Что значит благополучная семья. Что такое полноценная и благополучная семья. О благополучии семьи.

О благополучии семьи

Особенно их много по субботам украшенных кольцами, лентами, шарами и куклами свадебных машин, везущих молодых, их родственников и гостей к месту рождения новой семьи. И всякий раз при виде свадебного кортежа мы с легкой грустью вспоминаем день нашей собственной свадьбы и мысленно желаем молодым счастья и благополучия. Давайте посмотрим на них с точки зрения общества, самой семьи и ученых. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья это та, в которой созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, воспитательной и репродуктивной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи это благополучие общества в целом. Социологи выделяют одиннадцать слагаемых семейного счастья и благополучия: - взаимопонимание между супругами - отдельная квартира - материальное благополучие - дети - уверенность в прочности брака - интересный досуг в семье - интересная работа - соответствующее образование - хорошее положение на работе - хорошие друзья - самостоятельность супругов Это если брать в целом и общем. А в частности, среди этих условий есть те главные, которые крайне необходимы каждой семье. Какие именно? По мнению жителей одного крупного города, главные условия семейного благополучия взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная работа у каждого из супругов. Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и материальное благополучие. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе. Не будем упрекать современные семьи в меркантилизме, тем более что они вовсе не отдают первенство материальному, а нормальное состояние семейного “базиса” необходимо для оптимального функционирования ее надстройки. Зададим себе другой вопрос: а не преувеличиваем ли мы значение этого самого материального фактора? И для ответа на этот вопрос обратимся к результатам специального исследования ученых, беспристрастно освещающих истинную картину семейного счастья и благополучия. Как известно, Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина” утверждал, что все несчастные семьи несчастны по-своему. Но если несчастные семьи так отличаются друг от друга, то, наверное, не меньшие (если не большие) различия существуют между семьями счастливыми и несчастными. Вопросом о том, в чем именно состоят эти различия, задались американские исследователи В.Метьюз и К.Миханович. В результате изучения очень широкого спектра реальностей жизни семьи они обнаружили десять наиболее важных отличий, причем все они относятся не к условиям жизни семьи, а к взаимоотношениям и поведению супругов. Добавлю еще, что все они могут быть положены в основу несложных правил счастливого семейного общежития. Итак, в несчастных семьях, в отличие от счастливых, супруги, во-первых, неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам. Во-вторых, плохо понимают чувства другого. В-третьих, говорят слова, которые раздражают другого. В-четвертых, часто чувствуют себя нелюбимыми. В-пятых, не обращают внимание на другого. В-шестых, чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии. В-седьмых, ощущают потребность в человеке, которому можно довериться. В-восьмых, редко делают комплименты друг другу. В-девятых, уступают чаще другого. В-десятых, желают большей любви. Итак, даже в условиях пронизывающих всю жизнь нашего современного общества отношений купли-продажи главные слагаемые семейного счастья оказались не материального, а духовного порядка. И здесь впору задуматься: а много ли семье надо? По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много. - Направленность на другого (т.е. умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания) - Нормальное, бесконфликтное общение - Доверительность и эмпатия (действительное сочувствие другому; эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающее к действиям в его пользу) - Понимание друг друга - Нормальная интимная жизнь - Наличие Дома именно с большой буквы: не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в целом, и каждый из ее членов в отдельности Было проведено весьма интересное исследование 100 супружеских пар, отметивших свои серебряные свадьбы, в ходе которого супруги с 25-летним стажем совместной жизни ответили на три вопроса: какие черты мужа (жены) являются наиболее важными для семейного долгожительства? Что больше всего цементирует ваши семейные отношения? Что прежде всего необходимо вашим детям для достижения “серебряных” и “золотых” рубежей в их семейной жизни? В числе наиболее важных качеств оказались готовность прийти на помощь друг другу (первое место); добродушие, быстрая отходчивость (второе место); терпимость к недостаткам характера (третье); юмор (четвертое). Любопытно, что, по почти единодушному мнению опрошенных, рационализм, практичность, экономность в расходовании материальных средств не играю существенной роли в укреплении семейных отношений. Среди ответов на второй вопрос на первое место вышли дети (точнее, необходимость совместной заботы об их воспитании, обучении); на второе совместные заботы о сегодняшнем дне, общая совместная деятельность (от заботы о детях и внуках до помощи и поддержки друзей, родственников и друг друга). Третье и четвертое места поделили между собой сексуальная совместимость и семейный досуг (интересы, увлечения, общий круг друзей). К числу главенствующих факторов “серебряного” или “золотого” упрочнения семейной жизни детей их “серебряные” мамы и папы отнесли духовную близость и психологическую совместимость между мужем и женой. Наиболее часто выдвигались такие условия прочности, как взаимопонимание, общность интересов, умение прийти на помощь друг другу в трудную минуту, терпимость, способность сохранять верность, не замыкаться в узком кругу своей семьи, иметь преданных и хороших друзей, не увлекаться накопительством и “вещизмом”.

Что такое благосостояние семьи?

По данным Испанской королевской академии, благополучие - это «набор вещей, необходимых для того, чтобы жить хорошо», а семейное благополучие - это многоплановое состояние благосостояния и среди членов семьи. Веллнесс - это концепция, которая предполагает гораздо больше, чем отсутствие болезни. Наш уровень благополучия зависит от нашего тела и разума.

Как продвигать семейное благополучие?

Создание позитивных семейных привычек и образа жизни, который способствует здоровью. Оцените следующие пять факторов и посмотрите, какие изменения вы можете внести, чтобы повысить благосостояние вашей семьи. Питание: Мы все знаем, что вам нужно уменьшить жиры и сахара, а также увеличить фрукты, овощи, зерно, клетчатку, витамины, минералы и целые продукты. Трудная часть на самом деле это делает.

Роль правильного понимания юностью сущности семейного благополучия в подготовке юношей и девушек к семейной жизни. - Социальный смысл благополучия семьи. - Результаты исследования проблемы се мейного счастья и благополучия в отечественной и зарубежной психологии. - Основные факторы семейных затруднений.- Разводы, их причины и следствия. - Проблема стабильности семьи. - Методические инструменты анализа и обсуждения вопросов семейного благополучия
Проблема благополучия семьи занимает, пожалуй, центральное место в подготовке будущих семьянинов С одной стороны, достижение семейного счастья должно рассматриваться как свидетельство полного успеха этой подготовки, ибо именно ради этой высокой цели по сути и существует курс «Этика и психология семейной жизни». С другой стороны, поскольку успешность продвижения к любой цели определяется точным представлением как о путях к ней, так и о ней самой, то и семейное счастье вступающего в жизнь поколения, и соответственно результативность подготовки будущих семьянинов зависят от гого, насколько точно и глубоко современные юноши и девушки будут представлять и понимать сущность и слагаемые подлинного благополучия семьи.
К сожалению, исследования социологов, психологов и педагогов наглядно демонстрируют, что понимание юностью проблемы семейного счастья весьма противоречиво. Если попытаться как-то обобщить эту противоречивость, то она скорее всего будет состоять в своеобразном противопоставлении духовных и материальных слагаемых благополучия семьи С одной стороны, в брачно-семейных представлениях юношей и девушек духовное, казалось бы, занимает подобающее ему достойное место - представители приходящего нам на смену поколения сильно ориентированы на любовь и психологическую близость супругов как критерий вступления в брак. Но в том-то и дело, что эти их представления касаются только мотивации брачного выбора и в явно недостаточной степени затрагивают самую семейную жизнь, которая юношами (больше) и девушками (меньше) интерпретируется уже в более материальном плане. Бывает и так, что в их представлении духовное и материальное начинает разделяться, а любовь и брак отчетливо противопоставляться, что в конечном счете приводит к попыткам строить свое семейное счастье па исключительно объективной основе, оставляя ссе субъективное, жизнь «для души», за границами брака. Наконец, весьма печально и то, что все необходимые усилия по строительству семьи как социально-психологической общности молодые люди относят исключительно к..редбрачиому периоду, наивно полагая, что все, что последует за свадьбой, будет не более чем упрочением «базиса» под уже сложившейся «надстройкой», и начисто забывая о необходимости постоянной внутренней стабилизации семейного союза.
Результат всех этих представлений предсказать нетрудно - он достаточно проявляется в резко возросшем ^а последние годы количестве разводов вообще, и среди молодых семей в частности. А это значит, что своеобразным смысловым центром обсуждения с учащимися проблемы семейного благополучия должно стать, во-первых, разъяснение соотношения духовного и материального в браке, а во-вторых, проблема стабильности семьи.
Прежде всего в обсуждении проблемы семейного счастья необходимо обратить внимание старшеклассников на социальный смысл благополучия семьи, целиком и пол-иостью вытекающий из известного, но, к сожалению, не-сколько «стершегося» лозунга «здоровая семья - здоровое обш,есгво». И пояснить, что с точки зрения социалис-тического государства благополучной является семья, в которой созданы все условия для нормальной жизнедея-тельности ее членов и эффективного выполнения важ-нейших семейных функций - репродуктивной и воспита-тельной, что на достижение подобного благополучия на-правлен целый ряд конкретных решений партии и прави-тельства (последние из этих решений целесообразно об-судить) и что, наконец, такой широко социальный взгляд на проблему семейного счастья ни в чем основном не расходится с субъективными взглядами и воззрениями по этому поводу
Последняя мысль, безусловно, потребует разъяснений, поскольку в большинстве своем романтически настроенным юношам и девушкам социальный смысл семейного благополучия может показаться излишне утилитарным и не вполне соответствующим их собственным возвышенно- практическим представлениям о любви, семье и браке. В связи с этим нелишним будет рассказать старшеклассникам о том, что советские социологи, вплотную занявшись проблемой семейного благополучия, определили одиннадцать его условий: взаимопонимание между
супругами, отдельная квартира, материальное благополу чиє, дети, уверенность в прочности брака, интересный ди суг в семье, интересная работа, соответствующее обра зование, хорошее положение на работе, хорошие друзья, е,і1 самостоятельность супругов - и попытались на основании анализа общественного мнения выделить из них те глав ные, которые, по мнению самих же людей, необходимы для счастья семьи. Результаты исследований показали, что главными условиями семейного благополучия в нашем сознании выступают, взаимопонимание между супругами, ® отдельная квартира, материальное благополучие, дети в Я семье и интересная работа у каждого из супругов Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько раз ® личен. Практичные мужчины на первое и второе места ста- я» вяг отдельную квартиру и материальное благополучие, г после чего следуют взаимопонимание между супругами, ® дети и интересная работа Женщины же решительно отдали пальму первенств? взаимопониманию, детям, а потом "і уж отдельной квартире, материальному благополучию и м интересной работе.
Эти социологические данные наглядно свидетельстьу- "I ют о том, что существенныV расхождений по вопросу се Я мейного благополучия между семьей и обществом не наїв блюдается. Так, в индивидуальных представлениях о сча ж стье семьи достаточно предстазлены и условия жизнедея ж тельности, и дети как высший смысл семейного союза. 11 Однако из них следует и кое-что еще, на что, несомненно, и обратят внимание старшеклассники- некоторая избыто" їй нал практичность современных семей, выразившаяся в их Hf. отчетливом стремлении к обладанию жилищными и мл термальными благами В связи с этим следует пояснить юношам и девушкам, что практичность не предполагает он меркантилизма, и опрошенные супруги вовсе не отдали первенство материальному благополучию, а просто трезво оценили значение нормального состояния семейного «бг не зиса» для нормального функционирования ее «надстрой тр ки». «Базиса», о создании которого всемерно заботится на і ше социалистическое государство. Здесь достаточно вспом № нить о размахе жилищного строительства и росте реаль № ньп доходов населения. Однако учителю полезно обра SfS тить внимание старшеклассников на то, что в первые, са мые трудные в материально-бытовом плане годы бракг а® может происходить переоцениЕание роли «базисных» ус я ловий, и в случае, когда эти условия оказываются слишком далеки от идеальных, у молодых супруов зачастую зарождаются ощущение семейного неблагополучия и чув-ство неудовлетворенности браком.
Для иллюстрации этого положения (а заодно и значения материального) можно обратиться к опыту семей, существующих в условиях буржуазной среды. Исследование этих семей дало неожиданные и не вполне вписывающиеся в традиционные представления об исключительной роли быта и достатка результаты. Так, при опросе 266 американских семейных консультантов выяснилось, что в 9 из 10 обращающихся за помощью семейных пар обнаруживались сложности в общении. Проблемы расположились следующим образом: трудности коммуникации - 86,6 процента; проблемы, связанные с детьми и их воспитанием,- 45,7 процента; сексуальные проблемы - 43,7 процента; финансовые проблемы - 37 процентов; досуг - 37,6 процента; отношения с родственниками - 28,4 процента, супружеская неверность - 26,6 процента; домашнее хозяйство-16,7 процента; физическое оскорбление - 15,6 процента, другие проблемы -8,0 процента.
Следующий из результатов этого опроса вывод о важной (если не исключительной) роли супружеских коммуникаций, навыков и культуры общения подтверждается данными американских исследователей В. Мэтьюза и К. Ми- хановича, которые в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастными семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги
1 Не думают одинаково по многим вопросам и проблемам.
2. Плохо понимают чувства другого.
3 Говорят слова, которые раздражают другого.
Часто чувствуют себя нелюбимыми.
Не обращают внимания на другого.
Чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии.
7 Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться.
Редко делают комплименты друг другу.
Вынуждены часто уступать мнению другого.
Желают большей любви.
Можно также добавить, что, по мнению многих психологов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий. Это:
нормальное безконфликтное общение;
1 доверительность и эмпатия (напомним, что под этим термином психологи понимают действенное сочувствие її другому, эмоциональный отклик на его неблагополучие, по- "й буждающий к действиям в его пользу); я понимание друг друга; г нормальная интимная жизнь;
re? наличие Дома (именно с большой буквы: не жил плоим щади, а места, где сможет отдохнуть от сложностей жизни д и семья в целом, и каждый в отдельности).
Материалы зарубежных исследователей позволяют прояснить для старшеклассников два важных для их будущей семенной жизни момента. Первый - о главенстве и духовных моментов среди прочих, в том числе и магери- - альных слагаемых семейного счастья, И второй - о крайне важном значении взаимоотношений и общения для дости-
жения семейного благополучия. Не лишним будет обратить внимание юношей и девушек и на то, что получен-
я| ные на материалах зарубежных семей данные позволяют (разумеется, в первом приближении) сформулировать оп-
ределенные условия семейного счастья: стремление к лик- і видации возможных противоречий, умение смотреть на события и обстоятельства с позиции другого^ высокую культуру общения, постоянный учет взглядов и мнений другого, неустанную демонстрацию любви, подлинное доверие- друг к другу, высокую степень взаимопонимания, взаимо-восхищения и взаимную же уступчивость.
Однако во избежание возможных упреков в однобоком. основанном толоко на зарубежных данных освещении ¦ проблемы, обсуждение вопросов семейного благополучия следует осуществлять с одновременным привлечением советских разработок, например, результатов крупномасштабного исследования удовлетворенности браком, осуществленного эстонскими социологами. Дело в том, что выводы из него, переведенные на доступный, лишенный корреляций, регрессий и статистических факторов язык, позволяют нарисовать довольно точный «портрет» счастливой пары, который к тому же может послужить прекрасным методическим материалом для изучения этой проблемы со старшеклассниками.
Муж в этой семье лишь на несколько лет старше жены, но более образоьан. В брак супруги вступили ло любви, стремясь к нежности и ласке, желая иметь детей и свой дом. Жилищные условия в первые годы брака были чуть лучше, чем у большинства. С самого начала отказались от опеки ридителей. Сейчас своим достатком вполне удовлет-
Ш
ворены Совместно планируют расходы, причем относительно мало расходуют на собственные личные нужды. Домашнее хозяйство ведут поровну, считают, что это их связывает, но взаимно обеспокоены тем, что другой слишком загружен домашней работой Весьма умеренны в курении и употреблении спиртных напитков Имеют двух детей (если одного, то хотят не меньше двух) Не расходятся во взглядах на воспитание и высоко оценивают друг друга как семейных педагогов
Досуг предпочитают проводить только вместе и вполне удовлетворены им. Если же случается отдыхать порознь, обязательно информируют друг друга о том, что делали, и выражают озабоченность загруженностью партнера. Удовлетворены своей внешностью, констатируют сходство характеров, с самого начала брака ответственны перед другим и повышенно требовательны к себе. Иногда конфликтуют - в основном из-за воспитания детей, загру-женности и неаккуратности друг друга, но с каждым годом все реже и реже Вообще считают, что за годы брака стали невозмутимыми, уравновешенными и... доверчивыми. Жена дорожит общественным положением и образованием мужа, считая их высокими. Муж в свою очередь вполне доволен внешним обликом жены. Оба супруга находят друг друга такими же привлекательными, как и раньше, и вообще взаимно считают друг друга весьма похожими на юношеские идеалы.
До сих пор взаимно признаются в любви. Не жалуются на привычки другого, взаимно поддерживают друг друга во всех начинаниях. Обладают высокой культурой общения, уравновешенны, взаимоуступчивы, честны, тактичны, нежны, ласковы и доверчивы. Почти не критикуют друг друга. Не ревнивы и не мелочны, умеют сочувствовать и сопереживать, поддерживать друг друга в трудных ситуациях. Доброжелательны и отзывчивы на горе и заботы партнера В то же время хорошо умеют разделить с ним радость. Взаимно удовлетворены интимными отношениями. Уверены в порядочности другого и не испытывают с его стороны никаких подозрений
Завершая разговор об общих, преимущественно духовных слагаемых семейного счастья, можно обратить внимание юношей и девушек на то, что в современном мире семья помимо традиционных, свойственных ей и в прошлом функций стала выполнять функцию психологического убе- окища - места снятия напряжения и создания эмоциональ-но-психологического комфорта. Не случайно А. Моруа в своих «Письмах к незнакомке» советовал женщинам пере-воспитывать своих мужей, «смягчая» воспитательные ме роприятия похвалами так, как скульптор смягчает глину водой, прежде чем лепить новую статую Возникновение в обители доверия и прибежища, каковой все более становится семья, конфликтов и критики зачастую приводит к ее гибели, ибо «свято место пусто не бывает», и поиск внесемейного психологического убежища может навсегда увести кого-либо из семьи
Вполне возможно, что настойчивая пропаганда примата духовного над материальным в благополучии семьи вы зовет известный протест у юношей и девушек, в собствен ном жизненном опыте которых в избытке представлены примеры нарушений семейных отношений, вызванных чисто внешними обстоятельствами В связи с этим старшеклас сникам следует объяснить, что как счастье семьи, так и ее неблагополучие могут определяться воздействием це лого ряда факторов, в том числе и объективных.
Так, специалисты, занимающиеся проблемой семейных разногласий, подразделяют все относительно неблагопо лучные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проб лемные. К конфликтным супружеским союзам они отно сят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания посто янно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции К кризисным - такие, где противостояние интересов и потребностей су пругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи Наконец, к проблемным супружеским союзам относят такие, перед которыми воз никли особо трудные жизненные ситуации, способные на нести ощутимый удар стабильности брака отсутствие жи лья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и т п Однако - и на это следует обратить особое внимание юно шей и девушек - объективные обстоятельства жизнедея тельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяется социально-психологическим климатом и взаимной удовлетворенностью взаимоотношениями друг с другом, что, впрочем, давно констатировано в поговорке «С милым рай в шалаше, если милый по душе».
ИЗ
8 Заказ 7220
Обсуждение общих вопросов семейного благополучия позволяет перейти к анализу частных ее составляющих.
За основу для этого обсуждения можно принять своеобразную шкалу сеиейных затруднений, выявленную в оп-росе, осуществленном в 1981 году советским социологом С. И Голодом. Если рассматривать эти трудности по убывающей степени, то шкала имеет следующий вид: организация домашнего хозяйства; напряженные отношения с родственниками; дети и их воспитание; трудности комму-никаций; финансовые затруднения; злоупотребление алко-голем, разная направленность интересов по досугу; ревность; сексуальная дисгармония. Поскольку значительная часть затруднений представляется старшеклассникам далекими абстракциями, а трудности коммуникаций обсуждались и еще будут обсуждаться нами, учителю целесообразно остановиться на важнейших и ближайших из них: организации домашнего хозяйства, злоупотреблении алко-голем и разной направленности интересов по досугу.
Следует объяснить старшеклассникам, что первое из этих препятствий на пути к семейному благополучию связано с возможным рассогласованием существующих у мужа и жены моделей распределения обязанностей. Для того чтобы эго им было понятно, в качестве иллюстраций можно воспользоваться предложенным Э. Тийт и В. Уколо- зой (хотя и несколько упрощенным) подразделением всех моделей на две основные: традиционные и модные.
В традиционных («асимметричных») семьях муж является основой материального обеспечения и бесспорной ее главой. Именно он определяет статус семейного союза, устанавливает круг ее общения и принимает основные ре-шения по всем важнейшим проблемам. За это муж осво-бождается от всех домашних обязанностей. Жена в тра-диционной модели либо совсем не зарабатывает, либо зара-батывает очень мало, отчего главным для нее является ра-дивое и образцовое ведение хозяйства, присмотр за детьми и их воспитание. При подобном распределении обязанностей именно на нее ложатся основные заботы по формированию и воссозданию семейного микроклимата.
В отличие от традиционной модели «симметричная» семья (или, иначе, эгалитарная; от французского «эга- литэ» - равенство) основывается на практике полного равноправия мужа и жены, которые обеспечивают соответственно примерно равный (пропорциональный) вклад в материальное благосостояние семейного союза, совместно ведут домашнее хозяйство, сообща принимают все важнейшие решения и в равной степени занимаются уходом за детьми и их воспитанием. Роль и значение каждою из су- пругов в формировании семейного климата равны, статус семьи устанавливает супруг, имеющий более высокое положение. Круг общения формируется сообща.
Учителю следует объяснить юношам и девушкам, что N эмансипация жен шин, максимально широкое их участие в
народном хозяйстве (51 процент работающего населения ™ нашей страны составляют именно женщины, причем в не- 1)1111 которых отраслях, таких, как например, торговля, они
составляют более 80 процентов всех работающих) объек тивио привело к их полному равенству с мужчинами, ра- И; венству, которое законодательно закреплено в Конститу- fid ции СССР.
Так что общественное равноправие мужчин и женщин ¦""і и предполагает, и предопределяет их семейное равенство, 111111 особенно в материально-бытовых вопросах Поэтому стре- }" мящимси к благополучию семьям следует ориентироваться на реализацию эгалитарной модели распределения домаш і» них обязанностей, предполагающей подлинное равнопра- виг супругов в решении внутрисемейных дел и проблем. Учителю необходимо подчеркнуть, что изначально слово Ч" «супружество» означает «бег в одной упряжке», а значит, ft и п "сильно равный вклад мужа и жены в ведение «семей- ie«i ной телеги».
Возвышенно поэтическое отношение юношей и девушек т к семье и браку может ощутимо препятствовать осознанию ими роли материально-бытовых отношений - основы функционально-ролевой совместимости - в жизнедеятельности и прочности семейного союза. Препятствуют здесь и отжившие, но, увы, весьма живучие стереотипы, по ко-
торым с ролью мужа ассоциируется прежде всего дело, а с ролью жгны - кухня. Между тем исследования ученых показали исключительно большое значение разумного рас-
1 прэделения домашних обязанностей для достижения благополучия семьи. Так, по данным минских социологов в «би- Ч архатных» браках (с равным разделением обязанностей) оказалось почти втрое больше сложившихся семейных сою- зоь (60 процентов), чем в патриархальных (21 процент), и в семь раз меньше несложившихся (5,6 процента против 40). В связи с этим старшеклассников необходимо ори ентировать на обязательное согласованчо-раввое распре- "" деление домашних работ, предполагающзе определение и І перечня, постоянное распределение обязанностей и планирование сроков выполнения.
Однако пропаганда эгалитарного уклада не должна 1 быть излишне категоричной. Учитель должен объяснить 8*
115 старшеклассникам, что это действительно совершенная мо-дель семьи требует от реализующих ее супругов высокой культуры общения, поскольку в отличие от традиционной, жестко заданной схемы функционирования семьи «сим-метричный» ее вариант удивительно многообразен. Ведь се-мейное равенство каждый из нас понимает по-разному, и поиски удовлетворяющего и мужа, и жену равноправия не-избежно породят трения между супругами. В этой связи не-лишним будет указать юношам и девушкам на то, что глав-ным в распределении домашних обязанностей должна яв-ляться именно их согласованность, вследствие чего и традиционная модель семьи может оказаться вполне при-емлемой для семейного благополучия, если она удовлетво-ряет обоих супругов и никто из них не жалуется на посто-янную загруженность. Поиски этой согласованности неиз-бежно сопряжены с конфликтами, однако основное отличие благополучных семей от неблагополучных заключается в том, что в первых эти поиски осуществляются при выполнении трех важнейших условий: высокой культуры общения, взаимоинформированности и доверительности супругов, а также их отказа от посягательств на хорошее представление другого о себе самом (т. е. на его само-оценку), тогда как в неблагополучных семьях не выполня-ется либо какое-то одно, либо два, либо все три из этих необходимых для достижения семейного благополучия ус-ловий.
Вторая из выделенных нами частых причин семейных затруднений - злоупотребление алкоголем - заслуживает отдельного разговора. К сожалению, исследования ученых (в частности, данные опросов эстонских социологов) показали, что еще не все молодые люди смогли выработать в себе не просто пассивно-снисходительное, но активно- отрицательное отношение к «зеленому змию» (в их анкете «Твой идеал» ответы «за» и «против» употребления алкоголя встречались примерно с одинаковой частотой). Оказалось, что трезвость и воздержанность были включены ими в число второстепенных качеств, причем юноши были, судя по их ответам, более снисходительными к употреблению спиртных напитков своими будущими кенами, чем девушки- к алкогольному пристрастию будущих мужей. Печальней же всего то, что большинство невест не обнаружили должной тревоги по поводу «умеренного» (а бывает ли такое?) употребления своими женихами спиртных напитков.
Алкоголь и семья несовместимы! Именно этот тезис
м должен последовательно, но безоговорочно внедряться в ЇВ сознание будущих семьянинов" Юноши и девушки должны знать, что привычка к употреблению алкогольных напитков в период семейной жизни очень часто усугубляется. И.Е.. хотя первые годы брака обычно характеризуются некото- .. рым спадом пагубного влечения, дальнейшее нередко бы- || вает отмечено усугубляющимся алкоголизмом. Размолвки юн и недоразумения в этом случае становятся опять-таки поводом для (вначале) употребления, а потом и злоупот- вд реблеиня спиртными напитками, что в свою очередь приво- Е дит к новым, уже более серьезным семейным конфликтам її Увеличение потребления алкоголя приводит к нарушениям интимных отношений супругов - и на почве прогресій сирующей импотенции мужчин, и в силу невозможности л совершения полноценного любовного акта в состоянии зе опьянения, когда на смену нежности и ласки приходит раз- [- вязность и грубость, обычно чреватая имеющим далеко,1((идущие последствия пересечением границ пристойности, что р порождает новые, еще более глубокие разногласия.
Последующие злоупотребления неизбежно сопровожди- ются деградацией личности, падением чувства ответствен и ности и сужением круга интересов. Постоянная угроза со стороны «зеленого змия» последовательно ухудшает семейный микроклимат. Семья становится тягостно-ненужной для всех ее членов и порочно-дефектной для нормального воспитания детей. Поэтому, если у супруга, павшего жерт- ,„ вой пагубной страсти, не находится сил и воли для борьбы с болезненным пристрастием, а окружающие оказываются не в состоянии вывести его на правильный путь, вернуть к здоровому образу жизни, единственный выход для такой семьи - развод Не случайно данные анкеты для " разводящихся позволяют утверждать, что половина разводов вытекает из сопутствующих употреблению алкоюля обстоятельств
9
Воспитание будущих семьянинов неразрывно связано с формированием у них привычек к трезвому образу жизни. Молодежь следует всячески оберегать и отваживать от."."¦ любого, пусть даже эпизодического употребления алкоголя Для юношей реальной альтернативой здесь выступает ра й бота по самовоспитанию и закаливанию воли, а также ори- I ентация на содержательный (как исходно-увлекательный) досуг. Девушек же следует предостеречь не только от упот- " реблеиня алкогольных напитков, но и от знакомства и тем более интимных отношений с лицами, склонными к подобному употреблению. Будущие жены и матери должны от- четливо осознавать, что «перевоспитание» потенциального алкоголика в большинстве случаев оказывается заведомо безнадежным делом, а женщина, попытавшаяся это сделать, рискует своим будущим и будущим своих детей, а по сути своей - и будущим человечества...
Третья из предложенных нами для обсуждения причина семейных затруднений - разнонаправлеиность интересов супругов в сфере досуга - является достаточно очевидной и не нуждается в чересчур подробном обсуждении. Однако учителю следует подчеркнуть необходимость сознательной борьбы за эту общность, созидания совместного досуга семьи, от которых зачастую отказываются молодые супруги - кто по лености, а кто и по недомыслию. Старшеклассникам необходимо объяснить, что содержательность и общность увлечений являются очень важным фактором семейного благополучия. Так, для подавляющего большинства неудачных браков оказалось свойственна бедность увлечений - и индивидуальных, и общесемейных. Начинать же работу по согласованию увлечений необходимо с первых дней брака, так как способность к взаимоприспособлению к привычкам друг друга определяется возрастом супругов (чем младше, тем лучше: меньше закостеневших привычек и причуд) и степенью их интеллигентности (при взаимной интеллигентности проще происходит приспособление привычки)
Проблема семейного благополучия не может анализировать без и вне ее базового условия - стабильности семьи, ее сохранения как единого целого. Между тем современные старшеклассники достаточно хорошо осведомлены о том, что в последние десятилетия уровень стабильности семьи заметно понизился, что в свою очередь объективно выразилось в резко возросшем уровне разводов. В связи с этим данный вопрос обязательно должен быть обсужден с учащимися. Начать это обсуждение следует с опровержения мнения о том, что нестабильность современных браков можно ин-терпретировать с точки зрения кризиса семьи как социаль-ного института. Подобная точка зрения, весьма распрост-раненная среди зарубежных ученых («такой глубоко уко-ренившейся и неизменной системе человеческих отношений, как семья, - писал еще в 1942 году один зарубежный исследователь, - не хватает гибкости, чтобы приспособиться к основным, проникающим всюду экономическим изменениям»), к настоящему времени в более или менее завуалированной форме проникла и на страницы наших газет и щи журналов и нашла свой отклик у молодого поколения. Од- F ЗЕЕ: нако ее несостоятельность лучше всего иллюстрирует тот я Ї факт, что семейные союзы отнюдь не утратили, а напро- іеті тив, упрочили свою привлекательность в глазах нынешних мужчин и женщин. Так, по данным статистики, за период яг,(с 1959 по 1970 год население Советского Союза возросло ни, на 16 процентов, а число состоящих в браке -на 23,8 про- оч| цента. Отчетливый рост ценности семьи был зафиксирован е и в последнее время- за 70-е годы количество заключаемых, у нас в стране браков увеличилось с 9,7 на одну тысячу в - среднегодовой численности населения до 10,9, причем і СССР занимает сейчас первое место по этому показателю с, среди других стран социалистического содружества В тек связи с этим учителю следует объяснить старшеклассника кам, что вызвавшее нынешнюю нестабильность естествен- (щ ное и закономерное изменение семьи под влиянием стре- , мительно меняющихся социальных условий говорит не об ш отмирании семьи, а о пусть трудном, но нужном и неиз-бежном ее переходе на новый этап своего развития - J этап повышенной требовательности супругов друг к другу
и духовным составляющим семейной жизни гег Повысившуюся нестабильность современной семьи с этой точки зрения следует рассматривать как свидетельст- г во того, что люди с каждым годом все меньше согласны мириться с браком, который они признали неудачным в Юноши и девушки должны понять, что стабильность семьи, будучи необходимым условием семейного благополучия, никогда не может считаться достаточным его условием, зе и то, что ранее разводов было меньше, следует интерпретировать не с точки зрения больших внутренних сил притяжения мужа и жены друг к другу, а в плане каменно-проч- ных внешних сил сплочения семьи, заставляющих супругов «век бедовать вместе».
Для иллюстрации этой мысли старшеклассникам можно привести два курьезных по форме, но серьезных по сути исторических свидетельства. Согласно первому из них - наиболее древнему - в Англии, в одном из городов граф-ства Эссекс существовал любопытный обычай: тому, кто, придя в церковь и положа руку на Библию, мог поклясть- " ся, что в течение года он ни разу не пожалел о своем бра- 5 ке, бесплатно выдавался в награду большой окорок. Ле- 11 топись сообщает, что за период с 1244 по 1772 год обнару- жилось лишь 8 (!) претендентов на этот почетный приз Второе свидетельство относится к более позднему вре
® мени. В газете «Московские ведомости» за 1786 год был ш
1Ї9
опубликован весьма интересный материал «Англия, из Лондона. Февраля 3-го. Один забавник пересчитал в здешнем городе всех женатых мужчин и замужних женщин и хочет ежегодно издавать список оных. По его исчислению (в справедливости которого позволяется, однако же, усомниться) находится здесь.
Жен, которые убежали от своих мужей. . . 1132
Мужей, которые оставили своих жен.... 2348
Разведенных законно мужей и жен.... 4175 Супругов, кои живут в явной между собой
вражде 17345
Супругов, кои глазами чужих людей живут хорошо друг с другом, а в самом деле один другого
терпеть не могут 13279
Супруги, кои равнодушны друг к другу. . . 55246
Таких, коих посторонние почитают счастливыми 3175
Таких, кои в сравнении с другими благополучны 137
Действительно счастливых пар 13
96840».
Вышеприведенные примеры убедительно свидетельст- Я вуют в пользу мысли о том, что нынешняя нестабильность брака может в определенной степени свидетельствовать о моральном благополучии нашего общества и уж во всяком случае - о естественном стремлении мужчин и женщин к простому человеческому счастью. Однако следует обя-зательно и категорически подчеркнуть, что сам по себе развод является в целом неудачным способом реализации этого стремления.
Для того чтобы эта мысль была до конца усвоена старшеклассниками, их следует вначале подробно познакомить со статистикой разводимости.
Первое, с чем здесь необходимо разобраться, так это с мифом о поистине ужасающей нестабильности современ-ной семьи. После того как в печати было опубликовано значение излюбленного демографами и социологами показателя «разводимости» в СССР (около 30 процентов в среднем ежегодно), многие прочно усвоили, что у нас в стране ежегодно распадается каждый третий брак. И, право же, странно, почему никто, кроме специалистов, не обратил при этом внимания на один существенный момент: если это действительно было так, то в течение трех лет развелись бы все поголовно! Причина недоразумения проста- авторы зловещих предсказаний неверно иитерпрети- ИЯЛ ровали весьма условный показатель разводимости. кото- вз рый применяется для сравнения и рассчитывается как отій ношение (процент) числа разводов в течение года к числу заключенных в этом году браков и оттого никак не может м, служить точной мерой «абсолютной разводимости» - ведь разводятся в течение года вовсе не все те, кто в этом году вступил в брак! Но, к сожалению, о леденящих душу 30 процентах знают практически все, а вот о том, что в " столь любимом журналистами 1976 году (о нем они поче- му-то охотнее всего пишут) распалось лишь полтора процента заключенных браков, знают только специалисты.
Эта информация обязательно долж.іа быть доведена до сознания старшеклассников. Однако сведения о неожи- , данно низком по сравнению с общепринятым мнением уровне разводимости, современной советской семьи не должны вызывать у них успокоенности. Ведь те же полтора процента ежегодной разводимости с течением двадцати лет (двадцати, а не одного года) все же оборачиваются распадом каждой третьей семьи, и хотя, по мнению неко- щ. торых специалистов, брак в настоящее время стабилизируется (пшфост количества раззодов к 1977 году по срав- щея нению с 1976 составил 4д2 процента; к 1978 по сравнению с 1977- 1,47 процента, а к 1980 по сравнению с 1979 ко- ься личество разводов уменьшилось на 2,16 процента), созрели менная брачно-семейная ситуация требует от лиц, всту- и| пающих в семейный союз, очень ответственного отношения (уе, к своему и чужому будущему.
ці Чго еще важно знать старшеклассникам о статистике разводов? То, что он помолодел в общем-то Бресте с браком. За 1970-1980 годы среди мужчин удельный вес рэз- шл водящихся в 20-24 года узеличился с 10,0 до 12 процен- rag тов, а в возрасте 25-29 лет - с 18,4 до 26 процентов. 38,2 процента всех разводящихся мужчин Коже чем каждый 0 третий) сделали это в возрасте до 29 лет включительно, при этом удельный вес прошедших через развод В ВОЗ] їсте 30-34 года уменьшился с 29,1 до 16,1 процента. Ана- шг логично у женщин удельный вес разводящихся в возрасте 20-24 года Еырос с 18,8 до 20,8 процентов, Е возрасте 25-29 лет - с 18,4 до 24,8 процентов. В связи с этим удельный вес совсем молодых расторгнутых браков (до.. 4 лет включительно) увеличился с 32,5 ю 36,5 процента, хотя удельный вес молодых браков (5-9 лет) остался практически неизменным. В целом же на первое десятилетие брачной жизни приходится приблизительно 2/з от всех разводов. Показательна географий разводимости. Наибольшее ко-личество разводов падает -ija Прибалтику, РСФСР, Бело-руссию и Украину; наименьшее - на Среднюю Азию и За-кавказье (в 2-3 раза меньше, чем в среднем в СССР). Примерно настолько же (в 2-3 раза) ниже уровень раз-водимости среди сельских жителей (в противовес горо-жанам), что вполне понятно хотя бы с учетом того, что число разводов растет пропорционально величине городов и является наивысшим в городах-миллионерах и столицах союзных республик. Таких городов у нас в стране на 1980 год было 29, и на их долю падало 20 процентов от общей численности разводов в стране. Так, если в среднем в Советском Союзе в том же 1980 году на 1000 человек населения приходилось 3,5 развода, то в Алма- Ате этот показатель составлял 6,7; в Новосибирске и Риге- 6,3; в Одессе - 6,0. В Ленинграде было отмечено 5,9 разводов на 1000 человек, в Москве и Киеве по 5,3, в Донецке - 5,4, в Кишиневе - 5,2, а в Челябинске и Харькове - по 5,1.
Однако анализ и обсуждение статистических законо-мерностей разводимости не должен подменить главного - осознания крайне пагубных и далеко идущих последствий высокого уровня разводимости для семьи и общества. К сожалению, в настоящее время и среди мужчин, и среди женщин стало бытовать представление о беспоследст- венности развода. В чем-то это представление является как бы реакцией на его мнимую неизбежность. За последние годы оно окрепло и выросло вплоть до того, что в оп-ределенных кругах населения появилось нечто вроде моды на развод. И хотя она вовсе нетипична для современной семьи, нынешние супруги все-таки довольно легко относятся к разводу, считая его незатруднительной и не имеющей последствий процедурой (хотя, естественно, не слишком приятной), после которой не так уж и сложно заключить новый брак.
Но это глубокое заблуждение. По обобщенным статистическим данным вероятность удачного повторного брака в среднем составляет около 50 процентов. То есть практически половина из тех супругов, кто чересчур критически отнеслись к своему браку, рискует навсегда остаться несчастливым в личной жизни. А ведь за разводом стоит и изменение вкусов и привычек, связанных с разрушенным браком, и ломка отношений с друзьями и знакомыми, знавшими обоих супругов, и переживание чувства вины, уязвленной гордости, боли и обиды, и многое-многое другое.
Развод - одно из самых сильных потрясений в жизни любого человека, оказытающее влияние на всю его жизнь. Пережившие развод чаше, чем семейные и даже холостые, попадают в катастрофы и аварии, подвержены несчастным случаям, алкоголизму, психическим и физическим заболеваниям Общая смертность, а также число самоубийств и убийств среди разведенных тоже значительно выше.
Весьма немаловажно и то, что нестабильность нынешних семей сильно препятствует выполнению их важнейши функций - репродуктивной и воспитательной Ибо развод вообще чаще всего бесплоден, а потенциальная угроза его сдерживает появление в семье вторых и третьих детей (естественная логика женщин: «Одного еще вытяну одна, а вот двоих - нет»). Что же касается воспитания, то здесь достаточно упомянуть один весьма красноречивый сЬакт: большинство несовершеннолетних нарушителей - выходцы из неблагополучных семей и семей, переживших драчу развода.
Информация о разводах должна в полном смысле слова стать для старшеклассников урокол правды. Юноши и девушки должны знать, что большая часть разведенных мужей и женщин длительное время не имеют возможности или желания вступить в повторный брак (а значительная часть имеющих детей жеищин вообще в него не вступает). Что возможности деторождения разведенных женщин остаются нереализованными, и это весьма негативно влияет на процессы воспроизводства населения Что вследствие разводов увелич;4ваетея численность неполных семей, в которых ребенок воспитывается одним из родителей Что рост безотцовщины при живом отце увеличивает вероятность отклоняющегося поведения среди подростков, влияет на их успеваемость. Что развод создает травмирующие ситуации, способные вызывать нервно-психическче расстройства как у родителей, так и у детей. Что, наконец, одиночество становится сложнейшей соцнально-пс дологической проблемой для миллионов людей.
Юноши и девушки должны также понимать, что прекращение брака есть не одномоментный акт, а длительная и мучительная процедура разрыва внутрисемейных связей. Что развод обычно начинается задолго до непосредственной подачи заявления о нем: скорее всего, с того момента, когда кто-то из супругов (или оба они) пришли к выводу о том, что прекращение брака является единственным выходом из создавшегося положения. Обычно ему предшествует достаточно долгий период, в ходе (.оторого муж и жена по-своему пытаются безуспешно ликвидировать противоречия и восстановить отношения. Поэтому сам по себе развод состоит из нескольких этапов: возникновения мысли о разводе, принятия решения, подачи заявления и юридического оформления развода
Юридическому прекращению брака предшествует эмоциональный развод, выражающийся в утрате любви и доверия супругов друг к другу и возникновении чувства отчужденности. После него иногда следует «физический» развод - временный разъезд супругов, когда они уже думают о разводе, но не считают его единственным выходом из ситуации. Затем возможен «пробный» развод, когда супруги живут порознь, чтобы убедиться, есть ли у них желание восстановить отношения. Правда, пробный развод крайне редко способствует восстановлению супружества, обычно он выступает формой смягчения перехода к разведенному состоянию. Именно на стадии пробного развода супруги подают на алименты и начинают решать вопросы раздела имущества. Затем наступает собственно юридический процесс.
Обсуждение проблемы развода неизбежно вызовет у сіаршеклассников вопрос о его причинах Отвечая на него, учителю следует объяснить юношам и девушкам, что проб-лема нестабильности семьи является столь сложной и противоречивой, что ее «решение» в рамках обыденных представлений обычно мало что дает для поиска действи-тельных причин. Для примера можно использовать резуль-таты осуществленных в нашей стране социологических ис-следований, посвященных причинам разводов
Естественно, что на первый взгляд найти ответ на вопрос «Отчего распадаются семьи?» достаточно просто: нужно всего-навсего спросить об этом самих разведенных. Именно это делалось, делается и будет делаться социологами Однако результаты подобных опросов оказываются неоднозначными. Не ссылаясь на конкретных авторов, по-знакомимся с главными причинами разводов по данным не-скольких независимых друг от друга социологических ис-следований. По результатам одного исследования первое место среди причин развода занимает нарушение супру-жеской верности, далее по значимости располагаются ут-рата чувств, несоответствие характеров, неспособность од-ного из супругов иметь детей или половая неудовлетво-ренность в браке Согласно второму исследованию среди причин разводов лидирует загруженность женщины до-машними делами, после чего следует отсутствие взаимопо- лщ мощи, низкий уровень сотрудничества и измена Сопоста- Ь вимы ли эти исследования" В том-то и дело, что не слиш- вої ком, ибо единственным совпадающим моментом в списках Ж «главных причин» оказалась супружеская измена (да и то с различным рангом).
Может быть, здесь что-то упущено? Возможно Ведь, НОГЕ если смотреть на главные причины разводов с точки зре- чущния мужчин и женщин, их список несколько расширится.
Для женщин начнет главенствовать пьянство мужа, его щ грубость и жестокость, после чего последует опять-таки наїм ц. рушение супружеской верности. Мужчины же рьяно будут ссылаться на несоответствие характеров, утрату чувств к пук:, жене и все Ту ЖЄ ИЗМену.
и Не правда ли, картина несколько усложнилась? Скажем больше: чем более начинаешь углубляться в данные ojj различных социологических исследований по причинам развода, тем менее картина эта становится цельной, и из ик сложной мозаики «главных причин» взгляд почему-то начинает выхватывать одни и те же неприглядные моменты- некую поголовную тягу населения нашей страны к вю адюльтеру и его прогрессирующее стремление к пьянству ип и алкоголизму. В чем тут дело?
Здесь полезно вспомнить, например, о различии меж- ш ду знаемыми и реально существующими мотивами, т. е. о мотивировках и действительно мотивах. Или о мотивах- смыслах, в дальнейшем объясняющих нам самим наши гь действия и поступки. Во всех случаях подлинные причины |Ш разводов оказываются столь глубоко «запрятанными» в нашей психике, что вряд ли можно надеяться на то, что они окажутся вскрытыми в обычных опросах или в само- 0(| наблюдении непривычного к нему человека. й В связи с этим учителю целесообразно будет более подробно разобрать с учащимися несколько точек зрения уче-
ных на проблему стабильности семьи, дав этим воззрениям необходимые комментарии и присовокупив к ним наиб лее важные выводы.
Начать можно с того, что, рассматривая семью как до микрогруппу, уже упоминавшиеся эстонские социологи Э. Тийт и В. Уколова предположили, что ее устойчивость f определяется наличием конкретных целей существования
и функционирования. Эти цели они подразделяют на три совокупности:
цели, связанные с воспитанием детей (где для семьи ^ особенно важно именно совместное их воспитание отцом и матерью); дели, основывающиеся на дальнейшем развитии супругов как личностей (включая увлечения на досуге и интенсивное и содержательное внутрисемейное общение);
и наконец, цели, определяемые необходимостью создания своего домашнего очага с приданием ему своеобразия и уюта.
В соответствии с этим исследованием учитель может об-ратить внимание старшеклассников на необходимость чет-кого планирования перспективных целей брака и их сог-ласования
Опрос, осуществленный социологом С. И. Голодом в 1978 году, показал, что для мужчин в число наиболее важных факторов стабильности брачных отношений последовательно вошли любовь к детям и обязанности по их воспитанию, дружеская расположенность и взаимная любовь супругов, общность супружеских взглядов и интересов, а также супружеский долг. Женщины также отдали предпочтение детям, дружбе и духовной общности. Однако четвертое место в списке факторов у них наряду с долгом разделили сексуальная гармония и понимание и поощрение индивидуальных стремлений каждого из супругов.
Следующее исследование этого автора, датированное 1981 годом, несколько усложнило картину. И у мужчин, и у женщин дети сохранили первенство как фактор стабильности.
Однако далее у представителей сильного пола с совершенно равным баллом оказались сексуальная гармония, дружеская расположенность и взаимная общность, а у женщин - духовная общность, дружеская расположенность и лишь после этого сексуальная гармония. В естественно следующих из этого исследования выводах можно еще раз подчеркнуть необходимость и важность духовных компонентов семейной жизни, обратив внимание на исходный пункт становления семьи как социально-психологической общности: коллективистскую взаимопомощь супругов.
Завершив обсуждение этих воззрений, можно остановиться на предложенной советскими учеными теоретической модели стабильности семьи. Согласно ей все факторы устойчивости (и соответственно нестабильности) семьи разделяют по следующим полюсам: внешние-внутренние, объективные-субъективные.
К внешним объективным факторам обычно относят стабильность социальной системы, в которую включена семья (прерогатива государства), и материальные условия ее жизни.
К внешним субъективным факторам устойчивости семьи относят факторы социального контроля правовые и куль-турные нормы, национальные и культурные традиции, 0СТ№ ожидания и требования значимого окружения. Ч"Ч Здесь следует подчеркнуть, что для современной семьи преобладающее значение имеют внутренние субъективные "Ь, источники стабильности: межличностные чувства членов Л. семьи (любовь, ответственность, долг и уважение) и су- И" пружеская совместимость - очень сложная, многокомпо-нентная и многоуровневая характеристика. Разбору этих ft* двух важнейших условий стабильности семьи мы посвятим m отдельные главы.
В заключение этой главы остановимся на методическом иле инструментарии, с помощью которого можно выявить и та обсудить представления юношей и девушек о семейном Щ благополучии.
и» Наиболее простым из них может явиться раї і прование lam старшеклассниками приведенных выше 11 условии семей- » ного благополучия отдельная квартира; материальное imp благополучие; взаимопонимание, цети, уверенность в проч-ности союза; интересный досуг в семье интересная ра- iTiifi бога; желаемое образование, хорошее положение на ра- 1 и?л боте; круг друзей; свобода действий; самостоятельность ОРИ С ТОЧКИ зрения того, что лично они более всего ценят в
своем будущем браке, ю Однако это ранжирование необходимо только лишь как iral основа для последующей групповой дискуссии, целью коней торой должно явиться создание эталонной, а значит, и щ общественно-приемлемой структуры многих семейньг: цен- ІРІ ностей.
ЩЕ Чрезвычайно важным является обсуждение рас1 ож-)И1 дений между индивидуальными и эталонным і структурами д Обсуждение, ь котором учитель дслжен предоставить уча- „I щимся полное право отстаивать свою точку зрения не pi перед ним, но перед своими сверстниками. Обсуждение, которое при необходимости можно продолжить в виде свсе- ieii образного суда (с обвинением и защитой) над безличными (обязательно безличными!), но предельно меркантильными 0 воззрениями - их, кстати, можно взять из жизни и из художественной литературы. В этих обсуждениях добро-вольные адвокаты и прокуроры будут страстно отстаивать противоположные точки зрения с тем, чтобы суд присяжных, состоящий из оставшейся части класса или специально выбранных старшеклассников, вынес вердикт по пово- Кто в семье должен выполнять каждую из приведенных обязанностей Обязанности Толь-ко же-на Жена при поддержке мужа Жена с по-мощью мужа Жена и муж поров-ну Муж с помо-щью жены Муж при поддер-жке жены ІІ
Только муж
Й 1 2 3 4 6 6 7 8 « Покупка продуктов питания - он
91
«а Их заготовка впрок,0f j(і Приготсвлеиие пи-щи ¦ш чей Ежедневная уборка квартиры " X
(уи
Ш1 «Малая» стирка и м «Большая» стирка ¦ да 1 Ремонт бытовых приборов к Щі Сопровождение детей в детские учреждения и до-мой An mj юга и-
т Посещение роди-тельских собраний в школе ІЄН,
а всей шье: Помощь детям ііри подготовке уроков 1 Мій
л. Ншн с і Б Мцді | ред. из 7220
128? «иіеду заземленного материально-бытового взгляда на семей-ное благополучие. fc Весьма полезным здесь может оказаться и детальный ¦? анализ, а то и воспроизводство хозяйственно-экономических отношений в семье, роль которых старшеклассники одно- временно и переоценивают, и недооценивают. Поводом к, этому анализу может быть сравнение усредненных ответов юношей и девушек на вопросы о том, кто, по их мнению, преимущественно должен выполнять в семье ту или иную домашнюю обязанность.
Этот несложный опрос позволит выявить два довольно распространенных в нынешних семьях явления: существен ные различия в восприятии «правильного» распределения обязанностей между представителями «сильной» и «пре-красной» половины человечества и явную перегруженность последних внутрисемейным трудом. Последующее за этим обсуждение можно перевести в активный поведенческий тренинг, используя, например, ролевые игры типа «Семья после работы», в ходе которых юноши и девушки должны постоянно меняться ролями, или «мини-КВНа», посвящен-ного «делам домашним».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: