Культура поведения человека в обществе

К сожалению, в школе нас не всегда этому учат. А ведь очень многих интересуют правила поведения в кругу друзей и в обществе малознакомых людей. Как сделать культуру этикета частью своей жизни и стать желанным членом любой компании?

Нормы и правила поведения в обществе распространяются на все формы взаимодействия человека с окружающим миром. Воспитанное поведение подразумевает, что человек корректно реагирует на любые события и не отвечает вспышками гнева на негатив.

Становление личности начинается ещё в детстве, поэтому большая часть ответственности за воспитание лежит на родителях. Именно взрослые должны привить ребёнку любовь к близким, уважение к окружающим и, естественно, правила хорошего тона. И делать это нужно не только словами, но и собственным примером.

Следующий этап развития личности – это самовоспитание. Упорное и целенаправленное движение по этому пути формирует характер, позволяет сознательно выработать в себе наиболее ценные человеческие качества и усвоить правила поведения, принятые в обществе. Здесь не должно быть отговорок, ведь сегодня для самовоспитания имеются все необходимые ресурсы – широкая сеть библиотек, театры, телевидение, Интернет. Главное - не впитывать в себя весь поток информации, а научиться отбирать самые ценные крупицы истины.

Для развития культуры поведения делайте упор на эстетическом самовоспитании. Оно развивает чувство прекрасного, учит правильно понимать и воспринимать красоту природы и искусства, получать удовольствие от общения в позитивном ключе. Но стоит оговориться: просто знать и применять правила поведения, принятые в нашем обществе, недостаточно. Ложь и притворство здесь неприемлемы – в сердце по-настоящему воспитанного человека есть место только естественной вежливости, чуткости и тактичности.

Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.

Основные нормы и правила поведения в обществе

Доброта и внимание к окружающим – самые важные правила общественного поведения. А вот список хороших манер довольно обширен. Рассмотрим основные из них:

  1. Думайте не о себе, а о других. Окружающие люди ставят в приоритет чуткость, а не эгоизм.
  2. Проявляйте гостеприимство и дружелюбие. Если вы приглашаете гостей, относитесь к ним как к самым близким людям.
  3. Будьте вежливы в общении. Всегда говорите приветственные и прощальные слова, благодарите за подарки и оказанные услуги не только словом, но и делом.
  4. Исключите хвастовство. Пусть окружающие судят о вас по поступкам.
  5. Сначала слушайте, а потом говорите. Не перебивайте собеседника - вы успеете высказать свою точку зрения позже.
  6. Не «тычьте» в людей пальцем и не смотрите пронзительным взглядом. Это смущает их, особенно, инвалидов.
  7. Избегайте критики и жалоб. Человек с хорошими манерами старается не обижать людей негативными высказываниями и не сетует на судьбу.
  8. Сохраняйте спокойствие в любых ситуациях. Гнев не только приводит к ненужным конфликтам с окружающими, но и вносит диссонанс в собственный внутренний мир.
  9. Будьте пунктуальны. Опоздания показывают, что вы не умеете планировать свой день и не цените время других людей.
  10. Держите слово. Невыполненное обещание может привести к настоящей трагедии в жизни обнадёженного вами человека.
  11. Вовремя возвращайте долги. Несоблюдение этого правила часто становится причиной не только прекращения дружбы и хороших взаимоотношений, но и серьёзной вражды.


В бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

Правильное поведение в обществе деловых людей

В бизнес-среде, так же как и в светской жизни, существует определённый этикет. Он во многом повторяет основные правила поведения людей в обществе, но имеет и собственные нюансы. Владея нормами делового этикета, вы получите признание в мире успешных людей, сможете быстро построить карьеру или продвинуть собственную компанию на лидирующие позиции рынка. Конечно, в бизнесе мало быть просто воспитанным человеком, но соблюдая правила делового этикета, вы значительно быстрее добьётесь успеха.

  • Пунктуальность. Один из основополагающих постулатов делового мира гласит «время – деньги». Вы можете великолепно вести переговоры, харизматично представлять презентации, профессионально управлять персоналом, но… «воровство» чужого времени путём вечных опозданий сводит на нет весь эффект от положительных качеств. Непунктуальный человек не вызывает доверия и уважения и вряд ли найдёт постоянных партнёров среди успешных крупных компаний. Правильное поведение в обществе деловых людей требует чёткого планирования рабочего дня и полного контроля над ходом событий.
  • Дресс-код. Внешний вид – визитная карточка человека, которая рассказывает о его характере и внутреннем мире больше, чем любые слова. Провокационный облик выказывает протест против законов и устоев общества, а это не принимается в деловом мире. А вот строгий деловой костюм, аккуратная причёска и гармонично подобранные аксессуары свидетельствуют о том, что человек готов подчиняться всеобщим правилам и работать в единой команде.
  • Грамотная речь. Бормотание под нос или жаргонные словечки сведут на нет даже самый правильный внешний вид. Если у вас нет врождённого дара внятно излагать мысли, работайте в этом направлении. Речь по существу, без лишних лирических отступлений поможет найти общий язык с коллегами и клиентами и станет хорошим подспорьем для движения по карьерной лестнице.
  • Соблюдение коммерческой тайны. В жизни не любят болтунов и сплетников, а в деловом мире – нелояльных сотрудников. Разглашение секретов компании может стать не только причиной увольнения, но и вызовет сложности с последующим трудоустройством – шпион сразу попадает в негласный «чёрный список» неблагонадёжных работников.


  • Уважение. Профессионал обязательно проявляет вежливость к своим партнёрам, клиентам и коллегам. Способность выслушать чужие доводы без споров и критики и обсудить разногласия в конструктивном и позитивном ключе – неоценимое качество делового человека.
  • Взаимопомощь. Нужно помогать коллегам и словом, и делом, особенно тем, которые недавно работают вместе с вами. В большинстве случаев добро возвращается нам сторицей.
  • Ответственность. Все знают, что на работе нужно работать. Тем не менее, многие сотрудники тратят рабочее время на болтовню и личные дела. Это прямая безответственность по отношению к общему делу. Полбеды, если это отразится только на самих бездельниках. А ведь срыв важного проекта может оставить компанию без прибыли, а сотрудников – без зарплаты.
  • Телефонный этикет. Деловые переговоры по телефону требуют особого подхода, ведь на расстоянии с собеседником нельзя наладить визуальный и эмоциональный контакт. Чтобы оставить о себе позитивное мнение, не перебивайте собеседника, говорите чётко и ясно, задавайте вопросы только по делу. Если говорить о телефонном этикете внутри компании, то старайтесь избегать личных звонков в рабочее время – они отвлекают внимание других сотрудников и позиционируют вас как несерьёзного болтливого человека.

Перечислить все правила и нормы поведения человека в обществе и на работе, пожалуй, невозможно. Чтобы прослыть воспитанным человеком, не забывайте основы культуры этикета и проявляйте к людям такое отношение, какого желаете самому себе.

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, - это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину - женщине;
  • младшего по возрасту и положению - старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее - уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься - Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.


Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту - к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама - мужчине, старший - младшему, руководитель - подчинённому, даже если работник - женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.


Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие - тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе - это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.


Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона - неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.


Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.


Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина - за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано - значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.


Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения - всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное - начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!

Поскольку человек является существом общественным, то и его полноценная жизнь вне жизни общества просто невозможна. Человек должен считаться с нормами и формой поведения, которые заведены в обществе в целом и в конкретных ситуациях или в том либо ином обществе. Часто то, что неприемлемо в одном обществе, можно позволить себе в другой ситуации. Но все-таки, каждый человек должен сформировать для себя основополагающие принципы поведения, которые будут определять его жизненную норму и линию поведения и таким образом формировать его отношения с другими людьми, а отсюда и его жизненный успех.

Нормы поведения человека в обществе и в обращении с другими людьми формировались на протяжении веков. Но эти нормы не всегда были одинаковы. Изменялся общественный строй, социальное и сословное деление населения, разными были обычаи в обществе аристократии, мещан, духовенства, рабочих, крестьян, интеллигенции, военных. При этом отличалось поведение молодежи и взрослых, неодинаковыми были национальные и социальные традиции, на которые эти нормы поведения опирались. Для представителей высшего состояния, аристократии были установленные твердые правила поведения, незнания или нарушения которых считалось нехваткой воспитания.

Также часто нормы поведения соответствующего состояния общества в разные времена оценивались по-разному: во времени их становления они были соответствующими, а в другой период развития общества они уже считались несоответственными, свидетельствовали о невысокой культуре человека.

Общаясь, люди, как правило, собираются вместе. Или в более малом, или в большем обществе и эти встречи большего количества людей бывают в основном чем-то вызваны. Причиной может быть какое-то личное или семейное событие (день рождения, день ангела, свадьбы, юбилейные даты) или общественная (государственные и местные праздники, отмечания какого-то исторического события и тому подобное). Участниками таких встреч бывают, как правило, люди, которые хорошо знакомы. Но когда незнакомый человек впервые попадает в такое общество, то он должен в первую очередь представиться, чтобы присутствующие узнали об этом лице. Потому чаще всего такого человека в общество сопровождает и отрекомендовывает хозяин дома или человек, который хорошо знает общество. Если же такого лица нет, то незнакомец отрекомендовывается самостоятельно: Уважаемые, позвольте представиться. Меня зовут (следует назвать свое имя, отчество или фамилию), я по специальности... (здесь можно указать либо профессию, либо должность и тому подобное).

Перед тем, как зайти в комнату, обычно снимают в гардеробной верхнюю одежду и головные уборы, причем женщины могут шляпы не снимать. Сбрасывать обувь не считается обязательным, вместо этого следует ее хорошо вытереть о коврик.

Урок 19. Правила и нормы поведения в обществе

29.10.2013 13315 0

Цели: рассмотреть правила и нормы поведения в обществе; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, крити­ческое мышление.

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, нравы, этикет, религиозные нормы, правовые нормы.

Оборудование: учебник, дополнительные материалы.

План изучения нового материала

1.Что такое социальные нормы?

2.Обычаи и традиции.

3.Нравы и законы.

«Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его» ( J 1. H . Толстой).

«Не хочешь быть униженным, не унижай никого» (Низами). «Какими глазами смотришь на человека, таким он гебе и кажется» (народная мудрость).

Тема нашего урока посвящена правилам и нормам поведения в обществе.

Учитель приглашает для устного ответа трех учеников. Класс задает каждому ученику пять и более вопросов, при этом четко определяет, кому адресован вопрос. Далее обучающиеся рецен­зируют ответы одноклассников.

Два-три ученика представляют результаты домашнего прак­тического задания. Ответы оцениваются.

1.Составление словаря урока.

Наша тема предполагает овладение рядом понятий и терми­нов. Я предлагаю вам составить словарь урока, бегло просмотрев учебный материал.

Словарь урока

Социальные нормы - это запреты и разрешения, требования, правила поведения, обычаи и традиции.

Обычай - это привычные формы поведения в повседневной жизни.

Привычки - это установившаяся схема поведения в опреде­ленных ситуациях.

Манеры - это внешние формы поведения человека.

Этикет - это принятая в особых социальных кругах система правил поведения.

Традиции - это все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем.

Нравы - высокочтимые обществом массовые образцы дей­ствий.

Табу - это система запретов на какие-либо действия, слова, предметы.

Ценности - социально одобряемые и разделяемые большин­ством людей представления о том, что такое добро и зло.

Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в тек­стах священных книг либо установленные церковью.

Правовые нормы - это правила поведения, закрепленные в за­конах.

Примерная схема понятий

1)Социальные нормы - правила поведения - обычаи, тра­диции.

2)Табу - запрет на действия.

3)Религиозные нормы - правила поведения - тексты - свя­щенные книги.

2.Лекция.

Социальные нормы

Под социальными нормами понимают общие правила и об­разцы поведения людей в обществе. Социальные нормы скла­дываются исторически закономерно. Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. Поданному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, ко­торые дают представление о добре и зле, о справедливости и не­справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обес­печивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошедшие в при­вычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выра­жают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренними убеждениями членов этих органи­заций.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечи­вается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, установленные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Человек и общество не могут существовать без определенных правил и норм. Нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, нравы, религия, законы сплачивают общество и поддерживают общественный порядок. Наш следующий урок пройдет в форме международной конференции по проблеме сохранения традиций отдельно взятых народов и стран.

(Учитель делит класс на 4-5 групп. Каждая из них представля­ет страну и должна сформулировать свои предложения для резо­люции конференции по сохранению традиций в странах мирового сообщества. Учащимся необходимо коротко рассказать о своей стране и ее традициях по плану:

1.Историческая справка.

2.Географическое положение.

3.Традиции, играющие значимую роль на современном этапе.

4.Существующие проблемы по сохранению традиций.

5.Выдвинуть 2-3 пункта для резолюции по сохранению тра­диций в современном мире.

Учащиеся могут продумать презентационное оформление к докладу (музыкальное оформление, видеоматериалы, мульти­медийная презентация, иллюстрации, национальные костюмы или их элементы и т. д.).

Учитель организует консультации для подготовки к уроку.

Страны: Россия, Япония, Индия, Бразилия, Египет (может быть другой вариант).)

Дополнительный материал Рождение и воспитание детей в Китае

Большим событием в жизни каждой китайской семьи считалось рож­дение сына. Близкие и друзья навещали роженицу, приносили подарки: одежду для ребенка и продукты для поддержания сил матери. Чтобы от­благодарить друзей и знакомых, накрывали праздничный стол или просто угощали гостей вареными яйцами, окрашенными в красный цвет. В этих случаях полагалось приглашать друзей на лапшу, которая символизиро­вала долголетие новорожденного.

Ребенок в семье был радостью, если рождался мальчик, но становил­ся обузой, если на свет появлялась девочка.

Иметь сына считалось целью брака и большим счастьем для семьи. Это нашло отражение и в поговорках: «Вырастишь сына - обеспечишь старость, соберешь зерно - предотвратишь голод», «И сына, и поле надо иметь свои», «Лучшие сыновья в мире - свои собственные».

Надеясь родить сына, женщины прибегали к толкованию сновиде­ний, об этом говорит «Шицзин»:

Серый и черный приснится медведь -

То сыновей предвещающий знак;

Если же змей довелося узреть -

То дочерей предвещающий знак!

Или, например, беременная женщина поднималась до зари и, надев костюм мужа, отправлялась к ближайшему колодцу. Она обходила вокруг него трижды, наблюдая за тенью в воде. Если по окончании прогулки ей удавалось вернуться домой незамеченной, это служило добрым предзна­менованием: родится мальчик.

При рождении ребенок получал «молочное» (детское) имя. Это имя должно было состоять из иероглифов, обозначающих что-нибудь прият­ное, надежду на то, что дитя будет счастливым и не умрет в младенчестве. Ребенка часто называли Со-эр, Чжу-эр, Шуань-эр, что, соответственно, означало: Замочек - пусть ребенок будет в такой же безопасности, как то, что заперто под замком; Столбик - пусть ребенок твердо стоит на ногах; Узелок - пусть он будет надежно привязан к своему дому. Все эти имена давались, конечно, мальчикам. Их наделяли и такими именами: Фу (Богатство), Гуй (Знатность), Си (Счастье), Лэ (Радость). Именами девочек, как правило, служили названия цветов, драгоценных камней, бабочек, птиц: Лянь-хуа (Лотос), Му-дань (Пион), Син-эр (Абрикос), Тао-эр (Персик). Их также могли назвать Сяо-мао (Котеночек) или Эр- мэй (Вторая сестричка). Иногда детям давали имена в соответствии с вре­менем года, когда они родились: Чунь-эр (Весна), Сяшэн-эр (Рожденная летом), Цю-эр (Осень), Дун-эр (Зима).

Рождение детей на благо родителей считалось основной целью брач­ной жизни и, как думали верующие, обеспечивало старшему поколению загробный покой.

Однако среди всех членов семьи самыми бесправными были дочери. От них требовалось не просто послушание, но беспрекословное повино­вение. С детских лет они должны были участвовать в любой домашней работе, помогая в уборке, моя и чистя посуду. В подростковом возрасте их обучали шитью. После того как для девушки был выбран жених (как правило, это случалось уже к двенадцати годам), будущая невеста обуча­лась той работе, которой занимаются женщины из семьи жениха.

Девочкам не разрешалось предаваться играм и безделью. Им не разре­шалось общаться с соседскими мальчишками. А в подростковом возрасте запрещалось играть и с мальчиками своей семьи. Запрет налагался на все самостоятельные передвижения за пределами дома. Отлучки из дома были возможны только в сопровождении кого-нибудь из членов семьи.

Воспитанием и обучением девочек в основном занимались женщины. Однако отцы не должны были полностью оставаться в стороне. Именно на их плечах лежала ответственность по воспитанию в дочерях так назы­ваемых «трех правил подчинения»: дома повиноваться отцу; в замужестве повиноваться мужу; во вдовстве повиноваться сыну. Глава семейства отвечал и за воспитание у дочери «четырех добродетелей», состоящих в соблюдении супружеской верности, честности, скромности и усердия.

Япония: быт и традиции

В мягко освещенных витринах токийских ресторанов и столовых выставлены удивительные копии предлагаемых блюд, сделанные из пластика. В настоящей посуде они настолько искусно воспроизводят оригиналы, что иногда не сразу понимаешь, что перед тобой пластмасса. Рядом с каждым блюдом название и цена, поэтому можно выбрать то, что по карману и привлекает взор.

Первые пищевые муляжи появились в японских ресторанах чуть ли не сто лет тому назад, когда стали делать из воска копии непривычных европейских блюд. В наше время «фальшивая еда» стала такой же неотъ­емлемой и повсеместной принадлежностью Японии, как попадающиеся на каждом шагу торговые автоматы.

Перерыв на обед наступает по всей Японии в полдень, который мож­но легко определить и без часов - по толпам служащих, устремляющихся в близлежащие небольшие столовые: по мотоциклистам и велосипеди­стам, которые развозят заказы, сделанные по телефону, прямо к рабочим местам.

У людей одиноких в обеденное время пользуются успехом простые блюда из риса: рис, завернутый в европейский омлет с кетчупом, рис с соусом карри - карри райсу, жареный рис по-китайски или блюда с ри­сом по-японски в больших пиалах домбури.

Несколько по-иному питаются в обеденный перерыв люди семейные. Самая плотная задень еда с рисом и супом ждет их вечером дома, поэтому на работе женатые служащие предпочитают просто перекусить. Лучшим, легко усвояемым обеденным блюдом у старшего поколения считается лапша: пшеничная удон в виде клепок и затем преображенная в толстые белые «макароны», собственно, китайская яичная мэн.

Конец обеда в наши дни обычно отмечается неторопливым пить­ем кофе, ставшего популярным в Японии после войны. Сейчас японцы пьют этот западный напиток почти в таких же количествах, как тради­ционный чай. Заказав одну-единственную чашку кофе, можно сколько угодно сидеть за уютными столиками, слушать тихую музыку, беседовать со знакомыми и даже вздремнуть.

Все больше в японскую жизнь проникает так называемая «быстрая еда» американского происхождения { fastfood ). Начало этому проникнове­нию было положено американской трансконтинентальной корпорацией «Макдональдс».

За «Макдональдсом» началось быстрое вторжение других американ­ских сетей, торгующих теми же гамбургерами, пончиками, мороженым, пиццей, жареной курицей, а за ними расплодились и их японские под­ражатели.

Но не только разрушение традиционной системы питания и появ­ление множества толстяков беспокоит японцев. В не меньшей степени они озабочены наличием в своей пище - как национальной, так и за­падной - большого количества химических добавок. В среднем каждый японец съедает за год около четырех килограммов различных химикали- ев - консервантов, красителей, ароматизаторов.

Особые традиции в Японии связаны с уличной торговлей. Продавцы съестного съезжаются к любым местам массовых гуляний и устанавлива­ют там свои ларьки, украшенные короткими занавесками норэн и тради­ционными красно-белыми полосатыми тентами.

В духе средневековых японских законов, предписывающих каж­дому члену общества, носить ли ему шелк или хлопок, ходить пешком или ездить на коне, современные школьные правила регулируют дли­ну форменной юбки у девочек и форменного мундира с глухой стойкой у мальчиков, ширину брюк и цвет носков, фасон и цвет грубой обуви на низком каблуке. Девочки часто носят зимой мешковатое синее паль­то - под цвет форменной матроски, - уродующее их фигурки, которые заметно вытянулись и стали более длинноногими за послевоенные годы. В некоторых школах обязательны значки с гербами, форменные сумки и головные уборы.

Особое внимание в школах хороших манер уделяется поклонам, без которых невозможно жить в стране, где кланяются все и всегда. Отвеши­вает поклоны премьер-министр, прежде чем обратиться к парламенту. Кланяются дикторы телевидения в начале и, особенно, в конце ново­стей, завершающихся извинением за беспокойство. Кланяются про­давцы в магазинах: на тридцать градусов - приветствуя посетителей; на пятнадцать - приглашая посмотреть товары: на сорок пять - провожая покупателя, сделавшего покупку. Подсчитано, что девушки-лифтеры в универмагах отвешивают поклоны около двух с половиной тысяч раз в день, а та, которая вызывает лифт на первом этаже, кланяется даже закрывшимся дверям - вслед уже уехавшим покупателям. Любые виды поклонов можно увидеть в школах традиционных видов спорта.

Традиционному этикету, необходимому во время посещения раз­личных торжественных церемоний, обучают также в многочисленных школах кимоно. Известно, что японская национальная одежда, совсем было исчезнув во время войны, возродилась впоследствии, прежде всего как праздничный наряд для ритуалов и парадных приемов. Постоянно кимоно носят только некоторые пожилые люди да те, кто по роду своей деятельности связан со стариной. Прочие японцы (да и то не все) надева­ют вне дома национальный костюм только раз в году, чаще всего во время ритуальных посещений храмов. Целые семьи в кимоно можно увидеть в праздничной толпе на Новый год. В День совершеннолетия пятнадца­того января в храмах появляются стайки двадцатилетних японок в белых пушистых воротничках и красочных девичьих фурисодэ - кимоно с очень длинными рукавами.

В школах кимоно можно научиться навыку надевания этой одежды, которым еще недавно владели все, а сейчас только половина японок. Но, пожалуй, это не главная задача - ведь при необходимости можно обра­титься в ближайший салон красоты, где вам не только помогут одеться, но также сделают подходящую прическу.

Среди учениц школ кимоно встречается немало девушек, которые готовятся к свадьбе - важному событию, после которого бывшие бурикко превращаются в почтенных замужних домохозяек оку-сама. Сразу после свадьбы больше половины из них оставляют работу, чтобы заниматься ведением домашнего хозяйства.

Домашние игровые приставки к телевизорам в середине 1980-х гг. уже были у каждой четвертой японской семьи. Они пришли на смену самым первым электронным портативным играм с экранчиком на жид­ких кристаллах. Сейчас маленькие электронные игры почти совсем утра­тили популярность, зато в любом универмаге разложены на витринах выпускающиеся одна за другой игры для домашних приставок. Здесь же, в магазинах, их часами бесплатно осваивают ребята, особенно те, у кого еще нет своей игры дома.

Хорошо это или плохо - проводить часы за видеоиграми? Плохо, считают многие учителя и психологи. Мальчишки и девчонки в Японии и так ведут малоподвижный образ жизни, а тут еще дополнительно утом­ляют глаза, делаются раздражительными и плохо управляемыми. Хорошо, возражают другие. Ведь новому поколению предстоит жить в мире ком­пьютеров. Поэтому к экранам и кнопкам оно должно привыкать с дет­ства, а не бояться их, как многие люди старшего возраста. Можно считать, что домашняя игровая приставка - это «начальная школа» компьютерной

1 рамотности. Сначала ребята пользуются готовыми программами, есте­ственный следующий шаг - изобретение детьми собственных игр, иначе говоря, составление новых игровых программ. Оно стало возможным после того, как компания «Ниндэндо», выпустившая самую любимую у японских ребят игровую приставку, стала продавать в дополнение к ней шсковод и пульт управления. Последняя фирменная новинка - особый

9 А,В. Поздеев, Е.Б. Биянова коврик, начиненный электроникой, который заменяет обычный пульт управления с кнопками: прыгая на коврике, ребенок может совмещать увлекательную видеоигру с хорошей физической разминкой. Наверное, такие разминочные устройства будут когда-нибудь придуманы и для взрослых, которые жалуются на усталость от неподвижного сидения перед экраном компьютера. А между тем все большему числу японцев приходится учиться обращению с компьютерами не только на службе, но и в обычной уличной и домашней жизни.

Современные японские компьютеры рассчитаны не только на циф­ры, латинские буквы и два вида японской азбуки, но также и на иеро­глифы.

Конечно, повсеместное проникновение компьютеров не может не создавать своих проблем и трудностей. Одна из них - это вторжение в частную жизнь людей. Благодаря компьютерам большое число собран­ных и обработанных ими разрозненных сведений становится доступным и властям, и мошенникам, использующим полученные данные для своих махинаций. Но каковы бы ни были эти проблемы, современное общество информации обходиться без компьютеров уже не может.

Цели: рассмотреть проблему сохранения традиций в совре­менном мире; развивать умение учащихся отстаивать свою по­зицию.

Оборудование: учебник, дополнительные материалы, техниче­ские средства обучения.

Урок проходит в форме международной конференции по теме «Проблема сохранения традиций в современном мире».

Данная форма занятия предполагает отказ от этапа опроса в начале урока. Игровая ситуация в классе как бы дублирует меж­дународную конференцию, на которой в качестве представителей от разных стран участвуют школьники.

Представители разных стран решили провести международ­ную конференцию по проблеме сохранения традиций в отдельно взятых странах и у отдельных народов.

Добрый день, участники международной конференции! Мы собрались на наш форум, чтобы обсудить важнейшую проблему современного мира - сохранение его уникальности и неповтори­мости, ценностей и традиций народов, проживающих на нашей

планете. Поприветствуем ее участников и начнем работу конфе­ренции. Предлагаю утвердить программу работы конференции... Слово для доклада предоставляется...

(Учитель в ходе урока фиксирует высказанные учащимися предложения. Конференция вырабатывает общие предложения по сохранению уникальных традиций народов мирового сообщества. Создается общая резолюция. В преамбуле отмечаются важнейшие темы конференции.)

-Назовите ключевые понятия темы.

-Объясните значение названных понятий.

-Сформулируйте основную мысль одного из докладов.

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по гла­ве 3 «Социальная сфера общества».

1. Некоторые люди считают, что социальные нормы их ограничивают, заставляют жить по определенным правилам, а не так, как они хотят.
Предположите, что случилось бы с обществом, если бы все социальные нормы исчезли.

Философы просвещения считали, что свобода состоит в праве делать все, что не вредит другому. Социальные нормы позволяют людям контролировать свое поведение мирного и бесконфликтного сосуществования с другими представителями общества. При отсутствии социальных норм общество «утонет» в конфликтах и само его существование будет поставлено под угрозу.

2. Соотнесите названия социальных норм и их определения.

1. Правовые нормы Ж А. Традиционно установившийся порядок поведения людей
2. Обычаи А Б. Правила поведения, заключающихся в символических действиях, установленных обычаем
3. Религиозные нормы Е В. Внешние формы поведения человека
4. Обряды Б Г. Нормы, основанные на представлениях общества о добре и зле
5. Моральные (нравственные) нормы Г Д. Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения
6. Этикет Д Е. Нормы, которые устанавливаются церковью и регулируют поведение верующих людей
7. Манеры В Ж. Обязательные для всех правила поведения, закрепленные в законах и охраняемые силой государства

3. Определите, какие социальные нормы иллюстрируют примеры.

4. Проведите небольшое исследование. Вспомните и перечислите, какие социальные нормы вы выполнили в течение дня. А были нормы, которые вы нарушили? Какие выводы по результатам исследования вы можете сделать?

Задание выполняется самостоятельно. Например:

5. Определите, какая социальная норма была нарушена, и объясните, почему вы так считаете.

На торжественный официальный прием в посольство молодой человек пришел в рваных джинсах и футболке этикет
Приятель, имеющий автомобиль, пообещал своим друзьям - молодой семье - помочь перевезти вещи. Однако не только не помог, но и не предупредил, что не приедет моральные (нравственные) нормы
Молодой человек превысил максимально допустимую скорость на шоссе, и его машина чуть не врезалась в столб правовые нормы
Несколько одиннадцатиклассников заявили, что они не придут на последний звонок традиция (обычай)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: