспитателем. Здесь осуществляется работа в триадах «мать (отец) - ребенок - воспитатель». На третьем этапе используются уже групповые формы работы с семьями. В подгруппы включаются родители с различными уровнями готовности к партнерству, что способствует формированию межродительских педагогических отношений. И на четвертом этапе возникает и начинает работать как форма реализации партнерских отношений воспитателя и родителей - экологический, клуб.

Таким образом, как показывает анализ современных исследований, установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построений взаимодействия и создании особой формы общения между родителями и воспитателями детского сада, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт .

Как же сегодня необходимо строить работу воспитателя с родителями?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: