Найди необычное в обычном. Вы стали обладать даром телепатии. Дайте новое название картине

Упражнения расчитаны на детей младшего отряда. Один из важнейших показателей креативности - развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.

Со стороны ведущего потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы - «Найди необычное в обычном!»

Упражнение 1. «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

Упражнение 2. «Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с ведущим он должно «попутешествовать» по комнате, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

Упражнение 3. «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Ведущему следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать. Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

Упражнение 4. «Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание - найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание - найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

Упражнение 5. «Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка - копалка, утюг - гладюг, кастрюля - варилка. Ведущий может попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

Упражнение 6. «Что оттуда видно?»

Ведущий просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа). Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих младших детей.

Упражнение 7. «Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку? Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

Упражнение 8. «Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Мама может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное. Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства - той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

Упражнение 9. «Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть мама назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

Упражнение 10. «Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Ведущий их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

Упражнение 11. «Встреча сказочных героев»

Пусть вожатые независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

Упражнение 12. «Общая сказка»

Игра с ведущим в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает ведущий, а потом ребенок продолжает. Чем больше в группе детей - тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

Упражнение 13. «Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной». 2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». 3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи ведущего. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу. Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

Упражнение 14. «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:

1) тигра, который пробирается в джунглях; 2) робота; 3) парящего над скалами орла; 4) королеву Франции; 5) инопланетянина; 6) кипящую кастрюлю; 7) авторучку, в которой кончились чернила; 8) букву А; 9) цифру 8.

Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам детской группы. После показа остальные должны угадать, что показано.

Упражнение 15. «Фантастический рисунок»

В отряде можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и вожатые, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

  • животное с другой планеты;
  • самый необычный домик;
  • злой волшебник в детстве;
  • грустный компьютер;
  • хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей в условиях лагеря.

История столовых салфеток: от древности до наших дней

Каждый человек, наделенный даром воображения, может совершать путешествия во времени. Достаточно оглянуться вокруг, выбрать какой-нибудь самый обычный предмет и задуматься, откуда он к нам пришел и как он выглядел сто или двести лет назад.

Первые заметки об использовании столовой салфетки, берут свое летоисчисление 3500 лет назад. Здесь столовая салфетка являлась нам в прообраз фиговых листочков, которым рабы вытирали руки и лицо своих господ.

Древний Рим. Здесь изготавливали столовую салфетку из алебастровых волокон и были очень дороги. Поэтому пользоваться такой салфеткой в то время могли лишь богатые и знатные особы. Очень долго такими салфетками пользовались и греки, и правители восточных государств. И лишь на границе старой и новой эры римляне открыли для себя полотняные салфетки. Такие салфетки начали украшать вышивкой с различными узорами и вензелями с инициалами хозяев дома.

В Японии и Китае столовые салфетки изготавливали из рисовой бумаги. Их носили с собой и, чтобы вытереть губы или руки, сначала разминали. Использованную бумагу просто выбрасывали. А в некоторых восточных странах салфетки заменяли тонким лавашем.

Европейская мода на салфетки развивалась благодаря мужчинам, вернее их усам и бородам, которые нуждались в дополнительном уходе во время трапезы.

Итальянцы первыми закрепили правило использования столовой салфетки во время приема пищи. А в эпоху Возрождения салфетка вместе с прочими достижениями науки и искусства распространилась далее по Европе.
Для этого обязательного атрибута застолий использовали дорогие прочные ткани, их расшивали тесьмой и золотом. Каждая страна стремилась создать свой стиль в оформлении застолий, где салфеткам отводилась не последняя роль.

Мода на столовые приборы менялась, а вместе с ней и внешний облик столовых салфеток. После начала промышленного производства фарфора в 1710 году, салфетки стали делать из легких тонких тканей и кружев. Именно тогда появилось искусство складывать их в разные фигуры.

На Руси вместо салфеток всегда пользовались рукавами одежд или полами скатерти. И продолжалось так почти до XVIII века, пока Петр I не прорубил «окно в Европу». Свои указом он ввел столовые салфетки в обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикету было дано указание, как и для чего, следует использовать столовые салфетки.

«Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток ».

Из всего перечисленного выше современный человек не может воспользоваться ни одним из пунктов.

Еще в начале века тканевые столовые салфетки было принято вешать за воротник, а сегодня в изысканном обществе это сочтут верхом неприличия. Современную тканевую салфетку можно лишь расстелить на коленях, чтобы защитить одежду от капель и крошек. А для всего вышеописанного правильно использовать бумажную.

Бумажные салфетки появились лишь в начале ХХ века, когда после первой мировой войны компания «Кимберли-Кларк» вынужденно начала конверсию. Чтобы избавиться от запасов целлюлозной ваты, которая ранее шла на изготовление противогазных фильтров, повязок и набивки спасательных жилетов, было решено начать производство бумажных салфеток.

В начале века тканевые столовые салфетки были несколько больше, чем современные. Словарь Даля, например помимо привычного нам определения «салфетом», называет цветную скатерть для небольшого чайного столика.

Во время революции и гражданской войны столовая салфетка на некоторое время исчезла из обихода, как и многие другие атрибуты аристократической роскоши. Но уже во времена НЭПа интерес к красивой сервировке стола возродил столовую салфетку к жизни.

Материалы современных салфеток могут быть самими разнообразными. Размеры обеденных салфеток чуть больше - 35 или 45 см, а чтобы выпить чашечку чая или кофе за маленьким столиком обходятся салфеткой всего 25 см.

Салфетки обязательно крахмалят и разглаживают, чтобы иметь возможность удивить гостей умением создавать различные фигуры. И порой, глядя на изысканно накрытый стол, сложно представить, что предками этого великолепия были обычные фиговые листочки.

Методика продуктивного (осмысленного) чтения

Цели методики продуктивного (осмысленного) чтения :

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи методики :

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Ожидаемые метапредметные результаты от применения методики :

Освоение приемов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),

Умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Выпускники овладеют на практическом уровне приемами поиска информации с помощью компьютера, сети-интернет индивидуально и в группе, освоят правила групповой работы.

Приоритетные формы, методы и приемы к организации учебного процесса, ориентированные на формирование метапредметных компетенций у младших школьников .

Основной формой организации учебной работы в начальных классах является урок.

Основной мет од - проблемно-поисковый (реализуемый в сотрудничестве пары, малой и большой групп).

Используемые методы и приемы

    определение проблемы;

    поиск решения с помощью гипотезы;

    работа с информацией и анализ данных; и т.д.

Результативна технология продуктивного чтения при соблюдении этапов и их содержательных процедур.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом : (слайд)

I этап. Работа с текстом до чтения. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам. Постановка целей урока с учетом общей готовности обучающихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения . Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Выявление первичного восприятия. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение. Анализ текста

Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Творческие задания.

В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение урока.

Наиболее эффективной показала себя следующая структура урока по литературному чтению :

1. Мотивация.

2. Актуализация изученного материала.

3. Введение нового материала.

4.Вторичное восприятие.

Целесообразны упражнения: жужжащее чтение, чтение в парах, чтение в парах со сменным составом, «карусель», чтение по ролям, нахождение отрывка к иллюстрации, высказывание ассоциаций, вызванных текстом,«буксир», «молния»,многократное чтение и др.

Многократное чтение :

Чтение одного слова вслух, второго про себя;

Чтение каждого слова дважды;

Чтение перевернутого текста;

Чтение со счетом заданной буквы (слога, слова)

Чтение текста в обратном порядке

При этом учащихся можно делить на группы: мальчики и девочки, по рядам, по 4-6 человек по ближайшему соседству и т.д.

5. Самостоятельная работа (самоконтроль). Целесообразно выполнение учащимися следующих заданий:

Составить рассказ по теме текста (главная мысль 3-4 предложения);

Выстроить предложения из текста в логической последовательности;

Выбрать пословицу по теме текста;

Нарисовать рисунок;

Составить кроссворд;

Придумать продолжение рассказа;

Нахождение отрывка, который помогает ответить на вопрос;

Чтение самого красивого отрывка в рассказе;

Нахождение по данному началу или концу всего предложения;

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;

Придумать свой заголовок к рассказу;

-«живая картинка»;

Найти в тексте слова к схеме (-жи, _-чк_);

Найти слово на заданное учителем правило;

Найти в тексте самое длинное слово;

Найти в тексте сложные слова;

Нахождение в тексте синонимов к данным словам;

Выписать слова для практического словаря по теме «Осень», «Животные»

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.

С каким произведением познакомились? Кто его автор?

8. Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Что понравилось на уроке? Что запомнилось?

Что было трудно?

Виды деятельности учащихся в рамках реализации методики продуктивного чтения:

Коммуникативная деятельность - взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Учебная деятельность -это действия субъекта по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

Поисковая деятельность – целевые действия, связанные с поиском, группировкой и преобразованием информации по заданному, или самостоятельно найденному основанию (заданию).

Проектная деятельность - целевые действия по выполнению задания, связанного с отбором, группировкой информации на заданную тему. Предшествует исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность – действия субъекта по саморазвитию творческих способностей за счет развития умений и способностей работать с информацией, выявлять в ней противоречивость, формулировать проблему и проектировать пути ее решения.

Методы и виды деятельности определяют специфику урока, как формы организации образовательной деятельности обучающихся в начальной школе.

Приложение (для печати)

Примеры используемых в методике продуктивного чтения заданий и вопросов, образующих систему .

Урок 1. Введение. Пролог.

1. Прочитай два текста из книги П. Утевской «Слов драгоценные клады». Сделай вывод, зачем нужны книги (тексты приведены в рабочей тетради).

2. Сравни библиографические карточки. Вторая заполнена правильно. В чем разница? Заполни карточку на книгу, прочитанную летом, самостоятельно. Почему ты выбрал именно эту книгу?

Урок 2. Г.Сапгир. «Сегодня, завтра и вчера».

1. Фантазируй и рисуй.

«В стране Хохотании Г. Сапгира живут смеянцы, смеянки, старухи-смешнюхи, Смеюхи, Смеяхи, растет смеяника». А что будет твориться в стране Плакландии? Нарисуй жителей этих стран.

2. Г. Сапгир любил жонглировать словами, сочинять палиндромы (перевертыши, которые слева направо и справа налево читаются одинаково). Например: «топот», «а роза упала на лапу Азора».

Составь палиндромы.___________вари! А вал как _______________

Урок 3. Е Велтистов. «Приключения Электроника».

1. Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Тарелка».

2. Видеть в обычном необычное важно для писателя – фантаста. Оглянись вокруг и выбери самый обычный предмет. Спрячь его в фантастическое предложение, можно шуточное.

3. Нарисуй своего робота-двойника. В чем он обязательно должен быть похож на тебя?

Урок 4. Г. Сапгир «Люди и машины».

1. Прочитай стихотворение Г. Сапгира «Люди и машины». Подчеркни в стихотворении строчки, в которых выражается точка зрения автора на проблему «люди и машины».

2. Объединитесь в группы, вспомните и запишите одну стихотворную строку (общую для всех). А теперь пусть каждый запишет как можно больше информации, извлеченной из этой строки.

Дополнительные задания:

Укажи лишнее слово, почему оно лишнее:

1. Бабочка, саранча, стрекоза, моль; 2. Оса, пчела, шмель, саранча; 3.Корова, овца, коза, кролик. Скажи по-другому (подбери синоним)

1.Румяный, алый, багряный, пурпурный. Рубиновый (Красный). 2.Фиолетовый, сиреневый (Лиловый). 3.Золотой, лимонный, янтарный, соломенный (Желтый).

Типовые задачи по формированию метапредметных компетенций обучающихся(4 класс)

Образовательная область: филология

Задача 1.

Рассмотри портрет и прочитай биографию писателя.

Антуан де Сент-Экзюпери - французский и профессиональный летчик. Родился во французском городе Лионе, в дворянской семье в 1900 году. В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

Экзюпери окончил школу в городе Монтрё, учился в пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры. В 1921 году он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Через год Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж.

В 1925 году Экзюпери стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Через два года его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби, на самом краю Сахары. В 1929 году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. В 1930 году получил литературную премию «Фемина» - за роман «Ночной полет». В 1935 году побывал в качестве корреспондента в Москве. Корреспондентом отправился и на войну в Испании. В 1939 году получает две литературные премии «Гран-При дю Роман Французской Академии» и «Национальную книжную премию США» за роман «Ветер, песок и звезды». В том же году награжден Военным Крестом Французской Республики. С первых дней Второй Мировой войны был на фронте, но не прекращал писать. Сент-Экзюпери написал несколько романов о лётчиках и сказку «Маленький принц», которую он сам иллюстрировал.

31 июля 1944 году отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательный полет - и не вернулся.

В Антуана де Сент-Экзюпери назван аэропорт в Лионе и астероид.

Подумай, все ли слова в биографии писателя тебе понятны?

Подчеркни непонятные слова.

Узнай у соседа по парте, знает ли он значение непонятных тебе слов?

Спроси у соседа по парте, какие слова ему непонятны?

Подумай, сможешь ли ты объяснить товарищу смысл непонятных ему слов?

Подумайте, каким способом удобнее узнать значение непонятных вам слов?

Отметьте с товарищем один удобный для вас способ.

    Спросим у товарищей

    Посмотрим в словаре

    Прочитаем в Интернете

    Позвони́м маме

    Спросим у учителя

Узнайте значение непонятных вам слов.

Напишите объяснение. _________________________________________________________________________________________________________________

К: Договоритесь с соседом по парте, кто из вас расскажет в классе о значении непонятных слов?

Кто из вас расскажет в классе о том, как вы выясняли значение непонятных слов?

Договоритесь, кто из вас будет рассказывать первым.

К: Расскажите в классе о результатах вашей работы по очереди.

Задача 2.

Прочитай ещё раз биографию Антуан де Сент-Экзюпери.

Вспомни, о событиях из жизни писателя.

Заполни пропуски в предложениях.

Антуан де Сент-Экзюпери - французский и профессиональный летчик. Родился во французском городе ___________, в дворянской семье в ______________ году. Воспитанием маленького Антуана занималась мать.

Экзюпери окончил школу в городе ______________, учился в пансионе в Швейцарии, а в _____________ году поступил в Школу изящных искусств на факультет архитектуры. В ____________ году он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Через год Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в _____________________.

В ___________ году Экзюпери стал пилотом. В____________ году Экзюпери возглавил отделение своей авиакомпании в Буэнос-Айресе. В___________ году получил литературную премию «Фемина» - за роман «___________». В________ году побывал в качестве корреспондента в Москве. Корреспондентом отправился и на войну в Испании. В______________ году

получает две литературные премии «Гран-При дю Роман Французской Академии» и «Национальную книжную премию США» за роман «_________________________». В том же году награждён Военным Крестом Французской Республики. С первых дней Второй Мировой войны был на фронте, но не прекращал писать. Сент-Экзюпери написал несколько романов о лётчиках и сказку «___________________», которую он сам иллюстрировал.

В Антуана де Сент-Экзюпери назван аэропорт в _______________ и астероид.

Подумай, как можно проверить, правильно ли ты выполнил задание?

Попроси товарища по парте помочь тебе проверить правильность выполнения задания.

Предложи свой способ проверки.

Проверьте, правильно ли выполнено задание.

Задача 3.

Рассмотрите внимательно «ленту времени».

Прочитайте события, которые произошли в жизни французского писателя.

1900→ 1917 → 1921→ 1925→ 1929 → 1930 → 1935→1939 →1944

Соедините стрелками событие, которое произошло в жизни французского писателя и дату этого события.

Подумайте, как можно проверить, правильно ли вы соединили дату с событием из жизни Экзюпери?

Предложите свой способ проверки.

Проверьте , правильно ли вы соотнесли дату с событием из жизни писателя.

К: Подготовьте с товарищем по парте рассказ о жизни писателя. Используйте «линию времени».

Договоритесь , кто из вас будет рассказывать о писателе в классе.

Прорепетируйте своё выступление.

К: Расскажите о писателе в классе.

Задача 4.

Предположи , чем отличается биография от автобиографии.

Расскажи о своём предположении в классе.

Послушай , как ответят на этот вопрос твои одноклассники.

Найдите объяснение слова автобиография в словаре.

Напиши .

Автобиография - ______________

(________________________________________________________________)

Задача 5.

Составь свою автобиографию по плану.

Я, ________________

(фамилия, имя (по желанию, отчество)

Я родился в _____________

(год, число, месяц рождения)

в __________

(страна, город или село)

Моих родителей зовут __________

(фамилия, имя, отчество родителей)

_____

__________________________________

__________________________(ходил в детский сад, который называется)

Я учусь в ____________________________________________, в ____ классе.

(школе)

Мои любимые предметы_____________

Принимаю активное участие в ______________________________________

Мне интересно____________________________________________________

Я увлекаюсь ______________________________________________________

Задача 6.

Составь свою «ленту времени»:

____________________________________________________________

Год Рождения

Расскажи о себе по ленте времени в классе.

Послушай рассказы товарищей.

Придумай 5 вопросов к рассказу товарища по парте.

Запиши.

    ____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

Задай товарищу по парте свои вопросы.

Послушай ответы.

Ответь на вопросы товарищей.

Оцени ответы твоего товарища, используя таблицу.

Оцени свои ответы, используя таблицу

Вывод:

Я считаю, что ответы товарища __________________________________

__________________________________

Я считает, что мои ответы________________

____________________________

____________________________

Обсудите, ваши оценки совпали или нет?

Сделайте вывод вместе. Напишите ваш вывод.

__________________

Задача 7.

Рассмотрите с товарищем в классе карту Франции.

Найдите на карте те города Франции, которые связаны с именем Антуана де Сент-Экзюпери.

Отметьте на карте города Франции, в которых жил Экзюпери.

Соедини стрелками по порядку, те места на карте, в которых бывал Экзюпери.

Вспомни, в каком году Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж?

Напиши ____________________________

Подумай , сможешь ли ты ответить, в каком веке это было?

Спроси у учителя, если не знаешь как ответить на этот вопрос.

Обсудите с товарищем по парте, как можно узнать, на каком самолёте летал Экзюпери?

    Прочитаю в энциклопедии

    Спрошу у учителя

    Посмотрю фильм

    Посмотрю в интернете

Узнайте , на каком самолёте летал писатель.

Напишите _______________________________

Скорость самолёта Экэюпери - 467 км/ч.

Расстояние от Парижа до Лиона 511 км, а от Парижа до Москвы 2865 км.

Мог ли Экзюпери за один день слетать из Парижа в Лион и вернуться обратно? Посчитай.

Напиши ответ ____________________________________________

Какое время писателю понадобилось, чтобы долететь до Москвы и обратно?

Посчитай.

П: Подумай, Экзюпери смог бы совершить это путешествие за одни сутки?

Напиши ответ ___________________________________________

Задача 8.

Вспомни , какую сказку написал Антуан де Сент-Экзюпери?

Напиши название сказки _______________________________

Предположи , о ком эта сказка?

Р: Нарисуй, каким ты себе представляешь Маленького принца?

Задача 9.

Подумай, как может выглядеть книга с этой сказкой?

Разработай обложку к такой книге.

Предположи , по твоей обложке можно догадаться о ком эта книга?

Спроси у товарища по парте, как он думает, о ком эта книга?

К: Обсудите, ваши предположения совпали?

Задача 9.

Прочитайте вместе посвящение Антуана де Сент-Экзюпери к книге.

Составьте как можно больше вопросов к этому тексту:

Леону Верту

Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый – мой самый лучший друг. И ещё: он понимает всё на свете, даже детские книжки. И, наконец, он живёт во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же всё это не оправдывает, я посвящу эту книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мал кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:

Леону Верту, когда он был маленьким.

Запиши свои вопросы __________________________________________________________________________________

Задай свои вопросы в классе.

Послушай ответы твоих товарищей.

Р: Оцени , правильно ли товарищи ответили на твои вопросы?

Подумай , ты доволен ответами товарищей?

Расскажи, что тебе особенно понравилось в ответах товарищей?

Если ты не доволен ответами, объясни, почему?

Р: Вспомни самый интересный вопрос. Запиши этот вопрос.

__________________________________________________________________

Задача 10.

Вспомни , почему Экзюпери посвятил свою книгу Леону Верту?

Назови причины:

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

Как ты думаешь, какая из этих причин самая главная?

Допиши предложение:

Лучший друг – это_____________________________________________

__________________________________________________________________

Л: Подумай, зачем авторы пишут посвящение к своим книгам?

Расскажи.

Предположи, кому бы ты посвятил книгу, если бы ты был писателем?

Л: Объясни , почему именно этому человеку ты посвятил бы свою книгу.

Задача 11.

Вспомни, что ты узнал о друге Экэюпери из его посвящения?

Его зовут ________________________________________________________.

Он _____________________________________________________________.

Этот взрослый – мой самый ________________________________________.

Он понимает всё на свете, даже _____________________________________.

Он живёт ________________________________________________________.

Подумай, тебе хотелось бы узнать об этом человеке больше?

Р: Предположи , как можно это сделать.

Предложи несколько вариантов.

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________

Задача 12.

Подумай, а у тебя есть друг?

Что ты хотел бы рассказать о своём друге? Напиши.

__________________________________________________________________________________

Предположи, почему у некоторых людей нет друзей?

Назови причины.

Напиши.

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

    __________________________________________

Л: Обсудите с товарищами в классе, зачем человеку нужны друзья?

Прочитайте пословицы.

Объясните, как вы понимаете эти слова:

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Задача 13.

Прочитай начало сказки «Маленькиё принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Ответь на вопрос: какая книга произвела впечатление на автора в детстве?

Когда мне было шесть лет, в книге под названием «Правдивые истории», где рассказывалось про девственные леса, я увидел однажды удивительную картинку. На картинке огромная змея – удав – глотала хищного зверя. Вот как это было нарисовано:

В книге говорилось: «Удав заглатывает свою жертву целиком, не жуя. После этого он уже не может шевельнуться, и спит полгода подряд, пока не переварит пищу».

Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был рисунок № 1. Вот что я нарисовал:

Я показал моё творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

Разве шляпа страшная? Возразили мне.

А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно всё объяснять. Это мой рисунок №2:

Расскажи , что ты узнал об удаве из этого отрывка?

Как ты думаешь, удав может проглотить слонёнка, или это выдумка автора?

Предположи, где можно найти подтверждение этим фактам из жизни удава?

    _____________________________________

    _____________________________________

    _____________________________________

Найди необходимую информацию об удаве.

Что ты ещё узнал об этом животном?

Запиши самый интересный факт.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К: Расскажи об этом в классе.

Задача 14.

Рассмотрите рисунок.

Прочитайте, что думают дети об удаве.

Оля: Удав вредное животное, от него нет никакой пользы, а слонёнка очень жалко.

Юра: Удав полезное животное. Он нападает только на ослабленных животных.

Пётр: Удав не может не нападать на других животных, он охотится, чтобы жить.

Подумай , с кем из детей ты согласен.

Л: Обсудите с товарищами в классе, можно ли осуждать удава за то, что он ест слонят и других животных? Почему?

Как вы думаете, зачем он это делает?

Напиши вывод

Удав полезное животное, так как _____________________________________

__________________________________________________________________

Удав вредное животное, так как ______________________________________

__________________________________________________________________

Слонёнка жалко, но удав охотится, чтобы ______________________________

Задача 15.

Узнай из текста, чем не советовали заниматься автору взрослые.

Подчеркни.

    Географией

    Рисованием

    Историей

    Арифметикой

    Правописанием

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками №1 и №2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца всё объяснять и растолковывать.

Итак, мне пришлось выбирать другую профессию, и я выучился на лётчика. Облетел я чуть ли не весь свет. География, по правде сказать, мне очень пригодилась. Я умел с первого взгляда отличить Китай от Аризоны. Это очень полезно, если ночью собьёшься с пути.

На своём веку я много встречал разных серьёзных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше.

Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собой. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я примерялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.

Расскажи , пригодились ли Антуану де Сент-Экзюпери знания по истории, географии, арифметике?

Вспомни , как сам писатель говорил, о пользе географии.

Расскажи об этом в классе.

Подтверди свой ответ словами из текста.

Подумай , зачем человеку знать историю.

Напиши как можно больше причин:

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

    __________________________________________________________

Р: Подумай , пригодилось ли Антуану де Сент-Экзюпери умение рисовать?

Объясни, как ему пригодилось это умение?

Задача 16.

Прочитай сказку Антуана де Сент-Экзюпери.

Сравни , Маленького принца на своём рисунке с тем Маленьким принцем, которого изобразил автор.

Подумай, ваши герои похожи или они разные?

Напиши , чем они похожи:

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

Напиши , чем они отличаются:

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

    ___________________________________________________

Подумай, почему Экзюпери называет своего героя принцем?

Объясни, кто такой принц?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Подумай, как можно проверить, правильно ли ты ответил на вопрос?

Выбери самый удобный способ проверки. Отметь :

    Спрошу у товарища

    Спрошу у учителя

    Посмотрю в словаре

    Посмотрю в интернете

    Другое

Р: Проверь удобным тебе способом, правильно ли ты ответил на вопрос.

Исправь ошибку, если ты ошибся.

Задача 17.

Ты прочитал сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Вспомни, где ты взял книгу с этой сказкой:

    в библиотеке

    дома

    у учителя

    в магазине

    в интернете

    _______________________________________________

Расскажи, на каком носителе была книга, которую ты читал:

Оцени своё чтение, используя таблицу:

Я читал сказку самостоятельно

    Я читал сказку вместе с _______________

    Я слушал сказку

    Я прочитал (прослушал) сказку до конца

    Я не дочитал (дослушал) сказку до конца

    Я понял всё, о чём написано в книге

    Я не всегда понимал, о чём написано в книге

    Я вообще не понял, о чём сказка

Вывод:

Я думаю, что ____________________________________________

________________________________________________________

Задача 18.

Вспомни, как произошла встреча автора сказки с Маленьким принцем.

Подумай, кого попросил нарисовать Маленький принц?

Отметь.

    овечку

    собачку

    барашка

    кошечку

Обсудите с товарищами в классе, почему Маленький принц обрадовался рисунку, на котором был изображён ящик?

Почему Маленькому принцу не нравились первые рисунки барашка?

Представь, что ты заглянул в ящик Маленького принца и увидел там барашка.

Выбери способ и изобрази, каким ты его представляешь.

    нарисуй

    расскажи

    напиши

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 19.

Прочитай статью об астероидах.

Вспомни, какой номер был у астероида Маленького принца?

Астеро́ид - небольшое космическое тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму.

Сначала астероидам давали имена героев римской и греческой мифологии, позднее открыватели получили право называть их как угодно - например, своим именем. Вначале астероидам давались преимущественно женские имена, мужские имена получали только астероиды, имеющие необычные орбиты (например, Икар, приближающийся к Солнцу ближе Меркурия). Позднее и это правило перестало соблюдаться.

Получить имя может не любой астероид, а лишь тот, орбита которого более или менее надёжно вычислена. Были случаи, когда астероид получал имя спустя десятки лет после открытия. До тех пор, пока орбита не вычислена, астероиду даётся порядковый номер.

Напиши, как называлась «планета» Маленького принца ___________________

Придумай этой «планете» имя.

Напиши ________________________________________________________

Р: Нарисуй эту «планету», какой ты её представляешь.

Задача 20.

Подумай , о каких планетах Солнечной системы ты знаешь?

Напиши названия планет Солнечной системы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни , как ты узнал о планетах. Отметь.

    рассказала учительница

    прочитал в книге

    услышал по телевизору

    рассказал друг

    узнал из интернета

    другое

Назови «планеты», на которых побывал Маленький принц.

П: Придумай этим «планетам» имена.

Напиши.

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    ____________________________________

    _____________________________________

Задача 21.

Составь карту Звёздной системы для Маленького принца.

Подумай , была ли эта система Солнечной?

Предположи, какие планеты ты сразу можешь нарисовать?

Вспомни, за какой планетой Солнечной системы располагается астероидный пояс?

Напиши ____________________________________________________

Подумай, прав ли автор, когда он называет родину Маленького принца планетой?

А другие «планеты», которые посещал Маленький принц, могут называться планетами?

Подумай , сколько планет ты изобразишь на своей карте?

Подумай , какого цвета будет каждая из «планет»?

Предположи, можно ли с помощью цвета передать характер жителей «планет»?

Нарисуй. Составь рассказ о «планетах», на которых побывал Маленький принц по своей карте.

Задача 22.

Вспомни, какие вопросы задавал автор Маленькому принцу.

Расскажи , как Маленький принц общался с автором.

Подумай, если бы ты встретился с мальчиком с другой планеты, о чём бы ты его спросил?

Напиши свои вопросы: _____________________________________________

Обсудите, о чём надо спрашивать, чтобы собеседник захотел отвечать на вопросы?

Договоритесь с товарищем по парте, кто из вас будет в роли автора, а кто – в роли Маленького принца.

К: Задайте свои вопросы по очереди друг другу. Постарайтесь ответить друг другу на все вопросы.

Задача 23.

Прочитай вопросы в рамках и вспомни , какие из них обычно задают взрослые. Отметь их буквой «В».

Отметь их буквой «Д».

Выскажи своё мнение, для того, чтобы лучше узнать человека, какие вопросы надо ему задать?

Расскажи , тебе достаточно вопросов, которые в рамках, или ты добавил свои?

Напиши эти вопросы: _______________________________________________

Подумай, о ком из товарищей в классе ты хотел бы лучше узнать?

Назови этого человека.

Задай ему свои вопросы.

Послушай ответы.

Подумай, твои вопросы помогли тебе лучше узнать товарища?

Спроси у товарища, он отвечал на вопросы с удовольствием, или ему не хотелось отвечать тебе?

Расскажи , с какой целью ты задавал эти вопросы?

Р: Оцени, ты достиг своей цели, задавая вопросы товарищу?

Задача 24.

Рассмотри внимательно рисунок. Этот рисунок сделал Антуан де Сент-Экзюпери для своей книги.

Узнай во сколько раз слон больше, чем барашек, если длина тела африканского слона достигает 7,5 м., а длина барашка – 50 см.

Посчитай, сколько барашков может поместиться на планете Маленького принца.

Напиши ответ: ________________________________________________

Подумай, нужно ли Маленькому принцу столько барашков?

Вспомни, зачем он хотел завести себе барашка?

Расскажи, сколько барашков завёл бы ты?

Задача 25.

Прочитай отрывок из сказки.

Вспомни, почему маленькому принцу надо было каждый день выпалывать баобабы?

Есть такое твёрдое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Расскажи, как ты понимаешь эти слова Маленького принца?

Объясни, почему ему было важно наводить порядок на планете каждый день?

Л: Подумай, обычный человек может прислушаться к совету Маленького принца, или этот совет бесполезен на нашей планете?

Обоснуй свой ответ.

Как ты думаешь, твоей планете важен порядок?

Почему?

Нарисуй свою планету. Придумай ей имя.

Задача 26.

Прочитай отрывок из сказки. Вспомни, какими чертами характера наделил Экзюпери розу?

Маленький принц никогда ещё не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, ещё скрытая в стенах своей зелёной комнатки, всё готовилась, всё прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала явиться на свет встрёпанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела показаться во всём блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днём. И вот наконец, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.

Отметь те черты характера, которыми обладала роза? Как ты понимаешь эти слова, объясни?

Вспомни, как относился к розе Маленький принц?

Докажи свой ответ словами из сказки.

К: Обсудите с товарищем по парте , почему роза всё время капризничала?

Напишите ответ_________________________________________________

________________________________________________________________

П сихолог может оказать неоценимую помощь родителям, если даст им ясные и простые советы, каким образом заниматься с детьми, чтобы развить у них творческие способности. Как правило, этой проблемой особенно озабочены родители первоклассников - они ведь очень хотят, чтобы их ребенок отлично и с увлечением учился, и готовы приложить усилия для оказания ему помощи в этом.
Один из важнейших показателей креативности - развитое воображение. Богатое воображение позволяет вырваться из рамок сиюминутной реальности, создать небывалые образы, унестись в будущее, взглянуть на окружающий мир по-новому, нестандартно, творчески. Предлагаемые ниже упражнения не требуют никаких специальных методических пособий или стимульных материалов и могут проводиться с детьми в условиях самой обычной квартиры с применением самых обычных предметов. Эти упражнения помогут ребенку тренировать все основные функции воображения, отрабатывать приемы и навыки развития фантазии, осваивать способы конструктивного преобразования действительности.
Со стороны родителей потребуются лишь заботливое внимание и умеренная помощь. Нужно поощрять ребенка выполнять задание разными способами, не спешить и над каждым поработать основательно. И тогда детское воображение может стать поистине творческим и активно преобразующим мир. Важнейший девиз в процессе этой работы - «Найди необычное в обычном!»

1.Упражнение «Тайна под покрывалом»

Ребенок отворачивается. Берется какой-нибудь предмет достаточно сложной формы (статуэтка, цветок в горшке, кукла и т.д.) и накрывается мягкой тканью. Ребенок должен назвать по меньшей мере три предмета, которые могут находиться под тканью. Если он затрудняется, можно предложить ему осторожно ощупать предмет через ткань.

2.Упражнение
«Путешественник»

Ребенку завязывают глаза. Вместе с родителем он должно «попутешествовать» по квартире, ощупывая встречающиеся предметы и называя их.

3. Упражнение «Кляксы»

Акварельными красками на листок бумаги ставится клякса. Нужно придумать не меньше пяти предметов или существ, на которые похожа эта клякса. Родителям следует обратить внимание на то, сколько разных типов предметов названо ребенком. Лучше, если это будут не только, например, животные, а совершенно разные предметы и существа. Нужно поощрять ребенка смотреть на эти кляксы с разных сторон, ведь лист можно поворачивать.
Нанесите на лист несколько клякс и попросите ребенка дорисовать эти кляксы до каких-то узнаваемых образов. Будет особенно хорошо, если ребенку удастся объединить эти образы в цельную картину.

4. Упражнение «Новый способ применения предмета»

Ребенок закрывает глаза, а потом по команде мамы открывает их и называет первый предмет, попавший в его поле зрения. Задание - найти что-то необычное в этом обычном предмете. Например, назван стул. Задание - найти новый, необычный способ использования этого обычного предмета. На стуле можно сидеть. А еще как можно использовать стул? Стоит предложить ребенку придумать несколько способов применения таких предметов, как стол, пластиковая бутылка из-под газировки, линейка, пустая коробка и т.д. Лучше дать ребенку эти предметы в руки, чтобы он мог ими манипулировать.

5.Упражнение «Волшебные названия»

Еще одна возможность раскрытия удивительного и необычного в самых простых и известных вещах возникает тогда, когда мы можем дать этим вещам яркие и остроумные названия. Недаром маленькие дети часто делают это спонтанно. Например: лопатка - копалка, утюг - гладюг, кастрюля - варилка. Родители могут попросить ребенка придумать, как иначе можно назвать такие предметы, как молоток, зеркало, ключ от дверного замка, сережка, магнитофон, велосипед, компьютер, ложка и т.д. Вещей, которым можно дать новые оригинальные и забавные названия, много в любой квартире. Можно поиграть с ребенком так: по очереди предлагать друг другу предметы для придумывания нового названия.

6.Упражнение «Что оттуда видно?»

Мама просит ребенка представить, что у всех предметов в комнате появились глаза. Что в таком случае они могли бы увидеть, а что оказалось бы недоступно для их наблюдения? Важно помочь малышу сделать описание комнаты с непривычной для него пространственной точки зрения. Нужно, чтобы он представил себе места, видимые воображаемому гномику или великану, но недоступные для глаз самого ребенка (например, верх шкафа).
Желательно, чтобы ребенок объяснил, почему тот или иной предмет «не видит» какую-то часть комнаты и другие предметы. Умение поставить себя на иную пространственную точку зрения способствует не только развитию воображения, но и пониманию позиций (точек зрения) других людей, а также помогает преодолению эгоцентризма, характерного для многих первоклассников.

7.Упражнение «Превращения предмета»

Самая простая вещь может оказаться необыкновенной, если посмотреть на нее по-новому. Так, скажем, стандартный (но перегоревший) электрический чайник может стать лейкой для цветов, аквариумом или местом для хранения авторучек и карандашей. Во что еще можно превратить чайник? А блюдце, половник, мясорубку?
Детям свойствен интерес к предметным играм, в которых используется многофункциональность каждой вещи. Целенаправленное «превращение» предметов с поиском большого числа вариантов способствует росту активности воображения.

8.Упражнение «Соединение предметов»

Неожиданные и удивительные свойства могут возникнуть у обычных предметов, если просто-напросто соединить их между собой. Например, можно одновременно рисовать карандашом и кисточкой. Получается забавно! Мама может попросить ребенка оглянуться вокруг и еще найти предметы, которые можно объединить и создать что-то новое и интересное.
Это упражнение уже вплотную приближает ребенка к способам и приемам изобретательства - той области, где творческие способности играют главнейшую роль. На этом уровне воображение становится по-настоящему конструктивным и творческим.

9.Упражнение «Сказки-наоборотки»

Это хорошо известный психологам прием развития воображения. Пусть мама назовет ребенку любую известную детскую сказку. Нужно рассказать ее так, чтобы в ней было все «наоборот» (заяц охотится за волком, слон величиной с горошину, а мышка - с гору, у деда случается неурожай репки и т.п.).

10.Упражнение «Сочинение сказок»

Малыша просят назвать любые семь слов, которые, по его мнению, могут встретиться в сказке. Мама их записывает, а затем ребенку нужно сочинить сказку, в которой эти семь слов должны обязательно встретиться. В простом варианте слов может быть три.

11.Упражнение «Встреча сказочных героев»

Пусть мама и папа независимо друг от друга назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Ребенку нужно придумать и рассказать короткую историю, в которой действовали бы оба эти героя.

12.Упражнение «Общая сказка»

Игра с мамой в сочинение общих сказок. Один «кусочек» сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ребенок продолжает. Если в семье есть еще братья и сестры - тем интересней. Тогда можно сочинять сказку по кругу. При этом совсем не обязательно останавливаться на одном круге. Можно пройтись три-четыре раза.

13.Упражнение.«Заполни середину»

Ребенку предлагается соединить в связный рассказ два предложения:
1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана...»; «...поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».
2) «По улице проехал грузовик...»; «...поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».
3) «Мама купила в магазине рыбу...»; «...поэтому вечером пришлось зажигать свечи».
Возможно, для придумывания связного рассказа ребенку не обойтись без помощи родителей. Эту помощь можно оказать, задавая наводящие вопросы (например, ко второму заданию: «Как ты думаешь, куда ехал грузовик? Что он вез?» и т.д.) или вставляя в рассказ ребенка фразы, продолжающие его мысль и подталкивающие его к следующему логическому ходу.
Совершенно не связанные между собой фразы, которые затем удастся объединить очень естественно и красиво, можно брать из книг, открывая их на случайных страницах.

14.Упражнение «Домашний театр»

Ребенку предлагается вообразить, что он превратился в:
1) тигра, который пробирается в джунглях;
2) робота;
3) парящего над скалами орла;
4) королеву Франции;
5) инопланетянина;
6) кипящую кастрюлю;
7) авторучку, в которой кончились чернила;
8) букву А;
9) цифру 8.
Нужно изобразить персонаж в движении. Задания можно написать на карточках и раздать членам семьи. После показа остальные должны угадать, что показано.

15.Упражнение «Фантастический рисунок»

В семье можно устроить конкурс на самый оригинальный рисунок. Пусть и папа, и мама, и все дети попробуют нарисовать, как может выглядеть:

животное с другой планеты;
самый необычный домик;
злой волшебник в детстве;
грустный компьютер;
хитрость и т.п.

Большинство из приведенных упражнений нацелено на развитие различных способностей и могут использоваться неоднократно и по-разному. При регулярном их применении творческий потенциал детей может значительно возрасти. Разумеется, эти упражнения далеко не исчерпывают всех возможностей развития креативности детей с помощью родителей.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: